Глава 44. В львином рву

(Эта глава основана на Книге пророка Даниила, 6.)

Когда Дарий Мидийский взошел на престол, который ранее принадлежал вавилонским царям, он немедленно начал назначать новых людей на ответственные посты. «Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, из которых один был Даниил, чтобы сатрапы давали им отчет, и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством».

Честь, оказанная Даниилу, возбудила зависть влиятельных людей царства, и они искали случая пожаловаться на него царю. Но им не удалось найти никакого предлога, «потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем».

Безупречное поведение Даниила вызвало еще большую зависть его врагов. «Не найти нам предлога против Даниила, — наконец они вынуждены были признать, — если мы не найдем его против него в законе Бога его».

[540]

Поэтому наместники, и князья, посовещавшись, составили заговор, надеясь погубить пророка. Они решили предложить царю подписать указ, подготовленный ими самими, по которому ни один человек в царстве в течение тридцати дней не мог просить о чем-либо ни Бога, ни человека, но только царя Дария. Всякий же осмелившийся нарушить этот указ должен быть брошен в львиный ров.

Итак, князья, подготовив такой указ, представили его Дарию. Разжигая тщеславие царя, они убеждали, что этим указом он значительно возвысит свой авторитет и честь. Не догадываясь о коварном намерении князей, царь не увидел злого умысла в этом указе и, обольстившись, подписал его.

Враги Даниила вышли от царя радостные, уверенные, что теперь слуга Иеговы непременно попадет к ним в сети. В этом заговоре сатана играл основную роль. Пророк занимал высокое положение в царстве, и злые ангелы опасались, что под его влиянием ослабнет их власть над правителями страны. Именно сатанинские силы возбуждали в князьях зависть и ревность; именно они были вдохновителями плана уничтожения Даниила, и князья, став орудиями зла, осуществляли его.

[541]

Враги пророка рассчитывали на верность Даниила своим принципам и поэтому верили в успешный исход заговора. И они не ошиблись в своих предположениях. Он сразу разгадал злой умысел, скрывающийся в указе, однако это не вызвало ни малейшей перемены в его привычках. Почему он должен перестать молиться теперь, когда он больше всего нуждается в молитве? Он скорее расстался бы с жизнью, чем с надеждой получить помощь от Бога. С прежним спокойствием продолжал он нести обязанности главы всех князей, а в час молитвы уходил в свою горницу и, открыв, по обыкновению, окна со стороны Иерусалима, возносил молитвы небесному Богу. Он не пытался скрывать этого. Хотя ему хорошо было известно, к чему может привести верность Богу, его дух не поколебался. Он не позволил, чтобы замышлявшим погубить его показалось, будто его связь с Небом прекратилась. Во всех случаях, когда царь имел право повелевать ему, Даниил подчинялся, но ни царь, ни его указ не могли заставить Даниила проявить неверность по отношению к Царю царей.

[542]

Таким образом, пророк смело и в то же время кротко и спокойно заявил, что никакая земная сила не имеет право становиться между душой и Богом. Окруженный идолопоклонниками, он оставался верным свидетелем истины. Его бесстрашная преданность истине сияла светлым лучом среди нравственного мрака, в который был погружен языческий двор. И сегодня Даниил является для всего мира достойным примером христианского бесстрашия и верности.

Целый день князья наблюдали за Даниилом. Трижды они видели, как он отправлялся в свою комнату, трижды слышали его голос, возносящий искренние молитвы Богу. На следующее утро они отправились к царю с доносом. Даниил, один из его самых знатных и преданных чиновников, нарушил царский указ. «Не ты ли подписал указ, — напомнили они ему, — чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?»

«Это слово твердо, — ответил царь, — как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения».

С величайшей радостью они сообщили Дарию об отношении одного из самых доверенных советников к его указу. «Даниил, который из пленных сынов Иудеи, — воскликнули они, — не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами».

[543]

Услыхав эти слова, монарх моментально догадался, какую сеть расставили для его верного слуги. Он понял: его приближенные, готовя указ, руководствовались не желанием почтить и прославить царя, а завистью к Даниилу. Царь «сильно опечалился», что ему пришлось принять участие в этом деле, и «даже до захождения солнца усиленно старался» спасти своего друга. Князья, предвидя подобный шаг со стороны царя, подошли к нему со словами: «Знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено». Указ, хотя и быстро сфабрикованный, оставался в силе и должен был быть приведен в исполнение.

«Тогда царь повелел, и привели Даниила и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: «Бог твой. Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» К отверстию рва был привален камень, и царь лично «запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него».

[544]

Бог не помешал врагам Даниила бросить его в львиный ров. Он разрешил злым ангелам и нечестивцам до определенного момента осуществлять свой злой умысел, для того чтобы сделать избавление Своего слуги более примечательным, а поражение врагов истины более полным. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе», — свидетельствовал псалмопевец (Пс. 75:11). Благодаря смелости этого одного мужа, который предпочел выбрать истину, а не политику, сатана должен был потерпеть поражение, а имя Божье прославиться и возвеличиться.

Рано утром на следующий день царь Дарий поспешил ко рву и, подойдя к нему, жалобным голосом кликнул Даниила: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой. Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»

Пророк сразу же ответил: «Царь! во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления».

«Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.

И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их; и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их».

Еще раз языческий правитель издал указ, возвеличивающий Бога, Которому поклонялся Даниил, как истинного Бога. «Царь Дарий, написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов».

[545]

Несправедливое обвинение, возведенное против Божьего слуги, было полностью опровергнуто. «Даниил благоуспевал в царствование Дария и в царствование Кира Персидского». И благодаря общению с ним эти языческие монархи были вынуждены признать, что его Бог «есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо».

История избавления Даниила учит нас, что и в мрачные времена дети Божьи должны оставаться такими же, какими они были в дни радости, озаренные надеждой и имеющие все, что только могли пожелать. В львином рву Даниил был тем же Даниилом, что представал перед царем как главный среди его вельмож и как пророк Всевышнего. Человек, полагающийся на Бога, останется в часы тяжелейших испытаний таким же, как и в дни благополучия, когда свет и милость Бога и людей озаряли его жизненный путь. Вера постигает невидимое и приобщает нас к вечности.

Небо очень близко к тем, кто страдает ради праведности. Христос объединяет Свои интересы с интересами Своего верного народа; Он страдает вместе со Своими святыми, и тот, кто прикасается к его избранным, прикасается и к Нему. Сила, всегда готовая избавить от телесных страданий и боли, готова спасти человека и от большого зла, давая возможность слуге Божьему сохранять чистоту при любых обстоятельствах и с помощью Божественной милости одержать победу.

[546]

Опыт Даниила, так много сделавшего для Вавилона и Мидо-Персии, доказывает, что деловой человек не обязательно должен быть хитрым и ловким, что политиком может быть человек, руководимый Богом на каждом шагу. Даниил, управлявший одним из самых могущественных царств на земле, в то же время был и пророком Божьим, получающим свет свыше. Его обуревали те же страсти, что и нас, но Священное Писание рисует его как безупречного мужа. Его деловые отчеты, скрупулезно проверенные его врагами, также были безупречны. Даниил — пример того, кем может стать каждый деловой человек, если его сердце обращено к Богу и посвящено Ему, если все его действия праведны в очах Божьих.

Полное соответствие небесным требованиям приносит как земные, так и духовные благословения. Неколебимо верный Богу, имея огромное самообладание, Даниил в силу своего благородства и неизменной твердости еще молодым человеком приобрел «милость и благорасположение» языческого начальника, в подчинении которого он находился (Дан. 1:9). Такой же была и вся его последующая жизнь. Он быстро поднялся до положения управителя Вавилонского царства. В период, когда цари сменяли друг друга, когда страна шла к закату и устанавливалась новая мировая империя, Даниил проявил столько мудрости и умения в управлении государственными делами, настолько тактично и учтиво вел себя, был так добросердечен и верен принципам истины, что даже врагам его пришлось признать, что «никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен».

[547]

Глубоко уважаемый сановниками, знавший государственные тайны, Даниил был возвеличен и Богом, сделавшим его Своим посланником и открывшим ему многие тайны грядущих веков. Замечательные пророчества, записанные Даниилом в 7-12 главах книги, носящей его имя, полностью не были понятны даже ему самому, но в конце его жизни ему было обещано, что «в последнее время», в заключительный период истории этого мира он восстанет для получения своего жребия. Ему не было дано понять все то, что Бог открыл о Своем намерении. «Сокрой слова сии и запечатай книгу сию», было повелено ему относительно записанных им пророчеств; их нужно было запечатать «до последнего времени». «Иди, Даниил, — еще раз повелел ангел верному слуге Иеговы, — ибо сокрыть! и запечатаны слова сии до последнего времени… А ты иди к твоему концу, и успокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12:4, 9, 13).

Приближается завершение мировой истории, и мы должны обратить серьезное внимание на пророчества, записанные в Книге Даниила, ибо они относятся к нашему времени. Между этими пророчествами и последней книгой Нового Завета существует теснейшая связь. Сатана заставил многих людей поверить, что пророчества Даниила и Иоанна нельзя понять. Но обетование ясно говорит, что всем, изучающим эти пророчества, будут ниспосланы особые благословения. «Мудрые уразумеют» (стих 10), так сказано о видениях Даниила, которые должны распечатать в наше время; и об откровении, данном Христом Своему рабу, Иоанну, как руководство для народа Божьего на протяжении всех столетий, также есть обетование: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр.1:3).

[548]

Примеры возвышения и падения царств, описанные в Книге Даниила и в Откровении Иоанна Богослова, учат, что земная слава и могущество не имеют никакой цены. Вавилон, с его непревзойденной силой и величием, казавшимися людям того времени несокрушимыми и бесконечными, — навсегда канул в вечность. Как «цвет на траве» исчез он (Иак. 1:10). Так исчезли и Мидо-Персидское, Греческое и Римское царства. Таким же образом исчезает все, что не опирается на Бога. Сохраниться может только то, что соответствует Его замыслу и выражает Его сущность. Его принципы являются единственными незыблемыми основами, известными нашему миру.

Тщательное изучение того, как осуществляются Божественные замыслы в истории народов и в откровении грядущих событий, поможет нам определить настоящую цену свершившемуся и предстоящему и познать, в чем состоит истинная цель жизни. Рассматривая все временное в свете вечности, мы можем, подобно Даниилу и его последователям, жить ради того, что истинно, возвышенно и вечно. И познавая в этой жизни принципы царства нашего Господа и Спасителя, царства, которое будет пребывать во веки и веки, мы сможем приготовиться к Его пришествию, чтобы вместе с Ним войти в уготованные нам обители.

[549]

549

[550]

550

[551]