25. Пребудьте во Христе, чтобы радость ваша была совершенна

Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 15:11

Жизнь полного пребывания во Христе наполняет сердце преизбыточным и невыразимым счастьем. По мере того, как Христос овладевает душой все более и более, она входит в радость Господина своего: Его собственная небесная радость в полной мере и как вечный удел становится ее радостью. Радость является существенным признаком жизни христианина, пребывающего во Христа, своей Небесной Лозе. Все мы знаем цену радости: она одна является доказательством, что мы имеем то, что удовлетворяет наше сердце. Нет ничего более привлекательного, чем радость, и никакая проповедь не убеждает так, как лицезрение обрадованных сердец.

Такая именно радость составляет могучую основу христианского характера. Для христианина радость в Господе есть сила, внушающая бодрость, верность и терпение. Когда сердце преисполнено радости, никакая работа не может быть утомительной, никакой гнет не в состоянии привести в уныние, ибо Сам Господь — наша сила и песнь. Иисус, говоря о радости и пребывании в Нем, обещает нам Свою Божественную радость: «Радость Моя…» Ввиду того, что беседа шла о жизни Его учеников после Его воскресения, то здесь подразумевается радость Его воскресения. Это ясно видно из других Его слов: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Только с воскресением Христа явилась сила торжествующей жизни, в которой и могла возрасти немеркнущая радость. Так исполнилось слово: «…посему помазал Тебя, Боже, Бог твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8). День Его воцарения был днем радости Его сердца, и эта радость была радостью за дело, исполненное навеки и в совершенстве, радость искупления душ и возвращения в лоно Отца.

Таковы основания Его радости, и пребывание в Нем делает нас участниками ее. Верный Христу так полно разделяет с Ним Его победу и Его совершенное искупление, что вера его может непрерывно петь гимн победы: «Благодарение Богу, Который всегда нам дает торжествовать во Христе…» (2Кор. 2:14). Плодом всего этого является ничем ненарушимый мир пребывания во свете Божией любви. Итак, пребывать во Христе, проникать в самые глубины Его жизни и сердца, стремиться к совершеннейшему единению с Ним — вот три потока Его радости, в которые погружается наша душа. Оглядываемся ли мы назад и видим совершенное Им дело; смотрим ли вверх и видим награду, превосходящую наше разумение, которую ожидаем получить от Отца; или смотрим вперед и видим все увеличивающуюся радость грешников, возвращаемых в дом Отца, — всегда Его радость есть наша радость. Он говорит о ней как о пребывающей радости, как о той, которая никогда, ни на минуту не прекратится и не может исчезнуть: «Да радость Моя в вас пребудет…» «…И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Многие христиане этого понять не могут. Им привычнее христианская жизнь как постоянная смена радости и скорби. Они указывают на опыт ап. Павла, как на доказательство того, сколько страданий, горя и слез встречает христианин в своей жизни. Но они не обращают внимания на то, что именно Павел дает самое ясное и светлое свидетельство об этой непрестающей радости. Парадокс христианской жизни он рассматривает как сочетание земной горести с небесной радостью в одно и то же время: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас…» (Кол. 1:24).

Эти драгоценные слова учат нас тому, что радость Христова может превозмочь скорбь мира сего: мы можем одновременно и плакать, и петь, и, невзирая на все трудности и печали, носить в сердце своем глубокую радость. Основанием для этого служит одно: Его Божественное обетование, Его живое слово: «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Присутствие Иисуса, ясно ощущаемое, может давать только радость. Пребывая в Нем сознательно, что иное, кроме радости и счастья, может чувствовать душа? Даже скорбя и плача о грешниках, она испытывает в себе источник радости, изливающейся из веры в Его могущество из любви к спасаемым. И Спаситель желает, чтобы радость Его, пребывающая в нас, была полной. Он об этом говорит трижды в последнюю ночь:

1. В этой притче о Лозе: «Сие сказал Я вам…, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11). Слово это утверждается всякий раз при более глубоком познании чудесного благословения — быть ветвью на Лозе.

2. Затем Он соединяет это с нашими молитвами, с ответами на них: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). Отвеченная молитва является для духовного ума нe только средством получения известных благословений; она представляет собой нечто более высокое: она есть знак нашего живого общения с Отцом и Сыном на небесах, свидетельством того, что мы приняты в тот чудный союз любви, в тот Совет, который держат Отец и Сын при решении ежедневного руководства детьми Своими на земле, и что мы имеем в этом совете голос. И для души. пребывающей во Христе, которая тоскует и жаждет проявления Его любви, которая умеет принять и оценить ответ на молитву в его истинном духовном смысле, т.е. как отклик от престола всякой благодати, — для этой души приносимая ответом радость воистину неизъяснима, потому что ответ подтверждает слово: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна».

3. В Своей Первосвященнической молитве к Отцу Христос говорит: «…Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:13). Здесь мы видим Великого Первосвященника, входящего в присутствие Отца, чтобы ходатайствовать за нас и продолжать Свою бесконечную работу в силе вечной жизни, которая устраняет малейшую причину страха и сомнения и дает нам опыт и уверенность в совершенном спасении. Пусть верующий, стремящийся, согласно Иоанна 15:11, получить полную радость от пребывания во Христе и, согласно Ин. 16:24, полную радость от действенной молитвы, поспешит к Ин. 17:13. Пусть он в этой главе прислушается к этим дивным словам высказанного ходатайства о том, чтобы радость христианина была полной. Пусть он, слушая эти слова, познает те славные цели, о которых Иисус умоляет, и всю действенность этих молений, ежечасно осуществляющихся, — и тогда радость Христова будет в нем совершенна.

Но почему же, почему эта радость привлекает столь немногих? Причина очень проста: люди, и даже дети Божии, не верят в нее. Вместо того, чтобы смотреть на пребывание во Христе, как на счастливую жизнь, ее считают жизнью самоотречения и печали. Но они забывают, что печаль и самоотречение происходят именно от непребывания и что для тех, кто безоговорочно пребывает во Христе как в светлой, благословенной Жизни, их вера оправдалась, и радость их Господа принадлежит им. А все трудности возникают от недостатка полной самоотдачи, полного пребывания.

Дитя Божие, стремящееся к пребыванию во Христе, вспомни, что говорит Господь в конце притчи о Лозе: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна»! Требуйте радости, — она есть часть жизни ветки. Требуйте ее как доказательства состоятельности Христовой для удовлетворения всякой потребности души. Будьте счастливь! Развивайте и поддерживайте радость.

Если случается, что она приходит сама собой, и сердце исполняется невыразимым блаженством от присутствия Спасителя, — прославляйте за это Бога и старайтесь удержать ее. Если же иногда чувства смутны и притуплены, все же ( ) благодарите и восхваляйте Бога за жизнь несказанного благословения, для которой мы куплены. И в этом также подтверждаются слова: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если ты просишь о всех других дарах Иисуса, то тем более проси всегда об этом, и не только для самого себя, но ради славы Его и Бога Отца. «Да радость Моя в вас пребудет»! «…Чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». Это подлинные слова Иисуса Христа. И невозможно принять вполне и искрение Его Самого и не получить вместе с Ним также и радости Его.

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4).