Глава 14. «В духе и силе Илии»

На протяжении всех долгих столетий, прошедших со времени Илии, его жизнь служила вдохновляющим и ободряющим примером для тех, кто был призван сражаться за истину во время отступничества. И для нас, «достигших последних веков» (1 Кор. 10:11), жизнь Илии имеет особенное значение. История повторяется. Сегодня в мире есть Ахавы и Иезавели. Наш век — век идолопоклонства — во многом схож с тем временем, в которое когда-то жил Илия.

Конечно, мы не видим воочию ни алтарей, ни идолов, однако тысячи людей поклоняются богам «века сего» в погоне за богатством, славой, удовольствиями, теша себя вымыслами, позволяющими человеку следовать велениям своего невозрожденного сердца. Многие имеют извращенное представление о Боге и о Его сущности и так искренно служат своему лжебожеству, как это делали и поклонники Ваала. Даже среди тех, кто называет себя христианами, многие вступили в союз с людьми, которые находятся в открытой вражде с Богом и Его истиной. Таким путем они оставляют Божественное и превозносят человеческое.

[178]

Неверие и богоотступничество являются основными пороками нашего времени. Люди гордятся широтой познания истины, но в действительности это не что иное, как слепое высокомерие. На первом плане у них человеческие теории, занявшие место Бога и Его закона. Сатана искушает людей быть непокорными, обещая, что неповиновение принесет им полнейшую свободу, которая и сделает их богами. Во всем чувствуется дух сопротивления Слову Божьему, языческое возвеличение человеческой мудрости над Божественным откровением. Приспосабливаясь к мирским обычаям и нравам, люди омрачили свое сознание до такой степени, что, кажется, совершенно утратили способность различать свет от тьмы и истину от заблуждения. Они настолько удалились от истинного пути, что мнению кучки так называемых философов доверяют более, нежели библейским истинам. Все увещания и обетования Божьего слова, все предостерегающие угрозы в случае неповиновения и отступничества, похоже, остаются неуслышанными, не оказывая должного влияния на сердца людей. Вера Павла, Петра, Иоанна кажется им старомодной, мистической и недостойной мудрости современных мыслителей.

С самого начала Бог дал человечеству Свой закон — средство стать счастливым и обрести жизнь вечную. Стремясь извратить намерение Божье, сатана пытается научить людей не повиноваться этому закону, постоянно прикладывает все усилия к тому, чтобы в ложном свете представить принципы этого закона и умалить его значение. Он обрушил свой удар на закон, чтобы изменить его и заставить людей нарушать его предписания, в то же время пребывая в уверенности, что они следуют ему.

[179]

Эту попытку изменить закон Божий один писатель сравнивает с древним злонамеренным обычаем переставлять указательный столб, стоящий на главном перекрестке двух дорог, с тем чтобы он показывал ложное направление. Часто такие злоумышленные действия приводили к самым необычайным затруднениям и несчастьям.

Подобный указательный столб был поставлен и Богом для странников этой земли. Одна стрелка указывает на добровольное подчинение Творцу как на дорогу счастья и жизни, а другая указывает на неповиновение как на путь горя и смерти. Путь к счастью был указан так же точно, как и дорога, ведущая в город-убежище в ветхозаветние времена. Но в трагический для всего человеческого рода момент великий враг любой истины повернул указательный столб в ложном направлении, и многие сбились с пути.

Господь наставлял израильтян через Моисея: «Субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего… И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился» (Исх. 31:13-17).

[180]

В этих словах Господь ясно определил повиновение, как дорогу в град Божий, но человек греха направил указатель в ложную сторону. Он установил лжесубботу и заставил людей думать, что, покоясь в этот день, они исполняют повеление Творца.

Бог объявил, что седьмой день есть суббота Господня. Когда были «совершены небо и земля». Он возвеличил этот день как памятник Своей творческой деятельности. Отдыхая «в день седьмый от всех дел, которые делал», «благословил Бог седьмый день, и освятил его» (Быт. 2:1-3).

[181]

Во время исхода из Египта народ Божий получил особые указания относительно субботы. Когда израильтяне находились в рабстве, надзиратели пытались заставить их трудиться по субботам, увеличивая еженедельно объем работы. С каждым днем их труд становился все тяжелее и изнурительнее. Но вот они освобождены из рабства и приведены в такое место, где можно свободно исполнять все постановления Иеговы. С горы Синай был провозглашен закон, и копия его, «начертанная перстом Божиим» на двух скрижалях, передана Моисею (Исх. 31:18). На протяжении сорока лет странствования в пустыне Бог постоянно напоминал израильтянам об определенном для них дне покоя: в седьмой день манна не выпадала, а ее двойное количество, собранное в день приготовления, чудесным образом сохранялось.

[182]

Перед тем, как вступить в обетованную землю, Моисей наставлял израильский народ «наблюдать день субботний, чтобы свято хранить его» (Втор. 5:12). Бог желал, чтобы точным соблюдением субботы Израиль постоянно помнил о своей зависимости от Него — их Творца и Искупителя. Соблюдай они правильно субботу, не возникло бы и идолопоклонство; но устранение требований Десятисловия привело к тому, что люди забыли о Творце и начали поклоняться другим богам. «Дал им также субботы Мои, — говорит Господь, — чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их… они отвергли постановления Мои и не поступали по заповедям Моим и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их». Призывая обратиться к Нему, Он вновь указывает на важность соблюдения святой субботы: «Я — Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте и исполняйте их. И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иез. 20:12, 16, 19, 20).

Обращая внимание Иуды на грехи, которые в конце концов привели израильтян в вавилонский плен. Господь сказал: «Ты… субботы Мои нарушаешь… Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез. 22:8, 31).

При восстановлении Иерусалима во дни Неемии нарушение субботы сурово порицалось. «Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу» (Неем. 13:18).

[183]

Во время Своего земного служения Христос особенно подчеркивал принципиальные требования субботы. Во всех Своих учениях Он проявлял благоговение к этой заповеди, которую Сам и учредил. В Его дни суббота была настолько извращена, что ее соблюдение отражало не сущность Господа, а эгоистичность и деспотизм человека, Христос устранил ложное учение о субботе, посредством которого люди, утверждавшие, что знают Бога, искажали Его образ. Хотя раввины и преследовали Его с беспощадной враждебностью, но Он ни в чем не подчинялся их требованиям и продолжал соблюдать субботу согласно закону Божьему.

Самыми недвусмысленными словами Он засвидетельствовал Свое отношение к закону Иеговы: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:17-19).

[184]

В течение всей христианской эпохи великий враг человеческого счастья делал субботу предметом своих жесточайших нападок. Я буду работать наперекор намерениям Божьим. Я поручу Моим последователям устранить памятник Божий, седьмой день — субботу, заявляет сатана. Таким образом я покажу миру, что освященный и благословенный Богом день можно изменить. Я изглажу его из памяти людей. Вместо этого дня я установлю другой, который никак не связан с Господом, день, который не может быть знамением завета между Богом и Его народом. Я заставлю тех, кто примет этот день, придать ему такую же святость, которой был достоин только седьмой день.

Я прославлю себя через моего наместника. Первый день недели будет превознесен, и протестантский мир примет эту поддельную субботу как настоящую. Заставив людей пренебрегать субботой, учрежденной Богом, я сделаю так, что Его закон будут презирать. Слова: «Чтобы это было знамением между Мною и вами во все роды» будут относиться к моей субботе.

Таким образом, мир станет моим. Я стану правителем земли, князем мира. Я приобрету такую власть над людьми, что суббота Господня превратится в предмет особого презрения. А знамение? Я сделаю соблюдение седьмого дня знамением измены правителям земли. Человеческие законы будут настолько строги, что люди не осмелятся соблюдать седьмой день, субботу. Из-за боязни лишиться земных благ — пищи и одежды — они вместе с миром будут нарушать закон Божий. Земля будет в моем полном владычестве, рассуждал сатана.

[185]

Установлением лжесубботы враг думал изменить времена и законы. Но преуспел ли он в искажении закона Божьего? На этот вопрос мы находим ответ в 31-й главе Книги Исход. Тот, Кто вчера, сегодня и во веки неизменен, так говорит о седьмом дне:

«Это — знамение между Мною и вами в роды ваши», «это знамение… на веки» (Исх. 31:13,17). Переставленный указатель направляет на неправильный путь, но Господь не подвержен изменениям. Он по-прежнему тот же могущественный Бог Израиля. «Вот народы — как капли из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем — для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис. 40:15-17). И в наши дни Он так же ревниво относится к Своему закону, как и во дни Ахава и Илии.

Но как Его закон поруган! Весь мир сегодня открыто восстал против Бога. Это воистину непокорное поколение, исполненное неблагодарности, формализма, лицемерия, гордости и богоотступничества. Люди отвергают Библию и ненавидят истину. Иисус видит, как Его закон обесчещен, как люди отвергают Его любовь и не обращают никакого внимания на Его посланников. Он обращался к людям на языке Своих милостей, но им это оказалось не нужно; Он посылал им предостережения, но они не прислушались к ним. Храм человеческой души превратился в место нечестивого торжища. Эгоизм, зависть, гордость, злоба — вот что лелеет человек в своем сердце.

Многие, не дрогнув, глумятся над Словом Божьим, а тех, кто верит Слову, высмеивают. Растет неуважение к закону и порядку, и это непосредственно сказывается на нарушении ясных повелений Иеговы. Плоды неповиновения Богу — насилие и преступность. Несчастья и страдания стали уделом множества людей, которые в капищах поклоняются идолам и тщетно ищут счастья

и мира.

[186]

Пренебрежение заповедью о почитании субботы наблюдается всюду. Сколь безбожны те, кто, устанавливая законы о святости первого дня, законным образом разрешают продажу спиртных напитков. Полагая себя мудрее писаного Слова, они принуждают человека к соблюдению первого дня и одновременно поощряют то, что ожесточает и разрушает существо, сотворенное по образу Божьему. Сам сатана является автором таких законов. Он хорошо знает, что над всеми, кто возвышает человеческие законы над Божественными, лежит проклятие Божье, и старается вывести людей на дорогу, ведущую к погибели.

Люди настолько привыкли чтить человеческие умозаключения и установления, что почти весь мир пошел вслед за иными богами. Тот, кто пытается изменить закон Божий, не пренебрегает никакими средствами, чтобы восстановить людей против Бога и того знака, который отличает праведных. Но не вечно Господь будет сносить такое отвержение и презрение Своего закона. Скоро настанет час, когда «поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис. 2:11). Скептик может с насмешкой и презрением отрицать требования закона Божьего. Влияние мира может губительным образом сказаться на многих, работа Божья и будет продвигаться вперед ценой великих усилий и жертв, но все же в конечном итоге истина восторжествует.

[187]

При завершении служения Господа на земле знамя Его закона снова будет высоко поднято над миром. Лжеучения могут распространиться, беззаконие может процветать, любовь во многих может охладеть, Голгофский крест может утратить свое значение для людей, и мрак, подобно смертной тени, может покрыть землю, весь мир может ополчиться против истины, враги могут составлять заговор за заговором, чтобы уничтожить народ Божий, но когда в час величайшей опасности Бог Илии пошлет Своих вестников — ничто не заставит их смолкнуть. В густонаселенных городах земного шара и во многих местах, где так поносилось имя Всевышнего, раздастся голос сурового обличения. Посланцы Господа смело выступят вперед и разоблачат союз церкви с миром. Они будут искренно призывать всех людей прекратить подчиняться человеческим установлениям и начать соблюдать истинную субботу. «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, — будут они проповедовать каждому народу, — ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод… кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откр. 14:7-10).

Бог не нарушит Свой завет и не изменит того, что сказал однажды. Всю вечность Его слово останется таким же непоколебимым, как и престол Его. На суде, где перед вечным Судьей соберутся все народы, чтобы выслушать вынесенный им приговор, будет представлен этот завет, начертанный перстом Божьим.

[188]

Сегодня, как и во дни Илии, четкая граница проходит между теми, кто соблюдает заповеди Божьи, и теми, кто поклоняется лжебогам. «Долго ли вам хромать на оба колена?-обратился к ним Илия,- если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). А для современного мира звучит следующая весть: «Пал, пал Вавилон… выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18:2, 4, 5).

Недалек тот час, когда будет испытана каждая душа. Всех будут принуждать соблюдать лжесубботу. Между заповедями Божьими и человеческими разгорится борьба. Те, кто привык шаг за шагом делать уступки миру и приспосабливаться к его обычаям, впоследствии согласятся лучше подчиниться во всем власти, чем стать жертвой насмешки, оскорбления, заточения и смерти. В то время истинное золото будет отделено от пустой породы. Окажется четко разграниченным истинное благочестие и ложное. Многие звезды, ослепительным блеском которых мы восхищались, потухнут во мраке. Те, кто носил на себе священнические одежды, но не был облечен в праведность Христа, с позором предстанут во всей своей наготе.

[189]

Среди всех жителей земли, в разных концах земного шара есть люди, которые не преклонили колена перед Ваалом. Подобно звездам, которые только ночью зажигаются на небе, эти верные души засияют тогда, когда непроницаемая тьма покроет землю. В языческой Африке, католических странах Европы и Южной Америки, Китае, Индии, на далеких островах и в самых диких уголках земли есть избранные дети Божьи, которые вскоре светом истины нарушат мрачную мглу, открывая нечестивому миру преобразующую силу повиновения Его закону. Даже в настоящее время они уже появляются среди каждого народа, языка и племени, а в час величайшего отступничества, когда сатана бросит все свои силы на то, чтобы заставить «всех — малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов» принять под угрозой смерти знак верности ложному дню покоя, эти преданные люди, «неукоризненные и чистые, чада Божий непорочные» засияют «как светила в мире» (Откр. 13:16; Флп.2:15). Чем темнее ночь, тем ярче звезды.

Какую необыкновенную работу совершил бы Илия, если бы попытался сосчитать Израиль в то время, когда суды Божьи постигали возмутившийся народ! Он думал, что никого, кроме него, не осталось на стороне Господа. Но когда он сказал: «Остался я один, но и моей души ищут», последовавший на эти слова ответ Бога удивил его. «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей», которые «не преклонялись пред Ваалом» (3 Цар. 19:14,18).

Поэтому пусть никто не пытается исчислить Израиль сегодня, но каждый должен стремиться к тому, чтобы иметь «плотяное сердце», сердце, исполненное нежного сочувствия, которое бы, подобно сердцу Христа, старалось спасти погибающий мир.

[190]