Глава 42. Истинное величие

(Эта глава основана на Книге пророка Даниила, 4.)

Вознесенный на вершину земного величия и признанный даже Священным Писанием как «царь царей» (Иез. 26:7), Навуходоносор тем не менее некоторое время приписывал славу и величие своего царства милости Иеговы. Так было сразу после того, как он увидел во сне истукана. Это видение и мысль, что вавилонская империя, несмотря на свою обширность, в конце концов падет и что такая же участь ожидает другие государства, пока наконец все земные царства не заменит Царство Божье, которому не будет конца, произвели на него огромное впечатление.

[515]

В последующие годы Навуходоносор забыл о намерении Божьем по поводу народов, но когда его гордый дух был унижен перед всеми людьми на поле Деир, он еще раз признал, что Царство Божье — «царство вечное, и владычество Его — в роды и роды». Будучи язычником по своему рождению и воспитанию и находясь во главе языческого народа, Навуходоносор все же обладал врожденным чувством справедливости и истины, и Бог мог воспользоваться им как орудием в Своих руках для наказания непокорных и осуществления Своих Божественных планов. «Лютейший из народов» (Иез. 28:7), как называли Навуходоносора, после упорных и изматывающих попыток завоевал Тир; Египет также стал добычей его победоносных войск, и по мере присоединения к Вавилонскому царству народа за народом росла и его слава как величайшего правителя того времени.

Не удивительно, что победоносного, честолюбивого и гордого монарха могло посетить искушение оставить стезю смирения — единственную, которая ведет к истинному величию В промежутках между завоевательными войнами он много внимания уделял укреплению и украшению своей столицы, пока наконец Вавилон не стал славой царства, золотым городом, «славой всей земли» (Иер 51 41). Его пылкое увлечение строительством Вавилона и превращением его в одно из чудес света увеличивали его гордыню, пока над ним не нависла серьезная опасность испортить свою репутацию разумного правителя, которого Бог мог использовать как Свое орудие для осуществления Божественных намерений.

По милости Своей Бог послал царю другой сон, предупреждая об опасности и сетях, расставленных, чтобы погубить его. В ночном видении Навуходоносору предстало огромное дерево, растущее среди земли; вершина его достигала неба, а ветви простирались до краев земли. Стада коров и овец спускались с гор и холмов и находили себе убежище под их тенью, а птицы небесные вили на них свои гнезда. «Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех. и от него питалась всякая плоть»

[516]

В то время как царь смотрел на это величественное дерево, он увидел «Бодрствующего», «Святого», Который приблизился к дереву и громким голосом повелел:

«Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет, и поставляет над ним униженного между людьми»

Сильно встревоженный этим сном, который, без сомнения, предсказывал какое-то несчастье, царь поведал о нем «тайноведцам, обаятелям. Халдеям и гадателям», но, несмотря на то, что сон был очень определенным, никто из мудрецов не мог объяснить его значения.

Еще раз в этой языческой стране было доказано, что только тому, кто любит и боится Бога, открыты тайны Небесного Царства. В замешательстве царь послал за своим слугой Даниилом — человеком, уважаемым за честность, постоянство и непревзойденную мудрость.

[517]

Когда Даниил, вызванный царем, предстал перед ним, тот сказал. «Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святого Ьога, и никакая тайна не затрудняет тебя: объясни мне видение сна моего, который я видел, и значение его». Рассказав ему сон, Навуходоносор сказал. «Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значение, а ты можешь, потому что дух святого Бога в тебе».

Даниилу был понятен этот сон, но пугало его значение. Он «около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его» Видя нерешительность и переживание Даниила, царь выразил ему сочувствие, сказав: «Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его».

«Господин мой: — ответил Даниил, — твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его’» Пророк понимал, что Бог возложил на него торжественную обязанность сообщить Навуходоносору о наказании, которое падет на его голову из-за гордости и высокомерия. Даниил сознавал, что ему следует так. объяснить сон царю, чтобы тот понял, и хотя значение сна повергло Даниила в немое изумление, он, невзирая на последствия, должен был рассказать всю истину.

[518]

Затем Даниил сообщил царю решение Всемогущего. «Дерево, которое ты видел, — сказал он, — которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле, на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные, это — ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли.

А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, который сказал, срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен, — то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную».

С почтением истолковав царю сон, Даниил настоятельно просил гордого монарха раскаяться и обратиться к Богу, чтобы, живя праведно, избежать грядущего несчастья. «Царь,-умолял пророк, — да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным, вот чем может продлиться мир твой».

[519]

Некоторое время предостережения и советы пророка возымели свое действие на Навуходоносора, но вскоре сердце его, не обновленное благодатью Божьей, вышло из-под влияния Святого Духа. Самолюбие и тщеславие так и не покинули царя, и позже эти пороки вновь проявились в нем.

Несмотря на наставления, данные ему так милостиво, несмотря на прошлый опыт, Навуходоносор позволил завладеть собой чувству зависти к грядущим царствам. Его правление, отличавшееся до сих пор величайшей справедливостью и милосердием, стало деспотическим. Ожесточившись, он употребил данные ему Богом таланты для прославления своего имени и самовозвышения над Тем, Кто дал ему жизнь и власть.

В течение долгих месяцев Бог медлил с вынесением окончательного приговора. Но вместо того чтобы во время Божественного долготерпения раскаяться, царь все больше возвеличивался в собственных глазах, пока наконец совершенно не перестал верить в значение посланного ему сна и начал смеяться над своими былыми страхами.

Спустя год после того как Навуходоносор получил предостережение, он, прогуливаясь по дворцу и гордо размышляя о своей царственной власти и достигнутых успехах в строительстве, воскликнул: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!»

[520]

Горделивые слова еще звучали в устах царя, когда голос с Неба объявил, что наступило время суда. До него донеслись слова приговора Иеговы: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!»

Мгновенно он лишился разума, данного ему Богом, рассудительности — совершенной, как думал царь, и мудрости, которой он гордился; и некогда могущественный монарх превратился в помешанного. Его рука больше не могла держать державный скипетр. Он пренебрег Божьими предостережениями и теперь, лишенный силы, ниспосланной Творцом, и отлученный от человеческого общества, «ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы».

В течение семи лет Навуходоносор приводил в глубочайшее изумление своих подданных; в течение семи лет он находился в унизительном состоянии на глазах у всех. Когда же разум вернулся к нему, он, в смирении обращая взор к небесному Богу, признал, что это Божественная рука наказала его. Он перед всеми признал свою вину и величайшую милость Божью, благодаря которой он выздоровел. «По окончании же дней тех, — сказал он, — я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»

[521]

В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратилась сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось».

Некогда гордый монарх стал кротким дитем Божьим; жестокий, властный правитель — мудрым и сострадательным царем. Он, который насмехался и поносил небесного Бога, теперь признал силу Всемогущего и искренне заботился, чтобы его подданные были счастливы и боялись Иегову. Под твердой рукой Того, Кто есть Царь царей и Господь господствующих, Навуходоносор наконец осознал то, что должны осознать все правители, — истинное величие состоит в истинной добродетели. Он признал Иегову как живого Бога, говоря: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».

Намерение Божие о том, чтобы величайшее царство в мире прославило Его, теперь исполнилось. Всенародное признание милосердия, доброты и власти Господа стало последним поступком Навуходоносора, записанным на страницах священной истории.

[522]