22. Соединены с Ним подобием смерти

«Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6,5.10.11).

Смерти Иисуса мы обязаны своим искуплением. Чем глубже мы будем вникать в значение этой смерти, тем больше мы узнаем о ее силе. Вышеприведенные слова показывают нам, что значит быть соединенным с Ним подобием смерти, и каждый серьезно стремящийся быть уподобленным Иисусу попытается понять, в чем состоит подобие смерти Иисуса.

Иисусу своей смертью надлежало совершить двоякий акт. Сначала Он должен был добиться нашего оправдания, а затем — наделить нас новой жизнью. Если в Священном Писании речь идет о первой части Его дела, то используется выражение: Иисус умер за наши грехи. Он взял наши грехи на себя и понес за них наказание. Этим Он искупил нас и показал праведность, угодную Богу. Но как только речь заходит о второй части дела Иисуса, то появляется выражение:

Он мертв для греха. Смерть за грехи относится к правовым отношениям между Ним и грехом; Бог взвалил грехи наши на Него; Его смертью перед Богом совершена плата за грех. Напротив, «быть мертвым для греха» указывает на личные отношения; Его смертью полностью ликвидирована связь между Ним и грехом.

Во время Его жизни грех был в силах навязывать Ему борьбу и доставлять страдания, но Его смерть положила этому конец. Теперь грех не мог более искушать Его и причинять Ему страдания; Он исчез из его сферы; смерть полностью разобщила Его с грехом; Он был мертв для греха.

Равно как Иисус, так и верующий мертвы для греха, ибо он с Ним соединен подобием смерти. И как вера в то, что Иисус умер во искупление наших грехов, совершенно необходима для нашего оправдания, также и вера в то, что Иисус мертв для греха и мы соединены с Ним подобием смерти, необходима для нашего освящения. Мы попытаемся прояснить это для себя.

Иисус понес смерть, как второй Адам. С первым Адамом мы были соединены подобием смерти. Он умер, и мы с ним, и сила его смерти действенна в нас; мы так же несомненно умерли с ним, как несомненно умер Он сам. Это мы понимаем. Точно так же мы соединились с Иисусом в Его смерти: Он мертв для греха, и мы тоже через Него, и ныне сила Его смерти сильна в нас. Насколько несомненно Он мертв для греха, настолько же несомненно мертвы для греха и мы.

Нашим физическим рождением мы стали соучастниками смерти Адама; нашим возрождением мы становимся соучастниками смерти второго Адама. Каждый верующий, в вере принимающий Господа, получает много в силе Его смерти и мертв для греха. Но дитя Божие может обладать многим, даже не ведая этого. При покаянии большинство христиан занимает исключительно смерть Иисуса за грехи, для их оправдания, и они даже не задумываются над тем, что бы это значило, что в Нем они мертвы для греха. Только когда они начинают понимать, что Господь Иисус необходим им для освящения, тогда пробуждается желание понять, в чем суть соединения с Ним подобием смерти. Тогда они открывают тайну святой жизни в том, что они, равно как Иисус, мертвы для греха.

Христианин, еще не уяснивший это для себя, постоянно внушает себе, что грех слишком силен и все еще властен над ним, и что он иногда не может противостоять ему. Но это имеет место лишь из-за незнания того, что он, христианин, равно как Иисус, мертв для греха. Если бы он только поверил и понял это, то должен был сказать: «Иисус мертв для греха, следовательно, у греха нет прав на Него. Во время Его земной жизни и при Его смерти он был еще властен над Ним; грех явился причиной страданий на кресте и унижения до гроба; но Он умер для греха; грех не имеет больше прав на Него; Он полностью и навечно освобожден от власти греха. Это же действительно и для меня, как верующего христианина; новая жизнь во мне есть жизнь Иисуса, вытекающая из смерти, жизнь, которая полностью мертва для греха. Как новое создание в Иисусе Христе, верующий может хвалиться и говорить: «Подобно Иисусу, я мертв для греха; он не имеет никаких прав и власти надо мной; я свободен от него, поэтому я не могу больше грешить».

Если же верующий все же грешит, то происходит это потому, что он не использует свое право на жизнь умершего для греха. По незнанию, при отсутствии бдительности или по неверию он забывает о значении силы смерти Иисуса, Которому он уподоблен, и тогда он грешит. Но если он твердо придерживается факта, что он соединен с Иисусом подобием смерти, то он в силах преодолеть грех. Он только знает, что умер не грех. Нет, грех не мертв, а жив и деятелен во плоти, но сам он умер для греха и живет для Бога, и потому без его разрешения грех не властен над ним ни на одно мгновение. Если же он все же грешит, то это он уступил власть греху и предался послушанию ему.

Возлюбленный брат, желающий уподобиться Иисусу, здесь тебе показана чрезвычайно славная часть жизни, к которой ты стремишься. Усвой это прежде всего верою своей. Считай, что ты действительно умер для греха. Рассматривай это как факт, которым Бог удостоверяет каждое свое дитя, даже самое слабое. Выскажи ему: «Как Иисус, так и я умер для греха». Не бойся сказать это, ибо это истина. Настоятельно проси Святой Дух просветить тебя относительно этой части твоего союза с Иисусом, так, чтобы ты воспринял это не просто как учение, а как непреложную истину.

Углубляйся все более в значение того, что значит умереть для греха и жить, смертью избавленным от его господства, и ныне чрез Иисуса Христа самому властвовать над грехом. Если ты верою усвоил это, то будешь уподоблен Его смерти;*( см. прим. и Фил. 3,10) это значит, что ты постепенно все глубже проникнешься этим, по мере того, как смерть Иисуса сможет проявить свою силу во всех частях твоего существа.

Чтобы стать сопричастным этому благословению, необходимо обратить внимание на два фактора. В первую очередь — на обязанность, которая этим налагается на тебя: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» Смерть Иисуса, которою ты крещен, требует от тебя: лучше умереть, чем согрешить; быть готовым умереть, чтобы победить грех; умереть, и таким образом освободиться от власти греха. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Пусть Святой Дух крестит тебя все глубже в Его смерть, пока сила божественного слова «мертв для греха», пока подобие смерти Иисуса не проявится во всем твоем существе и твоей жизни.

Второй момент, на который ты должен обратить внимание, следующий: в том, что ты уподобишься смерти Иисуса, лежит не только обязанность, но и сила. О мой сохристианин, прежде всего тебе необходимо познать безмерное величие могущества Бога, воздействующего на нас. В своей смерти Иисус боролся с силами ада и одолел их силами вечности. Ты имеешь удел в смерти Иисуса и в силе, которою Он победил. Отдайся Ему с радостной верой, дабы ты все сильнее уподабливался Его смерти, тогда ты непременно преобразишься по Его образу.

О Господи, как мало я понимал в твоей благодати! Я часто читал слова: «соединен с Ним подобием смерти», но я не знал, какая сила лежит в этом. Не зная, что значит уподобиться твоей смерти, я не знал также, что я искуплен от силы греха и, как победитель, могу властвовать над ним. Господи, ты показал мне действительно славную истину. Тот, кто в вере приобретет подобие твоей смерти и, согласно твоему слову, умрет для греха, над тем не властен грех; он силен жить для Бога.

Господи, открой мне это еще более чрез Святой Дух. Я хочу простою верою принять Твое слово и занять указанное Тобою положение умершего для греха. Господи, в Тебе я действительно умер для греха. Научи меня придерживаться этого, дабы вся моя жизнь доказывала бы истинность этого факта. Дорогой Господь, прими меня в Свое общество и сохрани меня в нем, дабы, пребывая в Тебе, я мог познать, что в Тебе, я умер для греха и живу для Бога. Аминь!

Примечание:

В Римлянам 6 соединение со Христом подобием смерти предшествует подобию в воскресении; никто не может быть воскрешен с Ним, если ранее не умер с Ним. Напротив, в Филиппийцам 3,10 о подобии смерти Иисуса говорится как о следствии познания силы воскресения: развитие жизни воскресения в нас приходит ко все более глубокому познанию смерти с Иисусом. Между обоими имеется постоянное взаимодействие.