Глава V. Верные обличения необходимы

Следующее свидетельство, данное мне в моем последнем видении 5 января 1875 года, я записала в своей палатке между богослужениями на лагерном собрании в Вермонте в августе 1875 года. В нем рассказывается о положении дел в N. на январь 1875 года. События, последовавшие летом, полностью оправдали кажущуюся суровость свидетельства. В сентябре я прочитала церкви в N. часть свидетельства, и мы начали там большое дело. Тем не менее для блага той церкви и для назидания других я привожу данное свидетельство в этом своем скромном труде.

Тьма властвует там, где должен править только Дух Божий. Но немногие из участвующих в труде для Бога понимают необходимость индивидуальных усилий и чувствуют на себе личную ответственность независимо от того, в каком отделе они трудятся. Не все чувствуют святость дела, которое они выполняют. Они относятся к нему так, как если бы это было обычное мирское предприятие.

Эгоизм — преобладающая сила в сердцах многих людей, которым следовало бы знать, что мир и свобода возможны только в самоотверженной любви, проявляемой в жизни. Те, кто угождает себе и заботится в основном о собственных интересах, встали на скользкий путь в поисках счастья на этой земле. Неверный в своих малых обязанностях будет неверен и в больших. Если человек не выполняет добросовестно не значительные задания, то тем самым доказывает, что неспособен нести на себе более серьезную ответственность. Отсюда видно, что он не предан всецело делу Божьему и не устремил свой взор исключительно на славу Божью.

Иные люди склонны определять обязанности ближних и понимают всю серьезность ответственности, которая возложена на них, но не сознают собственного долга. Личная добросовестность и ответственное отношение особенно необходимы в Институте здоровья (который теперь называется санаторием), в канцелярии, в церкви и в школе. Если бы все работники этих заведений жадно внимали словам Иисуса и стремились узнать, что Он велит им делать, вместо того чтобы думать о долге того или иного человека, мы стали бы свидетелями разительных перемен в каждом отделе. Если бы каждый

[187]

говорил в сердце своем: «Я должен прислушаться к учению Христа и повиноваться Его гласу, ибо никто не сделает за меня мою работу, а внимательность других никогда не исправит моей халатности», тогда мы увидели бы такое продвижение дела Божьего, какого еще никогда раньше не видели.

Вот эта медлительность, когда мы ждем, что другие сделают за нас нашу работу, и есть подлинная причина духовной немощи. Беречь свои силы — верный способ уменьшить их. Иисус требует от всех Своих рабов безоговорочного послушания и охотного подчинения. В служении Христу нельзя угождать себе или останавливаться и ждать. Между Христом и Велиаром не может быть согласия. Какой недостаток преданности делу Божьему, какая халатность и нерадивость наблюдается в N.!

Сердце А. не предано Богу. У него есть таланты и способности, за которые он даст отчет великому Подателю всех благ. Его сердце не освящено истиной, его жизнь не соответствует его исповеданию, и это несмотря на то, что он вот уже более двадцати лет связан со святым Божьим делом. Какой свет у него был, какие преимущества! А. имел редкую возможность развить у себя основательный христианский характер. К нему применимы слова Христа, сказанные Им, когда Он оплакивал Иерусалим: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19:42). А., над тобой нависло Божье возмездие, потому что «ты не узнал времени посещения твоего».

У Б. тот же самый склад ума, но он не такой эгоист, как А. Оба они любят удовольствия больше, чем Бога. Их поведение совершенно несовместимо с христианской жизнью. Им не хватает постоянства, трезвости ума и преданности Богу. Над сердцем Б. благодать произвела лишь поверхностную работу. Он хочет быть христианином, но не стремится одержать победу над своим «я» и действовать согласно своим убеждениям, определяя, что есть правда и что есть ложь. Дела, а не пустые слова или намерения угодны Богу.

А., ты слышал слово Божье в обличениях, советах, предостережениях, а также в любвеобильных призывах и

[188]

мольбах, но мало просто слушать. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22). Очень легко оказаться вовлеченным в общее бурное течение и вместе с толпой восклицать «осанна»; но в тихих водах повседневной жизни, когда нет никакого особого воодушевления или приподнятого настроения, проверяется истинное христианство. Именно в такие дни твое сердце охладевает, ревность угасает и духовные упражнения кажутся тебе скучными.

Ты явно пренебрегаешь исполнением воли Божьей. Христос говорит: «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин. 15:14). В этих словах указано одно условие, которое проверяет и испытывает характер людей. Чувства часто бывают обманчивы, а эмоции — ненадежная охрана, ибо они изменчивы и зависят от внешних обстоятельств. Многие обманываются, полагаясь на сенсационные впечатления. Главный же критерий таков: что ты делаешь для Христа? Какие жертвы ты приносишь? Каких успехов добиваешься? Победа над эгоизмом, сопротивление искушению пренебречь своим долгом, усмирение страстей и охотное, радостное послушание воле Христа гораздо убедительнее доказывают, что ты дитя Божье, чем эпизодическое благочестие и религия чувств.

Вы оба были глухи к обличению; оно всегда возбуждало в ваших сердцах недовольство и ропот на вашего лучшего Друга, Который всегда стремится делать вам добро. У вас есть все основания, чтобы уважать Его. Вы отделили себя от Него и огорчили Духа Божьего, восстав против слов, которые Он вложил в уста Своих рабов, чтобы они предостерегли вас относительно вашего поведения. Вы не прислушались к этим наставлениям и таким образом отвергли Дух Божий, изгнали Его из своих сердец и стали беспечными и безразличными в поступках.

Брат А., тебе следовало бы приобрести ценный опыт в течение тех долгих лет, когда твой путь был освещен благословенным и великим светом Божьим. Я слышала, как голос говорил о тебе: «Это бесплодное дерево; почему его бесплодные ветви затеняют место плодоносного дерева? Срубите его! Зачем оно зря место занимает?» Но затем я услышала умоляющий, сладостный голос Милости, говорящий: «Пощади его еще немного; Я окопаю его корни, обрежу его. Испытай

[189]

его еще только раз; если и после этого на нем не появится плода, тогда сруби его». Так что для бесплодного дерева еще продлен испытательный срок, еще немного времени отпущено, чтобы бесплодная жизнь расцвела и принесла плод. Будет ли использована предоставленная возможность? Будут ли приняты предупреждения Духа Божьего? Слова Иисуса, сказанные об Иерусалиме после того, как он отверг спасение, милостиво предложенное Искупителем, также, по сути дела, обращены к тебе: «Иерусалим! Иерусалим!.. сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 23:37). Христос упрашивал, приглашал, но народ, который Он пришел спасать, так и не ответил на Его любовь. Ты поступаешь ничуть не лучше в твои дни, чем поступали бедные, обольщающие себя и ослепшие иудеи в их время. Ты мог бы использовать свои благословенные преимущества и возможности и усовершенствовать христианский характер, но сердце твое бунтовало, и ты не захотел смирить себя, чтобы воистину обратиться и жить в послушании Божьим требованиям.

Чувства ропота, недовольства и раздражения, высказываемые некоторыми братьями, пустили корни и в твоей душе, хотя ты и не осмеливался прямо говорить по этому вопросу. Для канцелярии и для всех, кого это затрагивает, было бы лучше, если бы тебя отстранили от работы в ней еще много лет назад. Чем больше света ты имел, чем большими преимуществами пользовался, тем менее искренним и праведным становился. В твоем сердце жили низменные устремления, и ты пренебрег ясно выраженной волей Бога. Хотя ты был огражден со всех сторон предостережениями и советами и получил самые убедительные доказательства относительно того, что Бог присутствует в этом деле и что Его голос обращается к тебе, тем не менее ты пренебрег торжественными обличениями и отверг их, продолжая идти своим эгоистичным и своенравным путем.

Иногда в тебе просыпался страх, но все же ты никогда до конца не сознавал свое жалкое духовное состояние и грозящую тебе серьезную опасность. Ты снова и снова впадал в безразличие и эгоизм. Твое покаяние никогда не было достаточно глубоким, чтобы произвести в тебе полное преобразование. Ты довольствовался поверхностной работой, но в сердце

[190]

твоем так и не произошло решительной и кардинальной перемены, только благодаря которой ты и мог бы вернуть себе Божье благоволение. «Кто последует за Мною, — говорит Христос, — тот не будет ходить во тьме» (Ин. 8:12). Но большую часть своей так называемой христианской жизни ты ходишь во тьме, потому что не имеешь связи с небом и не получаешь чистый свет Духа Божьего.

Если бы ты ежедневно общался с Господом и развивал у себя любовь к душам, ты бы перерос своё «я» и стал усердно трудиться в винограднике Господнем. Ты бы понимал, что добросовестное исполнение жизненных обязанностей сохранит тебя от себялюбия и самоугождения. Ты не проявлял усердия и не стремился каждый день приобретать новый духовный опыт. Сегодня ты должен был стать таким человеком, которого можно без всяких опасений поставить на любой ответственный пост, но своим эгоизмом ты оскверняешь все, к чему прикладываешь руку. Ты мудр в собственном своем высокомерии и зазнайстве, но не черпаешь истинную мудрость из опыта многих лет.

Б. осуетился. Он мог бы уверенно идти вперед, возрастать в благодати, но внешняя видимость казалась ему важнее внутреннего украшения, красоты кроткого и молчаливого духа, который Бог считает истинной драгоценностью. Неверующие, взятые для работы в нашей канцелярии, но не имевшие того света и познания истины для нашего времени, что вы имели, были намного вернее и добросовестнее в исполнении своего долга, чем вы, к которым я сейчас обращаюсь. Если бы вы прилежно собирали со Христом, то часть этих людей могла сегодня быть вместе с нами и принять истину. Но ваша жизнь стала для них камнем преткновения. Бог смотрит на этих неверующих с большим состраданием и благосклонностью, чем на тех, кто верует в истину, но делами отрекается от Него. Убеждения и верования, от которых отказываются, когда это удобно, и которые надеваются и снимаются, подобно сменной одежде, это не религия Христа, это — подделка, не выдерживающая проверки даже в этом мире.

Истинная религия всегда отчетливо видна в наших словах и в каждом поступке. Последователи Христа никогда не отделяют религию от своего бизнеса. И то, и другое обязано идти рука об руку, и Божьи заповеди должны строго соблюдаться и

[191]

почитаться во всех деталях профессиональной деятельности. Знание того, что мы дети Божьи, безусловно, побудит нас придавать большое значение даже скромным повседневным житейским обязанностям. Мы исключим небрежность и нерадивость в делах, но будем пламенеть духом. Такая религия выдержит проверку критически настроенного мира на порядочность и добросовестность.

Каждому сотруднику канцелярии следует считать себя Божьим управителем и выполнять свою работу аккуратно, добросовестно и бдительно. Необходимо все время задавать себе вопрос: «А согласуется ли это с волей Божьей? Будет ли это угодно моему Искупителю?» Библейская религия облагораживает разум, и в конце концов мы достигаем такого состояния, когда Христос присутствует во всех наших помыслах. Каждое слово, каждый поступок, каждый миг нашей жизни должны нести на себе отпечаток нашей святой веры. Близок конец всему, и у нас нет времени быть праздными и жить ради собственных удовольствий, наперекор воле Божьей.

С Господом нельзя шутить. Пренебрегающие Его милостью и благословениями в этот день последних возможностей навлекут на себя непроницаемую тьму и могут подвергнуться гневу Божьему. Содом и Гоморру постигло проклятие Всемогущего за их грехи и беззакония. В наши дни есть люди, которые в такой же мере злоупотребляют милостью Бога и презирают Его предостережения. Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, чем тем, кто называет себя именем Христа и вместе с тем бесчестит Его своей неосвященной жизнью. Эти люди готовят себе страшное возмездие, когда Бог во гневе Своем обрушит на них Свои страшные суды.

Грешники, не имевшие того света и преимуществ, какие дарованы адвентистам седьмого дня, будут находиться в лучшем положении перед Богом, чем те, кто оказался неверным несмотря на то, что был тесно связан с Его делом и утверждал, будто любит Его и служит Ему. Христос горько заплакал, глядя на Иерусалим, потому что Его любовь осталась без ответа, а неблагодарность Его народа сокрушила Его сердце и причинила Ему боль и муки. Он без устали трудился, чтобы спасти людей от той участи, которую они неминуемо на себя навлекали, но они отвергли Его милость и не узнали время

[192]

посещения их. День преимуществ и возможностей для них заканчивался, но они были настолько ослеплены грехом, что не знали этого.

Иисус смотрел на последнее время через призму веков и, видя жизнь всех тех, кто отплатил эгоизмом и презрением за Его любовь и наставления, а также тех, кто подобное же совершит в будущем. Он обратился к ним с этими торжественными словами, заявив, что они не узнали времени посещения своего. Иудеи собирали вокруг себя темные тучи воздаяния, и многие сегодня подобным же образом притягивают к себе гнев Божий, когда не используют предоставляемые им возможности, презирают советы и любовь Христа и ненавидят Его слуг за то, что те говорят им правду.

Нет такого места на земле, где бы сиял больший свет, чем тот, что светит в N. Даже жителям древнего Иерусалима не было ниспослано такого обилия небесного света, чтобы озарять им Божий путь. Однако наши члены церкви в N. не захотели идти тропой добросовестного послушания в полном сиянии этого света, служа Богу день и ночь. Слабая, ущербная религия является естественным результатом нежелания следовать открытому свету Духа Божьего. Энергия и любовь возрастают, когда мы упражняемся в них, и христианские добродетели можно умножать только посредством старательного их развития.

Необходимость семейной дисциплины

Состояние значительного числа членов Церкви в N. воистину тревожно, и особенно это относится ко многим молодым людям. Семьи переезжали в этот город с тем расчетом, чтобы быть не обузой, а опорой для церкви, однако у большей части их все получилось наоборот. Нежелание родителей правильно воспитывать и дисциплинировать детей породило зло во многих семьях. Молодых не обуздывают, как должно. Родители в этом вопросе не следуют указаниям Слова Божьего, и дети захватывают бразды правления в свои руки. В результате они, как правило, управляют своими родителями вместо того, чтобы подчиняться их власти.

[193]

Родители слепы и не понимают истинного состояния детей, которые весьма успешно и основательно вводят их в заблуждение. Но тем, кто потерял контроль над своими детьми, не нравится, когда другие пытаются восстановить его и указывают детям на недостатки с целью их исправления. Дело Божье в N. замедлилось из-за того, что родители ввели в эту большую церковь своих неуправляемых и плохо воспитанных детей. Многие отцы и матери постоянно пренебрегают своим жизненным долгом воспитывать детей в учении и наставлении Господнем, однако именно эти люди больше всего говорят в N. о том, какая испорченная пошла молодежь. А ведь не что иное, как плохой пример и дурное влияние, развращают молодежь, с которой их дети имеют дело.

Такие семьи создали для указанной церкви самые большие проблемы. Родители приходят в церковь с неверными представлениями, предполагая, что церковь будет во всем безупречной и возьмет на себя ответственность сделать христиан из тех самых детей, которых они не способны обуздывать или удерживать в каких-то рамках. Такие семьи становятся страшной и невыносимой обузой для церкви. Они могли бы помочь церкви, если бы оставили свой эгоизм за ее порогом и попытались почтить Бога и исправить ошибки, допущенные в своей жизни. Но эти люди не делают ничего подобного; они держатся отчужденно и готовы критиковать бездуховность в церкви, величайшим бедствием которой является как раз то, что в ее рядах находится слишком много членов, подобных им самим. Это мертвый груз. Люди, сердца и жизнь которых не посвящены Богу, — это балласт, и их поведение совершенно неприемлемо. В учреждениях, расположенных в N., слишком много духовно слабых и не желающих трудиться для Господа лиц, мешающих их процветанию и духовному здоровью.

Критика в адрес носителей бремен

Церковь страдает из-за отсутствия бескорыстных христианских тружеников. Если бы все, кто, как правило, не способен сопротивляться искушению и слишком слаб, чтобы стоять в одиночку, держались подальше от N., там была гораздо более чистая и здоровая атмосфера. Люди, питающиеся

[194]

шелухой чужих просчетов и недостатков и впитывающие в себя нездоровую атмосферу ошибок и промахов ближних, превращаясь в мусорщиков церкви, не только не приносят пользы обществу, частью которого являются, но фактически становятся обузой для своих соседей и близких.

Церкви не нужны дополнительные трудности и помехи, напротив, она нуждается в ревностных тружениках; ей нужны не критиканы, а строители и созидатели на Сионе. Делу Божьему в самом его сердце необходимы настоящие миссионеры — люди, которые будут надежно стеречь крепость, твердо, как сталь, отстаивать честь и достоинство тех, кого Бог поставил во главе Своего дела, и которые сделают все от них зависящее, чтобы поддержать дело Божье во всех отделах, даже если для этого придется пожертвовать своими интересами, а если понадобится, и жизнью. Но мне было показано, что мало найдется таких людей, у кого истина проникла до глубины души и которые могут выдержать суровую проверку Бога. Многие ухватились за истину, но истина не пустила в них такие глубокие корни, чтобы преобразить их сердце и очистить от всякого эгоизма и корыстолюбия. Есть люди, приезжающие в N. помочь в работе, но они, впрочем как и многие старые члены, должны будут дать страшный отчет Богу за то, что были помехой для Его дела из-за своего себялюбия и неосвященной жизни.

Религия не обладает спасающей силой, если характер исповедующих ее не соответствует их исповеданию. Бог по благости Своей послал великий свет Своему народу в N., но сатане нужно осуществлять свои планы, и его сила больше всего проявляется в самом сердце дела Божьего. Он овладевает эгоистичными и неосвященными людьми и делает их своими часовыми, поручая им бдительно наблюдать за верными рабами Божьими, подвергать сомнению их слова и мотивы поступков, роптать на их обличения и предостережения и всячески придираться к ним. Через таких людей лукавый создает атмосферу подозрительности и зависти, пытается ослабить мужество верных, угождает неосвященным и сводит на нет труд рабов Божьих.

Сатана обретает большую власть над сознанием родителей, получая к ним доступ через их невоспитанных детей. Многие отцы и матери, соблюдающие субботу, виновны в грехе родительской халатности и нерадивости, а ведь этот грех

[195]

отмечается в небесных книгах. Собирание сплетен и наушничество — один из излюбленных приемов сатаны, с его помощью он сеет разногласия и вражду, разлучает друзей и у многих подрывает веру в истинность наших взглядов. Братья и сестры слишком охотно говорят об ошибках и промахах, которые, как им кажется, совершают другие, в первую очередь те, кто решительно и точно передает обличительные и предостерегающие вести от Бога.

Дети жалобщиков слушают все это и впитывают в себя яд недовольства. Таким образом родители, ослепленные недобрыми чувствами, закрывают все подступы к сердцам своих детей. Как много семей усложняют свою жизнь сомнениями и подозрениями. За обедом они перемывают кости друзьям и подают сплетни в качестве изысканного десерта. Сенсационные «новости» и клевета обходят всех сидящих за столом, и эти, с позволения сказать, новости затем комментируют не только взрослые, но и дети. Тем самым они бесчестят Бога. Иисус сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 26:40). Следовательно, люди, клевещущие на рабов Христа, злословят Его Самого и отрекаются от Него.

К избранным рабам Божьим не проявляется никакого уважения, а в некоторых случаях их склоняют с полнейшим презрением, и делают это люди, чей долг — поддерживать руки Божьих тружеников. Дети не пропускают мимо ушей неуважительные высказывания своих родителей относительно торжественных предостережений и обличении, исходящих из уст рабов Божьих. Они хорошо понимают презрительный сарказм и нелестные отзывы, время от времени доносящиеся до них, в результате чего священные и вечные интересы в их юных умах смешиваются с обыденными житейскими делами и становятся на один уровень с ними. На кого же работают родители, с самого раннего детства превращающие своих детей в безбожников?! Вот таким образом дети учатся неуважительному отношению к небесному обличению греха и к тому, как восставать против этих обличении. Там, где существует данный порок, нельзя ожидать ничего иного, кроме духовного упадка. Отцы и матери, ослепленные врагом, потом удивляются, отчего это их дети так склонны к неверию, почему они сомневаются в библейской истине? Они удивляются тому, что их дети почти не поддаются духовному и нравственному воздействию и не проявляют интереса к религии. Если бы у них было духовное зрение, они бы тотчас обнаружили, что такое

[196]

плачевное положение дел — результат их семейного влияния и примера, это — порождение их зависти и недоверия к братьям. Вот так в семьях многих христиан по исповеданию дети растут безбожниками.

Многие братья и сестры находят особое удовольствие, обсуждая реальные или воображаемые недостатки тех, кто несет на себе большую ответственность в Божьих учреждениях. Они не удостаивают своим вниманием то доброе, что было сделано, те блага, которые стали результатом самоотверженного труда и непоколебимой преданности делу Божьему, но приковывают все взгляды к какой-либо мнимой оплошности, к какому-то делу, которое, как им представляется, можно было бы сделать лучше и добиться больших результатов. И это они говорят задним числом, когда дело уже совершено и результаты получены. Истина же состоит в том, что если бы данная работа была поручена критиканам, то они либо вообще отказались бы ее выполнять при таких неблагоприятных обстоятельствах, либо сделали бы ее еще хуже тех, кому она была поручена и кто добросовестно шел за открывающимся Божьим провидением.

Но эти неуправляемые болтуны обращают свои взоры только на самые неприятные моменты в деле Божьем, подобно тому как лишайник всегда покрывает неровную поверхность скалы. Это духовно ограниченные и ущербные люди, поскольку они тем только и заняты, что обсуждают промахи и недостатки ближних. Они нравственно незрелы, неспособны замечать добрые и благородные поступки, бескорыстные устремления, истинный героизм и самопожертвование. Они не становятся благороднее и чище в своей жизни и надеждах, щедрее и шире во взглядах и планах. Они не развивают у себя ту благотворительность и любовь, которая отличает жизнь христианина. Они каждый день деградируют и становятся все ограниченнее в своих предрассудках и взглядах. Мелочность и низость — их стихия, а создаваемая ими атмосфера отравляет их мир и счастье.

Великий грех братьев из N. состоит в том, что они не дорожат светом, который Бог послал им через Своих рабов. Христос сказал Своим апостолам: «Принимающий того, кого Я пошлю. Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13:20). Из этих слов становится ясно, что отвергающие вести Божьих рабов отвергают не только Сына, но и Отца.

[197]

И вот что еще говорит Христос: «Если же придете в какой город, и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:10-16).

Сколь торжественны эти слова! Как важно, чтобы мы не отвергли предупреждения и наставления, которые Бог передает нам через Свои смиренные орудия, ибо, пренебрегая светом, посылаемым через Его вестников, мы отвергаем Спасителя мира. Царя славы. И тем не менее многие собратья идут на этот страшный риск и таким образом навлекают на себя осуждение Бога. Со Всемогущим шутки плохи — нельзя безнаказанно пренебрегать Его голосом.

Последствия плохого воспитания

Братья К. и Д. не принесли того облегчения делу Божьему в N., которое от них ожидали. Если бы они смиренно, в страхе Божьем, настойчиво и неотступно творили добро в церкви и в канцелярии, то были бы большим благословением для дела Божьего. Если бы они поняли, какую ответственность несут перед Богом за обучение и воспитание своих детей, то стали бы достойным примером для окружающих. Их дети нуждаются не только в школьном образовании, но и в домашнем обучении, чтобы их умственные и нравственные силы развивались гармонично, ибо и то, и другое необходимо упражнять соответствующим образом. Чтобы сформировать уравновешенный характер, нужно одновременно развивать физические,

[198]

умственные и духовные способности.

За детьми следует наблюдать, их нужно оберегать и приучать к порядку, тогда они будут гармонично развиваться. Формируя у детей правильный характер, нужно терпеливо трудиться и обладать определенными умениями и навыками. Необходимо нежно обличать и осторожно обуздывать известные злые наклонности и развивать у ребенка тягу к правде и добру. Следует поощрять его попытки управлять собой, и все это должно делаться благоразумно, иначе желаемая цель не будет достигнута.

Родители вполне могут задать вопрос: «Кто способен к сему?» Их надежда только лишь в Боге, и если они выпускают Его из поля зрения, не ищут у Него помощи и совета, то вряд ли выполнят свою задачу. Но посредством молитвы, изучения Библии и искреннего рвения родители смогут преуспеть в этом важном и благородном деле и получить стократное вознаграждение за все свои заботы и потраченное время. Но драгоценные часы, в течение которых следует молиться о ниспослании мудрости и силы от Бога, дабы выполнить свой самый священный долг, тратятся на сплетни и на заботу о благопристойной внешности. Родители, которые мудры во спасение, всегда создадут условия, благоприятствующие развитию уравновешенного характера у своих детей. Это почти всегда в их власти. Источник мудрости, из которого они могут черпать все необходимое знание в данном направлении, всегда открыт для них.

Их учебником должна стать Библия — Книга, богатая поучениями и наставлениями. Если родители будут обучать детей согласно ее предписаниям, то не только направят их юные стопы на верную тропу, но и сами станут совершенствоваться и возрастать в исполнении своего самого святого долга. Трудно стереть впечатление, произведенное на умы молодых. Насколько же важно в этом случае, чтобы впечатления были правильные, способные вести восприимчивые и гибкие юные умы в нужном направлении!

Некоторые родители приехали в N. со своими детьми и отдали их на воспитание в церковь, как бы сняв с себя с этого времени всю ответственность за их нравственное и религиозное обучение. Брат и сестра К., а также брат и сестра Д. потерпели очевидную неудачу в деле воспитания своих детей, а

[199]

также в части правильной организации своего времени. Их дети гордятся тем, что им позволено поступать так, как им заблагорассудится. Они освобождены от домашних обязанностей и презирают всякие ограничения. Полезный труд кажется им скучным и неинтересным делом. Из-за того, что дома их не приучили к порядку, они почти ни к чему не пригодны и не приспособлены и, как следствие, не подчиняются школьной дисциплине. Родители охотно выслушивают их жалобы, верят им на слово и, сочувствуя их надуманным бедам и не-. счастьям, поощряют их и дальше творить неправду. Во многих случаях родители верили очевидному вранью, которое лукавые дети подсовывали им. Несколько таких неуправляемых, лицемерных детей способны подорвать дисциплину во всей школе и развратить своих сверстников в церкви.

На небе царит совершенный порядок и согласие. Если родители не призывают своих детей к надлежащему порядку и уважению старших здесь, на земле, то как они могут надеяться на то, что эти дети будут признаны достойными жить в обществе святых ангелов в царстве всеобщего мира и согласия? Родители, балующие своих детей и оправдывающие их плохие поступки, создают таким образом опасный прецедент, грозящий внести разногласие в наше общество и подорвать авторитет как школы, так и церкви.

За детьми нужно, как никогда раньше, пристально наблюдать и руководить ими, потому что сатана стремится завладеть их умами и сердцами и изгнать Духа Божьего. Ужасное состояние молодежи в наш век — это одно из самых сильных и убедительных знамений того, что мы живем в последние дни, но многие дети встают на гибельный путь именно потому, что получают неправильное воспитание в своих семьях. Дух недовольства и ропота против обличении пускает корни и приносит плод непослушания. Хотя родители и недовольны характером, развивающимся у детей, они не понимают ошибок, делающих их такими.

Илий был недоволен поведением своих сыновей, но он не обуздывал их своевременно. Любящий отец, все время выбирающий легкий путь, был предупрежден Богом о том воздаянии, которое надвигается на него по причине его халатности, но даже после этого Илий не почувствовал, как важно немедленно удалить из среды народа этот отвратительный порок,

[300]

Ему следовало бы самому предпринять неотложные меры, но вместо этого он сказал с покорностью и обреченностью: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит» (2 Цар. 3:18). Если бы Илий до конца осознал свой грех халатности, Израиль мог быть избавлен от позорного и унизительного поражения и Божий ковчег не попал бы в руки врагов.

Бог осуждает халатность, заигрывающую со грехом и преступлением, и равнодушие, которое слишком медленно выявляет пагубное влияние греха в христианских семьях. Он считает родителей в значительной степени виновными в пороках и глупостях, которые совершают их дети. Бог обрушил Свое проклятие не только на сыновей Илия, но и на самого Илия, и этот страшный пример должен быть предостережением для родителей в наши дни.

Когда я посмотрела на опасное положение нашей молодежи и увидела, насколько безразличны родители к ее духовному благополучию, мое сердце заныло и ослабело; ангелы также встревожились и горько плакали. Молодежь уходит в мир и попадает в руки сатаны, она становится менее восприимчивой к благодатному влиянию милости Божьей, но более дерзкой и наглой и все более равнодушной к своим вечным интересам. Я видела, что сатана водружает свое знамя в домах людей, которые считают себя избранными Божьими сыновьями и дочерьми, но ходящие во свете сумеют отличить черное полотнище врага от обагренного кровью знамени Христа.

Детей следует учить словом и примером; родители должны со страхом и трепетом относиться к своим серьезнейшим обязанностям. Нужно возносить пылкие молитвы о Божественной силе и руководстве в этом деле. Многие семьи роняют в сердца детей семена тщеславия и эгоизма чуть ли не с младенческого возраста. Взрослые в присутствии детей восхищаются их придуманными словечками и хитрыми поступками, а затем рассказывают об этом соседям в приукрашенном виде. Малыши все слышат, и их просто распирает от гордости; они становятся дерзкими, нахальными, вмешиваются в разговоры старших. Лесть и угождение детским прихотям укрепляют в них тщеславие и своеволие, и не так уж редко

[201]

можно видеть, как самые младшие управляют всей семьей, включая отца и мать.

Нрав, развивающийся при подобном воспитании, не исчезает и тогда, когда ребенок начинает более зрело судить о жизни. Он укрепляется по мере физического возрастания, и то, что казалось забавной хитростью малыша, становится гадкой и омерзительной чертой взрослого мужчины или женщины. Разбалованные дети стремятся господствовать над своими сверстниками, и если кто-то не подчиняется их требованиям, они считают себя обиженными и оскорбленными. А все из-за того, что этих детей избаловали в юные годы к их же вреду вместо того, чтобы научить их самоотречению, необходимому для мужественного перенесения тягот и трудностей в жизни.

Родители часто балуют маленьких детей и во всем потакают им, потому что так проще управляться с ними. Легче выполнить прихоть детей, чем сдерживать и обуздывать буйные наклонности, столь сильно бушующие в их сердцах. Но это трусливый путь, ибо преступно таким образом снимать с себя ответственность, поскольку придет время, когда дети, необузданные наклонности которых укрепляются и превращаются в гнусные пороки, навлекут поношение и позор на себя и на свои семьи. Они уходят в самостоятельную жизнь, совершенно не приготовившись к разнообразным искушениям; у них нет достаточно сил и терпения переносить несчастья, затруднения и беды. Раздражительные, властные, недисциплинированные, они стараются подчинить окружающих своей воле, и когда им это не удается, они начинают питать ненависть к миру, считая, что он жестоко с ними обходится.

Хорошие или плохие уроки, усвоенные в детстве, со временем приносят свои плоды. Характер развивается в молодости и может стать как добрым, так и злым. Дома детей могут хвалить и даже льстить им; в мире же действует принцип: каждый за себя. Избалованные и изнеженные дети, у которых дома все были на побегушках, в мире ежедневно подвергаются какому-то ущемлению прав или унижению, потому что сами вынуждены уступать другим. Многие молодые люди постепенно усваивают суровые уроки в школе жизни и начинают понимать свое истинное положение в этом мире. Встречая резкий отпор, испытывая разочарования и слыша нелицеприятные высказывания в свой адрес со стороны вышестоящих, они часто находят в жизни место, вполне отвечающее их способностям, и смиренно принимают свою долю. Но нет никакой надобности подвергать молодых таким суровым испытаниям и унижению; они могли бы избежать всего этого, если бы получили правильное воспитание в детстве.

Большинство этих плохо воспитанных и

[202]

недисциплинированных детей всю жизнь находятся в конфликте с миром, терпя крах там, где могли бы иметь успех. У них возникает ощущение, что мир питает к ним недобрые чувства, ибо он не льстит им и не ласкает их; дети начинают мстить ему и бросают людям вызов, так как испытывают к ним недобрые чувства. Иногда обстоятельства вынуждают детей смириться, но смирение не является их естественной добродетелью, так что их настоящий характер рано или поздно обнаружится.

Если у таких людей появляются свои семьи, они становятся деспотами у себя дома и там проявляют тот эгоистичный и неразумный нрав, который они вынуждены частично скрывать от внешнего мира. Близкие, находящиеся у таких людей на иждивении, в полной мере ощущают на себе все пробелы их воспитания, допущенные в юные годы. Зачем же родителям воспитывать детей так, чтобы они враждовали со всеми, кто с ними соприкасается?

Полученное в детстве воспитание оказывает влияние и на религиозную жизнь. Печальные конфликты и недоразумения, столь опасные для процветания церкви и заставляющие неверующих претыкаться и отворачиваться с сомнениями и неудовлетворением, обычно являются плодом несмирившегося, мятежного духа, созревшего в детские годы, когда родители потворствовали детским капризам. Сколько жизней загублено, сколько преступлений совершено под влиянием вспыльчивости и страстей, которые можно было обуздать в ранние годы, когда разум воспринимал все впечатления, когда в сердце легко можно было заронить семена правды и добра и подчинить его воле любящей матери. Плохое воспитание детей лежит в самом основании подавляющего большинства случаев морального уродства.

Дети, которым позволяют все делать по-своему, становятся несчастными взрослыми. Несмирившееся сердце не может наслаждаться покоем и довольством. Разум и сердце следует надлежащим образом дисциплинировать и обуздывать, чтобы характер подрастающего человека согласовывался с законами, управляющими нашим естеством. Беспокойство и недовольство — вот плоды эгоизма и потворства капризам. В сердце, как и в саду, вырастут сорняки и колючая ежевика, если не посадить там прекрасные цветы, а затем тщательно ухаживать за ними. То, что мы наблюдаем в природе,

[203]

происходит и в человеческом сердце.

Состояние молодежи в N. просто пугает. Хотя отдельные члены церкви озабочены духовным состоянием людей, занимающих ответственные посты, хотя они критикуют собратьев, ропщут на обличения, доверительно делятся своими сомнениями и сплетничают о чужих делах, их собственные души погружаются во тьму, а дети заражаются духом, который, подобно закваске, бродит в их родителях. Такие дети готовы освободить себя от всех ограничений и бросить вызов любому авторитету. Бог спросит с родителей за злобу и мятежный дух, посеянный в детях, доверенных их попечению.

Сатана преуспел во всех своих планах. Опытные люди, отцы семейств, демонстрирующие вызывающее упрямство, если кто-то переходит им дорогу, тем самым ясно показывают, что не могут или не желают контролировать себя. Как же в таком случае они смогут обуздывать своих детей, идущих по их стопам и восстающих против их авторитета и против всех других ограничений, если они сами восстают против авторитета церкви и учреждений, в которых трудятся? Часть этих христиан по исповеданию отдали себя в руки сатаны и стали его орудиями. Они отталкивают людей от истины своим своеволием, недовольством и постоянным беспокойством. Исповедуя праведность, они искушают Всемогущего и еще до того, как поймут всю чудовищность своего греха, уже работают на врага. Производится соответствующее впечатление, на истину набрасывается темная тень, стрелы сатаны поражают мишень. Воистину, малая закваска квасит все тесто. Неверие закрадывается в души и овладевает умами людей, которые могли бы всем сердцем принять истину.

А тем временем люди, эпизодически оказывающие услуги сатане, смотрят невинными глазами на тех, кто стал скептиком и кого больше не трогают обличения или мольбы. Поскольку эти несчастные, подвергшиеся столь пагубному влиянию со стороны мнимых верующих, заходят в своем неверии еще дальше, люди, ставшие камнем преткновения на их пути, льстят себе, что в сравнении с ними они вполне праведны и добродетельны, поскольку не осмеливаются бросать Богу такой вызов. До них не доходит, что эти несчастные стали

[204]

таковыми из-за их же неукрощенного языка и лицемерной религии, что искушаемые пали под воздействием их плохого влияния. Они сами вызвали затруднения в их жизни, посеяв семена анархии и неверия.

Ни одна семья не получит оправдания, коль скоро привозит в N. детей, абсолютно не подчиняющихся своим родителям. Если родители пренебрегли Словом Божьим, воспитывая и обучая своих детей, то таким детям не место в N. Они будут только развращать молодежь этого города и вносить раздоры и разногласил там, где должны царить мир и благоденствие. Родителям прежде следует обуздать и дисциплинировать своих детей, а потом только вводить их в церковь в N.

Многие отцы и матери столь же виновны в халатном отношении к детям, как и Илий, значит, Божье наказание постигнет их так же неминуемо, как и его. Примечателен случай с братом Е. Бог простер руку Свою во гневе, чтобы воздать не только его детям, но и ему самому. Бог ясно высказал брату Е. Свою волю, но Его наставления были попраны; ему были даны предостережения, но он не внял им, и тогда его постигло проклятие. Ужасно пренебрегать воспитанием своих детей. В результате гибнут не только они, но и их родители, которые так далеко отошли от Бога, что утратили всякое чувство своего священного долга, рискуя лишиться вечной жизни.

Любящие родители, балующие своих детей, позвольте мне привести для вашего наставления указания, данные в Библии относительно того, как поступать с буйным и непослушным сыном: «Если у кого будет сын буйным и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов

[205]

наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор. 21:18-21).

Необходимо внимательно наблюдать как за молодыми, так и за пожилыми сотрудниками канцелярии, чтобы они не оказывали влияния, прямо противоположного тому, которое должна оказывать канцелярия. Если какие-либо работники своим примером уводят людей от Бога и истины, их следует увольнять без малейших колебаний. Таковых следует немедленно вывести из канцелярии, ибо они отпугивают от Христа, вместо того чтобы собирать в Его житницу. По сути дела, они являются слугами дьявола.

Если в канцелярии работают молодые люди, которые не уважают своих родителей и не считаются с их властью, презирают советы и ограничения и становятся совершенно неуправляемыми дома, то их постигнет Божье проклятие, и не только их, но и канцелярию, если этих людей оставят на службе и дадут им возможность и дальше развращать молодежь, с которой они общаются. Занимающие ответственные должности в канцелярии несут ответственность за то, какая атмосфера складывается в их коллективе, и если они безразличны к поведению своевольных и нераскаявшихся сотрудников, то и сами становятся соучастниками их греха.

В N. покрывают беззаконие. Бог призывает изменить этот порядок вещей. В Его деле должна участвовать лишь самая лучшая часть молодежи, которая совершенствуется, очищается и облагораживается благодаря своему участию в деле Божьем. На каждом ответственном посту требуются добросовестные люди, всегда готовые к действию; особенно они нужны в сердце дела Божьего. Исповедующие истину должны охранять интересы дела в канцелярии, подобно никогда не засыпающим часовым; им нужно свято ограждать себя и друг друга от духовного осквернения.

Если кто-то из приезжающих учиться в N. пропитан духом независимости и надеется во всем поступать так, как ему заблагорассудится, таковых необходимо быстро вывести из состояния заблуждения и самообмана и подвергнуть надлежащему воспитанию. Молодежь, живущая в N., должна беспрекословно подчиняться самым жестким правилам, охранять свою порядочность и нравственность. Если молодые люди

[206]

отказываются подчиняться этим правилам и уставу, их следует исключать из школы и разлучать с теми, кого они развращают своим дурным примером.

Родители, живущие далеко от N.. отправляют туда своих детей на учебу в полной уверенности, что там они получат надлежащее нравственное воспитание и не подвергнутся плохому влиянию. Наш долг перед попечителями нашей школы — обеспечить в ней чистую нравственную атмосферу. Отсутствие благопристойности и пренебрежение к подлинной добродетели развивается у определенной категории молодых мужчин и женщин, обучающихся в N. Некоторые из них не имеют высокого морального уровня и оказывают нехорошее влияние на молодых учащихся, приехавших издалека и не пользующихся преимуществами родительской опеки и совета. Подобные явления необходимо пресекать немедленно и на корню, потому что это дело величайшей важности.

Некоторые молодые люди в N. своим примером развращают остальных. Им кажется, что если они ведут себя независимо и проявляют неуважение к родительской власти, то это достойно похвалы. Павел дает точное описание подобной категории молодежи: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1-4).

Таковые причиняют большой вред молодежи в N. Они ведут непристойные разговоры и подают остальным позорный пример. Молодежь с устоявшимися нравственными принципами, размышляющая о горнем, будет избегать их общества и не подвергнется худому влиянию. Но некоторые юноши и девушки находят удовольствие, вращаясь в такой среде. Сатана достиг выдающихся успехов в своих усилиях притупить духовное восприятие у отдельных людей, уверовавших в истину, и затуманить их сознание ложными идеями, в результате

[207]

чего они теряют способность отличать правду от неправды. Затем лукавый внушает им недоверие к избранным рабам Божьим и наконец приводит их к полному неверию.

Если бы молодые люди избирали общество тех, кто является украшением своего исповедания, они избежали бы многих серьезных опасностей. Сатана все время стремится погубить людей, не знающих о его умыслах и потому не чувствующих особой потребности в молитвах и совете опытных и благочестивых друзей. Многие молодые люди, приезжающие в N. с добрыми намерениями жить христианской жизнью, падают вместе с теми, кто берет их за руку и под прикрытием дружбы заводит прямо в сети сатаны. Враг не всегда ходит как рыкающий лев, часто он принимает на себя вид ангела света, притворяется другом и доброжелателем и предлагает особенные искушения, против которых неопытным юношам и девушкам трудно устоять. Иногда ему удается обмануть ничего не подозревающих молодых людей благодаря тому, что он играет на их сострадании и сочувствии, выставляя себя перед ними праведной жертвой несправедливых обвинений.

Сатана находит добровольцев, охотно исполняющих его волю. Он проявляет отменные навыки в этом деле, поскольку совершенствовал их на протяжении нескольких тысяч лет. Осуществляя свои зловещие планы, он использует знания, накопленные веками. Несведущая молодежь играючи попадает в руки сатаны, и он затем использует ее в качестве своего орудия, чтобы вести души к погибели. Люди, подчинившиеся власти сатаны, не испытывают от этого никакого счастья. Они никогда не бывают довольны, никогда не находят покоя. Чаще всего они раздражительны и вздорны, неблагодарны и буйны. Таким является молодой человек, поведение которого в настоящее время рассматривается. Но Бог помилует его, если он искренне покается и обратится. Его грехи могут быть омыты искупительной кровью Христа.

Спаситель мира предлагает заблудшим дар вечной жизни. Он ожидает отклика на Свои предложения любви и прощения с более нежным состраданием, чем то, которое побуждает сердце земного родителя прощать своенравного,

[208]

кающегося, страдающего сына. Он взывает к скитальцу: «Обратись ко Мне, и Я обращусь к тебе». Если грешник все же отказывается внять голосу милости, зовущему с нежной, сострадательной любовью, его душа останется во тьме. Если он пренебрегает предоставленной ему возможностью и продолжает идти греховным путем, его может неожиданно постигнуть гнев Божий. «Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Притч. 15:32). Упомянутый выше молодой человек легкомысленно относился к власти своего отца и презирал любые ограничения. Страх Господень — начало мудрости, он лежит в основе правильного образования. Те, кто, имея благоприятные возможности, не усвоили этот первый и главный урок, не только не готовы к служению на ниве Божьей, но могут нанести большой урон обществу, в котором живут.

Соломон наставляет молодежь: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся… Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличении моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание, и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому

[209]

что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла»» (Притч. 1:8-10, 20-33).

Во всех наших учреждениях в N. необходимо поддерживать порядок. Нужно изживать бесчинство и анархию. Нельзя держать на службе в канцелярии таких молодых людей, которые были воспитаны родителями, чтущими субботу, и имели преимущество слушать истину, однако доселе не покоряются ей. Нельзя доверять священное дело людям, говорящим о нем легкомысленно или неуважительно относящимся к нашей святой вере. Если кто-то достаточно долго проработал в нашей канцелярии, основательно познакомился с нашей верой и тем не менее противится истине, он должен быть освобожден от занимаемой должности. Если такие люди и дальше будут презирать свет и пренебрегать спасением, значит, они продолжат оказывать влияние против истины. Такое равнодушие подобно холодному душу для тех, кто оставляет свое упование и уходит от Бога. Этих нераскаявшихся, не поддающихся доброму влиянию людей следует уволить, а на их место взять работников, которые проникнутся уважением к истине и поддадутся влиянию Духа Божьего, благодаря непосредственному участию в святом деле.

Наши молодые люди не оказывают достаточно доброго влияния в канцелярии. А. и Б. фактически работают против дела Божьего. Их разговоры и манеры внушают отвращение неверующим и отводят их от нашей веры и от Христа. Молодые работники, не внимающие предостережениям Слова Божьего и пренебрегающие Свидетельствами Духа Божьего, могут только навлечь проклятие на канцелярию и должны быть отстранены от работы в ней.

Молодежь, развращающую своих сверстников, нужно исключить из нашего колледжа. Юношей и девушек, больных любовной сентиментальностью и под прикрытием учебы в колледже занимающихся флиртом и обменивающихся неподобающими знаками внимания, следует подвергнуть строгим ограничениям. Необходимо поддерживать порядок и дисциплину. Справедливость и милосердие — это сестры-близнецы, идущие рука об руку.

[210]

Если не будут предприняты усилия по исправлению того положения, которое сложилось в N., это место вскоре превратится в рассадник безнравственности и порока. Будут ли родители и руководители наших учреждений и дальше спать, предоставив сатане возможность завладеть умами детей? Бог ненавидит грехи, которые поощряет и укрывает церковь, которые процветают в канцелярии и скрываются под родительской крышей. Пусть родители и братья, занимающие ответственные посты, ревностно возьмутся за дело и извергнут это зло из своей среды.

Мы живем в последние дни. Иоанн восклицает: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему осталось времени» (Откр. 12:12). Христос — единственное убежище в это опасное время. Сатана действует тайно и во тьме. Он коварно уводит последователей Христа от креста и побуждает их к самоугождению и нечестию.

В N. расположен жизненно важный центр, сатана же противится всему, что будет укреплять дело Христа и одновременно ослаблять его власть. Он усердно составляет планы, с помощью которых надеется помешать делу Божьему. Он не отдыхает ни минуты, когда видит, что правда набирает силу. Под его началом легионы злых ангелов, он посылает их в те места, где небесный свет просвещает народ. Там сатана расставляет свои пикеты и сети, чтобы уловлять в них всякого небодрствующего мужчину, женщину или ребенка и брать их к себе на службу.

В N. находится сердце дела Божьего; и подобно тому как сердце направляет живые потоки крови во все части тела, так и соответствующий стиль руководства в этом месте, главном центре нашей Церкви, отражается на всем теле верующих. Если физиологическое сердце здорово, то кровь, которую оно перекачивает и распределяет по всему организму, также здорова; но если этот источник нечист, то весь организм заболевает, поскольку в реке жизни содержится яд. Так происходит и с нашей Церковью. Если сердце заболевает, оно портит все тело и наносит ущерб разным его отделам и отраслям, разбросанным по всему лицу земли, и они также страдают.

Сатана прежде всего нацеливается на центр нашего вероисповедания. Он не пожалеет никаких сил, чтобы развратить

[211]

людей, занимающих ответственные должности, и убедить их относиться к своим обязанностям спустя рукава. Он вкладывает завистливые подозрения в умы тех, чья задача — добросовестно исполнять дело Божье. В то время как Бог испытывает и проверяет этих помощников, чтобы приготовить их для выполнения ответственной работы, сатана делает все возможное, чтобы обольстить и соблазнить их. Он знает — в этом случае они не только погибнут сами, но и, оказав плохое влияние на окружающих, повредят великому делу. Он стремится всеми доступными ему средствами поколебать доверие детей Божьих к голосу предупреждения и обличения, посредством которого Бог намеревается очистить Церковь и обеспечить процветание Своего дела.

План сатаны — ослабить веру народа Божьего в Свидетельства. Вслед за этим возникают сомнения в истинности жизненно важных пунктов нашего вероучения, в тех столпах, на которых зиждутся наши взгляды. Затем он внушает нестойким людям сомнения в подлинности Священного Писания, после чего они быстро катятся к своей погибели. Когда люди начинают сомневаться в Свидетельствах, которым когда-то доверяли, и даже отказываются от них, сатана знает, что обманутые на этом не остановятся: он наращивает свои усилия до тех пор, пока отступники не перейдут к открытому восстанию, которое уже нельзя искоренить и которое заканчивается гибелью мятежников.

Сатана добился заметного преимущества в N., потому что народ Божий не охранял своих постов. Те самые люди, о которых Бог сказал, что примет их труды, если они полностью посвятят себя Ему, оказались обманутыми, не выполнили своих обязанностей и стали страшным бременем и обузой вместо того, чтобы быть опорой и благословением. Люди, которым было доверено охранять крепость, чуть было не отдали ее в руки врага. Они открыли ворота коварному противнику, попытавшемуся погубить их.

Опытные люди видели, как руки отступников украдкой открывают засовы и замки, желая впустить сатану, но оставались в покое, проявляя удивительное безразличие к возможным последствиям. Некоторые даже обрадовались случившемуся, так как теперь им было чем оправдать халатность, допущенную в прошлом; по этой причине их пришлось сместить с ответственных должностей, которыми они злоупотребляли,

[212]

и поставить на них других. Указанный недостаток бодрствования у новых сотрудников как бы смягчил вину тех, кто раньше занимали эти должности и оказались недобросовестными исполнителями и работниками. Последние стали торжествующе указывать на тот факт, что новые сотрудники точно так же не справились со своими обязанностями. Эти работники не понимают, что Бог взыщет с них за все преимущества, которые они дали врагу, допустив его в крепость. Опустошение и гибель лежат у дверей неверных часовых, из-за своей халатности ставших приспешниками врага в деле увлечения душ в бездну погибели. Людям, занимающим ответственные посты, нужно искать мудрости и руководства у Бога и не доверять собственному суждению и знанию. Подобно Соломону, они должны ревностно молиться о вере и просвещении, и Бог безвозмездно даст им эти дары из Своих неиссякающих запасов.

Богу угодно, чтобы Его дело совершалось разумно, а не кое-как. Он хочет, чтобы Его работа делалась с верой, аккуратно и тщательно, дабы Он мог отметить ее печатью Своего одобрения. Тех, кто любит Его, ходящих перед Ним в страхе и смирении. Он благословит и направит к небу. Если работники будут полагаться на Него, Он дарует им мудрость и исправит их несовершенства, так что они смогут качественно выполнять работу для Господа.

Мы должны облечься в духовные доспехи и приготовиться к успешному отражению всех нападок сатаны. Его злоба и жестокость недооцениваются. Когда один его план срывается, он меняет направление главного удара, применяет другую тактику и снова и снова пытается добиться своего, творя чудеса, чтобы с их помощью обольщать и губить сынов человеческих. Молодежь нужно основательно предупреждать о его силе, с терпением и молитвой наставлять молодых, как переносить испытания, с которыми они неминуемо столкнутся в жизни. Их следует убеждать держаться слова Божьего и прислушиваться к советам.

Живая вера в заслуги распятого Искупителя проведет их через огненную печь страданий и скорбей. Облик Четвертого станет рядом с ними посреди невыносимого жара печи, и даже запах огня не будет исходить от их одежд. Детей нужно поощрять прилежно исследовать Библию и иметь твердые религиозные принципы, которые выдержат проверку опасностями, грядущими на всех живущих по лицу земли в эти последние дни истории нашего мира.

[213]