24. Сообразно Его смерти

«Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3,10).

Иисус принял смерть на кресте, и мы знаем, что именно эта смерть на кресте принесла Ему наивысшую славу; без нее Он не был бы нашим Искупителем. От всех других на земле и на небесах Его отличает то, что Он есть распятый сын Божий. Отсюда, в силу необходимости, и при нашем преобразовании по Его образу наше внимание должно быть обращено главным образом на подобие Его смерти.

Как притягательно оно было для апостола Павла! В чем Господь Иисус находил свою честь и свое блаженство, то было и его славою; он знал, что самая сердечная связь с Иисусом состоит в подобии Его смерти. Будучи уподобленной ему, смерть Иисуса сказалась на нем в той же мере, как и на самом учителе.

Смерть Иисуса на кресте сломила могущество греха. При жизни он мог искушать Его, но на кресте Он умер за грех, и теперь Он стал недоступен для греха. В подобии смерти Иисуса заключена сила, что и нас избавит от власти греха. Пока я благодатью святого Духа буду, как один из распятых со Христом, пока распятый живет во мне и пронизывает всю мою жизнь, я буду предохранен от греха.

Смерть Иисуса на кресте была для Отца бесконечно угодной жертвой, благоуханием. Если я пожелаю жить в любви и благодати Отца и быть угодным Ему, то я знаю, что ничто не поможет мне более, нежели уподобление смерти Иисуса. Во всей вселенной ничто так не прекрасно, свято, небесно, дивно, как вид распятого Иисуса. Чем ближе я к Нему, чем глубже мое уподобление Его смерти, тем несомненнее я буду принят в лоно Отца.

Смерть Иисуса на кресте была началом жизни воскресения, неизменной жизни вечности. В нашей духовной жизни мы часто жалуемся на перерывы, недостатки и непостоянство, по которым узнаем, что что-то еще мешает жизни воскресения проявить свою полную силу. Все дело в оставшемся еще сокрытом остатке нашей собственной жизни, что еще не стала полностью подобной смерти Иисуса. В одном мы можем быть уверены: необходимо только полное общение со крестом, чтобы познать совершенную радость воскресения.

Но прежде всего смерть Иисуса на кресте была тем, что Он стал жизнью для благодати и искупления (Иоан. 12,24.25). Подобием смерти Иисуса уничтожается старое «я»; мы сами отдаем себя, чтобы жить и умереть за других; верою мы постигаем, что Отец благосклонно принял наше желание взять на себя грехи других. Из этой смерти мы возрождаемся затем с силою, чтобы любить и благословлять других.

И теперь — в чем собственно состоит это подобие со смертью Иисуса на кресте, что оборачивается такими благословениями? Крест означает полное самоотречение. Крест есть смерть старого «я» — полная отдача нашей воли и жизни воле Божией, дабы Он сотворил в нас то, что угодно ему. Это испытал Иисус на своем кресте. Это стоило Ему ужасной борьбы, рока Он смог отдаться этому. Когда Он начал скорбеть и тосковать, и душа Его скорбела смертельно, то происходило это потому, что все Его существо трепетало перед крестом и Его проклятием. Трижды Он должен был помолиться, прежде чем смог сказать: «Да будет воля Твоя».

Но Он это сказал; и своей отдачей на кресте Он доказал, что хотел все перенести, чтобы только свершилась Божия воля. Он отдал все — но Божия воля должна была свершиться.

Быть преобразованным по подобию смерти Иисуса значит себя и свою жизнь со всей силой воли и энергией отдать Богу, научиться быть ничем, действовать и поступать в соответствии с волей Божией. Такая жизнь подобна смерти Иисуса не только потому, что в чем-то похожа на нее, но и потому, что Он сам через Свой Святой Дух повторяет и исполняет все то, что воодушевляло Его при распятии. Если бы это было не так, то простая мысль о подобном сопоставлении была бы близка к богохульству.

Силою Святого Духа, являющегося Духом распятого Иисуса, каждый верующий все же знает, что сила и слава жизни воскресения в том, что изошла она от креста. Он отдается ей и верит, что она овладеет им. Когда он узнает, что совершенно бессилен думать или сделать что-либо доброе и святое, что плоть пускает в ход свою силу и оскверняет его душу, тогда он предает все свое существо, насколько он распоряжается им, участи распятия и выдерживает ее. Таким образом, он предоставляет каждую способность своего тела, своей души и своего духа в распоряжение Господа Иисуса. Недоверие к самому себе и самоотречение, с одной стороны, и полнейшая надежда на Иисуса, с другой стороны, отмечают его жизнь. Да, дух креста пронизывает все его существо.

Может показаться, что держаться положения распятого требует болезненного напряжения, утомительных усилий, но для познавшего Христа и силу Его воскресения — что Павел предпосылает подобию смерти Иисуса — это, напротив, отдых, укрепление, победа.

Ибо это не крест в себе, не самоотречение, дело, которое предстоит исполнить собственными силами и касающееся только его, но это воскресший Иисус, в Котором распятие стало уже совершенным и перешедшим в жизнь воскресения фактом. «Я распят со Христом: Христос живет во мне» — из этого истекают упорство и стремление к постоянно растущему, всегда углубляющемуся преобразованию в совершенное подобие смерти Иисуса.

Но как может быть достигнуто это блаженное подобие? Павел дает нам на это ответ: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». Эта жемчужина превосходна, она стоит своей цены. Давайте же приложим все усилия к тому, чтобы быть допущенными к одному с Иисусом месту на Его кресте.

Если нам кажется трудным отказаться от всего, чтобы в качестве вознаграждения всю жизнь висеть на кресте, то давайте еще раз послушаем, что говорит нам Павел, что возрадовало его в жаждущем избрании креста. Это был Иисус — Иисус Христос, мой Господь. На кресте он мог получить самое сердечное общение с Ним. Его познать, Его приобрести, в Нем пребывать, Ему быть подобным — это было его страстным желанием, которое позволило ему легко отбросить все другое и придало кресту такое сильное притяжение. Все для Иисуса — это было его лозунгом. В этом лежит двоякий ответ на вопрос, как может быть достигнуто подобие смерти Иисуса. Во-первых, отбрось все; во-вторых, впусти Иисуса, все для Иисуса.

Да, только познание Иисуса делает возможным подобие его смерти. Но если душа приобрела Его, пребывает в Нем, познала Его и силу Его воскресения, тогда это становится не только возможным, но она испытывает это в действительности. Потому, дорогой последователь Иисуса, взгляни на Него, на распятого.

Гляди на Него до тех пор, пока твоя душа не воскликнет: «О мой Господь, я должен уподобиться тебе». Гляди на Него, пока тебе не станет ясно, как Он сам, распятый, приблизится к тебе в своем постоянном всемогуществе, чтобы жить в тебе и пронизать все твое существо Своей жизнью воскресения. Через Святой Дух Он сам жертвует себя Богу, и этот его Дух хочет все, что значит и чему способствует та смерть на кресте, уделить тебе, как твою жизнь. Через Святой Дух Иисус сам утверждает в каждой доверившейся Ему душе силу креста, как постоянную смерть для греха и собственного «я», как неиссякаемый источник жизни и силы воскресения. Но, хотя ты всеми силами должен стремиться к лучшему и высшему, то знай все же, что полнота благословения не есть результат твоих собственных усилий, а она дар благодати, исходящий свыше. Сообразно с волей Иисуса в откровении мы будем уподоблены Его смерти. Потому испроси и ожидай этого от Него сам.

Господи, такие познания слишком дивны и высоки для меня, я не могу их постичь. Познать Тебя и силу Твоего воскресения и уподобиться твоей смерти — это сокрыто для мудрых и умных и открыто младенцам, тем избранным душам, которым одним дано понять тайны небесного царства.

О мой Господь, больше чем когда-либо я сознаю, насколько неразумно предполагать, что собственными усилиями можно постичь подобие с Тобой. Я уповаю на Твое милосердие: взгляни на меня в величии Твоего долготерпения и откройся мне в Своей благодати. Если Тебе было угодно спуститься ко мне из своего небесного жилища, приблизиться ко мне, подготовить и принять меня в полноте общения с Твоей жизнью и твоей смертью, о мой Господь, тогда и я хочу жить и умереть только для Тебя и для душ, во искупление которых Ты умер на кресте.

Дорогой Спаситель, я знаю, что это — Твоя воля. Ты бесконечной любовью любишь каждого своего искупленного. Научи меня, сделай меня готовым все отдать за Тебя, и прими меня, как Свою вечную собственность. И позволь же кое-чему из подобия Твоей смерти ознаменовать мою жизнь в самопожертвовании для погибающих. Аминь!