60. Соотношение веры и дел

Нэпьер, Новая Зеландия, 9 апреля 1893 г.

Брат А. Т. Джонс!

В моем видении я присутствовала™ многолюдном собрании. Вы говорили о вере и праведности Христа, вменяемой нам по вере. Несколько раз вы повторили, что дела мало что значат и Бог не ставит никаких условий для получения оправдания. Вы представили данный вопрос в таком свете, который, как я чувствовала, приведет многие умы в замешательство и помешает им получить верное представление о соотношении веры и дел; и я решила написать вам. Вы слишком категорично ставите данный вопрос. На самом деле условия обретения нами оправдания, освящения и праведности Христа существуют. Я знаю, что вы имеете в виду, но ваши слова могут неверно истолковать. Хотя добрые дела не спасут ни единой души, тем не менее ни одна душа не может спастись без добрых дел. Бог спасает нас под Законом, дабы мы просили, если хотим получить, искали, если желаем найти, и стучали, если хотим, чтобы нам отворили дверь.

[378]

Христос предлагает Себя; будучи готовым спасти всех приходящих к Нему. Он призывает прийти к Нему всех без исключения, «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Вы, по сути дела, смотрите на эти вопросы так же, как и я, но, разъясняя их, вы своими формулировками смущаете умы. Столь категорично выразив свои мысли относительно дел, вы, когда вам задают вопросы как раз на эту тему, не можете четко сформулировать верные принципы для слушателей, поскольку они не устоялись в вашем собственном сознании, и вы не способны согласовать свои утверждения со своими принципами и верой.

Юноша подошел к Иисусу с вопросом: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). И Христос Сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Он спрашивает Его: «Какие?» Иисус перечислил некоторые, и молодой человек сказал Ему: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус же ответил так: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Таковы условия, и Библия полна таких условий. «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:17,20,21, 22).

* Опубликовано в «Заметках из записной книжки», Церковь, № 5

[379]

Осторожность в некоторых вопросах

Следовательно, когда вы говорите, что нет никаких условий, и широко ставите вопросы, вы отягощаете умы слушателей; и некоторые из них не видят последовательности в ваших словах. Они не могут согласовать ваши высказывания с ясными утверждениями Слова Божьего. Пожалуйста, будьте осторожны в этих вопросах. Столь категоричные высказывания относительно дел не сделают нашу позицию сильнее. Напротив, они ослабляют ее, поскольку многие сочтут вас человеком крайностей и лишатся ценных уроков, которые вы могли бы преподать им по тем темам, которые им необходимо уяснить… Брат мой, этот предмет труден для понимания; и не стоит смущать кого бы то ни было идеями, которые не согласуются со Словом Божьим. Пожалуйста, помните, что даже некоторые из учеников Христа первоначально не могли понять и усвоить то, о чем Он учил; но когда Святой Дух, обещанный Иисусом, сошел на них и сделал нерешительного Петра героем веры, — и какое преобразование характера произошло в нем! Однако не возводите ни единого камня, о который могла бы преткнуться душа, немощная в вере, и не переусердствуйте в стремлении произвести на людей впечатление. Сохраняйте последовательность, спокойствие, глубину и основательность. Не пускайтесь в крайности HIT в чем, оставайтесь на твердой почве, О драгоценный, драгоценный Спаситель! «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ив. 14:21).

Вот истинный критерий — исполнение слов Христа. В этом — подлинное свидетельство любви человека к Иисусу; и тот, кто исполняет Его волю, дает миру практическое свидетельство о плоде, явленном в повиновении, в чистоте и святости характера.

О брат мой, с осторожностью ходите пред Богом. Помните, что есть глаза, пристально следящие’ за вами, ожидающие, что вы переступите черту, преткнетесь и падете. Но если вы с кротостью будете держаться Иисуса, все будет хорошо…

Нет ступени в школе Христа, после которой МЫ можем считаться выпускниками. Мы должны трудиться, чтобы прибавлять, а Господь будет трудиться, чтобы умножать. Именно непрекращающимися, старательными усилиями мы будем с помощью благодати Христовой продвигаться вперед, делая твердым наше звание и избрание… «Так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 1:10,11) (Письмо 44,1893 г.).

[380]

Никакого компромисса с грехом

Пусть мои братья будут очень осторожны, раскрывая перед людьми вопрос о вере и делах, дабы не смутить их умы. Людей следует побуждать к усердию в добрых делах. Следует показывать им, как преуспеть, как очиститься, и приношения их станут благоуханными перед Богом. Все это достигается кровью Христа. Нужно нести людям вести решительного характера. Мы должны идти вперед порицая, обличая всякого рода зло.

Если ангелу любой церкви дано поручение, подобное тому, что было дано ангелу Ефесской церкви, то эта весть должна быть распространена через людей, порицающих беспечность, отступничество и грех, дабы привести людей к покаянию и исповеданию греха. Никогда не пытайтесь покрыть грех, ибо в вести порицания должен провозглашаться Христос как первый и последний, как Тот, Кто все во всем для души.

Он Ждет, когда Его силу востребуют те, кто желает одержать победу. Обличитель должен пробуждать своих слушателей, дабы они устремлялись к совершенству. Он должен побудить их к борьбе за освобождение от всех греховных дел, от всех порочных привычек, даже если это самоотречение будет подобно потере правого глаза или отсечению правой руки. Нельзя мириться или идти на компромисс с порочными привычками или греховными делами (Рукопись 26а, 1892 г.).

Сотрудничество с Богом

Человеку надлежит сотрудничать с Богом, используя для этого все силы и способности, данные ему Господом. Он не должен оставаться в неведении о том, что следует есть и пить и какими должны быть наши привычки. Господь желает, чтобы Его слуги вели себя как разумные, ответственные во всех отношениях люди…

Мы не можем себе позволить пренебречь ни одним из лучей света, посылаемых нам Богом. Быть небрежным в том, что требует прилежания, значит совершать грех. Человеку надлежит сотрудничать с Богом и сдерживать те страсти, которые должны быть покорены. Для этого ему нужно неустанно молиться, неизменно получая благодать, чтобы властвовать над своим духом, нравом и поступками. Вменяемая благодать Христова наделит его способностью побеждать. Быть победителем означает нечто большее, чем думают многие.

[381]

Дух Божий ответит на мольбу каждого покаянного сердца, ибо покаяние есть дар Божий и свидетельство того, что Христос влечет эту душу к Себе. Мы не можем покаяться в грехе без Христа, точно так же как не можем мы и обрести прощение без Христа; и тем не менее человеку, обуянному страстями и гордыней, кажется унизительным прийти прямо к Иисусу, веруя и вверяя Ему все свои нужды…

Пусть никто не проповедует, будто человеку самому ничего не нужно делать в этой великой работе по преодолению самого себя. Бог ничего не делает для человека без его участия. Не следует также говорить, будто Иисус поможет вам лишь после того как вы сделаете все возможное со своей стороны. Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). От начала и до конца человек должен сотрудничать с Богом. Если Святой Дух не воздействует на сердце человека, то на каждом шагу он будет спотыкаться и падать. Одни только человеческие усилия ничего не стоят; сотрудничество же со Христом означает победу. Сами по себе мы не имеем сил для покаяния в грехе. Не приняв Божественной помощи, мы не можем совершить первого шага к Спасителю. Он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Опер. 21:6) в спасении каждой души.

Но хотя Христос — это все для нас, нам следует вдохновлять каждого человека на усердную работу. Нам надлежит стремиться к победе, бороться за нее, прилагать отчаянные усилия, бодрствовать и молиться, иначе мы потерпим поражение от хитроумного врага. Ибо сила и благодать, с которыми мы можем одержать победу, исходят от Бога; и мы должны неизменно доверяться Тому, Кто может всегда спасать всех, приходящих через Него к Богу, Никогда не внушайте людям, что с их стороны не требуется никаких или почти никаких усилий, но учите их сотрудничать с Богом, чтобы одержать победу в борьбе.

Пусть никто не говорит, что дела человека не имеют отношения к его положению пред Богом» Во время суда приговор будет вынесен в соответствии с тем, что человек сделал или чего он не сделал (см. Мф. 25:34-40).

[382]

Со стороны получателя Божьей благодати требуются усилия и труд, ибо по плодам судят о дереве. Хотя добрые дела человека без веры в Иисуса имеют не большую ценность, чем приношение Каина, но, покрытые заслугами Христа, они свидетельствуют о том, что делатель достоин наследовать жизнь вечную. То, что в миру считается нравственным, не достигает Божественного мерила и имеет не большую ценность перед небесами, чем приношение Каина (Рукопись 26а, 1892 г.).

Предаваясь Святому Духу

Каждый, кто вполне осознает, что значит быть христианином, стремится очистить себя от всего, что ослабляет и оскверняет его. Все привычки, сопровождающие человека в жизни, будут приведены в согласие с требованиями Слова истины; и человек этот станет не только веровать, но и совершать свое собственное спасение со страхом и трепетом, поддаваясь благотворному влиянию Святого Духа (Ревью энд Геральд, 6 марта 1888 г.).

Иисус принимает наши стремления

Когда сердце расположено к повиновению Богу, когда человек предпринимает все усилия к этому, Иисус принимает это расположение и усилия как наилучшее служение и восполняет всякий недостаток Своими Божественными заслугами. Но Он не примет тех, кто заявляет о своей вере в Него и при этом не исполняет заповеди Его Отца. Мы много слышим о вере, но еще больше хотелось бы слышать о делах. Многие обольщают свою собственную душу, живя беспечной, удобной религией, не ведающей креста. Но Иисус говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и Следуй за Мною» (Знамения времени, 16 июня 1890 г.).

[383]