Глава I. Молодые люди, соблюдающие субботу

22 августа 1857 года в доме молитвы в Монтеррее, штат Мичиган, мне было показано, что многие еще не слышали голоса Иисуса и спасительная весть не овладела душами и не изменила их жизнь. Во многих молодых людях нет Духа Христова. Любовь Божья не живет в их сердцах, поэтому все природные влечения одерживают над ними победу, а Дух Божий и спасение отвергаются.

Исповедующие религию Иисуса не будут стыдиться или бояться нести крест перед теми, кто имеет больше опыта. Если они действительно хотят творить правду, то пожелают получать всевозможную помощь от более опытных христиан. Они с радостью обратятся к ним за помощью; сердца, согретые любовью к Богу, не будут претыкаться из-за второстепенных вещей в жизни христианина. Они станут говорить о том, к чему побуждает их Дух Божий. Они будут петь и молиться об этом. Но отсутствие духовного стержня и святой жизни тормозит развитие молодых. Их жизнь осуждает их; они не живут так, как должны жить христиане, поэтому у них нет дерзновения к Богу и трепета перед Церковью.

Молодые чувствуют себя более раскрепощенно в отсутствии старших только потому, что остаются наедине с себе подобными. Каждый считает себя не хуже других. Никто не соответствует эталону, но они неразумно сравнивают себя с себе

[155]

же подобными, пренебрегая единственным совершенным и истинным мерилом. Иисус — истинный Образец, и Его самопожертвенная жизнь — наш пример.

Я видела, как недостаточно мы изучаем Образец, как мало возвеличиваем Его над собой. Как не хотят пострадать молодые люди, как редко отказывают себе в чем-то во имя религии! Они едва ли вообще задумываются о жертве и совершенно не желают подражать Образцу в этом отношении. Я видела, каков главный лозунг их жизни: ублажать себя и потворствовать своей гордыне. Они забывают о Муже скорбей, изведавшем болезни. Их не трогают страдания Иисуса в Гефсимании, когда Его пот и капли крови падали на землю, их не волнует терновый венец, пронзивший Его святое чело. Их чувства и восприятие притупились, и они утратили всякое понятие о великой жертве, принесенной за них. Они могут сидеть и слушать рассказы о кресте, о том, как руки и ноги Сына Божьего были жестоко пробиты гвоздями, но страдания Христа не находят глубокого отклика в их душах.

Ангел сказал: «Если бы таковых ввели в град Божий и сказали, что они могут вечно наслаждаться всей его изысканной красотой и славой, у них бы не возникло ни малейшего осознания того, какой дорогой ценой было куплено для них это наследство. Они бы никогда не уразумели несравненной глубины любви Спасителя. Они не пили из чаши и не прошли крещения. Небо осквернилось бы, если бы такие люди там жили. Только участвующие в страданиях Сына Божьего, пришедшие от великой скорби и омывшие и убелившие свои одежды в крови Агнца смогут наслаждаться неописуемой славой и непревзойденной красотой Неба».

Отсутствие этого необходимого приготовления закроет врата рая для большей части молодых исповедников, ибо они не будут достаточно искренне и ревностно трудиться, чтобы войти в покой, предназначенный для народа Божьего. Они не будут искренне исповедовать свои грехи, чтобы те были прощены

[156]

и изглажены. Вскоре их грехи откроются во всей неприглядности. Око Божье не дремлет; Ему известны все грехи, скрытые от глаз смертных людей. Виновные знают точно, какие грехи им надо исповедовать, чтобы очистить душу перед Богом. Иисус дает им сейчас возможность исповедоваться, покаяться в глубоком смирении и очистить свою жизнь послушанием истине. Сейчас время исправлять ошибки и исповедовать грехи — иначе они предстанут перед ними в день Божьего гнева.

Родители в целом слишком доверяют своим детям; они же, пользуясь безграничным родительским доверием, предаются тайным грехам. Родители! Ревниво оберегайте своих детей и бодрствуйте над ними. Будьте их советниками, наставляйте и обличайте их, когда вы встаете и когда садитесь, при вхождении вашем и при выхождении: «заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного». Научите детей послушанию в начале их жизненного пути. Многие родители, к сожалению, пренебрегают этим долгом. Они не ведут себя со своими детьми достаточно твердо, решительно и последовательно. Родители позволяют им уподобляться миру, увлекаться одеждой и общаться с теми, кто ненавидит истину и отравляет их души своим влиянием. Поступая таким образом, они поощряют в своих детях любовь к миру.

Мне было показано, что родителям-христианам следует всегда придерживаться принципа единства в воспитании детей. Некоторые родители допускают здесь ошибку — они не объединяют своих усилий. Эту ошибку иногда совершают отцы, но чаще — матери. Любящая мать балует детей и потакает им во всем. Отцы много работают и редко бывают дома в обществе детей, поэтому всегда сказывается влияние матери. Своим примером она в значительной мере формирует характер детей.

Иные любящие матери мирятся с такими пороками, укоренившимися в ее детях, которые нельзя допускать ни на мгновение. Они нередко скрывают эти пороки от отца. Мать часто

[157]

покупает детям какую-то новую, модную одежду или потакает другим их слабостям и при этом ничего не говорит отцу, зная, что он не одобрил бы этого.

Таким образом детям преподается урок обмана, а если отец обнаруживает злоупотребления, то придумываются различные извинения и ему рассказывается лишь часть правды. Мать не во всем чистосердечно признается отцу, не думая о том, что он ведь не меньше ее заинтересован в благополучии детей и от него нельзя скрывать их пороки и привычки, которые необходимо исправлять в молодости. Многие вещи утаиваются, и дети, зная об отсутствии единства у родителей, пользуются этим. Дети смолоду начинают обманывать, ловчить, лукавить и искаженно рассказывают о многих происшествиях, не открывая отцу и матери всей правды. У них развивается привычка что-то скрывать, а что-то преувеличивать, говорить явную ложь и не чувствовать при этом ни малейшего стыда или угрызений совести.

А начинается с того, что мать не все рассказывает отцу, который не меньше нее заинтересован в формировании у детей христианского характера. С отцом надо всегда советоваться и ничего не скрывать от него. Но когда от него утаивают пороки детей, это развивает у них склонность скрывать правду.

Единственная надежда для этих детей — независимо от того, исповедают они какую-то религию или нет, — в их полном обращении. Все черты их характера должны измениться. Мать, не думающая о судьбе детей, известно ли тебе, что их будущая духовная жизнь зависит от того, чему они научатся в юности, что в них будет заложено? Подчини их своему влиянию, научи их послушанию, и тогда они с большей готовностью будут подчиняться Божьим требованиям. Поощряй в них правдивость и честность. Пусть они ни на минуту не сомневаются в твоей искренности и неподкупной честности.

Я видела, что молодежь исповедует истину, но не имеет радости — спасительной силы Божьей. У них нет религии и спасения. И какие праздные слова, не служащие к пользе, они

[158]

произносят! Страшная и беспристрастная летопись их деяний ведется в небесных книгах, и смертные будут судимы сообразно с тем, что делали, живя на земле. Молодые друзья! Ваши дела и праздные слова записаны в книге. Вы беседуете не о вечных ценностях, но о всевозможных других вещах, ведя светские разговоры, в которых христианам не следует участвовать. Все это записано в книге.

Я видела, что до тех пор, пока молодые люди полностью не обратятся, у них нет надежды попасть в вечность. Из того, что было мне показано, я сделала вывод, что не более половины молодых людей, исповедующих религию и истину, на самом деле обращены. Если бы они обратились, то приносили бы плод во славу Божью. Многие полагаются на мнимую надежду, не имея истинного основания. Их источник не очищен, поэтому потоки, текущие из него, нечисты. Очистите источник — тогда и потоки очистятся. Если сердце право, то ваши слова, одежда и поступки убеляться. Молодежи не хватает истинного благочестия. Я бы не опозорила своего Господа утверждением, что беспечный, легкомысленный, не молящийся человек является христианином. Нет, христианин одерживает победу над своими искушениями и страстями. Лекарство для души, больной грехом, заключено в Иисусе. Драгоценный Спаситель! Его благодати достаточно для самого слабого; и сильный также должен принять благодать, чтобы не погибнуть.

Я видела, как можно получить эту благодать. Зайди в свою комнату и там наедине умоляй Бога: «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Будьте искренними и серьезными, ибо многое может сделать усиленная молитва. Боритесь в молитве, подобно Иакову, отчаянно взывайте к Богу. У Иисуса в Гефсимании выступил кровавый пот на челе, и вы должны также прилагать максимальные усилия. Не выходите из комнаты, пока не укрепитесь в Боге. Затем бодрствуйте, и до тех пор, пока вы будете бодрствовать и молиться, вы сможете господствовать над злыми вожделениями и благодать Божья будет дана вам.

Господь повелевает мне не умолкать, чтобы я не переставала

[159]

предостерегать вас. Молодые друзья! Взыщите Господа всем сердцем своим, ревностно взыщите Его, и когда вы искренне почувствуете, что без Божьей помощи вы гибнете, когда вы будете тосковать по Нему, как лань тоскует по чистой родниковой воде, только тогда Господь быстро укрепит вас и ваш мир станет превыше всякого разумения. Если вы желаете спасения, вам надо серьезно молиться столько времени, сколько нужно; не спешите вставать с колен и не будьте небрежны в молитве. Умоляйте Бога, чтобы Он полностью преобразил вас, чтобы плод Его Духа пребывал в вас и чтобы вы сияли, как светильники в мире. Не будьте помехой или проклятием для дела Божьего; вы можете стать помощниками и благословением. Если сатана внушает вам, что вы не в силах в полной мере наслаждаться спасением, не верьте ему.

Я видела, что каждый христианин имеет возможность наслаждаться глубоким общением с Духом Божьим. Приятный небесный мир наполнит разум, и вы будете с удовольствием размышлять о Боге и вечности. Вы устроите пир из драгоценных обетований Его Слова. Но для начала познайте, что вы начали христианскую жизнь. Познайте, что вы делаете первые шаги на пути к вечной жизни. Не обманывайтесь. Я боюсь, даже более того, мне доподлинно известно, что многие из вас не знают, что такое религия. Вы испытывали какое-то возбуждение и всплеск чувств, но никогда не сознавали омерзительную сущность греха. Вы никогда не чувствовали своей неполноценности и не отворачивались с горьким сожалением от своих злых путей. Вы еще не умерли для мира, вы по-прежнему любите его удовольствия, вы любите беседовать на светские темы. Но когда вам преподносится истина Божья, вам нечего сказать. Почему в этом случае вы так молчаливы? Почему вы так много говорите о мирских вещах и молчите, когда речь идет о том, что должно вас больше всего волновать, что должно пробудить могучий отклик в вашей душе? Божья истина не живет в вас — вот в чем причина!

Я видела, что многие называют себя христианами, но внутри они растленны. Не обманывайте себя, вероломные исповедники! Бог смотрит на сердце. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Я видела, что в сердцах таких людей живет мир с его похотями, но религии Иисуса там нет. Если христиане

[160]

по исповеданию любят Иисуса больше, чем мир, они будут с удовольствием говорить о Нем, своем лучшем Друге, к Которому они больше всего привязаны. Христос пришел к ним на помощь, когда они чувствовали себя потерянными и погибшими. Когда они были труждающимися и обремененными грехом, то обратились к Нему. Он снял с них бремя вины и греха, освободил их от скорби и страдания и изменил все их привычки. То, что они когда-то любили, теперь ненавидят, а то, что ненавидели, теперь любят.

Произошла ли в вас эта великая перемена? Не обманывайтесь. Я бы никогда даже не упоминала имени Христа, если бы не отдала Ему все свое сердце и все свои привязанности. Нам следует чувствовать величайшую благодарность за то, что Иисус примет это приношение. Он претендует на все. Когда мы подчиняемся Его требованиям и отказываемся от собственных желаний, тогда и только тогда Он заключит нас в Свои объятия милости. Но что мы отдаем, когда отдаем все? Запачканную грехом душу, чтобы Иисус очистил ее Своей милостью и спас от смерти Своей несравненной любовью. Однако же я видела, что некоторые считают трудным отказаться от всего. Мне стыдно слышать такие слова и писать об этом.

Вы говорите о самоотречении? Что Христос отдал за нас? Если вы считаете, что Христос завышает цену, требуя, чтобы мы все оставили, тогда взойдите на Голгофу и плачьте о том, что допустили такую мысль. Посмотрите на руки и ноги вашего Избавителя — их пронзили гвоздями, чтобы мы могли омыться от греха Его кровью!

Люди, осознающие сдерживающую их любовь Бога, не задумываются, как бы за меньшую цену получить небесную награду; они не просят, чтобы для них опустили планку, но стремятся к совершенному послушанию воле своего Искупителя. С большой ревностью и желанием они оставляют все и проявляют пыл, соответствующий той высокой цели, к которой они стремятся. Какова эта цель? Бессмертие и жизнь вечная.

Молодые друзья! Многие из вас, к несчастью, обмануты. Вы довольствуетесь тем, что никак нельзя назвать чистой и

[161]

непорочной религией. Я хочу, чтобы вы проснулись, и ангелы Божьи пытаются пробудить в вас здравый смысл. О, если бы только важные истины Слова Божьего пробудили в вас чувство опасности и привели вас к тщательному самоисследованию! У вас все еще плотские сердца, которые Закону Божьему не подчиняются, да и не могут ему подчиняться. Эти плотские сердца обязаны измениться, и вы должны увидеть такое благолепие в святыне, чтобы возжаждать ее, как лань жаждет родниковой воды. Тогда вы полюбите Бога и Его закон; тогда иго Христа не будет тяжким, а бремя Его станет легким. Хотя вас ждут испытания, однако если вы их будете достойно переносить, они сделают ваш путь еще более драгоценным. Христианину, проявляющему самоотречение, обещано бессмертное наследие.

Я видела, что христианину не следует слишком ценить или чрезмерно полагаться на счастливый полет чувств. Эти чувства не всегда являются верным путеводителем. Каждому христианину надо стремиться служить Богу из принципа и не поддаваться чувству. Тогда вера будет постоянно крепнуть. Мне было показано, что если христианин живет смиренной, жертвенной жизнью, он будет иметь мир и радость в Господе. Но величайшее счастье он испытает, делая другим добро и делая других счастливыми. Такое счастье будет прочным и постоянным.

У многих молодых нет еще устоявшихся принципов служения Богу, нет стойкой веры. Они сникают при каждой неудаче, у них нет выносливости и они не возрастают в благодати. Они создают видимость, что исполняют заповеди Божьи, время от времени небрежно молятся, называя себя при этом христианами. Их родители так переживают за них, что принимают все, что имеет вид благочестия; они не трудятся с ними и не учат их тому, что плотский человек должен умереть. Они воодушевляют их успешно играть свою роль, но не побуждают внимательно исследовать собственное сердце, исследовать самих себя и понять, какой ценой можно стать настоящим

[162]

христианином. В результате молодые люди считают себя христианами, но недостаточно исследуют мотивы своей веры.

Верный Свидетель говорит: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15,16). Сатана хочет, чтобы вы лишь только назывались христианами, ибо тогда вы успешнее выполните его намерения. Если у вас есть только вид благочестия, но нет его силы, лукавый сможет использовать вас, чтобы увлечь других в тот же самообман. Некоторые бедные души будут смотреть на вас, вместо того чтобы взирать на библейский эталон, и не поднимутся выше вашего уровня. Они останутся довольны тем, что по крайней мере они не хуже вас.

Молодых часто побуждают исполнять их долг, говорить или молиться в собрании, призывают умереть для гордыни. На каждом шагу их понуждают, но эта религия не стоит и гроша. Пусть плотское сердце изменится, и тогда служение Богу перестанет быть таким нудным делом, черствые исповедники! Исчезнет любовь к нарядам, и вы не будете гордиться внешним видом. Время, которое вы тратите, вертясь перед зеркалом, чтобы искусно уложить волосы, следует посвящать молитве и исследованию сердца. В освященном сердце нет места внешним нарядам и украшениям, но есть искреннее, страстное желание внутренней красоты, христианских добродетелей — плодов Святого Духа.

Апостол говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3, 4).

Откажитесь от греховных помыслов, измените жизнь, и бедное, смертное тело уже не будет вашим идолом. Если сердце изменится, это отразится и на внешнем облике. Если Христос, упование славы, живет в нас, мы найдем в Нем такую несравненную прелесть, что душа наша будет очарована. Она станет прилепляться к Нему, любить Его и восхищаться Им до самозабвения. Вы станете величать и любить Христа, а

[163]

человеческое «я» смирится и укротится. Исповедание религии без этой глубокой любви — пустая болтовня, сухая формальность и тяжкая ноша. У многих из вас, возможно, имеется какое-то представление о религии, внешней религии, которая не очищает сердца. Бог смотрит на сердце, «все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13). Будет ли Он удовлетворен чем-либо, кроме истины, сосредоточенной во внутреннем человеке? Всякая истинно обращенная душа станет нести на себе безошибочные признаки того, что плотское естество покорилось Богу.

Я говорю открыто и не думаю, что истинный христианин расстроится из-за моих слов; я не хочу, чтобы кто-либо из вас подошел ко времени скорби, не утвердившись в своем уповании на Искупителя. Будьте готовы узнать о себе худшее, удостоверьтесь в том, что вы имеете наследие на небесах, будьте честны перед самими собой. Помните, что Иисус представит Своему Отцу Церковь без пятна и порока.

Откуда вы знаете, что Бог принял вас? Изучайте Его Слово с молитвой, не променивайте его на другие книги. Эта святая Книга обличает во грехе и ясно открывает путь спасения. Она открывает взору яркую и славную награду, указывает вам на совершенного Спасителя и учит, что только благодаря Его безграничной милости вы можете рассчитывать на спасение.

Не пренебрегайте тайной молитвой, ибо она есть душа религии. Ревностно и пылко молитесь об очищении души. Просите с такой искренностью и неотступностью, как если бы ваша жизнь была в опасности. Оставайтесь в присутствии Бога до тех пор, пока у вас не появится неизреченная жажда спасения и внутреннее убеждение в том, что ваши грехи прощены.

Надежда на вечную жизнь обретается не так уже легко и совсем не просто. Это вопрос, имеющий вечные последствия, и он должен быть решен между Богом и вами. Мнимая надежда (и ничего больше) будет для вас гибельна. Поскольку ваше отношение к Слову Божьему определит, выстоите вы или

[164]

потерпите поражение, то вам надо обращаться именно к нему за свидетельством. Читая его, вы увидите, что требуется от вас, чтобы стать настоящим христианином. Не снимайте с себя доспехи и не покидайте поле боя до тех пор, пока не одержите победу и не восторжествуете в вашем Искупителе.