Библиотека soteria.ru
Пророки и цари
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 37425 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 29. Вавилонские послы
Когда царствование Езекии достигло наибольшего расцвета, царь внезапно был поражен неизлечимой болезнью. Никто не мог помочь «смертельно заболевшему царю». Когда последняя надежда на выздоровление, казалось, исчезла, к нему явился пророк Исаия со следующими словами: «Так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис. 38:1).
Будущее представлялось беспросветно мрачным, однако царь еще мог в молитве обратиться к Тому, Кто всегда был с ним, как «прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2). «И отворотился Езекчя лицем своим к стене, и молился Господу, говоря: О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно» (4 Цар. 20:2, 3).
[341]
Со времен Давида еще не было царя, который бы так усердно трудился в дни отступничества и упадка для созидания царства Божьего, как Езекия. Умирающий правитель преданно служил Богу и укреплял уверенность народа в том, что Иегова — их Верховный Правитель. И теперь, подобно Давиду, он мог молиться:
«Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней»
(Пс. 87:3,4).
«Ибо Ты надежда моя. Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я… Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня… Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне…доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс 70:5, 6, 9, 12, 18).
Тот, милосердие Кого «не истощилось», услышал молитву Своего слуги (Пл. Иер.3:22). «Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: Возвратись, и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 20:4-6).
[342]
Обрадованный пророк возвратился к царю со словами веры и надежды. Советуя Езекии положить на больное место пласт из смокв, Исаия передал ему послание Божественного сострадания и заботы.
Подобно Моисею в земле Мадиамской, Гедеону, увидевшему небесного посланника, Елисею пред самым вознесением его господина, Езекия умолял явить ему знамение, что эта весть была послана Небом. «Какое знамение, — спросил он пророка, — что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень?»
«Вот тебе знамение от Господа, — ответил пророк, — что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней?» «Легко, — ответил Езекия, — тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней».
Только прямое вмешательство Бога могло возвратить тень солнечных часов на десять ступеней назад, и это должно было стать для Езекии знамением того, что Господь услышал его молитву. «И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней» (стихи 8-11).
Выздоровев, иудейский царь сложил песню, в которой он восхвалял благодеяние Иеговы и обещал Ему провести остаток своих дней в самоотверженном служении Царю царей. Его благодарное признание сострадательности Бога служит вдохновением для всех, кто желает посвятить свою жизнь прославлению Творца.
[343]
«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я ждал до утра; подобно льву. Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей. Господи! так живут, и во всем этом — жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем».
(Ис. 38:10-20).
[344]
В плодородных долинах Тигра и Евфрата жил один древний народ, которому, несмотря на то, что он в то время подчинялся ассирийцам, предстояло управлять миром. Среди этого народа были мудрые люди, которые особое внимание уделяли изучению астрономии, и их удивлению не было границ, когда они заметили, что солнечная тень возвратилась обратно на десять ступеней. Когда их царь Беродах Баладан узнал о том, что это чудо является знамением иудейскому царю, подтверждающим, что небесный Бог продлевает ему жизнь, он послал своих послов к Езекии, чтобы поздравить его с выздоровлением и по возможности побольше узнать о Боге, Который совершил такое великое чудо.
Прибытие послов царя далекой страны давало Езекии возможность превознести живого Бога. Как легко мог бы он рассказать им о Боге, Вседержителе всего сотворенного, о Том, Кто даровал ему жизнь тогда, когда уже не было никакой надежды на спасение! Какие важные перемены могли бы произойти, если бы жители халдейских долин, озабоченные поиском истины, были побуждены признать верховную власть живого Бога!
[345]
Но гордость и тщеславие овладели сердцем Езекии, и, упиваясь своим величием, он показал любопытным гостям сокровища, которыми Бог обогатил Свой народ. Царь «показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом, и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем» (Ис. 39:2). Он поступил так не потому, что хотел прославить Бога, но для того, чтобы возвеличить себя в глазах чужеземных князей. Он не подумал о том, что эти люди — представители могущественного народа и что в их сердцах нет ни страха, ни любви к Богу, и что неблагоразумно показывать им богатства своей страны.
[346]
Пребывание в стране послов стало для Езекии испытанием его признательности и преданности. Писание говорит: «Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2 Пар. 32:31). Если бы Езекия мудро воспользовался предоставленной ему возможностью засвидетельствовать могущество, доброту, милосердие Бога Израилева, тогда рассказ послов был бы подобен свету, пронизывающему мрак. Но Езекия возвысил себя над Господом воинств. «Не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния; ибо возгордилось сердце его» (2 Пар. 32:25).
Какие губительные последствия повлекло за собой неразумное поведение Езекии! Исаии было открыто, что возвращавшиеся послы поведали о богатствах, которые они видели, и что вавилонский царь и его советники намерены обогатить свою страну сокровищами Иерусалима. «И был на него гнев Божий, и на Иудею, и на Иерусалим» (2 Пар. 32:25).
«И пришел пророк Исаия к царю Езекии, и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им.
[347]
И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь,-и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского.
И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек» (Ис. 39:3-8).
Когда терзаемый угрызениями совести «смирился Езекия в гордости сердца своего,-сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии» (2 Пар. 32:26). Но посеянным семенам зла суждено было взойти в свое время и принести обильный урожай горя и опустошения. В течение всех остававшихся ему лет иудейский царь продолжал преуспевать во всем, ибо им владело неуклонное желание искупить ошибки прошлого и прославить имя Бога, Которому он служил, однако его вера должна была претерпеть суровые испытания, а ему предстояло на собственном опыте узнать, что только всецело доверяясь Иегове, можно надеяться одержать победу над силами тьмы, которые замышляли погубить его самого и весь его народ.
Ошибка Езекии, заключавшаяся в том, что он не проявил верность своему долгу во время визита послов, содержит серьезный урок для всех. Мы должны говорить о драгоценном опыте, полученном нами, о милости и доброте Божьей, о неизмеримых глубинах любви Спасителя гораздо больше, чем это обычно делаем. Когда сознание и сердце наполнятся любовью Божьей, тогда нетрудно говорить о том, что составляет нашу духовную жизнь. Великие мысли, благородные порывы, глубокое понимание истины, самоотверженные стремления, горячее рвение к благочестию и святости найдут свое выражение в словах, открывающих подлинное сокровище сердца.
[348]
Люди, с которыми мы ежедневно общаемся, нуждаются в нашей помощи и наставлении. Они, возможно, находятся в таком душевном состоянии, что вовремя сказанные слова окажутся словно гвоздь, забитый в нужном месте. Завтра некоторые из них, может быть, уже будут там, где мы их никогда не увидим. Какое же влияние мы оказываем на ближних, которые, подобно нам, являются странниками в этом мире?
Каждый день нашей жизни возлагает на нас определенную ответственность. Ежедневно наши слова и дела соответственно воздействуют на окружающих людей. С каким же великим вниманием мы должны следить за своими высказываниями и поступками! Один опрометчивый поступок, один неблагоразумный шаг — и огромные волны сильного искушения смоют душу в пропасть греха. Мы не можем вернуть те мысли, которые внедрили в головы ближних. Если мы посеяли зло, оно превратится в поток зла, приостановить который мы будем бессильны.
С другой стороны, если своим примером мы помогаем людям развивать добрые принципы, то тем самым придаем им силы делать добро. В свою очередь, они окажут подобное влияние и на других. Таким образом, неосознанно мы помогаем сотням и тысячам душ. Истинный последователь Христа укрепляет доброе стремление тех, с кем он общается. Всему нечестивому, греховному миру он показывает силу благодати Божьей и совершенство Господа.
[349]