27. Пребудьте во Христе, чтобы вам не грешить

…В Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает. 1Ин. 3:5-6

«Вы знаете, — говорит апостол, — что Он явился для того, чтобы взять грехи наши…» Эти слова объясняют, что избавление от греха и было великой целью, ради которой Сын Божий принял плоть. Связь этих слов ясно показывает, что взятие на себя грехов относится не только к искуплению и освобождению от вины, но и к свободе от власти греха, так что верующий не грешит больше. Личная святость Христа сообщает верующему силу для осуществления этой цели. Он принимает грешников в общение с Собой, и в результате наша жизнь уподобляется Его жизни. «В Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает». Пока верующий пребывает в Нем, он не грешит. Святость нашей жизни имеет свой корень в личной святости Иисуса: «…Если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16).

Сразу возникает вопрос: как может это согласоваться с учением самой Библии о врожденной развращенности человеческой природы или с тем, что Иоанн говорит нам о явной лживости нашего заявления, когда мы утверждаем, что не имеем греха или что мы не согрешаем (1Ин. 1:8-10)?

Но именно эти тексты, если мы вникнем в них внимательно, и научают нас принимать наш текст. Заметьте разницу в этих двух утверждениях: а) «Если мы говорим, что не имеем греха…»; б) «Если говорим, что не согрешили…» Эти два выражения совершенно различны: иметь грех — это не одно и то же, что делать грех. Самый праведный верующий в любой момент признается, что он имеет грех в себе, т.е. плоть, в которой не живет ничего доброго. Иметь грех — значит иметь греховную природу; согрешать же или делать грех — значит уступать живущим в нас греховным наклонностям и фактически впадать в грех.

Таким образом, каждый верующий человек должен принять две возможности: 1) что он все еще имеет в себе грех; 2) что этот грех в прошлом проявлялся в греховных поступках. Никакой верующий не может сказать: «Я не имею в себе греха» или «Я в прошлом не грешил». Если бы мы сказали то или другое, то обманули бы самих себя. Однако хотя в настоящем мы и имеем в себе грех, никакого покаяния не требуется в том, он живет в нас, т.к. это относится к прощенному прошлому. Конечно, грех может быть и в настоящем, но желательно, чтобы его не было. На примере ап. Павла мы видим, как глубочайшее покаяние в прошлом грехе (Павел был гонитель Церкви) и ясное сознание своей негодной греховной природы в настоящем может совмещаться со смиренной, но радостной хвалой Тому, Кто хранит от претыкания.

Но как возможно, чтобы верующий, имея в себе грех, и притом настолько живучий, не согрешил? Ответ таков: во Христе нет греха, а значит и пребывающий в Нем не согрешает. Когда пребывание во Христе становится тесным и ненарушимым, так что душа живет в каждый момент в полном единении со своим Хранителем, тогда Он подавляет силу старой природы и держит ее, не давая ей прежней власти над душой.

Мы видим, что в процессе пребывания во Христе имеются свои степени. У большинства верующих пребывание так слабо и неустойчиво, что грех постоянно получает над ними власть, подчиняя себе душу. Божественное обетование, данное вере, гласит: «Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14); но вместе с обетованием дана заповедь: «…Да не царствует грех в смертном вашем теле…» (Рим. 6:12). Верующий, получающий с верою обетование, имеет силу и для исполнения заповеди, и, таким образом, грех теряет над ним свое господство. Дверь же греху открывается незнанием обетования Божия, или отсутствием бодрствования, или неверием. Потому жизнь множества верующих представляет из себя сплошной ряд преткновений и греха.

Если же христианин стремится к достижению постоянного и полного пребывания во Христе, Который не имеет греха, тогда жизнь Христова сохранит его от согрешения. Иисус действительно спасает от греха, но не удалением греховной природы верующего, а удерживанием его от уступок eй. Греховная природа человека, его плоть не изменилась в своей враждебности к Богу, но постоянное присутствие Господа удерживает ее от согрешения. Ведь в самом деле верующий, вручая себя охране Божией и пребывая во Христе, уповает на Его присутствие в себе. Такое единение и есть тайна святой жизни: «…В Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1Ин. 3:5-6).

Будем же верить, что если Иисус сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас», то Он действительно в нас пребывает. Правда, мы не можем быть освобождены от мира и его суеты, от нашей греховной природы и ее искушений, зато мы имеем полностью и навечно обеспеченное благословение — благодать пребывания в нас нашего Господа. Это присутствие и удерживает нас от фактического согрешения: Сам Иисус дает нам возможность пребывать в Нем.

Возлюбленное чадо Божие! Я не удивлюсь, если наш основной текст покажется тебе слишком высоким и недостижимым. Но пусть твое внимание не акцентируется на вопросе: «Могу ли я быть удержан от греха в течение жизни или хотя бы нескольких лет?» Вера имеет дело только с текущим моментом. Поэтому спроси себя: «Может ли Иисус в эту минуту, когда я пребываю в Нем, удержать меня от тех грехов, которые составляли некогда пятна и бремена моей ежедневной жизни?» И ты, конечно, ответишь: «Несомненно, Он может». Тогда немедленно скажи: «Иисус охраняет и спасает меня сейчас». И так мы переходим к следующему моменту и дальнейшим часам возобновляющейся веры.

Пребывание во Христе есть благодать, в которой можно возрастать удивительным образом, если мы сразу произведем полную самоотдачу и продолжим настойчиво пребывать в ожидании все больших и больших благословений. Ведь дело Христа — хранить нас от согрешений, подобно как дело лозы рождать и держать ветку. Взирай на Его святую природу как на то, что приготовлено Им для нас. Его соучастников, и ты увидишь, что есть нечто, гораздо болей высокое и лучшее, чем воздержание от греха, которое по существу просто уклонение от зла. И это более положительное и более глубокое благословение состоит в том, чтобы быть «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим. 2:21), т.е. каналом, через который проявляется Его сила, Его благословение и Его слава.

Ежедневные согрешения — обязательная ли неизбежность? Отчего это, имея Христа, любовь и сила Которого безграничны, мы все же так часто исполнены уныния и страха? Мы испытываем подавленность и слабость духа, потому что перестали смотреть на Иисуса, Начальника и Совершителя веры, сидящего одесную Бога, и не смотрим на Того, всемогущество Которого наполняет небо и землю и Кто дает силу Своим слабым святым. Когда мы думаем, что без Христа мы не можем делать ничего, мы еще не достигаем всей глубины и высоты христианского смирения. Нам дано право, как и Павлу, говорить: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Полагаясь на силу смерти Христа, покрывающей вину греха, мы не развиваем в себе твердой веры в живого Господа, могущего освобождать нас от уз греха ежедневной жизни. Мы забываем, что Христос действует в нас могущественно и что, пребывая в Нем, мы обладаем достаточной силой для преодоления всякого искушения.

Мы не пользуемся всемогуществом Иисуса, Который способен подчинить Себе все и сохранить нас от ежедневных слабостей и падений, которые мы считаем неизбежными. Если всегда и во всем мы зависим от Того, Кого Отец назначил быть Начальником нашего спасения и Чья власть безгранична, то мы всегда и во всем будем одерживать победу. Тогда мы все будем делать во славу Отца и во имя Всемогущего Господа нашего Иисуса Христа, Который есть освящение наше. Помни, что Ему дана власть на небе и на земле, и живи, постоянно упражняясь в этой вере в Его силу. Вполне и твердо осознавай, что ты — ничто, что в нас самих нет жизни, могущей принести плод, но что Христос — все и пребывание в Нем и в Слове Его поможет нам принести плод во славу Бога Отца.