Статья XXIII. Размышления о Тайне Христовой

I.

Иисус Христос переносит в Своих страстях муки, причиняемые Ему людьми, но в смертной борьбе страждет муками, Самим на Себя наложенными: Сам возмутился (См. Ин. 11:33). Эта казнь уже не от руки человеческой, но от руки всемогущей, и только всемогущим Существом переносимая.

Иисус Христос ищет некоторого утешения, по крайней мере, у троих наиболее близких друзей Своих, но те спят. Он просит их пободрствовать с Ним несколько времени, но те с полным небрежением покидают Его; в них так мало сострадания, что оно даже не в силах отогнать их сон и на минуту. Таким образом, Иисус вполне одиноким был предоставлен гневу Божию.

Иисус одинок на земле, которая не только не сочувствует и не разделяет Его страданий, но даже их не ведает: ведомо это лишь Небу и Ему Самому.

Иисус в саду, но не в том саду, исполненном всяческих утех, где первый Адам погубил себя и все человечество, а в саду мучений, где спасен был он и с ним весь человеческий род.

Эти муки и это небрежение Он переносит в страшный час ночи.

Я полагаю, что Иисус жаловался только в этот единственный раз, но и тут Он жалуется как бы, не будучи в состоянии вместить в Себе Свою крайнюю скорбь: Душа Моя скорбит смертельно (См. Мф. 26:38; Мк 14:34).

Иисус ищет общества и облегчения со стороны людей. Мне кажется, это единственный случай во всей его жизни. Но Он не получает ни того, ни другого, ибо ученики Его спят.

Иисус, среди этого всеобщего равнодушия, когда даже избранные друзья отказались пободрствовать с Ним, найдя их спящими, огорчается в виду опасности, которой они подвергают не Его, а самих себя. (Опасности искушения. См. Мф. 26:41; Мк. 14:38 и Лк. 22:46. — прим. пер.)

Он предупреждает их относительно их собственного спасения и их пользы; обнаруживает в этом сердечную нежность к ним, несмотря на их неблагодарность, и предваряет, что дух бодр, а плоть немощна.

Находя их еще спящими, от чего не могло удержать их опасение ни за Него, ни за себя, Иисус не будит их, с любовью предоставляя им покоиться.

Иисус просил людей, но не был ими услышан.

Иисус, пока ученики Его спали, совершил их спасение. Он совершил спасение каждого из верных, пока они спали, и в небытии, до их рождения, и в грехах после рождения.

Слова «да мимо идет от Меня чаша сия» Он произносит один раз и то с покорностью, но два раза молится о ниспослании Ему этой чаши, если на то есть воля Отца.

В Иуде Христос видит не вражду его, а орудие Бога, которого любит и …так как называет его другом.

Иисус оставляет среду Своих учеников, чтобы предаться смертной тоске; в подражание ему следует покидать самых близких друзей и присных наших.

В виду предсмертных и величайших мук Иисуса, продлим и усугубим нашу молитву («И, находясь в борении, прилежнее молился (Лк 22:44). — прим. пер.)

II.

Утешься: ты не стал бы искать Меня, если бы уже не обрел Меня.

Я думал о тебе в Своих предсмертных муках; Я пролил за тебя кровь Мою.

Ты не столько испытываешь себя, сколько искушаешь Меня, думая, в состоянии ли будешь совершить такой-то и такой-то подвиг: когда он совершится, то совершителем его буду Я.

Руководствуйся Моими правилами; посмотри, как управляла рука Моя в жизни Девы и апостолов, предавшихся Моей воле.

Отец любит все, что Я творю.

Хочешь ли ты, чтобы Я продолжал потеть кровавым потом Своей человеческой природы, когда и слез не даешь Мне?

Мое дело обратить тебя на путь спасения: не бойся ничего и молись с упованием.

Я предстою тебе в Писании Своим словом, в Церкви Своим духом и учением; в священниках Своею властью, в верных молитвою.

Врачи не принесут тебе исцеления, ибо смерть для тебя неминуема. Мною же получается исцеление и бессмертие тела (См. 1 Кор. 15:53).

Неси телесные узы и рабство; в настоящее время Я избавляю тебя только от рабства духовного.

Я наилучший из друзей твоих, ибо больше всех их сделал для тебя. Они не стали бы страдать так, как пострадал от тебя Я, и за тебя, неверного, жестокого, не умерли бы, как сделал это Я и как всегда готов сделать и делаю для Своих избранных.

Если бы ведомы были тебе грехи твои, не вынесло бы этого твое сердце. — О, Господи! я готов потерять свое сердце, ибо верю в злобу грехов моих, по словам Твоим.

Нет, ибо Я, показавший тебе грех твой, могу исцелить тебя, и говорю тебе то в знак моего желания помочь тебе. По мере твоего раскаяния в грехах, ты познаешь их, и тебе будет сказано: вот возвращены тебе грехи твои. Раскаивайся же в своих скрытых грехах и в видимой злобе грехов, тебе известных.

— Господи, все предаю Тебе.

— Я люблю тебя больше, чем ты любишь свою скверну. Ut immundus pro luto («Как человек нечистый любит свою нечистоту». Неизвестно, откуда заимствовано Паскалем это выражение, но его нет в Писании. — прим. пер.) Мне приличествует слава (твоего спасения), а не тебе, червь земной.

Вопрошай своего духовного отца, когда Мои собственные слова дают тебе повод к злу, тщеславию или любопытству.

III.

Я вижу всю бездну моей гордости, любопытства, чувственности. Никакой правды нет в моих отношениях к Богу, ни к Иисусу Христу. Но, не знавший греха, Он сделан для нас жертвою за грех (2Кор. 5:21); все бичи Твои пали на Него. Он принижен больше меня, но не только не отвращается от меня, а еще удостаивает меня обращением к моей помощи. (Вероятно, автор имеет в виду то место в Евангелии от Матфея (26:38), где Спаситель просит учеников пободрствовать с Ним: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». — прим. пер.)

Но Он исцелился от незаслуженных язв Своих и исцелит мои язвы, справедливо мною заслуженных. К Его язвам мне надлежит приложить свои и присоединиться к Его страданиям: спасая Себя, Он спасает и меня.

Но не дерзнем наносить Ему в будущем новые раны.

IV.

Утешьтесь: не от себя вам нужно ждать спасения; напротив, вы должны ждать его, ничего не ожидая от себя.

V.

Иисус Христос умер, но видим на кресте. Он умер и скрыт в гробе.

Иисуса погребали только святые.

Иисус не совершил никакого чуда у гроба.

Входят в него также одни святые.

В гробе Иисус принимает новую жизнь, а не на кресте. Это последняя тайна страданий и искупления.

Иисусу Христу негде было на земле приклонить главу, как только в гробе.

Враги Его прекратили свои преследования только у Его гроба.

VI.

Я часто беседую с тобою, когда не может говорить с тобою твой духовник, ибо Я не хочу, чтобы ты был лишен назидания. И, может быть, Я делаю это по его молитвам, так что он невидимо руководит тобою. Ты бы не искал Меня, если бы Я не был в тебе; успокойся же.

VII.

Сравнивай себя не с другими, а со Мною. Когда не находишь Меня в тех, с которыми себя сравниваешь, значит сравниваешь себя с гнусными. Если же находишь, то сравнивай. Но кого ты будешь сравнивать? Себя ли самого или Меня в себе? Если себя, то это такая же скверна. Если Меня, то сравниваешь Меня со Мною же. Так Я Бог во всем.

VIII.

Мне кажется, что Иисус Христос по воскресении позволял прикасаться только к Своим ранам. Не прикасайся мне (Ин. 20:17). Нам подобает только сострадать Ему.

IX.

…Приобщаться Себе Он допустил как смертный на Тайной Вечери, как воскресший — ученикам в Эммаусе, как воскресший на небо — всей Церкви.

X.

«Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22:46). Впасть в искушение опасно; и если кто впадает в него, то потому что не молится.

И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (См. Лк. 22:32). Но предварительно, Господь, обратившись, взглянул на Петра (См. Лук. 22:61, 62. На этом тексте Паскаль хочет основать учение о вызывающей и предупреждающей благодати: он хочет показать, что Петр обращается к Иисусу только после того, как Иисус обратился к нему. — прим. пер.)

Св. Петр просит позволения ударить Малха и ударяет, не выслушав ответа; Иисус Христос отвечает потом.

XI.

Иисус Христос не хотел быть убитым без соблюдения форм правосудия, ибо гораздо постыднее умирать по правосудию, чем вследствие несправедливого возмущения.

XII.

Ложное правосудие Пилата было только причиной лишних страданий для Иисуса; потому что, по своему несправедливому суду, он велит бичевать Его и затем убить. Лучше бы ему раньше убить Его. Таковы ложные блюстители правосудия. Они делают добрые дела и дурные, чтобы угодить миру, показать, что они не совсем на стороне Иисуса Христа, так как стыдятся Его. Наконец, в случаях сильного искушения, они Его убивают.