14. Едины с Отцом

«Отче Святый! сохрани их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино! Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17,11.21.22.23).

Какое же все-таки невыразимое сокровище мы имеем в этой первосвященнической молитве! Здесь нам на миг открывается сердце Иисуса, и мы видим, чего желает нам Его любовь. Одновременно нам приоткрываются небеса, и мы замечаем нечто из того, что Иисус, наш ходатай, постоянно выпрашивает и получает для нас любовь от Отца.

В этой молитве большое внимание уделено взаимному единству верующих. Там, где Иисус вспоминает тех, кто в будущем будет верить в Него, это — Его основная просьба (ст. 20-26). Три раза повторяет Он просьбу об их единстве.

Господь ясно говорит нам, почему Он принимает это так близко к сердцу. Это единство — единственное неопровергнутое доказательство миру, что Отец послал Его. При всей своей слепоте мир все же знает, что себялюбие — это проклятие греха. Мало пользы в том, если дети Божии заверяют, что они — перерожденные и святые люди, что именем Иисуса они могут совершать чудеса и доказывать истину Святого Писания. Только тогда, когда мир увидит общину, из которой изгнано себялюбие, он признает божественное послание Иисуса, ибо Он осуществил такое чудо: общество людей, действительно и сердечно любящих друг друга. Многократно Господь говорит об этом единстве, как об отражении своего собственного единства с Отцом. Он знал, что в этом заключается совершенство божества: Отец и Сын, две личности, все же полностью едины живым общением Святого Духа. Он и представить себе не может что-либо более величественное, нежели единство верующих с Ним и через Него — между собой, равно как Он един с Отцом.

Просьба Господа Иисуса значит многое: то, что Он просит Отца, Он и получит. Но учтите, что вымоленное благословение не проникает в сердца, что не открываются ему или не дают ему места. Как много все же верующих, не желающих быть едиными, как едины Отец и Сын! Они так привыкли к себялюбивой жизни и несовершенной любви, что даже не стремятся более к такой совершенной любви; они откладывают это единение до встречи на небесах. И все же Господь дважды имел в виду именно нашу жизнь на земле: «да познает мир».

«Чтобы они были едино, как и мы». Церковь должна правильно понять и оценить эту просьбу. Речь идет о единстве, как совместной жизни в любви. Многие объясняют это единство сокрытой жизненной общностью, объединяющей всех верующих даже при внешних разногласиях. Но это не мыслилось Господом. Он говорит о чем-то таком, что зримо для мира и что похоже на единство между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Сокрытое жизненное общение должно проявляться в явном единстве и общении любви. Только когда различным кругам верующих станет невозможно жить без совершенного жизненного общения с окружающими их детьми Божиими, когда они поймут, что жить во взаимной любви — просто их обязанность, когда они начнут взывать к Богу, дабы чрез Дух Святой в них задействовала любовь, — только тогда возможны изменения в этом отношении. Тогда огонь распространяется от одного круга — к другому, от одной церкви — к другой, пока все действительно желающие исполнить волю Божию не отдадутся пребыванию в любви, равно как Бог есть любовь.

Но что же делать нам, ожидающим этого дня и желающим его скорейшего прихода? Пусть каждый решивший исполнить слова учителя «Как я, так и вы» начнет с этого в своем собственном кругу. Даже если окружающие его члены тела Господня слабы и немощны, превратны и неприятны, он все же должен оставаться связанным с ними в любви, хотят они этого или нет, принимают они его любовь или отвергают — он должен окружить их подобной Иисусу любовью. Да, задачей его жизни должно стать: любить их так, как любит Иисус. Такая любовь найдет отклик, по меньшей мере, в некоторых сердцах и пробудит и в них желание к жизни в любви и в полном единстве.

Но сколько открытой собственной недостаточности для достижения такой высокой позиции обнаружит при таких усилиях верующий, до сих пор довольствовавшийся привычным состоянием христианской жизни! Он вскоре откроет, что ничто не приведет его к цели, кроме личной безраздельной отдачи своему Господу. Чтобы иметь любовь, подобную любви Иисуса, я должен иметь жизнь Иисуса: Его жизнь должна стать моей. Вновь должно быть осознано, что Иисус в полном смысле этого слова хочет стать жизнью тех, кто отваживаются ожидать от Него такого большого. Кто не может возложить на Него все свои надежды, тот не может и любить полной любовью.

Мой брат, моя сестра, послушай еще раз, как прост путь к достижению такой жизни. Прежде всего, признай своим призванием жить и любить именно так, как жил и любил Иисус. Признай, что и в самом малом ты не в состоянии исполнить это призвание. Пойми обетование, что Иисус хочет сделать тебя способным к этому, если ты безвозвратно отдашься ему. Скажи Господу, что ты с сознанием своего полного бессилия представляешь себя ему, дабы Он совершил в тебе двоякое: и хотение, и действие. Доверься затем безусловно Ему в том, что своей непрестанной просьбой Он полностью искупит тебя, совершит в тебе все то, что Он испросил для тебя у Отца. Да, доверься вполне тому, кто умолял Отца: «Чтобы они были едино, как и мы», чтобы Он с божественной силой проявил в тебе свою жизнь. В какой мере Он наполнит тебя своей жизнью, в такой мере ты и любить будешь, как Он.

Возлюбленные сохристиане, единение Иисуса с Отцом — наш пример; мы должны быть едины, как едины они. Возлюбите же друг друга, служите, носите, помогайте, живите друг для друга. Для этого наша любовь слишком мала и слаба; но будем настоятельно просить Господа Иисуса, чтобы Он наделил нас своей любовью. Когда любовь Божия через Дух Святой изольется в наших сердцах, тогда мы станем едины, и мир познает, что Отец действительно послал Христа в мир, и что Иисус вложил в нас небесную суть любви.

Святой Отец, мы знаем теперь, с какими просьбами постоянно приходит к тебе Он, всегда живущий и нас замещающий: Он жаждет совершенного единства своих учеников. Отец, и мы молим Тебя об этом благословении. О, как же все-таки раздроблена твоя церковь! Не разделение по странам и языкам оплакивается нами, не различие в восприятии некоторых учений заботит нас, а недостаток того единства в духе, той любви, которой твоя община должна убедить мир в своем небесном происхождении.

О Господи, с глубоким стыдом мы признаемся перед Тобой в холодности, себялюбии, недоверии и горечи, которые сегодня видны и у твоих детей. Мы признаемся тебе в недостатке нашей собственной страстной совершенной любви, к которой ты призвал нас. О, прости и смилуйся над нами!

Господи наш Боже, посети свой народ! Только единым Духом мы можем познать и доказать, что мы едины в одном Господе. Дай Твоему Святому Духу воздействовать на твоих верующих, дабы сделать их едиными.

Везде, где собираются дети Божии, яви потребность в тесном общении в любви Иисуса. Дай и моему, свободному от собственного Я, сердцу познать в общении с твоими детьми, что мы едины, как и ты, Отец, един со своим Сыном. Аминь!