Июль

Почему, или для чего?

«Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, стою, а Ты только смотришь на меня» (Иов 30:20).

В жизни есть много, на первый взгляд, необъяснимого. Мы обращаем свой взор к небесам и взываем: «Господи, почему?» И нет на этот вопрос ответа, возможно, потому, что правильнее было бы спросить: «Для чего?»

История Жаира, который заболев, провел несколько дней в больнице, яснейшим образом показывает, что за всем происходящим кроется промысел Божий.

Лежа на больничной койке, он неоднократно вопрошал: «Господи, почему?» Ответа не было, но вместо этого к нему в палату поместили больного, Жаир мог говорить с ним об Иисусе и рассказывать ему о Библии.

Прошло время. Вопрос, которым задавался Жаир, лежа в больнице, похоже, так и остался без ответа, но по прошествии двенадцати лет, придя в церковь Пауло Альфонсо в бразильском штате Эспириту Санто, он встретил целую группу единомышленников, принявших Евангелие благодаря работе, проделанной юношей, которого звали Эдинальдо. Это и был тот самый сосед по палате, с которым Жаир занимался изучением Библии, задаваясь в те дни вопросом: «Господи, почему?»

Время дало ответ, и он был таким: «Я не отвечу тебе, почему это произошло, но скажу — для чего. Ты заболел для того, чтобы Я с твоей помощью смог достучаться до сердца Эдинальдо, чтобы он сумел привести ко Мне эту группу вновь обращенных».

«Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне», — говорит Иов в сегодняшнем памятном стихе. Сколько раз нам приходилось восклицать то же самое! Человек стремится незамедлительно получить ответ на свой вопрос. В минуты отчаяния мы ропщем на Бога, говоря, что Он несправедлив к нам. «Для всех у Него находится время, только не для меня», — думаем мы, позволяя разгораться возмущению в наших сердцах.

Если бы нам было дано видеть результат с самого начала, мы бы, несомненно, старались идти по жизненному пути, который указывает нам Господь, так как знали бы, что при встрече с любой трудностью надо спрашивать себя не только «Почему?», но и «Для чего?»

Человеческое страдание всегда имеет определенный смысл. Когда Иисус терпел муки на кресте, Ему служило поддержкой не теологическое рассуждение о страдании, а лишь намерение пожертвовать Собой. Он умирал ради спасения людей, и этим была проникнута каждая капля пролитой Им крови.

Ты бродишь по долине теней? Не пытайся понять — почему. Проси у Бога, чтобы Он дал тебе силы не отчаяться, и знай, что за всем стоит промысел, который когда-нибудь станет явным.

Кому принадлежит другой голос?

«Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (Дан. 6:22).

Майк Уилсон, американский пилот, работавший на миссионерских авиетках в бразильской Амазонии, рассказывал, что как-то раз ему пришлось вести самолет в Соединенные Штаты на обычный профилактический осмотр. Это было в пятницу вечером, незадолго до захода солнца. Майк начал петь религиозные гимны, готовя свое сердце к субботе. Внезапно ему показалось, что он слышит еще один голос в самолете. Майк прекратил петь, но другой голос продолжал звучать. Он потряс головой и подумал: «Наверное, переутомился в полете, слава Богу, я уже подлетаю».

Авиетка приземлилась удачно, и счастливый Майк провел субботу на родине, в кругу семьи.

На следующей неделе, когда он собрался лететь в Бразилию, механик его спросил: «Вы на этом самолете прилетели? Благодарите Бога — вы долетели чудом. Самолет имел совершенно неисправный узел. Просто уму непостижимо, как он в таком состоянии действовал во время полета».

Чудеса не находят объяснения, они просто принимаются. Майк понял, что пел вместе с ним в кабине, безусловно, ангел, который позволил ему долететь живым и невредимым.

Нам много приходится путешествовать, порой путешествия бывают утомительными и опасными. Враг несет детям Божьим тоску, слезы и смерть. Возможно, тебе довелось познать это на собственном опыте. Возможно, сегодня у тебя на сердце рана, а в глазах слезы. Но помни: ты никогда не останешься один, с тобой незримо находятся ангелы Господа для того, чтобы защитить и утешить тебя.

Сколько раз такие люди, как Майк, подвергались опасности, сами того не ведая! Каждая минута нашей жизни — это чудо: воздух, которым мы дышим, вода, орошающая землю и дающая жизнь ростку, сон, восполняющий силы, солнце, которое после ночного мрака несет новую жизнь и новые надежды. Все это — постоянно совершающееся чудо. Божьи ангелы освобождают нам путь, убирают камни из-под ног и тернии с чела, они закрывают пасть львам и ежедневно являют нам бесконечную любовь Божью.

Стоит ли тогда сомневаться в солнечном свете, даже если оно не светит сегодня так же ярко? Стоит ли огорчаться, даже если ночь холоднее, чем обычно? Пой, несмотря на боль, восхваляй имя Господа, тогда ты почувствуешь, что Он есть. Кто-то еще поет рядом с тобой!

Молиться — значит открыть дверь Иисусу

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что этот стих связан с молитвой? На первый взгляд, Иисус просит, а человек решает — открыть или нет, но стих подразумевает и молитву. Молиться — значит позволить Иисусу войти к нам в сердце. Это не мы своей молитвой призываем Христа прийти для решения наших проблем. Это Он вдохновляет нас на молитву, Он стоит у дверей и взывает, желая войти. Мы молимся потому, что Он постучал в нашу дверь. Молитва — это не инициатива человека обратиться к Богу, а ответ на просьбу Иисуса войти в нашу жизнь.

Теперь, возможно, легче будет понять, о чем говорит пророк Исайя: «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу» (Ис. 65:24).

Молитва несет облегчение душе. Это можно сравнить с дыханием души. Поразмышляем немного об этом. Нужно ли нам предпринимать усилия для того, чтобы дышать или не дышать? Нас окружает воздух, и нам достаточно лишь позволить ему наполнить легкие, и он принесет жизнь и энергию каждой клеточке.

Это верно и относительно воздуха, необходимого душе. Иисус, посредством Святого Духа, страстно желает войти в наше сердце, и когда мы молимся, мы просто позволяем Ему войти.

В молитве не следует просить о чем-либо или настаивать, чтобы Бог изменил Свое мнение относительно той или иной ситуации. Это именно Он хочет увидеть перемены в нашей жизни и победу над нашими трудностями. Именно Он стучится к нам в дверь и желает вечерять с нами. Он желает войти в самые укромные уголки нашей жизни, войти на кухню, дотронуться до посуды, погреться вместе с нами у очага. Но Он никогда не приходит с пустыми руками, ибо всегда дает утешение, совет, мудрость в решениях, силу для преодоления препятствий и мужество принять то, что нельзя изменить.

Результат молитвы не зависит от того, насколько предан Богу и насколько праведную жизнь ведет тот, кто ее творит. Ведь и то, и другое — это результат молитвы. Не думай, что если ты будешь молиться страстно, со слезами, то Бог щедрее одарит тебя. Тебе надо лишь открыть свое сердце. Молиться — значит позволить Ему войти и стать частью наших снов, нашей борьбы, побед и поражений.

Человек, не творящий молитв, живет в одиночестве. Он чувствует себя одиноким, борется в одиночестве и в одиночестве терпит поражение. Те же, кто стремится стать похожим на Иисуса, должны быть чуткими к Его зову, открыть Ему дверь и позволить войти. Готов ли ты сегодня позволить Ему войти?

Молиться — значит признать несовершенство человека

«Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7).

На всякую ли молитву отвечает Бог? Почему иной раз нам кажется, что у Него хватает времени на всех, кроме нас? Чувствовал ли ты себя когда-нибудь ничтожным, грешным и недостойным быть услышанным Господом? Тебе следует понять вот что: сознание собственного несовершенства — это лучшая молитва. Первый шаг к тому, чтобы услышать Божественный ответ, — это ощущение собственной слабости и недостоинства.

Когда с приходом ночи мы молимся и рассказываем Богу обо всем происходящем в нашей жизни, открываем сердце и говорим с Ним, мы делаем это не для того, чтобы отчитаться о сделанном в течение дня, а для того, чтобы ощутить свою зависимость и потребность в Нем.

Даже если мы ничего не будем говорить, а просто упадем на колени, признавая, что нуждаемся в Нем, Иисус услышит и поймет нас.

Если ты — мать, то, наверное, сможешь это понять. Взгляни на очаровательного малыша у твоих ног. Он еще не научился говорить, но у него есть потребности — в еде, уходе, материнском тепле. Он умеет только плакать, но ты и не ждешь, чтобы он объяснил причину своего беспокойства. Потому что ты его любишь и стараешься предупредить все его желания. Ты его мать. На этом маленьком человечке сосредоточена вся твоя нежность и внимание, будь то 8 часов вечера или 2 часа ночи.

Примерно так же поступает с нами Бог. Молясь, ты перестаешь избегать Бога. Ты открываешь Ему сердце и позволяешь войти в него. Поз-воляешь Ему стать частью твоих планов и мечтаний, позволяешь участвовать в самых сокровенных переживаниях твоей жизни. Ты никогда не остаешься в одиночестве. Он и ты — вы станете единым целым. Он будет в тебе освящать твою волю.

Теперь, когда вы стали единым целым, научись доверять Ему. Научись не отчаиваться, когда Божественный ответ не таков, какого ты ожидаешь. Молиться — значит ощущать несовершенство человека и открывать сердце Богу, как другу. Неоднократно придется Ему сказать тебе: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после».

Бог всегда направляет нашу жизнь, как направляли бы мы ее сами, если бы с самого начала могли видеть конец. И вы убедитесь, что в те минуты, когда вы думали, что Бог не слышит ваших молитв, Он, оказывается, был как никогда близок.

Рука Господа защитила нас

«И отправились мы от реки Агавы в двенадцатый день первого месяца, чтобы идти в Иерусалим; и рука Бога нашего была над нами, и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути» (Езд. 8:31).

Ездра возвращался из Вавилона в Иерусалим, чтобы провозгласить эдикт, разрешающий евреям воздвигнуть храм для поклонения Богу. Всякое великое начинание требует молитвы и сосредоточенности, и Ездра не хотел отправляться в путь, не будучи уверенным в поддержке Бога. Дорога была полна опасностей, путников подстерегали грабители.

Израильский писарь постыдился просить у царя охрану, сказав ему, что «рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая» (ст. 22). Вера должна быть подвергнута испытанию, она должна проявить себя. Крепка ли вера во всемогущего Бога, если, отправляясь в путь, мы вооружаемся до зубов? Но значит ли это также, что можно оставлять двери дома открытыми, уверовав, что Бог, хранящий Израиль, будет бдеть и хранить наш незапертый дом?

Те, кто, будучи едины с Богом, с каждым днем стремятся все более походить на Него, никогда не станут смешивать веру и самонадеянность. Они никогда не возьмут в руки оружие, следуя логике известной поговорки: «Береженого Бог бережет».

Осмотрительность — это одно, а насилие — другое. Иисус велел Петру убрать свой меч, говоря: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52).

Ездра и начальники Израиля, отправившиеся из Вавилона в Иерусалим для возведения храма, знали об опасностях, подстерегавших в пути, и нуждались в Божественном покровительстве, особенно если учесть, что они везли с собой ценности в современном долларовом эквиваленте на сумму около 5 миллионов долларов, собранных в качестве пожертвований на строительство обители Бога. Дорога была трудной. «И провозгласил я там пост у реки Агавы, — говорит Ездра (ст. 21). — И отправились мы от реки Агавы… и рука Бога нашего была над нами, и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути» (ст. 31).

Это повод для размышлений для каждого, кто собирается предпринять путешествие или начать дело. Пусть нас подстерегает враг, но мы знаем, что над нами простирается рука Господа, помогая нам живыми и невредимыми достичь цели, — и это вселяет в нас силы.

Пусть не страшат тебя трудности в пути. Не бойся, даже если тебе покажется то, что лодка твоя трещит по швам, и множество недругов желают ей гибели. Спроси себя: «Кто контролирует ситуацию? Ведь я постился у реки Агавы. Я был наедине с Иисусом!» Тогда прочь страхи и сомнения! Иди вперед!

Любовь к власти и власть любви

«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте, и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну» (Есф. 4:16).

Прекрасная дева завоевала сердце царя. Она уже не простолюдинка. Она стала царицей империи. Весь мир лежал у ее ног. Если бы, забыв о своем прошлом, она постаралась прожить во всей полноте этот новый отрезок жизни, дарованный ей обстоятельствами, она бы, конечно, не была ни судима, ни приговорена. Именно это и происходит в конце концов со всеми, кто добивается успеха.

Но речь идет о народе, обреченном на гибель своими правителями, и единственным человеком, способным спасти его, была она. Однако являться к царю без приглашения было рискованно. Для чего рисковать своим положением ради того, чтобы помочь людям, пусть любимым ею, но ставшим теперь всего лишь напоминанием о ее прошлом, о безызвестности и бедности?

Есть люди, для которых власть является самоцелью. Для других же власть — это средство для того, чтобы служить лучше, а если служба требует отказа от власти, они не боятся ее потерять, ибо предпочтут чистую совесть и спокойный сон медленной агонии власти, лишенной смысла.

Как и всякий человек, Есфирь не была лишена чувства страха. Нам свойственно трепетать перед лицом опасности, но прекрасная молодая царица знала, где искать уверенность и силу. «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, — сказала она Мардохею, — и поститесь ради меня…И я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну».

Поступок Есфири известен в истории как один из самых самоотверженных: она решилась рискнуть всем, чего добилась, ради своего народа. Ей нужна была власть ради того, чтобы послужить другим. «Любовь к власти» или «власть любви»? Есфирь, прекрасная девушка, завоевавшая сердце царя, сделала свой выбор в пользу второго.

Теперь понятно, почему из всех прекрасных девушек царства именно она одержала победу. Она победила не красотой своих глаз, пышностью волос и нежностью кожи — но силой любви, своих убеждений, — тем, что доступно лишь людям, живущим в постоянном единении с Иисусом.

А что движет тобой в этой жизни? Ты хочешь покорить вершину? Для чего? Не лучше ли преклонить колени и ответить на этот вопрос перед Богом?

Добрые дела, не имеющие цены

«И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2 Пар. 25:2).

Амасия известен в истории как человек, делавший «угодное в очах Господа, но не от полного сердца». Можно творить добрые дела, однако не получить одобрения Бога. Молодой правитель Иудеи, принявший власть в возрасте 25 лет, — печальный пример того, что и благое дело может оказаться никчемным, ибо совершено не от «полного сердца». Некоторые христиане полагают, что для спасения следует жить в соответствии с Божественными заповедями. Другие же считают, что для своего спасения человек не в силах ничего сделать.

Почему в вопросе о спасении столько путаницы? Чего же на самом деле желает Бог? Чтобы люди не задумываясь поступали правильно или же чтобы они поступали правильно от «полного сердца»?

Если мы будем внушать людям мысль, что для спасения необходимо только правильно вести себя, мы тем самым потеряем их для Церкви и можем повторить трагическую ошибку некоторых правителей Израиля, которые повсеместно искали новых приверженцев веры, но закрыли Царство Бога для людей.

С другой стороны, проповедуя лишь благодать Христа Вседержителя, при этом не акцентируя внимания на том, что нет спасения без плодов, и что плоды появляются в результате жизни в единении со Христом, мы рискуем создать поколение соглашателей, робких людей, оторванных от Церкви.

Спасение дается людям даром. Его нельзя приобрести. Даже принятие Христа как таковое есть результат того, что Святой Дух движет нашими желаниями и поступками.

Какую жизнь ведут получившие спасение христиане? Пусть ваш образ жизни расскажет о том, как они выглядят, как одеваются, как себя ведут, какую музыку слушают и как отдыхают. Конечно, ни в коем случае нельзя полагать, что человек спасается делами.

Амасия делал то, что было угодно в очах Бога. Но этого просто было мало. Он не получил одобрения, так как делал все не от «полного сердца». Покорность сама по себе не является заслугой, несущей спасение. Покорность лишь ощущается как слабый аромат, исходящий от спасенного сердца, благодарного Богу.

Пусть этот день станет днем единения с тем единственным, Кто способен вести нас по пути истинной покорности.

Что нами движет?

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).

Жизнь Иова показывает, как действует дьявол, желая разрушить самое замечательное, что есть у человека — его узы любви, связывающие его с источником спасения, Христом.

В Библии Иов представлен как безупречный человек. Праведность и целостность его жизни были результатом его любви к Богу. Он «удалялся от зла», боясь причинить страдания Тому, Кого больше всего любил. Вот почему Бог гордился Иовом. С радостью говорил Он сатане о жизни возлюбленного раба Своего: «Посмотри, как он живет, видишь, как он любит Меня и ходит по путям Моим?»

Но враг всегда прячет камень за пазухой. Для него нет страшнее поражения, чем жизнь человека, решившего следовать за Иисусом, вверившего Ему свое сердце и вышедшего из рабства, в котором жил прежде. Сатана не мог смириться с тем, что Иов ускользает от него, и что Бог считает этого человека твердым и целостным.

И вот он идет в наступление, говоря: «…разве даром богобоязнен Иов?.. Простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (ст. 9, 11).

Дьявол так объясняет причины поведения Иова: служить Богу может всякий, если за это воздается благодатью. Он не любит Тебя. Отними у него все, что он имеет, и Ты увидишь его истинные побуждения.

Задайте сегодня себе вопрос — знает ли Бог об истинных мотивах, спрятанных в тайниках нашего сердца? Можем ли мы обмануть Его? Если Ему было известно о мотивах поступков Иова, почему же тогда Он послушал дьявола и позволил, чтобы на долю Его раба выпало столько страданий?

Порой мы проходим через долину смерти не ради себя, а из любви к другому человеку. На нас взирает весь мир, смотрят ангелы. Вся Вселенная обратила взор к Земле, следя за развитием конфликта веков. Вот и еще одно обвинение, которое бросает дьявол — Иов служит Тебе небескорыстно.

Страдания Иова были нужны для прославления Бога и благословения всего мира. Когда Иов пришел к границе отчаяния, бедный, больной, покинутый всеми, он сказал: «Я знаю, в Кого уверовал» (см. 2 Тим. 1:12;

Иов 19:25). Эти слова — страшнейший удар для дьявола. Он развенчан перед всей Вселенной. Еще раз обнажилась перед миром вся его низость и извращенность.

Каковы мотивы нашего служения? Только ли тогда, когда хорошо идут дела, пребываем мы рядом с Отцом? Или же в часы страданий мы также любим Его, верим в Него?

Он освободил нас

«В тридцать седьмой год после переселения Иоакима, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год царствования своего, возвысил Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из темничного дома» (Иер. 52:31).

История освобождения царя Иоакима дважды отражена в Писании (см. 4 Цар. 25:27-30). И если Богу угодно, чтобы эта история дважды воспроизводилась практически одними и теми же словами, значит в ней содержится нечто очень важное.

Иоаким начал править в Иудее в возрасте 18 лет и был еще неопытным — хотя не следует винить молодежь в том, что она живет в отрыве от Бога. «И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его», — говорится в Священном Писании (4 Цар. 24:9). Родителям следует задуматься: в этих строчках говорится о влиянии на детей их поступков, примера их жизни.

Зло всегда чревато последствиями, и отвернувшаяся от всемогущего Бога Иудея не могла просуществовать долго. Пришел враг, все разрушил и развеял царство Иудеи, «изломал…все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» (ст. 13). Как правило, грех разрушает все — имя, образ, ценности, — и в итоге не остается ничего.

Иоакима увезли в Вавилон, и там в мрачной и тесной темнице он провел годы своей молодости. До своего пленения он царствовал всего три месяца. Его жизнь могла стать благословением для его народа, но она была разрушена безрассудством, с которым он оторвался от Бога — единственного источника уверенности и надежности. Спустя тридцать семь лет на престол взошел Евильмеродах и приказал вывести из темницы изможденного пленника. Иоакиму было уже пятьдесят лет. В Библии говорится, что царь совершил четыре поступка по отношению к нему: вывел из темницы, говорил с ним дружелюбно, переменил тюремные одежды его и кормил во все дни жизни его.

Вавилонский царь в этой истории чем-то схож со Христом, Который однажды обнаружил нас в темнице наших чувств, нашего прошлого, с неотвязными болями и комплексами, не позволяющими быть счастливыми, — и освободил нас. С любовью говорил нам: «Сын Мой, Я люблю тебя таким, каков ты есть, хотя ты впустую провел годы заточения, Я никогда не переставал верить в тебя. Приди же в Мои объятия любви». А потом он переменил на нас одежды, которые мы носили в заключении, стер позор печального прошлого и, облачив нас в белые одежды праведников, вернул нам достоинство и веру в будущее.

Однако спасение не ограничивается лишь прощением. Иисус спас нас для того, чтобы мы впредь шествовали по жизни с победой, стремились к праведности и воплощали в себе Его черты. И потому Он посылает нам хлеб насущный во все дни нашей жизни. Пусть же славится имя Господа!

Отказ от любви

«Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:39).

Однажды мне рассказали историю Джима, американского машиниста, жизнь которого — вдохновляющий пример для всех. Говорят, что президент железнодорожной компании соглашался ездить только с ним, потому что он был добрым христианином.

В один злополучный день произошла авария, и Джим оказался внутри искореженного вагона. Его гибель была неизбежной. Он потерял много крови и уже началась агония, когда президент компании, ехавший в том же поезде, попытался помочь ему.

— Я знаю, в Кого я верил, — тихо повторял умирающий Джим.

Глаза президента компании наполнились слезами. Он поразился, насколько Джим верил Иисусу, и сказал:

— Как сильна твоя вера, Джим, я хотел бы все отдать за такую же веру.

— Именно это я должен был сделать для Иисуса, — ответил Джим.

От чего отрекаемся мы ради дела Христа? Когда человек осознает ту силу любви, которая заставила Христа пожертвовать жизнью на кресте, ему ничего не остается, как упасть на колени перед распятием со словами: «Благодарю тебя, Господи, за то, что Ты любил меня, недостойного». С этого момента начинается путь рука об руку с Иисусом. Его любовь нас укрепляет, вдохновляет, мы радуемся тому, к чему прежде были равнодушны, и уже не хотим жить без Него.

С течением времени человек все глубже осознает, что не имеет смысла жить без Иисуса, что жизнь, не связанная со Христом, пуста. Тем не менее мы продолжаем жить в этом мире увлечений, соблазнов и противоречий. Порой человек чувствует себя загнанным в угол. Его может захватить блеск земных благ, но во всяком случае это уже не просто мыслящая плоть, ведь он прошел путь от смерти к жизни, осознал контрасты преходящего благополучия, которое дает эта жизнь, и познал подлинный мир и счастье, которые может даровать только Иисус.

Иисус любит истинного христианина, отказывающегося от всего, что препятствует чудесному единению со Христом. Такой христианин знает: ничто не может сравниться с любовью Иисуса. Он желает видеть улыбку счастья на лице Иисуса, Который занимает главное место в его жизни.

Когда Господь Иисус говорит, что мы не должны безоглядно любить отца или мать, это не значит, что любить и уважать родителей плохо само по себе. Он хочет сказать, что даже такие замечательные люди, как наши родители, не имеют права, принадлежащего только Христу, — занимать первое место в нашей жизни.

Джим, американский машинист, умер, веря, что так оно и есть. А что скажем на это мы с вами?

Наша единственная опора

«Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» (Иов 9:4).

Иуда находился в равных условиях с другими учениками. На него простиралась любовь Иисуса так же, как и на Петра на морском берегу, или на Матфея в конторе сборщиков налогов. Возможно, характер эгоистичного Петра или вспыльчивого Иоанна, сына грома, как его называли, был проблематичнее, чем характер Иуды. Но все они в один прекрасный день услышали голос Иисуса и пришли к Нему, отягощенные грехом, искалеченные перенесенным горем и чувством вины, пришли под грузом постыдных поступков прежних лет.

Трагедия Иуды не в том, что он был поставлен в неравные условия по сравнению с другими. Так же, как и остальные одиннадцать учеников, он мог каждодневно быть рядом с Иисусом, но пренебрег Божественным призывом, и сердце его постепенно превратилось в камень, он играл с тем, что было свято, и вот, не отдавая себе в том отчета, ступил он на чужую землю, в долину бесчувствия, в страну, откуда нет возврата.

Кто мог бы восстать против Него и оставаться в покое? — вопрос, который звучит в памятном стихе на сегодняшний день. Людей повергает в смятение, когда человек, изучающий и проповедующий Слово Божье, неожиданно оступается и полностью отказывается от Иисуса. Это падение — трагедия, боль, непоправимая беда, потому что, отдаляясь от Иисуса, человек может утонуть в море жизни, — вспомните историю с Петром. Но почему происходит такое падение, почему кто-то вдруг начинает отказываться даже слышать что-либо об Иисусе, и, более того, восстает против Бога, Его учения и Его народа?

Практически всегда к аналогичному поступку ведет постепенное ожесточение. Никто не оставляет Иисуса и Его Церковь на время. Голос Бога, являющийся не чем иным, как действием Святого Духа в нашем сердце, всегда говорит с нами. Но если человек начинает относиться к этому несерьезно, то он не станет обращать внимания на этот голос. Человек изучает Слово Божье, но не следует ему. Он знает, откуда исходит свет, но не идет за ним. Каков же итог? Никто не может предугадать замысел Бога. «Кто восставал против Него и оставался в покое?»

Единственная опора человека — это наставление Святого Духа и Церкви. Я уверен, что Церковь победит. Но не потому, что ей предсказана победа, а потому, что она следует водительству Святого Духа. Уверенность Церкви зиждется не на ее сооружениях, не на ее институте, не на ее блестящих деятелях и не на ее методах, какими бы верными, с точки зрения Библии, они ни были. Она победит тогда, когда и ведомые, и ведущие станут способны отозваться на голос Бога, потому что нет покоя тем, кто ожесточается против Господа.

Конец Иуды трагичен. Когда он понял, что все пропало, им овладело раскаяние и отчаяние. И тогда он повесился. Печальный конец для того, кто был с Иисусом, но не пожелал услышать Его голос.

Спасенный ангелом?

«Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые» (Иов 37:5).

Франциско проснулся утром с ощущением, что он находится в маленькой лодке без весел посреди океана. В этот день ему предстояло заплатить по трем счетам, но у него не было ни цента. Вчера он пытался достать деньги, но безуспешно. Действительность сурова: если он не расплатится с долгами, банк предъявит претензии, а дела у него шли не слишком хорошо.

Как поступают дети Божьи, когда дуют «противные ветры» и корабль вот-вот перевернется? Где ищут прибежища те, кто верует в Бога? Франциско пал на колени и сказал: «Я не в силах решить свою проблему, но, Господи, Ты велик и всемогущ. Сотвори чудо, я прошу Тебя, для спасения моего дела».

В 8 часов утра он открыл магазин. Для того чтобы расплатиться с долгами, ему нужно было до полудня продать товаров в объеме, соответствующем продажам трех самых удачных дней торговли. Он и продавцы с надеждой ожидали покупателей, но никто не появлялся. На часах было уже 9.30, когда в магазин вошел мужчина с двумя молодыми людьми. Он попросил пару ботинок, потом другую, потом третью. Франциско и продавец, обслуживавший покупателя, удивленно смотрели друг на друга. Мужчина все продолжал выбирать покупки, а потом достал толстую пачку банкнот и все оплатил наличными.

Франциско спросил его: «Кто вы? Могу я помочь вам донести покупки до машины?» Мужчина ответил, что это необязательно. Он так же сказал, что направлялся по улице 7 сентября, и вдруг ему захотелось зайти в магазин и купить ботинки.

Когда странный покупатель ушел, Франциско бросился к кассе. Там было ровно столько, сколько требовалось для оплаты по счетам. Бог не подвел его.

Бог совершает великие деяния, порой непонятные нам. Он не дремлет, Он всегда бдит и готов откликнуться на мольбы детей Своих.

Мы можем доверять Ему. Он никогда не подводит. Его ответ может быть не таким, как мы ожидаем, но Он не подводит. Верь в это!

Трагедия кротов

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10).

Крот — это грызун, который питается корнями растений и причиняет вред посадкам. Когда результаты его «работы» обнаруживаются, уже ничего нельзя сделать. Он потихоньку трудится в своих бесчисленных подземных туннелях.

Трудно бороться с кротами потому, что никогда не знаешь, где они. Преследовать крота по его подземным ходам — время терять, так как они образуют настоящий лабиринт.

Однако кто-то нашел способ избавиться от них навсегда. Кроты плохо видят, но обладают чутким слухом. Люди устанавливают у входа в нору устройство, издающее звук, подобный работающей электропиле. Бедный, ничего не видящий крот слышит только шум, как будто весь мир рушится, и спасается бегством.

Знаешь, в чем трагедия кротов? В том, что они не видят. Если бы они могли увидеть это устройство, то поняли бы, что нет необходимости бежать. «Не бойся, — говорится в стихе, к которому мы обращаемся сегодня, — ибо Я Бог твой; я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

Может быть, ты не видишь Его, но Он рядом с тобой, Он исполняет твои просьбы. Сколько раз бежали мы в страхе, так как испытания и трудности источают сильный «шум». Не беги — лучше открой глаза с верой и посмотри на Господа и на войско Его, готовое придти тебе на помощь.

В трудную минуту, вместо того чтобы в панике бежать, остановись и подумай, научись доверять Богу. Полчаса утренних размышлений и бесед с Богом не отнимут много времени от твоего трудового дня, но это поможет тебе почувствовать, что ты не один, твои глаза откроются и ты увидишь Того, Кто укрепляет тебя, помогает тебе и поддерживает десницей правды.

Желающие с каждым днем все больше походить на Христа, живут в беспрестанном духовном общении с Ним и познают Его все глубже и глубже. Они полагаются на Него в самую трудную минуту, когда кажется, что Иисус исчез и забыл о нас.

В последний период истории человечества истинный народ Бога непродолжительное время должен прожить без своего Заступника. Что же будет с нами в час тяжелых испытаний, если мы не научимся видеть Его? Иисус — это Друг, Который никогда не подведет. Попробуй убедиться в этом.

Светлое будущее

«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:10).

Однажды пастора Жаира Гоеса пригласили к больному в городе Жуазейро. Светловолосый, симпатичный юноша был болен СПИДом. Встреча была драматична, как и все, где ощущается близость смерти. Двадцать пять лет — это так мало для того, чтобы завершать жизненный путь, но цена греха, которую взимает враг, высока.

Пастор Жаир полагал, что для такого случая уместно было бы обратиться к теме блудного сына. Он открыл Библию и, рассказав о скитаниях блудного сына, призвал Марсио вернуться в отчий дом.

«Вы думаете, у меня все еще есть время? Думаете, Отец примет меня?» — с сомнением спросил юноша, с трудом выражая то, что он чувствовал сердцем. Пастор ободрил его, и перед его уходом Марсио сказал: «Если вы и в самом деле думаете, что я могу вернуться к Отцу, навестите меня завтра».

Священник несколько раз приходил к юноше, и тот с каждым разом постепенно все больше узнавал Иисуса. Он возлюбил Его и вверил в Его руки свою разбитую жизнь.

Шесть месяцев спустя, к удивлению врачей, Марсио вышел из больницы и вернулся домой. Прошло немного времени — он крестился и присоединился к Церкви, и по милости Бога его жизнь продлилась еще на два с половиной года. В конечном итоге смертельная болезнь сразила его. Он умер в 28 лет в святой надежде на возвращение Христа. Пастор Жаир навестил его за несколько недель до смерти. Слабый, изможденный болезнью, но с необыкновенным блеском в глазах, Марсио прошептал: «Вы были правы, я смог вернуться в отчий дом». Как сказано в памятном стихе на сегодняшний день: «Дал Господь Иову вдвое больше того, что тот имел прежде». Конечно, между праведной жизнью Иова и бурным прошлым Марсио нет ничего общего. Но, несомненно, Бог дал Марсио вдвое больше того, что он имел. Он умер от болезни, поразившей тело, но счастливым во Христе. Мучительная агония не смогла лишить его умиротворения, ставшего результатом прощения и уверенности в спасении.

Что он потерял? Жизнь, разрушенную грехом, мир, где люди находятся в постоянной гонке за выживание, землю, охваченную нищетой, эгоизм и человеческие амбиции. Он получил недолговечный смертный сон и бесконечную жизнь, которую дарует ему Иисус по возвращении.

Каждый, прибегающий к Иисусу, забудет о горестях навсегда, но я знаю людей, которые продолжают оставаться во власти греха, страха и сомнений, своего миропонимания.

Пусть сегодняшний день станет днем единения со Христом. Светлое будущее ждет тех, кто верует в Господа.

Помощь бессильному

«Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!» (Иов 26:2).

В марте 1991 года в Сан-Пабло машина, в которой находился Исайя Аполинарио, пастор церкви Риачо-Гранде, попала в засаду. На пустынном шоссе путь ей преградил автомобиль, из него вышли трое вооруженных молодчиков. Так начался кошмар, потрясший адвентистскую Церковь и бразильскую общественность. Исайя Аполинарио был похищен, за него потребовали два с половиной миллиона долларов.

Похитители отвезли своего пленника в район Диадема и заперли в каморке площадью полтора метра на два. Брошенный на сырой пол матрас — вот единственное, чем располагал 73-летний пастор в течение всего того времени, что он оставался во власти преступников.

Куда направляются дети Божьи, когда встречаются с трудностями? В памяти членов семьи Аполинарио эти 13 дней останутся не только как дни напряженного ожидания и страха, но также и как дни жестокой школы страдания, когда им открылось, что означает спасительная сила Бога.

Оправившись от изумления и осознав, что является пленником, Исайя вверил свою жизнь Богу со словами: «Господи, все эти годы Ты оберегал меня. Ты был добр ко мне и дал мне больше, чем я заслуживаю. Сейчас я прошу не за себя, а за свою семью. Я-то знаю, что я жив, но мои близкие ничего об этом не знают. Успокой их и дай им уверенность в Твоей любви и милости».

Шли дни, и время, казалось, замедлило свой бег. Сырость помещения, где находился пастор, стала сказываться на бронхах. Пытаясь заснуть, он подложил старые газеты под спину и прикрыл ими грудь. Он был обессилен — в его ли годы переживать подобное? Но в стихе, к которому мы обращаемся сегодня, сказано: «Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!» Господь никогда не оставлял этого старца, а также его семью, и даже в отчаянии они ощущали поддержку и утешение, которые может даровать лишь Иисус.

В конце концов спустя тринадцать дней на дороге Вия Анчьета пастор был отпущен, ему дали денег достаточно для того, чтобы доехать до дома на автобусе. Кошмар закончился, но еще больше укрепилась вера в Того, Кто никогда не оставляет в беде.

Донья Леонор, жена пастора, заявила, что хотя она никому не пожелала бы такого, она и вся семья славили имя Создателя, ибо во время испытания они узнали, что такое поддержка братьев по вере, когда все едины в молитве, и что такое сила Господа, способная утешить, освободить и содействовать благу всех любящих Христа.

Глава, которая не должна была быть написана

«Когда кончилось время плача, Давид послал и взял ее в дом свой и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2 Цар. 11:27).

Глава 11 Второй книги Царств не должна была появиться в Писании. В ней говорится о низости человека, прервавшего связь с Богом. Тем не менее глава существует как напоминание о том, что, как ни прискорбно, грех является частью человеческой натуры. И именно для того Иисус стал человеком, чтобы эта печальная история получила развязку.

Измена и убийство. Как мог тот, кто, будучи молодым невинным пастушком, во имя Бога истреблял медведей и львов и расправился с великаном Голиафом, — как оказался он способен совершить двойной грех?

История, о которой повествует эта глава, всегда будет служить напоминанием о том, насколько низко может пасть человек, если он отдаляется от Господа.

Порой мы задаемся вопросом, как мог тот или иной человек не устоять перед грехом. Бездуховный человек способен и на большее. В главе 1 Послания к Римлянам говорится о человеке, в жизни которого не было места для Бога. Он жил во власти порока, низменных страстей своего сердца.

Слава Богу, история не заканчивается на 11-й главе Второй книги Царств. Есть еще и глава 12. Благодаря Господу человек услышал голос совести, а это не что иное, как голос Святого Духа. Благословен Господь, ибо благодать Отца способна коснуться сердца сына. Давид опомнился, осознал, как низко он пал, понял, что поступил по-варварски и что был так далеко от царства Господа — в краю греха, безумия и смерти. И оттуда донесся его зов: «Господи, я согрешил, сжалься надо мной!»

В псалме 50 звучит боль сердца согрешившего человека, осознавшего всю тяжесть своего греха, это вопль человека, молящего Бога сотворить ему «чистое сердце». Давид признает, что родился грешным, что грехом пронизано все его естество, но он не хочет мириться с этим и взывает: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега».

Когда Святой Дух являет нам действительность, Он делает это не для того, чтобы ввергнуть нас в отчаяние, привести к самоубийству, — а для того, чтобы помочь осознать цену искупления. «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8). Мы можем без страха предстать перед судом, несмотря на недостойное прошлое, ибо Иисус уже простил нас.

Бегство сына

«Авессалом же убежал и вошел к Фалмаю, сыну Емиуда, царю Гессурскому. И плакал Давид о сыне своем во все дни» (2 Цар. 13:37).

Встреча закончилась, прозвучали звуки спортивного гимна святого Леопольда, и тысячи людей отправились по домам. Один из моих коллег подошел ко мне и тихо сказал: «Тебе надо поговорить вон с тем юношей: его история тебя восхитит. Многие годы он был в отрыве от Церкви, и возвращение его произошло благодаря беспрестанным молитвам его отца». Через несколько дней мой коллега представил мне его отца, который двадцать лет молился пять раз в день за возвращение сына в лоно Церкви. Сегодня он счастлив потому, что его сын вернулся в Церковь, и стал активно участвовать в работе миссии, созданной с Божьей помощью в их городе.

Что значит сын в жизни родителей? Давид «плакал о сыне во все дни», — говорится в стихе, к которому мы обращаемся сегодня. Я знаю родителей, которые приносили младенцев креститься, когда же тот вырастал, то ничего не желал знать об Иисусе, шел по пути греха, разрушая свою молодость, свое будущее. Я то и дело получаю записки от матерей, умоляющих меня помолиться за возвращение их детей в лоно Церкви.

Обращаюсь ко всем родителям: призывайте детей своих во все дни. Призывайте со слезами, просите настойчиво у Бога, чтобы сбылась ваша мольба. Взывайте так же настойчиво, как докучливая вдова (см. Лк. 18:1-8), как взывал Иаков: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). И Господь смилостивится к вашему сыну и вернет его.

Но, пастор, можешь возразить ты, — что в силах сделать Бог, если сын сам так решил и больше ничего не хочет слышать об Иисусе? Правильно, решение принимает человек, но твоя страстная молитва о нем призовет Бога продолжать стучаться в его сердце.

Может быть, ты как раз и есть один из тех, кто давно отдалился от Бога. Возможно, ты никогда и не поймешь, как страдает твой отец, и тем более, как страдает Бог из-за тебя. Но ты должен знать, что Бог любит и заботится о тебе. Он никогда не переставал любить тебя. Он ждал и ждет тебя. Беда не в том, что Бог устанет ждать тебя, а в том, что ты перестанешь слышать Его зов, и тогда бесповоротно уйдешь в пустыню печали и духовной опустошенности.

Сегодня Христос может войти в твою жизнь и все изменить, но Он не станет взламывать дверь, Он не войдет вопреки твоей воле. Ты сам должен захотеть этого, ты должен решить. Эта дверь открывается только изнутри. Иисус же просто говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Что за рекой?

«Разве Авана и Фарфар — реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе» (4 Цар. 5:12).

Проказа распространялась по телу Неемана. До тех пор пока ему удавалось скрывать за складками одежды свои язвы, все было относительно спокойно. Но вот отвратительная язва стала видна, и уже невозможно было ее скрыть. Порой образованность, воспитание, хорошие манеры не могут прикрыть личину греха.

Нееман испробовал все. Он был очень богатым человеком, но не все покупается деньгами, именно это пришлось осознать гордецу. В итоге решение подсказала девочка-рабыня. Недолго думая, Нееман нагрузил повозки дарами и отправился за снадобьем. Величайшей бедой мира, в котором мы живем, является убежденность в том, что все можно купить, — когда же что-либо предлагается безвозмездно, мы смотрим с недоверием, ибо, как правило, то, что отдается даром, не на многое годится.

Но Бог решил проблему Неемана не так, как тот ожидал. Он думал, что пророк примет его с почестями, окружит его вниманием, но Бог все сделал иначе. Пророк лишь дал ему наказ идти к Иордану и омыться семь раз. Нееман возмутился и сказал: «Разве Авана и Фарфар — реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?»

Нееман не ведал, что воды реки Иордан не имели никаких целебных свойств, как не обладает таковым и само по себе крещение. Сирийскому военачальнику следовало уяснить, что деяния Бога обнажают беспомощность человека не потому, что Богу доставляет удовольствие заставить человека почувствовать свою беспомощность, — просто человеку надо понять, что спасение приходит с небес. Жизнь дается извне, а справедливость вершится Христом.

На протяжении всей истории человечества враг пытался доказать обратное. Первым людям он сказал: если съедите плоды этого дерева, станете подобными Богу. Сегодня он говорит: сосредоточься на самом себе и постарайся дать выход внутренней энергии. Бог внутри вас, обратите взгляд внутрь себя, вы и есть сам Бог.

Современный человек часто задается вопросом: для чего нужна Церковь? Для чего нужен Иисус? Разве Авана и Фарфар не лучше всех вод Израильских? Нет, не лучше. Но для того, чтобы понять это, человеку порой приходится пережить многие годы тоски и одиночества.

Когда мудрость превращается в проклятие

«И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» (3 Цар. 4:29).

Соломон известен как один из мудрейших людей земли. В Библии говорится, что «приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (ст. 34). Мудрость — это Божий дар, которым следует пользоваться на благо Церкви, общества, семьи, но когда мудрость становится вещью в себе, то она перестает быть благословенной и превращается в глиняного бога, наполняющего сердце человека гордыней.

В жизни Соломона было три этапа. В юные годы он искал Бога как единственный источник могущества. В часы общения с Богом ему было сказано: «Проси, что дать тебе» (3 Цар. 3:5). Соломон мог бы попросить богатства и славы, но он попросил мудрости — для того, чтобы быть справедливым со своим народом. В памятном стихе на сегодняшний день говорится: «Дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря».

Второй этап жизни Соломона был печальным и постыдным. Мудрость принесла ему и богатство, и славу, но юноша, живший все время в единении с Богом, не выдержал испытание успехом. Он отдалился от Того Единственного, Кто мог поддержать его. Под воздействием земной славы он стал считать себя исключительным, всемогущим. К чему искать Бога, когда все есть? К чему зависеть от кого-то, если мы ни в чем не нуждаемся?

Без Бога мудрость — талант, дарованный Соломону Создателем, — превратился в проклятие. Ничто в этой жизни не может принести удовлетворение, если рядом нет Бога. Это безумное, отчаянное метание от одного к другому есть не что иное, как крик человека, взывающего к Богу. Безудержная погоня за удовольствиями привела к тому, что Соломон погрузился в море разврата.

Но вот второй этап жизни подошел к концу и начался третий. Давид воззвал к Богу, и Он услышал его. Иисус всегда готов отозваться на мольбу о помощи. Слава Богу, у Соломона было достаточно времени для того, чтобы попросить помощи и вернуться к Отцу.

Недавно я навещал девушку, она заканчивала учебу в университете. Я сделал это по просьбе ее родителей. Я уже достаточно хорошо ее знал, так как она участвовала вместе со мной в работе клуба «Следопыт» и в организации христианских лагерей. Потом она поступила в университет, многое узнала. Однако все ее знания, вместо того чтобы послужить Богу и Церкви, отдалили ее от них. Она стала считать себя выше божественных деяний, потеряла к ним интерес. Я видел слезы в ее глазах. Я почувствовал, какая борьба идет в ее сердце. Я молюсь за возвращение этой девушки, молюсь и за тебя. Может быть, сегодня именно тебе так трудно принять решение!

Искания

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:7).

Иисус присел у колодца. Был жаркий полдень. Иисус «утрудился от пути»,- говорится в Библии (Ин. 4:6). Был ли Он уставшим? Бог не устает, Он вечен и всемогущ. Но Бог стал человеком — Иисусом. Только так Он мог приблизиться к нам. Нет, Он не принял облик человеческий, а именно стал человеком. С Ним Бог нес утешение людям. Будучи Божественным по Своей природе, Иисус мог коснуться руки вечного Бога, а будучи человеком, Он мог дотронуться до хрупкой руки людей. Он — точка, равноудаленная от неба и земли. Крест, воздвигнутый на Голгофе, коснулся престола Божьего.

Иисус ждал. Он знал, что к колодцу должна подойти женщина. Дорога Иисуса пролегала через этот город, ибо Он знал, что ему предстоит встреча. Встреча отчаяния с надеждой, опустошенности и — с полнотой. Это была встреча Иисуса и самарянки.

Этой женщине больше некуда было идти. Ее жизнь оказалась вечным исканием, в душе царила мучительная пустота. Она выходила замуж, пыталась найти счастье, но неудачно. Снова пыталась и снова безуспешно. Пустота в душе не исчезала.

Не думай, что похоть толкала ее на метания от одного мужчины к другому. Вовсе нет. Она была одинокой, отчаявшейся женщиной. Она пробовала все, чтобы быть счастливой, но ничего не выходило.

И вот, как всегда, она пришла за водой к колодцу. Воды хватало ненадолго, поэтому ей вновь приходилось отправляться к колодцу. И всегда одной.

Но в этот день все было по-другому. Потому что там ждал Иисус. Только Он мог изменить рутину ее жизни и придать ей новый смысл.

«Дай Мне пить», — сказал Учитель.

И бедная женщина поняла, что она не только была одинока и опустошена, но и полна предрассудков: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки?»

Напомним, что иудеи с самарянами не общаются (см. ст. 9). Впервые самарянка видела перед собой человека, способного заполнить пустоту ее сердца, но ее предрассудок чуть было не разрушил эту возможность.

Но Иисусу нет до этого дела. С любовью Он открывает ей истину, вновь показывает ей жизнь во всей полноте. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (ст. 13, 14).

Отбросить предрассудки и принять предлагаемое. Так она и поступила. Отбросила предрассудки и приняла могущественную руку Иисуса. Сделать попытку ничего не стоит. Она попыталась и приняла.

Ночью она спала спокойно. Исканиям пришел конец.

Заготовляйте себе пищу

«Пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что спустя три дня вы пойдете за Иордан сей, дабы прийти взять землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам в наследие» (Ис. Нав. 1:11).

Великий день был близок. Народ Израиля ждал этого 40 лет. Наконец-то он обретет землю обетованную. Но прежде предстояло пересечь реку Иордан. Земли обетованной не достичь, если не перейти Иордан, как не достичь свободы, не перейдя Красного моря, ни славы воскрешения без страдания на Голгофе.

«Заготовляйте себе пищу для пути, потому что спустя три дня вы пойдете за Иордан». Из того, что предначертано свыше, явствует, что подготовка столь же важна, как и само действие. Иными словами, Бог говорит: в решающий миг легко будет распознать тех, кто «заготовлял пищу», а кто — нет.

В известной притчи о десяти девах пятеро из них запасали масло, а пятеро других не сделали этого. И те, и другие ждали возвращения Христа, верили в одно и то же. Разница же между ними заключалась в том, что благоразумные запасали масло, а неблагоразумные жили одним днем, довольствуясь минимумом духовной пищи. Неблагоразумные ограничивались дневным чтением, в то время как благоразумные проводили много времени наедине с Иисусом в размышлениях, молитвах, изучая Библию.

С учениками Христа происходило то же самое. Одиннадцать учеников странствовали с Иисусом, участвовали во всех Его делах, делили с Ним хлеб. Но с наступлением ночи все шли спать, и лишь один из них, Иоанн, оставался наедине с Иисусом. Он был обыкновенным добрым христианином, но выделялся из ряда остальных детей Божьих. Иоанн отринул рутину, разорвал путы духовной посредственности и склонил голову на грудь Иисуса.

Различие же между учениками выявилось в критический момент. Когда Учитель был схвачен, одиннадцать учеников оставили Его. И только тот, кто «заготовлял пищу» для того, чтобы «идти за Иордан», был с ним до последнего часа.

Этот великий день близок. Очень скоро мы увидим Христа, возвращающегося в славе. Очень скоро обретем мы землю, которую Господь, Бог наш, обещал нам. Сколько времени проводим мы ежедневно с Иисусом? «Заготовляем ли мы пищу» для того, чтобы идти за Иордан?

Пояс благодати

«Вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и матерь твою, и братьев твоих, все семейство отца твоего, собери к себе в дом твой» (Ис. Нав. 2:18).

Близился день падения Иерихона. Ни один народ не может сопротивляться Господу-Воителю, приведшему народ Свой к земле обетованной. Иерихон, как и всякая ханаанская земля, наполнила меру беззакония (см. Быт. 15:16). В своем духовном падении и бунтарстве она дошла до предела, и ей было суждено быть стертой с лица земли.

В те времена народ Израиля был не только народом-воителем, но также и народом Бога, которому предначертано нести свет по всей земле. Все народы могли обрести спасение, приняв великого Бога Израиля, и присоединиться к Его народу. В стихе, к которому мы сегодня обращаемся, говорится о женщине, которая вняла зову, преисполненному любви к ней и ее семье. Это Раав, блудница, которую мужчины не отвергали ночью, но презирали днем. Жизнь в грехе поставила ее за черту общества и принятых в нем ценностей, но в глубине души эта жалкая женщина ощутила Божественную любовь, почувствовала, что не все еще потеряно, и что есть еще надежда. И вот она укрыла в своем доме двух израильских «соглядатаев» и уверовала в великого Бога Израиля.

Когда израильтяне уходили, они условились, что в день, когда народ Израиля, будет завоевывать эту землю, на окне дома будет червленая веревка. Она станет знаком спасения для этой женщины и ее семьи.

Сегодня день твоего спасения. Когда придет Иисус, Он взглянет на знаки на дверях — есть ли на них капли крови, посмотрит, есть ли на окнах червленая веревка, посмотрит на источники, начертано ли на них Его имя и имя Отца Его. Сегодня день твоего спасения. Люди со всех уголков земли призываются для того, чтобы увидеть Агнца.

Как Моисей вознес змею в пустыне, так же будет вознесен и Сын Человеческий для того, чтобы каждый, кто верует в Него, не умер, а получил жизнь вечную.

Раав, простой бедной блуднице, открылась истина спасительной благодати.

Прийдем ли мы сегодня ко Христу как простые бедные грешники?

Довольно повиноваться?

«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22).

Историю неповиновения Саула следует изучать с большим вниманием. Бог требовал жертвы от его народа. И более того: Он требовал лучшего. Саул же оставил себе лучший скот поверженного врага. В чем же была его вина? Что кроется за этим поступком?

Действительно, после победы требовалось принести в жертву животное. Но люди избрали путь другой, нежели тот, что указан Богом. Бог велел уничтожить все, принадлежавшее врагу, Саул же решил, что лучше всего было принести жертву.

Сегодня Бог не требует от Своего народа принесения жертвенных животных, так как Агнец Божий был принесен в жертву на Голгофе. Он ждет, чтобы наша плоть была принесена как святая и угодная Богу жертва. Он ждет от нас повиновения.

Народ Бога рискует впасть в заблуждение, подобно Саулу.

Важно не только повиноваться, но и идти к повиновению по пути, определенному для нас Богом.

Само по себе повиновение не является решением всех проблем. Богатый юноша повиновался, Никодим повиновался. Это было чудом обращения.

Повиновение может быть разным: кто-то полагается лишь на собственные силы, собственную волю, а кто-то — добавляет к этому все благо единения со Христом, благодаря которому Святой Дух освящает нашу греховную волю и ведет нас к истинному повиновению.

Как же узнать, какую покорность мы являем Богу? По правде говоря, никто этого знать не может. Только Бог и данный человек, ибо только им может быть ясно, доверяет ли такой человек полностью Господу.

Окружающим видно лишь повиновение, являющееся результатом формализма или нашей воли. Но для Бога все это — рубище порока. Только Он один может привести нас к истинному повиновению.

Выйдем же сегодня утром, доверясь Господу, позволим Ему действовать в нас Святым Духом, преобразовать нашу греховную волю — в волю могучую, освященную.

И остановилось солнце

«И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: „стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день“?» (Ис. Нав. 10:13).

Сотворив человека, Бог дал ему жизнь и время, наделил талантами, телом и собственностью. Эти четыре элемента — неизменные составляющие нашего существования.

Жизнь — это не собственность человека. Он лишь управляет ею. Жизнь принадлежит Богу. Поэтому, сотворив мир, Господь говорит Адаму: «Даю тебе жизнь, и с нею время. Время принадлежит Мне, но Я знаю — в будущем ты будешь считать, что время принадлежит тебе. Чтобы ты не забывал, что время принадлежит Мне, решим так: шесть дней используй для себя самого, седьмой же день ты должен возвращать Мне. До тех пор пока исполняется этот договор, Я буду знать, что ты признаешь во Мне Господина. И если тебе потребуется больше времени или будет тебе трудно, достаточно лишь только прийти ко Мне, ведь Господин Я, и Я разрешу эту проблему. Но если ты не посвятишь Мне субботу, тогда ты сам будешь господином и тебе самому придется решать свои проблемы со временем».

В памятном стихе на сегодняшний день упоминаются события в истории народа Израиля, когда нечто подобное происходит со временем. Солнце клонилось к закату, но битве не видно было конца. Ночью все сложнее, чем при свете дня. Следовало обратиться к Господину времени. Израиль исправно отдавал Богу субботу, особый день. И было как раз уместным просить исполнить обещанное. Иисус Навин воззвал к Богу, и солнце остановилось, и людям хватило времени довести брань до конца. К той неделе добавился еще почти целый день.

Это — замечательное обещание Бога. Если ты соблюдаешь договор, Он всегда готов исполнить обещанное, даже если для этого потребуется остановить солнце.

Я часто встречаю людей, которые отчаиваются от нехватки времени, его не хватает ни на что. Они постоянно измотаны, так как всю неделю проводят в гонке, а в субботу отсыпаются, полагая, что так они «соблюдают субботу».

Суббота, мой дорогой друг, была выделена Богом как день особого единения с Ним, и если мы будем соблюдать этот договор, то Он обязательно выполнит Свое обещание — у нас будет хватать времени для всех дел, и, кроме того, появится время и для того, чтобы отдохнуть душой. Присоединимся же к покою, который дарует Господь, и познаем чудо спасения.

Уважение к помазаннику господню

«И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень» (1 Цар. 24:7).

Момент был как нельзя более подходящий. Саул, отвергнутый Богом как правитель Израиля, продолжал использовать власть для преследования невинного Давида. В пустыне Ен-Гадди, в горах, где живут серны, Бог предал Саула в руки Давида. Это мог быть последний день жизни Саула, и на том бы и прекратилось его преследование Давида, если бы Давид того пожелал. Он мог убить его, но сказал своим людям: «Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню» (1 Цар. 24:7). Но ведь Саул, непокорный и упрямый, отвернулся от Бога. И пророк Самуил сказал, что Бог не хочет видеть его правителем. Почему же тогда так поступил Давид по отношению к помазаннику Божьему?

В истории Церкви отмечено явление, обращающее на себя внимание. Три-четыре десятилетия назад верующие спрашивали благословение пастора, прежде чем принять какое-нибудь жизненно важное решение. В ту пору я был ребенком и помню, как моя мать преклоняла колени и молилась прежде, чем войти и навести порядок в комнате, где остановился пастор, приезжавший в нашу маленькую общину. Те, кто был детьми 30-40 лет назад, сегодня — врачи, предприниматели, руководители предприятий, — то есть те, под чьим началом работают тысячи людей. И мы, священнослужители, сегодня имеем дело с теми, кто умеет мыслить и принимать решения.

Что означает «не наложить руку на помазанника Господня»?

Памятный стих на сегодняшний день дает повод к размышлениям — как для священнослужителей, которым следует уметь направлять таланты, имеющиеся в распоряжении церкви, так и для прихожан, дабы они смогли избежать в своих высказываниях неуважения по отношению к помазаннику Господню.

В этом смысле поступок Давида является выдающимся — ведь он имел дело с человеком, который уже не являлся помазанником, хотя и был в свое время избран на царство.

Те, чья жизнь протекает в повседневном единении с Иисусом и кто с каждым днем являет в себе все больше сходства со Христом, научатся жить как единый организм, каждая часть которого выполняет определенную функцию, где все слажено и движется ради единой цели.

Где же огонь?

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).

Иисус пришел низвести на землю огонь. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», — возвещает Иоанн Креститель. «Огонь пришел Я низвести на землю», — говорит Иисус (Лк. 12:49). Вся жизнь Его на земле означала постоянное соседство с огнем: Он воскрешал умерших, исцелял прокаженных, возвращал способность двигаться парализованным, нес очищение ворам и блудницам, направлял огонь религиозных догм против тех, кто их насаждал.

Старая Церковь получила предупреждение, звучавшее буквально так: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:3, 4). Это была могущественная Церковь, где парализованный человек мог услышать такое: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). Горением были охвачены все христиане. Повсеместно люди были охвачены огнем Евангелия. В результате «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). С тех пор прошли столетия. Где же сегодня тот огонь? Что стало с тем пламенем, которое Иисус зажег, пребывая на земле, и который должна была поддерживать Церковь?

С печалью смотрит Иисус на Свою Церковь: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч» (Откр. 3:15). Какая трагедия! Мы даже не позаботились о том, чтобы огонь полностью потух. Мы поддерживаем его слабое горение для успокоения совести, однако этого недостаточно, чтобы огонь был заметен миру.

Как же преодолеть нашу человеческую слабость? Что означает огонь? «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», — говорится в стихе, к которому мы обращаемся сегодня. Огонь — это один из символов Святого Духа. Что мы должны сделать для того, чтобы на нас снизошел Святой Дух? Мы должны каждый день обращаться к Иисусу со всеми нашими болями и слабостями. Мы должны верить в Него, быть едиными с Ним посредством молитвы, посредством изучения Библии и постоянного ощущения Его присутствия во всех наших делах. И тогда Он будет жить в нас Святым Духом. Его огонь будет гореть в наших сердцах, указывая нам путь. Внимая каждодневно Иисусу, мы все больше будем походить на Него, и так мир увидит в нас огонь святости, как увидел он сияние Божественной славы на лице Моисея после того, как тот вернулся, проведя сорок дней с Отцом.

Где же сегодня огонь? Он здесь, он горит для нас, и должен полыхать внутри нас, и с нашей помощью освятить весь мир. Да будет так!

Игра власти

«И сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это» (1 Цар. 23:17).

История Давида и Ионафана — это больше, чем история двух выросших вместе юношей. Ребенок, как правило, живет без врагов, в детстве не ведут борьбу за власть, никто не стремится возвыситься над другим. Вот почему Иисус сказал: «Будьте как дети».

Но памятный стих на сегодняшний день обращает нас к взрослым Давиду и Ионафану. Ионафан был родным сыном царя, наследником престола. Его готовили к этому. Давид же был простым пастухом; он фигурирует в истории Израиля как отважный юноша, победивший великана Голиафа.

Время шло, и Бог указал на то, что, хотя люди считали непосредственным преемником власти Ионафана, но Божий промысел определил эту роль Давиду.

Саул не смирился с этим. Ему не нравился Давид. Он считал его только хорошим воином. И он боялся его, потому что Бог неоднократно выражал Свое благоволение Давиду. Вот почему Саул попытался убить будущего царя Израиля, и Давид вынужден был спасаться в пустыне. Скрываясь в пустынных горах Зиф, он часто думал, чего ради все эти лишения.

В этой истории интересна фигура Ионафана. Он нашел своего друга и успокоил его: «…не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, и я буду вторым по тебе».

Осознаете ли вы все великодушие Ионафана? Он согласен быть вторым, хотя всю жизнь готовился быть первым. Он принял решение Господа, не оспаривал его, не воспользовался дружбой ради того, чтобы совершить предательство. Он принял роль второго, так как понял, что лучше быть последним в планах Господа, нежели первым в результате осуществления собственных амбиций.

Конечно же, Ионафан поступил так не потому, что ему предписывалось соответствующее поведение, но потому, что каждодневно пребывал в единении с Богом, и Дух Божий воссоздавал каждодневно в его жизни черты его Отца.

Ученики Христа, соперничавшие ради положения в Царстве Божьем, со временем поняли, что единственный путь избавиться от жажды власти — устремиться к Иисусу. И в итоге они стали победителями.

Может быть, это и наша победа?

Бог или человек?

«А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: „царя поставь над нами“. Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим» (1 Цар. 10:19).

Судьба, уготованная Богом Израилю, отличалась от других государств, ибо Бог желал самолично вершить судьбы Своего народа. Но Израиль воспротивился, глядя на другие народы, и решил, что во главе его страны должен быть царь. В отношениях между Богом и Израилем что-то надломилось. Избрание царя не было вопросом правления, это был вопрос существования, вопрос внутренней жизни, веры в Того, Кто освободил его и вывел из рабства.

«А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: „царя поставь над нами“». Сколько горечи содержится в этих словах — ведь Бог всегда видит суть вещей. Когда перед гибелью Христа народ восклицал: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15), Иисус печалился не оттого, что лишился титула, а оттого, что утратил сердце народа.

Избрав царем Саула, народ в действительности провозгласил тем самым: «Ты нам не нужен больше». И Бог не настаивал. Однажды Он поверил свободному человеку и впредь будет уважать его свободу, даже если человек использует ее для саморазрушения.

«А вы теперь отвергли Бога вашего». Сердце Отца отозвалось такой болью, какую испытывал Иисус, который, умирая и глядя на город, воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим… Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели!» (Мф. 23:37).

Когда Адам и Ева спрятались за деревом, сердце Отца отозвалось болью, и так же разрывалось от боли сердце Сына, когда, глядя с Голгофы на тебя и на меня, Он видел, что мы упорствуем и не принимаем всего, что сделал Он для нашего спасения.

Кто же контролирует наши помыслы и действия? Бог ли управляет нашей жизнью или мы вырвали Его из нашего сердца и взяли в свои руки бразды правления?

Те, кто стремится быть с каждым днем все более похожим на Иисуса, не станут полагаться на свои силы, они падут к Его ногам, прося сил для жизни. Их свершения станут результатом не их усилий и их силы воли, а творением Святого Духа, Которому они вверили контроль над своей волей, дабы Он освятил ее.

Удалите богов иноземных

«И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт, и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян» (1 Цар. 7:3).

Много лет назад я познакомился с одним очень искренним человеком; он был алкоголиком, хотя и не признавал этого, считая просто себя «обычным пьяницей».

Его жизнь и жизнь его семьи были искалечены. Он хотел избавиться от этого порока, но не мог. Во время молитвенной недели, которую я проводил, он услышал о том, как Святой Дух ведет искренних детей Божьих к победе. Он также услышал о том, что человек должен бороться за то, чтобы не прервалась его постоянная связь с Иисусом, результатом которой бывает победа над грехом.

Несколько месяцев спустя мы вновь встретились, и он, разочарованный, сказал мне, что единение со Христом не избавило его от пьянства. Он постоянно молился, просил у Бога, чтобы Он придал ему сил для того, чтобы бросить пить, но домашний бар тем не менее по-прежнему пополнялся импортным спиртным. Когда он читал Библию и молился, его глаза видели соблазнительные напитки.

Стих сегодняшнего дня гласит: «Если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных». Можно ли забыть чужую женщину, если вы храните ее фотографию и номер ее телефона? Как можно бросить курить, если в комнате припрятана пара пачек? Как можно стремиться к чистоте помыслов, если в ящике стола лежат порнографические журналы и видеофильмы? «Удалите из среды себя богов иноземных и Астарт», — вот указание свыше. Порви пуповину, соединяющую тебя с грехом. Сожги пластинки, пленки, журналы, письма или номера телефонов. Выброси их в мусорное ведро.

Союз со Христом — вот что даст тебе силы для победы. Святой Дух освятит твою волю, приведет тебя к полной свободе, но надо отбросить чуждых богов, отдаляющих от тебя победу.

Этому человеку трудно было расставаться с замечательными, на его взгляд, напитками. Но в итоге он понял смысл Божественного послания. Он изгнал из своего дома «иноземных богов», и сегодня радуется в ожидании возвращения Христа, идя от победы к победе.

Есть ли в твоей жизни то, что следует решительно изгнать из нее? Да поможет тебе Бог сделать это!

Выстоявшие в трудные времена

«Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).

Памятный стих на сегодняшний день рисует во всем величии фигуру женщины в драмматический момент. Интриги и зависть поставили Израиль под угрозу уничтожения. Положение казалось безвыходным, но вот Бог возвысил перед царем одну женщину, обладавшую чуткостью и дальновидностью, которая вступилась за свой народ. В какой-то степени царица Есфирь — прототип Иисуса Христа, Ходатая перед Богом.

В Книге Судей Израилевых говорится о двух женщинах, которые в трудную минуту оказались сильнее мужчин. Одна из них — Девора. Она была не просто женщиной и матерью: Девора была судьей Израиля, она вершила правосудие над сынами страны.

В главе 4 повествуется о том, что Иавин, царь Ханаанский, отправил Сисару воевать против избранного народа. Именно в этот момент в истории Израиля чудесным образом проявляет себя Девора. Она послала за военачальником Вараком и приказала ему идти в бой. Но Варак дрогнул и сказал: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора незамедлительно приняла решение: «Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (ст. 8, 9).

Битва завершилась победой Израиля, но не Варак оказался победителем. В итоге Сисара, вражеский военачальник, спасся бегством, но попал в руки другой женщины , которую звали Иаиль. Ей пришлось принимать решение, и она приняла его с мудростью и на благо сынов Израиля.

В предсмертный час Христа появляется фигура еще одной женщины, без страха встретившей тяжкое испытание. Мария, бедная грешница, однажды снискала прощение и благодать Иисуса, и именно она последней покинула Голгофу и первой появилась у гроба.

Откуда в решающий момент обрели женщины мужество и мудрость? Обратим этот вопрос к Марии Магдалине и она ответит, что пока жила вдали от Иисуса, ее недостойная жизнь была чередой неудач и падений, но однажды ей открылся секрет победы, и с тех пор она всегда была у ног Иисуса. Мы находим ее внимающей Иисусу, в то время как Марфа мечется в суете. Мы видим Марию осушающую волосами ноги своего любимого Учителя, в то время как остальные ищут развлечений. Мы встречаем ее у креста, в то время как другие избегают его.

Мария, Девора, Есфирь и другие женщины, упомянутые в Библии, черпали у Иисуса силы и выстояли в трудный момент. Мы, мужчины и женщины, должны обратиться к Иисусу и просить его ниспослать силы для того, чтобы выстоять в трудное время. Оно не за горами.