20. Общие принципы оплаты труда

Удовлетворение и благословение, которые приносит жертвенный труд

Люди, для которых дело Божье стало частью их самих, должны понять, что они трудятся не для себя и не для того, чтобы получить свою скромную зарплату, и что Бог может сделать то малое, что они получают, несравненно большим. Он даст им удовлетворение и благословит их в самоотверженном труде. Он благословит каждого из нас, если мы трудимся в кротости Христа. Когда я вижу, как некоторые работники требуют повышения зарплаты, я говорю себе: «Они теряют ценное благословение». Я знаю, что это факт, ибо мне дано было видеть многочисленные подтверждения этого.

Итак, братья, давайте возьмемся за работу и сделаем ее наилучшим образом, не требуя повышения зарплаты; ну разве только в том случае, если мы не в состоянии выжить без этой прибавки. Однако даже и тогда необходимость повышения должны видеть все, ибо Бог положит им это на сердце, и они выскажут свое мнение, которое возымеет большее влияние, чем тысяча наших слов. Собратья произнесут слова, благодаря которым остальные не будут смотреть на нас косо. Господь — наш Помощник, и Бог — наш Щит и наша Крепость.

[180]

Если у нас правильные отношения с Богом, нам везде будет сопутствовать успех. Нам ведь нужны не деньги, а успех — настоящий живой успех, и Бог дарует его нам, потому что Ему известно наше самоотречение. Господь знает обо всех жертвах, на которые мы пошли. Вам может казаться, что ваше самоотречение ничего не меняет, что вам в жизни нужно иметь больше здравого смысла и так далее. Но для Господа это меняет все дело. Мне снова и снова было показано, что когда люди начинают жаждать больших окладов, что-то происходит в их жизни, и они теряют многие духовные преимущества. Но когда работники согласны с зарплатой, свидетельствующей об их самопожертвовании, Господь видит это самоотречение и дает им успех и победу. Такая ситуация была неоднократно представлена мне. Господь, видящий тайное, воздаст явно за каждую жертву, охотно принесенную Его испытанными слугами (Рукопись 12,1913 г.).

Не требовать определенной суммы

Христос приглашает всех: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Если все возьмут иго Христа, если все усвоят преподаваемые Им в Его школе уроки, то накопится достаточно средств, чтобы во многих местах начать евангельскую медицинско-миссионерскую работу.

Пусть никто не говорит: «Я буду заниматься данной работой только за такую-то плату. Если я не получу этих денег, то и работу эту не буду выполнять». Кто рассуждает таким образом, го г показывает, что не несет ига Христова; у таких людей нет кротости и смирения Христа…

Не обладание богатством грешного мира увеличивает нашу ценность в очах Божьих. Господь почитает и принимает кротких и смиренных сердцем. Внимательно прочитайте пятьдесят седьмую главу Книги пророка Исайи, основательно изучите ее, ибо она многое значит для народа Божьего. Я не буду ее комментировать (Письмо 145,1904 г.).

[181]

Трудитесь и принимайте предлагаемую оплату

От каждого требуется исполнить дело, порученное ему Богом. Мы должны быть готовы оказать небольшие услуги, выполняя всякую необходимую работу, которую кто-то должен сделать при минимальных возможностях. Если даже это единственная возможность и других не предвидится, мы все же должны добросовестно трудиться. Тот, кто теряет часы, дни и недели, потому что не желает исполнять предложенную работу, какой бы скромной она ни была, будет призван отчитаться перед Богом за неправильное использование времени. Если такой человек считает, что может позволить себе проводить время без дела, поскольку он не получает желаемой зарплаты, пусть он остановится и подумает, что этот день, один этот день принадлежит Господу. Он — раб Господень и не имеет права попусту тратить Божье время. Пусть он подумает: «Я проведу это время в полезных делах и отдам все, что заработаю, на дело Божье. Меня не будут считать бездельником».

Когда человек больше всего любит Бога и ближнего своего, как самого себя, он не будет останавливаться и подсчитывать, какие доходы принесет ему та или иная работа. Он будет трудиться и принимать предлагаемую зарплату. Он не станет подавать худого примера, отказываясь от работы по той лишь причине, что не получит за нее ожидаемого вознаграждения.

Господь судит о человеке по его взаимоотношениям с ближними. Если в обычных деловых отношениях, принципы общения порочны, то же самое будет привнесено и в его духовное служение для Бога. В его духовную жизнь обязательно вплетутся греховные нити. Если вы слишком горды, чтобы работать на себя за малую плату, работайте для Господа и отдавайте доход в сокровищницу Господню. Приносите благодарственную жертву Богу за сохранение жизни. Но ни в коем случае не пребывайте в праздности (Рукопись 156,1897 г.).

[182]

Оплата должна быть по труду

Пути Господни прямы и справедливы. Сотрудники школы должны получать вознаграждение в соответствии с часами, проведенными в школе, если они трудятся честно и добросовестно, поскольку нельзя поступать несправедливо по отношению к любому работнику. Если кто-то из братьев или сестер отдают школе все свое время, они должны полностью получать от школы столько же, сколько она получает от них. Справедливость к истина должны сохраняться не только ради настоящего и будущего положения школы, но и для нашей личной пользы и возрастания в праведности. Господь не будет соучаствовать даже в малейшей несправедливости (Рукопись 69,1898 г.).

Преимущество трудиться и зарплата

Люди, больше думающие о зарплате, нежели о высокой чести быть рабом Господним, принимающиеся за работу с духом самодовольства, ибо предвкушают получение денег, вряд ли внесут в свою работу дух самоотречения и самопожертвования. Последние из нанятых людей поверили слову хозяина: «Что следовать будет, получите» (Мф. 20.7). Они знали, что получат все, что заслужат, и были поставлены на первое место, так как трудились с верой. Если бы пришедшие первыми трудились весь день под водительством любящего и доверчивого духа, они бы так и остались первыми.

Господь Иисус оценивает сделанную работу по тому духу, в котором ока совершалась. В поздний час Христос примет раскаявшихся грешников, поскольку они придут к Нему со смиренной верой и подчинятся Его заповедям,

Христос предупреждает своих служителей, что они не должны торговаться из-за зарплаты, как бы не веря, что их Господь поступит с ними справедливо. Он рассказал притчу о работниках в винограднике, чтобы работникам не сочувствовали по поводу их необоснованных претензий (Рукопись 87,1899 г.).

Настоящее процветание никогда не наступит для человека, который все время стремится к более высокой зарплате и поддается искушению оставить работу, порученную ему Богом. Человек или семья, фирма или учреждение никогда не будут процветающими, если мудрость Божья не станет их путеводной звездой (Письмо 2,1898 г. — трактат «Руководителям нашей Церкви», с. 4.).

[183]

«Дорогостоящая семья»

Некоторые люди писали мне, что они должны получать высокую зарплату и в качестве оправдания указывали на большие семейные расходы. В то же самое время учреждение, в котором они работали, должно было экономить буквально на всем, чтобы покрывать текущие расходы. Зачем оправдывать завышенную зарплату большими расходами на семью? Неужели урок, преподанный Христом, недостаточно ясен? Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф, 16:24).

Наши учреждения были созданы, чтобы стать действенным орудием в деле спасения душ. Работающие в них люди должны размышлять, как и чем они могут помочь своему учреждению, а не думать о том, как бы побольше взять из его казны. Если они берут больше, чем им причитается, то тем самым препятствуют делу Божьему. Пусть работники учреждения скажут: «Я не буду получать слишком высокую зарплату, потому что это опустошит казну и помешает распространению Благой вести. Я должен быть экономным.

Ведь наши миссионеры совершают такой же важный труд, и я должен сделать все, что в моих силах, чтобы помочь им. Я имею дело с Божьими средствами и поступлю так, как поступил бы на моем месте Христос. Я не буду тратить деньги на роскошь. Я буду помнить о Божьих сотрудниках на миссионерских нолях. Они больше нуждаются в средствах, чем я. В своей работе они соприкасаются с большой нищетой и несчастьем. Они должны кормить голодных и одевать нагих. Я обязан ограничить свои расходы и внести свою долю в их труд любви» (Особые свидетельства, серия Б, № 19, с. 19,20).

[184]

Призыв к равенству

У нас должно быть больше равенства. Раздаются настойчивые требования компенсации за свой труд, который оценивается чрезмерно эгоистично. Пусть никто не претендует на необоснованно высокую зарплату, считая себя пригодным делать какую-либо работу, ибо в этом случае труд для Бога и для продвижения Его дела на земле будет совершаться из корыстных побуждений. Кому много дано, с того много взыщется. Пусть те, кто настаивают на получении высокой зарплаты, считая себя особо талантливыми и работоспособными, зададут себе вопрос: «Чьи таланты я использую? Употребил ли я их таким образом, чтобы воздать величайшую славу Богу? Удвоил ли я данные мне способности?» Посвященное использование этих талантов принесет доход делу Божьему, ибо все наши способности принадлежат Господу, и однажды мы должны будем отдать Богу Его имущество с прибылью.

Если бы те, кто многие годы трудился на ниве Божьей, задумались, сколько вреда они нанесли винограднику Господнему своими неосторожными действиями, предавая забвению принципы справедливости, лишая дело Божье средств, используя свое влияние, чтобы вести других ложным путем, — то, вместо того чтобы требовать повышения зарплаты, они бы смирили себя перед Богом и совершили покаяние, о котором потом никогда бы не пожалели. Пусть они зададут себе вопрос: «Сколько ты должен господину моему?» (Лк. 16:5). Какой отчет я должен буду дать за неправильно использованный талант, за то, что следовал своему неосвященному воображению? Как я могу ликвидировать плохие последствия своих неосторожных действий, которые сократили ресурсы святого дела? Если бы каждый добросовестно выполнял возложенные на него обязанности, в сокровищнице Божьей не было бы сегодня недостатка средств.

Нельзя делать Божье дело, исходя из корыстных интересов, руководствуясь мирской оценкой: столько-то работы, такая-то оплата. Люди, полагающие, что их услуги бесценны, совершают большую ошибку. Позвольте Богу исполнить Свое слово — тогда труд, совершаемый для Господа, будет оцениваться совершенно иначе.

[185]

О, сколь многое надо исправить в людях, желающих получать много денег! Как неуместны эгоистичные требования большого вознаграждения! Эта жажда высокой зарплаты изгнала любовь Божью из многих сердец. Гордость занимаемым положением — глубоко укорененный порок, который погубил тысячи людей. Да, десятки тысяч христиан, амбициозных, любящих делать все напоказ, погибли, потому что упустили из виду главное. Они соревновались сами с собою и друг с другом, их необузданное стремление к почестям и наградам привело к ослаблению духовности. Все должны постичь этот урок и принять предостережение против себялюбия, жадности и гордости, уничтожающих любовь к Богу и растлевающих душу.

Когда кто-либо, работающий на ниве Божьей, отказывается трудиться за предлагаемую зарплату, несмотря на то, что получает вполне достаточно, он может, конечно, добиться желаемого, но только ценой потери благодати Божьей, которая дороже золота, серебра и драгоценных камней (Рукопись 164, 1899г.).

Чем грозит высокая зарплата

Воплощение Христа было чудом самопожертвования, Его жизнь была постоянным самоотречением. Любовь Бога к человечеству нашла величайшее выражение в жертве Его Единородного Сына, Который отражал Его характер. Это великая тайна благочестия. Долг и преимущество каждого, кто считает себя последователем Христа, состоит в том, чтобы иметь ум Христов. Без самоотречения и несения креста мы не можем быть Его учениками.

Как только по чьему-то предложению было решено платить работникам издательства «Ревью энд Геральд» большую зарплату, враг тут же сумел осуществить свой план разрушения Божьих намерений и увел людей на ложный путь. Дух стяжательства и себялюбия заставил их принять высокую зарплату. Если бы работники жили по принципам, раскрытым в уроках Христа, они бы не смогли по совести принять такое высокое вознаграждение. А к чему привело увеличение зарплаты? Резко возросли расходы на содержание семьи. Люди стали уклоняться от наставлений Христа и Его личного примера, ибо в их сердцах пробудилась и укоренилась гордость; деньги стали расходоваться на наряды и на бессмысленное угождение собственным похотям. Любовь к миру завладела сердцами, и далекие от святости стремления начали господствовать в храме души. Высокая зарплата стала проклятием. Люди принялись подражать не Христу, а миру.

[186]

Любовь ко Христу не приводит к самоугождению и ненужным расходам, направленным на потакание гордыне. Любовь Христа, если она укоренилась в сердце, всегда ведет душу к смирению и полному подчинению воле Божьей (Письмо 21,1894 г.).

Когда грех поражает изнутри, он затрагивает самую благородную часть человеческого существа. Он производит ужасную сумятицу и хаос в Богом данных способностях человека. Если физический недуг отнимает силы у организма, то эгоизм и стяжательство разрушают душу (Письмо 26,1897 г.).

Высокая зарплата, предложенная выдающимся людям

Мое сердце глубоко взволновано теми сценами, которые ночью прошли передо мной. Я слышала из уст отдельных братьев предложения, с которыми не могу согласиться. Их высказывания свидетельствуют, что они встали на неверный путь, что им не хватает опыта, который сохранил бы их от искушения. Мне было горько слышать из уст иных наших братьев выражения, подтверждающие, что у них не осталось ни доверия к Богу, ни послушания Его истине. Если принять выдвинутые предложения, они уведут нас с прямого и узкого пути.

Некоторым братьям кажется, что если мы будем платить более высокую зарплату людям, обладающим выдающимися талантами, они останутся среди нас, будет выполнено больше качественной работы, и дело истины поднимется на более высокий уровень.

По этому вопросу я получила наставление от Того, Кто никогда не ошибается. Предположим, этот план будет принят. «Но кто, — спрашиваю я, — в состоянии измерить истинную полезность и влияние своих коллег?» Никто не вправе судить о вкладе другого человека в дело Божье.

[187]

Пост или должность, которую занимает человек, сами по себе еще ничего не говорят о его полезности для дела Божьего. Только развитие христоподобного характера через освящение поможет ему оказывать доброе влияние, и только Бог может оценить степень его верности и ценность его служения.

Бог принимает служение лишь тех людей, которые стали причастниками Божеского естества. Без Христа человек не может сделать ничего. Только любовь к Богу и человеку дает людям преимущество перед Господом. Повиновение Божественным требованиям помогает нам стать соработниками Божьими. Любовь — это плод, который приносит христианское дерево; плод, подобный листьям с дерева жизни для исцеления народов (Рукопись 108, 1903г.).

Жизненные необходимости и удобства

В Божьей сокровищнице должно быть достаточно средств, чтобы надлежащим образом обеспечивать тех, кто все свое время посвящает делу спасения душ. Их справедливую зарплату нельзя удерживать или отдавать с неохотой. Те, кто честно трудится для Господа, не должны терпеть недостатка в средствах. Им нужно жить со всеми необходимыми удобствами, а также иметь достаточно, чтобы жертвовать на дело Божье, ибо от них часто ожидается, что они будут подавать пример в пожертвованиях (Рукопись 103, 1906 г.).

Свободные от мирской работы и дополнительных нагрузок

Нам нужно многое исправить, и если мы будем следовать Христовым принципам, то сделаем это. Мне были даны особые наставления относительно наших служителей. Нет воли Божьей на то, чтобы они старались разбогатеть. Они не должны заниматься мирской работой, поскольку в противном случае не смогут все свои силы и способности отдавать духовной работе. Но служителям нужно платить достаточно денег, чтобы они содержали себя и свои семьи. На них нельзя возлагать слишком много обязанностей, иначе они не смогут уделять надлежащего внимания своей семье. Их долг — научить своих детей, подобно тому, как это делал Авраам, ходить путями Господними, творить правду и суд…

[188]

Служителям и учителям следует помнить, что Бог считает их ответственными за наиболее качественное выполнение работы, в которую им надо вкладывать всю душу и силы. Они не должны брать на себя обязанности, мешающие выполнению данной Богом работы. Когда служители и учителя, сдавленные постоянным бременем материальной ответственности, выходят за кафедру изможденными и уставшими, разве несут они своим слушателям священный огонь, зажженный Самим Господом? Напряженные, истощенные усилия наносят ущерб говорящему и разочаровывают слушателей. У него не было времени взыскать Господа, не было времени просить с верой помазания Святого Духа. Разве мы не должны изменить такой подход к работе? (Рукопись 101, 1902г.).

Не развивайте у себя дорогих вкусов

Наши работники должны быть более дальновидными. У многих в служении полностью отсутствуют самоотречение и самопожертвование. Это необходимо воскресить. Люди должны понять, что высокая зарплата, которую они требуют, истощает Божью казну. Они тратят Божьи деньги на личные нужды и своими действиями заявляют миру: «Не скоро придет господин мой» (Мф, 24:48). Разве это не должно измениться? Кто последует великому примеру Старшего Работника? (Письмо 120, 1899г.).

Не говорите о своей мизерной зарплате. Не развивайте у себя привычки к дорогой одежде или мебели. Пусть работа совершается так, как она когда-то начиналась, — в простоте, самоотречении и вере. Пусть иной порядок вещей станет нормой (Письмо 94, 1899г.).

[189]

Сейчас требуется дух самоотречения первых лет

Сейчас требуется не меньше самоотречения, чем в то время, когда мы только начинали работу, когда была небольшая горстка людей, когда мы знали, что означает самоотречение и самопожертвование, когда мы пытались печатать простенькие листки и брошюры, чтобы они попали к тем, кто находился во тьме. Сегодня осталось немного тех, кто начинал с нами в первые годы. В течение нескольких лет мы не получали нормальной зарплаты. Денег едва хватало на то, чтобы купить самые простые продукты и одежду. Мы были рады носить подержанную одежду, и иногда нам не хватало еды для поддержания сил. Все остальное мы вкладывали в дело Божье. Спустя какое-то время мой муж стал зарабатывать шесть долларов в неделю; мы жили на эти деньги, и я трудилась с ним в деле Божьем. Другие братья и сестры работали точно так же…

Те, кто сегодня продолжает начатое нами дело, уже достигшее определенных успехов, должны жить очень скромно. Они обязаны жить в духе самопожертвования. Бог желает, чтобы работники наших учреждений проявляли ту же самоотверженность, благодаря которой эти учреждения были основаны (Бюллетень Генеральной Конференции, 20 марта 1891 г., с. 184).

Когда работа выполняется как должно, когда мы трудимся с Божественной ревностью, чтобы обращать людей к правде о Господе, мир понимает, что весть истины несет в себе большую силу. Единство верующих свидетельствует о силе истины, которая может привести к совершенному согласию людей с разными характерами, объединив их интересы.

Молитвы и даяния верующих объединяются с искренним самопожертвованием и героическими усилиями, и они действительно становятся зрелищем для мира, ангелов и человеков. Люди обращаются заново. Рука, которая когда-то тянулась за высокой зарплатой, становится десницей Божьей. Верующих объединяет один интерес — желание создать средоточия истины, где будет прославлен Бог. Христос объединяет их святыми узами братства и любви, узами, которые невозможно разорвать.

Именно об этом единстве молился Иисус незадолго до суда, находясь в нескольких шагах от креста. «Да будут все едино, — сказал Он, — как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин, 17:21; Письмо 32, 1903г.).

[190]