Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 4
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 21090 Все тексты автора Елена Уайт
Глава I. Опыт и труды
Причина, по которой я в это время посылаю еще одно Свидетельство моим дорогим братьям и сестрам, состоит в том, что Господь по Своей благости явил мне Себя и снова открыл вопросы чрезвычайной важности для тех, кто соблюдает заповеди Божьи и ожидает пришествия Сына Человеческого. Более трех лет прошло между видением, данным мне 3 января 1875 года, и недавним явлением Божьей любви и силы. Но прежде, чем начать описывать недавно показанные мне видения, я вкратце опишу свою жизнь за последние год или два.
11 мая 1877 года мы выехали из г. Окленд, штат Калифорния, в Батл-Крик, штат Мичиган. У меня уже несколько месяцев болело сердце, и когда я ехала через равнины, мне тяжело было дышать. Эти трудности не закончились, когда мы прибыли в Мичиган. Наш дом в Батл-Крике занимала другая семья, и у нас там не было родственников, которые позаботились бы о нас, поскольку все наши дети жили в Калифорнии. Однако добрые друзья сделали для меня все, что смогли; но я чувствовала себя не вправе обременять их, потому что им нужно было заботиться о собственных семьях.
Была отправлена телеграмма моему мужу с просьбой приехать в Батл-Крик, чтобы уделить внимание одному важному делу, но в первую очередь взять на себя руководство по проектированию большого здания для санатория. Он откликнулся на это приглашение и, приехав, сразу же ревностно взялся за дело — проповедовал, писал, проводил совещания
[272]
в канцелярии Ревъю, в колледже и санатории, почти каждый день работая за полночь. Это ужасно утомило его. Он понимал важность всех учреждений и особенно здания для санатория, в которое было вложено более пятидесяти тысяч долларов. Его постоянное умственное напряжение подготавливало почву для внезапного инсульта. Мы оба почувствовали грозящую нам опасность и решили отправиться в Колорадо, чтобы уединиться и отдохнуть. Когда мы уже готовились к отъезду, мне показалось, что голос сказал мне: «Облекись во всеоружие. У Меня есть для тебя дело в Батл-Крике». Голос показался мне настолько отчетливым, что я обернулась, чтобы увидеть, кто говорит со мной. Я никого не увидела, и когда ощутила присутствие Бога, мое сердце сокрушилось и умилилось перед Ним. Когда мой муж вошел в комнату, я рассказала ему о том, что со мной произошло. Мы плакали и молились вместе. Мы планировали уехать через три дня, но теперь наши планы изменились.
30 мая больные и сотрудники санатория запланировали провести день в двух милях от Батл-Крика в прекрасной роще на берегу озера Гогуак и пригласили меня присутствовать там и выступить перед больными. Если бы я считалась только со своими чувствами, то не рискнула бы отправиться туда, но я подумала, что, возможно, это часть той работы, которую я должна проделать в Батл-Крике. В положенное время на столы поставили здоровую, аппетитную еду, которую все вкусили с большим удовольствием. В три часа намеченная программа началась с молитвы и пения. Я легко и непринужденно выступала перед людьми. Все слушали с глубочайшим интересом. Когда я окончила свое выступление, судья Грейм из штата Висконсин, также лечившийся в санатории, встал и предложил мою лекцию отпечатать и распространить среди больных для их нравственной и физической пользы, чтобы сказанные в тот день слова никогда не предавались забвению. Предложение единогласно приняли, и мое обращение было издано в виде небольшой брошюры под названием Пациенты санатория на озере Гогуак.
Приближался к концу учебный год в колледже Батл-Крика. Я очень переживала за учащихся, многие из которых были
[273]
либо необращенными, либо отступили от Бога. Я пожелала выступить перед ними и приложить все усилия для их спасения еще до того, как они разъедутся по своим домам, но у меня было слишком мало сил, чтобы основательно потрудиться для них. Тем не менее после того опыта, о котором я рассказала, у меня были все основания полагать, что Бог поддержит меня в моем труде ради спасения этих молодых людей.
Собрания назначили в нашем молитвенном доме, потому что так было лучше для учащихся. Я трудилась для них целую неделю и проводила собрания каждый вечер, а также в субботу и в воскресенье. Мое сердце умилилось, когда я увидела, что дом молитвы заполнен почти до отказа учащимися нашего колледжа. Я попыталась запечатлеть в их сознании истину о том, что чистая и молитвенная жизнь не помешает им приобрести основательные научные познания, но, напротив, поможет избавиться от многих препятствий на пути к знанию. Устанавливая связь со Спасителем, они становятся учениками в школе Христа, и если они начнут прилежно учиться в этой школе, порок и безнравственность будут навсегда изгнаны из их среды. Когда это произойдет, их познания умножатся. Все, кто становится учеником в школе Христа, обретают более качественное и широкое образование. Я представила им Христа как великого Учителя, Источник всякой премудрости и величайшего Воспитателя, которого когда-либо знал мир.
«Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). Познание Бога и Его требований откроет разум учащегося для понимания долга перед Богом и перед миром. Он будет осознавать, что именно для этой цели ему необходимо развивать свои таланты таким образом, чтобы они дали наилучшие результаты. Но если религиозные принципы и предписания не будут органично переплетаться со школьным образованием, данная цель не будет достигнута. Бога ни в коем случае нельзя выводить за рамки учебного процесса. Стремясь к знанию, учащийся исследует истину, а вся истина исходит от Бога, Который есть Источник истины. Добродетельные учащиеся, преисполненные Духом Христа, посвятят все свои способности постижению знаний.
[274]
Колледж в Батл-Крике был создан для того, чтобы обучать наукам и одновременно вести учащихся к Спасителю, от Которого проистекает всякое истинное познание. Образование, полученное без библейской религии, лишено истинного величия и славы. Я попыталась запечатлеть в умах учащихся истину о том, что наше учебное заведение должно подняться на более высокий уровень с общеобразовательной точки зрения, чем любое другое учебное заведение, открыть перед молодыми людьми более благородное мировоззрение, цели и перспективы в жизни и дать им правильное представление о человеческом долге и вечных интересах. Главная цель создания нашего колледжа состоит в том, чтобы давать молодым людям правильные представления и показывать гармоничную связь между наукой и библейской религией.
Господь укрепил меня и благословил наши усилия. Большое число учащихся вышло вперед для молитвы. Некоторые из этих молодых людей утратили веру и доказательства своей связи с Богом из-за того, что не бодрствовали и не молились. Многие засвидетельствовали, что, предприняв этот шаг, они получили благословение от Бога. В результате проведенных собраний большое число учащихся выразили желание принять крещение.
Поскольку заключительная программа учебного года должна была состояться на озере Гогуак, было решено там же организовать и крещение. Для большого количества собравшихся на озере людей само служение представляло особый интерес. Оно проводилось с подобающей торжественностью и завершилось этим важным священнодействием. Я выступила в начале и в конце программы. Мой муж ввел четырнадцать дорогих молодых людей в воду этого прекрасного озера и похоронил их с Господом в крещении. Некоторые из кандидатов на крещение пожелали принять его у себя дома. Так завершилось это памятное служение, ознаменовавшее окончание очередного учебного года в дорогом нашему сердцу колледже.
Собрания, посвященные воздержанию
Но моя работа в Батл-Крике на этом не закончилась. Сразу после того, как мы вернулись с озера, нас убедительно попросили принять участие в массовом собрании сторонников воздержания. Лучшие граждане города Батл-Крик решили
[275]
организовать это в высшей степени похвальное мероприятие. Движение за воздержание объединило Клуб реформы города Батл-Крик, насчитывавший шестьсот человек, и Женский христианский союз за воздержание в количестве двухсот шестидесяти человек. Эти ревностные труженики были хорошо знакомы с такими словами, как Бог, Христос, Святой Дух и Библия. Они уже сделали много добра, и деятельность этих тружеников, методы их работы и дух, присутствующий на собраниях, обещали принести обильный и благодатный урожай в будущем.
Женщины из Христианского союза за воздержание решили организовать 28 июня активное наступление в защиту воздержания и реформы по случаю приезда в город большого цирка Барнума с дрессированными зверями. Они организовали большой вегетарианский ресторан, чтобы разместить в нем сотни людей, приехавших из окрестных сел на представление, и тем самым отвлечь их от посещения пивных и прочих питейных заведений, в которых они бы подверглись многочисленным искушениям. По этому случаю раскинули огромный шатер, вмещавший пять тысяч человек и использовавшийся Конференцией штата Мичиган для лагерных собраний. Под покровом этого огромного храмового шатра было сооружено пятнадцать или двадцать столов для гостей.
Санаторий, получив приглашение, также выставил в середине павильона большой стол, на котором лежало множество роскошных фруктов, зерновых и овощей. Этот стол привлек наибольшее внимание, и организаторы опекали его лучше, чем любой другой. Хотя стол достигал в длину около десяти метров, вокруг него столпилось столько людей, что пришлось приставить к нему еще один, примерно на треть меньше первого, за который также уселось множество народа.
По приглашению организационного комитета, мэра Остина, кассира Первого Национального банка У. X. Скиннера, а также К. К. Пиви я выступила в гигантском шатре в воскресенье вечером 1 июля по вопросу христианского воздержания. Бог помогал мне в тот вечер, и хотя я говорила девяносто минут, собравшиеся пять тысяч человек слушали меня, затаив дыхание.
Посещение штата Индиана
[276]
С 9 по 14 августа я посетила лагерное собрание в штате Индиана в сопровождении моей невестки Марии К. Уайт. Мой муж посчитал невозможным для себя уехать из Батл-Крика. Господь укрепил меня на этом собрании, и я славно потрудилась. Он дал мне ясность мысли и силу изложения, когда я обращалась к собравшимся. Когда я посмотрела на присутствовавших мужчин и женщин, влиятельных, благородного вида граждан, и сравнила их с жалкой горсткой людей, собиравшихся на том же самом месте шесть лет назад, в большинстве своем бедных и малограмотных, то смогла лишь воскликнуть: «Что сотворил Господь!»
В понедельник я очень страдала от боли в легких и сильного насморка, но обратилась в молитве к Господу с просьбой укрепить меня для того, чтобы предпринять еще одно усилие по спасению душ. Мне удалось превозмочь свое недомогание, и я говорила достаточно непринужденно и убедительно, призвав собравшихся отдать свои сердца Богу. Около пятидесяти человек вышли вперед для молитвы, и в целом был проявлен глубочайший интерес. В результате этого собрания пятнадцать человек были погребены со Христом в крещении.
Мы запланировали посетить лагерные собрания в штате Огайо и на Востоке, но поскольку наши друзья посчитали, что было бы самонадеянностью ехать туда при таком состоянии моего здоровья, мы решили остаться в Батл-Крике. У меня сильно болело горло и легкие, да и сердце все еще покалывало. Поскольку я большую часть времени сильно страдала, то решила полечиться в санатории.
Последствия чрезмерного труда
Мой муж непрерывно трудился во имя продвижения дела Божьего в разных отделах, центр которых находился в Батл-Крике. Его друзья удивлялись тому объему работы, который он выполнял. В субботу утром 18 августа муж проповедовал в нашем доме молитвы; днем после обеда он четыре часа подряд внимательно слушал чтение рукописи третьего тома. Духа пророчества. Материал был необычайно интересным и рассчитанным на то, чтобы затронуть человека до глубины души, поскольку речь шла о страданиях, распятии, воскресении и
[277]
вознесении Христа. Мой муж очень утомился, прежде чем мы осознали необходимость отдыха. В воскресенье он начал трудиться в пять часов утра и закончил только в полночь.
На следующий день, примерно в половине седьмого муж почувствовал головокружение — ему угрожала опасность паралича. Мы ужасно боялись этого страшного заболевания, но Господь был милостив к нам и избавил нас от страдания. Однако вслед за приступом у мужа наступило сильное физическое и умственное истощение, и теперь нам и в самом деле было невозможно посетить лагерное собрание на Востоке. Я не могла отправиться туда одна, бросив мужа в подавленном состоянии духа и в полном телесном изнеможении.
Когда мой муж слег, я сказала: «Это происки врага. Мы не должны подчиняться его власти, а Бог позаботится о нас». В среду мы особо молились о том, чтобы Бог даровал мужу Свое благословение и вернул ему здоровье. Мы также просили о мудрости, желая узнать свой долг относительно посещения лагерных собраний. Господь неоднократно укреплял нас в вере, чтобы мы шли вперед и трудились для Него, не обращая внимания на разочарования и физические немощи, и в такие минуты Он чудесным образом сохранял и поддерживал нас. Но наши друзья уговаривали нас отдохнуть, утверждая, что было бы непоследовательно и неразумно с нашей стороны предпринимать такое путешествие и подвергать себя утомительной лагерной жизни на сквозняках. Мы сами пытались убедить себя, что дело Божье все равно будет идти вперед и без нас, что оно не пострадает, если нас там не будет. Бог воздвигнет других людей, которые совершат для Него работу.
Однако я не могла обрести спокойствие и легкость на сердце, когда думала о том, что мне было бы лучше отстраниться от работы на этом поле. У меня создалось впечатление, будто сатана стремится преградить мне путь, мешает возвестить мое свидетельство и выполнить работу, порученную мне Богом. Я уже решила было ехать одна и выполнить свой долг, уповая на то, что Бог дарует мне необходимые силы, как вдруг мы получили письмо от брата Хаскела, в котором он выражал благодарность Богу за то, что брат и сестра Уайт посетят
[278]
лагерное собрание в Новой Англии. Пастор Кенрайт написал, что не приедет, так как не может оставить заинтересованных людей в Денвере и никто из его группы не может отлучаться надолго оттуда. Пастор Хаскел далее писал, что все готово для большого собрания в Гровленде и что он решил с Божьей помощью проводить это собрание, даже если ему придется вести его одному.
Мы снова представили Господу это дело в молитве. Мы знали, что могущественный Врач и Целитель силен вернуть мне и моему мужу здоровье, если это будет во славу Его. Казалось, у нас нет ни малейшей возможности двинуться в путь, поскольку мы были больны, измождены и упали духом, но иногда мне казалось, что Бог благословит нас обоих в этой поездке, если мы доверимся Ему и отправимся на Восток. В моем сознании часто возникал вопрос: «Где твоя вера? Ведь Бог обещал, что даст тебе силу».
Я попыталась воодушевить мужа; и он решил, что если я чувствую себя в силах перенести тяготы лагерной жизни и потрудиться для людей, то мне лучше поехать, но он не может допустить и мысли о том, чтобы сопровождать меня в своем нынешнем ослабленном состоянии, ибо он неспособен трудиться, его ум затуманен отчаянием, и его состояние вызывает лишь жалость и сострадание у собратьев. Муж после своего внезапного приступа едва мог сидеть даже малое время, и ему не становилось лучше. Мы снова и снова обращались к Господу, надеясь, что появится какой-то просвет, но никакого особого света не получили. Поданный экипаж уже ждал, чтобы отвезти нас на вокзал, и мы снова обратились к Господу в молитве и умоляли Его подкрепить нас в пути. Мы оба решили идти вперед с верой и положиться на Божьи обетования. Это решение потребовало от нас большой веры, но когда мы разместились в вагоне поезда, то почувствовали, что исполняем свой долг. В дороге мы хорошо отдохнули и спали всю ночь.
Лагерные собрания
В пятницу около восьми часов вечера мы доехали до Бостона, а на следующее утро сели на первый же поезд в сторону Гровленда. Когда мы прибыли в лагерь, дождь лил как из ведра. Пастор Хаскел без устали трудился до последней минуты
[279]
и организовал прекрасные собрания. Было раскинуто сорок семь палаток, помимо трех больших шатров, один из которых предназначался для совместных собраний и достигал сорока метров в длину и двадцати пяти метров в ширину. Субботние собрания вызвали глубочайший интерес. Церковь возродилась и укрепилась, а грешники и отступники пробудились и осознали грозящую им опасность.
В воскресенье утром все еще было облачно, но как раз перед началом собрания проглянуло солнышко. Паромы и поезда выгружали на лагерную площадку свой живой груз, который исчислялся многими тысячами человек. Пастор Смит проповедовал утром по восточному вопросу. Эта тема представляла особый интерес, и люди слушали с величайшим вниманием. После обеда я с трудом протиснулась вперед — так много народа стояло перед кафедрой. Взобравшись на нее, я увидела перед собой море голов. Гигантская палатка была битком набита, живая стена уходила вглубь на несколько метров. У меня сильно болели легкие и горло, однако я верила, что Бог поможет мне по такому важному случаю. Начав проповедовать, я забыла об усталости и боли, ибо поняла, что обращаюсь к людям, для которых мои слова — не праздные басни или выдумки. Проповедь заняла у меня более часа, и слушали ее на одном дыхании. Когда все пели заключительный гимн, руководители Клуба реформы и воздержания в Хаверхилле просили меня, как и в прошлом году, выступить перед членами Клуба в понедельник вечером. Но поскольку на это время уже было назначено мое выступление в Денвере, я вынуждена была отказаться от приглашения.
В понедельник утром мы молились в нашем шатре за моего мужа. Мы представили его болезнь великому Врачу. Это было прекрасно проведенное время; небесный мир сошел на нас. В моем сознании вдруг ясно всплыли слова: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (2 Ин. 5:4). Мы все почувствовали на себе Божье благословение. Затем мы собрались в большом шатре; мой муж встретился с нами и сказал короткую проповедь, произнеся драгоценные слова из глубины пламенного сердца, смягченного глубоким сознанием
[280]
Божьей милости и благости. Он попытался помочь верующим в истину осознать, что их преимущество — принимать в сердца свои заверение в Божьей благодати, и что великие истины, в которые мы верим, призваны освящать жизнь, облагораживать характер и оказывать спасительное влияние на мир. Слезы на глазах людей свидетельствовали, что их сердца приняли эти слова и умилились под их влиянием.
Затем мы продолжили дело, начатое в субботу, и утром особым образом трудились для грешников и отступников, из которых вышло вперед для молитв двести человек, в том числе и десятилетние подростки, и седовласые старцы. Более двадцати человек впервые вступили на путь жизни. После обеда было крещено тридцать восемь человек, и большое число людей отложили крещение до своего возвращения домой.
В понедельник вечером, в обществе пастора Кенрайта и некоторых других, я села на поезд, отправляющийся в Денвере. Мой муж не смог меня сопровождать. Освободившись от напряжения и волнения лагерного собрания, я почувствовала себя больной и обессиленной, однако поезд быстро мчал нас на следующую встречу в Денвере. Там я должна была выступать перед совершенно незнакомыми людьми, которые имели предубеждения из-за ложных слухов и нечестивой клеветы. Я подумала, что была бы очень благодарна Богу, если бы Он избавил меня от боли в сердце, укрепил мои легкие и дал мне ясный голос. Я не высказывала вслух эти мысли и чувства и в великой скорби молча взывала к Богу. Мой мозг слишком устал, я не могла выразить свои мысли в виде связной речи, но чувствовала, что нуждаюсь в помощи и всем сердцем просила Бога поддержать меня. Я должна была укрепиться умственно и физически для предстоящего тем же вечером выступления. В тихой молитве я снова и снова говорила: «Я вверяю свою беспомощную душу в Твои руки, о Боже, Избавитель мой. Не оставь меня в этот трудный час».
По мере приближения начала собрания, мой дух все настойчивей взывал к Богу в молитве, умоляя Его о силе и крепости. Едва собравшиеся пропели последний гимн, я прошла к кафедре. Когда я стояла перед людьми, у меня подкашивались ноги, но я знала, что если моим трудам и суждено быть успешными, то это произойдет исключительно благодаря силе
[281]
Всемогущего. Когда я попыталась говорить. Дух Господень сошел на меня. Я почувствовала какое-то подобие электрошока в сердце, и вся боль исчезла в тот же миг. У меня сильно болела голова, но и эта боль полностью прекратилась. Першение в горле и легких почти не чувствовалось. Моя левая рука накануне почти полностью потеряла чувствительность из-за боли в сердце, но теперь чувствительность восстановилась. Мой ум прояснился, и душа наполнилась светом и любовью Божьей. Казалось, что ангелы Божьи окружают меня со всех сторон, подобно огненной стене.
Шатер был забит до отказа, и около двухсот человек стояли снаружи, потому что внутри для них не осталось места. Я проповедовала на слова Христа, которые Он сказал в ответ ученому книжнику, спросившему Его о том, какая наибольшая заповедь в законе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим» (Мф. 22:37). Божье благословение почило на мне, боль и слабость исчезли. Передо мной стояли люди, которых я, быть может, уже не встречу до самого суда; и желая спасти их, я проповедовала серьезно и в страхе Божьем, чтобы не оказаться виновной в их крови. Я весьма непринужденно проповедовала час десять минут. Иисус был моим Помощником, и Ему пусть достанется вся слава. Публика слушала очень внимательно.
Мы вернулись в Гровленд во вторник и обнаружили, что лагерь уже свернут, палатки разобраны, а наши братья прощаются друг с другом и готовятся к тому, чтобы разъехаться по домам. Это было одно из лучших лагерных собраний, которые я когда-либо посетила. Перед тем как оставить место встречи, пасторы Кенрайт и Хаскел, мой муж, сестра Ингз и я нашли уединенное место в роще и объединились в молитве о том, чтобы Бог благословил моего мужа и даровал ему более крепкое здоровье и еще больше благодати. Мы все глубоко сознавали потребность моего мужа в помощи, поскольку со всех сторон приходили многочисленные неотложные приглашения проповедовать. Мы очень хорошо провели это драгоценное время молитвы. Сладостный мир и радость, которые наполнили наши души, были гарантией того, что Бог услышал
[282]
наши просьбы. После обеда пастор Хаскел пригласил нас к себе в экипаж, и мы отправились в Южный Ланкастер, чтобы немного погостить и отдохнуть у него дома. Мы решили поехать этим маршрутом, надеясь, что он благотворно скажется на нашем здоровье.
Мы каждый день воевали с силами тьмы, но не отступили от нашей веры и не падали духом. Мой муж унывал из-за своей болезни, и казалось, что искушения сатаны сильно беспокоят его, но мы не допускали и мысли, что враг победит нас. Не реже, чем три раза в день мы молились о его выздоровлении великому Врачу, Который силен исцелить и душу, и тело. Каждая молитва была для нас очень ценной, а каждом случае мы видели особое явление света и силы Божьей. Когда однажды вечером мы просили Бога о моем муже в доме брата Хаскела, казалось, что Господь реально присутствовал среди нас. Нам никогда не забыть этих мгновений. Казалось, ангелы осветили комнату своим присутствием. Мы славили Господа сердцем и словами. Одна слепая сестра, бывшая в это время с нами, сказала: «Это что, видение? Уж не в раю ли мы?» Наши сердца так тесно общались с Богом, что нам жалко было тратить эти священные часы на сон. Мы пошли спать, но почти всю ночь проговорили о благости и любви Бога и радостно прославляли Его и размышляли о Нем.
Мы задумали проехать часть пути до лагерного собрания в Вермонте в частном экипаже, поскольку решили, что это хорошо скажется на здоровье моего мужа. В полдень мы останавливались на обочине, разводили костер, готовили себе обед и проводили некоторое время в молитве. Невозможно забыть эти драгоценные часы, проведенные в обществе брата и сестры Хаскел, сестры Ингз и сестры Хантли. Мы возносили свои молитвы к Богу на всем пути от Южного Ланкастера до Вермонта. Проехав три дня в экипаже, мы затем пересели на поезд и таким образом закончили свое путешествие.
Проведенное собрание принесло большую пользу делу Божьему в Вермонте. Господь дал мне силу говорить одну проповедь в день. Я привожу отчет об этом собрании, написанный пастором Урией Смитом и изданный в Ревью энд Герольд:
[283]
«К большой радости собратьев на этом собрании присутствовали брат и сестра Уайт и брат Хаскел. В субботу, 8 сентября, был назначен день поста, чтобы особым образом молиться о состоянии здоровья брата Уайта, и все, собравшиеся на лагерной площадке, соблюдали этот пост. Это был славный день. Произносились искренние молитвы, и все признаки указывали, что эти молитвы были не напрасны. Благословение Господа в значительной мере почило на Его народе. В субботу после обеда сестра Уайт проповедовала непринужденно и с большой силой. Около ста человек вышли вперед для молитвы с глубоким чувством и серьезным стремлением найти Господа».
Из Вермонта мы прямиком направились на лагерное собрание в штате Нью-Йорк. Господь дал мне возможность совершенно свободно проповедовать для собравшихся людей. Но некоторые из них не были готовы получить пользу от этого собрания. Они не осознали своего положения, не взыскали Господа всем сердцем, не исповедовали свое отступничество и не оставили своих грехов. Одна из главных целей проведения лагерных собраний состоит в том, чтобы наши собратья поняли, что им угрожает опасность отягчить свои сердца заботами житейскими. Люди терпят большой урон в том случае, если не используют этих преимуществ.
Мы вернулись в Мичиган и, спустя несколько дней, отправились в Лансинг, чтобы посетить там лагерное собрание, длившееся две недели. Там я очень ревностно трудилась и получала подкрепление от Духа Божьего. Я получила большое благословение, проповедуя перед учащимися и трудясь ради их спасения. Это было незабьшаемое собрание. Дух Божий присутствовал на нем от начала и до конца. В результате сто тридцать человек, большей частью учащиеся нашего колледжа, приняли крещение. Мы возрадовались, увидев спасение Божье на этом собрании. Проведя две недели в Батл-Крике, мы решили пересечь равнины и посетить Калифорнию.
Труды в Калифорнии
Мой муж недолго трудился в Калифорнии. Казалось, его выздоровление затягивается. Мы возносили к небу свои молитвы минимум три, а то и пять раз в день, и часто ощущали Божий мир в душе. Поскольку ночью мы не могли много спать,
[284]
то большую часть времени проводили в молитве и благодарении, прославляя Бога за Его милости. Я постоянно ощущала в своем сердце мир Божий и воистину могла сказать, что мир мой — как река. Меня постигли непредвиденные и неожиданные испытания, которые, наряду с болезнью моего мужа, чуть было не сокрушили меня. Но я была непоколебима в своем доверии Богу и уповании на Него. Он воистину явился скорым Помощником в бедах.
Мы посетили Хелдсбург, Сент Хелена, Вакавилл и Пачеко. Мой муж сопровождал меня, если погода стояла хорошая. Зимой у нас было довольно много переживаний, и когда мой муж немного поправился, а в Мичигане потеплело, он вернулся туда, чтобы подлечиться в санатории. Пребывание там принесло ему большую пользу, и он снова стал писать для наших периодических изданий с присущей ему ясностью и силой.
Я не решилась сопровождать мужа в путешествии через равнины, ибо постоянные заботы и тревоги, а также частая бессонница уже спровоцировали несколько тревожных сердечных приступов. Мы остро переживали час разлуки. Невозможно было сдержать слезы, потому что мы не знали, встретимся ли еще в этом мире. Мой муж вернулся в Мичиган, и мы решили, что будет неплохо, если я поеду в Орегон и возвещу свое свидетельство братьям, которые никогда его не слышали.
Седьмого июня я выехала из Хелдсбурга в Окленд и встретилась с церквами Окленда и Сан-Франциско под большим шатром в Сан-Франциско, где трудился брат Хили. Я почувствовала желание свидетельствовать о Боге и увидела, что членам этих церквей крайне необходимо предпринимать настойчивые личные усилия для того, чтобы приводить ближних к познанию истины. Мне было показано, что Сан-Франциско и Окленд есть и всегда будут миссионерскими полями. Церкви этих городов медленно росли в численном отношении, но если бы все их члены были активными и деятельными и делали все от них зависящее, чтобы донести свет до окружающих, то намного больше людей уверовали бы и встали на путь послушания истине. Верующие в истину не были
[285]
должным образом заинтересованы в спасении ближних. Пассивность и праздность в деле Божьем приведут к тому, что они сами отступят от Бога и своим плохим примером помешают другим двигаться вперед. Бескорыстные, настойчивые, неустанные усилия дали бы очень хорошие результаты. Я попыталась довести до сознания наших собратьев то, что Господь открыл мне: Он хочет, чтобы истину проповедовали ревностные, активные труженики, а не те, кто лишь на словах верит в нее. Им нужно проповедовать истину не только словом, но и своей богобоязненной жизнью, чтобы стать живыми представителями истины.
Мне было показано, что членам церквей Окленда и Сан-Франциско нужно исследовать Библию и самым серьезным образом изучать волю Божью, таким образом научаясь быть тружениками в деле Божьем. Им следует сеять семена истины всюду, где только можно: дома, в мастерской, в магазинах и в доме собраний. Чтобы познакомиться с Библией, они должны читать ее внимательно и с молитвой. Чтобы возлагать на Христа все свои заботы и тяготы, они должны незамедлительно начать размышлять о ценности креста Христова и учиться носить его. Если они хотят жить святой жизнью, то должны уже сейчас иметь страх Божий перед глазами своими.
Только в испытании мы начинаем понимать, каковы мы есть на самом деле. В минуту искушения мы постигаем собственный характер и сознаем, что нам необходимо развивать у себя добрые черты. Если христианин верит в Божье благословение, он повсюду в безопасности. Жизнь в городе не испортит его нравы; в торговой конторе он будет известен как порядочный и неподкупный человек. В мастерской механика он добросовестно выполнит любую работу, устремив взор на славу Божью. Если каждый член церкви будет вести себя подобным образом, то и вся церковь будет процветать. Но процветание этих церквей не начнется до тех пор, пока их члены не установят тесную связь с Богом и не будут бескорыстно заинтересованы в спасении своих ближних. Служители могут говорить красивые и убедительные проповеди и много трудиться для созидания и процветания церкви, но пока каждый член не выполнит свою часть как раб Иисуса Христа, церковь
[28б]
будет находиться во тьме и бессилии. Каким бы мрачным и неприветливым ни был этот мир, влияние воистину последовательной и благочестивой жизни будет силой к добру.
Надеяться спастись в праздности — это все равно, что ожидать урожая там, где не сеял, или познаний там, где ничему не учился. Лентяй и бездельник никогда не сможет сокрушить свою гордость и победить искушение потакать греховным наклонностям, разлучающим его со Спасителем. Свет истины, освящающий жизнь, обнаружит в сердце принимающего его греховные страсти, которые стремятся к господству, и это вынуждает человека напрягать все свои нервные силы, чтобы сопротивляться сатане и одержать победу через заслуги Христа. Когда окружающая среда грозит увести человека от Бога, он должен неустанно просить Иисуса о помощи и силе, чтобы победить сатанинские ухищрения.
Некоторым членам указанных выше церквей постоянно угрожает опасность, ибо заботы житейские и мирские помыслы настолько занимают их умы, что они не думают о Боге, о вечности и о потребностях собственной души. Время от времени они стряхивают с себя это оцепенение, но затем погружаются в еще более глубокий сон. Если они полностью не пробудятся ото сна. Бог удалит тот свет и благословения, которые Он дал им. Во гневе Своем Он сдвинет светильник их с места его. Он сделал эти церкви хранительницами Своего закона. Если они отвергнут грех и деятельным, ревностным благочестием продемонстрируют постоянство, послушание предписаниям Слова Божьего и верность в исполнении религиозного долга, то помогут восстановить светильник на его прежнем месте и будут иметь свидетельство, что Господь Саваоф с ними и Бог Иаковлев — их прибежище.
Приезд в Орегон
В воскресенье 10 июня, когда мы должны были отправиться в Орегон, я слегла с сердечным приступом. Моим друзьям казалось, что с моей стороны было бы слишком самонадеян-
[287]
но садиться на пароход, но я надеялась отдохнуть, если получится, на борту. Я планировала также много писать во время этого путешествия.
В обществе одной подруги и пастора Д. Н. Лафборо я выехала из Сан-Франциско десятого числа после обеда на пароходе «Орегон». Капитан Коннер, командовавший этим прекрасным судном, был очень внимателен к пассажирам. Когда мы вышли через Золотые Ворота в открытый океан, сильно штормило. Дул встречный ветер, корабль ужасно раскачивало, ибо океан разбушевался. Я наблюдала за облачным небом, стремительными волнами, которые ударялись о скалы, и радугой, возникающей в водяных брызгах. Это было величественное и страшное зрелище, и я исполнилась благоговением, созерцая тайны бездны. Океан ужасен во гневе своем. Есть какая-то страшная красота во вздымающихся, гордых волнах, с ревом ударяющихся о скалы и разбивающихся о них. Я видела проявление Божьей силы в движении беспокойных вод, стонущих под натиском безжалостного ветра, который как бы в предсмертной агонии высоко вздымал водные валы.
Мы находились на палубе прекрасного корабля, отдавшись на милость беспокойных вод. Но невидимая сила все же твердо и уверенно укрощала бурные воды. Только Бог силен удерживать их в назначенных им пределах. Он может уместить все воды на длани Своей. Бездна повинуется голосу своего Создателя: «Доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов 38:11).
Какую тему для размышлений давал безбрежный и величавый Тихий океан! В тот момент он представлял нечто противоположное спокойным и безмятежным водам — он яростно ревел и неистовствовал. Если поверхностно взглянуть на воду, то покажется, что нет ничего более неуправляемого, не подчиняющегося закону или порядку, чем великая бездна. Но океан повинуется закону Бога. Господь выравнивает воды и удерживает их в положенном месте. Посмотрев на небо вверху и на воды океана внизу, я спросила себя: «Где я нахожусь? Куда я еду? Вокруг меня нет ничего, кроме безбрежных вод. Сколько людей вот так отправились в путь по этим бурным водам и никогда больше не увидели зеленых полей и своих семей! Они канули в бездну, как песчинки, и так окончили
[288]
свой жизненный путь».
Пенящиеся и ревущие водяные валы напомнили мне одно событие из жизни Христа, когда Его ученики, повинуясь указанию своего Учителя, отправились на лодках на противоположный берег моря. Внезапно разыгралась сильная буря. Рыбацкие суденышки потеряли управление, их кидало то в одну, то в другую сторону, пока ученики в отчаянии не опустили весла. Им казалось, что их ждет неминуемая гибель, но когда буря и грозные волны уже предвещали скорую смерть, Христос, Которого ученики оставили на другом берегу, явился им, спокойно идя по бушующим, бельм гребням. Ученики были ошеломлены тщетностью собственных усилий и кажущейся безнадежностью своего положения и перестали сражаться со стихией. Увидев Иисуса прямо перед собой на воде, они еще более устрашились, истолковав это как верное предзнаменование своей скорой гибели. Ученики вскричали в сильном страхе. Но вместо того чтобы возвестить об их гибели. Он пришел как вестник жизни. Его голос перекрыл ревущую стихию: «Это Я, не бойтесь». Как быстро ужас отчаяния сменился в их сердцах на радость веры и надежды в присутствии возлюбленного Господа! Ученики больше не волновались и не страшились смерти, ибо Христос был с ними.
Неужели мы откажемся повиноваться Источнику всякой силы, закону Которого повинуются даже море и волны? Неужели же я побоюсь довериться защите Того, Кто сказал, что даже малая птица не падает на землю без ведома нашего Небесного Отца?
Когда почти все пассажиры ушли в свои каюты, я осталась на палубе. Капитан предоставил мне кресло-качалку и одеяла, чтобы защитить меня от прохладного воздуха. Я знала, что если пройду в каюту, мне станет плохо. Сгустились сумерки, океан погрузился во тьму, а неистовые волны все так же подбрасывали наше судно. Этот большой корабль плыл, словно щепка, среди безжалостных вод, но небесные ангелы
[289]
защищали и охраняли его, выполняли Божье поручение, не давая ему сбиться с курса. Если бы не Божья охрана, стихия мгновенно поглотила бы нас, не оставив и следа от этого прекрасного корабля. Но Бог, Который кормит воронов и знает наперечет все волосы на нашей голове, не забыл про нас.
Капитан полагал, что на палубе мне будет слишком холодно. Я ответила ему, что если он беспокоится о моей безопасности, то мне лучше оставаться на палубе, чем идти в свою каюту, где две женщины страдают от морской болезни и где я буду лишена свежего воздуха. Капитан сказал: «Вам необязательно проводить ночь в своей каюте. Я позабочусь о том, чтобы у вас было хорошее место для сна и отдыха». Помощники капитана помогли мне подняться в каюту на верхней палубе и постелили на полу пуховый матрас. Хотя все было сделано весьма быстро, мне стало очень плохо. Я легла на постель и не поднималась с нее до утра четверга. За все время я поела только один раз — несколько ложек говяжьего бульона и крекеры.
В течение этого четырехдневного вояжа то один, то другой пассажир периодически решались покинуть свои каюты и выходили на палубу неверной походкой. Лица у всех были бледные, изможденные, на них жалко было смотреть. Сама жизнь уже не казалась им столь желанной. Мы все жаждали покоя и тишины, которых не могли найти, и хотели увидеть хоть что-нибудь, стоящее неподвижно, без качки. В это время никто не думал о важности собственной персоны. Из этого можно извлечь хороший урок о ничтожности человека.
Качка продолжалась до тех пор, пока мы не оказались на мелководье, а потом в дельте реки Колумбия, где вода была гладкая, как стеклышко. Мне помогли спуститься вниз. Утро было прекрасное, и пассажиры устремились на палубу, как пчелиный рой. Сначала на них было жалко смотреть, но бодрящий воздух и приветливое солнышко, сменившие ветер и бурю, вскоре сделали их жизнерадостными и веселыми.
В последнюю ночь на корабле я выражала благодарность своему Небесному Отцу, потому что усвоила урок, который никогда не забуду. Бог говорил к моему сердцу и в буре, и в волнах, и в наступавшей затем тишине. И неужели же мы не будем поклоняться и служить Ему? Неужели человек противопоставит
[290]
свою волю воле Божьей? Неужели мы не будем повиноваться заповедям столь могущественного Властелина? Неужели мы будем спорить и состязаться со Всевышним, Источником всякой силы, из сердца Которого текут потоки безграничной любви и благословений к Его творениям?
Мне было особенно интересно посетить Орегон. Здесь я встретилась после четырехлетней разлуки со своими дорогими друзьями братом и сестрой ван Хорн, которых мы считаем своими детьми. Брат ван Хорн не присылал нам достаточно полных и благоприятных отчетов о своей работе, на что он имел полное право. Соответственно я была несколько удивлена и несказанно обрадована, когда обнаружила, что дело Божье в Орегоне так процветает. Благодаря неустанным трудам этих верных миссионеров в штате была создана конференция адвентистов седьмого дня, а также приглашено несколько служителей для работы на этом большом поле.
Во вторник вечером 18 июня я встретилась с большой группой жителей этого штата, соблюдающих субботу. Дух Божий смягчил мое сердце. Я свидетельствовала об Иисусе и выражала Ему благодарность за несравненное преимущество, которое Он всем нам предоставляет: уповать на Его любовь и претендовать на то, что Его сила поддержит наши усилия по спасению грешников от гибели. Если мы желаем видеть процветание дела Божьего, то обязаны впустить Христа в свое сердце, чтобы Он жил в нем. Короче говоря, мы должны творить дела Христа. Куда бы мы ни кинули свой взгляд, всюду видим, что нивы побелели, но делателей так мало! Я почувствовала, как мир Божий наполняет мое сердце. Я почувствовала любовь и нежность к Его дорогим детям, с которыми впервые вместе поклонялась Ему.
В воскресенье 23 июня я проповедовала в методистской церкви Салема по вопросу воздержания. Пришло необычайно много народа, и я непринужденно говорила на свою излюбленную тему. Меня попросили снова выступить в том же самом месте в воскресенье, следующее за лагерным собранием, но в тот день я охрипла и не могла говорить. Однако в следующий вторник вечером я снова проповедовала в этой церкви. Ко мне приходило множество приглашений выступать с лекциями о воздержании в разных городах и селах штата Орегон, но состояние моего здоровья не позволило мне удовлетворить эти просьбы. Постоянные публичные выступления
[291]
и перемена климата привели к тому, что я ненадолго, но очень сильно охрипла.
Мы с глубочайшим интересом начали лагерное собрание. Когда я вышла перед народом. Господь даровал мне силу и благодать. Когда я посмотрела на интеллигентную публику, сердце мое сокрушилось перед Богом. Это было первое лагерное собрание, которое наш народ проводил в этом штате. Я попыталась говорить, но слезы душили меня, и я остановилась на некоторое время. Я очень переживала за мужа и его хрупкое здоровье. Во время проповеди перед моим мысленным взором всплыл яркий облик мужа, который стоял посреди церкви в Батл-Крике в ходе очередного богослужения. Приятный свет, исходящий от Господа, покоился на нем и окружал его со всех сторон. Его лицо светилось здоровьем, и он казался очень счастливым.
Я попыталась рассказать людям о благодарности, которую нам следует испытывать за нежное сострадание и великую любовь Бога к нам. Его благость и слава произвели особое впечатление на мое сознание. Я была потрясена Его несравненной милостью и тем, что Он делает не только в Орегоне, Калифорнии и Мичигане, где расположены наши важные учреждения, но также и в других странах. Я никогда не смогу словесно описать картину, которая так живо предстала перед моим мысленным взором по этому случаю. На какое-то время я осознала размах работы, и все окружающее перестало для меня существовать. Я уже не видела людей, к которым обращалась со словом, и на миг забыла, по какому случаю я здесь нахожусь. Свет, драгоценный свет необычайно ярко освещал учреждения, участвовавшие в торжественной и возвышенной работе распространения лучей света, которыми небо озарило их.
На протяжении всего этого лагерного собрания у меня сохранялось ощущение, что Господь очень близко. Когда собрание закончилось, я была крайне утомлена, но чувствовала себя легко и свободно в Господе. В течение этого времени было проделано много полезной работы, и церковь укрепилась, чтобы продолжать сражаться за истину. Еще до того, как началось лагерное собрание, в ночном видении мне было многое открыто, но Господь велел мне молчать и до поры до времени никому не рассказывать об этом деле. По окончании лагерного собрания ночью я пережила еще одно незабываемое явление силы Божьей.
В воскресенье по окончании лагерного собрания я
[292]
проповедовала после обеда на городской площади. Любовь Божья наполняла мое сердце, и я рассуждала о простоте евангельской религии. Мое собственное сердце умилилось и переполнилось любовью к Иисусу, я жаждала представить Его в таком свете, чтобы всех очаровали привлекательность и красота Его характера.
Во время пребывания в Орегоне я посетила тюрьму в Салеме вместе с братом и сестрой Картер и сестрой Джордан. Когда наступил час богослужения, нас провели в часовню, в которой царила жизнерадостная атмосфера, благодаря обилию света и чистого, свежего воздуха. Раздался звук колокола, и двое мужчин открыли большие железные ворота, впуская узников. Когда вошел последний, двери наглухо и надежно закрыли за ними, и впервые в жизни я оказалась запертой в тюремных стенах.
Я предполагала увидеть мужчин отталкивающего вида, но была разочарована; многие из них выглядели вполне интеллигентно и, казалось, имели неплохие способности. Они были одеты в грубую, но опрятную тюремную униформу, коротко подстрижены и носили хорошо начищенные ботинки. Когда я разглядывала самые разные лица, проходившие передо мной, то думала про себя: «Каждому из этих людей были доверены уникальные дары или таланты, чтобы они использовали их во славу Божью и на благо миру, но люди презрели небесные дары, злоупотребили ими и использовали их не по назначению». Когда я смотрела на молодых людей от восемнадцати до тридцати лет от роду, то думала об их несчастных матерях, о том горе и угрызениях совести, которые они, должно быть, испытывали и которые стали их тяжкой долей. Сердца многих матерей были сокрушены безбожным поведением их детей. Но выполнили ли они свой долг перед детьми? Не баловали ли они их по своему желанию и прихоти и не пренебрегали ли своей обязанностью учить их Божьим заповедям и внушать им, что Бог по праву творения предъявляет к ним Свои требования?
Когда все были в сборе, брат Картер прочитал гимн. У всех узников были сборники песнопений, и они с удовольствием присоединились к пению. Один из узников, будучи профессиональным музыкантом, играл на органе. Затем я молитвой открыла собрание, и снова все объединились в пении. Я проповедовала на текст из Первого послания Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть
[293]
детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (2 Ин. 3:1, 2).
Я возвысила перед узниками бесконечную жертву, принесенную Отцом, Который отдал Своего возлюбленного Сына за падших людей, чтобы они могли преобразиться через послушание и стать сынами и дочерьми Божьими. Церковь и мир призваны созерцать эту неизреченную любовь, превосходящую человеческое разумение, и восхищаться ею, ибо такая любовь удивила даже небесных ангелов. Эта любовь настолько глубока, широка и высока, что вдохновенный апостол, не найдя подходящих слов для описания ее, призывает церковь и мир смотреть на нее и сделать ее темой восторженных размышлений.
Я рассказала своим слушателям о грехе Адама, нарушившего ясное повеление Небесного Отца. Бог сотворил человека правым, абсолютно святым и счастливым; но он лишился Божественного благоволения и разрушил свое счастье из-за непослушания закону Отчему. Грех Адама поверг человечество в безнадежное горе и отчаяние. Но Бог по Своей дивной любви и милости не оставил людей погибать в безнадежном, падшем состоянии. Он отдал ради их спасения Своего возлюбленного Сына. Христос пришел в этот мир, облек Свою Божественную природу в человеческое естество и снова прошел через то испытание, которое не выдержал Адам. Он выдержал ту проверку, с которой не справился Адам; Он победил все искушения сатаны и, таким образом, искупил позорную неудачу и падение Адама.
Затем я обратила внимание слушателей на длительный пост Христа в пустыне. Грех потворства аппетиту и его власть над человеческой природой никогда не возможно полностью осознать, если не изучить и не понять тот длительный пост Христа, Который в одиночку сражался с князем сил тьмы. Спасение человечества колебалось на чаше весов. Кто выйдет победителем: сатана или Искупитель мира? Мы не можем себе представить, с каким напряженным интересом ангелы Божьи наблюдали за испытанием своего возлюбленного Повелителя.
Иисус во всем был искушаем, как и мы, чтобы знать, как
[294]
помочь искушаемым и поддержать их. Его жизнь — это наш пример. Своим добровольным послушанием Он демонстрирует, что человек может соблюдать Закон Божий и что не послушание закону, а его нарушение делает человека рабом. Спаситель был полон сострадания и любви; Он никогда не отвергал истинно кающихся, какой бы тяжкой ни была их вина, но сурово обличал лицемерие любого рода. Он знаком с грехами людей, знает все их поступки и читает их тайные мотивы, однако не отворачивается от них, когда они творят беззакония. Он взывает к разуму грешника, умоляет его обратиться и, приняв на Себя слабости человеческой природы, в определенном смысле ставит Себя на один уровень с человеком. «Придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18).
Человек, растленной жизнью обезобразивший образ Божий в душе своей, не может только лишь усилием своей воли полностью изменить себя. Он обязан принять условия, предусмотренные Евангелием, и примириться с Богом через послушание Его закону и через веру в Иисуса Христа. С этого времени его жизнью должны управлять новые принципы. Через покаяние, веру и добрые дела он сможет развить у себя праведный характер и через заслуги Христа претендовать на преимущества, обещанные сынам Божьим. Принципы Божественной истины, принятые и взлелеянные в сердце, возведут нас на высоты нравственного превосходства, которых мы без этих принципов и не мечтали достичь. «Но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (2 Ин. 3:2, 3).
Вот работа для человека. Он должен посмотреть на себя в зеркало Закона Божьего, увидеть изъяны своего нравственного характера и отвергнуть свои грехи, омыв одежды своего характера в крови Агнца. Зависть, гордость, злоба, обман, вражда и преступление будут удалены из сердца, которое принимает любовь Христа и лелеет надежду уподобиться Ему, когда мы увидим Его таким, каков Он есть. Религия Христа очищает
[295]
и облагораживает того, кто по-настоящему исповедует ее, каким бы ни было его положение в жизни или его связи. Люди, ставшие просвещенными христианами, поднимаются над своим природным и обретенным характером и получают большую умственную и нравственную силу. Таким образом, павшие и деградировавшие по причине греха люди через заслуги своего Спасителя могут занять возвышенное положение и лишь немного уступать ангелам.
Но евангельская надежда не побуждает грешника смотреть на спасение Христа как на ничего не стоящую благодать, дающую ему право и дальше безнаказанно нарушать Закон Божий. Когда свет истины озаряет разум грешника и он полностью понимает требования Бога и тяжесть своих беззаконий, он исправляет свои пути, становится верным Богу благодаря силе, которую получает у своего Спасителя, и впредь живет новой, чистой жизнью.
Находясь в Салеме, я познакомилась с братом и сестрой Дональдсон, которые пожелали, чтобы их дочь поехала в Батл-Крик вместе с нами для учебы в колледже. У девушки было плохое здоровье, и родителям было очень трудно расстаться с ней, своей единственной дочерью, однако духовные преимущества, которые она могла получить в Батл-Крике, побудили их пойти на эту жертву. И нам сейчас радостно сообщить, что на последнем лагерном собрании в Батл-Крике это дорогое дитя было погребено со Христом в крещении. Это еще раз доказывает, как важно, чтобы адвентисты седьмого дня отправляли своих детей в наше учебное заведение, где они смогут непосредственно попасть под спасительное влияние.
Наше путешествие на корабле «Айдахо» снова оказалось непростым, но мне не было так плохо, как во время предыдущего плавания. Это судно не поднималось на волнах, а раскачивалось из стороны в сторону. На борту с нами обращались прекрасно. Мы завязали много приятных знакомств и распространяли наши издания среди самых разных людей, что помогало нам вступать в полезные беседы. Когда мы прибыли в Окленд, то обнаружили, что там раскинута палатка и большое количество людей приняло истину благодаря трудам брата Хили. Мы проповедовали несколько раз под этим навесом. В субботу и в воскресенье церкви Сан-Франциско и Окленда организовали совместное собрание, и мы провели интересные и полезные встречи.
[296]
Мне очень хотелось посетить лагерное собрание в Калифорнии, но я получила срочные приглашения посетить такие же собрания на Востоке. Когда мне было представлено положение дел на Востоке, я поняла, что мне нужно возвестить свидетельство в первую очередь нашим собратьям из Конференции Новой Англии, и я чувствовала себя не вправе оставаться в Калифорнии.
Поездка на Восток
28 июля я в сопровождении своей невестки Эммы Уайт и Эдит Дональдсон выехала из Окленда на Восток. В тот же день мы прибыли в Сакраменто, где нас встретили брат и сестра Уилкинсон. Они оказали нам радушный прием и отвезли к себе домой, где заботливо ухаживали за нами, пока мы у них гостили. Согласно договоренности, я должна была проповедовать в воскресенье. Дом был наполнен внимательными слушателями, и Господь дал мне легкость и непринужденность во время проповеди Его Слова. В понедельник мы снова сели на поезд и следующую остановку сделали в Рено, штат Невада. Мы договорились, что во вторник вечером я буду проповедовать в палатке, где пастор Лафборо проводил цикл лекций. Я легко и непринужденно проповедовала перед четырьмястами внимательными слушателями на слова Иоанна:
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (2 Ин. 3:1).
Проезжая Великую американскую пустыню по жаре и в солончаковой пыли, мы очень устали от безлюдного пейзажа, хотя нам были предоставлены все удобства и мы быстро и гладко скользили по рельсам вслед за мощным локомотивом, тянувшим наш состав. Мне это напомнило древних евреев, которые сорок лет странствовали среди безжизненных скал, по иссохшей земле. Зной, пыль и бездорожье заставляли многих, шедших той безлюдной тропой, жаловаться и тяжело вздыхать. Я подумала, что если бы нам пришлось идти пешком через бесплодную пустыню и часто страдать от жажды, зноя и усталости, то многие из нас роптали бы еще больше израильтян.
Художники любят рисовать детали горного пейзажа, который открывается по дороге, а писатели описывать его
[297]
прелести. Все, кто восхищается величием и красотой природы, неизменно испытывают волнующую радость, созерцая эти величавые древние горы, прекрасные холмы и необитаемые скалистые каньоны. Особенно большой восторг испытывает христианин. Он видит в гранитных скалах и журчащих потоках творение всемогущей Божьей руки. Он жаждет взобраться на величественные холмы, ибо ему кажется, что тогда он станет ближе к небу, хотя и знает, что Бог слышит молитвы своих детей, которые возносятся к Нему с долин, так же хорошо, как и те, что восходят к небу с горных вершин.
Колорадо
По дороге из Денвера к Уоллинг-Милсу, этому горному пристанищу, где мой муж обычно проводит летние месяцы, мы остановились в городе Боулдер и с радостью увидели наш молитвенный дом шатрового типа, где пастор Корнелл проводил евангельские собрания. Мы нашли тихое пристанище в уютном доме сестры Ларт. Шатер нам одолжили для проведения в нем собраний по вопросу воздержания, и, получив особое приглашение, я обратилась с речью к внимательным слушателям, заполнившим шатер до отказа. Хотя дорога меня утомила. Господь помог мне доходчиво рассказать людям о важности строгого воздержания во всем.
В понедельник, 8 августа, я встретилась с мужем и нашла его поздоровевшим, жизнерадостным и бодрым, за что я была несказанно благодарна Богу. Примерно в это время пастора Кенрайта, проведшего с моим мужем некоторое время в горах, срочно вызвали домой, поскольку у него Заболела жена, и в воскресенье мы с мужем проводили его в город Боулдер, где пастор сел на поезд. Вечером я проповедовала в шатре, а на следующее утро мы вернулись в наш временный дом в Уоллинг-Милсе. В следующую субботу мы снова проповедовали для собравшихся в шатре. После моих вступительных слов у нас состоялась конференция, в ходе которой мы услышали прекрасные свидетельства. Несколько человек впервые в жизни соблюдали субботу. Я проповедовала в субботу после захода солнца и в воскресенье вечером.
Вся наша семья, кроме моего сына Эдсона, собралась в
[298]
горах. Мой муж и дети считали, что мне нужно отдохнуть, поскольку я сильно устала, почти непрерывно трудясь после лагерного собрания в Орегоне. Однако я испытывала большое желание посетить лагерные собрания на Востоке, особенно в штате Массачусетс. Я молилась о следующем: если воля Божья есть на то, чтобы я посетила эти собрания, мой муж согласился бы меня отпустить.
Вернувшись из города Боулдер, я нашла письмо от брата Хаскела, который просил нас обоих посетить лагерное собрание. Он также написал, что если мой муж не сможет приехать, то он хочет, чтобы я, по возможности, приехала одна. Я прочитала это письмо мужу и стала ждать, что он скажет. Помолчав несколько секунд, муж вымолвил: «Елена, тебе придется посетить лагерное собрание в Новой Англии». На следующий день мы упаковали багаж и в два часа ночи, в лунном сиянии, отправились на вокзал, а в половине седьмого сели на поезд. Путешествие было малоприятным, потому что у меня все время ныло сердце и я ужасно устала от невыносимой жары.
Собрания на Востоке
Приехав в Батл-Крик, мы узнали, что в воскресенье вечером запланирована моя проповедь в гигантской палатке, раскинутой на территории колледжа. Палатка была заполнена до предела, и я излила душу в искренних призывах к собравшимся.
Я провела дома очень короткое время, а затем в сопровождении сестры Мэри Смит Эбби и брата Фарнсворта продолжила путь на Восток. Когда мы прибыли в Бостон, я была истощена. Братья Вуд и Хаскел встретили нас на вокзале и препроводили в Бэллард Вейл, на место встречи. Наши старые друзья устроили нам такой теплый и радушный прием, что на какое-то время я забыла о своей усталости. В Массачусетсе стояла необычайная жара, она казалась еще более невыносимой после бодрящего горного климата Колорадо. Я начала проповедовать несмотря на сильную усталость, и Господь укрепил меня, чтобы я возвестила свое свидетельство. Мои слова, казалось, проникали до глубины души. На этом собрании
[299]
нужно было много трудиться. Со времени нашего последнего лагерного собрания появились новые церкви. Дорогие души приняли истину, и их нужно было вести к более глубокому и полному познанию практического благочестия. Господь дал мне легкость и свободу на время проповеди.
Однажды в ходе этого собрания я высказалась о необходимости экономить на одежде и предложила всем быть вообще экономными в расходовании средств. Существует опасность беспечно и безрассудно расходовать Божьи деньги. Молодые люди, помогающие проводить палаточные собрания, должны избегать ненужных расходов. По мере того как палатки возникают на новых полях и миссионерская работа расширяется, растут нужды дела Божьего, вследствие чего следует придерживаться самой жесткой бережливости и экономии в этом деле, не доводя ее, конечно, до скупости. Намного легче получать счета, чем оплачивать их. Можно вполне обойтись без многих приятных удобств и при этом не особенно страдать. Очень легко умножать счета за проживание в гостинице и дорожные расходы, которых можно избежать или сократить до минимума. Мы ездили в Калифорнию и обратно двенадцать раз, но не потратили ни одного доллара на еду в ресторанах или даже в вагоне-ресторане поезда. Мы возим еду с собой в корзинах. После трех дней пути многие продукты вянут или становятся не совсем свежими, но нашу нужду вполне восполняет горячее молоко или теплая овсяная каша.
В другой раз я проповедовала об истинном освящении, которое есть не что иное, как ежедневное умирание для своего «я» и ежедневное подчинение воле Божьей. Когда я находилась в Орегоне, мне было показано, что некоторым молодым церквам в Конференции Новой Англии угрожает опасность подвергнуться пагубному влиянию так называемого освящения. Некоторых это учение обманывает и вводит в заблуждение, тогда как другие, зная его пагубное влияние, осознают опасность и отворачиваются от него. Павел понимал освящение как постоянную борьбу с собой. Он писал: «Я каждый день умираю». Его воля и желания каждый день вступали в противоречие с долгом и волей Божьей. Вместо того чтобы следовать своим наклонностям, он исполнял волю Божью, как бы больно это ни было для распинаемой таким образом плоти.
[300]
Мы попросили выйти вперед тех, кто хочет принять крещение и кто впервые в жизни соблюдает субботу. На этот призыв откликнулись двадцать пять человек. Они поделились с собравшимися превосходными свидетельствами, и до окончания лагерного собрания двадцать два человека приняли крещение.
Нам было приятно встретить там наших старых друзей и друзей дела Божьего, с которыми мы познакомились тридцать лет назад. Наш многоуважаемый брат Гастингс сегодня так же глубоко интересуется истиной, как и тридцать лет назад. Нам было приятно вновь встретиться с сестрой Темпл и сестрой Коллинз из Дартмута, штат Массачусетс, а также с братом и сестрой Уилкинсон, принимавшими нас у себя дома более тридцати лет назад. Земное странствование некоторых из этих дорогих собратьев может вскоре окончиться, но если они пребудут верными до конца, то получат венец жизни.
Нас заинтересовал глухонемой брат Кимбал, который проводил миссионерскую работу среди глухонемых. Благодаря его неустанным трудам немало людей приняло истину. Мы встречаемся с этим верным братом на наших годичных лагерных собраниях и неизменно видим его в окружении нескольких новообращенных из числа гаухонемых. Некоторые из них слышат и стараются как можно подробнее стенографировать проповедь, а затем садятся в кругу своих глухонемых друзей и начинают читать и активно проповедовать на эту тему еще раз на языке жестов. Брат Кимбал умело пользовался доступными ему средствами для продвижения миссионерской работы и, таким образом, чтил Бога от имения своего.
Мы выехали из Бэллард Вейл во вторник утром, 3 сентября, чтобы посетить лагерное собрание в штате Мэн. Мы насладились тихим отдыхом в доме молодого брата Мортона, близ Портленда. Он и его добрая жена сделали наше пребывание у них очень приятным. Мы оказались на лагерной площадке Мэна еще до наступления субботы и были очень рады встретить там испытанных друзей дела Божьего. Некоторые из них все время стоят на своем посту, независимо от обстоятельств. Но есть так называемые христиане хорошей погоды. Когда все идет хорошо и согласуется с их чувствами, они пылки и ревностны, но когда находят тучи и им приходится сталкиваться с неприятными вещами, они ничего не говорят и не делают. Благословение Божье почило на деятельных тружениках, но те, кто ничего не делал, не получили той пользы от собрания, какую могли бы получить. Господь пребывал со
[301]
Своими служителями, которые добросовестно трудятся и проповедуют как на доктринальные, так и на практические темы. Нам очень хотелось, чтобы от этого собрания получили пользу многие, не засвидетельствовавшие об испытанных ими Божьих благословениях. Я жажду увидеть, как эти дорогие люди будут пользоваться своими высокими преимуществами.
Мы покинули лагерную площадку в понедельник совершенно изможденные. Мы запланировали посетить лагерные собрания в штатах Айова и Канзас. Мой муж написал мне, что встретит меня в Айове. Будучи не в силах посетить собрание в Вермонте, мы из Мэна сразу отправились в Южный Ланкастер. Мне было трудно дышать, и сердце все время болело. Я отдохнула в тихом и уютном доме сестры Харрис, которая сделала все, что смогла, чтобы помочь мне. В четверг вечером мы рискнули продолжить путешествие в Батл-Крик. Но при таком состоянии здоровья я не отважилась путешествовать слишком долго, поэтому мы остановились в Роме, штат Нью-Йорк, и в субботу я проповедовала для нашего народа. Присутствовало достаточно много народа.
В понедельник утром я посетила брата и сестру Айра Эбби в Брукфилде. Мы провели время в полезных беседах с этой семьей. Мы были сильно заинтересованы и переживали о том, чтобы они в конце концов одержали победу в христианском воинствовании и получили вечную жизнь. Мы страстно желали, чтобы брат Эбби преодолел свое разочарование, полностью положился на заслуги Христа, победил во внутренней борьбе и смог носить венец победителя в царстве славы.
Во вторник мы сели на поезд, отправлявшийся в Батл-Крик, и на следующий день приехали домой, где мне было приятно еще немного отдохнуть и полечиться в санатории. Я чувствовала себя счастливой от того, что могу пользоваться услугами этого прекрасного учреждения. Помощники оказались добрыми и внимательными и готовы были в любое время дня и ночи сделать максимум возможного, чтобы облегчить мои страдания.
В Батл-Крике
Общенациональное лагерное собрание проводилось в Батл-Крике со 2 по 14 октября. Это было самое большое собрание, когда-либо проводимое адвентистами седьмого дня. На
[302]
нем присутствовало более сорока служителей. Мы все были очень рады встретиться с пасторами Эндрюсом и Бордо, приехавшими из Европы, и пастором Лафборо, который трудился в Калифорнии. На этом собрании братья рассказывали об успехах дела Божьего в Европе, Калифорнии, Техасе, Алабаме, Вирджинии, Дакоте, Колорадо и во всех северных штатах от Мэна до Небраски.
Здесь я была счастлива снова объединиться с мужем в нашем общем деле. И хотя я сильно устала и страдала от тяжести в сердце. Господь дал мне силы проповедовать для нашего народа почти каждый день, а иногда и два раза в день. Мой муж трудился изо всех сил. Он присутствовал почти на всех деловых совещаниях и проповедовал почти каждый день в своей привычной прямой, убедительной манере. Я не думала, что у меня хватит сил выступать более двух или трех раз во время собрания, но по ходу собрания у меня прибывали силы. В нескольких случаях я стояла на ногах по четыре часа, приглашая людей выйти вперед для молитвы. Никогда еще я не ощущала более явственно и отчетливо особую помощь Бога, чем во время этого собрания. Несмотря на изнурительный труд, силы мои все время прибывали. И ради славы Божьей я хочу здесь констатировать тот факт, что по окончании того памятного собрания я чувствовала себя лучше, чем на протяжении последних шести месяцев.
В среду на второй неделе наших собраний мы небольшой группой объединились в молитве за сестру, страдавшую от отчаяния. Во время молитвы я почувствовала огромное благословение. Господь казался очень близко. Я была восхищена в видении и видела Божью славу, а также многое другое. Затем я пошла на собрание и, торжественно сознавая положение нашего народа, вкратце рассказала о том, что мне было показано. С того времени я записала некоторые из этих откровений в свидетельствах к отдельным личностям, в призывах к служителям и в разных других статьях, опубликованных в данном томе.
Это были необычайно торжественные и сильные собрания, вызвавшие глубочайший интерес. Некоторые сотрудники нашего издательства получили обличения, обратились в истину и возвестили ясные и разумные свидетельства. Безбожники убеждались в истине и вставали под знамя Князя Еммануила. На этом собрании была одержана решительная победа во имя Христа. До его окончания сто двенадцать человек приняли крещение.
На следующей неделе после окончания этого небывалого по масштабам лагерного собрания мне пришлось трудиться
[303]
еще больше, чем во время него. Я проповедовала, молилась и писала свидетельства. Каждый день мы проводили два или три собрания для наших служителей. Они были чрезвычайно интересными и важными. Те, кто возвещает нашу весть миру, должны каждый день иметь свежий опыт в познании Бога и быть в полном смысле этого слова обращенными людьми, освященными истиной, которую они проповедуют другим, и представлять Христа своей жизнью. Только тогда и ни минутой раньше они добьются успеха в своем труде. Были предприняты самые энергичные усилия, чтобы сблизиться с Богом посредством исповедания грехов, смирения души и молитвы. Многие сказали, что они как никогда раньше поняли и почувствовали важность своей работы в качестве служителей Христа. Некоторые глубоко осознали величие работы и свою ответственность перед Богом, но мы жаждали увидеть еще более яркое явление Духа Божьего. Я знала: когда мы полностью расчистим путь. Дух Божий сойдет во всей силе, как в день Пятидесятницы. Но многие были настолько далеки от Бога, что не знали, как упражняться в вере.
В призывах к служителям, напечатанных в этом свидетельстве, более полно выражено то, что Бог показал мне относительно их малоутешительного состояния и их высоких преимуществ.
Лагерные собрания в Канзасе
В сопровождении дочери Эммы я покинула Батл-Крик 23 октября и отправилась на лагерное собрание в Канзас. В Топеке, штат Канзас, мы пересели с поезда на частный дилижанс и проехали двенадцать миль до Ричленда, места нашего собрания. Мы обнаружили, что палатки раскинуты в роще. Поскольку это было необычно позднее время для лагерного собрания, устроители предусмотрели все необходимое на случай похолодания. На территории было раскинуто семнадцать палаток, не считая большого шатра, в котором разместились несколько семей, и в каждой палатке была плита.
В субботу утром пошел снег, но ни одно собрание не было отменено или перенесено. Снежный покров достигал в толщину трех сантиметров, и дул пронизывающий и холодный ветер. Женщины с маленькими детьми сгрудились вокруг плит. Было весьма трогательно видеть сто пятьдесят человек,
[304]
собравшихся в таких погодных условиях ради духовного общения. Некоторые семьи ехали по двести миль на частных дилижансах. Все алкали слова жизни и жаждали воды спасения.
Пастор Хаскел проповедовал в пятницу после обеда и вечером. В субботу утром я почувствовала свой долг сказать несколько ободряющих слов всем, кто предпринял такие усилия, чтобы посетить собрание. В воскресенье после обеда на улице собралось много народа, учитывая, что лагерь находился далеко от основных путей сообщения.
В понедельник утром я проповедовала по третьей главе Книги пророка Малахии. Затем мы призвали выйти вперед тех, кто хочет быть христианином и кто еще не уверен в том, что Бог его принял. Около тридцати человек вышли на этот призыв. Часть из них впервые взыскали Господа, и некоторые члены других церквей принимали истину о субботе. Мы всем предоставили возможность высказаться, и Дух Божий, Дух свободы присутствовал на нашем собрании. После того как была вознесена молитва обо всех, кто вышел вперед, состоялась беседа с кандидатами на крещение, и шесть человек крестились.
Я была рада услышать, как пастор Хаскел говорит людям, что каждой семье необходимо иметь дома хорошую духовную литературу и особенно первые три тома. Духа пророчества и четыре тома Свидетельств. Эти книги могут читать вслух члены семьи во время длинных зимних вечеров, чтобы вся семья получала наставление. Затем я говорила о важности правильного воспитания и дисциплинирования детей. Самое убедительное доказательство силы христианства, которое только может быть дано миру, это хорошо организованная, дисциплинированная семья. Она будет свидетельствовать в пользу истины, как ничто другое, ибо это живое свидетельство практического влияния истины на сердце.
Во вторник утром собрание закончилось, и мы с моей дочерью Эммой, пастором Хаскелом и братом Стувером поехали в Топеку и там сели на поезд до Шермана, штат Канзас, где предстояло провести еще одно лагерное собрание. Оно было полезньм и интересным, хотя показалось небольшим в сравнении с общим сбором рассеянных чад Божьих. Некоторые
[305]
приехали туда из Южного Канзаса, Арканзаса, Кентукки, Миссури, Небраски и Теннесси. На этом собрании ко мне присоединился мой муж, и оттуда мы вместе с пастором Хаскелом и моей дочерью отправились в Даллас, штат Техас.
Приезд в Техас
В четверг мы поехали к брату Макдерману в Гранд Прэри. Здесь наша невестка встретилась со своими родителями, а также с братом и сестрой, которые находились при смерти от лихорадки, свирепствовавшей в штате в прошлом сезоне. Мы получили большое удовольствие от того, что смогли послужить нуждам этой страдающей семьи, в прошлые годы щедро помогавшей нам в наших скорбях.
Когда они слегка поправились, мы уехали от них, чтобы посетить запланированное лагерное собрание. Эта встреча прошла с 12 по 19 ноября. Вначале погода стояла превосходная, но вскоре начался дождь, который вместе с сильным ветром помешал приехать на лагерную площадку людям, живущим в окрестностях. Мы были рады встретить там наших старых друзей — пастора Р. М. Килгора и его жену. И мы были чрезвычайно рады увидеть на территории лагеря большую группу братьев интеллигентного вида. Какие бы предрассудки ни существовали относительно людей, живущих на Севере, ничего подобного не было замечено у этих дорогих братьев и сестер.
Никто еще не принимал мое свидетельство так охотно и радушно, как эти люди. Мне было крайне интересно узнать о работе в великом штате Техас. Сатана всегда ставил перед собой цель занять все важные поля, и он никогда не проявлял большей активности, чем в то время, когда истина начала проповедоваться в этом штате. Для меня это лучшее доказательство того, что здесь должна быть проделана большая работа.
[306]