10. Пребудьте во Христе, ибо Он ваше искупление

1Кор. 1:30

Здесь мы имеем вершину лестницы, достигшую до небес, — тот благословенный конец, к которому приводит Христос и жизнь в Нем. Слово «искупление», применяемое иногда к нашему освобождению от вины греха, здесь относится к нашему полному и окончательному освобождению от всех его последствий, когда дело Искупителя будет вполне явлено вплоть до искупления самого тела.

«…Мы сами, имея начаток Духа…, в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Выражения эти указывают на высочайшую славу, на которую можно надеяться в будущем, а равно на высочайшее благословение во Христе Иисусе в настоящем.

Мы видели, что:

а) как Пророк Христос есть наша премудрость, открывающая: нам Бога и Его любовь с новой природой и условиями спасения, приготовленными с любовью.

б) Как Священник Он — наша праведность, восстанавливающая нас в правильных отношениях с Богом и обеспечивающая нам Его милость и расположение.

в) Как Царь Он — наше освящение, формирующий и ведущий нас к повиновению святой воле Отца.

Если эти три служения Христа составляют единую Божественную цель, то благодаря им великие предначертания Бога достигнуты: полное освобождение от греха и всех его последствий завершено и искупленное человечество получило обратно все то, что некогда оно утратило. От Бога Христос сделался нашим искуплением!

Эта истина побуждает нас более внимательно всматриваться в Иисуса, и не только в Его исторические деяния, в то, как Он, например, жил на земле, как учил людей словом и делом, как Он умер, вися на кресте, чтобы примирить нас с Богом, но еще более в то, как Он ныне обитает на небесах как Царь-Победитель, воскресший для получения Своего венца. Нам бесконечно важно, что Он теперь сидит одесную Бога и принял славу, которую имел прежде бытия мира как Бог, но которую имеет теперь как Человек и хранит ее для нас. Вся Его человеческая природа вместе с Его человеческим телом включены к участию в полноте Божественной славы. Теперь Он пребывает на троне и в лоне Отца и как Сын Человеческий. Освобождение от всего, что Он мог испытывать и претерпевать, когда брал грех на себя, стало полным, окончательным навеки!

Совершенное Христом искупление воплощено в Его личности: все, чем Он как Человек является и что имеет на небе, входит в эту полноту искупления. Он сделался нашим искуплением от Бога, и мы отдались Ему. И чем с большим сознанием и верою мы даем простор Духу Святому открывать для нас Иисуса в Его Божественной славе, тем яснее мы понимаем, что жизнь, текущая в нас, это жизнь Того, Кто восседает на небесном престоле. Мы чувствуем действующую в нас силу бесконечной жизни и предвкушаем вечную славу.

Велики благословения, происходящие от пребывания во Христе, нашем искуплении. Душа освобождается от всякого страха смерти. Было время, когда Спаситель победил смерть, и тело Его вошло в славу. И верующий, пребывающий во Христе как своем полном искуплении, вполне чувствует свою духовную победу над смертью: она становится для него слугой, снимающим последние лохмотья старой плотской одежды перед тем, как ему облечься в новое тело славы. Она несет его в могилу и полагает там, как семя, пока не восстанет новое тело.

Воскресение тела не есть уже бесплодное учение, но живое ожидание даже как первоначальный опыт, так как Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в нас как залог будущего воскресения. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

Эта тренировка веры и ее освящающее влияние выражаются в добровольной самоотдаче грешных членов тела на умерщвление и полное подчинение Духу, как приготовление к тому, когда наши бренные тела изменятся и станут подобны Его славному телу. Это полное искупление Христово, простирающееся и на тело, имеет такую глубину смысла, какую нелегко изъяснить. Ведь о человеке в целом, о его душе и теле было сказано, что он сотворен по образу и подобию Божию. Ангелов Бог сотворил как духов без материальных тел, мир же создан только из материи без духа. Человек предназначен явить высочайший образец Божественного искусства. Соединение в одном существе материи и духа в совершенной гармонии — это тип полнейшего и законченного единения Бога с его творением.

Но в этот процесс вмешался грех и как будто нарушил план Божий. Материя получила ужасное преимущество над духом. Однако Слово стало плотью, и Божественная полнота приняла воплощение в человечности Христа для того, чтобы искупление могло быть полным и совершенным, чтобы даже «вся тварь», которая «совокупно стенает и мучится доныне» могла бы быть освобождена «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21-22). Божие намерение и слава Христа вполне будут явлены, когда наше материальное тело со своей природой будет преображено и не сделается прозрачным покровом, чтобы явить славу бесконечного Духа. Только тогда поймем мы слова: Христос «сделался для нас… искуплением» (1Кор. 1:30).

А пока мы научаемся верить, что от Бога мы «Во Христе Иисусе» как нашем искуплении. Но это не есть откровение на будущее, так как полное развитие христианской жизни — настоящее пребывание во Христе, когда осуществится надежда нашего искупления явно и мы сможем торжествовать над смертью, как и Он. Ныне ж нам надлежит стараться вникнуть в это изречение, что Христос — наше искупление, и присвоить его себе верою.

И мы делаем это, когда учимся торжествовать над смертью. Делаем это, когда смотрим на Христа как на Владыку нашего тела, требующего его полного посвящения, обеспечивающего даже здесь победу над страшной властью, которую грех получил над телом (Мр. 16:17-18). Мы делаем это, когда смотрим на всю природу, как на часть царства Христова, предназначенную, хотя бы даже через огненное крещение, принять участие в Его искуплении. Мы делаем это, когда позволяем силам будущего века обладать нами и поднимать нас в жизнь небесную, расширять наши сердца и наш кругозор, предчувствовать здесь даже то, что никогда не приходило на сердце человеку.

Дорогой брат и сестра! Пребудь во Христе как в твоем искуплении: пусть это будет венцом христианской жизни. Не ищи этого отдельно от познания. Ничто тебя не приведет к этому, как только полнота предыдущих шагов христианской жизни. Пребудь в Нем как в твоей мудрости, как в совершенном откровении того. Кем Он является и что имеет для тебя как Бог. В ежедневном распорядке твоей внутренней и внешней жизни следуй во всем Его учению с мягким послушанием, и ты будешь сочтен достойным знать тайны, которые для других учеников являются запечатанной книгой. Мудрость приведет тебя к тайнам полного искупления.

Пребудь в Нем как в твоей праведности и оставайся так облеченным в Него в том внутреннем святилище благословения и присутствия, доступ в которое — праведность Христова. Радуясь своему примирению, ты поймешь, что в него входит все созданное и что и мир ожидает полного искупления, как написано: «Ибо благоугодно было Отцу…, чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:19-20).

Пребудь в Нем как в твоем освящении. Опыт Его могущества, освящающего твой дух, душу и тело, оживит твою веру и освящение, которое не прекратит своего действия до того времени, пока «на конских уборах» не будет начертано:

«Святыня Господу» и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши пред алтарем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа…» (Зах. 14:20-21).

Пребудь в Нем как в твоем искуплении и живи даже здесь как наследник будущей славы. И так как ты стремился познать собственным опытом и во всей полноте силу Его спасительной благодати, то сердце твое расширится для ясного понимания, к какому положению предназначен человек во вселенной как глава всего созданного, и ты сможешь жить достойно этого высокого призвания.