24. Пребудьте во Христе, исполняя Его заповеди

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Ин. 15:10

Как ясно нам указано здесь место, какое занимают добрые дела в нашей жизни! Как Христос, возлюбленный Сын Божий, пребывающий в любви Отца, соблюл Его заповеди, так и верующий, принимая Христа и соблюдая Его заповеди, пребывает в Его любви. Когда грешник, приходя ко Христу, думает приготовить себя ко спасению добрыми делами, то слово Евангелия говорит ему: «не от дел»! Почему? «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Но когда мы уже во Христе, то, чтобы плоть не злоупотребляла словами «не от дел», Евангелие основательно разъясняет: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела. Которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

Итак, для грешника, стоящего вне Христа, его добрые дела могут быть величайшим препятствием ко спасению, удерживая его от соединения со Спасителем. Но для верующего во Христа дела являются силой и благословением, ибо через них вера достигает совершенства (Иак. 2:22). Единение со Христом укрепляется и наш внутренний человек укореняется в любви Божией, когда мы веру подтверждаем делами. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» «…Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим» (Ин. 14:21).

Нетрудно понять разницу между соблюдением заповедей Христовых и пребыванием в Его любви: наше единение со Христом не есть дело разума или чувств, но реальный, живой факт соединения в сердце и жизни. Святая жизнь Иисуса с Его характером и чувствованиями изливается в нас Духом Святым. Призвание верующего в том и состоит, чтобы думать, чувствовать и желать именно так, как думал, чувствовал и желал Иисус. Жить жизнью Христа означает жить жизнью, свободной от своего «я». Воля Божия для нас — единственный путь свободы от рабства, от своего злого своеволия.

Духовно не возросший, плотской христианин между обетованиями и заповедями Писания делает различие, находя для себя подкрепление и утешение лишь в обетованиях. Но тот, кто по-настоящему и всерьез стремится к пребыванию в любви Христа, считает заповеди Его не менее важными и драгоценными, чем обетования; для него они — откровение любви Божией и благодатные помощники на пути к более тесному единению с Господом. Он понимает, что гармония нашей воли с Его волей — один из главных компонентов нашего единения с Ним, потому что воля — ведущее качество или черта личности как Бога, так и человека. Воля Божия — та сила, при помощи которой Он управляет и нравственными законами, и естественным миром. Какое же может быть общение с Ним без согласия с Его волей?

Но как только Писание и Дух Святой откроют нам, что именно в общении с Богом и в послушании Ему и состоит все наше личное спасение, тогда мы сразу почувствуем, что нет более естественного и более прекрасного принципа или метода для пребывания в Его любви, как исполнение заповедей Христовых. От всей глубины души радуемся мы, слыша, что Господь обещает нам большую силу Духа Святого, Который осуществляет пребывание Отца и Сына в нашем сердце. И все это зависит от исполнения Его заповедей.

Но есть еще нечто, что открывает верующему более глубокое понимание этой истины, а именно: то, что и Сам Христос не иным образом пребывал в любви Отца, как только через послушание. В Его жизни на земле послушание было главным фактором, движущим стимулом. Страшная бесовская сила, увлекшая первого человека на путь возмущения против Бога, подошла и к Иисусу для искушения. Для Него как Человека предложения искусителя были не пустяком: чтобы отразить их Ему пришлось приготовляться в посте и молитве в течение сорока дней.

Будучи искушаем, Он страдал. Но Он ясно заявил, что не ищет исполнения Своей воли, потому что постоянно отдавал ее Отцу. Целью Своей жизни Он избрал исполнение заповедей Отца, поэтому пребывал в Его любви. Не говорит ли Он нам: «Я ничего не могу творить Сам от Себя…, ибо не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29). Так открыл Он нам единственный путь к благословенной жизни на земле в любви небесной. И когда от Божественной Лозы Дух Святой протекает к ветвям, то первое, что внушает Он верующему сердцу как вернейший элемент жизни -это соблюдение Его заповедей.

Дорогой брат! Если ты хочешь пребывать во Христе, будь очень внимателен к исполнению Его заповедей, исполняя их с усердием. Не удовлетворяйся иметь их только в Библии, только для справок, но принимай их с любовью и запечатлевай на плотяных скрижалях твоего сердца посредством тщательного изучения, размышления и молитвы, посредством научения Духом Святым. Не удовлетворяйся знанием некоторых из них, наиболее известных между христианами, в то время как другие остаются в неизвестности или пренебрежении. Имея все новозаветные преимущества, ты, конечно, не захочешь остаться позади ветхозаветных святых, так пламенно говорящих: «Все повеления Твои, все признаю справедливыми» (Пс. 118:128). Будь уверен, что многие повеления Господни ты еще не понял и даже не узнал. Пусть молитва апостола Павла за колоссян станет и твоей молитвой за тебя самого и за всех верующих: «…чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол 1:9), так же как и молитва подвизающегося за них Епафраса: «…чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол. 4:12).

Помни, что это важное условие духовного роста — более глубокое проникновение в разумение тайны воли Божией относительно себя. Не думай, что полная самоотдача, полное посвящение себя Богу есть конец, вершина святости, нет! Это лишь начало святой жизни. Посмотри, как ап. Павел, указав римской общине на необходимость отдать себя в жертву Господу, тотчас же говорит, что жизнь истинно жертвенная состоит в обновлении ума, «чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2).

Постоянное обновление души во Святом Духе ведет к возрастанию и уподоблению Христу. Затем приходит такая способность духовного распознавания — святая интуиция духа, посредством которой душа познает значение и применение заповедей Господних в ежедневной жизни и таким путем, который остается сокровенным для обыкновенных христиан. Пусть эти заповеди цветут в тебе пышным цветом, скрой их в глубине твоего сердца, и ты вкусишь блаженство человека, радость которого — в законе Господнем, и «о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:1-2). Любовь усвоит эти заповеди в глубочайших тайниках твоего сердца и всего твоего существа, как небесную пищу. Они не будут стоять перед тобою, подобно внешнему закону, направленному против тебя. Но какая живая сила дышит от них и преобразует тебя и твою волю, направляя в совершенную гармонию со всем, что угодно Богу!

Соблюдай их в послушании жизни. Подвизайся в молитве и горячо проси об обнаружении малейшего греха, о каждой мелочи, несогласной с волей Божией. Тщательно проверяй себя и избегай непослушания Христу — оно притупляет совесть, затемняет сознание, убивает духовную энергию. Поэтому исполняй заповеди Его с безоговорочным послушанием! И если иной раз они покажутся тяжелы, то вспомни только, чьи это заповеди: они Того, Кто любит тебя, исходят из Его любви и ведут к Его любви. Каждая новая самоотдача для соблюдающих заповеди, каждая новая жертва при соблюдении их ведет к более глубокому единению с Ним — с волей, Духом и любовью Спасителя. Наградой твоей будет глубокое проникновение в тайну Его любви, более полное слияние с Его благословенной жизнью. И ты научишься ценить, как драгоценнейшее сокровище, слова: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».