Библиотека soteria.ru
Мысли о религии
Блез Паскаль
Дата публикации: 11.01.14 Просмотров: 5804 Все тексты автора Блез Паскаль
Статья XVI. Свидетельства об Иисусе Христе пророков
I.
Самим сильным свидетельством об Иисусе Христе служат пророчества. Поэтому они составляли предмет особого попечения Божия, ибо предрекаемое ими событие есть чудо, существующее от рождения Церкви до конца ее. Для того Бог воздвигал пророков в течение тысячи шестисот лет; в течение следующих четырехсот лет Он рассеял все эти пророчества вместе со всеми хранившими их иудеями по всем странам мира. Таково было приготовление к рождению Иисуса Христа, ибо, прежде чем весь мир уверовал в Его Евангелие, требовалось не только существование пророчеств, чтобы вызвать эту веру в Него, но чтобы пророчества эти были распространены в мире, дабы весь мир мог принять Его.
Если бы один человек написал книгу пророчеств об Иисусе Христе, предсказал бы время и обстоятельства Его пришествия, и если бы Иисус Христос явился, согласно этим предсказаниям — была бы и в этом уже сила невероятная. Но произошло более того. Целый ряд людей, в течение четырех тысяч лет, постоянно и без изменений являлся один вслед другого предсказывать это самое событие. Целый народ возвещает его в продолжение четырех тысяч лет, чтобы общим голосом подтвердить хранимые им о том заветы и, вопреки всем угрозам и преследованиям, дает, наконец, свое свидетельство. Это достойно уже совсем иного внимания.
II.
Время пришествия Мессии было предсказано по отношению к положению еврейского народа, к положению народов языческих, состоянию храма и к числу лет: нужна большая смелость, чтобы так подробно описать обстановку предрекаемого события.
Необходимо было, чтобы существование четырех языческих монархий совпало с окончанием царства Иуды и совершением семидесяти седмин, но все это должно было предшествовать разрушению храма.
Было предсказано, что при четвертой монархии, до разрушения второго храма, раньше, чем иудеи были лишены самостоятельности, в семидесятую седмину Даниила, пока еще цел был второй храм, язычники будут просвещены и приведены к познанию Бога иудеев; что любящие Его будут избавлены от своих врагов и исполнятся страха и любви к Богу.
Так и случилось: в четвертую монархию, до разрушения второго храма и т. д., язычники во множестве покланяются Богу и ведут ангелоподобную жизнь, девицы посвящают Богу свою девственность и свою жизнь; мужчины отказываются от всех удовольствий. В чем Платон не мог уверить небольшое число избранных и сведущих людей, в том тайная сила немногими словами убеждает сотни тысяч простых, необразованных людей.
Что означает все это? — То, что еще задолго было предсказано: «Изолью от духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2:28). Все народы пребывали в неверии и служении плоти, и что же стало?! Вся земля возгорелась горячею любовью к ближнему; великие мира бросают свои почести, богатые оставляют свои богатства; девицы терпят мученичество; дети покидают уютный родительский кров, чтобы жить среди лишений в пустыне. Откуда происходит такая сила? Это значит, что явился Мессия, и вот последствия и признаки Его пришествия.
В течение двух тысяч лет ни один язычник не знал Бога евреев (то есть, со времени Авраама. — прим. пер.). Но в предопределенное время множество язычников покланяется этому единому Богу; капища разрушены, сами цари подчиняются кресту. Что все это значит? — Что Дух Божий излит на землю.
Предречено, что, когда придет время Мессии, Он установит новый союз, который заставит позабыть исход из Египта (Иер. 31:31, 32); что Он вложит закон во внутренность и напишет его в сердцах (Иер. 31:33); что Иисус Христос вложит страх в глубину сердца (Иер. 31:33 и 32:40), дабы страх этот не был только внешним, как до сего было.
Далее сказано, что иудеи отвергнут Иисуса Христа и сами будут отвергнуты Богом, потому что избранный виноградник дал только дикие ягоды (Ис. 5:2, 3, 4 и сл.), что избранный народ окажется неверным, неблагодарным: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65:2); что Бог поразит их слепотою, и они будут и днем ходить ощупью подобно слепым (Втор. 28:28, 29).
Что Церковь вначале будет малою, а потом разрастется (Иез. 17).
Тогда идолопоклонство будет разрушено. Мессия низвергнет идолов и приведет народы к почитанию истинного Бога (Иез. 30:13).
Храмы идолов будут разрушены, и у всех народов по всей земле будут приносить Ему жертву чистую, а не животных (Мал. 1:11).
Он будет царем иудеев и язычников (Пс. 2:6 и 8; 71:8 и 11 и сл.). И вот этот царь иудеев и язычников преследуется теми и другими, сговорившимися убить Его — властителя тех и других, разрушившего и культ Моисея в Иерусалиме, который был его центром, а впоследствии — местопребыванием первой Церкви христианской, и культ языческий в Риме, бывшем средоточии язычества, а потом Его главной Церкви.
Он укажет людям путь совершенный (Ис. 2:3; Мих. 4:2 и сл.).
И ни раньше, ни после не являлось ни одного человека, которого учение, хотя приблизительно, уподоблялось бы божественности этого учения.
Вот приходит Иисус Христос и говорит людям, что сами они единственные враги себе; что разлучают их с Богом страсти их; что Он пришел разрушить эти страсти и даровать им Свою благодать, дабы создать из них всех единую святую Церковь, в которую он введет язычников и иудеев; что Он пришел низвергнуть идолов одних и суеверие других.
Этому противятся все люди, не только в силу естественного сопротивления чувственности, но, сверх всего, против этой нарождающейся религии восстают все цари земные, как и было предсказано (Пс. 2:1, 2). Все сильные мира сего сплотились между собою для этой цели: ученые, мудрецы, цари. Одни пишут, другие осуждают, третьи убивают. И, несмотря на такие препятствия, простые, немощные люди отражают все эти силы и даже подчиняют себе этих царей, этих ученых, этих мудрецов и изгоняют идолопоклонство со всей земли. И все это совершается силою, возвестившею о том устами пророков.
Иудеи, убивая Иисуса Христа, чтобы не принять Его за Мессию, тем самым сообщили Ему последний признак Мессии; продолжая не признавать Его, они становятся безупречными Его свидетелями; убивая Его и продолжая от Него отрекаться, они выполнили пророчества.
Кто не узнал бы Иисуса Христа по стольким особым признакам, какие были предсказаны? Ибо написано:
У него будет предтеча (Мал. 3:1);
Он родится младенцем (Ис. 9:6);
Он родится в городе Вифлееме (Мих. 5:2);
Произойдет из колена Иуды (Быт. 49:8 и сл.) и племени Давида (2 Цар. 7:12 и сл.; Ис. 7:13 и сл.); будет являться главным образом в Иерусалиме (Мих. 4:1; Агг. 2:7, 9);
Он должен ослепить мудрецов и ученых (Ис. 6:10), благовествовать бедным и малым (Ис. 61:1); открыть глаза слепцам и исцелять недужных (Ис. 35:5 и 6) и привести к свету томящихся во мраке (Ис. 42:16);
Он укажет путь совершенный (Ис. 30:21) и будет наставником язычников (Ис. 55:4; 42:1-7);
Он будет жертвою за грехи мира (Ис. 53:5);
Он станет краеугольным и драгоценным камнем (Ис. 28:16);
Он сделается камнем преткновения и скалою соблазна (Ис. 8:14);
Иерусалим должен споткнуться об этот камень (Ис. 8:15);
Строители имеют отринуть этот камень (Пс. 117:22);
Бог положит этот камень в основу угла (Пс. 117:22);
И этот камень вырастет в гору необъятную и наполнит всю землю (Дан. 2:35);
Сказано также, что Он будет отвергнут (Пс. 117:22), не признан (Ис. 53:2 и 3), предан (Пс. 40:10), продан (Зах. 11:12), оплеван и заушен (Ис. 50:6), осмеян (Ис. 34:16), оскорбляем всевозможными способами (Пс. 68:27), напоен желчью (Пс. 68:22); что будут пронзены ноги и руки Его (Пс. 21:17); что Он будет предан смерти (Дан. 9:26) и об одежде Его будут бросать жребий (Пс. 21:19);
Что в третий день он воскреснет (Пс. 15:10; Осии 6:3);
Что он взойдет на небо (Пс. 46:6 и 67:19), чтобы воссесть одесную Бога (Пс. 109:1);
Что цари вооружатся против Него (Пс. 2:2);
Что, сидя одесную Отца, Он поразит врагов Своих (Пс. 109:5);
Что цари земли и все народы поклонятся Ему (Пс. 71:11);
Что иудеи останутся народом (Иер. 31:36);
Что они будут скитаться (Ам. 9:9) без царей, без жертвоприношений, без алтарей и т. д. (Осия 3:4), без пророков (Пс. 73:9), ожидая избавления и не находя его (Ис. 59:9; Иер. 8:15).
III.
Мессия один должен был произвести великий народ святых и избранных, руководить им, питать его, ввести его в место упокоения и святости, освятить его перед Богом, сделать из него храм Божий, примирить с Богом, спасти от гнева Божия, избавить от рабства греху, явно господствующему в человеке, дать законы этому народу, начертать эти законы в его сердце, предать Себя за него в жертву Богу, сделаться агнцем непорочным и Самому стать закалателем жертвы, — предложить свою плоть и кровь и в то же время принести в жертву Богу хлеб и вино.
(Предсказано), что имел придти Освободитель, который сотрет главу змия, избавит Свой народ от грехов, от всех беззаконий его (Пс. 79:8); что учредится Новый Завет и пребудет вечно; что будет новое и вечное священство по чину Мелхиседекову; что Христос будет славен, могуществен, крепок и, тем не менее, явится в таком уничижении, что не будет узнан; что Его не примут за того, кто Он есть; что Его отринут, предадут смерти; народ Его, который от Него отречется, не будет больше Его народом; что язычники примут Его и найдут в Нем прибежище; что Он покинет Сион для царства в средоточии языческого мира; что, несмотря на то, евреи будут существовать всегда; что Он должен произойти от Иуды и в то время, когда прекратятся цари от рода его.
IV.
Пусть обратят внимание на следующее. От начала мира ожидание или поклонение Мессии существует без перерыва, (Он был обещан первому человеку непосредственно после его падения). Затем являлись люди, говорившие, что Бог открыл им, что имеет родиться Искупитель, который спасет народ Свой. Позднее Авраам возвещает о бывшем ему откровении, что Мессия произойдет от него чрез имеющего родиться у него сына. Иаков объявляет, что из двенадцати сыновей его родоначальником Мессии будет Иуда. Впоследствии Моисей и пророки предсказали, когда и как Он явится; они сказали, что данный им закон имеет значение только в ожидании закона Мессии, что до тех пор он будет существовать непрерывно, но что новый закон будет пребывать вечно, и таким образом их закон, или закон Мессии, коего Он был обещанием, будет на земле всегда. Так и было на самом деле; и, наконец, явился Иисус Христос при всех предсказанных обстоятельствах. Это достойно удивления.
Если (скажут) это так ясно было предсказано иудеям, как же они не поверили? или почему же они не были истреблены за то, что воспротивились такому ясному делу? Я отвечаю: было предсказано как то, что они не поверят такой ясной вещи, так и то, что они не будут истреблены окончательно. И ничто не может торжественнее засвидетельствовать в пользу Мессии, ибо недостаточно было одного существования пророков: необходимо было, чтобы пророчества их были сохранены вне сомнения. А так как, и т. д.
V.
Пророки перемешали пророчества о других событиях с пророчествами о Мессии для того, чтобы предсказания касательно Мессии не остались без доказательства, а таковые по отношению к прочим событиям не остались без плода.
Не имеем царя, кроме Кесаря, говорили иудеи (Ин. 19:15). Следовательно, Иисус Христос был Мессия, так как у них не было царя, кроме того чужеземца, а другого они не хотели.
Семьдесят седмин Даниила могут объясняться двояко: в отношении начала их счисления, по причине неопределенности выражения самого пророчества, и в отношении конца счисления, по причине разногласия хронологов. Но эта разница не может превышать двухсот лет.
(Пророчества, изображающие Иисуса Христа бедным, представляют Его так же властителем народов (Ис. 53:2 и сл.; Зах. 9:9 и 10).
(Пророчества, указывающие время, изображают Иисуса Христа лишь Господом язычников и страждущих, а не восседающим на облаках, в качестве Судии; те же пророчества, которые изображают Его судящим народы и славным, совсем не отмечают времени).
(Когда говорится о Мессии, как о великом и славном, то это, очевидно, относится к Нему, как к Судии, а не как к Искупителю мира [Ис. 56:15, 16]).