Библиотека soteria.ru
Крест Христа
Джон Стотт
Дата публикации: 11.01.14 Просмотров: 9952 Все тексты автора Джон Стотт
Предисловие
Предложение издательства Интер-Варсити Пресс написать книгу, посвященную одной из самых выдающихся и чудеснейших тем — теме креста Христа, было для меня огромной честью. Несколько лет работы над ней обогатили меня духовно, придали моим убеждениям большую ясность и твердость и укрепили мою решимость провести остаток дней в этом мире (так же, как все избавленные люди проведут вечность на небесах) в дарующем свободу служении Христа распятого.
Книга, посвященная кресту, просто обязана была появиться в золотой юбилей Интер-Варсити Пресс, которому (возглавляемому преданными своему делу руководителями Рональдом Инчли и Франком Энтвистлом) весьма обязаны все читатели в христианском мире, ведь крест находится в центре евангельской веры. На самом деле он находится в центре исторически сложившейся библейской веры, что я и доказываю в данной книге, и уже сам тот факт, что эта истина признается не всеми, является достаточным основанием, чтобы придерживаться четкого евангельского свидетельства. Евангельские христиане верят, что через Христа распятого Бог занял наше место и понес наши грехи, вместо нас приняв заслуженную нами смерть, чтобы мы могли возвратить себе Его благосклонность и войти в Его семью. Д-р Дж. А. Пакер справедливо писал, что вера в эти истины «является отличительным признаком всемирного евангельского содружества» (несмотря на то, что «зачастую критики неправильно истолковывают и изображают их») и «ведут нас к самой сердцевине христианской Благой Вести»[1].
Понимание главенства креста, несомненно, сыграло решающую роль в истории развития организации, которая теперь называется Содружество христианских университетов и колледжей, а также в истории международной организации, членом которой она является — Международного содружества студентов-христиан. Особое значение имеют два события, произошедшие в начале этого века.
Первым был выход Межуниверситетского сообщества христиан Кембриджа (основанного в 1877 г.) в 1910 году из Движения студентов-христиан (основанного в 1895 г.). Члены МСХК сознательно придерживались богословской традиции Билни, Тиндэйла, Латимера, Ридли и Крэнмера, выдающихся деятелей Кембриджской Реформации. Они также с гордостью и признательностью относились к Чарльзу Симеону, который на протяжении 54 лет (1782-1836), находясь на посту Викария Церкви Святой Троицы, правдиво толковал Писание и, как свидетельствует его мемориальная доска, «было ли то основанием его личной надежды или целью всего его служения, он стремился к познанию одного только Иисуса Христа, и, причем, распятого». И потому не удивительно, что их все больше разочаровывали либеральные тенденции ДСХ, в особенности шаткость его библейских доктрин, учения о кресте и даже о Божественной природе Иисуса. Таким образом, когда в марте 1910 года состоялась встреча Тиссингтона Татлоу, Генерального Секретаря ДСХ, с членами МСХК, последние проголосовали за выход из Движения. Говард Моулл (который позже стал Архиепископом Сиднея и Примасом Австралии), в следующем году, заняв должность Президента МСХК, помог заложить под ним прочные евангельские основы, которых Сообщество неуклонно придерживалось и впредь.[2]
В 1918 году, после окончания первой мировой войны, многие демобилизованные стали студентами Кембриджа. К этому моменту в МСХК было гораздо меньше членов, чем в ДСХ. Тем не менее руководители ДСХ (в особенности, Чарльз Рейвен, декан «Эммануила») неоднократно предпринимали попытки восстановить союз с МСХК, надеясь, что это воссоединение с ДСХ посодействует возникновению более интимных отношений студентов с Богом и подтолкнет их к благовестию. Чтобы разрешить этот вопрос, Дэниел Дик и Норман Грабб (Президент и Секретарь МСХК) встретились с комитетом ДСХ в залах Тринити Грейт Корт, принадлежащих секретарю их организации Ролло Пелли. Вот как описывал ход этой решающей встречи сам Норман Грабб:
«После часа обсуждения я прямо спросил Ролло: «Считает ли ДСХ искупительную кровь Христа ключевым фактором?» После некоторого раздумья он сказал: «В принципе, мы осознаем ее важность, но не ставим во главу угла». Тогда Дэн Дик и я сказали, что на этом вопрос для МСХК можно считать исчерпанным. Мы не считаем возможным присоединение к какой-либо организации, стратегия которой не основывается на искупительной крови Иисуса Христа; и наши отношения были прекращены»[3].
Это решение не только подтвердило результаты довоенного голосования в пользу выхода из состава МСХК, но «также стало реальной основой Интер-Варсити Фэллоушип (ИВФ), так как всего несколько месяцев спустя мы осознали, что, тогда как МСХК было необходимо в Кембридже, в подобном содружестве нуждался каждый университет мира»[4]. Первая конференция Интер-Варсити состоялась в Лондоне в декабре 1919 года.
На протяжении всего этого времени Норман Грабб не переставал цитировать Первое послание к Коринфянам 15:3-4 в качестве ключевого текста их философии: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию». С этим утверждением тяжело согласовать «Цели и основные доктрины» ДСХ в формулировке 1919 года, в которых содержалось следующее утверждение относительно креста: «Мы можем познать истинное покаяние и прощение, которое позволяет нам начать совершенно новую жизнь лишь тогда, когда перед нашим взором будет постоянно стоять Голгофа, на которой день за днем Сам Бог платит Своими страданиями за все человеческие грехи… Вот в чем смысл искупления»[5]. Но мы должны с уважением ответить, что смысл искупления сокрыт не в нашем раскаянии, возникающем при виде Голгофы, а в том, что сделал Бог, когда, в лице взошедшего на крест Христа, Он встал на наше место и понес наши грехи.
Каждое поколение христиан должно четко разграничивать «объективное» и «субъективное» понимание искупления. Согласно д-ру Дугласу Джонсону, первому Генеральному Секретарю ИВФ, это открытие было переломным моментом в служении д-ра Мартина Ллойд-Джонса, которому не было равных среди лидеров евангельского движения на протяжении десятилетий по окончании второй мировой войны. Он признавался нескольким близким друзьям в том, что «радикальная перемена в его точке зрения и служении проповеди произошла в 1929 году». Разумеется, с самого начала своего служения он указывал на не допускающую сомнений необходимость рождения свыше. Но, после одной его проповеди в Бридженте (Южный Уэльс), к нему подошел один проповедник и упрекнул его в том, что «кресту и голгофскому труду Христа» в его проповедях отводилось, по-видимому, мало места. Он «тут же пошел в свой любимый букинистический магазин и попросил владельца дать ему два классических произведения об искуплении. Торговец книгами… предложил ему книги «Искупление» Р. В. Дэйла (1875) и «Смерть Христа» Джеймса Дэнни (1903). По возвращении домой он погрузился в исследование этих книг, отказываясь от обеда и чая, и настолько перепугал этим свою жену, что она позвонила своему брату, решив посоветоваться, не вызвать ли доктора. Но некоторое время спустя, он вышел и заявил, что выяснил «настоящую суть Евангелия и ключ к пониманию сокровенного смысла христианской веры». Таким образом, изменилось содержание его проповеди, а, следовательно, и воздействие, оказываемое ею на людей. Как он сам утверждал, главным вопросом было не «Почему Бог стал человеком?», который задавал Ансельм, а «Почему Христос умер?»[6]
В свете первостепенной значимости искупления и того его толкования, которое произошло от искажения основополагающих библейских понятий «замещения», «удовлетворения» и «умилостивления», меня поражают два факта. Первый — то, насколько непопулярной остается эта доктрина. Некоторые теологи выказывают странное нежелание подписываться под ней даже в том случае, когда начинают ясно видеть, что она основывается на Библии. В качестве примера я вспоминаю прославленного теолога-методиста, изучавшего Новый Завет, Винсента Тэйлора. Его точные и всесторонние познания отразились в трех его книгах, посвященных кресту: «Иисус и Его жертва» (1937), «Искупительная жертва в новозаветном учении» (1940) и «Прощение и примирение» (1946). Для описании смерти Христа он использует различные прилагательные, такие как «принятая за нас», «избавительная», «примиряющая», «искупительная» и особенно «принятая от нашего лица». Но он не может заставить себя назвать ее «заместительной». После тщательного изучения проповедей и верований первых христиан — Послания к Евреям Апостола Павла и Посланий Иоанна — он пишет о деяниях Христа: «Ни в одном из рассмотренных нами отрывков она не описана как заместительная… Нигде мы не находим какого-либо подтверждения этой точки зрения».[7] Нет, дело Христа было «миссией, которую Он выполнил от нашего имени, а не вместо нас» (с. 270). Тем не менее, даже выдвигая эти ошеломляющие утверждения, он явно чувствовал себя неловко. Их горячность делает неожиданными те уступки, которые позже он считает себя обязанным сделать. «Возможно, наиболее поразительной чертой учения Нового Завета, касающегося представительной миссии Христа, — пишет он, — является тот факт, что оно так близко подходит к границе доктрины о замещении, но не пересекает ее. Учение Павла, в частности, отстоёт от замещения на самую малость» (с. 288). Он даже от лица теологов, исследующих Новый Завет, признает: «слишком часто мы готовы отвергнуть замещение, ничего не предложив взамен» (с. 289), и что это понятие «мы, пожалуй, с большей страстностью стремились отклонить, чем определить его ценность» (с. 301). Я же тем не менее попытаюсь показать в этой книге, что библейская доктрина от начала до конца указывает на заместительный характер искупительной жертвы. Винсента Тейлора же отпугивала не сама доктрина, а та резкость в размышлениях и выражениях, в которых нередко бывали повинны сторонники доктрины замещения.
Во-вторых, ввиду главенствующего положения креста Христа, меня удивляет то, что на протяжении почти половины столетия на эту тему не было написано ни одной книги для вдумчивого читателя. Такая книга появилась только два-три года назад. Да, действительно вышло несколько тоненьких брошюр в бумажных обложках, а также было опубликовано несколько научных трактатов. Я хотел бы поблагодарить д-ра Леона Морриса из Мельбурна, Австралия, за выдающиеся изыскания в этой области и отдать должное за его книгу «Апостольская проповедь креста» (1955). Я рад, что он адаптировал основные ее мысли к уровню понимания мирских (светских) читателей в следующей своей книге под названием «Искупление» (1983). Он добился совершенства в написании книг по данной теме для широкого круга читателей, а его «Крест в Новом Завете» (1965) остается, пожалуй, наиболее исчерпывающим из всех имеющихся в нашем распоряжении исследований. Я процитирую его утверждение из этой книги, искренне с ним соглашаясь: «крест возвышается над всем Новым Заветом» (с. 365).
Как бы то ни было, до выхода недавних публикаций Рональда Волласа «Искупающая смерть Христа» (1981) и Майкла Грина «Опустевший крест Христа» (1984) я не встречал ни одной книги, написанной для читателей из протестантских церквей, со времени появления «Почему именно крест?» Г. Е. Гвиллебауда (1937), которая была одной из первых книг, опубликованных ИВФ. Это было смелое выступление, с достоинством встретившее оппонентов заместительного искупления и поставившее три следующих вопроса: (1) «является ли это понятие христианским?» (т.е. соответствующим учению Иисуса и Его Апостолов); (2) «является ли оно аморальным?» (т.е. соответствует или не соответствует оно справедливости); и (3) «является ли оно невероятным?» (т.е. соотносится или не соотносится с такими проблемами, как время и перенос вины).
Я хотел бы охватить более широкий круг вопросов, так как эта книга посвящена не только искуплению, но и кресту. После трех вступительных глав, которые вошли в первую часть, во второй я перехожу к тому, что назвал «душой креста», и выступаю в защиту истинно библейского восприятия понятий «удовлетворения» и «замещения». В третьей части я перехожу к трем главным завоеваниям креста, а именно: спасению грешников, откровению Бога и преодолению зла. В четвертой же части я пытаюсь разрешить вопросы, которые часто опускаются в книгах, посвященных кресту, в частности: что значит для христиан «жить под крестом». Я стараюсь показать, что крест преобразует все. Он формирует в нас новое отношение к Богу — отношение поклонения, новое сбалансированное понимание себя, дает нам новый стимул отдавать себя миссионерской работе, новую любовь к нашим врагам и новую храбрость при столкновении с болью страдания. Приступая к работе над данной темой, я основывался на треугольнике: Писание, традиция и современный мир. Моей первой задачей было избежать искажений Слова Божьего, позволяя ему донести до читателя то, что необходимо донести, и не прося его сказать то, что, возможно, соответствовало бы моим желаниям. Альтернативы тщательной экзегезе библейских текстов не существует. Во-вторых, я пытался поделиться с читателем некоторыми моментами из прочитанных мною книг. Тот, кто старается понять крест, не может проигнорировать великие труды, вышедшие в прошедшие века. Не ценить традиции и историческое богословие — значит проявлять неуважение к Святому Духу, Который неустанно просвещал церковь в каждом столетии. И, наконец, я пытался понять Писание не только в его контексте и в свете истории христианства, но и по отношению к современному миру. Я задавался вопросом, что значит крест Христа для нас в конце двадцатого века.
Беря на себя смелость писать (и читать) книгу о кресте, человек, бесспорно, рискует вступить в область предположений. Частично это обусловлено тем, что в действительности свершившееся в тот момент, когда «Бог во Христе примирил с Собою мир» остается тайной, в глубины которой мы будем проникать бесконечно; а частично потому, что, во время размышления над крестом Иисуса, будет в высшей степени неподобающе симулировать свою к нему непричастность. Ведь волей-неволей мы тоже внесли свою лепту. Наши грехи подтолкнули Его ко кресту. Следовательно, крест не только не льстит нам, но и разрушает наше самодовольство. Мы можем лишь стоять перед крестом со склоненной головой и смиренным духом, так и не сойдя с места, пока слова прощения и принятия Господа нашего Иисуса не коснутся нашего сердца. И тогда мы, плененные Его любовью и исполненные благодарности, выйдем в мир, чтобы служить Ему самой свой жизнью.
Я благодарен Роджеру Бэквиту и Дэвиду Тернеру за чтение частей рукописи этой книги и их полезные комментарии. Я благодарю еще четырех лиц, которые в последнее время помогали мне проводить исследования — Марка Лаббертона, Стива Ингрехема, Боба Уисмера и Стива Эндрюса. Стив Эндрюс был неизменно аккуратен при чтении рукописи, составлении библиографии и указателей, проверке ссылок и осуществлении корректуры.
Но в завершение я хочу высказать слова самой теплой благодарности Френсис Вайтхед, которая в 1986 году будет отмечать тридцатилетний юбилей в качестве моего секретаря. Она перепечатала эту книгу сто раз. Я не могу переоценить ее работоспособность, предупредительность, верность и не иссякающий энтузиазм в работе Божьей. С безграничной благодарностью я посвящаю эту книгу ей.
Рождество, 1985.
ДЖОН СТОТТ