Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 3
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 17046 Все тексты автора Елена Уайт
Глава I. Правильное воспитание
Самое тонкое дело, когда-либо порученное взрослым людям, — это развивать молодые умы. Надо приложить все старания и настолько разнообразить процесс воспитания и образования, чтобы привести в движение самые возвышенные и благородные свойства ума. Родители и школьные учителя, конечно же, не готовы правильно воспитывать детей, если сами еще не усвоили главный урок самообладания, терпения, снисходительности, кротости и любви. Какое важное дело поручено родителям, наставникам и учителям! Немногие разбираются в наиболее существенных умственных потребностях детей и немногие знают, как управлять процессом интеллектуального развития, формирующимися мыслями и чувствами молодежи.
Необходимо, чтобы в школе процесс обучения был как можно теснее увязан с процессом воспитания. Детей можно научить служить греху, а можно научить служить праведности. Начальное образование формирует характер как для будущей светской, так и для духовной жизни. Соломон говорит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притч. 22:6). Сказано достаточно ясно. Наставление Соломона гласит о руководстве, воспитании и развитии. Чтобы родители и учителя справились с этой работой, им надо прежде самим понять, каким «путем» ребенок должен идти. Для этого книжных знаний недостаточно. Сюда входит все доброе, добродетельное, праведное и святое. Необходимо
[132]
упражняться в воздержании, благочестии, братолюбии и любви к Богу и ближним. Для достижения этой цели надо на высокую ступень поставить одновременно физическое, умственное, нравственное и духовное воспитание.
Воспитание детей дома и в школе не должно напоминать дрессировку бессловесных животных, ибо у детей есть разумная воля, которую следует направлять так, чтобы ей подчинялись все остальные силы и способности. Бессловесных животных надо обучать и дрессировать, потому что у них отсутствует логическое мышление. Но людей надо учить самообладанию. Ум человеку необходимо развивать, чтобы он управлял всем его естеством, тогда как хозяин обучает животных во всем повиноваться ему. Хозяин является умом, совестью и волей своего животного. Ребенка тоже можно воспитывать таким образом, чтобы у него не осталось собственной воли. Даже сугубо индивидуальные черты его личности могут раствориться и потеряться в личности старшего наставника; воля ученика со всеми помышлениями и намерениями может во всем подчиняться воле учителя.
Детям, воспитанным таким образом, всегда будет недоставать нравственной энергии и личной ответственности. Их не учат жить на основании принципов и здравого мышления. Их воля находится в подчинении у другого человека, их ум остается невостребованным, а при отсутствии соответствующих упражнений он не развивается и не укрепляется. Такими детьми не руководят и их не учат тому, как использовать все свои природные способности и самые сильные черты в соответствии с их физическими особенностями и складом ума. Но учителям надо не только воспитывать в детях самостоятельность, но уделять особое внимание развитию их слабых сторон, чтобы все их способности упражнялись и переходили от силы в силу и чтобы разум достиг необходимого уровня развития.
Во многих семьях детей вроде бы неплохо обучают и дисциплинируют, но когда рушится та система правил, к которой они привыкли, дети оказываются неспособными самостоятельно мыслить, действовать или принимать решения. Этих детей очень долго держали в рамках железных правил, им долго не давали самостоятельно мыслить и действовать там, где это было крайне желательно, и в итоге у них не развилось никакой уверенности в том, что они могут положиться на собственное суждение или мнение. Когда они выходят из
[133]
родительского дома, другие люди своими советами и суждениями могут легко увести их не в ту сторону. Характер таких детей непостоянен. Их не приучили полагаться на собственное суждение, когда это целесообразно и необходимо, поэтому ум их не развился и не окреп должным образом. Родители так долго контролировали их во всем, что они всецело зависят от них, полностью полагаясь на их разум и суждения.
С другой стороны, молодым нельзя позволять думать и действовать совершенно независимо от родителей и учителей. Детей надо учить с уважением относиться к суждению опытных людей и подчиняться руководству родителей и учителей. Их надо воспитывать таким образом, чтобы они мыслили так же, как их родители и учителя, и наставлять так, чтобы они вполне сознательно прислушивались к совету старших. В этом случае, когда дети выйдут из-под опеки своих родителей и учителей, их характер не будет подобен трости, ветром колеблемой.
Если не приучать молодых самостоятельно мыслить и действовать настолько, насколько позволяют их дарования и склад ума, чтобы таким способом и дальше развивать их мышление, чувство собственного достоинства и уверенность в своих способностях, то даже при самом строгом воспитании они останутся слабы как в умственном, так и в нравственном отношении. И когда им придется самостоятельно жить и действовать в этом мире, они вновь и вновь продемонстрируют, что их воспитывали скорее как животных, но не как людей. Вместо того чтобы направлять их волю, родители и учителя жесткими мерами принуждали их к подчинению.
Родители и учителя, гордящиеся тем, что полностью управляли умом и волей отданных на их попечение мальчиков и девочек, перестали бы хвалиться, если бы проследили будущую жизнь детей, которых они принуждали к послушанию силой или страхом. Такие дети почти совсем не готовы выполнять суровый долг в этой жизни. Когда подобная молодежь выходит из-под опеки родителей и учителей и ей
[134]
приходится думать и действовать самостоятельно, она почти во всех случаях идет кривыми путями и уступает искушениям. Молодые люди не добиваются успеха, и те же недостатки прослеживаются в их духовной жизни. Если бы открыть наставникам детей и молодежи будущие плоды их ошибочных методов воспитания, они бы изменили их. Учителя, стремящиеся к полному контролю над волей своих учеников, не добиваются больших успехов, хотя какое-то время может казаться, что им многое удается.
Бог никогда не одобрял того, чтобы один человек полностью контролировал другого, и те, кто пытается нивелировать индивидуальные особенности своих учеников и быть их разумом, совестью и волей, берут на себя страшную ответственность. Подобные ученики в некоторых случаях выглядят как хорошо вымуштрованные солдаты. Но когда они выходят из-под жесткой опеки, то оказывается, что они не могут действовать самостоятельно на основании заложенных в них принципов. Самыми ценными и преуспевающими учителями являются те, которые задаются целью внушить своим ученикам в процессе воспитания, что от них самих зависит, станут ли они мужчинами и женщинами с твердыми принципами и будут ли они готовы выполнить любую ответственную задачу. Поверхностным наблюдателям работа таких воспитателей может казаться не столь впечатляющей, и они не оценят их труд так же высоко, как труд учителя, который абсолютной личной властью подавляет ум и волю своих учеников, однако когда дети вырастут, их будущая жизнь покажет, чей план воспитания был лучше.
Родителям и учителям грозит опасность слишком увлечься муштрой и диктатом и при этом не иметь достаточно тесного человеческого контакта со своими детьми или учениками. Часто они бывают слишком холодны и сдержанны, не проявляют никакого сочувствия к ученикам, а только командуют ими. Такая манера воспитания не завоюет сердца детей и учеников. Если бы преподаватели приблизили к себе учеников, показали им, что любят их, и проявили интерес ко всем их занятиям и даже увлечениям, сами становясь порой как бы детьми среди детей, то сделали бы своих воспитанников очень
[135]
счастливыми и завоевали бы их любовь, доверие и уважение. Тогда дети намного охотнее признавали бы авторитет родителей и учителей.
Привычки и принципы учителя намного важнее его грамотности или компетентности. Если он искренний христианин, то будет проявлять одинаковую заинтересованность как в физическом, так и в умственном, нравственном и духовном воспитании своих учеников. Чтобы оказывать на них правильное влияние, ему надо в совершенстве владеть собой и его сердце должно быть преисполнено любовью к ученикам, что обязательно проявится в его взглядах, словах и поступках. Учителю следует иметь твердую волю, и тогда он сможет формировать интеллект учеников и обучать их различным наукам. Обычно будущий характер молодежи складывается на этапе начального образования. Тем, кто имеет дело с юными умами, надо стараться привести в действие их лучшие качества, чтобы дети побыстрее узнали, как управлять своими способностями и наилучшим образом использовать их.
Заточение в школе
На протяжении многих прошедших лет система воспитания губительно сказывалась на здоровье и самой жизни детей. Многие юные создания просиживали по пять часов в день в душных классных комнатах, плохо проветриваемых и слишком тесных. Воздух в таких помещениях быстро отравляет легкие. Маленьких детей, мышцы и конечности которых еще слабы, а мозг недостаточно развит, подолгу держали взаперти, чем наносили им большой вред. Многие дети по природе своей чахлы и слабы. Заточение в школе изо дня в день делает их нервными и болезненными. Дети страдают и болеют из-за истощения нервной системы. И если огонь жизни в них гаснет, родители и учителя не считают, что сами немало этому способствовали. Стоя у могилы своего ребенка, удрученные родители расценивают постигшую их утрату как особое
[136]
волеизъявление Божественного Промысла, тогда как на самом деле они своим непростительным невежеством сами отняли у него жизнь. Приписывать в этом случае смерть ребенка Божественному Провидению — богохульство. Бог хотел, чтобы их дети жили, получали необходимое воспитание, развивали прекрасный характер, прославляли Его в этом мире и затем хвалили Его в лучшем из миров.
Родители и учителя, беря на себя ответственность за воспитание таких детей, не чувствуют своего долга перед Богом ознакомиться с устройством человеческого организма хотя бы для того, чтобы сохранять жизнь и здоровье своих детей и учеников. Тысячи малышей умирают из-за невежества своих родителей и учителей. Матери тратят многие часы на ненужную работу, украшая свои платья и одежду своих чад, лишь бы блеснуть в обществе, а затем утверждают, что у них нет времени на чтение и получение необходимой информации о том, как заботиться о здоровье детей. Родители полагают, что будет меньше хлопот, если они доверят свое здоровье врачам. Чтобы не отстать от моды и обычаев века сего, многие родители как раз таки и пожертвовали здоровьем и даже жизнью своих детей.
Большинство матерей не проявляют никакого интереса к тому, чтобы познакомиться с чудесным устройством человеческого организма и понять, каким образом один орган зависит от другого и предопределяет здоровое функционирование всех частей тела. Они ничего не знают о том, как взаимодействуют тело и разум. Они не понимают, как функционирует мозг, соединяющий конечное с бесконечным. Каждый орган тела подчинен мозгу. Мозг является центром тела. Детям обычно позволяют есть мясо, масло, сыр, свинину, жирный крем и острые приправы. Им также разрешают есть эту нездоровую еду когда попало и даже в промежутках между основными приемами пищи. Все это приводит к расстройству желудка, противоестественному нервному возбуждению и слабоумию. Родители не понимают, что сеют семя, которое вызовет болезнь и смерть.
Многие дети становятся инвалидами на всю оставшуюся
[137]
жизнь из-за того, что стимулируют работу мозга и не укрепляют мышцы тела. Многие умирают в детстве из-за того, что неразумные родители и школьные учителя насиловали их юные умы, заставляя зубрить уроки с помощью кнута и пряника, хотя детям было еще слишком рано по возрасту сидеть за партой в классной комнате. У детей возникает умственное перенапряжение из-за того, что они учат слишком много уроков, тогда как им надо было оставаться дома до тех пор, пока они достаточно не окрепли бы физически, чтобы справляться с умственными нагрузками. Малым детям надо давать свободу, чтобы они, как малые агнцы, бегали и резвились на дворе и были счастливы. Им надо предоставить самые благоприятные возможности для развития крепкого телосложения.
Родители должны быть единственными учителями своих детей, пока им не исполнится восемь или десять лет. Они обязаны открывать перед детьми великую Божью книгу природу в той мере, в какой их умы смогут постичь ее. Матери надо быть меньше привязанной ко всему искусственному в доме, к тому, например, чтобы шить платья напоказ. Ей надо находить время и развивать у себя самой и у своих детей любовь к прекрасному: траве, деревьям, цветам. Привлекая внимание детей к разнообразным расцветкам и формам цветов, она сможет познакомить их с Богом, Который создал всю эту красоту, радующую глаз. Она может направлять мысли детей к Творцу и пробуждать в их юных сердцах любовь к Небесному Отцу, Который проявил к ним такую любовь. Родители могут показывать взаимосвязь Бога со всеми Его творениями. Единственной классной комнатой для детей, которым еще нет восьми или десяти лет, должно быть лоно природы, свежий воздух, распускающиеся цветы и прекрасные пейзажи. Их единственным учебником должны стать сокровища природы. Уроки, запечатленные в их умах на фоне приятных, привлекательных природных видов, не забудутся никогда.
Чтобы дети и подростки были здоровы, жизнерадостны, полны жизненной энергии, чтобы у них хорошо развивались мышцы и мозг, им надо как можно чаще бывать на свежем воздухе и иметь четкий план занятий и отдыха. Дети и подростки,
[138]
все время сидящие за школьными партами, прикованные к учебникам, никогда не разовьют крепкого телосложения. Умственные занятия без соответствующих физических нагрузок приводят к тому, что кровь приливает к мозгу и кровообращение нарушается. Мозг хорошо снабжается кровью, а конечности — плохо. Для занятий надо отвести определенные часы, а остальное время отводить физическому труду и досугу на свежем воздухе. Если навыки детей в питании, одежде и сне соответствуют законам природы, они смогут получить хорошее образование, не жертвуя при этом здоровьем ума и тела.
Вырождение рода человеческого
В Книге Бытие вполне определенно говорится об общественной и личной жизни людей допотопного времени, но в ней не зафиксировано ни одного случая, чтобы ребенок родился слепым, глухим, уродом, калекой или умственно отсталым. Не записано ни одного случая, чтобы кто-то умер своей смертью в детстве или юности. Мы не найдем ни одного случая, когда бы человек умирал от болезни. Когда в Книге Бытие сообщается о чьей-то смерти, обычно это делается так: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:5), «всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер» (Быт. 5:8). Относительно других говорится так: и умер он в старости, насыщенный днями. Если сын умирал раньше отца, это было такой редкостью и таким удивительным событием, что о нем упоминалось отдельно: «И умер Аран при Фарре, отце своем» (Быт. 11:28). Но у Арана рождались дети до его смерти.
Бог наделил человека такой жизненной силой, что, несмотря на болезни, которые накапливались и передавались из поколения в поколение вследствие извращенных привычек, род человеческий существует вот уже шесть тысяч лет. Данный факт сам по себе является достаточно убедительным доказательством той силы и электризующей энергии, которую Бог дал человеку при сотворении. Потребовалось больше двух тысяч лет преступлений и потворства низменным страстям, чтобы телесные недуги в значительной части охватили род человеческий. Если бы Адам при сотворении не был наделен жизненной силой в двадцать раз большей, чем у современных людей, то род человеческий, при всех нарушениях
[139]
законов природы, что наблюдаются сегодня повсюду, давно бы уже вымер. Во время Первого пришествия Христа род человеческий вырождался так быстро, а груз болезней настолько сильно придавил тогдашнее поколение, что оно буквально стенало под бременем невыразимого горя и страданий.
Мне было показано жалкое состояние мира в наш век. С момента грехопадения Адама род человеческий вырождается. Мне были показаны некоторые современные причины столь незавидного состояния людей, созданных некогда по образу Божьему. Когда я поняла, сколько надо сделать, чтобы хоть ненадолго приостановить физическое, умственное и нравственное разложение человечества, мое сердце заныло и защемило. Бог не создавал людей такими слабыми и немощными. Плачевное положение дел объясняется не Божественным Провидением, а делами самого человека. Оно вызвано вредными привычками, злоупотреблением своими силами и нарушением Божьих законов, по которым функционирует человеческий организм. Не устояв перед искушением потворствовать аппетиту, Адам и Ева лишились своего возвышенного, святого и счастливого состояния. И из-за того же самого искушения так ослаб род человеческий. Люди возвели на престол свои страсти и порочные вкусы и, что еще хуже, подчинили им свой разум и способность здраво рассуждать.
Нарушение законов природы и страдания как естественный результат этого нарушения так долго господствовали в мире, что люди полагают, будто нынешние болезни, страдания, слабоумие и преждевременная смерть — это их участь, предназначенная свыше. Но ведь человек вышел из рук Творца настолько совершенным и прекрасным, настолько преисполненным жизненных сил, что прошло более тысячи лет, прежде чем его испорченные вкусы и страсти вкупе с общим нарушением законов природы ощутимо сказались на состоянии рода человеческого. Последние поколения вырождались еще быстрее и еще острее ощущали на себе гнет немощей и болезней. Жизненные силы человечества значительно подорваны потворством аппетиту, страстями и похотью.
Патриархи от Адама до Ноя, за редким исключением, жили почти по тысяче лет. После Ноя продолжительность жизни
[140]
быстро пошла на убыль. Больных и страдальцев приносили ко Христу из всех городов и селений, чтобы Он исцелил их. И с того времени последующие поколения все больше и больше мучались от различных недугов и заболеваний. Из-за непрерывного нарушения законов жизни смертность возросла до пугающих размеров. Годы жизни сократились настолько, что многие наши современники нисходят в могилу в таком возрасте, в каком люди, жившие в первые тысячелетия после творения, еще даже не приступали к активной деятельности.
Болезни из поколения в поколение передаются от родителей к детям. Младенцы уже в колыбели ужасно страдают из-за грехов своих родителей, и страдания эти существенно уменьшают их жизненную силу. Вредные привычки в еде и одежде и беспутство родителей передаются по наследству детям. Многие малыши рождаются уродами, слепыми, глухими; немало — умственно неполноценными. Удивляет странное отсутствие принципов у нынешнего поколения, проявляющееся в неуважении к законам жизни и здоровья. В этом вопросе преобладает невежество, хотя свет сияет повсюду. Большинство людей думают, главным образом, о том, что им есть и пить и во что одеться. Несмотря на все, что сказано и написано о надлежащем уходе за телом, аппетит — это великий закон, управляющий практически всеми людьми.
Нравственная сила уменьшается, потому что мужчины и женщины нарушают законы здоровья и не считают столь важный вопрос, как поддержание здоровья, своим личным долгом. Родители оставляют потомству отвратительные привычки, а тяжелые наследственные болезни портят кровь и ослабляют работу мозга. Большинство людей пребывают в неведении по поводу законов функционирования своего организма и потворствуют аппетиту и страстям в ущерб интеллектуальным способностям и нравственным устоям. Создается впечатление, что они сознательно ничего не желают знать о нарушении ими законов природы. Они потворствуют извращенному аппетиту и потребляют медленнодействующие яды, которые загрязняют кровь, расшатывают нервную систему и становятся
[141]
причиной болезни и смерти. Их друзья называют результат такого поведения Божьим Провидением и тем самым оскорбляют Небо, поскольку люди сами восстали против законов природы и были наказаны естественным образом за их нарушение. Страдание и высокая смертность преобладают сегодня повсюду — особенно среди детей. Какой разительный контраст между нашим поколением и теми людьми, что жили в первые две тысячи лет!
Важность домашнего обучения
Я спросила, можно ли остановить этот поток горя и страданий и что-то предпринять, чтобы спасти молодежь нашего поколения от грозящей ей гибели. Мне было показано следующее: одна из главных причин столь плачевного положения дел заключается в том, что родители не чувствуют себя обязанными воспитывать своих детей в послушании законам природы. Матери в слепой и неразумной любви делают из детей идолов и потакают их аппетиту, хотя знают, что это повредит их здоровью, сделает их больными и несчастными. Столь неоправданная доброта значительно отражается на состоянии нынешнего поколения. Желания детей удовлетворяются за счет их здоровья и жизнерадостности, а все происходит из-за того, что матери проще на какое-то время ублажить ребенка, нежели отказать ему в надуманной просьбе.
Таким образом матери сами сеют семя, которое прорастет и принесет горькие плоды. Детей не приучают отказывать себе в чем-либо, обуздывать свои желания и греховный аппетит. И они вырастают эгоистичными, требовательными, непослушными, неблагодарными и нечестивыми. Матери, так поступающие, пожнут горький плод посеянного ими семени. Они согрешают против Неба и против своих детей, и Бог спросит с них за это.
Если бы прошлые поколения воспитывались правильно, молодежь нашего поколения не росла бы такой развращенной и никчемной. Директорам и учителям школ следовало бы знать и понимать психологию детей и проявлять интерес не только к обучению их наукам, но и научить детей заботиться
[142]
о своем здоровье, чтобы они в дальнейшем наилучшим образом использовали полученные знания. При школах необходимо создать производственные комбинаты — пусть дети осваивают разные ремесла и занимаются после занятий в классах полезным физическим трудом.
Труд и развлечения учащихся надо планировать таким образом, чтобы то и другое соответствовало законам здоровья и поддерживало у детей здоровый тонус их физических и умственных сил. Тогда они, наряду с грамотой, смогут приобретать практические, деловые навыки. У учащихся надо пробудить отзывчивость и чувство долга, дабы они почувствовали и поняли, что общество предъявляет к ним свои требования и что им следует жить по законам природы; в дальнейшем они своей жизнью, деятельностью, примером и наставлением должны приносить пользу обществу и быть для него благословением. Молодежи надо внушить, что все люди имеют определенное влияние, которое постоянно сказывается на обществе и либо возвышает и облагораживает его, либо развращает и унижает. Главным предметом для изучения у молодежи должно быть познание самих себя и поддержание своего физического здоровья.
Многие родители держат детей в школе почти круглый год. Дети механически проходят программу обучения, но не удерживают в памяти то, что выучили. Многие из этих вечных учащихся имеют очень слабо развитый интеллект. Монотонность ежедневных занятий утомляет мозг, и эти дети не проявляют большого интереса к урокам. Для многих чтение книг становится мучительным упражнением; у них не развивается внутренней любви и потребности к размышлениям и нет стремления приобретать знания. Они вообще не желают приобретать навыки анализа и исследования.
Дети крайне нуждаются в правильном воспитании, чтобы стать полезными членами этого мира. Но неверно поступают родители, которые ставят культуру ума выше нравственного воспитания. Наставление, развитие, совершенствование детей и подростков — вот главная задача, стоящая перед родителями и учителями. Сегодня так мало выдающихся мыслителей и людей, способных логически рассуждать только
[143]
потому, что неправильное воспитание в детстве остановило развитие их интеллекта. Мнение родителей и учителей относительно того, будто непрерывные занятия укрепляют ум, оказалось ошибочным, так как во многих случаях это дает прямо противоположный результат.
Многие родители и учителя не понимают, что на стадии начального образования самое пристальное внимание надо уделить физическому воспитанию, обеспечив таким образом здоровьем тело и мозг. Сейчас принято воодушевлять детей на то, чтобы они ходили в школу чуть ли не с младенческого возраста, когда они еще нуждаются в материнской заботе и ласке. В совсем нежном возрасте их часто помещают в тесные, плохо проветриваемые классы; дети сидят в неправильных позах за неудобными партами, в результате чего деформируется нежная костная ткань и происходит искривление позвоночника.
Нравы и привычки, выработанные в юности, сохраняются затем и в зрелые годы. Молодое деревце можно наклонить в любую сторону и придать ему почти любую форму, и оно так и будет уродливо расти, демонстрируя всем своим внешним видом тот вред, который вы ему причинили. Спустя многие годы вы попытаетесь выпрямить это дерево, но ваши усилия окажутся напрасными — оно так и останется кривым. То же самое происходит и с юными умами. Они требуют осторожного и нежного воспитания в детстве. Их можно обучить как правильно, так и неправильно, и в будущем они будут вести себя так, как их научили в детские годы. Привычки и навыки, выработанные в детстве, будут расти и укрепляться по мере взросления, оставаясь по сути неизменными до конца жизни. Обычно они никуда не деваются, а только укрепляются.
Мы живем в такое время, когда почти все в мире весьма поверхностно. В характере людей осталось мало постоянства и твердости, поскольку детям с самой колыбели дают поверхностное воспитание. Их характер формируется на зыбучих песках, им чуждо самоотречение и самообладание. Детей балуют, потакают их желаниям, в результате чего они вырастают неприспособленными к практической жизни. Любовь к наслаждениям владеет умами; детям льстят, их портят к их же погибели. Детей надо воспитывать и обучать таким образом,
[144]
чтобы они на жизненном пути во всеоружии встречали искушения, опасности и трудности. Их надо научить владеть собой и с благородством преодолевать трудности. И тогда, если они не будут по своей прихоти устремляться навстречу опасности и подвергать себя ненужным искушениям, если они будут избегать дурного влияния и порочного общества, но в силу обстоятельств окажутся в опасной компании, у них останется достаточно нравственного мужества, чтобы с Божьей силой стоять за правду, сохранять принципы и выходить из всех передряг с незапятнанным характером. Если молодежь, получившая правильное воспитание, будет полагаться на Бога, она выдержит самые серьезные испытания на моральную устойчивость.
К сожалению, немногие родители понимают, что дети их таковы, какими сделали их родительский пример и воспитание, и что сами они несут ответственность за тот характер, который развивается в их детях. Если бы сердца родителей-христиан были послушны воле Христа, они бы выполняли заповедь Небесного Учителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если бы называющие себя последователями Христа сделали хотя бы одно это, они подали бы неверующему миру пример, правильно представляющий религию Библии.
Если бы родители-христиане жили в послушании требованиям Божественного Учителя, то сохраняли бы простоту в питании и одежде и в своей жизни стремились бы больше соответствовать законам природы. Тогда они не посвящали бы столько времени искусственным вещам, придумывая себе заботы и бремена, которые Христос не возлагал на них, но которых Он, напротив, велел им избегать. Если бы в первую очередь родители думали о Боге и Его праведности, тогда они как можно меньше времени тратили бы на ненужные украшения и не пренебрегали бы до такой степени душами своих детей. Драгоценное время, которое многие родители транжирят на то, чтобы как можно красивее одеть детей для предстоящего карнавала или вечеринки, они скорее и гораздо охотнее посвятили бы сначала на собственное умственное развитие, а
[145]
затем и на грамотное и правильное обучение своих детей. Для спасения и счастья этих родителей важно, чтобы они не расходовали драгоценное время испытания, отпущенное им Христом, на наряды, хождение в гости и сплетни.
Многие родители утверждают, что у них столько дел и забот, что не хватает времени ни на саморазвитие и повышение образования, ни на то, чтобы прививать детям навыки практической жизни или учить их, как стать агнцами Христова стада. До последнего суда, на котором будет решаться дело каждого и все наши поступки откроются взору Бога, Агнца и всех святых ангелов, эти родители так и не осознают почти бесконечную ценность бездарно израсходованного времени. Но очень многие из них поймут тогда, что неправильным поведением они определили участь своих детей. Они не только сами не заслужили похвалы из уст Царя славы: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23), но еще и услышат страшный приговор, вынесенный их детям: «Идите от Меня!» Суровый приговор навеки отлучит их детей от радости и славы небесной и от лица Христова. И они сами услышат те же слова в свой адрес: «Отойди от Меня, лукавый и ленивый раб». Иисус никогда не скажет «хорошо» тем, кто не заслужил этого слова своим самоотречением и самопожертвованием, а также помощью ближним во славу Его. Люди, живущие в основном для того, чтобы ублажать себя, вместо того чтобы творить добро другим, вынуждены оказаться потерянными навечно.
Если бы родители поняли, какая серьезная ответственность лежит на них в деле воспитания детей, то уделяли бы больше времени молитве и меньше — ненужному хвастовству. Они бы учились, размышляли и искренне молились Богу о мудрости и просили Его помощи так воспитать своих детей, чтобы сформировать у них характер, угодный Богу. Они бы тогда не учили детей тому, как пользоваться успехом и почетом в этом мире, но воспитывали бы у них красивый характер, который сможет одобрить Бог.
Чтобы знать, как правильно обращаться с юными умами,
[146]
нужно основательно учиться и искренне молиться о небесной мудрости, ибо многое зависит от того, в какую сторону родители направят ум и волю детей. Самая важная работа родителей — в нужное время склонить ум своих детей в правильном направлении, ибо вечная участь последних зависит от того, какое решение они примут в критический момент своей жизни. Вот почему так важно, чтобы умы родителей были как можно более свободны от тягостных, утомительных забот о материальном и земном, чтобы они думали и действовали спокойно, рассудительно, мудро, с любовью и поставили бы спасение своих детей наипервейшей и важнейшей заботой! Главная цель, к которой надо стремиться родителям, — это приобрести для своих дорогих детей внутреннее украшение. Родители не вправе позволить себе, чтобы гости или вообще незнакомые люди отвлекали их внимание, крали у них время, являющееся главным жизненным капиталом, и чтобы тем самым посторонние люди лишали их возможности каждый день терпеливо наставлять своих детей и направлять их развивающиеся умы в нужную сторону.
Нам отпущено слишком мало времени на этой земле, чтобы мы транжирили его на пустые, никчемные развлечения, на бесполезное хождение в гости, на ненужные украшения, придуманные ради хвастовства, или на возбуждающие увеселения. Мы не можем позволить себе проматывать время, отпущенное нам Богом для того, чтобы благословлять других и собирать себе сокровище на небесах. У нас не так много времени на выполнение необходимого долга, и нам следует посвящать его облагораживанию собственного ума и сердца, чтобы с готовностью выполнить свое жизненное предназначение. Пренебрегая этими существенными обязанностями и сообразуясь с традициями, привычками и модой великосветского общества, мы поступаем несправедливо по отношению к себе и своим детям.
Матери, которым предстоит развивать юные умы и формировать характер своих детей, не должны стремиться к мирским удовольствиям, черпая только в них жизнерадостность и счастье. У них есть важное дело всей жизни, и они, а также их домашние, не имеют абсолютно никакого права тратить время на бесполезные вещи. Время — один из драгоценных талантов, который доверил нам Бог и за который Он потребует отчета. Пустое времяпрепровождение — это
[147]
разбазаривание своего интеллекта. Умственные способности хорошо совершенствуются, и долг матерей — всесторонне развивать своих детей и хранить их сердца в чистоте. Им надо использовать все доступные средства для собственного умственного и нравственного роста, чтобы потом уже развивать умы своих детей. Тот, кто получает удовольствие, лишь находясь в какой-то компании, вскоре почувствует беспокойство, если перестанет ходить в гости или сам не будет принимать гостей. Таким людям трудно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Необходимые и священные домашние обязанности кажутся им обыденными и неинтересными. Они не любят заниматься самоисследованием и самодисциплиной. Ум их жаждет разнообразных возбуждающих событий светской жизни. Они пренебрегают воспитанием детей, позволяя им потакать своим наклонностям. Ангел-летописец пишет о них в книге: «Никчемные рабы». Бог желает, чтобы наши мысли не блуждали бесцельно, но чтобы мы делали добро в этой жизни.
Если бы родители чувствовали, что их торжественный, порученный Богом долг — воспитывать детей для плодотворной и полезной жизни в этом мире, и если бы они украшали внутренний храм души своих сыновей и дочерей, готовя их к бессмертию, то мы увидели бы в нашем обществе большие перемены к лучшему. Не было бы такого безразличия к повседневному благочестию, и не было бы так трудно пробуждать нравственную чувствительность в детях, дабы они понимали предъявляемые к ним Богом высокие требования. Но родители проявляют все большую беспечность, игнорируя привитие своим детям полезных навыков. Многие родители позволяют детям приобретать и развивать вредные привычки и следовать своим природным наклонностям; они не внушают им, как это опасно, но как важно во всем следовать духовным принципам.
Дети часто с энтузиазмом берутся за какое-то дело, но оно быстро им надоедает или оказывается не по плечу. Тогда они бросают начатое и хватаются за что-то другое. Таким образом, они могут браться за реализацию разных затей, но, испытав небольшое разочарование, отказываться от них. Они переходят от одного рода занятий к другому и ничего не доводят до конца. Родители не должны допускать, чтобы их детьми двигала любовь к переменам. Им вообще нельзя так много заниматься посторонними делами, чтобы совсем не
[148]
оставалось времени терпеливо воспитывать развивающиеся детские умы. Несколько ободряющих слов или небольшая, но своевременно оказанная помощь поможет детям пережить разочарование, а удовлетворение, которое они испытают, доведя до конца начатое дело, побудит их трудиться еще усерднее.
Многие дети, не слыша ободряющих слов и не получая помощи от родителей, падают духом и переключаются с одного дела на другое. Этот же печальный недостаток сохраняется у них и в зрелые годы. Они ни в чем не могут добиться успеха, ибо их не научили упорно и настойчиво трудиться, преодолевая временные разочарования. Таким образом, вся жизнь многих людей оборачивается крахом, поскольку в юности они не получили должного воспитания. Воспитание, полученное в детстве и юности, влияет на всю деловую карьеру в зрелые годы и накладывает соответствующий отпечаток на духовную жизнь.
Физический труд для учащихся
Существующий в настоящее время план воспитания открывает перед молодежью дверь искушений. Хотя юноши и девушки, как правило, посвящают учебе многие часы, подчас они не знают, чем себя занять. Зачастую часы досуга проводятся безрассудно. Плохие привычки передаются от одного к другому, в результате чего порок процветает. Очень многие молодые люди, получившие религиозное воспитание в семье и вышедшие из школы сравнительно невинными и добродетельными, развращаются, попадая в нехорошую компанию и общаясь с порочными людьми. Они перестают уважать себя и жертвуют благородными духовно-нравственными принципами. С этого момента они начинают катиться вниз по наклонной, ибо их совесть настолько притупляется, что грех не кажется им крайней формой отступничества. Эти недостатки действующего ныне в школах учебного плана можно в значительной мере исправить, если совмещать занятия с физическим трудом. Те же изъяны существуют у старшеклассников, только в большей степени, потому что многие молодые люди
[149]
поддаются порокам и перестают слушать голос совести.
Многие родители переоценивают постоянство и добрые качества своих детей. Они не учитывают, что их дети в будущем подвергнутся обманчивому влиянию испорченной молодежи. Родителям боязно отправлять детей в школу, которая находится на некотором удалении от дома, но они льстят себе мыслью, что поскольку дети видели добрый пример и получили религиозное воспитание, то останутся верны этим принципам в общении со сверстниками в старших классах. Многие родители имеют весьма смутное представление о том, какая распущенность царит в мирских учебных заведениях. Во многих случаях родители много работают и терпят лишения ради того, чтобы дать детям законченное образование. И после всех тяжких усилий многие испытывают горькое разочарование, когда их дети возвращаются с занятий духовно распущенными, физически ослабленными да еще и обретя дурные нравы. Часто они проявляют неуважение и неблагодарность к родителям и ведут себя нечестиво. Столкнувшись с этой вопиющей несправедливостью и получив такую награду от неблагодарных детей, родители горько сожалеют, что отправили их в столь удаленное учебное заведение, где дети подверглись искушениям и вернулись к ним физическими, умственными и нравственными уродами. Разочарованные в своих надеждах, скорбя разбитыми горем сердцами, они видят, как их дети, на которых они возлагали такие большие надежды, встают на путь порока и влачат жалкое существование.
Но встречаются молодые люди с твердыми принципами, оправдывающие ожидания родителей и учителей. Они проходят процесс обучения с чистой совестью и возвращаются обратно физически крепкими и морально устойчивыми. Тлетворное влияние окружающих не оскверняет их. Но таких молодых людей очень мало.
Некоторые учащиеся полностью посвящают себя занятиям и сосредоточивают мысли только на том, чтобы получить образование. Они упражняют мозг, но не нагружают себя физически. Их мозг перегружен, а мышцы слабеют из-за недостатка упражнений. Когда учеба заканчивается, становится очевидно, что дети получили образование ценой своего здоровья, а иногда и жизни. Они учились день и ночь из года в год, их мозг работал на пределе возможностей, но они недостаточно упражняли свои мышцы. Они жертвовали всем
[150]
ради овладения науками, а в результате нисходят в могилу.
Молодые женщины также часто посвящают себя целиком и полностью учебе, пренебрегая другими областями знания, которые важнее для практической жизни, чем изучение книг. Получив образование, они часто становятся пожизненными инвалидами. Они пренебрегали здоровьем, проводя слишком много времени за закрытыми дверями, лишая себя чистого небесного воздуха и Богом данного солнечного света. Эти молодые женщины могли бы вернуться с учебы здоровыми, если бы совмещали занятия с домашним трудом и упражнениями на свежем воздухе.
Здоровье — великое сокровище. Это самое драгоценное достояние, которое могут иметь смертные. Богатство, почести или образование приобретаются слишком дорогой ценой, если приходится расплачиваться за них жизненной энергией и здоровьем. Если нет здоровья, то никакое достижение не принесет счастья. Это ужасный грех — злоупотреблять здоровьем, которое дал нам Бог, в этом случае мы теряем жизненные силы и остаемся в проигрыше, даже если получаем какое-то образование.
Во многих случаях богатые родители пренебрегают необходимостью учить своих детей практическим навыкам, ремеслам и наукам. Они не считают нужным ради будущего блага своих детей, ради того, чтобы сделать их полезными для общества, прививать им вкус к общественно полезному труду. А ведь это необходимо детям, чтобы в случае несчастья они могли сохранять благородную независимость, умея трудиться своими руками. Если у них есть капитал в виде здоровья и силы, они не обеднеют, даже если у них в кармане не будет ни гроша. Многие из тех, кто в юности рос в роскоши и изобилии, могут лишиться богатства и попасть в такое положение, когда их престарелые родители или братья и сестры окажутся на их иждивении. Как же важно, чтобы каждого молодого человека учили трудиться и готовили к чрезвычайным обстоятельствам! Богатство превращается в проклятие, когда владеющие им убеждают себя, будто бы их сыновьям и дочерям не нужно учиться общественно полезному труду, поскольку у них есть все. В этом случае богатство мешает родителям подготовить детей к практической жизни.
Те, кого не заставляют трудиться, часто ведут
[151]
достаточно пассивный образ жизни и не заботятся о физическом здоровье. Молодые люди из-за недостатка активных физических и умственных нагрузок живут праздно и часто приобретают то, чего надо больше всего страшиться, — уличное воспитание. Они слоняются по забегаловкам, курят, выпивают и играют в карты.
Молодые женщины зачитываются романами, оправдывая свое безделие слабым здоровьем. Однако их немощи и болезни — результат того, что они не упражняют данные им Богом мышцы. Они утверждают, будто слишком слабы, чтобы выполнять работу по дому, однако с удовольствием занимаются вышивкой и плетением кружев, сохраняют утонченную бледность рук и лица, в то время как их матери, обремененные заботами, стирают и гладят их платья. Эти молодые женщины не могут называть себя христианками, так как нарушают пятую заповедь. Они не почитают своих родителей. Но мать в этом случае виновата еще больше. Она освобождала дочерей от всяких обязанностей по дому до тех пор, пока домашняя работа не стала для них отвратительным наказанием, и тогда они решили наслаждаться изысканной и утонченной праздностью. Девушки едят, спят, читают романы, обсуждают моды, и вся их жизнь протекает бесцельно и никчемно.
Бедность во многих случаях является благословением, ибо избавляет детей и подростков от губительного безделья. Физические и умственные силы надо надлежащим образом развивать. Первой и непрестанной заботой родителей должна стать забота о том, чтобы их дети имели крепкое телосложение и выросли здоровыми людьми. Этой цели нельзя достичь без физических упражнений. Детей надо обучать труду ради их же здоровья и нравственной полноценности, даже если в данный момент в этом нет острой необходимости, поскольку семья живет в достатке. Чтобы стать добродетельными и чистыми, детям надо научиться дисциплинировать себя и хорошо организовывать труд, дающий нагрузку всем их мышцам. Самое здоровое удовольствие, которым могут наслаждаться дети, это удовлетворение, получаемое от полезного труда, особенно когда они в чем-то отказывают себе ради того, чтобы помочь ближним. Зачем богатым лишать себя и своих детей этого величайшего блага?
Родители, безделие — это величайшее проклятие, которое только может пасть на молодежь. Не позволяйте своим
[152]
дочерям по утрам подолгу валяться в постели и спать в те драгоценные часы, которые Бог одолжил им для лучшего применения, ибо они должны будут дать Ему отчет за это бесцельно использованное время. Мать причиняет своим дочерям большой вред, если делает за них работу, которую они обязаны выполнять совместно ради их же нынешнего и будущего блага. Позволяя своим детям бездельничать и потакая их страсти к чтению романов, родители наносят им большой ущерб и делают их неприспособленными к практической жизни. Чтение романов и увлекательных рассказов — величайшее зло, ибо оно наносит ущерб молодым душам. Читательницы романов и любовных рассказов никогда не станут хорошими, заботливыми матерями. Они строят воздушные замки и живут в нереальном, вымышленном мире. Они становятся сентиментальными и развивают в себе болезненную фантазию. Постоянное пребывание в иллюзорном мире делает их неспособными к полезным делам. Они останавливаются в умственном развитии, хотя могут льстить себе, что у них острый ум и утонченные манеры.
Труд по дому чрезвычайно полезен для девушек. Физический труд нисколько не мешает умственному развитию. Как раз наоборот: польза, получаемая от физического труда, способствует сбалансированному развитию личности и предотвращает чрезмерные умственные нагрузки. Мышцы трудятся, а мозг в это время отдыхает. Есть много вялых, ни к чему непригодных девушек, которые считают энергичный физический труд неподобающим для настоящих леди. Но изъяны их характеров слишком очевидны, чтобы ввести в заблуждение наблюдательных людей, которые видят, что эти девушки неспособны ни к какому полезному делу. Они жеманно улыбаются и хихикают, и на уме у них одно кокетство. Создается впечатление, что они не могут просто и нормально произносить слова, но вымучивают их из себя с жеманными улыбками и сюсюканьем. И это настоящие леди? Они не родились слабоумными, но такими их сделало воспитание. Чтобы стать настоящей леди, необязательно быть хрупким, беспомощным, пышно разодетым, жеманным существом. В здоровом теле здоровый ум. Физическое здоровье и практическое знание всех необходимых домашних обязанностей никогда не помешают развитию ума. И то, и другое крайне важно для женщины.
Надо использовать и развивать все умственные
[153]
способности, чтобы иметь уравновешенный ум. В мире много односторонне развитых людей, ставших таковыми из-за того, что они совершенствовали одни способности, тогда как прочие страдали от бездействия. Большинство молодых людей неправильно воспитаны. Они слишком много занимаются теорией, но пренебрегают навыками практической и деловой жизни. Повзрослев, молодые люди становятся родителями, но забывают о своем долге, и их потомство опускается еще ниже, оказываясь еще более ущербным, чем сами родители. Таким образом род человеческий быстро вырождается. Постоянная теоретическая учеба, которой так увлекаются в наше время школы, делает молодежь неприспособленной к практической жизни. Человеческий мозг создан для активной деятельности. Если он не работает в правильном направлении, то его заполнят греховные помыслы. Чтобы поддерживать необходимое равновесие, надо в школах сочетать учебу с физическим трудом.
Прошлые поколения обязаны были позаботиться о более всестороннем образовании. При школах должны действовать сельскохозяйственные и производственные комбинаты. Надо также приглашать учителей по домоводству. И каждый день часть времени следует уделять полезному труду, чтобы физические и умственные силы упражнялись в равной мере. Если бы школы функционировали по вышеупомянутому плану, то сейчас не было бы такого количества неуравновешенных людей.
Бог приготовил для Адама и Евы прекрасный сад. Он снабдил их всем, что им было нужно для прекрасной жизни. Он насадил для них всевозможные плодоносные деревья. Своей щедрой рукой Он окружил наших прародителей изобилием. Вокруг росли красивые и полезные деревья, чудесные, постоянно распускающиеся и никогда не увядающие цветы. Адам и Ева были богаты — они владели Едемом. Адам был господином в своем прекрасном владении. Никто не сомневался, что он богат. Но Бог знал, что Адам не будет счастлив, если не станет трудиться. Поэтому Он поручил Адаму возделывать сад.
Если в наш век деградации люди имеют большое земное
[154]
сокровище (хотя в сравнении с красотой и богатством райского сада, данного царственному Адаму, оно весьма незначительно), то они и сами считают, что им необязательно трудиться, и детей своих приучают смотреть на физический труд как на что-то унизительное. Богатые родители своим наставлением и примером учат детей, что деньги сделают из них настоящих леди и джентльменов. Но мы считаем, что настоящие джентльмены и леди — это прежде всего люди широкой умственной культуры и высоконравственного достоинства. Бог оценивает нас не по одежке. Вдохновенный Богом апостол Петр пишет: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (2 Петр. 3:3, 4). Кроткий и молчаливый дух ценится выше мирских почестей или богатств.
Господь на примере богача, сломавшего старые житницы и построившего новые, чтобы уместить в них все свое добро, показывает, в какой малой степени Он ценит людей, обладающих земными сокровищами, тщеславящихся и превозносящихся этим богатством. Забыв о Боге, богач отказался воздать славу тому Источнику, из которого получил все свое состояние. Ни разу не возблагодарил он своего милостивого Благодетеля. Зато себя он поздравил так: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Господь, доверивший богачу земное богатство, чтобы он помогал ближним и прославлял своего Создателя, совершенно справедливо разгневался на такую вопиющую неблагодарность и сказал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:20, 21). Здесь на примере нам показано, как бесконечный Бог оценивает человека. Обширное имение или значительное богатство не могут снискать Божественного благоволения. Все эти обильные благословения даются Им, чтобы проверить, испытать человека и развить у него достойный характер.
Люди могут иметь неограниченное богатство, но если они не богатеют в познании Бога, если они не заинтересованы в том, чтобы приобретать небесное сокровище и Божественную мудрость, Творец считает их глупцами, и мы присоединяемся
[155]
к такой оценке. Труд — это благословение. Невозможно наслаждаться здоровьем, не трудясь. Все наши органы должны работать и правильно развиваться, чтобы мы имели уравновешенное мышление. Если молодые люди получили хорошее образование в различных областях трудовой деятельности, если их учили не только наукам, но и труду, то такое образование принесет им максимум пользы.
Если на мозг ложится большая нагрузка, а мышцы бездействуют, тогда ослабевает нервная система, и у учащихся, соответственно, появляется почти непроизвольное желание переменить род занятий и как следует развлечься. И когда их, наконец, отпускают после нескольких часов ежедневных напряженных занятий, они становятся почти неуправляемыми. За многими учениками дома нет присмотра, им позволяют следовать своим наклонностям, и в результате у них складывается убеждение, что учеба — это сущая каторга. Поскольку молодым людям нечем заняться после школы, сатана предлагает им резвиться и озорничать. Такого склада ученики оказывают разлагающее влияние на одноклассников. Ученики, дома получившие религиозное образование и ничего не знающие о пороках общества, часто становятся лучшими друзьями тех, кого с детства не приучали к возвышенным размышлениям и кто не имел возможности развить ум и получить религиозное воспитание. Когда они общаются с озорниками и долго находятся в смрадной атмосфере бездуховности, которая не облагораживает, но развращает нравы, им угрожает опасность опуститься на тот же уровень, на котором находятся их приятели. Большая категория учащихся предпочитает в свободные часы хорошо повеселиться, и многие из тех, кто покинул дом невинным и чистым, развращаются, находясь в дурном школьном сообществе.
Я вынуждена была спросить: неужели надо принести в жертву все, что есть ценного в детстве, ради получения образования в мирской школе? Если бы при наших школах были созданы сельскохозяйственные и производственные комбинаты, если бы обучать детей разным ремеслам и отраслям знания были приглашены грамотные учителя и если бы каждый день уделялось определенное количество времени как
[156]
умственному развитию, так и физическому труду, то духовно-нравственное состояние молодежи, которая сегодня выходит в люди, стало бы намного лучше и оказало бы положительное воздействие на общество в целом. Многие молодые люди, окончившие описанные выше учебные заведения, приобретали бы устойчивость и постоянство характера. Они бы настойчиво, упорно и мужественно преодолевали возникающие препятствия, а их твердые принципы не поколебали бы самые модные и популярные течения этого мира. Надо пригласить опытных учителей, чтобы они обучали девушек готовить здоровую пищу. Их надо также учить искусству кройки и шитья, чтобы они умели изготовлять и перешивать одежду и таким образом готовились к исполнению практических семейных обязанностей.
Молодых людей надо обучать разным ремеслам, чтобы упражнялся не только их мозг, но и мышцы. Если бы молодежь имела возможность получить только образование, то что важнее: знание наук со всеми неприятными последствиями для здоровья и жизни или трудовое воспитание, необходимое в быту? Мы без колебаний отвечаем: последнее. Если чем-то надо пренебречь, то пусть это будут учебники.
Сегодня найдется много девушек, которые вышли замуж и обзавелись семьей, но до сих пор почти не умеют исполнять обязанности, лежащие на жене и матери. Они любят читать и играть на музыкальном инструменте, но не умеют готовить. Они не умеют печь хороший хлеб, что очень важно для здоровья семьи. Они не умеют кроить и шить одежду, поскольку никто им не показал, как это делается. Они раньше считали домоводство чем-то второстепенным, и теперь в замужестве по-прежнему надеются, что кто-то выполнит домашние дела для них и для их маленьких детей. Очень многие семьи испытывают трудности именно из-за этого непростительного незнания самых важных жизненных обязанностей.
Точка зрения, согласно которой для современного молодого человека унизительно трудиться руками, свела в могилы тысячи людей, а ведь они могли бы еще пожить. Люди, занятые только физическим трудом, зачастую работают слишком много, не имея возможности передохнуть. В то же время люди умственного труда перегружают свой мозг и страдают от недостатка бодрости и здоровья, которые дают физические
[157]
упражнения. Если бы интеллигенция в какой-то степени разделила бремя рабочего класса и укрепила таким образом свою мускулатуру, рабочим не пришлось бы так много трудиться и у них появилось бы время для умственного и нравственного развития. Людям, занятым сидячей и малоподвижной работой, необходимо заниматься физическими упражнениями, даже если они хорошо обеспечены и им нет необходимости подрабатывать физическим трудом. Сохранение здоровья должно стать для них достаточным стимулом, чтобы сочетать физический и умственный труд.
Чтобы все люди были хорошо развиты и имели уравновешенный характер, им надо сочетать нравственную, умственную и физическую культуру. Одни имеют склонность к умственному труду, тогда как другие больше удовольствия получают от физического труда. И тем, и другим надо стараться исправить то, что у них плохо развито, и тогда они представят себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения. Традиции, привычки и нравы современного общества не должны влиять на их образ жизни. Вдохновенный Богом апостол Павел добавляет: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
Люди, занятые интеллектуальной деятельностью, слишком перегружают свой ум; часто они нерационально расточают свои умственные силы, в то время как у других высшей целью в жизни является физический труд. Последние не упражняют свой мозг; их мышцы все время работают, а ум не натренирован, точно так же как у людей умственного труда мозг все время работает, а тело не заряжается бодростью и энергией, поскольку они не нагружают свои мышцы. Люди, посвящающие всю жизнь физическому труду и предоставляющие другим право думать за них, довольствуются тем, что просто исполняют планы, составленные мыслящими людьми. У них развита мускулатура, но ослаблен интеллект. Их доброе влияние в этом мире минимально, хотя они могли бы приносить намного больше пользы, если бы упражняли не только мышцы, но и ум. Эти люди хуже сопротивляются различным заболеваниям, потому что их организм не получает живительной энергии от электрических импульсов мозга, повышающих сопротивляемость.
[158]
Люди, физически крепкие, имеющие хорошее телосложение, должны приучать себя думать, а не только работать руками, и не довольствоваться тем, что другие будут думать за них. Многие ошибочно полагают, что простой труд унижает человека, поэтому молодые люди изо всех сил стараются выучиться на учителей, служащих, коммерсантов, юристов, то есть получить любую профессию, освобождающую их от физического труда. Молодые женщины считают труд по дому унизительным. И хотя не слишком тяжелые физические упражнения, необходимые для выполнения домашних дел, способствуют оздоровлению организма, тем не менее они стремятся получить образование, чтобы стать учительницами или конторскими служащими, или освоить какое-то ремесло, которым можно заниматься в кабинетах за закрытыми дверями. У таких людей исчезает здоровый румянец, они часто болеют, потому что лишают себя физических упражнений и, как правило, ведут нездоровый образ жизни. И все только потому, что это модно! Люди наслаждаются изящной, великосветской жизнью, а она делает их немощными и чахлыми.
Вероятно, у молодых женщин есть некоторое оправдание того, что они не выбирают домашний труд своим постоянным занятием, поскольку они видят, что нанимающие, к примеру, кухарок, обычно обращаются с ними, как со служанками. Очень часто работодатели не уважают своих слуг и относятся к ним так, как будто они недостойны быть членами их семей. Они не предоставляют им тех льгот, которыми пользуются швеи, переписчицы или учительницы музыки. Однако нет более важной работы, чем работа по дому. Чтобы хорошо готовить здоровые блюда и красиво подавать их, надо иметь определенный опыт и знания. Человек, готовящий еду, которая затем попадает в наш желудок, всасывается в кровь и питает все тело, заслуживает самого важного и почетного положения в доме. Работа переписчицы, швеи или учительницы музыки не может сравниться по важности с работой кухарки.
Таким образом, вы видите, чего можно достичь при правильной постановке образования. Времени сейчас слишком мало, чтобы восполнить не сделанное прошлыми поколениями; но мы можем совершить многое даже в эти последние дни, чтобы исправить существующие изъяны в нашей системе образования. Поскольку времени остается мало, нам надо
[159]
приложить все силы, трудиться ревностно, но обязательно дать молодежи то образование, которое соответствует нашей вере. Мы — реформаторы и хотим, чтобы наши дети получали от образования наибольшую пользу. Для этого им надо поручать какую-то работу, связанную с физическими нагрузками. Ежедневный систематический труд должен стать частью воспитательного процесса даже в наше последнее время. Можно многого добиться, включив труд в процесс образования. Если следовать этому плану, у учащихся будет развиваться гибкость ума, духовная энергия, и они смогут за то же самое время сделать больше умственной работы, чем если бы только сидели за учебниками. Тогда сохранятся их физические силы и крепкое телосложение, а по окончании школы они будут иметь силы и мужество, чтобы заниматься любой работой, которую усмотрит для них Божье Провидение.
Поскольку время коротко, нам следует трудиться усердно, с удвоенной энергией. Наши дети могут и не поступить в колледж, но они должны получить образование, необходимое для практической жизни; оно также даст им культуру ума и приведет в действие все их способности. Многие молодые люди, прошедшие обучение в колледже, не получили того истинного образования, которое может пригодиться им в практической жизни. Они обзаводятся дипломами и учеными степенями, но остаются при этом образованными тупицами.
Есть много молодых людей, служение которых Бог мог бы принять, если бы они посвятили себя Ему полностью, без остатка. Если бы те умственные силы и способности, которые они поставили себе на службу и используют для приобретения собственности, были отданы для служения Богу, из них получились бы серьезные, настойчивые и успешные труженики в винограднике Господнем. Многим нашим молодым людям надо обратить внимание на исследование Писаний, чтобы Бог использовал их в Своем деле.
[160]
Но они не достигают в духовных познаниях таких же успехов, как в знании земных вещей, поэтому не исполняют Божьего дела, хотя могли бы иметь в нем благословение. Лишь немногие из молодых людей предостерегают грешников и приобретают души для Христа, хотя таких работников могло быть много больше. Наши молодые люди в целом хорошо разбираются в земных делах, но плохо ориентируются в том, что имеет отношение к Царству Божьему. Они могли бы направить свои мысли по небесному, Божественному руслу и ходить во свете, переходя от одного уровня света и силы к другому, могли бы обращать грешников ко Христу и указывать неверующим и отчаявшимся яркую стезю к небу. И когда закончится земное воинствование, они будут приняты в радость своего Господа.
Молодым людям не следует приступать к важной работе проповедования Священного Писания и к чтению лекций по пророчествам Библии, если они сами как следует не уяснили для себя те важные библейские истины, которые пытаются объяснять другим. Им может не хватать общего образования, и поэтому они не всегда в состоянии принести то добро, которое могли бы сделать, если бы окончили хорошее учебное заведение. Невежество не сделает последователя Христа более смиренным или духовным. Истины Божьего Слова может лучше всего оценить интеллектуально развитый христианин. Христа лучше всего прославляют те, кто служит Ему разумно. Главная цель образования — помочь нам использовать данные Богом способности так, чтобы наилучшим образом представлять людям библейскую религию и способствовать прославлению Бога.
Мы обязаны Тому, Кто дал нам жизнь, всеми доверенными нам талантами, и наш долг перед Творцом — развивать и использовать все, что Он вверил нашему попечению. Образование должно дисциплинировать ум, развить способности и помочь нам разумно применять их, чтобы мы приносили пользу обществу и прославляли Бога своим трудом. Нам нужно иметь такое учебное заведение, в котором начинающие свое духовное служение могли, как минимум, научиться общим отраслям знания и в котором они полнее овладели бы истинами Слова Божьего для нашего времени. В наших учебных заведениях надо читать лекции по пророчествам. Люди, действительно имеющие хорошие способности, которые Бог мог бы принять и использовать в Своем винограднике, получили бы огромную пользу, проучившись всего несколько месяцев в такой школе.
[161]