9. Пребудьте во Христе, ибо Он ваше освящение

1Kop. 1:30

«Павел… Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым…» (1Кор. 1:1-2). Так начинается глава, в которой нам преподается, что Христос есть освящение наше.

В Ветхом Завете верующие назывались «праведниками», в Новом Завете называются «святыми». Святость — это духовное совершенство, праведность же — полнота по закону. Святой выше праведника. Святость в Господе относится к его внутреннему, глубоко сокровенному миру, к его сущности. Праведность же указывает на его отношение ко всему сотворенному. В человеке имеется лишь переходная ступень к святости; через праведность он может более приблизиться к Божественному совершенству. Сравните Мф. 5:48: «…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» и 1Пет. 1:16: «Будьте святы, потому что Я свят».

В Ветхом Завете праведность встречалась, святость же была лишь прообразно. И только во Христе Иисусе Святом и в Его святых чадах святость осуществляется впервые. Так в Писании и в вышеуказанном тексте, Как и в личном опыте, праведность предшествует святости.

Когда верующий впервые находит Христа как свою праведность, он испытывает такую радость от нового откровения, что учение о святости едва ли находит место в его сознании. Но по мере духовного роста он начинает ощущать и желание святости и старается узнать, какие же средства предприняты Богом для удовлетворения этой его потребности. Поверхностное знакомство с планом Божиим приводит многих верующих к мнению, что если оправдание есть дело Божие, то освящение — это уже часть нашей работы, которая должна быть выполнена из благодарности за освобождение, полученное при помощи Духа Святого.

Но серьезный христианин вскоре открывает, как мало силы может дать благодарность. Затем он полагает, что для получения освящения надо больше молиться; но с течением времени он обнаруживает, что и молитва, столь необходимая в духовной жизни, тоже не приносит освящения. И нередко верующий безнадежно борется годами, пока не прислушается к учению Священного Писания. В нем он видит, как Дух Святой продолжает прославлять Христа, открывая Его как наше освящение, которое возможно получить верою. Иисус Христос сделался нашим освящением от Бога!

Святость является самой природой Бога, и потому лишь тот может быть свят, кем владеет и кого наполняет Собою Бог. И на вопрос, как грешник может достичь святости, Слово Божие отвечает: только через Христа и во Христе. Иисус — Святый Божий. Бог освятил Его и послал в мир, и в Нем явлена святость Божия, воплощенная и доступная для человека. «За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» — такова сущность Его молитвы (Ин. 17).

И потому для нас нет другого пути к освящению, как только принять участие в святости Христовой. Мы не можем это сделать иначе, как только через наше духовное единение с Ним, т.е. через Духа Святого нам сообщается Его святая природа. От Бога «…вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас …освящением». И пребывание верою во Христе, нашем освящении, есть простой секрет святой жизни. Мера освящения зависит от меры пребывания в Нем: когда душа начинает пребывать во Христе вполне, тогда постепенно возрастает в нас исполнение обетования: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте…» (1 Фес. 5:23).

Чтобы пояснить связь между мерой освящения, вспомним о прививке дерева — этом поучительном символе нашего единения со Христом. Такая аналогия подсказывается словами Господа: «Или признайте (в подлиннике: «сделайте») дерево хорошим и плод его хорошим…» (Мф. 12:33). Я могу привить дерево так, что только одна веточка будет приносить хорошие плоды, в то время как другие природные ветви останутся и будут приносить по-прежнему плохие плоды. Так происходит и с верующими, у которых освящена лишь ничтожная часть их жизни, но у которых, по невежеству или другим причинам, плотская жизнь еще во многих отношениях имеет полную власть.

Я могу привить дерево так, что каждая ветвь будет обрезана и все дерево обновится для принесения добрых плодов. Однако если я не буду следить за способностью ствола давать отростки, то они могут усилиться и заглушить новую природу. Таковы те христиане, которые обращаются ко Христу очень ярко и ради Него оставляют все, но с течением времени из-за небодрствования позволяют старым привычкам возродиться и взять верх, отчего и жизнь их, и плоды их очень слабы.

Но если я хочу иметь дерево целиком хорошим, то я стараюсь беречь его, когда оно еще молодо. Я срежу весь ствол начисто от корня и привью к нему хороший отросток в том месте, где оно выходит из почвы. Я буду следить за каждой почкой, в которой случайно может оказаться старая природа, пока прилив сока из старых корней в новый ствол усилится настолько, что старая жизнь будет полностью поглощена новой. Так я буду иметь дерево полностью обновленное — символ христианина, который научился через полную отдачу и посвящение всего своего Христу пребывать в Нем в искренней, чистосердечной вере.

Если бы в этом последнем случае старое дерево было разумным существом и могло сотрудничать с садовником, оно бы никогда не сказало следующих слов: «Чтобы дать рост новой природе, в которую ты меня облек, надо подавлять всякую попытку старой природы давать почки и ростки. Пусть весь мой сок поступает в эту прививку от доброго дерева, с которым ты меня соединил, и тогда я буду приносить обильный, благословенный урожай».

Нет, это неверная речь. Речь к Садовнику должна быть такой: «О, если ты делаешь мне прививку, то не щади ни одной ветки. Пусть от старой природы будет уничтожено все до малейшей почки, чтобы я уже не мог жить прежней жизнью, но жил новой, которую ты мне дал, чтобы приносить хорошие плоды. Знаю, что в корнях моих не живет ничего доброго, я всегда склонен ко злу. Но ты, мудрый Садовник, облек меня в новую жизнь, благодаря которой мой сок очищен и мои жизненные силы обновлены для принесения новых плодов». Садовник даже заботится о немедленном подавлении малейшего ростка, который мог бы еще проявиться от старой природы.

Христианин! Не бойся исполнения Его обетования — оно освятит тебя. Не слушай разговоров о том, что ветхая природа делает освящение невозможным. Это верно, что во плоти не живет ничего доброго, и эта плоть, хотя и распята со Христом, еще не умерла и всегда будет стремиться подняться, чтобы повести тебя ко злу. Но Отец наш — Виноградарь: Он привил жизнь Христа к твоей жизни, и Его святая жизнь могущественнее любой другой жизни. Под бдительным наблюдением Виноградаря эта новая жизнь подавляет действие греховной жизни внутри тебя. Греховная природа здесь, она со всей силой готова восстать и проявить себя. Но и новая природа тоже здесь, как и живой Христос, твое освящение, присутствует тут же. Через Него освящаются все твои силы, делаются способными приносить плоды во славу Отца.

Итак, если ты хочешь жить святой жизнью, пребудь во Христе, твоем освящении. Взирай на Него, как на своего, Вождя, Святыню Божию, Который стал Человеком, чтобы передать, нам святость небесную. Прислушайся к тому, чему учит Писание. А оно говорит, что внутри нас — новая природа, новый человек, созданный «по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Не забывай о том, что эта святая природа, пребывающая в тебе, исключительно приспособлена, чтобы жить святой жизнью, точно так же, как ветхая природа приспособлена для совершения зла. Не забывай, что новая природа имеет свой корень и жизнь во Христе на небесах и может расти и усиливаться, если связь между нею и ее источником не прерывается. Кроме того, будь совершенно твердо уверен, что Иисус Христос Сам находит величайшую радость, поддерживая эту новую природу в тебе и сообщая ей Свою силу и мудрость для работы.

Пусть эта твердая уверенность ежедневно приводит тебя к отказу от самоуверенности и к признанию негодности всего того, что вложено в тебя от природы. Пусть это сознание наполнит тебя спокойной и твердой уверенностью, что ты действительно способен исполнить то, что Отец желает от тебя как от Своего чада. Христос укрепляет тебя, учит возлагать себя и труды свои на духовный жертвенник, как жертву святую и благоугодную Господу, как благоухание приятное.

Не смотри на свою жизнь, как на требующую от тебя усилий и напряженности, но рассматривай ее как естественное проявление в тебе жизни Христовой. И пусть спокойная, радостная, полная упования вера укрепляет тебя и поддерживает в надежде, что все необходимое для святой жизни будет даровано тебе из источника святости Христовой. Так ты вкусишь и познаешь, что значит пребывать во Христе, нашем освящении.

Великой тайной является то, что в личной святости нашего Господа была образована новая природа для сообщения нам, и мы можем получить ее и пользоваться ею только верой. Эта новая природа получается от полноты Христовой как нечто уже готовое и вызванное к существованию для нас во Христе и хранящееся в Нем, как сокровище. И если мы оправдываемся праведностью Христовой, вмененной нам, то мы и освящаемся Его святыми качествами, полностью выработанными в Нем. Если наше природное развращение первоначально произошло от Адама и распространилось на всех людей, то наша новая природа и святость сначала образовалась во Христе, а от Него передается нам.

Так что нам совершенно не требуется созидать со Христом святого человека внутри себя, мы можем заимствовать его от Христа и пользоваться им в нашей практической жизни. Таким образом, мы имеем общение со Христом, приняв от Него этот святой духовный образ, пребывающий в Нем. Эта тайна так велика, что, несмотря на яркий свет Евангелия, мы обычно думаем, что должны сами заново вырабатывать в себе духовного человека. Церковь должна с полной ясностью уразуметь это учение как указанный Писанием путь истинной святости.