Глава 13. На пороге Нового времени

На протяжении многих лет, пока Адвентистская церковь в СССР терпела страшные притеснения и была фактически изолирована от всемирной церкви, члены и руководство последней неустанно возносили Богу молитвы о своих собратьях, находившихся за железным занавесом атеизма. При каждом удобном случае Генеральная Конференция пыталась как-то наладить связь с верующими в СССР. В основном это удавалось во время туристических поездок, когда под видом туристов руководство всемирной церкви посещало Союз и иногда получало право выступить в некоторых общинах, в основном это были Москва и Рига. В то же самое время и верующие нашей страны, вне зависимости от принадлежности своего духовного центра, также пытались восстановить живую связь с Всемирной Божьей церковью, которая всегда оставалась авторитетом и все материалы съездов которой, как мы уже упоминали, регулярно переводились на русский язык, чтобы верующие Союза знали, чем живет мировая Адвентистская церковь. Вместе с тем начала постепенно меняться и тактика атеистического руководства по отношению к церкви. По этому вопросу один из старейших служителей, пастор и историк церкви Эдгар Чернявскис в своих воспоминаниях пишет: «Железный занавес все еще продолжал отделять территорию СССР от всего мира. Воинствующий атеизм в своей борьбе и своими методами не достиг желаемых результатов и поменял свою тактику. Расширяя свои связи с заграницей, эта борьба должна была принять другой характер. Теперь же внимание атеистов было направлено на проповедников, на руководящие кадры, на влиятельные интеллигентные личности в церкви. Они старались их перевоспитать, чтобы сделать пригодными для контактного общения с заграницей». [Чернявскис Э. Указ. соч.]. За все годы своего существования Союз пытался производить на заграницу впечатление свободной страны, где никто и никого не притесняет. И верующие должны были в этом помогать атеистическому руководству, поддерживая их имидж в мире, и одновременно с этим находиться под полным контролем и управлением этой атеистической власти. Безусловно, как учит Священное Писание, верующие должны быть самыми примерными гражданами своей страны, свято выполняя ее законы. Однако, до тех пор, пока эти законы и постановления не идут вразрез с Божьими Десятью Заповедями, на принципах которых, кстати, зиждутся большинство, если не все, демократические конституции мира. И именно так понимал этот вопрос и Павел Мацанов, а также подавляющее большинство верующих, причем в обоих центрах. Здесь хочется особо подчеркнуть, что доктринальных отличий между ними никаких не было. Значительная часть верующих вообще не понимала глубинных причин административного разделения церкви на две организации. Причины же разделения неплохо отражены в воспоминаниях уже упоминаемого Александра Демидова, одного из идеологов антимацановского центра (возглавляемого сначала С. П. Кулыжским, а затем — М. П. Кулаковым). В своих воспоминаниях, написанных до 1980 года, Демидов называет мацановские методы «старомодными, устаревшими», указывая, что методы работы должны меняться, тем более, как он пишет в 1975 году, «в нашей стране, успешно строящей коммунизм!». [Демидов А. М. Существо и корни внутреннего «неединства в рядах современного адвентизма в нашей стране». Машинописное издание. М., 1975. С. 57]. Сегодня эти слова выглядят очень странными, но тогда они некоторыми, в том числе и верующими, воспринимались позитивно. В связи с этим он считает вполне допустимым отправлять детей в школу по субботам, нести службу в армии, опускать наиболее острые библейские пророчества о Последнем Суде и вечной гибели тех, кто отвергнет Бога, а также существование общин только с согласия государства. [Демидов Указ. соч. С. 11—12]. Он говорит, что поднятие этих вопросов «во всей их библейской строгости и остроте» не принесет успеха в СССР. [Там же. С. 11—12]. Одновременно с этим Демидов выражает и некоторые интересные мысли об учитывании культурных традиций русского народа, что, кстати, никогда особо и не оспаривалось Мацановым. О взглядах Демидова широко писали и атеисты. [См. Федоренко. С. 290—295]. Не желая ни в коей мере никого судить, мы все же не могли в своей книге обойти вниманием данный вопрос, поскольку с подобными же проблемами Божий народ будет сталкиваться и в испытаниях Последнего времени. Отдельно также хочется отметить, что далеко-далеко не все сторонники и пасторы антимацановского центра разделяли эти духовно-компромиссные демидовские взгляды, продолжая отстаивать всей своей жизнью чистоту Библейского учения, являя не менее прекрасные примеры мужества, чем и члены мацановской организации (значительнейшей части из них работы, подобные демидовским, вообще были неизвестны). Также и сама личность и жизнь Демидова является очень сложной (20 лет лагерей за веру) и во многом противоречивой, и потому только Господь может ему, как и каждому из нас, вынести верный приговор. Итак, власти, видя, что П. А. Мацанов не идет ни на какие уступки, в том числе и на сближение с другим духовным центром, начинают делать ставку на этот другой центр, находящийся в Туле и говорящий о необходимости учреждения официальной признанной властями республиканской организации. «Нужная „инициатива“ местной общины и была теперь властями разыграна. От имени Тульской общины рассылались письма по другим общинам Российской Федерации с призывом поддержать инициативу Тульских адвентистов. Начались регистрации общин, поддерживающих Тульскую инициативу». [Юнак. Указ. соч. Т. 1. С. 430]. Наконец, «как и ожидалось (власти давали разрешение на совещание лишь после того, как были убеждены, кто будет избран), старшим проповедником АСД в РСФСР был избран М. П. Кулаков». [Парасей А. Ф., Жукалюк Н. А. Бедная, бросаемая бурею. К.: Джерело життя, 1997. С. 107]. Началось создание официально зарегистрированной и действующей церковной организации. На совещании 28—30 ноября 1986 года Кулаков был переизбран председателем Республиканского совета церкви. [Юнак. Указ. соч. Т. 2. С. 15]. Этот долгий и сложный процесс подробно освещен в работах Н. А. Жукалюка, в том числе совместно с А. Ф. Парасеем, а также Д. О. Юнака, к работам которых автор и отсылает заинтересовавшихся читателей, а здесь лишь отметим, что он завершился 5—8 июня 1981 года в Москве во время визита туда президента Генеральной Конференции Нила Вильсона. «Выступая во второй части богослужения в Московской церкви с проповедью, Нил Вильсон не только дал ответы на поднятые накануне вопросы, но и снова повторил решительную позицию Генеральной Конференции: „Сохраняя пасторскую заботу обо всех адвентистах, Генеральная Конференция признает только одну официально действующую в РСФСР организацию в лице Республиканского Совета…“. Этим президент дал почувствовать собравшимся, что он избрал жесткий курс в отношении тех, кто принадлежал к неофициальной организации. Последние вынуждены были согласиться, так как никто не желал оставаться вне Всемирной организации. Следует отметить, что как служители, так и рядовые члены Церкви АСД всегда признавали авторитет Генеральной Конференции и принимаемые ею решения считали „голосом Бога к Церкви“. Обычно в спорных вопросах и та, и другая стороны ссылались на решения. Исполнительного Комитета Всемирной Церкви. „На следующий день в конференц-зале гостиницы «Советская» брат Вильсон официально встретился с П. А. Мацановым и со многими проповедниками его организации. Президент сказал о видении Генеральной Конференции и предложил им присоединиться к признанной властью и Генеральной Конференцией официальной организации. Это был трудный час в жизни П. А. Мацанова и служителей его организации. После многих лет гонений организованно и верно неся адвентистскую весть, сохраняя ясное понимание истины, перенося несправедливые обвинения и открытое противодействие, репрессии со стороны властей, тюрьмы, ссылки, лишения родительских прав и т. д., теперь заявить о ликвидации работы этой организации, которая стройно действовала и приносила такие большие плоды? Только духовно сильные люди могли выдержать это испытание веры! И они выдержали! Брат Мацанов спросил Нила Вильсона, берет ли на себя Генеральная Конференция полную ответственность за последствия такого заявления? Ответ был положительный. Затем состоялось совещание всех служителей организации Мацанова, и на следующий день, 8 июня 1981 года, в полдень они заявили, что полностью подчиняются требованию Генеральной Конференции, представленному Нилом Вильсоном. Таким образом, прекратило существование это могучее движение, которое практически управляло церковной работой в СССР на протяжении более 20 лет. Что же было потом? В СССР были целые регионы, в которых действовали церкви организации Мацанова. Они продолжали работать, как были научены, и при новой организации. Представители Генеральной Конференции в своих переговорах с органами власти достигли того, что теперь зарегистрировали все ранее не регистрированные церкви. Все события в СССР свидетельствовали о том, что приближаются большие перемены…“. [Чернявский Э. «П. А. Мацанов — феномен руководителя адвентистского движения в Советском Союзе…». Рига, 1997, с. 12]». [Юнак Д. О. История Церкви христиан АСД в России. В 2 т. Заокский: Источник жизни, 2002. Т. 2. С. 6—8]. Павел Андреевич никогда не искал своего. У него не было амбиций вождизма, в чем его, порой, иногда пытались обвинить. И события в гостинице «Россия» это наглядно подтвердили еще раз. Он не держался за кресло всесоюзного председателя, он держался за истину и руку Божью. Он держался за единство Божьей церкви. После 1981 года он уже и в силу возраста (78 лет) отходит от активной деятельности. Но ее плоды стали наглядно ощущаться: «К 1980 году под руководством Мацанова как регистрированные, так и нерегистрированные общины были созданы на территории всего СССР, от Архангельска до Кавказа, от Дальнего Востока до Калининграда. И когда началась перестройка, и церкви стали регистрировать, то было что регистрировать». [Чернявскис. Указ. соч.]. Из своего скромного дома в Белгороде Павел Андреевич с радостью наблюдал, как уже в новых условиях набирающей темпы свободы растет и развивается церковь, как открываются двери Заокской духовной семинарии (позже — академии, а ныне — уже университета), как мир облетели вести из адвентистского радиоцентра в Туле «Голос надежды», в создании которого одну из ключевых ролей сыграл Петр Кулаков, недавно проведший прекрасную спутниковую Евангельскую программу в Киеве. Как начала выходить глубокая и очень сильная Адвентистская газета «Слово примирения» (главный редактор — М. П. Кулаков). Как появились миссионерские, прекрасно иллюстрированные журналы «Знамения нового времени» и «Взаимопонимание». Как начала печататься адвентистская литература, книга Р. Н. Волкославского «О Библии и Евангелии». Как прошел концерт адвентистского Духовного камерного хора под руководством Элиты Соколовской, и ни где-нибудь, а на сцене Большого театра в Москве! Все это было предвестниками нового времени в истории церкви в нашей стране. Времени излития капель Позднего Дождя. И Павел Андреевич с нескрываемой радостью наблюдал за этим. Двери его дома по-прежнему оставались открытыми для всех. Он и его супруга продолжали дарить людям свою любовь и советы. За 4 месяца до своей смерти Павел Андреевич дал свое последнее интервью, которое взял у него Евгений Зайцев, и которое было опубликовано в газете «Слово примирения». Перепечатать! А спустя несколько недель в той же газете появился некролог «Светлая память о почившем в Господе брате П. А. Мацанове». Перепечатать! Он умер. Но его дело, дело церкви Божией, которым он жил всю свою жизнь, продолжается. Трехангельская весть, так мужественно несомая им долгие годы, сегодня обошла практически весь земной шар, готовя этот мир, наш мир к встрече со своим Богом, готовя мир к Новой Земле, где не будет греха и смерти. Где сосны уже не будут плакать…