Библиотека soteria.ru
Пророки и цари
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 37408 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 11. Кармил
(Эта глава основана на 3-й книге Царств, !8:J9-40.)
Стоя пред Ахавом, Илия потребовал, чтобы на горе Кармил собрался весь Израиль и пророки Ваала и Астарты. «Пошли, — повелел он, — и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели».
Это повеление отдал тот, кто, казалось, находился перед лицом самого Иеговы, и Ахав с такой стремительностью повиновался ему, как если бы Илия был монархом, а он, царь, его слугой. Во все концы царства были разосланы гонцы с поручением собрать народ для встречи с Илией и пророками Ваала и Астарты. Из каждого города и селения шли люди к назначенному месту встречи. Сердца многих были охвачены странным предчувствием. Что-то необычное должно было произойти, иначе что означало это повеление собраться всем на Кармиле? Может быть, новое несчастье постигнет их страну?
[144]
До засухи гора Кармил представляла собой чудесное место с потоками, пополняемыми вечнотекущими источниками, с плодородными склонами, усеянными прекрасными цветами и роскошными рощами. Но под действием губительного проклятия вся эта красота исчезла. Жертвенники, сооруженные для поклонения Ваалу и Астарте, стояли теперь в обнаженных рощах. На одной из самых высоких вершин горы находился разрушенный жертвенник Иеговы.
Отсюда, с горы Кармил, была видна огромная часть страны, горные вершины просматривались из многих краев Израильского царства. У подножия горы были такие удобные места, откуда можно было наблюдать за всем, что происходит наверху. Так как идолопоклонство, совершаемое здесь, под покровом лесов, сильно бесчестило Господа, то Илия и избрал вершину Кармила, чтобы показать там могущество Божье и восстановить честь Его попранного имени.
Ранним утром в назначенное время недалеко от вершины горы собрались большие толпы нечестивых израильтян, горевших желанием узнать, что же произойдет. В роскошных одеяниях в гору поднимались пророки Иезавели. Ахав, прибывший с надлежащей ему царской пышностью, занял место впереди священников. Идолопоклонники бурно приветствовали его. Но волнение не покидало священников, которые прекрасно помнили о том, как по слову пророка в течение трех с половиной лет израильская земля не орошалась ни росой, ни дождем. Они были уверены, что надвигается что-то страшное. Боги, в которых они верили, оказались бессильны доказать, что Илия был ложным пророком. На все их невероятные вопли, молитвы, слезы, унижения, отвратительные обряды, дорогостоящие бесчисленные жертвы объекты их поклонения отвечали удивительным безразличием.
[145]
145
[146]
146
[147]
Перед Ахавом, лжепророками и всем собравшимся израильским народом стоял Илия — тот, кто пришел восстановить попранную честь Иеговы. Он, кого вся страна обвиняла в постигшем ее несчастьи, теперь стоял беззащитный перед монархом Израиля, пророками Ваала, воинами и тысячами народа. Но Илия не был одинок. Со всех сторон его окружало небесное воинство — могущественные ангелы.
Без смущения и страха пророк стоял перед всеми собравшимися, глубоко сознавая возложенную на него Божественную миссию. Его лицо было очень серьезным. Народ мучительно ждал, пока он начнет говорить. Бросив взгляд на разрушенный жертвенник Иеговы, а потом на народ, Илия начал вещать ясным, похожим на трубный звук голосом: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте».
Ни одного слова не раздалось в ответ на это заявление. Никто из всего собравшегося множества не осмелился заявить о своей верности Иегове. Словно в темное облако, погрузился Израиль в заблуждение и слепоту. Не все сразу отступили от Господа, но постепенно, раз за разом отвергая слова предостережения и обличения, посылаемые им Богом. Всякое уклонение от справедливости, всякий отказ раскаяться все больше усугублял их вину и удалял от Неба. И теперь, в этот критический момент, они отказались стать на сторону Бога.
[148]
Господь ненавидит безразличие и неверность в Божьей работе, проявляемые в решающий час. Вся Вселенная взволнованно следит за завершающими сценами великой борьбы между добром и злом. Народ Божий подошел к границам вечного царства, и что может быть важнее, чем остаться верными Богу? На протяжении всех веков Господу служили героически стойкие люди, и теперь у Него есть те, кто подобно Иосифу, Илие и Даниилу не стыдятся признать себя Его избранным народом. Особые благословения Божьи сопровождают поступки мужей дела, которые не свернут с прямого пути своего долга, но с Божественным воодушевлением будут спрашивать: «Кто Господень?» (Исх. 32:26); мужей, которые не остановятся только на этом вопросе, но решительно потребуют от желающих стать в ряды народа Божьего выйти вперед и проявить неколебимую верность Царю царей и Господу господствующих. Такие мужи подчинят свои замыслы и желания закону Божьему. Из любви к Нему они ни во что не ставят свою жизнь. Их миссия заключается в том, чтобы донести до мира свет Слова Божьего во всей его ясности. Девиз их жизни — верность Богу.
В то время как, стоя на Кармиле, Израиль продолжал сомневаться и колебаться, голос Илии снова нарушил молчание. «Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог».
[149]
Предложение Илии было настолько разумным, что народ не мог не принять его, и люди нашли в-себе мужество ответить: «Хорошо». Пророки Ваала не осмелились противоречить, и, обращаясь к ним, Илия сказал: «Выберите себе одного тельца, и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте».
Внешне самоуверенные и непокорные, но со страхом в нечестивых сердцах лжепророки приготовили жертвенник и, подожив жертву на дрова, начали свои заклинания. Их пронзительные крики: «Ваале, услыши нас» — эхом отдавались в лесах и в вершинах соседних гор. Собравшись вокруг жертвенника, священники скакали, мучительно корчились, вопили, рвали на голове волосы, наносили себе удары ножом и умоляли своего бога помочь им.
Прошло утро, наступил полдень, но не было заметно никаких признаков того, что Ваал внимает воплям своих обманутых приверженцев. На их безумные молитвы не последовало никакого ответа. Жертва оставалась не тронута огнем.
Отправляя свои безумные обряды, коварные священники все время пытались придумать что-нибудь такое, чтобы разжечь огонь на жертвеннике и заставить народ поверить, что огонь послан Ваалом. Но Илия следил за каждым их движением, а они, все же надеясь обмануть, продолжали свои бессмысленные церемонии.
[150]
«В полдень Илия стал смеяться над ними, и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха».
С радостью сатана пришел бы на помощь тем, кого он ввел в заблуждение и кто отдался ему на служение. С готовностью послал бы он молнию, чтобы поджечь их жертву. Но Иегова сдерживал силу сатаны, никакими средствами враг не мог послать ни одной искры на жертвенник Ваала.
Наконец охрипшие от криков, в окровавленных одеждах священники впали в отчаяние. С неистощимым безумием они начали вместе с молениями призывать и проклятия на голову своего бога солнца. Илия же внимательно продолжал следить за всем происходящим. Он знал, что если каким-нибудь обманным путем священникам удастся зажечь жертвенник, его мгновенно растерзают.
Наступил вечер. Уставшие и измученные пророки Ваала пришли в замешательство. Одни предлагали одно, другие другое, пока наконец они не прекратили свои попытки, и больше над вершинами Кармила не раздавались их вопли и проклятия. В отчаянии они отступили.
[151]
Весь день народ наблюдал за действиями тщетно боровшихся священников, их дикой пляской, как будто они хотели схватить палящие лучи солнца и поджечь ими жертвенник. С ужасом смотрели люди на страшные раны священников, и это невольно побуждало их задуматься над безумием идолопоклонства. Многие, утомленные этим сатанинским зрелищем, с величайшим интересом ожидали, что будет делать Илия.
Было время вечерней жертвы, когда Илия повелел народу:
«Подойдите ко мне». Когда они дрожа приблизились, Илия повернулся к разрушенному жертвеннику, где когда-то люди приносили свои жертвы небесному Богу, и начал поправлять его. Для него эта куча обломков была дороже всех величественных алтарей язычества.
Восстанавливая древний жертвенник, Илия проявил почтение к завету, который Бог заключил с Израилем, когда они перешли через Иордан в обетованную землю. Выбрав «двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова…» он «построил из сих камней жертвенник во имя Господа».
Разочарованные священники Ваала, измученные тщетой своих попыток, смотрели теперь, что делает Илия. Они ненавидели пророка, устроившего испытание, которое показало бессилие и ничтожество их богов; и в то же время они боялись его могущества. Народ в страхе, с затаенным дыханием следил за всеми приготовлениями Илии. Спокойные движения пророка резко отличались от диких, бессмысленных жестов последователей Ваала.
Когда жертвенник был готов, пророк вырыл вокруг него ров, сложил дрова и, приготовив тельца, положил его на дрова и повелел народу залить водой жертву и жертвенник. «Наполните четыре ведра водой, — повелел он, — и выливайте на всесо-жигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз. И вода полилась вокруг жертвенника и ров наполнился водою».
[152]
Напоминая народу об их долгом отступничестве, которое вызвало гнев Иеговы, Илия призвал народ смирить свои сердца и обратиться к Богу их отцов, чтобы лежащее на Израиле проклятие было снято. Затем, благоговейно склонившись перед Незримым Богом, он поднял руку к небу и произнес простую молитву. Вааловы пророки вопили, неистовствовали, скакали с раннего утра до вечера, но когда молился Илия, ни один безумный крик не нарушил безмолвия кармильских вершин. Он молился, зная, что Бог наблюдает за всем и слышит его молитву. Вааловы пророки молились бессвязно и неистово. Илия же молился просто и горячо, прося Бога показать Свое могущество над Ваалом и тем самым обратить Израиль к Себе.
«Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев, — молился пророк, — да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе».
Воцарилась грозная тишина. Священники Ваала дрожали от ужаса. Сознавая свою вину, они ждали немедленного возмездия.
[153]
Как только Илия окончил молиться, огонь, подобный сверкающим стрелам молнии, сошел с неба на восстановленный жертвенник, пожрал жертву, поглотил воду во рве и сжег даже камни жертвенника. Яркое пламя огня осветило всю гору, ослепляя присутствующих. Люди, стоявшие внизу и тревожно следившие за всем происходящим наверху, отчетливо видели нисходящий огонь и были страшно поражены. Это напомнило им огненный столб, который на Красном море отделил израильский народ от египетского войска.
Люди на горе, испытывая благоговейный трепет, упали на землю перед лицом невидимого Бога. Они больше не осмеливались смотреть на нисшедший с неба огонь. Они опасались, что и сами будут истреблены, и, сознавая свой долг признать Бога Илии как Бога своих отцов. Которому они должны поклоняться, единогласно воскликнули: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» С потрясающей ясностью эти слова разнеслись по всей горе и эхом прозвучали внизу. Наконец с чувством раскаяния и понимания всего происшедшего Израиль поднялся на ноги. Наконец люди увидели, как глубоко они обесчестили Бога. Вся сущность поклонения Ваалу, противоположная разумному служению истинному Богу, раскрылась перед ними. Народ признал справедливость Божью и Его милосердие в том, что Он не посылал на землю ни росы, ни дождя, .пока они отворачивались от Него. Теперь они были согласны с тем, что Бог Илии превыше всякого идола.
[154]
Оцепенев от ужаса, Вааловы пророки наблюдали за чудесным проявлением могущества Иеговы. Однако, даже потерпев столь очевидное поражение и увидев собственными глазами Божественную славу, они не раскаялись в своем нечестии Они по-прежнему желали быть священниками Ваала. Таким образом они показали, что созрели для погибели. Чтобы раскаявшийся израильский народ больше не подвергался опасности со стороны тех, кто научил их служить Ваалу, Господь повелел Илие уничтожить этих лжеучителей. В сердце народа уже поднялось возмущение против тех, кто ввел их в беззаконие, и когда Илия приказал «схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся», они были готовы сделать это. Схватив священников они потащили их к потоку Киссону и там, пока еще не закончился день, ознаменовавший начало решительных перемен перебили священников Ваала. Ни одного из них не пощадили.
[155]