17. Пребудьте во Христе через Духа Святого

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает…; оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. 1Ин. 2:27

Как прекрасна мысль о жизни — всегда пребывать во Xристе! Чем более вы думаете о ней, тем привлекательней она вам кажется. И однако как часто драгоценные слова «Пребудьте во Мне» выслушиваются Его учеником со вздохом! Как будто он совсем не понимает, что, собственно, они означают и как достигнуть полного обладания этим. Он ищет кого-либо, кто мог бы уяснить и кто постоянно напоминал бы ему, что «пребывание» действительно в пределах его достижения.

О, если бы каждый ищущий прислушался к словам, которые апостол Иоанн дает нам сегодня, сколько радости и надежды принесли бы они ему! Они дают Божественную уверенность, что мы имеем помазание Духом Святым, которое учит нас всему, а также и пребыванию во Христе. Но, увы, кто-либо ответит, что эти слова не радуют его, а наоборот, приводят в уныние, потому что говорят о преимуществе, которым он не умеет пользоваться и не понимает, как передается учение Духа, когда и как можно услышать Его голос. Если мы мало знакомы с Учителем, то неудивительно, что мало понимаем и Его учение о пребывании в Нем.

Подобные мысли происходят от заблуждения, весьма обычного среди верующих: они полагают, что, уча их, Дух Святой открывает тайны духовной жизни прежде всего разуму, а затем уже — их опыту. Но путь Божий совершенно противоположен. Что верно относительно всякой духовной истины, то особенно верно и относительно пребывания во Христе: мы должны пережить и испытать истину, чтобы познать ее. Живое общение со Христом — единственная школа для изучения небесных истин. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин 13:7).

Проси того, чего не понимаешь; подчинись тому, чего уразуметь не можешь; допусти и согласись с тем, что для разума является тайной; верь тому, что кажется невозможным; иди путем, тебе неизвестным, — таковы первые уроки в школе Божией. «Если пребудете в слове Моем, то… познаете истину…» (Ин.8:31-32). Эти слова Господа учат нас тому, что познанию истины нашим разумом предшествует пребывание в Слове Его, применение этого Слова в практике жизни. И ученичество состоит, во-первых, в следовании, а затем в познании Господа. Доверчивая самоотдача Христу и подчинение Его слову в ожидании самого невероятного есть единственный путь к полному благословению познания Его.

Эти принципы приложимы особенно к учению Духа: Его учение состоит в направлении нашей духовной жизни к тому, что Бог приготовил для нас без нашего понимания Его пути. Доверяя праведности и уповая на Его обетования, верующий предает себя руководству Духа Святого, не требуя никакого просвещения своего ума, но соглашаясь предоставить Ему прежде работу в своей душе, а затем получает познание о том, что Им в ней произведено.

Вера доверяет невидимой работе Духа. в глубоких тайниках Души. Слово Христа и дар Духа Святого служат для верующего достаточной гарантией того, что он будет научен Духом пребыванию во Христе. Верою он радуется тому, чего не видит и не чувствует; он знает и доверяет, что Дух Божий тихо, но верно совершает Свою работу в нем, направляя его жизнь к полному пребыванию во Христе и ненарушимому с Ним единению. Дух Святой есть Дух жизни во Христе Иисусе, и дело Его не только в том, чтобы вдохнуть в Душу новую жизнь, но и в том, чтобы питать и укреплять ее, доводя до совершенства. И пропорционально тому, насколько верующий отдает себя в простом доверии невидимому, но, несомненно, верному закону духа жизни, действующему в нем, настолько вера его будет переходить в знание. Она будет вознаграждена духовным светом, открывающим в Слове то, что уже было начертано в душе силою Духа Святого.

Теперь приложим это к обещанию научить нас Духом пребывать во Христе. Дух Святой — великая сила Божия, и Он приходит к нам, чтобы сообщить и открыть Самого Христа в наших сердцах. Единение Духа представляет собою союз единства между Отцом и Сыном: в Нем Они одно. Дух есть союз единства между верующими: в Нем они тоже одно. Более того, Он есть союз единства между Христом и христианами: Он — та жизненная сила, тот сок, посредством которого Виноградная Лоза и ветви приходят в истинное живое единение; в Нем мы едины.

Итак, мы можем быть твердо уверены и том, что, если мы верим в Его присутствие и работу в нас, если мы наблюдаем за собой, чтобы не огорчать Духа Святого, если мы жаждем и просим, чтобы Он наполнил нас, то Он и научит нас, как пребывать во Христе. Направляя сначала нашу волю к искренней верности Христу, доведя нашу веру до полного доверия Ему в ожидании встречи. Он затем наполняет наши сердца миром и радостью, которые превосходят разумение. Переходя потом от сердца к уму, Он дает нам понять истину, не просто умственную правду, но истину, которая по Христе Иисусе и которая в нашем уме является отражением света, уже ставшего реальностью в нашей жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4).

Ясно, что если мы хотим иметь Духа Святого руководителем в жизни, то, прежде всего, нам необходима чистая, спокойная вера. Среди всех проблем и затруднений, возникающих в связи с нашим стремлением пребывать во Христе, и несмотря иногда на сильное желание найти опытного христианина для помощи себе, среди постоянного мучительного сознания своих неудач, ошибок и беспомощности будем твердо держаться благословенной уверенности: «Вы имеете помазание от Святого…, которое… в вас пребывает…, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин. 2:20, 27). Именно так мы и будем пребывать в Нем.

Сделай из этого учения специальное упражнение для укрепления веры. Верь, что, имея часть во Христе, ты имеешь и Духа Его. Верь, что Он производит Свою работу, и, если ты не препятствуешь Ему, Он производит ее могущественно. Невозможно жить жизнью пребывания во Христе, не имея полноты Духа Святого, и потому верь, что полнота Духа есть твой удел на каждый день. Будь в этом уверен и задержись в молитве у престола Божия, откуда течет река жизни. Там и только там ты можешь быть исполнен полнотой Духа. Развивай и поддерживай ежедневную, даже постоянную привычку восхвалять и прославлять Его тихим, спокойным доверием, что Он совершает в тебе Свое дело. Ревностно следи, чтобы ничем не огорчить Его — ни духом мира сего, ни самовольными и плотскими поступками. Пусть вера твоя ищет себе поддержки в Слове Божием и в том, что оно говорит о Духе Святом, о Его работе. Его силе и Его водительстве.

Но превыше всего вера твоя пусть ведет тебя к взиранию на Иисуса, так как мы получили помазание от Него. Если мы взираем на Него, священное помазание нисходит от Него на нас, как драгоценный елей на бороду Аарона, стекающий на края одежды его (Пс. 132). Лишь верой в Иисуса получаем мы помазание, и оно ведет к Нему и к пребыванию в Нем. Дух Святой был послан с одной целью — сообщить нам жизнь Христа и утвердить нас в вере в Его славный искупительный подвиг. Дух Святой дан нам для того, чтобы живой Христос всегда пребывал в нас во всей Своей спасающей силе и в полноте Своей победы над грехом. Потому Дух Святой и есть Утешитель, что с Ним мы никогда не можем скорбеть об отсутствии Христа.

Будем же каждый раз, когда мы читаем Слово или размышляем, или когда возносим молитву в связи с нашим пребыванием во Христе, твердо помнить и знать, что мы имеем в себе Самого Духа Божия, научающего нас, руководящего нами и совершающего Свое дело в душах наших. Будем радоваться в уверенности, что мы достигнем желаемой цели, потому что Дух Святой действует в нас, хотя и незаметно для нас, но непрерывно и с Божественной силой, если только мы не мешаем Ему своим неверием.