32. Правильное положение во время молитвы

Я получила письмо, в котором у меня спрашивают о том, какое положение надо занимать во время молитвы Правителю Вселенной. Откуда наши братья взяли, что молиться нужно стоя? Одного человека, который пять лет проучился в Батл-Крике, попросили помолиться перед проповедью сестры Уайт. Но когда я увидела, что он стоит перед Богом и уста его вот-вот откроются для молитвы, душа моя возмутилась, и я открыто обличила его. Назвав его но имени, я сказала: «Преклони колени». Это самое правильное положение тела во время молитвы во всех случаях.

«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк. 22:41).

«Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (Деян. 9:40).

«И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян, 7:59, 60).

[312]

«Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (Деян. 20:36).

«Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились» {Деян. 21:5).

«А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои, и простер руки мои к Господу, Богу моему, и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» {Езд, 9:5, 6).

«Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего» (Пс. 94:6).

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3:14). И вся эта глава может быть ценным уроком, если сердце наше восприимчиво.

Правильное положение тела во время молитвы Богу — это стоять коленопреклоненно. Такого же поклонения требовали от трех еврейских пленников в Вавилоне… Но только одному Богу можно было поклоняться таким образом, ибо Он есть Владыка миров и Властелин Вселенной; и трое иудейских юношей отказались воздать почести идолу, хоть он и был отлит из чистого золота. Если бы они это сделали, то поклонились бы царю вавилонскому. Отказавшись выполнить царское повеление, они были подвергнуты наказанию и брошены в раскаленную печь, Но Сам Христос сошел с небес и ходил с ними в огне, и они не понесли никакого вреда.

Всякий раз, когда мы возносим к Богу наши молитвы, будь то публично или наедине с собой, наш долг — преклонять колени. Тем самым мы показываем, что признаем свою зависимость от Бога.

При посвящении храма Соломон стоял лицом к жертвеннику. Во дворе храма были медные подмостки, или амвон, и он, взойдя на них, поднял руки к небу и благословил огромное собрание народа израильского. Весь же Израиль стоял…

[313]

«Ибо Соломон сделал медный амвон длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (2 Пар. 6:13).

Длительная молитва, которую Соломон тогда вознес, была уместна для такого случая. Она была вдохновлена Богом. Это была восторженная, благочестивая молитва, произнесенная с глубочайшим смирением.

Расхлябанность умножается

Я привожу эти тексты в доказательство и спрашиваю: «Где этот брат получал образование?» В Батл-Крике. Но как могут служители и учителя наших учебных заведений учить молодых людей стоять, как фарисеи, во время молитвы, получив свет, который Бог дал Своему народу по вопросу о благоговении? Должны ли мы расценивать это как признак большого самомнения и самодовольства? Не следует выставлять напоказ эти дурные черты характера.

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:9-12). Заметьте: именно самоправедный фарисей не считал нужным принимать перед Богом позу смирения и благоговения; стоя в надменном самодовольстве, он рассказывал Богу о всех своих добрых делах. «Фарисей, став, молился сам в себе так» (Лк. 18:11); и его молитва поднялась не выше его самого.

[314]

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк, 18:13, 14).

Мы надеемся, что наши братья, когда приближаются к единственно истинному и живому Богу будут проявлять не меньше почтительности и благоговения, чем язычники к своим идолам. Иначе эти люди окажутся нашими судьями в день окончательного решения. Л бы хотела обратиться ко всем, кто работает учителями в наших учебных заведениях. Братья и сестры, не бесчестите Бога своей непочтительностью и напыщенностью. Не стойте, словно фарисей, когда возносите молитву Богу. Не уповайте на свою силу, не полагайтесь на нее, но почаще преклоняйте колени перед Богом и поклоняйтесь Ему.

Преклонив колени

Когда вы собираетесь на богослужение, обязательно преклоняйте перед Богом колени. Тем самым вы засвидетельствуете, что ваша душа, дух и тело всецело покорились Духу истины. Кто внимательно исследовал Священное Писание по этому вопросу? Кому из учителей в наших американских и зарубежных учебных заведениях мы можем доверять? Могут ли студенты после долгих лет учебы возвращаться к себе домой с искаженными представлениями об уважительном отношении к Богу, о почтительности и благоговении и не считать нужным отдавать дань уважения убеленным сединами опытным мужам, избранным слугам Божьим, которые трудились на ниве Божьей долгие годы своей жизни? Я советую всем, кто учится в наших учебных заведениях в Америке или в других странах: не заражайтесь духом непочтительности. Утвердитесь в понимании того, какое образование вам нужно, чтобы затем научить и других, как развить в себе уравновешенный характер и устоять в грядущие дни испытания, которое постигнет всех, живущих на земле. Общайтесь со здравомыслящими христианами. Сторонитесь тех наставников и студентов, у которых слишком высокое самомнение, но общайтесь с теми, кто имеет настоящее благочестие и разумение Божьей истины.

[315]

Мы живем в опасное время. Адвентисты седьмого дня по своему исповеданию являются народом Божьим, чтущим заповеди; однако они теряют дух поклонения Богу. Этот дух благогонения перед Богом учит людей, что приближаться к своему Создателю необходимо с верой в святости и трепете; не самостоятельно и независимо, а через небесного Посредника. В этом случае человек будет тверд на пути своем, в каких бы обстоятельствах он ни оказался. Человек должен черпать силы у подножия престола благодати, преклонив колени, подобно смиренному просителю, который желает получать незаслуженную милость. И, обретая каждый день милость у Господа, он должен всегда быть признательным в сердце, выражая ее в благодарственных и хвалебных словах, по достоинству оценивая все незаслуженные блага, полученные от Бога. Ангелы охраняют его путь на протяжении всей жизни, избавляя от многих невидимых людскому взору ловушек. И за эту неусыпную и неустанную заботу, охрану и попечение он должен благодарить Бога в каждой молитве, выражая признательность за оказанную ему благосклонность.

Всем следует в своей беспомощности и повседневных нуждах положиться на Бога, Нам надо пребывать в смирении и молитве, бодрствуя постоянно. Сердце, искренне любящее Бога, будет непрестанно возносить Ему хвалу и благодарность,

В собрании праведных мы должны прославлять Всевышнего Бога. Все, кто чувствует живую связь с Богом, должны предстать пред Господом как искренние свидетели, прославляя Его за любовь, милость и благость. Слова да будут искренними, простыми, разумными, серьезными; сердце пусть торит любовью к Богу; уста да будут освящены во славу Его, чтобы не только возвещать о милостях Божьих в собрании праведных, но и быть Его свидетелями во всяком месте. Все, живущие на земле, должны знать, что только Он есть истинный и живой Бог.

Следует знать и понимать, что нужно приходить к Богу с благоговением и благочестивым страхом, с преданностью и любовью. К сожалению, все чаще встречается непочтительное отношение к нашему Создателю, неуважение к Его величию и славе. Но Бог обращается к нам в эти последние дни; мы слышим Его голос в шуме грозы, в раскатах грома. Мы узнаем о страшных землетрясениях, наводнениях, разрушительных стихийных бедствиях, происходящих повсюду; мы слышим о кораблях, гибнущих в бушующем океане. Бог обращается ко многим людям, не желающим признавать Его, — иногда в стихийном бедствии, а иногда и лицом к лицу, как в случае, когда Он говорил с Моисеем. Он нашептывает о Своей любви и малому доверчивому ребенку, и убеленному сединами старцу. И земная мудрость соединяется с небесной, взирая на невидимое.

[316]

Когда слышен тихий голос, перекрывающий рев бури и урагана, вырывающего камни из скалы, пусть все закроют лица свои, ибо Бог очень близок; пусть укроются они в Иисусе Христе, ибо Он — их убежище. Расщелина в скале закрывается Его пронзенной рукой, пока смиренный проситель ждет коленопреклоненно, что скажет Господь рабу Своему (Рукопись 84б, 1897г.).

Нет неподходящих мест для молитвы

Обращаться в молитве к Богу уместно в любое время и на всяком месте… Даже среди уличного шума, в толпе или занимаясь своим обычным делом, мы можем обращаться к Богу, прося Его о помощи и руководстве, как это делал Неемия в то самое время, когда излагал свою просьбу царю Артаксерксу (Путь ко Христу, с. 99).

Мы можем разговаривать с Иисусом, где бы мы ни находились, и Он скажет: «Я одесную тебя» (см. Пс. 15:8).

Мы можем общаться с Богом в своем сердце; мы можем находиться в тесном общении со Христом как со своим Другом. Занимаясь повседневными делами, мы можем открыть самое сокровенное желание своего сердца, не слышимое ни одному человеческому уху, однако вышедшее из нашего сердца слово не ослабеет в тишине и не пропадет. Ничто не в силах заглушить желание души. Оно поднимается над уличным шумом, над грохотом машин. Мы обращаемся в молитве к Самому Богу, и Он слышит нашу молитву (Служители Евангелия, с. 258).

Не всегда обязательно преклонять колени для молитвы. Воспитывайте привычку разговаривать со Спасителем, находясь в одиночестве, гуляя или занимаясь повседневным трудом (Служение исцеления, с. 530, 511).

33 Наши самые первые врачи были посланы в это учебное заведение для завершения обучения. Составители.

[317]