52. Христос — наш Первосвященник

Одно лишь прощение не отвечает требованиям справедливости, ибо грех все равно должен быть наказан смертью. Бог, даруя Своего Единородного Сына, выполнил оба эти требования. Умерев вместо человека, Христос взял на Себя наказание и обеспечил прощение.

Человек посредством греха отчужден от жизни Бога. Душа его парализована кознями сатаны, прародителя греха. Сам по себе он не способен осознать грех, оценить и принять Божественную природу. Если бы ему предоставили возможность получить ее, его плотское сердце не нашло бы в ней ничего привлекательного. Над ним властвует одурманивающая сила сатаны. Сатана воздействует на его разум всевозможными ухищрениями, чтобы подавить в нем все добрые побуждения. Все силы и способности, данные человеку Богом, используются как оружие против Божественного Благодетеля. Именно поэтому Бог, хотя и любит человека, не может дать ему всех тех даров и благословений, которыми Он хотел бы наделить его.

Но Бог не будет побежден сатаной. Он послал Своего Сына в мир, чтобы, приняв человеческий облик и человеческую природу, Христос объединил в Себе Божественное и человеческое, возвысив нравственную ценность человека перед Богом.

[341]

Нет для человека иного пути спасения. «Без Меня, — сказал Христос, — не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Лишь через Христа, через Него одного источники жизни могут оживить человеческую природу, преобразовать его наклонности, направить его устремления к небу. Через единение Божественной природы с человеческой Христос смог просветить разумение человека и передать Свои жизнетворные качества душе, мертвой по преступлениям и грехам.

Когда Голгофский крест привлекает помыслы человека, несовершенный взор его различает на этом позорном кресте Христа. У человека возникают вопросы: почему Он умер? Вследствие греха. Что есть грех? Нарушение Закона. У человека открываются глаза на характер греха. Закон нарушен, но он не может даровать прощение преступнику. Он наш воспитатель, приговаривающий к наказанию. Где же искать спасения? Закон приводит нас ко Христу, Который был распят на кресте ради того, чтобы иметь возможность вменить Свою праведность падшему, греховному человеку и представить людей Своему Отцу в одеянии Его праведного характера.

Христос на кресте не только приводит людей к покаянию перед Богом за нарушение Его Закона (ибо кого Бог прощает, Он прежде приводит к покаянию); Христос удовлетворил и требования Правосудия, предложив Себя в качестве Жертвы искупления. Его пролитая кровь, Его ломимое тело исполняют требования нарушенного Закона, и тем Он наводит мост через пропасть, созданную грехом. Он пострадал во плоти, дабы Своим израненным и истерзанным телом покрыть беззащитного грешника. Победа, одержанная благодаря Его смерти на Голгофе, навеки сокрушила силу сатаны, обвинявшего Бога пред Вселенной в том, что самоотречение невозможно для Бога, а следовательно, не нужно и человечеству.

На небесах сатана занимал следующее после Сына Божьего положение. Он был первым среди ангелов. Его сила действовала разлагающе, но Бог не мог показать ее сущность и сохранить небеса в гармоничном согласии с Собой, удалив сатану вместе с его нечестивым влиянием. Его сила возрастала, но зло еще не было разоблачено. Эта сила была смертельной для Вселенной, но безопасность миров и Небесного правления требовала, чтобы деятельность сатаны развилась и явила себя в истинном свете.

* Рукопись 50, 1900 г.

[342]

Самоотречение Бога

Осуществляя свою вражду против Христа вплоть до Его распятия на Голгофском кресте, на котором Он висел израненный, с разбитым сердцем, сатана тем самым полностью лишился влияния на Вселенную. Тогда стало очевидно, что Бог в Своем Сыне отрекся Себя, отдав Свою жизнь за грехи мира из любви к человечеству. Творец открылся в Сыне Безграничного Бога. Этим был дан окончательный ответ на вопрос: «Возможно ли самоотречение для Бога?» Христос был Богом, и, снизойдя до того, чтобы стать человеком, Он принял человеческую природу и стал послушным даже до смерти, дабы совершить бесконечно великую жертву.

Христос вынес все страдания, которые только могут выпасть на долю человека, несмотря на упорные усилия сатаны искусить Его; но чем больше искушение, тем более совершенна жертва. Все, что только мог человек вынести в борьбе с сатаной, Христос выдержал в Своей богочеловеческой природе. Покорный, безгрешный до конца, Он умер за человека, став его поручителем и заместительной жертвой, вынеся все, что людям выпадает на долю от искусителя, ради того, чтобы человек мог победить, приобщившись к Божественной природе.

Чистой истине оказалось по плечу соперничество с ложью; честность и цельность справились с хитростью и коварством; и это доступно каждому, кто, подобно Христу, готов пожертвовать всем, даже самой жизнью, ради истины. Сопротивление проискам сатаны — непростое дело. Оно требует твердого упования на Божественную природу от начала до конца; без ее поддержки это недостижимо. Победой, одержанной на Голгофском кресте, Христос открыл путь человеку, дав ему возможность соблюсти Закон Божий через Путь а Истину и Жизнь. Иной дороги нет.

Праведность Христа дается грешнику как безвозмездный дару нужно лишь принять его. Все, что у него есть, запятнано, испорчено, осквернено грехом и совершенно неприемлемо для чистого и святого Бога. Только через праведный характер Иисуса Христа человек может приблизиться к Богу.

[343]

Христос, наш Первосвященник за завесою, так увековечил Голгофу, что, хотя Он и живет в Боге, Он постоянно умирает для греха; и потому, если кто-либо согрешает, он имеет Ходатая пред Отцом.

Иисус восстал из могилы, окруженный сонмом ангелов, в поразительной силе и славе — соединивший воедино Божественную и человеческую природу. Он взял в Свою руку мир, на который притязая сатана как на свое законное владение, и Своей поразительной жертвой, отдав Свою жизнь, вернул всему роду человеческому Божье благоволение…

Пусть никто не лелеет напрасную надежду на то, что человек в состоянии какими-либо своими делами искупить свой грех. Это фатальное заблуждение. Если вы осознаете это, вы оставите свои необоснованные идеи и со смиренными сердцами будете изучать искупление. Люди настолько смутно понимают этот вопрос, что тысячи и тысячи тех, кто провозглашает себя чадами Божьими, — на самом деле дети лукавого, поскольку продолжают уповать на собственные дела. Бог всегда требовал исполнения добрых дел, Закон также требует этого; но, поскольку человек погряз во грехах, из-за которых его добрые дела теряют всякую ценность, лишь праведность Христа может помочь ему. Христос может спасать каждого, потому что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас. Все, что человек может сделать для своего спасения, — это внять приглашению: «Желающий пусть берет воду жизни даром» (Опер. 22:17). Нет такого греха, совершенного человеком, который не был бы искуплен на Голгофе. Поэтому Крест в горячих призывах предлагает грешнику полное и совершенное искупление.

[344]

Покаяние и прощение

Когда вы приближаетесь к Голгофскому кресту, вы видите любовь, равной которой нет. Когда вы верой постигаете значение этой жертвы, вы видите, что вы грешник, виновный в нарушении Закона. Это и есть покаяние. Приходя к Богу со смиренным сердцем, вы обретаете прощение, ибо Иисус Христос постоянно стоит у жертвенника и совершает приношение за грехи мира. Он есть Священнодействователь скинии истинной, возведенной Господом, а не человеком. Тени и образы древнееврейской скинии более не имеют силы. Нет более смысла в ежедневном и ежегодном прообразном примирении, но искупительная жертва, совершенная Посредником, важна и поныне, ибо люди продолжают грешить. Иисус совершает служение пред лицом Бога, вознося Свою пролитую. Кровь, так же как в прошлом возносился закланный агнец Иисус предлагает жертву за всякий грех и всякий порок грешника.

Христос, наш Посредник, и Святой Дух постоянно ходатайствуют за человека; но Дух молит за нас не так, как Христос, Который приносит Свою Кровь, пролитую от основания мира. Дух Святой воздействует на наши сердца, побуждая нас к молитве и покаянию, хвале и благодарению. Благодарность, изливающаяся с наших уст, является результатом того, что Дух прикасается к струнам нашей души, пробуждая в ней святые воспоминания, рождающие музыку сердца.

Религиозные служения, молитвы, хвала, покаянное исповедание греха возносятся от истинных верующих к небесному святилищу, подобно фимиаму; но они столь осквернены порочностью человека, что если их не очистить кровью, они не будут иметь ценности для Бога. Возносимое не отличается беспорочной чистотой, и если Ходатай, пребывающий одесную Бога, не представит и не очистит все Своей праведностью, оно не может быть приемлемо для Бога. Всякий фимиам, восходящий от земных скинии, должен быть увлажнен очищающими каплями Крови Христовой. Он держит пред Отцом курильницу Своих Собственных добродетелей, в которой нет ни пятна земного растления. Он собирает в эту курильницу молитвы, славословия и исповедания Своего народа, и к ним Он присовокупляет Свою незапятнанную праведность. И тогда, насыщенный благоуханием заслуг умилостивляющей жертвы Христа, этот фимиам, возносимый пред Богом, становится совершенно и полностью приемлемым для Него. Тогда человек получает благодать в ответ на свои молитвы.

О, если бы каждый мог увидеть, что все в послушании, в покаянии, в восхвалении и благодарении должно быть положено на сияющий огонь праведности Христовой! Благоухание этой праведности возносится подобно облаку, окутывающему престол благодати.

[345]