Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 1
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 49907 Все тексты автора Елена Уайт
Глава VII. Непосвященные служители
Служители, проповедующие трехангельскую весть, должны трудиться с сознанием того, что бремя этой работы на них возложил Сам Бог. Если наши служители будут хоть в некоторой степени экономны, они ни в чем не испытают нужды. Если им все же чего-то не хватает, то, значит, и впредь всегда и везде будет чего-то недоставать. Предоставьте им самые благоприятные условия — и они истратят все, что получили. Так было и в случае с пастором Халлом. Таким людям нужны практически неисчерпаемые запасы, чтобы они могли удовлетворить свои потребности.
Те, кто не в состоянии мудро вести свои земные дела, отличаются этим и в решении духовных вопросов. Им не удается созидать Церковь. Они могут обладать природными талантами, быть хорошими ораторами и все же испытывать недостаток нравственности. Они в состоянии собирать большие толпы и вызывать значительные волнения, но когда дело доходит до результата, то оказывается, что он крайне незначителен, если вообще имеет место. Такие люди часто ставят себя выше своей работы и утрачивают любовь к евангельской простоте. Они не освящаются истинами, которые сами же проповедуют. Так случилось и с пастором Халлом. Ему недоставало благодати, утверждающей душу и возвышающей, облагораживающей характер человека. Хорошо, когда сердце укреплено благодатью. В этом заключается основание нашей стойкости.
Там, где пастор Халл читал курс проповедей, людям нравилась его шутливая манера и особый стиль проповедования, но все же лишь немногие в результате его трудов приняли истину. Более того, впоследствии почти все они отреклись от веры. Многие адвентисты были разочарованы столь ничтожными плодами его работы. Мне была показана причина этого недовольства. Брату недоставало простоты, чистоты и святости в жизни. Он вообразил, что его искусная работа бесценна и что дело едва ли пойдет без него. Но если бы он мог знать, какую тревогу испытывали за него настоящие работники дела Божьего, пытавшиеся помочь ему и претерпевавшие за него, он бы не
[439]
оценивал столь высоко свои труды. Его поведение было постоянным бременем для дела, которое в принципе шло бы лучше без его влияния. Желание собратьев спасти пастора Халла от падения привело к тому, что они сосредоточили свое внимание на оказание ему материальной помощи. Им нравился его талант проповедника, а некоторые прихожане были настолько неблагоразумны, что начали превозносить его и оказывать ему решительное предпочтение перед другими проповедниками, чья деятельность помогала продвижению дела всегда и везде, где бы эти служители ни находились. Всяческие почести повредили брату Халлу, ибо для победы над лестью ему недоставало терпеливого смирения и благодати Божьей. Да поможет Господь этим братьям осознать свою ошибку и в дальнейшем не вредить молодым служителям своей лестью.
Все, кто хочет покинуть Остаток народа Божьего и следовать велению своего испорченного сердца, добровольно отдают себя в лапы сатаны, и им надо предоставить такую возможность. Но среди нас есть и другие люди, которым грозит опасность. Они очень высокого мнения о своих способностях, хотя во многих отношениях их влияние ненамного полезнее влияния пастора Халла. Если эти братья не преобразуют свою жизнь, делу Божьему лучше обойтись без них. Неосвященные служители вредят делу и являются тяжким бременем для собратьев. Необходимо следить за ними и исправлять их ошибки, приводить в порядок и укреплять тех, кто был ослаблен и сбит с толку проповедями этих служителей. Неосвященные служители завидуют тем, кто несет на себе бремя работы, тем, кто может, если понадобится, пожертвовать жизнью ради успеха дела истины. Они думают, что их собратья имеют не такие высокие побуждения, чем они сами. Слишком большие хлопоты о служителях, подверженных подобным сатанинским искушениям, вредят им и являются пустой тратой средств. Это только поднимает их авторитет и помогает им наносить глубокие раны своим братьям и делу Божьему.
Мне было показано, что сомнения по поводу истинности
[440]
нашего вероучения и богодухновенности Слова Господня вызваны вовсе не теми причинами, о которых судят многие люди. Трудности связаны не столько с Библией или доказательствами нашей веры, сколько с состоянием сердец сомневающихся. Рамки Слова Божьего слишком тесны для этих неосвященных душ. «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Мысли и чувства не будут чисты и святы, если плотское сердце не обуздать и не подчинить освящающему воздействию благодати Божьей, полученной через веру. Условия спасения, показанные нам Словом Божьим, разумны, просты и точны и требуют, как минимум, полного подчинения воле Божьей, чистоты сердца и жизни. Мы должны распять собственное «я» и все связанные с ним похоти. Нам следует очиститься от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем.
Причиной почти всех случаев, когда люди сомневаются в богодухновенности Библии, является их неосвященная жизнь, обличаемая Словом. Они не принимают его предостережений и угроз, ибо те высвечивают их неправильное поведение. Они не любят тех, кто хотел бы обратить и обуздать их. Трудности и сомнения, смущающие порочное сердце, рассеются перед человеком, следующим в своей жизни чистым принципам истины.
Многие обладают талантами, которые могут принести или немалую пользу, если будут освящены и использованы в деле Христа, или большой вред, если их поставить на службу неверию и сатане. Ублажение собственного «я» и его различных страстей испортит талант и сделает его не благословением, а проклятием. Сатана, архиобманщик, обладает выдающимися талантами. Когда-то он был главой ангелов, вторым после Христа. Он пал, потому что возвысил себя, поднял восстание на Небесах и многих увлек за собой в погибель. И тут его способности
[441]
и умение стали употребляться против правления Божьего, ибо он заставлял всех, находящихся под его контролем, отказаться от признания авторитета Небес. Те, кто околдован его сатанинским величеством, могут подражать своему падшему вождю, чтобы в итоге разделить с ним его участь.
Чистая жизнь человека делает его утонченным, и люди, живущие подобным образом, будут все больше и больше избегать грубости и терпимости ко греху. Такие не отойдут от истины и не допустят сомнений в богодухновенности Слова Господня. Напротив, они с постоянно возрастающим интересом будут заниматься ежедневным исследованием Священного Писания, и христианские принципы и вдохновение наложат отпечаток на их ум и жизнь. Те же, кому по душе грех, отвратятся от Библии, им будет по нраву сомневаться и пренебрегать ее принципами. Они воспримут и будут защищать ложные теории. Такие люди будут оправдывать чьи-либо грехи обстоятельствами, в которые тот или иной человек попал, а если он совершил какое-нибудь серьезное преступление, они сделают его объектом жалости вместо того, чтобы рассматривать как преступника, заслуживающего наказания. Это всегда удобно для испорченных сердец, которые со временем будут жить по принципам падшего естества. Согласно некоторым философским течениям, греха не существует вовсе, а потому нет и столь неприятной необходимости в преобразовании личности и воздержании. Для того чтобы в настоящее время освободить себя от обязательств в деле Божьем, многие готовы заявлять, что все труды и усилия, приложенные ими в жизни при соблюдении священных принципов Слова Божьего, ничего им не дали. Потребность в философствовании у пастора Халла объяснялась испорченностью его сердца. Бог побуждает людей к труду на Своей ниве, и если они смиренны, преданны и благочестивы, им достанется венец, потерянный служителями, отвергнувшими веру.
5 ноября 1862 года мне было показано, что некоторые люди заблуждаются по поводу своего призвания. Они полагают, что если человек не может трудиться физически или не обладает деловыми качествами, он должен быть служителем. Здесь многие допускают серьезную ошибку. Можно сделать служителем человека, не имеющего деловых качеств, но в нем не
[442]
будет того, чем должен обладать каждый служитель, чтобы мудро вести дела в церкви и созидать дело Божье. Если же служитель хороший проповедник, но, подобно пастору Халлу, он плохой администратор, ему не следует трудиться одному. Рядом с ним должен стоять человек, способный восполнить его недостаток и вести за него хозяйственную деятельность. И хотя это будет умалять авторитет служителя, он должен следовать рекомендациям своего товарища, как слепой следует за зрячим. Поступая подобным образом, служитель избежит многих опасностей, которые, останься он один, могли бы стать для него роковыми.
Успех дела Божьего во многом зависит от служителей, трудящихся на ниве Евангелия. Те, кто учит истине, должны быть преданными, самоотверженными и благочестивыми людьми, знающими свое дело и идущими творить добро, ибо они осознают, что на это дело их призвал Сам Бог. Они обязаны быть людьми, понимающими ценность душ и готовыми нести любое бремя и ответственность. Настоящего работника можно узнать по качеству его работы.
Среди нас не так много проповедников. И поскольку делу Божьему, как оказалось, крайне необходима помощь, кое-кто пришел к заключению, что для этой работы подходит чуть ли не всякий желающий. Некоторые братья полагали, что если человек умеет молиться вслух или ему хорошо удается делать призывы на собраниях, он имеет право быть служителем. И прежде чем этот человек будет испытан или сможет показать какой-нибудь добрый плод своих трудов, некоторые неопытные братья начинают льстить ему, поощряя тем самым человека, может быть, не посланного Богом. Лишь практическая деятельность в состоянии показать характер работника. И вот оказывается, что эти «служители» расточают и разоряют, вместо того чтобы собирать и созидать. Лишь немногие прихожане смогут принять истину в результате их трудов, да и те не поднимутся выше своих учителей. В их поведении отмечаются те же недостатки, что и у людей, которые их обратили.
[443]
Успех нашего труда не зависит от количества служителей, но чрезвычайно важно, чтобы те, кто связан с делом Божьим, были людьми, действительно ощущающими бремя и святость работы, на которую Он их призвал. Несколько самоотверженных, благочестивых мужей, которые о себе не самого высокого мнения, могут сделать значительно больше добра, чем намного большее количество служителей, часть из которых не готовы к работе, но они самонадеянны и на всех углах трубят о своих талантах. Кое-кому из трудящихся на ниве Божьей было бы лучше работать на благо своей семьи, ибо верные служители почти все свое время тратят на нейтрализацию их вредного воздействия. Будущее участие молодых проповедников в деле распространения истины во многом зависит от того, как они начинают свою работу. Братья, кровно заинтересованные в деле Божьем, так хотят видеть зримое продвижение истины, что подвергаются опасности делать слишком много для непроверенных служителей, щедро снабжая их деньгами и давая им свою рекомендацию. Вступающие на ниву Евангелия должны сами заработать себе хорошую репутацию, даже если для этого им придется пройти через испытания и лишения. Начинающим следует прежде всего дать убедительное доказательство, что они настоящие служители.
Опытные братья должны быть бдительными и вместо того, чтобы ожидать от молодых проповедников помощи и поддержки, они сами обязаны почувствовать ответственность за них, наставлять их, советовать им и вести их, иными словами, проявлять о них отеческую заботу. Юные служители, со своей стороны, должны хорошо владеть методикой, иметь твердую цель и желание работать, чтобы даром не есть хлеб. Им не следует переходить с места на место, проповедуя лишь те пункты нашего вероучения, которые могут возбудить предрассудки. Часто они уезжают, не раскрыв даже половины истины для настоящего времени. Молодые люди, полагающие, что их обязанность — присоединиться к делу Божьему, не должны брать на себя ответственность учить истине, пока им не представится возможность постажироваться под руководством опытного проповедника, методичного и настойчивого в своей работе. Им следует учиться у него, как школьники учатся у своего педагога.
[444]
Они не имеют права мотаться туда и сюда без определенной цели или продуманного плана своей работы.
Некоторые из тех, кто имеет мало опыта и меньше других подготовлен учить истине, не спешат советоваться с более опытными собратьями. Они считают себя служителями, ставят себя на один уровень с теми, кто имеет многолетний и надежный опыт, и недовольны, если их не допускают к руководству, ибо полагают, что поскольку они служители, то знают все. Таким проповедникам определенно недостает познания самих себя. Они не обладают истинным смирением и всегда слишком высокого мнения о своих способностях. Опытные служители, осознающие святость работы и несущие бремена дела Божьего, строги по отношению к себе. Они почитают за преимущество советоваться с собратьями и не обижаются, когда им предлагают улучшить план работы или манеру проповедования.
Служители, пришедшие из различных конфессий и принявшие весть третьего ангела, часто хотят учить других, хотя им самим следовало бы поучиться. Некоторые из них должны оставить большую часть своих прежних убеждений прежде, чем они будут иметь возможность полноценно учить принципам истины для настоящего времени. Служители только навредят делу Божьему, если направятся трудиться для других, тогда как сами еще не готовы к этому. Если они хотят трудиться для неверующих, им следует подготовиться к этой работе. Пока у них не хватает квалификации, потребуются усилия двух или трех верных служителей, чтобы нейтрализовать их отрицательное воздействие. В конце концов, для дела Божьего дешевле содержать такого служителя дома, лишь бы он не портил миссионерские поля.
Некоторые смотрят на проповедников как на людей особенно вдохновленных, как на единственных посредников, через которых говорит Господь. Если пожилые, очень опытные люди видят в служителе недостатки и советуют ему улучшить
[445]
свои манеры, интонацию голоса или жестикуляцию, он иногда обижается и пытается доказать, что Бог призвал его таким, каков он есть, что он действует силой Божьей, а не своей собственной, что работу за него совершает Сам Бог, что он проповедует не по человеческой мудрости и т.д. Ошибочно мнение, будто человек не может проповедовать, пока не достигнет наивысшей точки возбуждения. Люди, до такой степени зависящие от чувств, могут давать полезные наставления, когда чувствуют к этому склонность, но из них никогда не получится хороших работников, способных нести бремя. Когда дело продвигается туго и все оборачивается неприятной стороной, легко возбудимые и зависящие от своих чувств люди не в состоянии нести свою часть бремени. Как важно во времена разочарования и мрака иметь рассудительных мужей, не зависящих от обстоятельств, но доверяющих Богу и трудящихся во мраке так же славно, как и в благоприятной обстановке. Люди, служащие Богу из принципа, хотя их вера может быть жестоко испытана, наглядно покажут, что они полагаются на никогда не ослабевающую десницу Иеговы.
Молодые проповедники и бывшие служители, неотесанные и грубые в обращении с людьми, допускающие в разговоре непристойные выражения, недостаточно смиренные и чистые не готовы к участию в Божьей работе до тех пор, пока не представят доказательства своего полного преобразования. Одно неосторожно высказанное ими слово может принести вреда больше, чем принесла бы пользы целая евангельская кампания, проведенная ими. Они оставляют знамя истины и повергают его в прах перед людьми, вместо того чтобы высоко держать его. Обращенные вообще не поднимаются выше уровня, на котором служители держат знамя истины. Мужи, стоящие между живыми и мертвыми, должны быть весьма праведны. Служитель каждое мгновение обязан быть начеку. Он трудится, чтобы возвышать других, приводя их на основание истины. Пусть служитель покажет другим, какое влияние истина оказала на него. Ему следует осознавать пагубность равнодушия, грубости, непристойных выражений и с презрением избавляться от всего, носящего подобный характер. Если
[446]
он не сделает этого, то обращенные им люди будут подражать дурному примеру. И когда верный служитель придет исправлять недостатки новообращенных, они будут оправдываться, ссылаясь на авторитет прежнего служителя. Если вы осудите его поведение, они спросят, а почему же вы выдвигаете на служение таких проповедников, позволяете им воздействовать на людей, посылаете их проповедовать грешникам, в то время как они сами грешники?
Работа, в которой мы принимаем участие, ответственна и возвышенна. Те братья, что проповедуют Слово Божье и наши доктрины, должны сами показывать образец добрых дел. Им следует быть примером святости, чистоты и порядка. Внешний вид служителя Божьего, как за кафедрой, так и вне ее, должен свидетельствовать о том, что это настоящий проповедник. Своим благочестивым примером он может достигнуть гораздо большего, чем даже проповедью с кафедры, если только его жизнь вне кафедры достойна подражания. Трудящиеся в деле Божьем несут миру самую возвышенную истину, когда-либо доверенную смертным.
Мужи, избранные Богом трудиться в Его деле, докажут свое высокое призвание и будут считать своей наипервейшей обязанностью духовно расти и развиваться до тех пор, пока они не станут умелыми работниками. И если они проявят ревностность, развивая талант, которым Бог наградил их, им необходимо в разумной мере помочь. Но поощрение служителям не должно превращаться в лесть, ибо таким образом действует сам сатана. Людей, считающих, что их долг — проповедовать, не следует поспешно поддерживать материально, чтобы собратьям не пришлось сразу содержать их вместе с семьями. Они не имеют на это право до тех пор, пока не покажут добрых плодов своей работы. Ныне для молодых и неопытных проповедников существует опасность, способная им навредить и заключающаяся в лести и облегчении их жизненного бремени. Когда они не проповедуют, то обязаны сами себя содержать. Это наилучшая возможность проверить истинность их призвания проповедовать. Если они рвутся за кафедру единственно
[447]
для того, чтобы получать содержание служителя, пусть церковь поступит с ними благоразумно, и они вскоре перестанут служить и займутся чем-нибудь более прибыльным. Даже апостол Павел, один из самых красноречивых ораторов, чудесным образом обращенный Богом для особой работы, не был освобожден от физического труда. Он говорит: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1 Кор. 4:11, 12), «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес. 3:8).
Мне было показано, что многие братья неверно оценивают таланты тех, кто живет среди них. Некоторые братья не сознают, что дар проповедования наиболее полезен для развития дела истины, а думают только об удовлетворении насущных потребностей. Они без размышлений отдают предпочтение оратору, чья проповедь эмоциональна, кто рассказывает анекдоты, пленяет слух и на короткое время возбуждает сознание, но не оставляет после себя длительного впечатления. В то же время братья невысоко оценивают проповедника, с молитвой изучающего истину, умеющего представить людям аргументацию нашей веры рассудительно и логично. Они не ценят его работу и зачастую равнодушны к нему.
Человек может воодушевленно проповедовать и ублажать слух, но не сообщать ничего нового, не давать никакой пищи для ума. Впечатление от такой проповеди улетучивается сразу же, как только смолкает голос оратора. Если поискать плод такой работы, он окажется очень мал. Эти показные дары не столь благотворны и полезны для успешного продвижения истины, как дары, на которые можно положиться в трудных местах. В деле возвещения истины наиболее важные пункты нашего вероучения необходимо подтверждать доказательствами
[448]
Священного Писания. Голословные утверждения могут заставить неверующего замолчать, но не убедят его. Бог посылает на ниву работников не только для верующих. Спасение душ — вот великая цель.
В этом отношении кое-кто из собратьев заблуждается. Они считают, что брат С. — наиболее подходящая кандидатура для служения в Вермонте и что он может достичь в этом штате большего, чем любой другой служитель. Но они не рассматривают данный вопрос под правильным углом зрения. Брат С. может произнести интересную проповедь, но если бы только этим ограничивался критерий успешной работы проповедника, тогда собратья были бы правы в своей оценке. Однако брат С. ненадежный работник, на него нельзя положиться. Он не принимает близко к сердцу проблемы церкви. Он не настолько опытен, рассудителен или проницателен, чтобы быть полезным церкви, находящейся в затруднительном положении. Он показал себя неспособным вести свои земные дела, и, хотя у него небольшая семья, он постоянно нуждается в помощи. В решении церковных проблем на него тоже нельзя положиться. Если бы собратья правильно вели себя по отношению к нему с самого начала его проповеднической деятельности, он бы мог уже ныне приносить делу пользу. Братья причинили ему вред, делая для него слишком много и избавляя его от многих житейских обязанностей, пока он и сам не стал считать свою работу чрезвычайно ценной. Он хотел, чтобы вермонтские братья взяли на себя его бремя и освободили его от забот. Он пренебрегал даже необходимым количеством физических упражнений, повышающих тонус и крепость мышц и полезных для здоровья. Брат С. не способен созидать церкви. Когда он, подобно самоотверженным проповедникам прошлого, будет чувствовать скорбь от того, что не проповедует Евангелие, тогда, как и они, начнет охотно трудиться собственными руками, чтобы заработать средства на содержание своей семьи, дабы она не была бременем для общины, а после работы — идти и не просто проповедовать, а спасать души. Усилия, приложенные с таким духом, принесли бы свои плоды. Но брат С. был слишком высокого мнения о себе и считал себя равным любому служителю Вермонта, полагал, что его
[449]
место в рядах тех, к чьему мнению в делах церкви надо прислушиваться, хотя он не заработал себе доброй репутации и не показал себя человеком достойным. Какое самопожертвование или преданность церкви он проявил? Какие опасности или трудности он перенес, чтобы заслужить доверие собратьев в качестве работника, на которого можно положиться и чье влияние будет благим в любом месте, где бы он ни оказался? И пока брат С. полностью не обновится в духе и не начнет действовать, исходя из неэгоистичных соображений, ему лучше отказаться от намерения проповедовать.
Братья из Вермонта совсем упустили из виду моральные качества таких мужей, как братья Бордо, Пирс и Стоун, которые обладают большим опытом, а влияние их таково, что вызывает доверие местных жителей. Жизненное трудолюбие и стойкость сделали из них постоянных, действенных проповедников, их труды устранили множество предубеждений против истины, они собирали и созидали. Однако собратья не оценили работу этих мужей, им были более угодны служители, которые не смогли выдержать проверки и чья работа почти не принесла плода.