Глава I. Охотное послушание

Авраам был в преклонных годах, когда получил от Бога вселяющее ужас повеление принести своего сына Исаака во всесожжение. Авраам считался старым даже для своего поколения. Огонь юности давно в нем угас, и теперь ему было нелегко переносить тяготы и мужественно встречать опасности. Когда человек молод и энергичен, он может грудью стать против бури, гордо сознавая свою силу и поднимаясь над разочарованиями, которые в состоянии сокрушить сердце пожилого человека, приближающегося к могиле.

Но в Своем провидении Бог приготовил последнее, самое тяжелое испытание для Авраама, пока еще бремя лет не слишком давило на него и пока он еще так сильно не жаждал покоя от тревог и тяжких трудов. Господь обратился к нему со словами: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и… принеси его во всесожжение» (Быт. 22:2). Сердце пожилого человека застыло от ужаса. Если бы болезнь унесла его дорогого сына, сердце любящего отца долго скорбело бы и не могло утешиться, и это горе покрыло бы печалью его убеленную сединой голову. Но теперь от него требуется собственноручно пролить кровь сына, рожденного на склоне лет. Предстоящее казалось Аврааму страшным и невозможным делом.

Тем не менее Бог повелел, и Его слово требовало безусловного повиновения. Авраам был уже в преклонных годах, но это не освобождало его от исполнения долга. Он вооружился посохом веры, с невыразимой мукой взял за руку свое дитя — розовощекого, пышущего здоровьем и прекрасного в эти юные годы мальчика, и отправился исполнять слово Божье. Величавый престарелый патриарх был таким же, как мы, человеком с

[145]

такими же чувствами и привязанностями. Он любил своего мальчика, свое ясное солнышко, согревавшее его в старости, тем более что ему было дано Божье обетование.

Однако Авраам не стал рассуждать о том, как исполнятся Божьи обетования в случае, если Исаак будет заклан. Он не стал прислушиваться к плачу своего сердца, но выполнил Божественное поручение буквально, и только в самый последний момент, когда его нож уже готов был вонзиться в трепещущее тело подростка. Господь сказал ему: «Не поднимай руки твоей на отрока… ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (ст. 12).

Это великое дело веры записано на страницах Священной истории как яркий пример доверия Богу, который будет просвещать мир до конца времени. Авраам не ссылался на свой преклонный возраст, пытаясь оправдать непослушание Богу. Он не сказал Богу: «Мои волосы поседели, молодость и сила ушли; кто утешит меня на закате жизни, если Исаака больше не будет со мной? Как может престарелый отец пролить кровь единственного сына?» Нет, раз Бог сказал, человек обязан повиноваться без всяких оговорок, ропота или сомнений и не падать в обморок по дороге.

Сегодня нашим церквам нужна вера Авраама, чтобы рассеялась тьма, окутывающая их и гасящая чудный свет Божьей любви, препятствующая духовному росту. Мы никогда не сможем оправдать свое неповиновение Богу ссылкой на возраст. Наша вера должна содействовать добрым делам, ибо вера без дел мертва. Каждая исполненная обязанность, каждая жертва, принесенная во имя Иисуса, приближает нас к великой и славной награде. Уже в тот момент, когда мы исполняем свой долг, Бог говорит и дарует нам Свое благословение. Но Он требует, чтобы мы полностью отдали Ему все свои способности. Ум, сердце и все наше естество необходимо без остатка отдать Ему, иначе мы не станем настоящими христианами.

Бог не пожалел ничего, что может помочь человеку приобрести вечное богатство. Он одел землю красотой и сделал ее пригодной для его короткой жизни, чтобы человек ни в чем не нуждался. Бог Своего Сына отдал на смерть ради искупления мира, павшего из-за своего греха и безумия. Такая несравненная любовь, такая бесподобная и бесконечная жертва

[146]

требуют от нас абсолютного послушания, самой святой любви и безграничной веры. Однако все наши добродетели, даже если они будут проявляться в полной мере, никогда не смогут даже близко сравниться с великой жертвой, принесенной за нас.

Бог требует от нас незамедлительного и безоговорочного послушания Его закону, но люди усыплены или парализованы сатанинским обманом. Дьявол предлагает людям всевозможные предлоги и отговорки, стараясь заглушить их совесть, и говорит им, как сказал в свое время Еве в саду Едемском: «Нет, не умрете». Неповиновение не только ожесточает сердце и совесть грешника, но и ослабляет веру остальных людей. То, что казалось им вначале очень греховным, со временем перестает выглядеть таким страшным, поскольку они все время видят грех перед своими глазами и в конце концов начинают сомневаться в том, что это действительно грех, и бессознательно впадают в то же самое заблуждение.

Через Самуила Бог повелел Саулу пойти и поразить амаликитян и полностью уничтожить все их имущество. Но Саул лишь частично выполнил Божье повеление; он частично уничтожил скот, хотя это было не самое важное дело, но оставил себе лучших из овец и волов и откормленных ягнят, а также пощадил нечестивого царя. На следующий день Саул встретил пророка Самуила лестными поздравлениями в свой адрес. Он сказал: «Благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа» (2 Цар. 15:13). Но пророк сразу же отреагировал на это: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» (Ст. 14).

Саул смутился и попытался уйти от ответственности, сказав: «Привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили» (ст. 15). Тогда Самуил упрекнул царя, напомнив ему о ясном повелении Бога уничтожить все, что принадлежало Амалику. Он указал на его беззаконие и заявил, что Саул не послушался Господа. Но Саул отказался признать, что поступил неправедно; он снова принялся оправдывать свой грех, утверждая, что сохранил лучший скот для жертвоприношения Господу.

Самуил был огорчен до глубины души, видя, с каким упрямством царь отказывается понять и признать свой грех. Он с печалью спросил у него: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?

[147]

Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (ст. 22, 23).

Если мы стоим перед лицом долга, то обязаны выполнить его немедленно и без всяких сомнений. Подобные задержки дают время для раздумий, неверие закрадывается в душу, суждение извращается и разум омрачается. В конце концов наступает такое время, когда обличения Духа Божьего уже не трогают сердце обманутого человека; он становится совершенно слепым и не понимает, что эти обличения могут оказаться предназначенными для него и могут быть применимы к его случаю.

Драгоценное время испытания быстро проходит, но лишь немногие сознают, что оно отпущено им для приготовления к вечности. Золотые часы тратятся впустую на мирские занятия и греховные развлечения. Закон Божий находится в пренебрежении и забвении, хотя все его предписания остаются такими же обязательными, как и прежде. За каждым преступлением следует наказание. Любовь к наживе заставляет человека осквернять субботу, но из-за этого повеление чтить святой день не отменяется, и в Законе Божьем не делается никаких послаблений для нарушителей. Данная заповедь Божья ясна и недвусмысленна — Бог безоговорочно запрещает нам трудиться в седьмой день, ибо отделил его как день, освященный для Себя.

На пути тех, кто хочет ходить в послушании заповедям Божьим, встречаются многочисленные препятствия. Сильное и трудно уловимое влияние влечет их на пути мира сего, но сила Господа помогает сокрушить любые цепи. Господь устранит все преграды, чтобы люди, ищущие Его, не спотыкались о них, или даст им силы и мужество преодолевать все трудности, если люди будут ревностно умолять Его о помощи. Все помехи исчезнут и растают перед искренним желанием и настойчивыми усилиями исполнять волю Божью, чего бы это ни стоило, даже самой жизни. Небесный свет рассеет тьму, окутывающую тех, кто, несмотря на трудности и испытания, идет вперед, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса.

В древности Бог обращался к людям устами пророков и

[148]

апостолов. В наши дни Он обращается к ним через свидетельства Своего Духа. Никогда раньше Бог не наставлял Свой народ так серьезно относительно Своей воли и того, каким путем ему нужно идти. Но извлекут ли Его люди пользу из Его наставлений? Примут ли они Его обличения и прислушаются ли к Его предостережениям? Бог не примет частичного послушания и не одобрит никакого компромисса со своим «я».