Глава VII. Сочувствие в доме

Дорогие брат и сестра К.! Мне в видении было представлено ваше дело. Я увидела, что ваша теперешняя жизнь является ужасной ошибкой. Брат К., у тебя мрачный характер, и, не будучи сам счастлив, ты неспособен принести счастье другим.

Ты не старался развивать в себе привязанность, нежность и любовь. Твоя жена в течение всей вашей супружеской жизни страдала от недостатка сочувствия. Ваша семейная жизнь подобна пустыне, и очень немного в ней зеленых оазисов, достойных благодарных воспоминаний. Так быть не должно.

Любовь не может существовать без внешних проявлений, подобно тому, как огонь невозможно поддерживать без топлива. Ты, брат К., считал ниже своего достоинства любое проявление нежности и не пользовался случаем выразить любовь и внимание к своей жене ласковыми, добрыми словами. Ты переменчив в своих чувствах и очень сильно зависишь от обстоятельств. Ты не понимаешь, что Богу не угодно, когда ты позволяешь миру полностью владеть твоим сознанием и приносишь свои мирские проблемы в семью, допуская, таким образом, в свой дом противника. Как легко, оказывается, открыть дверь, но не так-то легко затворить ее. Очень трудно будет выпроводить врага, впустив его однажды. Оставляй все свои деловые заботы, проблемы и неприятности на работе, когда возвращаешься домой. Приходи к своей семье с радостным лицом, с сочувствием, нежностью и любовью. Это будет намного лучше, чем тратить деньги на лекарства и врачей, восстанавливая здоровье супруги. Правильным поведением ты сохранишь ее физическое здоровье и душевные силы. Ваша жизнь до сих пор была очень несчастной, и вы оба виноваты в том, что она такова. Богу не угодны ваши невзгоды, но вы сами довели себя до этого, ибо вам недостает самоконтроля.

Вы позволяете своим чувствам владеть вами. Ты, брат К., считаешь ниже своего достоинства проявлять любовь, говорить нежно и ласково. Ты полагаешь, что все эти нежные слова являются признаком мягкотелости и слабости, а потому в них нет необходимости. Но на их место приходят грубые слова — слова раздора, спора и осуждения. Неужели ты считаешь эти выражения мужественными и благородными проявлениями суровых качеств твоего пола? Но как бы ты ни относился

[696]

к этому. Бог не одобряет такой грубости и клеймит ее в Своей Книге. Ангелы покидают жилища, где слышатся слова раздора, где сердцам практически чужда благодарность, а брань, подобно брызгам греха, срывается с губ, пятная одежды и оскверняя христианский характер.

Твоя жена выходила за тебя по любви. Она была чрезвычайно чувствительна, но теперь, благодаря твоим стараниям и ее неуступчивости, здоровье ее оставляет желать лучшего. Твоя суровая холодность сделала тебя подобным айсбергу, замораживающему всякий источник любви и привязанности. Твое осуждение и выискивание ошибок было похоже на опустошительный град, падающий на нежную рассаду. Твоя любовь к миру пожирала добрые черты твоего характера. Твоя жена другого склада, она более великодушна. Но когда она, даже в малом, проявляет эту черту своего характера, ты порицаешь ее. Ты потворствуешь скупости и духу недовольства. Ты даешь своей жене почувствовать, что она для тебя — тяжкий крест и что она не имеет права проявлять великодушие за твой счет. Все это так обескуражило ее, что она чувствует себя несчастной и беспомощной, и, не имея сил переносить твои упреки, склонна к истерии. Она больна нервной болезнью. Если бы ее семейная жизнь была приятной, у нее сохранилось бы хорошее здоровье. Но в вашу семейную жизнь проник бес, который радуется вашему несчастью.

Несбывшиеся надежды сделали вас обоих совершенно несчастными. Но вы не получите награды за эти страдания, ибо причиной их являетесь вы сами. Ваши собственные слова подобны смертельному яду для ваших нервов, ума и тела. Вы пожинаете то, что посеяли. Вы не принимаете во внимание чувств и страданий друг друга. Богу не угоден владеющий вами тяжелый, бесчувственный, мирской дух. Брат К., сребролюбие — корень всякого зла. Ты любишь деньги, любишь мир, ты смотришь на болезнь жены как на жестокое,

[697]

ужасное бремя, не осознавая, что ее нездоровье в большей степени на твоей совести. У тебя нет даже зачатков духа удовлетворенности. Ты утонул в своих проблемах, на твоем лице написан страх перед воображаемой грядущей нуждой и бедностью, ты чувствуешь себя утомленным, страдающим, измученным, твое сознание в огне, твой дух подавлен. Ты не лелеешь любовь к Богу и благодарность сердца за все благословения, которыми твой добрый Небесный Отец наградил тебя. В жизни ты видишь только лишения. Безумие мира покрывает тебя густой мглой, подобно тяжелым тучам. Сатана торжествует над тобой, ибо ты будешь несчастным, хотя в твоем распоряжении имеются покой и счастье.

Когда ты слушаешь проповедь, истина воздействует на тебя, благородство твоей души пробуждается и руководит твоими действиями. Ты замечаешь, как мало ты пожертвовал Богу, как заботливо лелеял собственное «я», и под влиянием истины ты возвращаешься на правильный путь. Но как только ты выходишь из-под святого, освящающего и успокаивающего влияния, у тебя в сердце ничего не остается, и вскоре ты впадаешь в то же самое скучное, бессердечное состояние ума. Ты снова должен работать, работать и еще раз работать. Мозг и мышцы твои нагружены до предела, ты трудишься, добывая средства, о которых твое воображение говорит, будто они помогут избежать нужды и лишений. Это обман сатаны, одна из его коварных уловок, рассчитанных на то, чтобы привести тебя в погибель. Да, написано: «Дабы вы могли противостать в день злый» (Еф. 6:13), но ты преждевременно навлек на себя бремя скорби.

У тебя нет веры, любви и доверия к Богу. Если бы ты имел это — ты положился бы на Него. Но ты сам вырываешься из рук Христа, опасаясь, что Он не позаботится о тебе. Ты жертвуешь своим здоровьем. Ты не славишь Бога ни своим телом, ни своим духом, которые суть Его. В твоей семье отсутствует сладкое, радостное влияние, которое успокаивает и противостоит злу, преобладающему в тебе. Возвышенные, благородные силы твоего сознания побеждены низкими влияниями, от которых и проявляются греховные черты твоего характера.

[698]

Ты эгоистичен, властен и чрезмерно требователен. Так быть не должно. Твое спасение зависит от того, будешь ли ты служить Богу сознательно, а не исключительно из чувств или по побуждению. Бог поможет тебе, если ты начнешь работу с решения всем сердцем довериться Ему и почувствуешь надобность в Его поддержке. Ты часто падаешь духом без достаточных на то оснований. Ты даешь волю чувствам, близким к ненависти. Твои симпатии и антипатии так сильны, что их надо обуздывать. Следи за своим языком. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Помощь может исходить только от Того, Кто Всемогущ. Он будет твоей крепостью и опорой, твоим стражем спереди и сзади.

Как ты готовишься к лучшей жизни? Сатана дает тебе побуждение растрачивать свои силы на различные мирские приобретения. Ты боишься и трепещешь из-за того, что ждет тебя в этой жизни, пренебрегая жизнью грядущей, вечной. Где же твое страстное желание, серьезность и ревностность, необходимые для того, чтобы ты здесь не потерпел неудачу и невосполнимую потерю? Утратить хоть немного в этом мире кажется тебе страшным бедствием, сопоставимым с ценой жизни. А вот мысль о потере Неба не вызывает в тебе и половины того страха. Из-за твоих настойчивых усилий сохранить эту жизнь ты находишься в опасности потерять жизнь вечную. Но ты не имеешь права позволить себе потерять Небеса, потерять вечную жизнь, потерять вечное значение славы. Ты не можешь позволить себе потерять небесное богатство, это драгоценнейшее, неизмеримое счастье. Почему ты не поступаешь как человек благоразумный, почему ты серьезен, ревностен и упорен в своих усилиях не ради лучшей жизни, венца бессмертия, вечных, непреходящих сокровищ, а ради этого бедного, непродолжительного существования и тленного земного богатства?

Твое сердце живет с твоим земным сокровищем, а потому его не влечет небесное. Жалкие земные вещи заслонили от тебя славу небесного. «Где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Мф. 6:21). Твои слова заявят, а твои дела покажут,

[699]

где находится твое сокровище. Если оно на земле и представляет собой ничтожную мирскую прибыль, тогда и заботы твои проявятся в этом направлении. Но если ты стремишься к нетленному наследию с серьезностью, энергичностью и ревностностью, равной его ценности, тогда ты сможешь стать законным претендентом на жизнь вечную, стать наследником славы. Ты нуждаешься в постоянном, ежедневном обращении. Ежедневно умерщвляй свое «я», держи язык твой в узде, управляй своей речью, прекрати роптать и жаловаться, не позволяй ни одному бранному слову изойти из уст твоих. Если это потребует великих усилий — приложи их, и, поступая так, получишь воздаяние.

Твоя жизнь ныне несчастна, полна тяжелых предчувствий. Мрачные картины маячат перед тобой, тьма неверия поглотила тебя. Рассказывая о своем неверии, ты становишься еще мрачнее, ты получаешь удовлетворение от неприятных тем. Если другие стараются говорить с надеждой, ты подавляешь в них это прекрасное чувство, разговаривая с ними все более серьезно и сурово. Твои испытания и скорби постоянно ранят душу твоей жены мыслью, что из-за болезни ты считаешь ее бременем. Если тебе по душе мрак и отчаяние, то говори об этом, живи этим, воскрешай в своем воображении все, что может вызвать ропот против твоей семьи и Бога, и делай свое сердце подобным полю, по которому прошелся огонь, уничтожил всю растительность и оставил его сухим, почерневшим и покрытым золой.

У тебя больное воображение, достойное жалости. И никто, кроме тебя самого, не может тебе помочь. Если ты нуждаешься в вере — говори о вере, говори о надежде, говори о радости. Да поможет тебе Бог осознать греховность твоего поведения. В этом вопросе тебе необходима помощь дочери и жены. Если ты допустишь сатану до управления твоими мыслями, как ты это делал раньше, ты станешь его особым орудием, которое погубит твою собственную душу и принесет несчастье твоей семье. Какое ужасное впечатление производит твоя дочь! Ее мать, не получая от тебя любви и сочувствия,

[700]

сконцентрировала всю свою привязанность на дочери, сотворила из нее кумира. Это изнеженный, избалованный, практически испорченный неблагоразумной любовью ребенок. Ее воспитание сильно запущено. Если бы ее обучали домоводству и научили исполнять свою часть домашних обязанностей, она сейчас была бы более здоровой и счастливой. Дело каждой матери — научить своих детей выполнять в жизни свои обязанности, облегчать бремя матери, а не быть бесполезной куклой.

Здоровье вашей дочери может улучшиться, если ее приучить к физическому труду. Ее мышцы и нервы слабы, вялы и немощны. Ну а как же иначе, если их так мало нагружают? У вашей дочери почти нет выносливости. Даже небольшие физические нагрузки утомляют ее и создают опасность для ее здоровья. Ее мускулы и нервы не отличаются упругостью. Ее физические силы так долго дремали, что жизнь ее стала почти бесполезной. Заблудшая мать, известно ли тебе, что, предпочитая обучать свою дочь наукам и не воспитывая в ней любви к полезной домашней работе, ты нанесла ей великий вред? Нагрузки по хозяйству обязательно закалили бы ее, укрепили и улучшили ее здоровье. Твоя нежность, выглядевшая как благословение, стала ужасным проклятием. Если бы дочь разделила бремя домашней работы с матерью, та не перетруждалась бы и избежала бы многих страданий, все время благодаря за это свое дитя. Твоей дочери еще не следует нести полную нагрузку и так же трудиться, как и ее сверстницы, но она должна привыкать каждый день выполнять больше физической работы, чем прежде.

У сестры К. больное воображение. Она так избегала свежего воздуха, что теперь не может переносить его. Комнатная духота сильно вредит ее здоровью, а кровообращение из-за этого замедляется. Она постоянно находится в душном помещении

[701]

и не может переносить пребывание вне его. Ей следует осознать потребность в перемене. Своим слабым здоровьем она обязана недостатку кислорода. Сестра стала настолько изнеженной, что уже не в состоянии без боли дышать. Если она и дальше останется в плену своего болезненного воображения, то едва ли вообще будет в состоянии дышать. Ей следует в течение всего дня держать окна в комнатах открытыми, чтобы там циркулировал свежий воздух. Богу не угодно, чтобы она убивала себя, ибо в этом нет надобности. Таким образом, из-за потворства больному воображению сестра К. стала раздражительной. Ей необходим воздух, она должна дышать. Она разрушает не только свои жизненные силы, но также ослабляет здоровье своего мужа, дочери и всех тех, кто посещает их дом. Воздух в ее комнате спертый и застоявшийся, и ни один здоровый человек не сможет привыкнуть к такой атмосфере. Она изнежила себя до такой степени, что не может даже навестить собратьев, не подхватив простуды. Ради ее собственного блага и ради тех, кто находится рядом с нею, ей следует изменить свой образ жизни. Сестра К. должна привыкать к свежему воздуху, увеличивая его дозы понемногу каждый день, пока она вновь не научится дышать свежим, живительным воздухом без вреда для здоровья. Кожный покров у нее почти совсем омертвел, так как и коже недостает воздуха. Миллионы пор закрыты, ибо они засорены отходами клеточной деятельности организма и лишены воздуха. Но было бы самонадеянно сразу устраивать в доме сквозняк, открыв все окна и двери на целый день. Освежайте воздух постепенно, последовательно. Можно открывать окна на короткое время два-три дня в течение недели.

Легкие и печень также страдают от того, что сестра лишает себя живительного воздуха. Воздух — это неограниченное благословение Небес, заряжающее весь организм. Без него организм расстроится и станет бездеятельным, вялым и слабым. Однако же вы все на протяжении многих лет живете с весьма ограниченным притоком воздуха. Поступая так, твоя жена, брат, и всех остальных заставила дышать нездоровым воздухом. Никто из вас не может свободно и ясно мыслить, пока вы дышите этим ядовитым воздухом. Сестра К. страшится

[702]

выйти из дома, боясь, что, почувствовав перемену в атмосфере, она тут же простудится. И все же ее здоровье могло бы быть в гораздо лучшем состоянии, если бы она правильно к нему относилась. Дважды в неделю ей надо принимать прохладную ванну, но такую, чтобы она не вызывала у сестры неприятных ощущений. С каждым разом вода должна быть все холоднее, пока тонус кожи не начнет повышаться.

Сестре К. не придется больше влачить жалкое существование, быть постоянно больной, если вы как семья обратите внимание на наставление, данное Господом: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему; потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло» (1 Петр. 3:10-12). Спокойный ум и радостный дух принесут телу здоровье, а душе — крепость. Ничто так не способствует болезни, как угнетение духа, угрюмость и печаль. Депрессивное состояние ужасно, а вы все страдаете этим. Дочь унаследовала от отца раздражительность, а душная, гнетущая атмосфера, лишенная жизненной силы, приводит ее разум в оцепенение. Легкие уменьшаются в объеме, печень отказывает работать.

Воздух, воздух — вот драгоценный дар Небес, которым все могут пользоваться, и он принесет вам благословение своим укрепляющим воздействием, если вы впустите его. Впустите его, развивайте любовь к нему, и он окажется сильнейшим успокоителем для ваших нервов. Воздух должен постоянно циркулировать, чтобы оставаться чистым. Воздействие чистого, свежего воздуха должно благотворно сказаться на кровообращении. Воздух освежает тело, ведет к обретению крепости и здоровья и в то же время положительно влияет на мышление, повышая его трудоспособность и ясность. Чистый воздух возбуждает аппетит, способствует интенсивному пищеварению и стимулирует спокойный и сладкий сон.

Воздействие замкнутого, плохо проветриваемого помещения таково, что организм становится слабым и болезненным,

[703]

кровообращение затрудняется, так как кровь, не очищаемая животворным воздухом, даром Небес, вяло движется по сосудам; сознание становится подавленным и угрюмым, нервы расшатываются, и сопротивление человека болезням уменьшается. Ваша упорная изоляция от свежего воздуха, боязнь хорошо проветрить комнаты заставляет вас дышать испорченным, отработанным, вредным, ядовитым воздухом, не пригодным для поддержания жизни. Тело становится слабым, кожа желтеет, пищеварение замедляется, и организм делается более восприимчивым к простуде. Незначительное охлаждение приводит к серьезным расстройствам. Большое внимание вам следует уделить тому, чтобы вы потными не сидели на сквозняке или в холодном помещении. Вам необходимо настолько приучить себя к свежему воздуху, чтобы можно было поддерживать температуру воздуха не выше 18 °С.

Вы можете стать счастливой семьей, если пожелаете совершить то, что Бог вам поручил и сделал вашей обязанностью. Но Господь не будет исполнять за вас работу, которую Он определил вам. Брат К. достоин сожаления. Он так долго ощущал себя несчастным, что жизнь для него стала бременем. Но так не должно быть. Его воображение расстроено, он так долго сосредоточивал свое внимание на мрачной стороне жизни, что если он столкнется с несчастьем или разочарованием, то решит, что все пропало, что он впадет в нужду, что все против него, что ему труднее всех и что жизнь его ужасна. Чем больше он так думает, тем более жалкой делает свою жизнь и существование своих близких. У него нет причин думать подобным образом, все это дело рук сатаны. Брат не должен позволять врагу контролировать свое сознание. Он обязан обратиться от тьмы и мрачных мыслей к любящему Спасителю, к славе Небес и обрести наследие, приготовленное для всех смиренных и послушных, имеющих благодарное сердце и твердую веру в Божьи обетования. Это будет стоить брату усилий и борьбы, но это должно быть сделано. Твое нынешнее счастье и твое грядущее вечное наслаждение зависит

[704]

от того, сосредоточишь ли ты свое внимание на радостных сценах, отринув от себя воображаемые мрачные картины, будет ли твой ум прикован к невидимому, вечному и благому, к тому, что Бог так обильно даровал тебе в жизни.

Среди членов твоей семьи есть люди, чье сознание неуравновешенно, угрюмо, подавлено, страдает от окружающего мира и подвержено его влиянию. Если ты не будешь поддерживать в семье радостное, счастливое, благодарное настроение, сатана в конечном счете сделает тебя пленником своей воли. Ты можешь стать поддержкой и опорой церкви, в которую ты ходишь, если будешь слушаться наставлений Господа и руководствоваться не чувствами, а принципами. Пусть из уст твоих исходят слова радости, счастья и любви.

Брат К., сейчас твой организм находится в состоянии, не самом лучшем для духовного возрастания, и все же благодать Божья много может сделать для того, чтобы исправить недостатки твоего характера, укрепить и развить те силы твоего ума, которые ныне слабы. Поступая по воле Божьей, ты обуздаешь свои низменные страсти, прежде преобладавшие над высокими побуждениями. Ныне же ты подобен человеку, чья чувствительность притуплена. Тебе необходимо, чтобы работа по преображению твоей жизни выполнялась при поддержке истины. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Вот что тебе нужно, вот что ты должен испытать — преобразование, освящение посредством влияния на тебя истины.

Веришь ли ты, что «близок всему конец», что картины земной истории быстро проходят? Если так, докажи веру твою делами твоими. Человек может показать всю веру, которой обладает. Некоторые полагают, что в большой степени обладают верой, но если у них и есть вера, то она мертва, ибо не

[705]

подкреплена делами. «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). Лишь немногие обладают подлинной верой, действующей с любовью и очищающей душу. Все, кто будет признан достойными вечной жизни, должны быть морально пригодными к этому. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3:2, 3). Тебе предстоит эта работа, и у тебя не слишком много времени, чтобы всей душой заняться ею.

Ты должен пережить смерть своего «я» и жить для Бога. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). Не спрашивай совета у своего «я». Гордыня, себялюбие, тщеславие, алчность, любовь к миру, ненависть, недоверие, ревность, злые подозрения — все это должно быть подавлено и принесено в жертву раз и навсегда. Когда явится Христос, уже не останется времени исправить это зло и морально готовиться к Его пришествию. Предметом наших размышлений, исследований и серьезных вопросов должно стать: «Что нам делать, чтобы спастись? Каким должно быть наше поведение, чтобы нам заслужить одобрение Божье?»

Когда лукавый искушает вас быть недовольными, порицающими, раздражительными, ранящими окружающих и вашу собственную душу, пусть серьезный, беспокойный вопрос вырвется из вашей души: «Буду ли я без порока стоять перед престолом Божьим?» Только непорочные будут там. Никто не будет взят на Небо, пока его сердце наполнено мирским мусором. Каждый недостаток характера должен быть устранен, каждое пятно удалено очищающей кровью Христа, все неприятные и недостойные черты характера исправлены.

Сколько времени тебе нужно, чтобы подготовить себя для

[706]

принятия во славе в общество ангелов небесных? Если бы ты и твоя семья вошли туда в том состоянии, в котором вы находитесь ныне. Небо бы омрачилось. Поэтому необходимо уже здесь совершить большую работу. Наша земля — место приготовления. Ты не должен терять ни мгновения. На Небесах все находится в гармонии, покое и любви. Там нет ни раздоров, ни споров, ни осуждения, ни грубых слов, ни нахмуренных лиц, ни несогласия, и туда не войдут люди, обладающие этими качествами, способными нарушить покой и счастье. Старайся богатеть добрыми делами, быть готовым отдавать, способным к общению, собирай себе доброе основание ко времени пришествия, чтобы ты мог достигнуть вечной жизни.

Перестань постоянно роптать на свою несчастную жизнь, и пусть бременем твоей души будет: «Как обрести жизнь, лучшую, чем эта, и иметь право на обители, приготовленные для тех, кто останется праведным и верным до конца». Если ты ошибешься здесь, то потеряешь все. Если ты потратишь время своей жизни на собирание земных сокровищ, а Небесные потеряешь — ты обнаружишь, что совершил ужасную ошибку. Ты не сможешь обладать двумя мирами. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 8:36, 37). Вдохновленный Духом Святым, апостол Павел сказал: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:17,18).

Эти жизненные испытания помогают соработникам Божьим удалить нечистоту, исправляют недостатки их характера и готовят их для общества чистых. Небесных, славных ангелов. Но когда мы проходим через эти испытания, то как будто горим в пламени страдания, и мы не должны задерживать взор на огне видимом. Пусть взор веры сосредоточится на невидимом — на вечном наследии, на жизни без смерти, на вечной ценности славы. И пока мы поступаем так, огонь не сожжет

[707]

нас, а лишь очистит от шлака, а мы выйдем из огня семикратно очищенными, несущими на себе печать Божью.

Гринвилл, штат Мичиган, 7 марта 1868 года