Библиотека soteria.ru
В поисках бессмертия
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.05.13 Просмотров: 13116 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 9. Золотые мыши
Слова “Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий” (1 Цар. 4:22), сказанные умирающей невесткой Илии, говорили после той злополучной битвы не только в Израиле. Те же самые слова, только уже с радостью в голосе, говорили в филистимских землях. Филистимляне и до этого одерживали победы над израильтянами, но эта была особенной. Она была особенной не потому, что израильтян погибло больше, чем в других битвах, не потому, что самим филистимлянам она досталась путём меньшей крови или привела к заключению более выгодного мира. Она была исключительной потому, что в результате неё в руках филистимлян оказался ковчег завета Бога Израилева. В глазах почитателей Дагона захват ковчега был не просто захватом вражеского знамени, как можно было бы решить, исходя из современных понятий, это было нечто совершенно другое. И если бы филистимлянам предложили выбирать между пленением всего израильского войска или захватом только ковчега, то они, без сомнения, избрали бы последнее. Дело в том, что в религиозном понимании людей Древнего Востока сила народа зависит от божества, которое олицетворялось с идолами, его изображающими. Идол являлся воплощением божества. Более того, через него можно было влиять на божество. Поэтому своих идолов язычники одевали в одежды, клали на бок, когда приходила ночь, ставили перед ними еду, поливали их водой и кровью, чтобы те пили. Когда же божество переставало удовлетворять человека, не помогая ему, то человек мог высечь идола или вообще выбросить его вон, наказывая тем самым, как он полагал, само божество. “Осада Вавилона длилась несколько месяцев и, по-видимому, завершилась в марте 481 г. суровой расправой. Городские стены и укрепления были срыты… Часть жрецов казнена. Главный храм страны Эсагила (святилище верховного бога Мардука) и зиккурат Этеменанки также сильно пострадали. Многие предметы из сокровищницы этого храма, посвященные туда ассирийскими и вавилонскими царями, были увезены в Персеполь… Золотая статуя бога Мардука весом 20 талантов (около 600 кг) была увезена в Персеполь и, вероятно, переплавлена. Тем самым Ксеркс нанес этому древнему городу страшный удар, так как теперь, по вавилонским представлениям, никто не мог провозгласить себя законным царем. Ведь для восшествия на трон необходимо было получить корону из рук Мардука в Эсагиле во время новогоднего праздника” [Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.: Наука, 1985. С. 137]. Современные люди не увидели бы в уничтожении статуи Мардука ничего особенного. Сделать новую — и нет проблемы. Но древние понимали не так. Они твёрдо верили, что новая статуя — это уже будет просто подделка. Ассирийские цари, когда покоряли какой-либо народ, в числе добычи вывозили в первую очередь золотые и серебряные статуи богов покорённого народа, которых затем несли пленные во время триумфального шествия ассирийцев, показывая, тем самым, что не только люди, но и боги этого государства взяты в плен [Масперо Г. Древняя история. Египет. Ассирия. СПб.: И-е Л.Ф. Пантелеева, 1905. С. 283]. К статуям и предметам культа побеждённых относились с почтением, полагая, что теперь эти боги, оказавшись у них, будут служить своим новым хозяевам. Поступок же Ксеркса был исключением в этом отношении и многие считали его вопиющим [Всемирная история. Указ. соч. Т. 4. С. 304]. Так, Навуходоносор, захватив святыни Иерусалимского храма, не только не уничтожил их, но напротив, они сохранялись в целости (конечно, в этом была и рука Божья) весь период нахождения в Вавилоне. Учитывая эту специфику древних религиозных представлений, нам будет легче понять радость филистимлян после захвата ковчега, символа вместилища, по их мнению, Бога Израилева [Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб, 1904—1907, Стокгольм, 1987. Т. 2. С. 236]. Ибо теперь, как они думали, израильский народ лишён своего Бога. А любой народ без присутствия божества обречён на уничтожение. Во-вторых, они теперь ещё более стали почитать Дагона, который, по их мнению, оказался сильнее Бога израильтян, раз те потерпели поражение. И вот под победные крики народа ковчег завета пребывает в город Асор, тогдашний центр Пятиградья, ставший им после того, как Самсон сокрушил храм Дагона в Газе [Циркин. Указ. соч. С. 105], который устанавливают в храме Дагона, подле статуи этого Бога (1 Цар. 5:2). Азот представлял собой одну из лучших крепостей своего времени. Своим богатством город был обязан тому, что был расположен на дороге, ведущей из Палестины в Египет, по которой двигались многочисленные купеческие караваны, останавливающиеся в нём. Купцы чувствовали себя спокойно за высокими и мощными его стенами. О их несокрушимости говорит, хотя бы, тот факт, что когда в VI в. до х. э. против него воевал египетский фараон Псамметих, “29 лет (!) он провёл, осаждая большой сирийский город Азот, и, наконец, взял его. Ни один из известных нам других городов не выдержал столь долгой осады” [Геродот. История. М.: Ладомир, АСТ, 1999. Книга II, 157. С. 160]. О жизни древнего Азота большую информацию дали раскопки, проводимые с 1962 по 1972 гг. Департаментом древностей Израиля под руководством М. Дотана и Д.Н. Фридмана. В ходе исследований были обнаружены и остатки храма Дагона, где находился в своё время ковчег завета. Однако, филистимляне не долго торжествовали свою победу. О произошедших после этого событиях рассказывает древнеримский историк Иосиф Флавий, сообщения которого подтверждают вплоть до деталей библейское повествование. “На следующий день рано утром, когда филистимляне пошли в храм поклониться своему богу, их взорам представилась следующая картина: идол упал с того постамента, на котором раньше стоял, и лежал у подножья ковчега завета. В сильном смущении филистимляне вновь поместили своего бога на его постамент. Но всякий раз, когда они затем являлись к Дагону, они находили его лежащим на земле перед ковчегом завета, как бы в преклонении перед ним, и это повергало их в страшное уныние и смущение. В конце концов… на город Азот и на всю страну филистимлян [обрушилось] необычайное бедствие и болезнь. Люди умирали в страшных мучениях от дизентерии, причём перед смертью у них ужасно вздувались животы, чувствовалась крайне острая резь и выпадали все внутренности, успевшие во время болезни придти в гниение. В то же время на страну совершило нашествие огромное количество мышей, которые, не щадя ни посевов, ни древесных плодов, нанесли населению необычайный вред. Не имея в таком бедственном положении более сил для борьбы с постигшею их напастью, жители города Азота поняли, что вся беда исходит от находящегося у них кивота завета, и что их победа над евреями и захват кивота не послужили им к добру. Ввиду этого они послали к жителям города Аскалона с предложением взять к себе кивот завета. Те охотно исполнили просьбу азотийцев и даже выразили им за это свою благодарность” [Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994. Т. 1. Книга 6. Глава 1, 1. С. 261—262]. Итак, ковчег завета спешно перевозится в Аскалон, город интереснейшей судьбы, которая подробно будет рассмотрена ниже, в главе, посвящённой анализу библейских пророчеств о филистимлянах. “Но лишь только они приняли в свой город кивот завета, как и их постигли те же бедствия, потому что кивот принёс с собою от азотийцев те же страдания для тех, кто теперь принял его к себе. Тогда аскалонцы отправили его от себя в другое место, но и тут он оставался недолго, потому что, лишь только обнаруживались связанные с присутствием кивота напасти, его отправляли дальше в другие города” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. Книга 6. Глава 1, 1. С. 262]. Как видим, сообщения Флавия действительно в точности повторяют библейские сообщения с той лишь разницей, что Библия говорит (1 Цар. 5:8), что из Азота ковчег был направлен сначала в город Геф, а потом уже оттуда в Аскалон, а Флавий упоминает после Азота сразу Аскалон, как место пребывания ковчега. Жители древнего мира (впрочем, как и современные люди) были очень суеверны. И потому, если видели какие-либо странные и зловещие события, то сразу же пытались анализировать, из-за чего те могли возникнуть, точнее, чем они могли прогневить богов, и пытались это сразу же исправить. В истории с ковчегом они несколько отступают от этого правила, пытаясь всё же всеми силами удержать его у себя. Ибо в их глазах, как мы помним, он олицетворял залог силы израильтян, которых они так ненавидели. Но страшные эпидемии, обрушившиеся на них, заставили их отступить. В этом смысле они повторили историю египтян, которые вплоть до последнего пытались задержать израильтян у себя, несмотря на все казни, явленные Богом через Моисея. В своей личной жизни мы очень часто, к сожалению, повторяем упорных филистимлян. Повторяем, когда не желаем сворачивать с пути греха и порока. Чтобы спасти нас, Господь вынужден допускать в нашей жизни различные испытания, неприятности (духовные казни), чтобы мы остановились и обратились к Нему, получив жизнь. Но грех нам очень нравится и мы не желаем сразу от него отступать, мы упрямо держимся за него. Алкоголик продолжает пить, наркоман — употреблять наркотики, завистник — распространять сплетни и наговоры; изменник продолжать изменять, удовлетворяя похоть; гордец идёт по головам на пути к карьере. И при этом каждый из них, а точнее, каждый из нас, когда оказывается в этом качестве, склонен более всего оправдывать себя. Завистник оправдывает свои сплетни и склоки, якобы, борьбой за дело или за чистоту веры, если он в церкви, которому мешают или которое оскверняют некоторые люди. Гордец тем, что он лучше сумеет выполнить это и он более подходит для этой должности. Прелюбодей тем, что он не находит понимания у жены, да и вообще, что плохого в свободной любви? Ведь любовь — это прекрасно. Так же сегодня многие люди по примеру филистимлян вообще не видят и не хотят видеть в окружающих их событиях руки Божьей… Ведь нахождение ковчега, мы об этом порой забываем читая 5 главу 1 книги Царств, было и проповедью о Боге жителям Пятиградья. Проповедью несколько необычной, но проповедью. В ней не было проповедника человека, но Проповедником был Сам Бог. В ней никто не обращался к филистимлянам со словами о Господе, но сами необыкновенные события обращались к их сердцу, показывая что их бог Дагон ничто и что на небе есть Истинный Властитель. Сегодня в мире происходят страшные природные катаклизмы, к примеру, произошедшее 26 декабря 2003 года в Иране, в городе Баме, землетрясение, унесшее более 30 тысяч человеческих жизней. Почти все содрогаются слыша об этом, но сколько человек задумывается о причинах его и связи с пророчествами Библии, говорящими о конце времени. Лишь относительно небольшая горстка людей понимает, что все это говорит о скором Втором Пришествии Христа. Филистимляне не услышали, точнее не захотели услышать весть об Истинном Боге в эпидемиях обрушившихся на их землю, пытаясь вплоть до последнего момента объяснить всё происходящее чисто материалистическими причинами. Иосиф Флавий нам передаёт интересные детали дополняющие библейский рассказ (1 Цар. 6:1—20) совещания филистимских правителей. “Испытав такие бедствия и тем самым служа предметом предостережения для всех, кто об этом слышал, — не принимать к себе за такую цену кивот завета, филистимляне наконец стали искать способа, как бы удобнее избавиться от этого кивота. С этой целью правители пяти городов, Гитты, Аккарона, Аскалона, Газы и Азота сошлись вместе и стали обсуждать дальнейший образ действий. Сперва было решено отослать кивот назад на родину, так как очевидно, что Бог насылает на них и их города бедствия в виде наказания за присвоение ими кивота. Но тут раздались голоса, что этого делать не следует, так как мнение, будто кивот является причиной всех бедствий безусловно неосновательно: ведь у кивота, говорили они, не может быть такой силы и могущества, тем более, что если бы Господь Бог дорожил этим ящиком, то Он не допустил бы до того, чтобы кивот попал в руки врагов. Поэтому лица, державшиеся такого мнения, советовали успокоиться и стойко переносить постигшие их напасти, считая причиною последних исключительно какие-нибудь физические условия, которые случайно в это именно время вызывают такие перемены во внутренностях людей, в земле, в плодах и прочих отношениях” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. Книга 6, Глава 1, 2. С. 262—263]. Как это походит на то, что говорят современные люди и что было предсказано апостолом Петром. “Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же” (2 Петра 3:3—4). Подобным образом рассуждали и некоторые филистимляне, говоря, что необычного в начавшихся болезнях? Разве до этого мы не болели и не было эпидемий? И сегодня мы, живущие в 2004 году, вторим этим давно ушедшим в небытие народам. Что необычного в землетрясении в Иране, разве там 200—300 лет назад не было землетрясений. Что необычного в эпидемии CARS. Разве до этого не было эпидемий. В наши дни так рассуждают очень многие. Другие же наши современники на удивление точно разделяют взгляды другой части филистимлян, предложивших, как они считали наиболее верное третье решение. “В конце концов над обоими приведенными мнениями восторжествовало третье, которое исходило от людей, уже и раньше отличавшихся особенною сообразительностью и испытанною сметкою. Оно и теперь, при данных условиях, показалось наиболее целесообразным. Совет этот сводился к тому, что не следует ни отсылать кивот обратно, ни держать его у себя, а принести пять золотых статуй, от имени каждого города по одной, Господу Богу в благодарственную жертву за то, что Он позаботился об их избавлении и спас от напастей, которым они не могли бы при своих собственных силах противостоять. Равным образом, советовали они, должно сделать столько же золотых изображений мышей наподобие тех, которые напали на них и опустошили их страну. Затем нужно поместить все эти изображения в особый ящик и, поместив его на кивот завета, соорудить для последнего новую колесницу и впрячь в неё недавно отелившихся коров, телят же оставить дома и запереть в хлевах… Наконец, советовали они, должно оставить везущих колесницу с кивотом и предоставить им самим по собственному желанию выбрать дорогу: если они направятся в страну евреев, то будет очевидно, что именно кивот является причиною всех постигших их бедствий. Если же коровы пойдут другою дорогою, — говорили они, — то мы вернём кивот назад, потому что будем уверены, что он не обладает никакою сверхъестественною силою” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. Книга 6. Глава 1, 2. С. 263]. Насколько мы любим в своей жизни принимать “третьи” решения? Мы, порой, не делаем ни добра и ни зла, а что-то среднее. Мы не культивируем грех, но и не отказываемся от него. Мы не отрицаем IV Божью заповедь о субботе, но вместо неё празднуем воскресенье. Мы признаём, что церковь — это Божье установление, но не ходим туда или ходим лишь изредка, по праздникам. Ещё древние латиняне говорили: “Tercia non data” — третьего не дано. Но многие забыли эту аксиому, превратив её в теорему без доказательств. “Третьи” решения самые опасные по своим последствиям. Франция и Великобритания не поддержали Гитлера в начале его деятельности, но и не выступили против. А сколько раз в своей жизни, когда нам необходимо было говорить прямо, мы просто отмалчивались, не желая и лгать, но боясь и говорить открыто. Благодаря третьей позиции, в которую часто предпочитают становиться люди, происходит в мире больше всего зла. И это зло обрушивается, в первую очередь, на тех, кто стоит в этой самой третьей позиции, с третьим решением, третьим мнением. И дьявол особенно подбивает нас именно на третьи решения в наших отношениях с Богом, и в исследуемой нами истории это проявилось очень ярко. С одной стороны филистимляне, вроде бы, признают, что именно Господь обрушил на них все эти беды. Более того, филистимские жрецы советуют принести Богу жертву повинности. “Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег Бога Израилева, то не отпускайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука Его. И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших” (1 Цар. 6:3—4). “В древнем языческом мире существовал обычай умилостивлять то или иное божество принесением ему металлических изображений кары, постигшей человека. Известно, например, что афиняне приносили богу в жертву изображение тех членов человеческого тела, которые были поражены болезнью… Обычай принесения божеству металлических изображений (или вообще знаков) угнетавшей человека кары практиковался и в качестве благодарственной жертвы, по случаю освобождения от этой кары. Узники, получившие свободу, вешали в храмах свои цепи; спасшиеся от кораблекрушения — металлическую дощечку с изображением тонущего корабля. Луций Коллодий, исцелившийся от глухоты, принёс в жертву богине Минерве серебряные уши. Вышеупомянутый обычай не утратил своего значения среди некоторых языческих местностей и по настоящее время. С появлением христианства обычай приносить Богу какое-либо вещественное знаменование постигшего или постигавшего человека горя не вполне вывелся из употребления… Из наиболее рельефных примеров существования трактуемого обычая в христианской древности можно указать на тот случай, когда исцелённый Божьей Матерью св. Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение отрубленной, было, у него иконоборцами, а теперь чудесно вновь соединившейся с остальным телом, руки, и приложил это изображение к той иконе Богоматери, пред которою молился, от чего эта икона и получила своё название „Троеручицы“” [Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб, 1904—1907, Стокгольм, 1987. Т. 2. С. 239—240]. Как видим, эти языческие пережитки вошли и сохранились до наших дней в христианстве, а так же в магии. В последней они используются при насылании бед и “сглазе”, когда колдуны лепят фигурки людей, которым намереваются наслать порчу, и прокалывают у них булавкой те части тела, которые должны быть поражены. Но самое, конечно, печальное — это то, что эти языческие обычаи вошли в религию Христа, привнося в неё суеверия. Итак, филистимляне принесли, с одной стороны, Богу жертву повинности, а с другой — решили ещё раз проверить, точно ли из-за ковчега на них обрушились все эти напастья, и не были ли они вызваны просто чисто физическими причинами. В этом и заключалось их третье решение. Они принесли жертву Богу на всякий “пожарный” случай, но истинного раскаяния у них не было и в помине. Сегодня многие следуют этим путём, когда приходят в церковь “на всякий пожарный” случай. Перед поступлением в ВУЗ, на свадьбах, когда отпевают кого-то, часто ставят свечки, жертвуют нищим, участвуют в пасхальных и рождественских служениях. В наше время, с одной стороны, расцветает порок и секуляризм, а с другой — те же самые люди, которые прелюбодействуют, воруют, обманывают или просто живут без особых мыслей о Боге, не говоря уже о том, чтобы молиться, строго выполняют все вышеперечисленные вещи. Получатся несколько, правда, утрированно, следующая схема: ночной клуб — церковь — ночной клуб и вновь всё сначала. Ведь никто не толкает “нового русского” или просто секулярного человека из притона или кабинета в церковь. Но в то же время и посещение ими церкви носит так же специфичный характер, ибо из неё он вновь возвращается в притон или к прежней секулярной жизни. То же происходит, когда они жертвуют на строительство храма награбленные деньги, часто со следами крови, и при этом считают, что “откупаются” от Бога и заглаживают свои грехи, жертвуя, вроде бы, Ему. Хотя по поводу таких денег Библия говорит следующее: “Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим” (Втор. 23:18). Избрав третье решение, филистимляне думали, что поступили очень мудро. А между тем, отвергнув Бога и не покаявшись искренне, они подписали себе смертный приговор. Господь был к ним совсем близко, являя через ковчег чудесные знамения, но они не вняли Ему, и чем дальше повозка с ковчегом удалялась от их земли, тем дальше они становились от Бога. Следя за удаляющимся ковчегом завета, властители филистимские не подозревали, что провожают свою собственную жизнь. Оставим, пока, на время повозку с ковчегом следовать дальше в Вефсамис, а сами перенесёмся на века вперёд и проследим дальнейшую судьбу филистимского народа в свете библейских пророчеств и всемирной истории.