Приложение 2. Важные факторы при выборе спутника жизни

(Заявление попечителей литературного наследия Елены Уайт)

Материалы, собранные в двух томах «Избранных вестей», не вошли в девять томов «Свидетельств для Церкви», изданных Еленой Уайт еще при жизни. Они доходили до читателей в виде памфлетов, журнальных статей, машинописных сообщений. Собранные в 1958 году в специальную компиляцию «Избранные вести», они своевременно стали духовной пищей для нашего народа, и ссылки на них вошли в 3-томный «Сводный индекс к произведениям Е. Уайт».

Ряд страниц в этих двух томах «Избранных вестей» и множество страниц в других книгах Едены Уайт, а также немало личных свидетельств, обращенных к отдельным людям, посвящены важному вопросу выбора спутника жизни. В этих советах выдвигаются важные условия счастливого супружества, счастья и благополучия родившихся детей. Также указываются возможные причины неудачного брака. Елена Уайт заверяет нас, что «Иисус хочет видеть счастливые пары, счастливые семейные очаги» (Христианский дом, с. 99). «Выбор спутника жизни, — наставляла она, — определяется стремлением наилучшим образом обеспечить физическое, умственное и духовное благополучие будущих родителей и их детей (Служение исцеления, с. 357).

Эти произведения всегда напоминают Церкви о влиянии семьи. Е. Уайт призывала готовящихся вступить в брак хорошо подумать о последствиях данного союза. Она убеждала не принимать поспешных решений, продиктованных эгоизмом или алчностью (см. примечание ниже). Она призывала мужчин и женщин, планирующих вступить в брак, «отличать приятное от полезного» (Письмо 4, 1901 г.). Она отмечала, что «именно от дня свадьбы многие мужчины и женщины отсчитывают свои успехи или неудачи в этой жизни и свои надежды на будущую жизнь» (Христианский дом, с. 43).

Совместимость, считала Елена Уайт, жизненно необходима для счастливой семейной жизни. Она писала о «разрушенных жизнях» как следствии того, что супруги «не подходят друг другу» (Патриархи и пророки, с. 189). Она указывала:

«Сегодня мир полон бед и пороков вследствие плохо подобранных супружеских пар. Во многих случаях мужу и жене достаточно нескольких месяцев, чтобы понять, что их характеры несовместимы; в результате в семьях вместо небесной любви и согласия господствуют разногласия» (Наставник молодежи, 10 августа 1899 г.; Вести для молодежи, с. 453; Христианский дом, с. 83).

Пророчица предостерегала против большой разницы в возрасте у тех, кто вступает в брак; это, считала она, может «вызвать серьезное ухудшение здоровья супругов» и что «дети от таких браков зачастую слабы в физическом и умственном отношении» (Служение исцеления, с. 358).

Елена Уайт подчеркивала значение здоровья будущих супругов. «Нездоровые мужчины часто завоевывают симпатии в целом здоровых женщин и полагают при этом, что могут жениться на них по любви. Но они не учитывают тот факт, что в таком браке жена будет в большей или меньшей степени страдать из-за болезни мужа» (Избранные вести, т. 2, с. 423). И затем она доводит свою мысль до логического конца: «Если бы это касалось лишь тех, кто вступает в брак, грех не был бы столь тяжким. Но ведь в результате страдают дети, затем плохая наследственность, всякого рода болезни и недуги передаются из поколения в поколение» (там же).

Способность супругов содержать себя материально Елена Уайт также считала важным условием успешного брака. Она указывала, что есть люди, «не нажившие имущества», и «у них нет достаточно физических, умственных способностей, чтобы сколотить капитал». «Именно такие люди обычно спешат жениться и берут на себя обязательства, которых до конца не понимают». Но больше всего страдают, как правило, дети, ибо «у людей, которым не хватает деловой хватки и смекалки… обычно появляется больше всего детей». «Эти дети, — пишет она, — плохо питаются, ходят в обносках, не получают надлежащего физического, умственного и нравственного воспитания» (там же, с. 420, 421).

Совет был дан также и о браках между мужчинами и женщинами разных национальностей и культур. Свет увидели четыре такие вести. Две из них включены в данный том на с. 343 и 344. Они были написаны соответственно в 1896-ми 1912 годах и отобраны для настоящего тома потому, что в них изложены общие принципы, согласно которым нельзя одобрять такие браки. Эти союзы могут легко привести к «распрям и замешательству». Другая причина нежелательности межнациональных браков связана с «различными комплексами», на которые будут обречены дети от таких родителей. «Это может вызывать у детей горькие чувства в отношении родителей, давших им такое бремя на всю оставшуюся жизнь».

Примечание

Из двух других заявлений первое находится в центре обращения Елены Уайт к руководителям Церкви о том, чтобы приступить к работе с цветным населением Соединенных Штатов. Оно было сделано 21 марта 1891 года. В нем сестра

Уайт смело и решительно говорит о братстве всех людей и их равенстве в служении Богу. В то же время она серьезно предостерегала Церковь, что видно из заявления, прочитанного ею перед руководством:

«Грех лежит на нашей Церкви, потому что мы не прилагаем достаточно усилий для спасения душ среди цветного населения… Бог не дал вам права изгонять из домов молитвы цветных людей. Обращайтесь с ними, как с собственностью Христа, ибо и вы, и они — души Божьи. Цветные должны быть такими же полноправными членами Церкви, как и белые братья. Следует прилагать большие усилия, чтобы исправить то зло, которое было причинено км, В то же самое время мы не должны впадать в крайности и фанатизм в этом вопросе. Некоторые считают справедливым разрушить до основания стену, разделяющую обе расы, и вступать безоглядно в браки с цветными людьми. Однако я считаю, что это не надо проповедовать или вводить в практику» (Работа на южном поле, с, 15).

Еще одно высказывание по этому вопросу содержится в письме, написанном 8 января 1901 года молодому человеку, вынашивавшему планы поощрения смешанных браков. Это привело к появлению смешанной пары: муж — кавказец, а жена — негритянка. Тот же совет был затем повторен в 1912 году и записан на 344-й странице данного тома. Но Елена Уайт добавляет слова, призывающие к тщательному обдумыванию:

«Не соединяйте свою судьбу с девушкой, у которой, возможно, появится повод всю последующую жизнь сожалеть об этом шаге…»

«О, какими же алчными, эгоистичными, близорукими созданиями могут быть люди. Не доверяйте своему суждению и полагайтесь на разум Бога. Отличайте приятное от полезного. Послушно выполняйте волю Божью… Идя своим путем и следуя своей воле, вы найдете тернии и волчцы» (Письмо 4, 1901 г.) Хотя эти четыре вести были написаны в конкретное время для ситуаций, возникающих в конкретной географической области, они могут насторожить тех, кто готовится вступить в брак, и побудить их принять во внимание обстоятельства и факты, способные поставить под угрозу их союз, и передать детям наследство, которое им будет ненавистно.

Приведенные советы даны верующим, чтобы поделиться с ними важным жизненным опытом и предостеречь от возможного разочарования и горьких последствий непродуманного, опрометчивого вступления в брак. Елена Уайт говорит: «Иисус хочет видеть счастливые семьи, счастливые семейные очаги».

Устные и письменные высказывания Елены Уайт по вопросу брака и семьи открывают, что причина ее возражений не в том, что одна раса лучше другой. Она всегда считала, что все люди — братья и что имя чернокожего записано в небесных книгах рядом с именем белого. По этому поводу читайте Приложение 3 — «Братские узы между людьми».

Совет попечителей литературного наследия Елены Уайт, август 1967 г.

[411]