Глава 21. Как бы не замечать…

История выбора израильского царя, произошедшая после собрания народа в Раме, произошла весьма необычным и неожиданным для всех образом. Она стала полной неожиданностью для самого будущего царя, его родных, и всего народа. После событий в Раме прошло немного времени. И вот один из сыновей колена Вениамина — молодой, знатный и красивый человек по имени Саул отправился в поиски за пропавшими ослицами. В те годы израильтяне жили преимущественно вне городов, пася стада. Причём, этим не брезговали заниматься и богатые люди, ибо обычаи патриархальной системы еще прочно жили в израильском обществе, где только ещё шло формирование классов. Саул со своим слугой долго, но безуспешно искал потерянных животных. И, наконец, когда юноша хотел уже ни с чем возвращаться домой, слуга даёт ему совет: “вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти” (1 Цар. 9:6). Этим Божьим человеком был Самуил. Саулу понравился совет и он, расспросив городских жителей, направился к судье Израиля. Многие люди, порой, считают, что обращаться к Богу можно только по каким-то глобальным духовным вопросам, а если говорить в молитве о каких-то мелочах или материальных вопросах, то это чуть ли не оскорбляет Бога. История Саула и его слуги учит обратному. Бог хочет, чтобы мы обращались к Нему со всем, что волнует нас, что мы хотим. Чтобы мы спрашивали Его совета не только при решении глобальных жизненных ситуаций, но и обыденных житейских дел. Ибо большое складывается из малого, и как мудро говорит пословица: “Жизнь — цепь, а мелочи в ней звенья, нельзя звену не придавать значенья”. Именно, на первый взгляд, мелочи составляют жизнь каждого из нас. Как мы говорим по телефону, как ведём себя в транспорте, не кричим ли, когда кричат на нас, не язвим ли, и т.д. Это все, безусловно, мелочи, но именно они формируют нас как личности. Дела по работе, учебе, уборка дома — это второстепенное занимает у нас много времени, а следовательно, тоже оказывает на нас влияние. Недаром Христос говорит: “без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15:5). Ап. Павел добавляет: “всё что делаете — делайте во славу Божью” (1 Кор. 10:31). А делать во славу Божию можно только с Богом, прося Его помощи и оставляя за Ним последнее слово в решении всех вопросов. Саул внял совету слуги, решившись обратиться по вроде бы незначительному вопросу к Богу через Самуила, бывшего Его пророком. И благодаря этому произошло очень важное событие в его жизни: “И пошли они в город. Когда же вошли в средину города, то вот и Самуил выходит навстречу им, чтоб идти на высоту. А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня” (1 Цар. 9:14—16). Случайность, так мы бы сказали, если бы нам рассказали подобную историю. “Случайно” у Саула пропали ослицы, “случайно” он оказался в том же городе, что и Самуил, “случайно” его слуге пришло в голову дать совет, “случайно” Саул согласился поступить по нему, “случайно” Самуил решил выйти из дома, “случайно” они встретились, наконец, “случайно” Саул стал царём. Так говорят и считают люди. Библия же раскрывает нам, что случайностей не бывает. И ослицы пропали не случайно, и совет был не случаен и уж тем более не случайна сама встреча пророка с Саулом. Пророк приглашает молодого человека на обед, во время которого озадачивает своего гостя фразой: “И кому всё вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего?” (1 Цар. 9:20). В этой связи очень интересен ответ Саула: “Не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?” (1 Цар. 9:21). Этот ответ очень хорошо характеризует характер молодого человека. С одной стороны, он, вроде бы, не сказал ничего примечательного. Колено Вениамина было действительно самым малым из израильских колен, а род Саула, в свою очередь, был самым небольшим среди вениамитян. Но, с другой стороны, Саул происходил из знатного и богатого рода, да и сама его внешность выделяла его среди всех израильтян. “У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа” (1 Цар. 9:2). Поэтому ему было, чем гордиться, ибо и знатностью рода, не говоря уже о внешних данных, он не только не уступал, но превосходил многих своих современников. Но на фразу Самуила он, почему-то, предпочитает говорить о себе скромно, подчёркивая не сильные свои стороны, а слабые. Он именно подчёркивает слабые стороны, умаляя себя. Он даже не говорит о себе, например: “Ну почему именно я, ведь есть и другие равные мне?”. Но он говорит именно о своём недостоинстве. Сегодня на подобный вопрос Самуила, обращённый к современным людям, особенно к молодёжи, мало кто или, точнее, почти никто не ответил бы так, как Саул. Сегодня, отвечая на этот вопрос, сказали бы: конечно, только я достоин этого. У меня много талантов, способностей, внешних данных и связей. Причём, так ответили бы особенно те, кто ничего подобного не имеет, но иметь очень хочет, и поэтому любит создавать у людей впечатление, что у него это всё есть. В наши дни скромность не в моде. Даже при поступлении на работу учат, что надо говорить о себе в завышенных тонах. Современная молодёжь стремится перещеголять друг друга в “крутизне”. Так, не имея за душой, порой, и копейки, они покупают сотовые телефоны, чтобы все видели, что они у них есть. Часто эти сотовые телефоны отключены за неуплату, но их всё равно носят у пояса, чтобы всем показать, что у них он есть. Своих девушек они ведут в самый дорогой ресторан, или на концерт, покупая самые дорогие билеты, не с целью доставить ей радость, а с целью показать, что для них 100—200—300 гривен за билет — это копейки, ведь они очень “крутые”. К сожалению, этот культ “крутизны” проникает и в церковь, приводя к тому, что молодые люди начинают заносчиво и свысока говорить друг с другом. Они демонстрируют друг перед другом своё превосходство, которое проявляется в одежде, развязном поведении с девушками, неуважительном тоне при разговоре с пастором, в нежелании выполнять те или иные служения в церкви, которые “недостойны” их “таланта”. Не зная ничего, и не умея ничего, они готовы поучать всех, как и что надо делать. Но давайте не будем говорить — “они”, а скажем — “мы”, ибо эта заносчивость, самоуверенность свойственна бывает, порой, практически каждому человеку. На следующий день Самуил помазал Саула на царство (1 Цар. 10:1) и велел всему народу собираться в Массифу. Когда представители всех колен израильского народа прибыли на место, Самуил торжественно провозгласил Саула царём. Но ко всеобщему удивлению, того не оказалось в числе прибывших. “И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!” (1 Цар. 10:22—24). Скромность, смирение, нищета духа были отличительными признаками молодого Саула, который, продолжая считать себя недостойным царской власти, прятался в обозе, в надежде, что выберут кого-то другого. “И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того” (1 Цар. 10:25—27). Читая Писание, мы всегда делаем акцент на исследовании, внимательности, умении и необходимости подмечать мелочи, и это действительно очень важно в духовной жизни, где нет мелочей. Но эта история об избрании Саула царём учит нас умению очень важному в жизни — “Как бы не замечать”. Представим себе тот день восшествия на престол. Толпы собравшихся израильтян, крики: “Да здравствует царь!”, и здесь, среди этого всеобщего праздника, находится группа людей, которая не только не делает этого, пусть хотя бы и чисто внешне, или молчит, а демонстративно всем своим видом выражает недовольство против вновь избранного царя, всячески его принижая. Совсем недавно эти люди требовали царя, но когда тот был дан, то они не приняли Божьего избранника, желая видеть кого-то из своей среды. “Рассказывая об избрании Саула на народном собрании, Библия различает два вида людей: храбрых, которые пошли с Саулом в Гиву, и негодных, которые презрели новоизбранного царя. Видимо, несмотря на общий рост монархических настроений, противоположные взгляды были ещё весьма сильны. Может быть, ещё важнее было соперничество различных племён, и далеко не все племена были в восторге от возвышения вениаминятян, с которыми ещё сравнительно недавно приходилось воевать. Как бы то ни было, Саула, вероятно, признали далеко не все израильтяне” [Циркин. Указ. соч. С. 135]. В этой ситуации Саул становится перед выбором: с одной стороны, его провозгласили царём над всем Израилем по Божьему благословению, с другой — значительная часть народа отказывается его признавать, значит, надо либо начинать гражданскую войну, заставив покориться своей власти недовольных, либо… Саул выбирает второе. Не желая ввергать страну в пучину гражданской войны, он возвращается вместе с теми, кто поддержал его, в свой родной город Гиву, вручив дальнейшие события в руки Божьи. Ибо он верит, что раз Сам Господь помазал его на царство, то Он позаботится и о разрешении сложившейся проблемы. А сам Саул будет “как бы не замечать тех”, кто злословит его. Это уникальный пример в и стории, когда человек, фактически, добровольно отказывается от власти, имея все возможности взять её. Молодой Саул умел “как бы не замечать”, и благодаря этому качеству он и спас страну от гражданской войны и привёл в дальнейшем добровольно всех израильтян к признанию своей власти. А умеем ли мы как бы не замечать в своей жизни, порой, чего-то или кого-то? * Умеем ли мы не уделять внимания завистникам и клеветникам, которые только и хотят своей клеветой выбить нас из колеи, лишив душевного покоя? * Умеем ли мы не замечать и не отвечать своим недругам или недоброжелателям, помня библейское обетование: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим. 12:19); * Умеем ли мы не замечать второстепенные моменты, часто отводящие наш взор и внимание от главного? Ведь порой мы только и делаем, что концентрируемся на том, что купить, страшно расстраиваемся и выходим из себя, опаздывая на трамвай или когда нам встали на ногу, или когда ответили в грубоватой форме, или не заметили, косо посмотрели… Порой эти мелочи лишают нас покоя, побуждая грубо ответить, поставить на место и пр. * Умеем ли мы не мстить, даже неосознанно тем, кто действительно причинил нам зло? * Умеем ли мы как бы не замечать весь тот разврат, который окружает сегодня человека? Не замечать в том смысле, что проходя мимо женщин, не смотреть на них с нечистыми мыслями; покупая книги, не замечать красочные обложки порнографических журналов; * Умеем ли мы прощать людей, часто наших друзей и близких, которые не со зла сказали нам что-то не очень приятное? Умеем ли мы как бы не заметить этого, сделать вид, что ничего не произошло, наладив тем самым отношения с ними? Или мы предпочитаем, как говориться, “каждое лыко вписывать в строку?”. Как видим, умение “как бы не замечать” часто бывает жизненно необходимым. Благодаря этому мы учимся терпению и любви, духу неосуждения. Благодаря этому наша жизнь станет легче, лишившись суеты, мы сможем видеть доброе, несмотря на невзгоды. Благодаря этому значительно улучшаться наши взаимоотношения с людьми, окружающими нас. Благодаря этому мы достигнем в жизни намного большего и намного более простым и прямым путём, с наименьшими потерями для себя и окружающих.