Глава 11. Восстающий из пепла

В отличии от подавляющего большинства городов Древнего Рима, Аскалон не был покрыт со временем болотами, как Вавилон, или песками, как Ниневия. Не был он спрятан и в чаще непроходимых лесов, как города майя. Не был он сокрыт и на вершинах неприступных скал, как инкский Мачу-Пикчу. Его стены, правда перестраивавшиеся много раз и разрушенные затем частично временем, высились перед глазами путешественников. Много веков город был необитаем, но своими величественными развалинами не давал себя забыть. Но несмотря на это, он почему-то не привлекал внимания ни учёных, ни даже путешественников. Возвращением интереса к себе он обязан прямо-таки романтической истории. В 1815 году в руки богатой англичанки леди Эстер Станхоуп попадает древняя средневековая карта с изъеденными временем краями. Она была составлена монахом одного из средневековых орденов. На этой карте капуцин обозначил местонахождение тайника, в котором были, якобы, спрятаны несметные сокровища. Леди была весьма романтичной особой и потому вскоре отправляется на поиски древнего клада. Были ли найдены сами сокровища, точно неизвестно, но в ходе этих небольших раскопок была обнаружена базилика (храм) города, относящаяся к римскому периоду. Но на этом столь многообещающие раскопки были прекращены, ибо они как начались, так и проходили довольно спонтанно и так же внезапно закончились. Не привлекли они внимание и ученых, которые вскоре занялись раскопками великих месопотамских цивилизаций. Только через сто лет, в 20-е годы XX века лопата археологов вновь погружается в прошлое города. На этот раз туда прибывают не дипломаты и не кладоискатели, а настоящие учёные-археологи из Великобритании во главе с доктором Джоном Гарстэнгом (именно он вскоре откроет древний Иерихон и найдёт знаменитые стены, разрушенные Иисусом Навином). Главной целью своих раскопок доктор ставил, в первую очередь, обнаружение и исследование культурных слоёв Аскалона, относящихся к филистимскому периоду. И это ему удалось. Несколько лет непосильного труда открыли перед его взором постройки времён Самсона и Саула. Но в тот момент, когда эти камни начали “говорить”, раскопки пришлось прекратить. Причиной этого стала острейшая нехватка рабочей силы, на плечи которой падала основная нагрузка. К тому же тяжелый климат тех мест и отсутствие нормальных жилищных условий при практическом отсутствии медицинской помощи подорвали здоровье членов экспедиции. Можно только себе представить ту печаль, с которой доктор Гарстэнг покидал Аскалон, которому вновь на несколько десятилетий предстояло погрузиться в сон. Сон, который был прерван ударами археологических кирок и лопат только в 1985 году. В тот год начали совместные раскопки специалисты Чикагского и Гарвардского университетов под руководством профессора Лоренса Стейгера, раскопки, продолжающиеся и по сей день. В ходе этих почти двадцатилетних исследований, проходящих с использованием современнейших методик, события трехтысячелетней истории города предстали как живые, сбросив с себя тысячелетний сон. И хотя у учёных ещё было очень много вопросов, но основные вехи истории города и его обитателей в целом стали ясны. Когда научный мир приступил к их анализу, то с удивлением для себя увидел, как эти вехи переплетены с библейской археологией, этнографией, пророческой историей и философией. Первое поселение на территории Аскалона относится к началу послепотопного времени. Его древнейшими обитателями были ханаанцы (в старой транскрипции — ханаанеяне), потомки патриарха Ханаана, сына Хама. В то время, т.е. около 2000 г. до х. э., Аскалон представлял собой независимый город-государство. Тогдашняя политическая карта Палестины представляла собой пёстрое лоскутное одеяло, состоящее из множества этих вечно воюющих карликовых государств. Каждое из них состояло из относительно обширного центрального укреплённого города с храмом, давшего название государству, нескольких более мелких городов и некоторого количества неукреплённых поселений, жители которых занимались сельским хозяйством [Dever W.G. The Middle Bronze Age: The Zenith of the Urban Canaanite Era // Biblical Archaeologist. 1987. V. 50, 3, p. 153]. В центре города, чаще всего на холме, находился дворец правителя и рядом с ним — храм, особым кольцом стен отделенный от остального города. На окраинах такого государства располагались небольшие укреплённые пункты, в которых жили воины со своими семьями, охранявшие его рубежи [Weippert, 1988. Ibid, p. 215—232] и торговые пути [Oren E.D. The “Kingdom of Sharuhen” and the Hyksos Kingdom // The Hyksos. Philadelphia, 1997, p. 256—257]. В это время Аскалон был одним из богатейших городов мира, благодаря процветающей в нём торговле [Грандт М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1998. С. 78], чему способствовало и его прибрежное расположение, и наличие гавани [Там же. С. 78], которой в те времена могли похвастаться лишь единичные города. Главной единицей торговли для города были экспорт вина и оливкового масла. Большой оборот торговли привёл к тому, что стали необходимы переводчики. И вот экспедиция Стейгера обнаружила при раскопках Аскалона одну табличку, которой пользовались писцы, обучаясь иностранным языкам. Табличка эта содержала колонку, составленную из слов на хананейском языке, напротив которой в трёх других колонках были написаны эти же слова, но на других языках, в частности, древнесемитском и хеттском. Но торговле мешали войны, постоянно вспыхивающие между хананейскими государствами. В древнейших ханаанских культурных слоях Аскалона найдены многочисленные следы разрушений и пожарищ [Грей Д. Ханаанцы. М.: Центрполиграф, 2003. С. 27, 42—43]. Этой ситуацией пользовался Египет, которому, наконец, удалось поставить ханаанских царьков в зависимое от себя положение. Вначале это осуществили фараоны эпохи среднего царства [Грей. Указ. соч. С. 26], а затем Тутмос III, фараон — современник Моисея, при котором еврейский патриарх бежал в Мадианскую пустыню [Циркин. Указ. соч. С. 79—80]. Тутмосу III удалось на время покорить Аскалон и другие ханаанские города. В покорённых землях Тутмос III устанавливает весьма интересную власть. Дело в том, что этот фараон, будучи умным политиком, понимал, что простой силой и насилием удержать такие крепости, как Аскалон, с таким непокорным населением, невозможно. Поэтому он сохраняет в каждом городе правившую там до его нашествия династию, при условии признания ею верховной власти фараона и обязательства выплачивания дани. При этом, чтобы выглядеть красиво в глазах египтян, Тутмос именует этих местных правителей города не царями, а всего лишь “правителями царя” или “человеком города”, в то время, как для самих горожан — хананеев этот правитель именовался и был царём [Циркин. Указ. соч. С. 80]. В это время торговля в Аскалоне вновь начинает процветать, город богатеет и параллельно с этим просыпаются амбиции его правителей, не желающих уже даже номинально покоряться Египту, власть которого после смерти Тутмоса III и Аменхотепа II резко ослабевает. Последующие три столетия полны нескончаемых попыток Аскалона и других хананейских городов сбросить египетское иго. Особо сильное восстание имело место при Рамзесе II (XIII в. до х. э.), “войны Рамзеса II в Палестине превратились в непрерывное взятие приступом больших и малых крепостей. При этом трудном положении, в котором египтяне оказались в Сирии-Палестине, фараон не мог тратить время на долгую осаду” [Солкин. Указ. соч. С. 109—110]. Наконец был им взят и мощный Аскалон [Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т. Л.: ОГИЗ, 1935. Т. 1. С. 305]. Но проходит совсем немного времени и уже при преемнике Рамзеса II, фараоне Мернептахе мы видим Аскалон в числе городов, возглавивших против Египта восстание, охватившее большую часть Палестины [Циркин. Указ. соч. С. 96—97]. Но и на этот раз восстание обернулось слезами для восставших. Аскалон был взят штурмом [ANET, p. 378], разграблен, а затем сожжен [Stager L. Ashkelon // New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1993, p. 107]. Впрочем, город был вскоре вновь отстроен и стал играть важную роль в регионе. От этой бурной эпохи весьма интересными памятниками, сохранившимися до наших дней и найденными Стейгером, были захоронения древних аскалонцев. Археологи обнаружили настоящий Город мертвых — кладбище Аскалона, состоящий из сотен погребальных камер. Каждая из таких камер была соединена с поверхностью земли узким вертикальным ходом. “В эту камеру, — как пишет Стейберг — аскалонцы приносили тела своих умерших родных. По прошествии нескольких месяцев, когда от тела оставался только скелет, они укладывали его в углу камеры… Другой отличительной чертой погребений… была керамическая лампа, помещенная в стенной нише. Потускневшие краски указывают на то, что она использовалась для освещения. Возможно, лампу зажигали в ходе погребального обряда для того, чтобы указать умершему путь во тьме, или она была ритуальной заменой символа жизни, горела до окончания погребального обряда, отмечая переход умершего в мир иной” [Грей. Указ. Соч. С. 92]. Религия играла вообще огромную роль в жизни ханаанского Аскалона, формируя все различные стороны его жизни. Первое, что видел путник, входящий в Аскалон — это святилище Ваала, открытое экспедицией Стейгера. Это святилище располагалось прямо у городских ворот. В этом святилище была найдена покрытая серебром бронзовая одиннадцатисантиметровая статуэтка теленка — символа бога Ваала. Перед ней останавливался и молился каждый, входя в город и благодаря за охрану и оставляя город, испрашивая благословения на обратный путь. Но первое впечатление от такой религиозности жителей сразу улетучивается, когда ближе познакомишься с религией хананеев и её обрядами, в основе которых лежали массовые оргии, половые извращения и человеческие жертвоприношения. Жители хананейского Аскалона вследствии разврата выродились, поправ всякие человеческие ценности. Закон посева и жатвы постоянно действует в жизни как отдельного человека, так и общества. Хананеи сеяли зло, его они и пожали, когда около 1175 г. до х. э. город был завоёван филистимлянами, которые вырезали его жителей, предварительно надругавшись над ними, а затем и разрушили сам город [Dothan T. The Philistines Reconsidered // Biblical Archaeology Today. Jerusalem, 1985, p. 167—173]. Как мы уже писали выше, филистимляне вскоре возводят на развалинах хананейского Аскалона свой филистимский Аскалон. Начинается новая страница истории города, которая, лишённая Божественного присутствия, вновь вскоре наполняется кровью и развратом. И вновь та же участь. Город разрушен войсками Навуходоносора, а его жители частью убиты, а частью уведены в плен, в далёкую Месопотамию. В течении 75 лет город был необитаем, пока мидо-персы не захватывают Вавилон, а вместе с ним и его палестинские владения, включая Аскалон. По приказу персов финикийцы из Тира отстраивают и заселяют Аскалон. Персидское правительство сохраняет в политических целях фиктивную самостоятельность финикийских городов Тира и Сидона, придав им и некоторые бывшие филистимские города. При этом Аскалон достался Тиру и после отстройки был просто заселён финикийцами [Gitler H. New Fourth – Century Coins from Ascalon // The Numismatic Chronicicle, 1996, № 156, p. 1—2]. Вновь город достигает вскоре былого величия и в нём даже строится огромный монетный двор. Но вновь его жители не хотят жить с Богом, отвергая Его религию и заменяя её своими изуверскими культами. Религия финикийцев являет собой одно из самых отвратительных зрелищ во всём древнем мире, ибо главным её атрибутом были массовые человеческие жертвоприношения в честь бога Молоха . “Статуя Молоха… была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простертые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертвы до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса. Полагают, что взрослые жертвы сперва закалывались, но нет сомнения в том, что дети клались живыми на страшные, докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе он не только лишились бы почёта, подобавшего им вследствии оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежнего. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена” [Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А.Ф. Маркса, 1902. С. 151—152]. Но вот пришёл Божий суд и на этот жестокий и гордый народ. В IV веке в Палестину вторгаются войска Александра Македонского. Особо упорное сопротивление грекам оказал финикийский Тир, жители которого после взятия города Александром были или распяты на крестах или проданы в рабство (подробный разбор истории Тира и финикийцев в контексте пророчеств Библии см.: Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. Харьков: Факт, 2003. С. 58—95). Последовавшие затем войны Александра, стремившегося создать мировую империю, сменившиеся после его смерти войнами, в которых делилась эта держава, наносили Аскалону страшные бедствия, завершившиеся, наконец, в 295 г. до х. э. разрушением города войсками царя Египта Птолемея I. На этом финикийский период истории заканчивается, начинается новый — эллинистический. Греческая культура, распространившаяся по всему миру в результате войн Александра, изменила до неузнаваемости древние земли Сирии и Палестины, которые вошли в состав греческих государств Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия). Именно эти две страны и владели поочередно Аскалоном [Бурбон Ф., Лаваньо Э. Святая Земля. Атлас чудес света. М.: БММ АО, 2001. С. 154]. В это время город приобретает славу не только как торговый, но и культурный центр. Так как один из аскалонцев Антиох возглавил философскую академию в Афинах. А другой Дорофей создал словарь аттического диалекта греческого языка на котором говорили в Афинах. Во II—I вв. до х. э. Аскалон входит в состав Римской империи. Это была одна из самых блестящих и одновременно позорных страниц города. С одной стороны он постоянно богател за счёт экспорта оливкового масла, вин, хины, гранат, фиников и лука, благодаря чему были возведены изумительные по красоте архитектурные сооружения, а с другой он становится одним из мест развлечения всего региона. Особую заботу в этих двух направлениях о городе проявлял иудейский царь Ирод I, во дни которого пришёл на землю Спаситель Иисус Христос. Кстати сам Ирод I родился именно в Аскале [Бурбон Ф., Лаваньо Э. Святая Земля. Атлас чудес света. М.: БММ АО, 2001. С. 154], может быть поэтому он строит “прекрасные купальни, колодцы и, кроме того, колоннады, вызывавшие удивление своей величиной и отделкой” [Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск: Современный литератор, 2003. Книга I. Глава 21, 11. С. 116]. Внешне эти купальни и виллы смотрелись очень величественно, но то что происходило за их стенами было недоступно для глаз людей. И только благодаря раскопкам Стейгера удалось выяснить, что скрывалось за этим красивым фасадом. На территории только одной из этих вилл археологи обнаружили около 150 глиняных масляных ламп. На них взору современных учёных предстали самые бесстыдные картины иллюстрирующие интимную жизнь. Была там же обнаружена надпись над одной из купален, расположенных в ней: “Войди, получи удовольствие, и …”. Купальни были ни чем иным, как публичным домом. Но поистине зловещее зрелище предстало пред археологами, когда они начали раскопки древней канализации проходившей под купальнями. В этих канализационных трубах учёные нашли кости многих десятков новорожденных младенцев. Эти бедные дети, рожденные от связи своих матерей проституток с богатыми клиентами, умерщвлялись тут же, где менее года назад они были зачаты в грехе. Новорожденных сбрасывали в канализацию, где они и заканчивали свою только что начавшуюся жизнь. Впрочем убивались не все дети. Часть девочек хозяин виллы оставлял в живых, чтобы они продолжили то же ремесло, чем занимались и их матери. И для этого не нужно было ждать долгие годы. Дело в том, что многие богатые римляне предпочитали заниматься любовью с 7—8 летними девочками, которых они растлевали десятками. Такова была изнанка и истинное лицо великого Аскалона, в котором по-прежнему, несмотря на то, что он входил в состав Иудеи, где вроде бы исповедывали Живого Бога, места для Господа не было. Кровь и насилие греко-римского периода были смыты во время Иудейской войны (66—70), когда восставшие иудеи разрушили и сожгли город до основания [Иосиф Флавий. Указ. соч. Книга II. Глава 18, 1. С. 266]. Вскоре город правда восстанавливается и многие его жители принимают весть спасения. Более того, после того как в 323 году христианство провозглашается государственной религией Рима, Аскалон становится одним из центров новой религии. Так же через него проходит один из главнейших паломнических путей из Европы в Иерусалим. Но для большинства это обстоятельство послужило поводом к своеобразному развитию бизнеса. Раз пребывает много паломников, то их надо развлекать, раскошеливая через это. Для этого в городе продолжается постройка вышеописанных вилл и купален, а так же увеличивается производство вина. С другой стороны само по себе паломничество приводило к извращению учения Христа, внося в него чисто языческие понятия о чудотворной силе святых мест, талисманов, святой воде и т.д. Войдя в 395 г. х. э. после раздела Римской империи в состав Византии, город превратился в один из центров заангажированной государственной религии, в котором места Живому Богу вновь не оставалось. Эта внешняя религия дел и суеверия, прекрасно уживавшаяся с купальнями проституток, была смыта в 636 году, когда город был захвачен арабами [Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154]. Более 500 лет городом владели арабы и над его стенами развевалось зелёное знамя. Как интересно тогда жители, как города, так и Европы, могли воспринимать библейские пророчества о том, что городом вновь завладеют евреи. Ведь в те времена евреи не только не имели своего государства, но и были рассеяны по всему миру. При этом в самой Палестине их практически не было. С другой стороны на этих землях господствовали древние и злейшие враги иудеев арабы, которые ни за что на свете не позволили бы евреям вновь вступить на эту землю. Так же и жители Западной Европы, начавшие в конце XI века I крестовый поход, имевший целью освободить Святую Землю от мусульман, меньше всего там так же желали видеть иудеев. Словом для того, чтобы в те годы поверить этому библейскому пророчеству требовалась действительно большая вера. XII—XIII века вошли в историю, как эпоха крестовых походов. За это время Аскалон несколько раз переходил из рук в руки, подвергаясь страшным разорениям. В 1153 году городом вновь завладели крестоносцы, удерживавшие его до 1187 года, пока город не захватил султан Египта Саладин. В этот день 4 сентября 1187 года, когда капитулировал Аскалон, произошло затмение солнца, которое как будто бы тоже не хотело взирать на грабежи, насилия и убийства творящиеся в городе [Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 242]. Но Саладину не долго было суждено владеть городом. Ибо начавшийся в 1191 году очередной поход крестоносцев, ведомых королём Англии Ричардом I “Львиное Сердце” (1189—1199) ставил перед собой не взятие даже Иерусалима, а “целью похода поставлено было завоевание одного приморского города, именно Аскалона, „Сирийской невесты“, богатейшего и самого укрепленного города на юге Палестины” [Куглер. Указ. соч. С. 292]. Понимал важнейшее стратегическое назначение города, который тогда прозвали “Сирийской невестой”, т.е. тот кто владеет Аскалоном владеет Сирией, и Саладин [Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце. Ростов-на-Дону: Феникс, Харьков: Фолио, 1997. С. 231—232]. Поэтому движение войск крестоносцев, направлявшихся к городу, султан пытался остановить с помощью разорения дороги и городков на ней, как возможных мест для привала, организацией постоянных внезапных атак и наконец дачей 7 сентября 1191 года битвы под Арзифом. Последняя завершилась полной победой крестоносцев, которые теперь устроившись на отдых в Иоппе готовились к походу и осаде Аскалона — цели своего похода. “Между тем Саладин обдумывал судьбу „Сирийской невесты“. До сих пор он не разрушал этого важного города, служившего как бы соединительным звеном между Египтом и Сирией, и теперь ещё он страстно желал сохранить его. Но не были ли крестоносцы, несмотря на громадные потери, испытанные ими за три года, всё ещё достаточно сильны… Битва при Арзуфе только что дала веские доказательства несокрушимой силы, а среди офицеров Саладина была величайшая неохота выдерживать осаду в Аскалоне. Тогда султан решился, хотя и с тяжелым сердцем, воспользоваться временем, которое ему оставляло вялое течение войны христианами, для разрушения этой крепости. 16 сентября началось это печальное дело. Крепкие стены крепости были подкопаны и разрушены, внутренние постройки города истреблены огнём. Когда Ричард услыхал об этом, он вызвал военачальников скорее двинуться дальше, если ещё возможно, спасти Аскалон от полной гибели” [Куглер. Указ. соч. С. 293]. “В бурю и дождь с проклятиями и слезами войско пилигримов двинулось к берегу. Аскалон предстал перед их глазами в виде пустынной кучи камней, только с трудом можно было пробраться внутрь города по грудам развалин. Но, несмотря на то, крестоносцы ревностно приступили к восстановлению города” [Куглер. Указ. соч. С. 296]. Ричард Львиное Сердце лично принимал участие в восстановлении крепости, таская камни [Кесслер. Указ. соч. С. 229]. В течении кратчайшего времени крепость выросла вновь [Куглер. Указ. соч. С. 296]. В течении последующих восьмидесяти лет религиозные войны гремели у стен Аскалона, пока в 1270 году он не был окончательно разрушен египетскими мамлюками [Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154]. Над тысячелетним городом наступило затишье. Жестокость и религиозный фанатизм крестоносцев были смыты в этом страшном пожарище. За свою историю Аскалон многократно разрушался, но вскоре его недавние завоеватели всегда восстанавливали его для себя. Но на этот раз все было по-иному. Прошёл месяц, год, десять лет, сто лет, а восстанавливать город никто не собирался. За несколько столетий он был сильно разрушен временем. Как в эти времена было тяжело поверить в библейское пророчество о том, что городом завладеют в конце-концов иудеи, сделав его местом для своего отдыха. Шли века и вот в середине XIX века арабы основывают на его месте городок, названный ими Аль-Маджал. Это вновь тогда вызвало недоумение многих теологов и верующих. Ведь по пророчеству городом должны завладеть не мусульмане, а иудеи, которых в Палестине по-прежнему не было. И только когда после Великой Отечественной войны был основан Израиль, евреи, вернувшись в эти края, приступили к восстановлению Аскалона, вернув ему его древнее название Ашкелон. В Ашкелоне сегодня проживает около 100000 населения, причём значительную их часть составляют евреи из Эфиопии и СССР. Когда только приступили к восстановлению города было решено на его месте возродить не просто город, а создать город-сад, особое место отдыха и туризма. И сегодня действительно Ашкелон славится своими знаменитыми садами, главный из которых Национальный парк Тель-Ашкелон, где можно осмотреть остатки древних периодов истории города, откопанных археологами и которые привлекают тысячи туристов. Сам же Ашкелон слывёт, как прекрасный курорт и место отдыха [Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154—155, см. Географическая карта мира, Израиль]. Так удивительно исполнились библейские пророчества об Аскалоне, которые предсказывали, что город будет разрушен (пророчество № 5), в нём не будет более царя (пророчество № 6), но что в конце-концов им завладеет остаток дома Иудина и будет там отдыхать (пророчество № 12). Это было предсказано за 2500 лет! Совершенно иная судьба была предсказана в пророчествах Газе, Азоту и Аккарону, историю которых мы рассмотрим в следующей главе.