Глава IV. Родители и дети

Мне было показано, что богобоязненные родители, перед тем как дисциплинировать своих детей, должны прежде изучить их темперамент и нрав и стремиться удовлетворить их духовные потребности. Некоторые родители внимательно относятся к материальным нуждам своих детей; они добросовестно и с любовью ухаживают за ними во время болезни и полагают, что тем самым исполняют весь свой долг. Но это серьезная ошибка. Работа родителей с этого только началась. Им надо прежде позаботиться о состоянии ума и души детей. Чтобы исцелить душевную рану, необходимо овладеть определенными методами. У детей бывают не менее тяжкие переживания и огорчения, чем у взрослых. Сами родители не всегда бывают в одном и том же расположении духа. Часто они пребывают в недоумении и растерянности, имея ошибочные взгляды и испытывая ложные чувства. Сатана осаждает их, и они поддаются его искушениям. Они говорят раздражительно и таким тоном, что вызывают гнев у своих детей; иногда они становятся излишне требовательными и вспыльчивыми. Бедные дети заражаются тем же духом, и родители бывают не в состоянии помочь им, потому что сами являются причиной несчастья. Иногда кажется, что все идет наперекосяк. Повсюду царит какая-то раздражительность, и все чувствуют себя подавленными и удрученными. Родители во всем обвиняют своих бедных детей, считая их непослушными и неуправляемыми, худшими детьми на свете, тогда как причина неприятностей — в них самих.

Некоторые родители поднимают в доме целую бурю, поскольку теряют самообладание. Вместо того чтобы с любовью попросить детей выполнить то или иное поручение, они

[385]

грубо приказывают им, ворчат на них и часто незаслуженно упрекают в том, в чем дети не виноваты. Родители, подобным отношением к детям вы лишаете их жизнерадостности и честолюбия. Они выполняют ваши поручения не из любви, а потому, что не осмеливаются ослушаться вас. Их сердце не принадлежит вам. Для них всякое дело становится изнурительным трудом, не приносящим никакой радости. При этом они часто забывают следовать вашим указаниям, что еще больше злит вас и, соответственно, наносит еще больший ущерб детским душам. Повторяются придирки, плохое поведение детей выставляется перед ними в ярких красках; в результате детей охватывает уныние и им уже неважно, угодят они взрослым или нет; Детей поражает дух безразличия, и они ищут удовольствия и развлечения вдали от дома, потому что в семье не находят их. Они связываются с плохой компанией и вскоре становятся такими же испорченными, как худшие из детей мирских родителей.

На чьей ответственности лежит этот тяжкий грех? Если бы родной дом казался детям привлекательным, если бы родители проявляли любовь к своим детям и находили для них интересные занятия, по-доброму наставляя их, как жить в послушании и согласии, то пробудили бы в их сердцах ответные чувства и дети охотно бы слушались их. Сдерживая себя, по-доброму разговаривая с детьми, хваля их за старания и усердие, родители могут поощрить их усилия, сделать их счастливыми, а семейный круг — настолько обаятельным и притягательным, что всякий мрак и тень будут изгнаны из него раз и навсегда, а вместо них установится атмосфера жизнерадостности и света.

Иногда родители оправдывают свое неправильное поведение тем, что плохо себя чувствуют. Они нервничают, им кажется, что они не могут быть спокойными, терпеливыми и выдержанными. Думая так, они обманывают себя и радуют сатану, который торжествует, видя, что родители не считают благодать Божью достаточной для преодоления своих природных немощей и недостатков. Родители могут и должны в любое время владеть собой. Этого требует от них Бог. Им надо понять, что когда они поддаются духу раздражительности и нетерпения, то тем самым заставляют страдать других. Окружающие

[386]

страдают от того духа, который в них проявляется, и если они, в свою очередь, будут действовать из тех же побуждений, зло умножится и все пойдет кувырком.

Родители, когда вы чувствуете, что раздражены, вам не следует совершать тяжкий грех и отравлять всю семью этой опасной раздражительностью. В такие моменты бодрствуйте над собой вдвойне и решитесь в сердце своем никого не оскорблять устами своими, но произносить только приятные, ободряющие слова. Скажите себе: «Я не омрачу счастье своих детей резким словом». Управляя собой таким образом, вы укрепитесь духом. Вы перестанете нервничать и утвердитесь в принципах правды. Сознание добросовестно исполняемого долга начнет подкреплять вас. Ангелы Божьи будут радостно улыбаться и помогать вам, видя ваши усилия. Когда вы проявляете нетерпение, то часто думаете, что причина этого кроется в ваших детях, и совершенно незаслуженно обвиняете их. Когда вы в хорошем настроении, дети выполняют то же самое ваше задание, но вы воспринимаете это совершенно нормально. Дети все замечают и чувствуют, когда вы непоследовательны и непостоянны в своих оценках, и сами начинают вести себя по-разному. Иногда они готовы благосклонно отнестись к вашему меняющемуся настроению, но порой становятся нервными и раздражительными и не переносят попреков. Их дух восстает против этого. Родители всячески оправдывают свое дурное расположение духа, но далеко не всегда понимают, что и у детей может быть разное настроение. Они извиняют себе то, что решительно осуждают в детях, не имеющих такого жизненного опыта и самодисциплины. Некоторые родители отличаются нервозностью, и когда они приходят усталые с работы или бывают обременены заботами, то теряют спокойствие и выдержку, начинают раздражаться и ворчать на тех, кто является для них самыми дорогими на этой земле. Такое поведение вызывает неудовольствие Бога и омрачает взаимоотношения в семье. Детей в их бедах и несчастьях надо успокаивать с нежным состраданием. Взаимная

[387]

доброта и снисхождение сделают ваш дом раем и привлекут в семейный круг святых ангелов.

Мать может и должна бороться со своей нервозностью и плохим настроением, даже если она находится в депрессии. И во время болезни она может, если только приучит себя, оставаться жизнерадостной и приятной в общении и переносить шум лучше, чем ей может казаться. Ей следует позаботиться о том, чтобы дети не чувствовали ее немощь и чтобы им не передавалось ее уныние, ибо в противном случае их чуткие и легко ранимые души будут воспринимать дом безжизненным могильным склепом, а комнату матери — самым унылым и гнетущим местом на земле. Благодаря усилиям воли разум и нервная система могут укрепиться, и человек сохранит душевное равновесие. Сила воли во многих случаях — лучшее успокоительное средство.

Не выходите к детям хмурой и мрачной. Если они поддадутся искушению, то впоследствии осознают свою ошибку и раскаются — прощайте их так же охотно, как Отец ваш Небесный прощает вас. С любовью наставляйте их, привязывайте к себе сердечным отношением. Это очень важный момент в жизни детей. Окружающая среда будет воздействовать на них и отдалять их от вас, но вы должны противостоять подобному влиянию. Учите их доверять вам свои секреты. Пусть они рассказывают вам на ухо о своих радостях и переживаниях. Поощряя такую откровенность, вы спасете их от многочисленных ловушек, которые сатана расставил на пути детей, рассчитывая на их неопытность. Не будьте излишне строгими и суровыми со своими детьми; вспомните собственное детство и не забывайте о том, что ваши ребята — всего-навсего дети. Не ожидайте, что они будут во всем совершенными, и не старайтесь сделать их в одночасье зрелыми мужчинами и женщинами. Предъявляя к ним такие завышенные требования, вы потеряете доступ к их сердцам и подтолкнете их к чьему-либо нехорошему влиянию. В этом случае детям может быть нанесен урон еще до того, как вы осознаете грозящую опасность.

Сатана и его воинство предпринимают отчаянные усилия, чтобы поколебать умы детей, и с ними надо обращаться беспристрастно, с христианской нежностью и любовью. Только тогда вы сможете оказывать на них сильное влияние, и они ответят вам безграничным доверием. Окружите своих детей

[388]

очарованием теплой семейной атмосферы, пусть они стремятся чаще быть в вашем обществе. Если вы будете это делать, у них не появится тяготения к общению с плохо воспитанными сверстниками. Сатана действует через таких испорченных подростков, заставляя их оказывать растлевающее влияние друг на друга. Подобная стратегия приносит ему самый большой успех. Молодые очень сильно влияют друг на друга. Их речь далеко не всегда изысканна и благородна. Греховные разговоры пленяют слух, и если им решительно не воспротивиться, греховные мысли проникают в сердце, пускают корни, прорастают, приносят плоды и развращают добрые нравы. Ввиду того, что пороки и зло умножаются в мире, и учитывая то, что детей надо обуздывать, родители обязаны быть вдвойне внимательными и всеми силами стараться привязать к себе своих детей, чтобы они поняли, что родители хотят видеть их счастливыми.

Родителям не следует забывать свои детские годы, того, как они стремились тогда к сочувствию и любви и какими несчастными себя ощущали, когда их бранили и разговаривали с ними раздраженно. Им надо снова помолодеть в душе и постараться понять нужды и потребности детей. Однако родителям следует не только с любовью, но и с достаточной твердостью требовать от своих детей послушания. Слово родителей должно безоговорочно исполняться.

Ангелы Божьи с глубочайшим интересом наблюдают за детьми, чтобы видеть, какой характер у них развивается. Если бы Христос обращался с нами так, как мы часто обращаемся друг с другом и со своими детьми, то мы бы давно уже преткнулись и пали, полностью разочарованные. Я видела, что Иисус знает наши немощи и Сам был искушен во всем, кроме греха. Поэтому Он ведет нас таким путем, который соответствует нашим силам и способностям. Подобно Иакову, Он идет медленно, тем же шагом, что и его дети, чтобы мы утешались Его присутствием и чтобы Он был нашим вечным Проводником. Он не презирает и не бросает Своих овец, но заботится об их нуждах. Он не велит нам бежать вперед, забывая о своих детях. Он не спешит, чтобы не оставить нас с нашими детьми

[389]

позади Себя. О нет, но Он уравнивает стезю жизни для детей Своих. И от родителей требуется, чтобы они во имя Его вели детей по узкому пути. Бог назначает нам путь, соответствующий силам и способностям детей.