Раздел V. Христос и доктрины

Введение

За более чем шестидесятилетний период в «Ревью энд Геральд» было опубликовано около двух тысяч статей Елены Уайт. Еще столько же статей было предоставлено журналу «Знамения времени». Сотни вестей, вышедших из-под ее пера, появились в журнале «Молодежный руководитель», а также в наших журналах по здоровому образу жизни, материалах конференций и пр.

Эти статьи охватывают широкий круг вопросов, включая практические наставления, предостережения и советы для Церкви, отчеты о поездках и работе, наставления по обращению душ и, возможно, самое важное, — толкование основополагающих доктрин веры. Значительное место, которое предоставляли для этих публикаций периодические издания, позволяло детально и разносторонне рассматривать многие важные доктринальные вопросы. Эти темы анализировались вновь и вновь, каждый раз под новым углом зрения. В соответствии с волей Елены Уайт, многие из этих статей использовались при составлении компиляций, выходивших после ее смерти.

Поскольку нет большой необходимости в переиздании всех этих статей целиком, то было решено выпустить подборку избранных статей, посвященных, главным образом, доктринальным вопросам. Многие из них ярко излагают центральные истины адвентистской вести. Эти бесценные вести представлены

здесь в большинстве случаев, полностью в их первоначальном виде, так что читателю предоставляется благоприятная возможность познакомиться с каждым утверждением в полном его контексте. В тех случаях, когда в статье оказывались объемные отрывки, не связанные тесно с рассматриваемой доктриной, были произведены некоторые сокращения последних, о чем в тексте имеются соответствующие указания. Усердный исследователь Слова Божьего с радостью воспримет настоящее издание избранных статей Елены Уайт, посвященных определенным доктринам, в центре которых — Иисус Христос.

Совет попечителей литературного наследия

Елены Уайт

[211]

26. Совершенный закон

Закон Божий, представленный в Писаниях, обширен в своих требованиях. Каждая заповедь свята, праведна и добра. Закон налагает на людей определенные обязательства перед Богом; он обращается к их помыслам и чувствам и обличает во грехе всякого, кто осознает, что преступил его требования. Если бы Закон распространялся лишь на внешнее поведение, людям не пришлось бы нести ответственность за порочные помыслы, желания и замыслы. Но Закон требует, чтобы сама душа была чиста, а разум свят; чтобы мысли и чувства пребывали в согласии с такими понятиями, как любовь и праведность.

В Своем учении Христос показывал, насколько глубоки принципы Закона, данного на горе Синай. Он явил Собой живое воплощение исполнения этого Закона, принципы которого навеки остаются высшим критерием праведности — критерием, по которому все будут судимы в тот великий день, когда сядут судьи и раскроются книги. Христос пришел исполнить всякую правду и как Глава человечества наглядно показать людям, что они могут совершить ту же работу, удовлетворив все требования Божьи. По действию Его благодати, дарованной человечеству, ни одному человеку нет нужды терять небо. Совершенство характера достижимо для каждого, кто стремится к этому. В этом — само основание нового завета, представленного в Евангелии. Закон Иеговы — это древо; Евангелие же — благоухающие цветы и плод, который он приносит.

[212]

Когда Дух Божий открывает человеку полное значение Закона, в сердце его происходит перемена. Давид, увидев истинное свое состояние, открытое ему пророком Нафаном, осознал свои грехи и покаялся в них. Он принял с кротостью обличение пророка и со смирением предстал пред Богом. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Па 18:8-15).

* Эта статья была опубликована в «Ревью энд Геральд» 5 апреля 1898 г

[213]

Понимание Закона апостолом Павлом

Павел свидетельствует о Законе следующее: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: „не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим. 7:7-11).

Грех убил не Закон, но плотский ум Павла. «Но ныне, умерши для закона, — провозглашает апостол, — которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6). «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим. 7:13). «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Павел обращает внимание слушателей на нарушенный Закон и показывает им, в чем они виновны. Он наставляет их, как учитель наставляет учеников, и показывает им путь к верности Богу.

В нарушении Закона нет ни покоя, ни безопасности; нет ему и оправдания. У человека нет надежды предстать невиновным пред Богом и быть в мире с Ним благодаря заслугам Христа, пока он продолжает грешить. Он должен оставить грех и стать верным и истинным. Когда грешник смотрит в это великое зеркало правды, он видит свои пороки, он видит себя таким, каков он есть на самом деле: запятнанным, нечистым и осужденным. Но он знает, что Закон не может снять вину или простить законопреступника. Тот должен идти дальше. Закон служит лишь детоводителем ко Христу. Грешник должен взирать на своего Спасителя, понесшего его грех. И когда Христос открывается ему на кресте Голгофском, умирающим под гнетом грехов всего мира, Святой Дух показывает грешнику отношение Бога ко всем, кто раскаивается в своих преступлениях. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

[214]

Нам, каждому в отдельности, необходимо, как никогда ранее, прислушаться к словам: «Так говорит Господь». Есть люди, не хранящие верность Богу, оскверняющие Его святую субботу, выискивающие недостатки в самых ясных утверждениях Слова; они лишают Писания их истинного смысла и в то же время предпринимают отчаянные усилия согласовать свое неповиновение с Писанием. Но Слово Божье осуждает подобные попытки так же, как оно осуждало книжников и фарисеев в дни Христа. Нам необходимо твердо знать, что есть истина. Неужели мы пойдем по пути фарисеев? Неужели мы отвернемся от величайшего Учителя из всех, кого когда-либо знал мир, и обратимся к преданиям, принципам и изречениям человеческим?

Результаты нарушения Закона

Существует много верований, которыми не должен увлекаться ум человеческий- Адам поверил сатанинской лжи, его хитроумным измышлениям о характере Бога. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17). Искушая Еву, сатана спросил: «Подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:1-5).

То познание, которое мудрый Господь Бог не хотел давать нашим прародителям, было познанием вины. И когда они последовали лживым уверениям сатаны, в наш мир вошли неповиновение и грех. Это неповиновение ясному повелению Божьему, эта вера в сатанинскую ложь открыли путь для проклятия, обрушившегося на землю. Сатана продолжает работу, начатую им в Едемском саду. Он неустанно действует, стараясь заставить человека принять его домыслы как доказательства против Бога. Он действовал и против Христа, против Его усилий восстановить образ Божий в человеке, запечатлеть в душе человека подобие Божье.

[215]

Вера в ложь не делала Павла добрым, мягким, сострадательным человеком. Он был ревностным зилотом, религиозным фанатиком, непримиримым врагом истины, связанной с Иисусом. Он преследовал христиан по всей стране, бросая их в тюрьмы. Вспоминая об этих временах, Павел говорит: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» (Деян. 22:3,4).

Человечество переживает не лучшие времена из-за нарушения Закона Божьего. Но Бог не оставляет грешника без того, чтобы показать ему путь избавления от греха. Единородный Сын Божий умер ради того, чтобы мы могли жить. Господь принимает эту жертву как поручительство за нас при условии, что мы примем Христа и уверуем в Него. Грешник должен прийти ко Христу с верою, воспринять Его заслуги, возложить свои грехи на Него и получить Его прощение. Именно ради этого Христос пришел в мир. Таким образом праведность Христа вменяется кающемуся, верующему грешнику. Он становится членом царской семьи, чадом Небесного Царя и наследником Бога, сонаследником со Христом.

[216]