Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 2
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 27825 Все тексты автора Елена Уайт
Глава I. Обращение к служителям
Дорогие собратья! 25 октября 1868 года мне было показано, что не все, считающие себя учителями истины, имеют необходимые качества для этой священной работы, а некоторые далеки от того, чтобы соответствовать разуму и воле Божьей. Часть служителей отличаются нерадивостью в земных делах, а для их религиозной жизни характерна духовная лень. Если в земных делах, в том числе и в бизнесе, человек не проявляет достаточно энергии, настойчивости и упорного труда, те же самые недостатки очевидны и в его духовной работе.
Некоторые из вас — главы семейств, своим влиянием и примером вы формируете характер ваших детей. Они будут в большей или меньшей степени подражать вам, и отсутствием прилежания вы подаете им плохой пример. Но в деле Божьем ваши изъяны ощущаются еще более явно и имеют еще более весомые последствия. Ваши семьи прочувствовали на себе этот недостаток и пострадали от него; у них не было многого из того, что они могли бы иметь, будь вы прилежнее, настойчивее и усерднее. Но этот ваш недостаток настолько же заметнее в деле Божьем, насколько Его дело важнее земных интересов.
Влияние некоторых служителей нельзя назвать добрым. Они не используют наилучшим образом свое время и, таким образом, не дают людям примера предприимчивости. Они
[499]
проводят в праздности минуты и целые часы, которые бесследно и безвозвратно исчезают в вечности. Иные служители по природе своей ленивы, поэтому им трудно добиться успеха в каком бы то ни было предприятии. Данный недостаток был заметен и ощущался на протяжении всей их духовной жизни. Виновные в этом страдают не одни, но из-за их недостатков страдают и окружающие. В это последнее время части служителей еще только предстоит усвоить уроки, которые следовало бы пройти гораздо раньше.
Некоторые из них не исследуют Библию внимательно. Эти люди не склонны прилежно изучать Слово Божье. Из-за этой нерадивости они испытывают большие неудобства в своем труде и не выполняют на поприще духовного служения и десятой доли той работы, которую могли бы выполнить, если бы видели необходимость внимательного и ревностного исследования Слова Божьего. Они могли бы так хорошо ознакомиться с Писаниями, так укрепить себя библейскими аргументами, что успешно противостояли бы противникам и излагали бы основания нашей веры так, что истина одержала бы верх и заставила умолкнуть наших врагов.
Проповедующие Слово Божье должны иметь такое основательное знание этого Слова, какое только возможно. Они должны непрестанно исследовать Библию, молиться и учиться — иначе дети Божьи будут намного быстрее возрастать в познании Его Слова и воли и оставят далеко позади этих так называемых учителей. Кто будет наставлять членов церкви, если они опережают в развитии своих учителей? Все усилия таких служителей будут бесплодны, и прежде чем они смогут наставлять других, нужно, чтобы наш народ более полно и основательно преподал Слово Божье им самим.
Некоторые служители могли бы уже сейчас быть зрелыми работниками, если бы правильно использовали свое время и помнили, что им придется дать отчет Богу за упущенные мгновения. Они огорчили Бога отсутствием усердия и прилежности. Самоугождение, себялюбие и корыстное стремление к легкой жизни не позволили некоторым из них приносить пользу и удержали от тщательного изучения Писаний, а ведь это могло
[500]
бы как следует приготовить их ко всякому доброму делу. Иные служители не ценят времени и праздно проводят в постели часы, а ведь их можно было бы употребить для изучения Библии. Есть несколько тем, над которыми они больше всего размышляли, с которыми они лучше всего знакомы и на которые могут вполне сносно проповедовать, но по большей части служители на этом и останавливаются. Порой они бывают недовольны собой и понимают свои изъяны; однако они еще недостаточно пробудились, чтобы осознать, как преступно пренебрегать постоянным изучением Слова Божьего, которое они преподают. Люди разочаровываются, видя невежество своих наставников; они не получают тех знаний, которые могли бы получить и которые надеются получать от служителей Христа.
Рано вставая и экономно расходуя драгоценные минуты, служители могут найти время для серьезного исследования Писаний. Они должны проявлять рвение и не отступать от намеченной цели, но упорно изучать Слово и тратить на это часть своего времени, прибегая за помощью к истинам, приготовленным для них другими исследователями, благодаря изнурительному труду и настойчивым усилиям. Есть служители, которые работают уже многие годы и преподают истину ближним, хотя они сами незнакомы с наиболее сильными сторонами нашего мировоззрения. Я умоляю таковых избавиться от своей лени, ибо она для них — постоянное проклятие. Бог требует, чтобы служители плодотворно использовали каждое мгновение во благо себе и ближним. «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). «Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Притч. 18:9).
Служителям Христа важно понять, что им необходим высокий уровень личной культуры, тогда они могут стать украшением своего исповедания и сохранять подобающее
[501]
достоинство. Без соответствующих умственных упражнений они потерпят неудачу во всех своих предприятиях. Мне было показано, что большинству проповедующих Слово Божье многого недостает. Бог недоволен методами работы и идеями, распространяемыми этими служителями. Их произвольная и небрежная манера цитирования Писаний сильно вредит их же исповеданию. Они называют себя учителями Слова, а сами не могут правильно и точно пересказать тексты Писания. Те, кто полностью посвящает себя проповеди Слова, не имеют права ошибаться в цитировании даже одного текста. Бог требует прилежности от всех Своих рабов.
Тот, кто действительно имеет религию Христа, будет примером в жизни, словах и делах. Непоколебимые принципы станут якорем его спасения. Учителям слова нужно быть образцом благочестия и подавать пример стаду. Своим примером они обязаны обличать праздность, нерадивость, лень и расточительство. Религиозные принципы требуют усердия, трудолюбия, бережливости и честности. Вскоре все услышат слова: «Дай отчет в твоем управлении». Собратья, какой отчет вы дали бы, если бы сейчас пришел Господин? Вы не готовы и почти наверняка будете причислены к ленивым рабам. Однако вам еще отпущены драгоценные мгновения, и я умоляю вас наверстать упущенное.
Павел наставлял Тимофея: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины… От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:15, 23—26).
Чтобы выполнить работу, которую Бог от них требует, служителям нужно иметь для этого необходимые качества. Апостол Павел в письме к Колоссянам так говорит о своем
[502]
служении: «…Которой (Церкви) сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:25—29).
От Своих служителей, живущих непосредственно перед концом всего, Бог требует не меньше, чем святой преданности делу служения. Он не может принять труд работников, если они не сознают в сердце своем жизнь и силу истины, которую они проповедуют другим. Он не примет ничего меньшего, чем прилежный, активный, ревностный труд от всего сердца. Для совершения этой великой работы требуется проявлять бдительность и приносить плод. Богу нужны бескорыстные делатели, которые будут трудиться с беззаветным самопожертвованием и отдавать себя святому делу без остатка.
Собратья, вам не хватает преданности делу. Ваши сердца корыстны. Вам необходимо восполнить свои недостатки, иначе вас постигнет роковое разочарование: вы не попадете в вечность. Бог не будет смотреть сквозь пальцы на небрежное и недобросовестное исполнение дела, которое Он поручил Своим рабам. Многим служителям не хватает неиссякаемой энергии и постоянного упования на Бога. В результате на тех, кто обладает этими качествами, ложится слишком большая нагрузка, и им приходится компенсировать недостатки, которые так явно проявляются в труде служителей, имевших возможность стать достойными работниками, но не захотевших это сделать.
[503]
Несколько человек, крайне перенапрягая мозг, трудятся день и ночь, лишая себя отдыха и общения с друзьями. Каждый из них работает за троих и растрачивает свою драгоценную жизненную энергию на то дело, которое могли бы исполнить служители, проявляющие халатность. Иные служители слишком ленятся выполнять свою часть; другие тщательно берегут свои жизненные силы, избегая всяких нагрузок, пребывая в состоянии бездействия и почти ничего не добиваясь. Поэтому люди, понимающие ценность душ и святость работы, понимающие, что работа должна двигаться вперед, трудятся сверх сил, предпринимают сверхчеловеческие усилия и используют всю свою умственную энергию, чтобы дело Божье неуклонно продвигалось. Если бы все в равной степени были заинтересованы в работе и преданы ей, если бы все, называющие себя служителями, посвятили свои интересы делу Божьему и вложили в него всю душу, не щадя себя, то с нескольких искренних, богобоязненных работников, которые быстро растрачивают свои жизненные силы, можно было снять непомерную нагрузку, и они сохранили бы свои силы, чтобы, когда потребуется, поработать с двойным усердием и добиться гораздо лучших результатов, чем они добиваются сейчас, сгибаясь под непосильным бременем тревог и забот. Господу неугодно такое неравномерное распределение нагрузки.
Многие из тех, кто считают себя призванными Богом проповедовать Его Слово и наше учение, не понимают, что они не имеют права называться учителями, пока сами тщательно не подготовятся посредством серьезного и прилежного изучения Слова Божьего. Некоторые из служителей не находят нужным приобретать знания в самых элементарных дисциплинах; кое-кто даже не умеет правильно читать; другие с ошибками цитируют Писания, а третьи вследствие своей явной некомпетентности вредят делу Божьему и навлекают поношение на истину. Они не видят необходимости развивать свой ум и возвышенные манеры без единой капли притворства, а также истинное благородство христианского характера. Верный и надежный путь к достижению этих
[504]
добродетелей — подчинение души Богу. Он направит разум и чувства в такое русло, чтобы они сосредоточивались на Божественном и вечном, и тогда у них появится энергия без опрометчивых и необдуманных действий, ибо все умственные способности будут облагорожены, очищены и направлены по самому возвышенному и святому руслу. Из уст Небесного Учителя мы слышим слова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Когда человек безусловно подчиняется Богу, тогда каждый его поступок будет украшен истинным смирением, и в то же время люди, таким образом заключающие союз с Богом и Его святыми ангелами, обретают подобающее достоинство и начинают источать небесное благоухание.
Господь требует, чтобы Его рабы были энергичными людьми. Ему неприятно видеть их вялыми, инертными и ленивыми. Правда, такие люди утверждают, что имеют в себе свидетельство особой богоизбранности учить других пути жизни; однако их разговоры зачастую не приносят никакой пользы, но, напротив, показывают, что они не чувствуют на себе бремени за дело Божье. Эти люди сами не воспламеняются от великих и славных истин, которые проповедуют другим. Кое-кто из них проповедует необычайно важные истины настолько вяло, что не производит на людей никакого впечатления. «Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Еккл. 9:10). Мужи, призванные Богом, должны прикладывать усилия и трудиться для Него искренне, с неустанной ревностью, чтобы буквально выхватывать души из огня. Когда служители чувствуют силу истины в собственных душах, когда она не оставляет их самих равнодушными, тогда они будут способны затронуть сердца и доказать, что сами твердо веруют в то, что проповедуют другим. Служителям всегда следует помнить о ценности душ и о несравненной глубине любви Спасителя. Это пробудит их души так, что они смогут сказать вместе с Давидом: «Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4).
Павел наставлял Тимофея: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся
[505]
чтением, наставлением, учением… О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:12, 13, 15, 17). Вот какое большое значение придавал апостол христианской жизни Божьего служителя! Как важно, чтобы служитель добросовестно изучал Слово, сам освящался истиной и был способен учить других.
Собратья, от вас требуется воплотить истину в своей жизни. Но те, кто уверены, что могут преподавать истину другим, сами не полностью обращены и освящены ею. У некоторых служителей ошибочные взгляды на то, каким должен быть христианин, а также на способы приобретения надежного духовного опыта; еще меньше они понимают те требования, которые Бог предъявляет к Своим служителям. Эти люди не освящены. Иногда у них бывают эмоциональные взлеты, и это у них же создает впечатление, что они в самом деле дети Божьи. Данная зависимость от впечатлений — одна из особых уловок сатаны. Те, кто исповедует подобную религию, фактически зависят от обстоятельств; им не хватает твердых принципов. Живыми христианами себя могут считать лишь те, кто каждый день имеет духовный опыт в Боге, ежедневно проявляет самоотречение, радостно несет свой крест и следует за Христом. Каждый живой христианин будет ежедневно возрастать в духовной жизни. Стремясь к совершенству, он каждый день испытывает обращение к Богу, и это обращение не заканчивается до тех пор, пока человек не достигнет совершенства в христианском характере и не будет приготовлен к окончательному прикосновению бессмертия.
Высшим предметом наших размышлений должен быть Бог. Душа облагораживается и чувства обостряются, когда мы
[506]
размышляем о Нем и молимся Ему. Пренебрежение молитвой и размышлениями неизбежно приводит к падению интереса к религии, в итоге человек становится беспечным и нерадивым. Религия — это не просто эмоции и чувства, это принцип, который тесно переплетается со всеми повседневными делами и обязанностями. Человек не будет участвовать ни в одном деле, если данный принцип нарушается. Чтобы сохранить чистую и непорочную религию, необходимо быть тружениками и проявлять настойчивость в избранном деле. Мы обязаны трудиться самостоятельно; никто не сделает за нас нашу работу; никто, кроме нас самих, не сможет со страхом и трепетом совершать дело нашего спасения. Это самое главное дело, порученное нам Господом.
Некоторые служители, утверждающие, что они призваны Богом, запятнали свои одежды кровью душ. Их окружают грешники и отступники, однако служители не чувствуют бремени за души, но проявляют безразличие к их спасению. Иные служители почти уснули и не имеют понятия, в чем заключается труд работника Евангелия. Они не думают о том, что как духовные врачи должны иметь навыки служения людям, которые больны грехом. Служители не предупреждают грешников, не плачут над ними, не умоляют их, в результате чего многие души оказываются в безнадежном состоянии и уже не могут быть исцелены. Часть людей умерли во грехах, и на последнем суде они обвинят в своей гибели тех, кто мог бы спасти их, но не сделал этого. Неверные служители, какое страшное возмездие ожидает вас!
Служителям Христа нужно новое помазание, тогда они будут более отчетливо понимать священные истины и ясно представлять себе, насколько святой и непорочный характер им необходимо сформировать, чтобы подавать пример стаду. Наши личные усилия и дела никогда не поднимут нас на тот высокий уровень, на котором Бог может принять нас как Своих послов. Лишь твердое упование на Бога, сильная и действенная вера произведут в нас ту работу, которую Он требует. Бог призывает тружеников. Только постоянное делание добра сформирует характер, пригодный для вечности. Мы должны
[507]
прямо, добросовестно и с любовью призывать людей готовиться к дню Божьему. Кого-то придется долго и ревностно умолять, чтобы тронуть его сердце. Служителю нужно трудиться кротко и смиренно и вместе с тем ревностно и энергично, дабы люди поняли, что Библия говорит о реальных вещах, ибо им предстоит выбрать между жизнью и смертью. Спасение души — не шуточное дело. Божьему работнику следует быть серьезным, простым, иметь истинную христианскую вежливость и вместе с тем ревностно совершать дело, порученное Ему Господом. Решительная настойчивость в праведных делах, дисциплинирование ума посредством духовных упражнений, развивающих любовь к молитве, чтению Библии и небесным истинам, — все это позволит служителю испытать высшее счастье.
Если мы доверимся Богу, то получим силы контролировать свои мысли и направлять их в духовное русло. Благодаря непрерывным духовным упражнениям разум окрепнет и будет упорно сражаться с внутренними врагами и держать свое «я» в подчинении, пока не произойдет полного преобразования, пока наши страсти, вкусы и привычки полностью не подчинятся Христу. Тогда в нашем доме и за его пределами мы каждый день будем вести себя благочестиво. Когда же мы начнем трудиться для людей, сила Божья будет сопровождать все наши усилия. Смиренный христианин найдет время для молитвы и чтения Библии; он будет заниматься этим не время от времени, не по настроению и не из суеверного страха, но научится общаться с Богом спокойно, безмятежно, глубоко, постоянно и искренне. Любовь к Богу и святость в жизни будут особенно приятны, когда человек полностью предает себя Богу.
Причина, по которой служители Христа не добиваются серьезных успехов в своих трудах, состоит в том, что они не преданы делу Божьему бескорыстно. Интересы служителей раздваиваются, проявляется двоедушие. Житейские заботы отвлекают их внимание, и они перестают отдавать себе отчет в том, насколько священна работа служителя. Таковые могут жаловаться на тьму неверия, на безбожие, которое окружает их повсюду, но истинная причина их неудач заключается в том, что они неправы перед Богом и не понимают, как важно полностью посвятить себя Его делу. Они немного служат Богу,
[508]
побольше — себе и мало молятся.
Величие Неба, когда совершал Свое земное служение, много молился Своему Отцу. Часто Он проводил в молитве всю ночь. Часто Он скорбел духом, когда чувствовал влияние сил тьмы этого мира. Тогда Он уходил из шумного города, подальше от многолюдной толпы, и находил уединенный уголок для ходатайственной молитвы. Излюбленным местом Сына Божьего, где Он проводил время в молитве и размышлениях, была гора Елеонская. Часто после того, как множество людей оставляло Его для ночного отдыха, Он не спал, хотя был утомлен дневными трудами. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «И разошлись все по домам. Иисус же пошел на гору Елеонскую» (Ин. 7:53; 8:1). Когда смолкал городской шум, и ученики расходились по своим домам, чтобы выспаться и восстановить силы, Иисус не ложился спать. Его Божественные моления возносились к Отцу с Елеонской горы; Он молился о том, чтобы Его ученики были сохранены от злого влияния, с которым они ежедневно сталкиваются в этом мире, и чтобы Его душа укрепилась для выполнения обязанностей следующего дня и терпеливого перенесения испытаний. Всю ночь, пока Его последователи спали. Божественный Учитель молился. Голову Христа, склоненную в молитве, орошала то ночная роса, то холодный иней. Он оставил Своим последователям пример для подражания.
Величие Неба, выполняя Свою миссию, часто и ревностно молился. Он не всегда приходил на гору Елеонскую, но ученики знали, что Он любит это место, и часто шли за Ним туда. Он выбирал тишину ночную, чтобы никто не мешал Ему. Иисус мог исцелять больных и воскрешать умерших; Он был источником благословений и силы; Он управлял бурей и ветром, и они повиновались Ему. Христос был незапятнан, беспорочен и безгрешен, однако Он часто молился со слезами и сильным воплем. Он молился за Своих учеников и за Себя, сопереживая нашим нуждам, нашим слабостям и нашим
[509]
неудачам, которые так свойственны людям. Он был могущественным Просителем, и Ему были неведомы страсти, которые обуревают нас, падших людей, однако Он имел те же физические немощи и был искушаем во всем так же, как мы. Иисус переносил душевную агонию и нуждался в помощи и поддержке Своего Небесного Отца.
Христос — наш пример. Служители Христа подвергаются яростным нападкам и искушениям со стороны сатаны. То же самое испытал на Себе и Тот, Кто не знал греха. В самые скорбные часы Он обращался к Своему Отцу. Он пришел на землю, чтобы проложить путь, идя которым мы сможем получать благодать и силу для оказания своевременной помощи, если будем, подражая Его примеру, постоянными и ревностными в молитве. Если служители Христа станут подражать Образцу, они будут наделены Его Духом, и ангелы будут служить им.
Ангелы служили Иисусу, однако своим присутствием они не облегчали Его жизнь и не освобождали Его от суровой борьбы и искушений. Он был во всем искушаем, подобно нам, однако оставался без греха. Если служители, выполняя работу, которую поручил им Господь, сталкиваются с испытаниями, затруднениями и искушениями, следует ли им падать духом, если они знают Того, Кто перенес все это прежде них? Могут ли они не доверять Ему только потому, что их деятельность не приносит желаемых результатов? Христос ревностно трудился для Своего народа, но Его труды презирали как раз те, кого Он пришел спасти, и люди предали смерти Того, Кто пришел дать им жизнь.
Сегодня имеется вполне достаточно служителей, но как не хватает настоящих тружеников! Истинные делатели и соработники Бога осознают святость порученного им труда; они понимают, что им придется вести суровую борьбу, чтобы добиться успеха. Труженики не будут ужасаться и отчаиваться, видя, сколько им предстоит делать, даже если эта работа покажется им тяжкой. В Послании к Римлянам Павел говорит: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся
[510]
надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1—5). В Нем — все сокровища премудрости и знания. Мы не имеем никакого оправдания, если не пользуемся всеми благами и дарами, данными нам, чтобы не иметь недостатка ни в чем. Если Божьи рабы пугаются трудностей, жалуются под гнетом скорбей, они слабеют и теряют способность нести бремя ответственности.
Все, кто непоколебимо стоит на передовой сражения, почувствуют на себе особую ярость сатаны. Когда они подвергнутся его нападкам, то обязательно прибегнут к надежной Твердыне. Они испытывают потребность в особой силе от Бога и трудятся Его силой, поэтому победы, которые они одерживают, не делают их самонадеянными, но побуждают с верой еще больше полагаться на Всесильного Бога. В их сердцах пробуждается глубокая и горячая благодарность Богу, и они радуются тем переживаниям, которые терпят в результате притеснений врага. Эти ревностные рабы Христовы приобретают опыт и формируют характер, который будет способствовать процветанию дела Божьего.
В настоящее время рабам Божьим даны серьезные преимущества и священные обязанности. Если они добросовестно выполнят эти обязанности, их награда будет велика и Господь скажет верному рабу: «Дай отчет в твоем управлении». Ревностные усилия, бескорыстный труд, терпение и настойчивость будут щедро вознаграждены. Иисус скажет: «Отныне Я уже не называю вас рабами, но друзьями и Моими гостями». Господь одобрит их не потому, что они выполнили грандиозную работу и многое приобрели, но потому, что проявили верность даже в том малом, что им было поручено. Для Бога важны не столько впечатляющие результаты нашей работы, сколько
[511]
мотивы, которые нами двигали. Он оценивает не величие проделанной работы, но доброту и верность.
Мне было показано, что многие служители не совершают святыню в страхе Божьем и подвергают себя опасности. Они рискуют потерять свою душу. Некоторые служители, проповедовавшие другим, сами будут изгнаны вон, потому что не усовершенствовали свой собственный христианский характер. Своим трудом они не только не спасают души, но даже терпят неудачу в спасении своих собственных душ. Они не понимают, насколько важно познать себя и владеть собой. Они не бодрствуют и не молятся, чтобы не впасть в искушение. Если бы они бодрствовали, то знали бы свои слабые места и то, какие искушения скорее всего могут их одолеть. Если служители будут бодрствовать и молиться, то смогут настолько успешно стоять на страже своих слабых мест, что эти слабости станут самыми сильными их чертами, и, сталкиваясь с искушениями, служители не будут побеждены ими. Каждому последователю Христа нужно ежедневно исследовать себя, дабы в совершенстве познать мотивы своего поведения. Но почти все они пренебрегают самоисследованием, и это особенно опасно для тех, кто считает себя устами Бога и берет на себя страшную и торжественную ответственность принимать слова от Бога и передавать их Его народу. Своим поведением такой человек каждый день оказывает большое влияние на ближних. Если он имеет некоторый успех в труде, то те, кого он обратил, останавливаются на том же низком духовном уровне, на котором находится он сам, и редко поднимаются выше. Методы работы служителя, его слова, манеры и жесты, его вера и благочестие считаются показательными, типичными для всех адвентистов, соблюдающих субботу; и если люди подражают тому, кто преподал им истину, им кажется, что в этом и состоит весь их долг.
Служитель может изменить свое поведение в лучшую сторону. Многие видят и чувствуют собственные недостатки, однако создается впечатление, что они не имеют представления о том, какое влияние оказывают. Служители осознают свои поступки лишь в тот момент, когда их совершают, но затем забывают о них и поэтому не меняются. Если бы служители
[512]
анализировали свои дела в конце каждого дня и размышляли над ними, с тем чтобы лучше узнать свои привычки, то полнее познали бы себя. Подвергая тщательному анализу свою повседневную жизнь во всех ее проявлениях, они лучше бы поняли мотивы и принципы, которым следуют. Такой ежедневный анализ поступков, позволяющий понять, оправдывает их совесть или осуждает, совершенно необходим для всех, кто желает развить совершенный христианский характер. Многие поступки, которые сходят за добрые дела, даже за благотворительность, при ближайшем рассмотрении могут не оказаться таковыми, потому что продиктованы неверными мотивами. Многих хвалят за те добродетели, которые у них отсутствуют. Испытующий сердца проверяет мотивы поступков, и зачастую те дела, которые сами люди высоко оценивают, записываются Им как злые, потому что совершаются из эгоистичных побуждений и низменного лицемерия. Каждый поступок нашей жизни, будь то превосходный и достойный похвалы или заслуживающий осуждения, судится Тем, Кто испытывает сердца по мотивам, побудившим человека это сделать.
Даже некоторые служители, защищающие Закон Божий, плохо знают себя. Они не размышляют над своими поступками и не исследуют свои мотивы. Они не видят собственных ошибок и грехов, потому что не анализируют искренне и серьезно свою жизнь, поступки и характер в целом и в частностях и не сравнивают все это со святым Законом Божьим. Они не понимают по-настоящему требований Закона Божьего и ежедневно преступают дух закона, перед которым на словах благоговеют. Павел говорит: «Законом познается грех… Я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»» (Рим. 7:7). Некоторые трудящиеся в слове и учении практически не понимают Закон Божий и его святые предписания; не понимают они и искупления Христова. Они сами нуждаются в обращении, прежде чем смогут обращать грешников.
Служители пренебрегают надежным зеркалом,
[513]
открывающим изъяны характера, и хотя виновные могут не понимать своих неприглядных грехов, они очевидны для окружающих. Ненавистный грех себялюбия и эгоизма в значительной степени охватил даже часть тех, кто на словах всецело предан делу Божьему. Если бы они исследовали себя серьезно и честно и сопоставили свой характер с Его требованиями, особенно с великим мерилом — Его святым, праведным и добрым законом, то убедились бы, что им многого недостает. Но некоторые служители не хотят посмотреть достаточно далеко или глубоко, чтобы увидеть испорченность своего сердца. Во многих отношениях они не таковы, какими должны быть, но они сознательно закрывают глаза на свою вину и так озабочены личными интересами, что до Бога им нет дела.
Некоторые служители от природы не отличаются преданностью, поэтому им следует всячески поощрять и развивать у себя привычку внимательно исследовать свою жизнь и мотивы поступков, а также развивать любовь к духовным упражнениям и тайной молитве. Часто можно услышать, как они высказывают сомнение и неверие или говорят о том, какую непосильную борьбу ведут с безбожными чувствами. Они рассуждают об отрицательных примерах и плохом влиянии, так сильно подрывающих их мужество, надежду и веру в истину и в окончательное торжество дела, которое они сами совершают. Создается впечатление, что быть на стороне сомневающихся — это какая-то особая добродетель. Временами кажется, что безбожие в самом деле тянет их как магнит, и они используют все подходящие случаи, чтобы укрепиться в неверии, а затем ссылаются на них, чтобы оправдать пребывание во тьме. Таким людям мы бы сказали: вам лучше немедленно сойти со стен Сиона, пока вы полностью не обратитесь и не станете хорошими христианами. Бог требует, чтобы вы как Его служители сначала отделились от мира и перестали любить его, а затем уже брали на себя ответственность за других людей. Те, кто и дальше останется в своих сомнениях, получат то, что будет дано боязливым и неверным.
Но в чем причина таких сомнений, такой тьмы и неверия? Я отвечаю: эти люди неправы перед Богом. Они не
[514]
поступают честно и по истине в отношении собственных душ. Они не развивали личного благочестия. Они не отделились от всякого себялюбия, греха и грешников; они не изучали жизнь нашего Господа, исполненную самоотречения и самопожертвования, и не подражали Его примеру чистоты, преданности и самоотверженности. Грех, легко овладевающий сердцем, укрепляется, если ему потакать. Своей халатностью, нерадивостью и грехом такие служители отделили себя от общества Божественного Учителя, и Он ушел вперед на день пути от них. Они избрали своими товарищами ленивых, нерадивых, отступников, неверующих, дерзких, неблагодарных, нечестивых и их спутников — злых ангелов. Стоит ли удивляться тому, что они находятся во тьме и сомневаются в учении? «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении» (Ин. 7:17). Тот будет иметь уверенность в своем деле. Это обетование должно рассеять все сомнения. Сомнения появляются только тогда, когда человек разлучен со Христом. Ведь за Христом следуют все искренние, честные, истинные, верные, смиренные, кроткие и чистые люди, которых святые ангелы, облеченные в небесную одежду, освящают, просвещают, очищают и охраняют, ибо они стремятся к небесному.
Когда человек высказывает сомнения и неверие, ссылаясь на неблагоприятное окружение, это есть самое сильное доказательство того, что он далек от Иисуса, пренебрегает тайной молитвой и личным благочестием. У таких людей нет чистой, истинной и непорочной религии Христа, но лишь дешевая подделка, которая сгорит, как ненужная солома, в процессе очищения. Как только Бог испытывает и проверяет их веру, они колеблются, нетвердо стоят на ногах, склоняясь то в одну, то в другую сторону. У них нет истинной религии, которую исповедовал Павел, и они не могут радоваться в скорбях, а ведь «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым,
[515]
данным нам» (Рим. 5:3—5). У них религия обстоятельств. Если все, окружающие таких служителей, сильны в вере и не сомневаются в конечном торжестве вести третьего ангела, и если им никто не противодействует, тогда у них теплится какая-то вера. Но как только дело Божье оказывается в стесненных обстоятельствах, когда работа идет с трудом и требуется помощь всех и каждого, эти бедные души, даже если они считают себя служителями Евангелия, полагают, что все кончено. Такие работники только мешают, вместо того чтобы помогать.
Если в Церкви происходит отступление и восстание, вы не услышите от них воодушевляющих и ободряющих слов: не унывайте, собратья, мужайтесь. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа»» (2 Тим. 2:19). Люди, до такой степени подверженные влиянию обстоятельств, должны оставаться дома и использовать свои физические и умственные силы на менее ответственных должностях, где они не столкнутся со столь сильным сопротивлением. Если все идет гладко, они могут сойти за очень добрых, преданных Богу людей, но они не из тех, кого Господь пошлет на Свою ниву, ибо сам сатана, его злые ангелы и его представители на земле ополчаются против них и противодействуют им. Бог приготовил все необходимое для тех, кого Он призвал, чтобы они выходили победителями в каждом сражении. Те, кто следует Его указаниям, никогда не испытают горечь поражения.
Господь говорит нам через апостола Павла в Еф. 6:10— 18, как укрепить себя против сатаны и его посланников: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие,
[516]
дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».
Мы участвуем в возвышенной и священной работе. Те, кто считает себя призванным преподавать истину находящимся во тьме, не должны распространять вокруг себя неверие и тьму. Им необходимо жить ближе к Богу, где они могут излучать всякий свет в Господе. Но этого не происходит потому, что служители сами не повинуются Слову Божьему, а потому выражают сомнение и неверие, тогда как из их уст должны исходить слова веры и святого воодушевления.
Вот религия, которая нужна служителям: ежедневное обращение к Богу и безраздельная, бескорыстная преданность Богу и заинтересованность в Его деле. Нужно смирить себя и отложить всякую ревность, злые подозрения, зависть, ненависть, злобу и неверие. Необходимо полное преобразование. Некоторые служители потеряли из виду наш пример — Голгофского Страдальца. Находясь на Его служении, нам не следует ожидать легкой жизни, почестей и величия в этом мире, ибо Он, Величие Неба, не имел ничего подобного. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:3, 5). Имея перед собой такой пример, будем ли мы и дальше избегать креста и зависеть от обстоятельств? Неужели наш пыл и наше рвение будут воспламеняться лишь тогда, когда нас окружают бодрствующие люди, ревностные в деле Божьем?
Неужели мы не можем стоять в Боге, даже если окружение
[517]
наше нам неприятно и действует на нас разочаровывающе? «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31—39).
Многие служители не заинтересованы безраздельно в деле Божьем. Они внесли слишком малый вклад в Его дело и поскольку их доля в распространении истины совсем незначительна, то легко впадают в искушение по поводу нее и уклоняются от нее. Они не утверждены, не укреплены и не укоренены в вере. Тому, кто хорошо понимает свой характер, кто знает свой запинающий грех и искушения, которым он может уступить, не следует без нужды навлекать на себя искушение, заходя на территорию врага. Если долг призывает его туда, где обстоятельства неблагоприятны, он будет иметь особую помощь от Бога и во всеоружии вступит в борьбу с врагом. Самопознание спасет многих от тяжких искушений и предотвратит многие бесславные поражения. Чтобы познать себя, важно честно исследовать мотивы и принципы своего
[518]
поведения, сравнивая свои действия с мерилом долга, открытым в Слове Божьем. Служителям следует развивать у себя щедрость и жертвенность.
Мне было показано, что некоторые работники нашего издательства, нашего института здоровья, а также служители церкви трудятся только ради зарплаты. Есть исключения, не все виновны в этом грехе, но мало кто понимает, что вам придется давать отчет в своем управлении. Средства, которые посвящаются Богу для продвижения Его дела, тратятся впустую. Бедные семьи, испытавшие освящающее воздействие истины, ценят ее и благодарят за нее Бога. Они решили, что могут и должны лишить себя даже самого необходимого, но все-таки принести свои пожертвования в сокровищницу Божью. Кто-то ради этого отказался от покупки одежды, даже самой необходимой. Другие продали свою единственную корову и посвятили Богу вырученные средства. В искренности души своей, со слезами благодарности, радуясь тому, что могут чем-то помочь делу Божьему, они склонились перед Господом со своим пожертвованием и попросили Его благословить их скромный дар; они молились о том, чтобы посредством этих денег люди, находящиеся во тьме, узнали истину. Однако пожертвованные таким образом средства не всегда используются в соответствии с пожеланиями самоотверженных дарителей. Алчные, корыстные люди, сами не имеющие духа самоотречения и самопожертвования, недобросовестно обращаются со средствами, которые были таким образом пожертвованы в сокровищницу; они обкрадывают сокровищницу Божью, получая деньги, которые по справедливости не заработали. Будучи неосвященными и безрассудными управителями, они тратят впустую и расточают средства, посвященные Богу с молитвой и слезами.
Мне было показано, что ангел, ведущий запись, точно фиксирует каждое пожертвование, посвященное Богу и вложенное в сокровищницу, а также и то, куда потом пошли эти деньги. Божье око подмечает не только каждый фартинг,
[519]
пожертвованный на Его дело, но и дух, с каким он был пожертвован, — охотно или неохотно. Мотив, которым руководствовался жертвователь, также записывается. Самоотверженные и преданные Богу люди, возвращающие Ему то, что принадлежит Ему по праву, получат награду по делам своим. Даже если пожертвованные средства были использованы неправильно и не выполнили цели, которую преследовал даритель — прославление Бога и спасение душ, те, кто пожертвовал в искренности души, устремив взор на славу Божью, все равно не потеряют своей награды.
Люди, неправильно использовавшие средства, посвященные Богу, должны будут дать отчет в своем управлении. Некоторые эгоистично завладевают средствами, принадлежащими Богу, потому что любят наживу. У других просто нет совести, ибо долго вынашиваемое себялюбие сожгло ее. Они рассматривают священное и вечное с низменной точки зрения. Из-за того, что они долго шли неверным путем, их нравственная восприимчивость практически парализована. Создается впечатление, что уже невозможно поднять их воззрения и чувства на высокий уровень, ясно изложенный в Слове Божьем. Если они не преобразятся обновлением ума своего, то для них не найдется места в вечности. Те, кто ведет себя неправильно и эгоистично и даже сокровищницу Бога не считает священной, не смогли бы оценить чистоту и святость освященного в Царстве Небесном или богатство славы и вечную награду, приготовленную для верных победителей. Их мысли так долго текли в низменном, эгоистичном русле, что они не могут по достоинству оценить вечное. Такие люди не ценят спасение. Кажется, они никогда не смогут воспарить в своих мыслях и правильно осмыслить план спасения и цену искупления. Корысть овладела всем их естеством; подобно мельничному жернову, она тянет их вниз, а их мысли и чувства остаются на низком уровне. Некоторые из этих людей никогда не достигнут совершенства христианского характера, потому что
[520]
не понимают ценности этого характера и причин, согласно которым его необходимо развивать. Их мысли не могут воспарить настолько высоко, чтобы они были очарованы святостью. Себялюбие и корыстные интересы опутали их характер такой паутиной, что они уже неспособны отличать святое и вечное от несвятого. Божье дело и Его сокровищница не более святы для них, чем обычный бизнес или деньги, используемые для мирских целей.
Все, считающие себя последователями Христа, связаны определенными обязанностями в отношении использования церковных средств. Закон Божий указывает на их долг по отношению к ближним: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Поступая с ближними несправедливо, немилосердно, проявляя к ним безразличие, кое-кто настолько ожесточил сердце, что может пойти еще дальше и даже обкрадывать Бога, не испытывая при этом угрызений совести. Неужели эти люди закрывают глаза на тот факт, что Бог все знает, что Он читает каждое их действие и его мотив? Награда Его с Ним, и Ему предстоит работа: воздать каждому человеку по делам его. Каждый добрый и каждый неправедный поступок и его влияние на других прослеживается Тем, Кто испытывает сердца и перед Которым открыты все тайны. Награда каждому назначена в соответствии с мотивами, побуждавшими его на те или иные поступки.
Не обращая внимания на неоднократные предупреждения и обличения, которые Господь посылал занимающим ответственные посты, они шли своими путями и руководствовались собственным неосвященным суждением, в результате чего дело Божье страдало, а души отвернулись от истины. Все виновные в этом должны будут дать страшный отчет в День последнего воздаяния. Если они и будут спасены, то это потребует с их стороны незаурядных усилий; им необходимо осознать свои оплошности, допущенные в прошлом, и наверстать упущенное. Если они приступят к этой работе с искренним сердцем и будут осуществлять ее настойчиво, неустанно и серьезно, то добьются замечательных успехов, но многие не преуспеют, потому что та искренность, с которой они начинают
[521]
указанное дело, вскоре пропадает и вырождается в вялость и беспечность. В начале действия руководителей правильны, поскольку они в какой-то степени понимают свое состояние, но затем они пытаются забыть прошлое и не извлекают из него должных уроков; они не желают удалить запинающий их грех и основательно поработать над собой. Их покаяние не включает в себя искреннее сожаление о том, что своим влиянием они обесчестили Бога, и души, за которых умер Христос, были потеряны. Время от времени руководители прикладывают отчаянные усилия и проявляют сильные чувства, но тот факт, что они быстро выдыхаются, а благородные чувства исчезают и сменяются вялой апатией и равнодушием, показывает, что они не позволили Богу довести эту работу до конца. На какое-то время в них вспыхнули благородные чувства, но сердце не было тронуто достаточно глубоко, и принципы, управляющие их поступками, не изменились. Они так же, как и прежде, склонны вести себя неправильно, ибо не имеют силы противостоять козням лукавого, но подчиняются его умыслам.
Жизнь истинного христианина всегда идет по восходящей. Он не стоит на месте и не идет назад. Ваше преимущество — исполняться «познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступать достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1:9—12).
Я умоляю всех, а особенно тех, кто служит в слове и учении, всецело отдать себя Богу. Посвятите Ему свою жизнь и подавайте достойный пример стаду. Впредь не довольствуйтесь тем, чтобы оставаться духовными карликами. Пусть вашей целью будет совершенство христианского характера и ничто меньшее. Да будет ваша жизнь бескорыстной и непорочной,
[522]
чтобы она всегда оставалась живым обличением тех, кто думает только о своей корысти и привязан исключительно к земному сокровищу. Да дарует вам Бог укрепляться по богатству славы Его «Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:16—19).