22. Опасность крайних взглядов

Сент-Хелен, Калифорния, 19 мая 1890 г.

Дорогой брат K.

Я давно хотела встретиться с вами и поговорить или написать вам, но не имела случая сделать ни того, ни другого. У меня и сейчас нет такой возможности, но я чувствую глубокий интерес к вам и не хочу, чтобы вы оставили наше дело Я не чувствую в себе достаточно сил для должной беседы с вами; ваши мысли рождаются так быстро, у вас столь живой язык, что, боюсь, меня очень утомила бы наша беседа, да и мои слова не запали бы вам в душу.

Я вижу, что вы в опасности; вы слишком быстро облекаете свои мысли в слова, вы находите яркие образы для выражения своих мыслей, и при этом не сдерживаете свой язык. Ваши взгляды на некоторые вещи облекаются порой в такую форму, что ваши братья начинают бояться вас. Так быть не должно. Не нужно пытаться как можно дальше удалиться от своих братьев в стремлении показать, что вы видите все не так, как они.

[177]

Мне было явлено, что ваше влияние иногда не столь благотворно, как могло бы быть, поскольку вы считаете своим долгом высказывать мнение по вопросам, которые вы сами не до конца понимаете и которые, несмотря на все ваши усилия, вы не можете разъяснить другим. Мне было показано, что вам нет необходимости углубляться во все эти проблемы. Некоторые из ваших идей верны, другие же — ошибочны и вредны.

Если бы вы углублялись в такие темы, как готовность Христа прощать грехи, принимать грешника, спасать погибающих, т. е. в такие темы, которые внушают людям надежду и мужество, вы стали бы благословением для людей. Стремясь же к оригинальности и высказывая столь крайние взгляды, пользуясь таким сильным языком для их выражения, вы можете принести нашему делу большой вред. Некоторые могут воспринять ваши идеи как некое благо для них, но когда они подвергнутся искушениям и потерпят поражения, то уже не найдут мужества подвизаться добрым подвигом веры.

Если вы меньше будете сосредоточиваться на идеях, которые кажутся вам столь важными, и воздержитесь от вашего экстравагантного способа выражения мыслей, вы сами обретете больше веры. Я видела, что порой вы теряете душевное равновесие из-за упорных попыток исследовать и объяснить тайну благочестия, которая как была великой тайной, так и осталась.

* Впервые опубликовано в «Заметках из записной книжки», Методы, № 4

Различные опыты в обращении

Призывайте людей взирать на Иисуса как на свою единственную надежду и помощника; предоставьте Господу возможность воздействовать на разум, обращаться к душе, давать понимание. Для вас не так уж важно знать и сообщать другим все «почему» и «как» относительно того, что представляет собой новое сердце или каким оно должно стать, чтобы никогда не грешить. Не в этом ваша задача.

Не все устроены одинаково, и не все приходят к обращению одним путем. Иисус воздействует на сердце, и грешник рождается к новой жизни. Зачастую души приходят ко Христу без сурового обличения во грехе, без душевных страданий и мучительного раскаяния. Они взирают на вознесенного Спасителя, они живут. Они видят потребность души, они видят силу Спасителя и Его требования, они слышат Его голос, говорящий: «Следуй за Мной», и они поднимаются и идут за Ним. Подобное обращение так же искренне, а религиозная жизнь таких людей так же неподдельна, как и у тех, кто испытал все мучения и прошел нелегкий путь.

[178]

Нашим служителям не следует сосредоточиваться на своих собственных представлениях о процессе обращения, как бы говоря: «Вы должны смотреть на этот вопрос так же, как и я, иначе вы не спасетесь». Оставьте самомнение. В любом случае должна совершаться великая работа — приобретение душ для Христа. Люди должны видеть Иисуса на кресте, взирать на Него и жить. Они должны питаться не вашими идеями, но плотью и кровью Сына Божьего. Он говорит: «Плоть Моя истинно есть пища» (Ин. 6:55). «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Дайте Христу возможность трудиться

Душа, принявшая Иисуса, отдает себя на попечение Великого Целителя, и пусть люди остерегутся вставать между больным и Врачом, Который видит все нужды души. Христос как врачеватель души понимает ее изъяны и болезни и знает, как лечить — ценой Своей Собственной Крови. Он может дать этой душе все, чего ей не хватает. Но люди столь навязчивы, они хотят так много сделать, что порой заходят слишком далеко, не оставляя Христу возможности для работы.

В каком бы преобразовании и исправлении ни нуждалась душа человека, Христос сделает это лучше всех. Сознание греховности может быть не очень глубоким, но если грешник приходит ко Христу, видя Его на кресте, праведного, умирающего за неправедных, это сокрушит все препятствия. Христос совершает работу спасения всех, кто вверяет Ему свое спасение. Он видит недостатки, нуждающиеся в исправлении, пороки, которые необходимо искоренить. Он пришел взыскать и спасти погибшее. «Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон» (Ин. 6:37).

[179]

По благости и милости Христа грешник вновь обретает Божье благоволение. Господь во Христе постоянно призывает людей примириться с Богом. Он готов с распростертыми руками принять не только грешника, но и заблудшего. Его жертвенная любовь, явленная на Голгофе, служит для грешника гарантией признания, мира и любви со стороны Бога. Учите об этом как можно проще, чтобы омраченная грехом душа смогла увидеть свет, сияющий с Голгофского креста.

Сатана действует многообразно, так что даже те самые люди, что должны проповедовать весть, могут увлечься причудливыми теориями сатанинского происхождения, которые кажутся им столь значительными и важными, что поглощают все их внимание; и в то время, как они думают, что делают значительный шаг в духовном опыте, они фактически превращают эти идеи в идолов, теряют влияние на людей и приносят мало пользы Божьему делу.

Пусть каждый служитель предпринимает ревностные усилия, стараясь постичь, что есть ум Христов. Если вы не станете более спокойно и ровно относиться к некоторым вещам, вы уклонитесь от верного пути и даже не узнаете, обо что преткнулись. Вы будете пропагандировать идеи, которые вам ни в коем случае не следовало выдвигать.

Есть люди, которые выбирают из Слова Божьего, а также из Свидетельств отдельные параграфы или предложения, интерпретируя их таким образом, чтобы они подкрепляли их идеи; они сосредоточиваются на этом, утверждаясь в своем мнении, но вовсе не Бог ведет их. То же грозит и вам.

Вы берете отрывки из Свидетельств, в которых говорится о завершении времени благодати, о просеивании народа Божьего, и делаете вывод, что из этого народа восстанет более чистый, более святой народ. Все это лишь на руку врагу. Нам не следует без необходимости предпринимать действия, которые приведут к разногласиям и расколу. Нельзя создавать впечатления, что если наши идеи не принимаются, то это потому, что служителям недостает проницательности и веры и они ходят во тьме.

Ваш разум долгое время подвергается неестественному напряжению. Вы обладаете истиной, драгоценной истиной, но вы смешали ее с домыслами. Ваши крайние идеи и слишком образный язык сводят на нет все ваши самые благие усилия. Если бы многие члены Церкви восприняли проповедуемые вами взгляды, стали бы провозглашать их и поступать согласно им, мы столкнулись бы с величайшим фанатическим возбуждением, которое когда-либо наблюдалось среди адвентистов седьмого дня. Именно это и нужно сатане.

[180]

Оставьте тайны в покое

В уроках Христа есть множество тем, о которых можно говорить народу. Тайны же, которые не можете объяснить ни вы, ни ваши слушатели, следует оставить в покое. Предоставьте возможность учить Самому Господу Иисусу Христу; пусть Он Своим Святым Духом открывает разуму человека чудесный план спасения.

Грядет бедственное время для народа Божьего, но не следует постоянно говорить об этом людям, заставляя их переживать эти времена заранее. Народу Божьему предстоит просеивание, однако не в этом истина для настоящего времени, которую нужно нести церквам…

Проповедники не должны считать, что они являются носителями каких-то замечательных, передовых идей и что если не все воспримут их, то они будут отсеяны и не достигнут победы. Некоторые из противящихся самим основам Божьей вести, которые даны для нашего времени, ссылаются как раз на вас. Они указывают на ваши крайние взгляды и учения как на оправдание своему непринятию вестей Господних.

Цели сатаны осуществляются одинаково успешно, и когда люди, опережая Христа, выполняют ту работу, которую Он никогда им не поручал, и когда они остаются в лаодикийском состоянии, ни холодны, ни горячи. И те, и другие в равной степени служат камнями преткновения.

Те, кто напрягают все силы в стремлении к оригинальности, делают серьезную ошибку, пытаясь представить людям нечто поразительное, необыкновенное и чарующее, нечто такое, что, по их мнению, остальные еще не осознали; но они сами не знают, о чем говорят. Они домысливают Слово Божье, выдвигая идеи, не несущие ни малейшей пользы ни им самим, ни церквам. На какое-то время они могут поразить воображение, но в дальнейшем эти же идеи становятся препятствием. Вера смешивается с фантазиями, и подобные взгляды увлекают разум в ложном направлении.

[181]

Пусть ясные, простые утверждения Слова Божьего станут пищей для разума; предположения же и догадки относительно идей, которые недостаточно ясно в нем представлены, являются опасным занятием.

Вам свойствен дух соперничества. Вас не очень заботит, согласуется ли ваше мнение с позицией ваших братьев или нет. Вам хочется вступать в споры, бороться за свои причудливые идеи; но лучше вам оставить это занятие, ибо оно не способствует развитию ваших христианских добродетелей. Прилагайте все свои силы к тому, чтобы ответить на молитву Христа о единстве Его учеников, подобном Его единству с Отцом.

Никто из нас не может быть в безопасности, пока мы не будем ежедневно учиться у Иисуса, учиться Его кротости, Его смирению сердца. Когда вы начинаете работу в каком-либо месте, не становитесь диктатором, не будьте суровы к людям, не возбуждайте противоречия. Проповедуйте любовь Христа, и это смирит и смягчит сердца. Стремитесь к единомыслию, обретая согласие со своими собратьями и проповедуя одну весть.

Не говорите о расколах

Разговоры о расколе из-за того, что не все поддерживают идеи, кажущиеся вам истинными, исходят не от Бога, но от врага. Говорите о единстве, оставьте узость мышления и самомнение, стремитесь к широте взглядов.

Христос не взвешивает характер на весах человеческого суждения. Он говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Каждая душа, ответившая на этот призыв Бога, отвернется от беззакония. Христос способен спасти всех без исключения, кто придет к Нему. Те, кто приходит к Иисусу, вступают на лестницу, ведущую от земли к небесам. Учите пером и словом, что Бог — на вершине этой лестницы; яркие лучи Его славы озаряют все ее ступени. Он взирает с милосердием на всех, кто с трудом взбирается по ней; Он посылает им помощь, Божественную помощь, когда рука восходящего готова разжаться и нога дрожит, ослабевая. Да, расскажите это, расскажите об этом словами, способными смягчить сердца, чтобы никто из упорно взбирающихся по этой лестнице не ослабел, не дойдя до вечного царства нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа; кто верит в Христа, никогда не погибнет, и никто не похитит их из Его руки.

[182]

Рассказывайте людям ясными, внушающими надежду словами, как им избежать позорного наследия греха, вполне нами заслуженного. Но ради Христа не знакомьте их с идеями, которые обескуражат их так, что путь к небесам покажется им очень трудным. Оставьте эти надуманные идеи при себе.

И хотя мы должны доносить до сознания верующих тот факт, что христианская жизнь — это борьба, что мы должны бодрствовать, молиться и усиленно трудиться, что ослабление духовной бдительности даже на миг может стать гибельным для души, тем не менее постоянной темой наставлений должна быть полнота спасения, предложенного нам Иисусом, Который любит нас и отдал Себя, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную.

День за днем мы можем ходить с Богом, день за днем постигать Господа, входя в Святое святых посредством крови Иисуса, взявшись за предлежащую нам надежду. Если нам суждено достичь небес, то это возможно лишь благодаря связи нашей души с Посредником, позволяющей нам стать причастниками Божественной природы. Когда вы возложите надежду на Христа и ваша жизнь будет сокрыта со Христом в Боге и ведома Его Духом, вы обретете истинную веру.

В полной мере уверовав в действенность Его искупительной жертвы, мы станем соработниками у Бога. Веруя в Его заслуги, мы должны со страхом и трепетом совершать свое спасение; ибо Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению. Неизменно держась Христа, мы все более приближаемся к Богу. Иисус желает, чтобы мы всегда говорили об этом. Не возгревайте свой воинственный дух; мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов…

[183]

Живите в согласии с собратьями

Вовсе не обязательно доводить до сведения людей всякую идею, порожденную вашим воображением. Иисус сказал Своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12). Тем более нам, склонным к заблуждению, следует остерегаться навязывать другим то, что они не готовы воспринять. Постоянно взирая на Иисуса, воздерживайтесь от сильных, вычурных выражений. Но проявляя осторожность в словах и идеях, вовсе не обязательно совершенно прекращать свои труды. Стремитесь пребывать в согласии с братьями своими, и у вас будет много работы в винограднике Господнем. Но превозносите Христа, а не собственные идеи и взгляды. Облекитесь во всеоружие и шагайте в ногу с работниками Божьими; плечом к плечу выступайте против врага. Укройтесь в Иисусе, размышляйте над простыми уроками Христа, питайте стадо Божье, и вы утвердитесь, укрепитесь и соделаетесь непоколебимыми; вы станете работать ради укрепления других в самой святой вере.

Если вы отличаетесь от своих собратьев в понимании благодати Христа и действия Его Духа, вам не следует заострять на этих различиях внимание. Вы видите это под одним углом зрения, другой человек, не менее посвященный Богу, видит этот вопрос под иным углом; он говорит о том, что произвело на него самое глубокое впечатление; а третий видит все совсем с другой стороны и говорит об ином аспекте истины; и насколько же неразумно вступать в противоречия, когда спорить совершенно не о чем. Пусть Бог совершает работу в умах людей и воздействует на их сердца.

Господь постоянно трудится, открывая наш разум, оживляя наше восприятие, с тем чтобы человек мог иметь правильное понимание греха и далеко идущих требований Закона Божьего. Необращенный человек считает Бога жестоким, суровым и даже мстительным; Его присутствие представляется ему как постоянная сдерживающая обуза, а весь Его характер выражается для него в запретах Закона. Его служение представляется полным уныния и невыносимых требований. Но когда человек взирает на Иисуса на кресте как на дар Бога, возлюбившего человека, его глаза открываются и он начинает видеть все в новом свете. Бог, явленный во Христе, — это не суровый судья, не мстительный тиран, но милосердный и любящий Отец.

Когда мы видим Иисуса, умирающего на кресте ради спасения погибающего человека, сердце наше откликается на слова Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин. 3:1). Ничто так определенно не отличает христианина от мирского человека, как их оценка Бога.

[184]

Некоторые работники на ниве Божьей порой слишком скоры на обвинения против грешника; при этом на второй план отодвигаются милосердие и любовь Отца, отдавшего Своего Сына на смерть ради грешного человечества. Такому учителю необходимо наполнить свою собственную душу милосердием Христа, чтобы показать грешнику, каков воистину любящий Бог Отец, с тоской ожидающий блудного сына, не бросающий в гневе обвинения ему, но приготовляющий радостный пир в честь его возвращения (см. Соф. 3:14-17).

О, если бы все мы могли познать путь Господень в приобретении душ для Христа! Мы должны постигать сами и учить других драгоценным урокам во свете, исходящем от жертвы на Голгофском кресте. Существует лишь один путь, ведущий от погибели неуклонно вверх — вера, постоянно стремящаяся из тьмы к свету, пока не почиет на Божьем престоле. Всякий усвоивший этот урок воспринял свет, озаривший его разум. Для него этот путь, ведущий вверх, не является темным, неизвестным путем; это не путь несовершенного человеческого разума, не дорога, проложенная человеком, на которой с каждого путника взимается пошлина.

Вступить на этот путь нельзя ни с помощью епитимьи, ни с помощью дел, которые вы можете совершить. Нет, Бог Сам дает нам этот путь, и он настолько совершенен, что человек никакими своими делами ничего не может добавить к его совершенству. Путь этот достаточно широк, чтобы принять самого великого грешника, если тот покается, и в то же время он так узок, так свят и превознесен, что греху нет на нем места.

Когда Бога видят таким, какой Он есть, благословенная истина сияет новым и более ярким светом. То, что смущало разум человека, рассеивается в ярких лучах Солнца Праведности. И тем не менее остается еще многое, недоступное для нашего понимания; но нам дано благословенное заверение: то, что мы не знаем сейчас, мы узнаем после (Письмо 15а, 1890 г.).

[185]