35. «Подобно нам искушен во всем»

После грехопадения человека сатана провозгласил, что люди оказались неспособными исполнять Закон Божий; и он стремился распространить это убеждение на всю Вселенную. Слова сатаны казались правдивыми, и Христос пришел, чтобы разоблачить обольстителя. Небесный Повелитель встал на место человека, чтобы, обладая теми же силами, что доступны и человеку, устоять против искушений сатаны, как то должно человеку. Это был единственно возможный путь, позволяющий людям стать причастниками Божественной природы. Приняв человеческую сущность, Христос получил возможность понять испытания и горести человека и все искушения, которым тот подвергается. Ангелы, не знавшие греха, не могли сопереживать человеку в присущих только ему испытаниях. Христос, сошедший с небес, чтобы принять человеческую природу, был, подобно нам, искушен во всем, дабы узнать, как помочь всем, кто подвергается искушениям.

Обретя человеческую природу, Христос встал на место каждого человека. Он стал Главою человечества. Будучи Божеством и человеком, Он мог Своей человеческой рукою обнять человечество, а Божественной рукою держаться за престол Всевышнего.

[253]

Какое же зрелище открылось небесам! Христос, не имевший ни единого пятна греха или скверны, принял нашу природу в ее деградировавшем состоянии. Подобное уничижение просто непостижимо для ограниченного человеческого разума. Бог явился во плоти. Он смирил Себя. Какая тема для размышления, для глубоких и серьезных раздумий! Он, будучи Величием небес, снизошел так низко, не утратив ни йоты Своего достоинства и славы! Он обрек Себя на нищету и глубочайшее уничижение среди людей. Ради нас Он обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою. «Лисицы имеют норы, — сказал Он, — и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20).

Христос предал Себя на оскорбления и издевательства, презрение и осмеяние. Он видел, как Его весть, исполненная любви, благости и милосердия, подвергалась искажению и ложному истолкованию. Он слышал, как Его называли князем бесовским, когда Он свидетельствовал о Себе как о Сыне Божьем. Его рождение было сверхъестественным; для людей же из Его собственного народа, ослепивших себя и не восприимчивых к духовному, оно было порочным и нечистым. Не было ни одной скорби, которой Ему не пришлось бы вкусить, ни одного проклятия, которого Ему не пришлось бы понести ради того, чтобы привести к Богу многих Его сыновей и дочерей.

Сам факт, что Иисус пребывал на этой земле как муж скорбей и изведавший болезни, что ради спасения падшего человека от вечной погибели Он оставил Свою небесную обитель, должен повергать в прах всю нашу гордость, посрамить всякое наше тщеславие и открыть греховность нашей самонадеянности. Посмотрите на Него, берущего на Себя нужды, испытания, горести и страдания грешных людей. Неужели мы не усвоим урок о том, что Бог понес эти страдания и сердечную скорбь именно из-за нашей греховности?

Христос пришел на землю, восприняв человеческую природу и став представителем человечества, чтобы показать в борьбе с сатаной, что человек, такой, каким его создал Бог, будучи соединенным с Отцом и Сыном, может исполнить все Божественные требования. Устами Своего раба Он провозглашает: «Заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3). Именно грех разделил человека с его Богом; и только грех сохраняет это разделение.

[254]

Пророчество в Едеме

Вражда, о которой поведал Бог в Едеме, не ограничивалась отношениями сатаны и Князя жизни. Этой вражде предстояло стать всеобщей. Сатана и его ангелы должны были испытать враждебность к ним со стороны всего человечества. «И вражду положу, -сказал Бог,-между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Вражда, положенная между семенем змея и семенем женщины, носила сверхъестественный характер. Для Христа эта вражда была с одной стороны естественной; с другой же стороны она была сверхъестественной, поскольку в Нем соединилось Божественное с человеческим. И никогда дотоле эта вражда не была столь острой, как во время жизни Христа на нашей земле. Никогда на земле не было существа, которое ненавидело бы грех столь совершенной ненавистью, как Христос. Он был свидетелем обольщающего, ослепляющего влияния греха на святых ангелов, и все Его силы были направлены против него.

Чистота и святость Христа, незапятнанная праведность Того, Кто не сделал ни единого греха, являлись постоянным упреком всякому прегрешению в мире, где царствуют плотские желания и грех. С Его приходом свет истины вспыхнул среди нравственной тьмы, которой сатана окутал мир. Христос разоблачил сатанинскую ложь и его вероломный характер и во многих сердцах искоренил его разлагающее влияние. Именно это вызвало такую сильную ненависть сатаны. Со своим воинством падших ангелов он задался целью разжечь пламя войны еще сильнее, ибо в мире появился Тот, Кто был совершенным представителем Отца, Тот, Чей характер и жизнь опровергали сатанинские измышления о Боге. Сатана приписывал Богу свойства, которыми обладал он сам. Теперь же во Христе сатана увидел истинный характер Бога — сострадательного, милосердного Отца, не желающего, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к Нему в покаянии и обрели вечную жизнь.

[255]

Поглощенность земными заботами всегда была у сатаны самым успешным искушением. Он стремится к тому, чтобы сердца и умы людей были постоянно поглощенными мирскими соблазнами и в них не оставалось места для небесного. Сатана управляет разумом человека в его любви к мирскому. Земное заслоняет небесное й удаляет Господа из помыслов. Истина подменяется ложными теориями и ложными богами. Люди зачарованы сверкающей Мирской мишурой. Они настолько увлечены земными благами, что многие готовы пойти на любой грех ради достижения мирской выгоды.

Именно в этот момент сатана думал одолеть Христа. Он считал, что в человеческой плоти Христа будет легко победить. «Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:8,9). Но Христос был непоколебим. Он чувствовал силу этого искушения, но поборол его ради нас и вместо нас. И Он употребил при этом единственное оправданное для использования человеком оружие, — слово Того, Кто силен в совете — «Написано» (см. Мф. 4:4,10)..

С каким: же огромным вниманием наблюдали за этой борьбой небесные ангелы и непадшие миры, когда отстаивалась честь Закона. Решалась судьба не только нашего мира, но и всей небесной Вселенной. Силы тьмы также следили за этой борьбой в тщетной надежде на победу над Заступником рода человеческого, когда отступник воскликнет: «Победа!», а мир со всеми его обитателями навечно станет его царством.

Но сатана дотянулся только до пяты, ибо до головы он достать не мог. Когда Христос умер, сатана увидел, что побежден. Он увидел, что его истинный характер открылся всем небожителям и что все небесные существа и миры, сотворенные Богом, будут полностью на стороне Бога. Он увидел, что возможности будущего его влияния на них более не существует. Человеческая природа Христа навечно утвердила исход борьбы с сатаной.

[256]

Безгрешность человеческой природы Христа

Приняв на Себя падшую человеческую природу, Христос ни в малейшей степени не разделил ее греховности. Он был подвержен слабостям и немощам, свойственным человеку, «да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17). Он мог сострадать нам в немощах наших и был, подобно нам, искушен во всем. И тем не менее Он не познал греха. Он был Агнцем «непорочным и чистым» (1 Петр. 1:19). Если бы сатане удалось даже в самом малом искусить Христа ко греху, он тем самым ужалил бы Спасителя в голову. Он же мог жалить Его только в нжгу. В противном случае у человечества не осталось бы никакой надежды. Божий гнев обрушился бы на Христа, как он обрушился на Адама. Христос и Церковь оказались бы в безвыходном положении.

У нас не должно быть никаких сомнений относительно совершенной безгрешности человеческой природы Христа. Наша вера должна быть разумной верой, взирающей на Христа с совершенной уверенностью, с полной и безусловной верой в искупительную Жертву. Это необходимо для того, чтобы душа наша не погрузилась во тьму. Этот святой Заступник, занявший наше место, может всегда спасать приходящих ,к Нему, ибо Он явил изумленной Вселенной совершенную, полную кротость Своего человеческого характера и совершенное послушание всем требованиям Божьим. Человек обретает Божественную силу и становится причастником Божественной природы, удалившись от господствующего в мире растления похотью. Вот почему кающийся, верующий человек может стать праведностью Божьей во Христе.

[257]