Библиотека soteria.ru
Желание веков
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 175976 Все тексты автора Елена Уайт
Глава 69. На горе Елеонской
Евангелия от Матфея, 24; от Марка, 13; от Луки, 21:5-38
Слова. Христа, обращенные к священникам и правителям: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38), — вселили ужас в их сердца. Делая вид, что им это безразлично, они продолжали испытывать беспокойство. Казалось, невидимая опасность нависла над ними. Неужели возможно, чтобы их величественный храм, который был славой всего народа, вскоре превратится в груду развалин? Их недобрые предчувствия разделяли и ученики, которые очень желали услышать от Иисуса более определенное высказывание. Выходя из храма, они обратили внимание Иисуса на величие и красоту этого сооружения. Храм был сложен из плит чистейшего безукоризненной белизны мрамора, и некоторые из них достигали огромных размеров. Часть этих стен некогда выдержала осаду армии Навуходоносора. Работа каменщиков была столь искусной, что стена казалась высеченной из цельного куска мрамора. И невозможно было представить, что могут быть разрушены такие массивные стены.
О чем думал Отвергнутый строителями в тот момент, когда Он любовался величием храма!? Перед Ним было действительно великолепное зрелище, но Он с грустью сказал: Я вижу все это. Строение прекрасно. Вы утверждаете, что эти стены несокрушимы, но послушайте Меня — придет день, когда «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».
[628]
Христос говорил это перед огромным скоплением народа. Но когда Он остался один, Петр, Иоанн, Иаков и Андрей пришли к Нему на гору Елеонскую. «Скажи нам, — попросили они, — когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Отвечая Своим ученикам, Иисус не стал разделять два события — разрушение Иерусалима и великий день Своего пришествия, слив воедино их описание. Если бы Он открыл ученикам все будущее, как это виделось Ему, они не вынесли бы подобного зрелища. Жалея их. Он объединил описание двух великих событий, предоставив ученикам возможность самим уяснить заложенный в них смысл. Когда Он говорил о разрушении Иерусалима, Его пророческие слова значили гораздо больше и предрекали грядущее вплоть до последнего великого пожара в тот день, когда Господь восстанет, чтобы наказать мир за его грехи, а земля разверзнется и не будет больше скрывать убитых. Это слово сказано было не только для учеников, но и для тех, кто будет жить в последние дни земной истории.
Обращаясь к ученикам, Христос предостерег: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я — Христос, и многих прельстят». Появится много лжехристов, которые будут убеждать, что они совершают чудеса; они будут заявлять, что пришло время освобождения иудейского народа, чем обольстят многих. Эти слова Христа исполнились. В период между Его смертью и осадой Иерусалима появилось много лжехристов. Но это предостережение справедливо и для живущих в последнее время. Тот же самый обман, к которому прибегали лжехристы до разрушения Иерусалима, повторялся на протяжении всех веков и будет совершаться в будущем.
[629]
«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец». Перед разрушением Иерусалима люди боролись за власть. Императоры погибали от рук заговорщиков, наследников престола убивали; повсюду велись войны и распространялись военные слухи. «Надлежит всему тому быть, — сказал Христос, — Но это еще не конец» (то есть не конец иудейского народа). «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней». Когда раввины увидят эти знамения, говорил Христос, они скажут, что это суды Господни посланы на все народы за то, что они притесняют избранный народ Божий. Раввины заявят, что эти знамения свидетельствуют о пришествии Мессии. Но не обольщайтесь — это лишь начало Его судов. Люди думают только о себе, они не покаются и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Знамения, которые они истолковывают как признак своего освобождения от рабства, свидетельствуют об их скорой гибели.
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга». Все это пережили христиане. Родители предавали детей, дети предавали родителей, друзья предавали друзей в руки синедриона. Гонители достигли своей цели, убив Стефана, Иакова и других христиан.
[630]
Через Своих слуг Бог дал иудейскому народу последнюю возможность покаяться. Он являл Себя через Своих свидетелей, которых судили и бросали в тюрьмы, а судьи выносили им смертный приговор. Это были люди, достоинство которых мир не в состоянии был оценить, и, убивая их, иудеи вновь и вновь распинали Сына Божьего. Это опять повторится. Властители издадут законы, ограничивающие религиозную свободу. Они присвоят себе право, которое принадлежит одному Богу — распоряжаться совестью человека, над которой властен только Бог. Уже сегодня они начинают делать первые шаги и не остановятся до тех пор, пока не достигнут предела, через который уже нельзя перейти. И Бог вступится за Свой верный народ, соблюдающий заповеди.
Всякий раз, когда преследуют христиан, свидетели этих гонений делают выбор: за Христа или против Него. Те, кто проявляет сочувствие к невинно осужденным, показывают свое расположение ко Христу. Другие же раздражены тем, что принципы истины находятся в прямом противоречии с их обычаями. Многие отступают и падают, отрекаясь от той веры, которую некогда защищали. Те, кто отступит во время испытаний, будут лжесвидетельствовать и предавать своих братьев. Христос предостерег нас обо всем этом, чтобы мы не удивлялись бессердечным, жестоким поступкам отвергающих свет.
Христос дал Своим ученикам знамение скорой гибели Иерусалима и объяснил, как спастись: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное». Христос предупреждал о событиях, которые произойдут через сорок лет, при разрушении Иерусалима. Христиане вняли этому предостережению, и ни один из них не погиб во время осады города.
«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу», — сказал Христос. Творец субботы не отменил ее, пригвоздив ко кресту. Смерть Христа не умалила субботу. Через сорок лет после Его распятия суббота должна оставаться по-прежнему святой. В течение сорока лет ученикам надлежало молиться, чтобы их бегство не случилось в субботу.
[631]
От разрушения Иерусалима Христос сразу же перешел к самому великому событию — к последнему звену в цепи истории нашей земли. Он начал говорить о пришествии Сына Божьего в величии и славе. Между этими двумя событиями Христос видел целые столетия мрака, ознаменовавшиеся кровью, слезами и мучениями Его последователей. Его ученики не выдержали бы такого зрелища, и Иисус упомянул об этом лишь кратко. «Тогда будет великая скорбь, — сказал Он, — какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Более тысячи лет продолжались такие гонения на последователей Христа, каких мир никогда не знал ранее. Миллионам Его верных последователей предстояло умереть. И если бы Господь не простер Своей руки, чтобы сохранить Свой народ, все бы погибли. «Но ради избранных, — сказал Он, — сократятся те дни».
И теперь простым, доступным языком наш Господь говорит о Своем Втором пришествии. Он предупреждает об опасностях, предшествующих Его пришествию в мир. «Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехриста и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот. Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
Упоминая о знамениях, предшествующих разрушению Иерусалима, Христос назвал одно из них: «многие лжепророки восстанут и прельстят многих». Лжепророки действительно появились, совращая народ и уводя большие толпы в пустыню. Маги и волшебники, уверяя, что они обладают чудотворной силой, увлекали за собой людей в горные, безлюдные места. Но это пророчество относилось также и к последующим дням, знаменуя Второе пришествие. И сегодня лжехриста и лжепророки пытаются вершить знамения и чудеса, чтобы прельстить истинных учеников Иисуса. Разве мы не слышим сегодня крик: «вот. Он в пустыне!»? Не пошли ли тысячи лю дей в пустыню, надеясь там найти Христа? Разве мы не слышим призыв, раздающийся на тысячах собраний, где люди заявляют, что общаются с духами умерших: «вот. Он в потаенных комнатах!» Именно это утверждают приверженцы спиритизма. Но что говорит Христос? «Не верьте; ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
[632]
Спаситель описывает нам признаки Своего пришествия, и даже определяет время, когда появится первое из этих знамений: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Христос сказал, что к концу длительного периода папского гонения солнце померкнет и луна не даст света своего, а затем звезды спадут с небес. И Он говорит: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее уже становятся мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так, когда увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24: 32, 33).
Христос назвал признаки Своего пришествия, сказав, что мы узнаем, когда Он «будет близко, при дверях». Он говорит о тех, кто увидит эти знамения: «Не прейдет род сей, как все сие будет». Эти знамения уже появились. Теперь МБ! знаем определенно, что пришествие Господа близко. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
Христос грядет на облаках с великой славой. Множество ангелов света будут сопровождать Его. Он придет, чтобы воскресить мертвых и изменить живых праведников «от славы в славу». Он придет, чтобы прославить тех, кто любил Его и соблюдал Его заповеди, и взять их к Себе. Он не забыл Своего земного обетования. И тогда наша великая семья вновь соединится воедино. Глядя на умерших, мы можем думать о том утре, когда прозвучит труба Господня и «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:52). Еще немного — и мы увидим Царя в Его славе. Еще немного — и Он осушит наши слезы. Еще немного — и Он представит нас «пред славою Своею непорочными в радости» (Иуда, 24). Вот почему, говоря о признаках Своего пришествия. Он сказал: «Когда же это начнет сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
Но Христос не открыл день и час Своего Второго пришествия, ясно сказав Своим ученикам, что не может сообщить этого. Если бы Он волен был открыть тайну, то зачем бы Ему призывать их жить в постоянном ожидании? Некоторые утверждают, что знают точно время пришествия нашего Господа. Они усердно определяют, что произойдет в будущем. Но Господь предостерегал против этого. Точное время пришествия Сына Человеческого — тайна Божья.
[633]
Христос продолжает, указывая на состояние мира перед Его пришествием: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и в пришествие Сына Человеческого». Эти слова Христа — не о тысячелетнем царстве на земле, во время которого все будут готовиться к вечности. Он говорит: как было во дни Ноя, так будет и в то время, когда Сын Человеческий придет вновь.
Но как же было во дни Ноя? «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Жители допотопного мира отвернулись от Иеговы, отказались выполнить Его святую волю, следуя своим нечестивым помыслам и ложным понятиям. Развращенность была причиной их гибели, и сегодня мир идет тем же самым путем. Мы не замечаем утешающих признаков скорого наступления тысячелетнего царства. Нарушители Божьего закона наполняют землю преступлениями. Они заключают пари на скачках, играют в азартные игры, ведут разгульную жизнь, потворствуют своим прихотям и необузданным страстям — и все это переполняет мир неистовством.
В пророчестве о разрушении Иерусалима Христос сказал: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Это пророчество исполнится вновь. Умножившиеся беззакония тех дней повторятся в нашем поколении. Это относится и к предсказанию о проповеди Евангелия. До падения Иерусалима апостол Павел, вдохновленный Святым Духом, писал, что Евангелие «возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Так и теперь, перед пришествием Сына Человеческого, вечное Евангелие должно быть проповедано «всякому племени, и колену, и языку и народу» (Откр. 14:6). Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). Христос говорит нам о том, что будет предшествовать наступлению этого дня. Он не утверждает, что весь мир обратится, но что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Проповедуя Евангелие миру, мы можем ускорить возвращение нашего Господа. Мы должны не только ожидать, но и приближать наступление Божьего дня (см. 2 Петр. 3:12). Если бы церковь Христова выполнила то, что ей поручено Богом, то весь мир был бы предупрежден и Господь Иисус пришел бы на нашу землю в силе и в славе великой.
[634]
После того как Христос описал признаки Своего пришествия. Он сказал: «Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Смотрите, бодрствуйте, молитесь». Бог всегда предупреждал людей о грядущих судах. Те, кто веровал в Его знамения и действовал с верой, повинуясь заповедям Божьим, избегал судов, постигавших непокорных и неверных. И было слово к Ною: «Войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною». Ной повиновался Богу и был спасен. И Лоту с семейством было сказано: «Встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город» (Быт. 7:1; 19:14). Ной вверил себя попечительству небесных вестников и был спасен. Так и ученикам Христа было дано предостережение о разрушении Иерусалима, и те, кто верно истолковал знамения приближающейся катастрофы и покинул город, избежали гибели. Так и сегодня нам дано предупреждение о Втором пришествии Христа и о гибели всего мира. Кто внемлет предостережению, будет спасен.
Мы должны бодрствовать, потому что нам неизвестно точное время Его пришествия. «Блаженны рабы те, которых господин, прийдя, найдет бодрствующими» (Лк. 12:37). Ожидающие пришествия Господа не проводят дни в праздном ожидании, ибо ожидать пришествия Христа — это значит призывать людей убояться Господа и Его судов за беззакония; убеждать их в недопустимости отвержения Его милостивого приглашения. Ожидающие Господа очищают свою душу послушанием истине, сочетая серьезный труд с постоянным бодрствованием. Зная, что «Господь при дверях», они ревностно сотрудничают с небесными существами в деле спасения душ. Это верные и благоразумные рабы, которые раздают в доме Господнем «в свое время меру хлеба» (Лк. 12:42). Они возвещают истину для своего времени. Как когда-то Енох, Ной, Авраам и Моисей провозглашали истину, так и теперь слуги Христа должны возвестить особое предостережение своим современникам.
Но Христос указывает и на другой род людей. «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть, и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает».
[635]
Злой раб говорит в сердце своем: «Не скоро придет господин мой». Он не отрицает, что Христос придет, но, не осмеивая саму идею Второго пришествия, своими делами и словами убеждает, что пришествие Господа будет не скоро. Он разуверяет своих ближних в том, что скоро грядет Господь, способствует тем развитию в людях самонадеянности, беззаботности и равнодушия. Они предаются суете, и разум их помрачается. Земные страсти, развратные мысли овладевают ими. Злой раб ест и пьет с пьяницами и в поисках удовольствий предается всему мирскому. Он бьет других рабов, обвиняя и осуждая тех, кто остается верен господину. Он живет интересами мира, уподобляясь прочим беззаконникам. И такое соединение ужасно: человек вместе с миром попадает в сеть. «Придет господин раба того в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами».
«Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3:3). Пришествие Христа окажется неожиданностью для лжеучителей. Они говорят: «Мир и безопасность». Подобно священникам и учителям накануне падения Иерусалима, они ждут, когда церковь достигнет земной славы и благоденствия. Знамения времени они истолковывают как предвестие этого благоденствия. Но что говорит вдохновенное Богом слово? «Внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). Для всех живущих на земле, для всех, кому этот мир является родным домом, день пришествия Божьего станет ловушкой. Этот день наступит внезапно, как появляется крадущийся вор.
Необузданный, упивающийся нечестивыми наслаждениями, мир сладко грезит, не чувствуя опасности греха. Люди считают, что пришествие Господа очень далеко. Они насмехаются над предупреждениями и хвастливо и гордо утверждают: «От начала творения все останется так же. Завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше» (2 Петр. 3:4; Ис. 56:12). Предадимся же еще более удовольствиям. Но Христос говорит: «Се, иду как тать» (Откр. 16:15). Именно в то время, когда мир с насмешкой спрашивает: «Где обетование пришествия Его?», — эти признаки исполняются. Когда все восклицают: «Мир и безопасность!» — внезапно приходит гибель. Когда кощунствующий отвергнет истину и станет слишком самонадеянным, когда дельцы будут бессовестно наживаться, когда ученые будут жадно стремиться познать все, что угодно, но только не Библию, Христос придет, как тать.
[636]
Все в этом мире охвачено беспокойством. Знамения времени зловещи. Грядущие события бросают на нас свою тень, дух Божий удаляется от земли, и бедствие следует за бедствием на море и на суше. На земле происходят бури, землетрясения, пожары, наводнения, жестокие убийства… Кто может предвидеть будущее? Где найти безопасность? Нет уверенности сегодня в человеческом и земном. Люди торопятся стать под знамена, которые они избрали; охваченные беспокойством, они ждут, наблюдая за действиями своих вождей. Есть и такие, кто бодрствует, готовясь к пришествию нашего Господа. Предводителем других становится первый великий отступник. Лишь немногие веруют всем сердцем, что мы должны остерегаться ада и стремиться к Небу.
Мы медленно приближаемся к кризису. Солнце сияет на небе, пробегая ежедневно свой обычный круг, и небеса все еще «проповедуют славу Божью». Люди по-прежнему едят и пьют, сеют и строят, женятся и выходят замуж, покупают и продают. Люди теснят друг друга, стремясь занять более высокое положение. Любители удовольствий по-прежнему толпятся в театрах, на скачках, в игорных домах. Повсюду царит большое возбуждение, но время испытания скоро закончится, и вечная участь каждого будет решена. Сатана знает, что немного ему осталось времени. Он призвал на помощь все свои силы, чтобы прельстить, обмануть, чем-то отвлечь и усыпить людей, пока не окончится время испытания и не закроется навсегда дверь для благодати.
Из глубины веков к нам доносятся торжественные слова, сказанные нашим Господом на горе Елеонской: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».
[637]