26. Пребудьте во Христе и в любви к братьям

Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас… (так) да любите друг друга. Ин. 15:12, 9, 17

Бог стал Человеком, и Божественная любовь потекла в человеческие сердца — любовь Человека к человеку. Любовь, наполняющая небо и вечность, должна быть ежедневно видима и здесь в жизни земной и временной. «Это заповедь Моя, — говорит Господь, чтобы вы любили друг Друга, как Я возлюбил вас». Он иногда говорил о заповедях, но любовь, которая есть «исполнение закона», является всеобъемлющей, и поэтому Он назвал ее новой заповедью. Она должна служить великим доказательством реальности Нового Завета и силой новой жизни, открытой нам Христом. Она является убедительным и неоспоримым законом ученичества: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). «…Да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты… возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23).

Для верующего, стремящегося к совершенному единению со Христом, исполнение этой заповеди есть одновременно благословенное доказательство его пребывания в Нем, а также и стезя к более полному и тесному с Ним общению. Постараемся понять, как это происходит. Мы знаем, что Бог есть любовь и что Христос приходил, чтобы открыть эту любовь людям не как научную доктрину, а как жизнь. Его личная жизнь во всем ее поразительном самоуничижении и самопожертвовании была, главным образом и прежде всего, воплощением Божественной любви, явленной людям в таких человеческих формах, чтобы они могли понять, как любит Бог. В Его любви к недостойным и неблагодарным, в Его уничиженном хождении среди людей как раба, в Его самоотдаче на смерть Он просто жил, являя жизнь Божественной любви, находящейся в сердце Божием.

Теперь точно так, как Христос явил людям любовь Божию, и верующие должны явить миру любовь Христову. Они должны показать всем, что Христос любит их, и что, любя, исполняет их любовью, какой нет на земле. Христиане, живя и любя так, как Христос, являются постоянными свидетелями Любви, отдавшей себя на смерть. Христиане должны жить так, чтобы люди были вынуждены сказать: «Смотрите, как эти христиане любят друг друга». В своем ежедневном взаимообщении христиане являются «зрелищем» для мира и благоуханием для Бога. В этой любви друг ко другу, уподобляющей их Христу, они показывают, какого они духа. Среди всего разнообразия характеров и убеждений, языков и положений они должны показать, что любовь их сделала членами одного Тела и научила каждого из них забывать себя ради других. Их жизнь любви есть главная очевидность христианства, а для мира — доказательство того, что Бог послал Иисуса Христа и распространил повсюду ту же любовь, какою Он Сам возлюбил Его.

Среди учеников Христа их любовь друг ко Другу занимает центральное место между их любовью к Богу и их любовью к людям. Любовь к невидимому Богу является для них в какой-то мере испытанием: любить то, что ты не видишь, не так легко. Эта любовь может превратиться просто в чувство или воображение. Но во взаимоотношениях между детьми Божиими их любовь к Богу проявляется в действии, в делах, которые Он принимает как сделанные Ему. Любовь к братьям есть цветок и плод от скрытого в сердце корня любви Божией, и этот плод в свою очередь, становится семенем любви ко всем людям. Взаимообщение верующих — это школа, в которой они упражняются и укрепляются в любви к собратьям-людям, еще не живущим любовью, которая покоряет недостойнейшего, покрывает все самое неприятное в них ради Христа.

Любовь друг ко другу составляет звено между любовью к Богу и к людям вообще. В обращении Христа с учениками эта братская любовь обретает очертания закона или правила: Его терпение и снисходительность к ним как к друзьям Своим Иисус измеряет неограниченной мерой — прощение «до седмижды семидесяти раз»; а Его бесконечная кротость, смирение и мягкая скромность, с которыми Он завоевывал их сердца, выражались в Его искреннем служении им как слуги, всецело преданного их интересам. Поэтому их ответная любовь с радостью принимает Его заповедь: «…чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15). Следуя Его примеру, каждый живет не для себя, но для другого. Братская любовь не только не говорит обидных слов, но даже не мыслит о брате зла; она ревнует о добром имени брата больше, чем о своем. Мое собственное доброе имя я могу отдать Отцу, но имя моего брата Отец доверил мне. В мягкости и любезном понимании, в вежливости и великодушии, в самоотвержении и благодеянии, в делах благословения и красоты сияет Божественная любовь, разлитая в сердцах всех братьев, как она сияла в жизни Христа.

Дорогой брат! Что ты скажешь об этом славном призвании — любить, подобно Христу? Не бьется ли твое сердце при мысли о невысказанном преимуществе являть таким образом подобие Божие? Или ты скорее вздыхаешь, думая о недостижимой высоте того совершенства, подняться на которую ты призван? Брат! Не вздыхай перед тем, что ты действительно призван быть подобным Христу в твоей любви, как Он был подобен Отцу в Своей любви. Пойми, что Тот, Кто дал заповедь в такой тесной взаимосвязи с Его учением о Лозе и пребывании в Нем, дал в ней и уверенность, что, пребывая в Нем, мы будем способны любить, подобно Ему. Прими эту заповедь как новое побуждение к еще более полному пребыванию в Нем. Больше, чем когда-либо, смотри на пребывание в Его любви: укорененный и ежедневно утвержденный в любви, превосходящей разумение, ты получишь от нее полноту и научишься любить.

С Христом, обитающим в тебе, Дух Святой обильно изливает любовь Божию в твое сердце, и ты начинаешь любить братьев, самых раздражительных и трудно переносимых, любить не своею любовью, а любовью Христа в тебе. И заповедь о любви к братьям превращается из тяжести в радость, если ты соединяешь ее, как соединял Иисус с заповедью о Своей любви к тебе: «Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Не есть ли теперь некоторый плод от того изобилия, которое Иисус обещал, что мы будем приносить? В самом деле, гроздь винограда из долины Есхол может доказать другим, что земля обетованная действительно является доброй землею.

Постараемся со всей простотой и честностью перевести язык высокой веры и небесного энтузиазма на будничную прозу ежедневного поведения, так чтобы все могли понять ее. Отдадим наш характер в управление любви Христовой: Он может не только обуздать, но и сделать его мягким и терпеливым. Сложим у ног Христа наше горячее желание никогда не допускать к нашим устам слов упрека или осуждения брата. Пусть наше общение со всеми будет отмечено мягкостью, которая никогда не принимает обиды, но всегда готова извинить и всегда готова на лучшее. Пусть нашей целью, пока мы пребываем во Христе здесь, на земле, будет любовь, которая не ищет своего, но всегда готова умереть за других. Пусть наша жизнь будет жизнью самопожертвования, всегда заботящегося о благосостоянии других и находящего высочайшую радость в благословении их.

Но изучая Божественное искусство делать добро, будем как верные и послушные ученики подчиняться руководству Духа Святого. Силою Его благодати самая банальная жизнь преобразится в сияние небесной красоты, и бесконечная любовь Божественной природы будет видна сквозь нашу бренную человеческую природу.

Брат христианин, восхвалим Бога! Мы призваны любить так, как любит Иисус, как любит Бог. Новая святая природа наша, которая по мере пребывания во Христе все возрастает и укрепляется, как ветвь на Лозе, — она может любить, как Он! Всякое обнаруживание в себе зла старой природы, всякое стремление исполнять заповеди Господина, всякий опыт силы и радости любить любовью Иисуса — все это побудит нас с новой верой принять благословенную заповедь: «Пребудьте во Мне, и Я в вас», «Пребудьте в любви Моей!»