Глава VII. Честность в сделках

Брат Г., в последнем видении мне было показано твое дело. Я видела, что ты любишь истину, которую исповедуешь, но не освящаешься ею. Ты разрываешься между служением Богу и служением маммоне. Эта раздвоенность мешает тебе быть миссионером для Бога. Хотя на словах ты служишь делу Божьему, своекорыстие осквернило твою работу и сильно подорвало твое влияние. Бог не мог сотрудничать с тобой, потому что твое сердце было неправо перед Ним.

На словах ты глубоко заинтересован в истине, но когда нужно подтвердить свою веру делами, тебе многого не хватает. Ты не представляешь нашу веру в правильном свете. Своим ярко выраженным корыстолюбием ты повредил делу Божьему, а твоя склонность торговаться и пререкаться не шла тебе на пользу и не содействовала духовному оздоровлению тех, с кем ты соприкасался. Ты ловок в торговле и часто пытаешься обхитрить ближних. С помощью своеобразной тактичности ты всегда добиваешься наилучших результатов в сделках, думая больше о своих интересах, чем об интересах партнеров. Если ты видишь, что человек обманывается, но тебе это выгодно, то не пытаешься разубедить его. Это означает неисполнение золотого правила, ибо ты не поступаешь с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Занимаясь миссионерской работой, ты вместе с тем занимаешься коммерцией, ибо не в силах совладать со своей склонностью к махинациям. Но эти два дела совершенно не сочетаются. Тебе следует избрать либо одно, либо другое. «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему

[351]

последуйте» (3 Цар. 18:21). «Изберите себе ныне, кому служить» (Ис. Нав. 24:15). Бог не примет твоих трудов литературного евангелиста, если ты будешь думать о том, как бы тебе обогатиться. Тебе угрожает опасность считать, что благочестие служит для прибытка. Искуситель будет предлагать тебе лестные и заманчивые стимулы, чтобы очаровать тебя и заставить заниматься махинациями, губящими твою духовность.

Мир, ангелы и люди смотрят на тебя, как на жулика и ловкого дельца, который думает только о своих интересах и стремится разбогатеть, но которому нет дела до благополучия своих партнеров. В твоей деловой жизни присутствует жила нечистоплотности, она пачкает твою душу, низводит на нет твой духовный опыт и препятствует твоему возрастанию в благодати. Ты наблюдаешь своим наметанным глазом опытного дельца, выжидая наиболее благоприятный момент для заключения сделки. Эта склонность к махинациям стала твоей второй натурой, и ты не понимаешь и не сознаешь, какое зло совершаешь.

Если ты будешь честно и без лукавства заниматься бизнесом, заботясь об интересах партнеров так же, как о своих собственных, то в этом не будет греха, однако Господь хотел бы принять твое служение, использовать твои способности, твою проницательность в деле спасения душ, если бы только ты был освящен через истину. Похоть очей и любостяжание враждуют с Духом. Устоявшиеся привычки и культура, прививавшаяся годами, наложили свой уродливый отпечаток на твой характер и сделали тебя непригодным для Божьего дела. В тебе живет неугасимое и страстное желание заниматься коммерцией. Если бы это желание было освящено и направлено на служение Богу, то из тебя получился бы ревностный и настойчивый работник для Господа, но поскольку ты злоупотребляешь этой способностью, то подвергаешь опасности свою душу, и окружающим также грозит опасность погибнуть из-за твоего недоброго влияния.

Иногда твой разум и совесть протестуют против твоего же доведения, и ты чувствуешь себя неуютно. Твоя душа стремится к святости, желая иметь верное основание на будущее; в такие минуты шум и гам этого мира кажутся тебе весьма отталкивающими. Ты отрекаешься от мира и начинаешь взращивать в себе Дух Божий. Но затем твои мирские наклонности снова берут верх и подавляют все более возвышенные устремления.

[352]

Ты, безусловно, столкнешься с нападками сатаны, и тебе следует заранее подготовиться к тому, чтобы твердо противостоять собственным наклонностям.

Когда апостол Павел был заточен в сырую и смрадную темницу, он, страдая от физических немощей, страстно желал увидеть Тимофея, своего сына по Евангелию, чтобы оставить ему свое предсмертное завещание. У апостола не было надежды на освобождение из тюрьмы, и он предполагал, что закончит там свою жизнь. Сердце нечестивого Нерона было полностью предано сатане, и по одному его слову или кивку головы жизнь апостола могла оборваться. Павел настаивал на том, чтобы Тимофей как можно скорее пришел к нему, поскольку он опасался, что Тимофей придет слишком поздно и не успеет принять последнее .свидетельство из его уст. Поэтому апостол пересказал слова, предназначенные Тимофею, одному из своих соработников, которому позволили быть спутником Павла в его узах. Этот верный помощник записал предсмертное завещание Павла, небольшую часть которого мы здесь процитируем:

«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто

[353]

и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 6:9-12, 17-19; 2 Тим.2:2-5). Человек может быть алчным, но оправдывать себя тем, что он трудится для дела Божьего; однако он потеряет свою награду, потому что Богу не нужны деньги, заработанные ценой лукавства или даже самой незначительной нечестности.

Павел далее просит Тимофея: «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2 Тим. 4:9, 10). Эти слова, продиктованные Павлом перед его смертью, были записаны Лукой для нашего назидания и предостережения.

Христос, уча Своих учеников, сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1, 2). Пребывающий в единстве со Христом, питающийся соком Лозы будет творить дела Христа. Любовь Христа должна пребывать в нем, иначе он не сможет оставаться на Лозе. В первую очередь любовь к Богу, а затем уже любовь к ближнему, равная любви к себе, — вот основание истинной религии.

Христос спрашивает у каждого, кто исповедует Его имя: «Любишь ли ты Меня?» Если ты любишь Иисуса, то будешь любить и души, за которые Он умер. Человек может внешне выглядеть не лучшим образом, ему может многого недоставать, но если за ним закрепилась репутации неподкупной честности, то он завоюет доверие окружающих. Любовь к истине, надежность и доверие, которое ему могут оказывать другие люди, устраняют или затмевают все неприятные черты его характера. Надежность на своем месте и в своем призвании, готовность проявить самоотречение ради блага других обеспечат тебе внутренний мир и благоволение Бога.

[354]

У тех, кто идет по следам своего самоотверженного, самопожертвенного Искупителя, будут те же мысли, что и у Христа. Чистота и любовь Христа просияют в их повседневной жизни и характере, а кротость и истина будут оберегать их путь. Каждую плодоносную ветвь обрезывают, чтобы она приносила еще больше плодов. Даже на плодоносных ветвях может оказаться слишком много листвы, и они могут производить ложное впечатление, вводя людей в заблуждение. Последователи Христа могут выполнять какую-то работу для Господа, но вместе с тем не делать и половины того, что они в состоянии исполнить. Тогда Он обрезывает их, потому что в их жизни появляется гордость, самоугождение и любовь к миру. Виноградарь купирует нежелательные, ненужные усики и отростки у лозы, чтобы они не подбирали с земли всякую грязь, и, таким образом, делает лозы еще более плодовитыми. Всякие ненужные дела нужно убрать из своей жизни и отрубить бесполезные отростки, освобождая место для целительных лучей Солнца правды.

Бог через Христа дал падшему человеку еще одно испытание, еще одну возможность. Многие люди не понимают, для чего они созданы. Бог сотворил их не для того, чтобы они прославляли себя и жили для собственного удовольствия, но чтобы служили благословением для ближних и прославляли Бога. Бог постоянно обрезывает Своих детей, обрубает ненужные, создающие тень отростки и ветви, чтобы они приносили во славу Его плод, а не одни только листья. Бог обрезывает нас, посылая нам скорби, разочарования и страдания с целью воспрепятствовать росту неблагоприятных, несвятых черт характера и дать возможность развиваться лучшим, более благородным свойствам. Идолы должны быть оставлены, совесть должна стать более чуткой, сердечные размышления должны быть духовными, а весь характер должен стать полноценным и гармоничным. Желающие воистину прославлять Бога будут благодарны Ему за разоблачение каждого идола и каждого греха, живущего в сердце, за то, что им предоставляется возможность лучше понять себя, свои пороки и избавиться от них. Но человек с раздвоенным сердцем будет стремиться скорее угождать себе, чем жертвовать своими пристрастиями. . Сухая на первый взгляд ветвь, привитая к живой лозе, становится ее частью. Она постепенно, клетка за клеткой, прирастает к материнской лозе, пока не начинает получать от нее жизнь и питание. Привитая ветвь пускает почки, расцветает и производит плод. Душа, мертвая по преступлениям и грехам, должна пережить нечто подобное, чтобы примириться с

[355]

Богом и стать соучастницей жизни и радости Христа. Как привитый черенок получает жизнь, полностью прирастая к лозе, так и грешник становится причастником Божеского естества, когда соединяется со Христом. Ограниченный человек соединяется с безграничным Богом. Когда происходит такое соединение, слова Христа пребывают в нас и мы приводимся в действие не эмоциональными порывами, а живым, постоянным принципом. Над словами Христа необходимо размышлять, их нужно лелеять в сердце, чтобы они воцарились на престоле. Нельзя повторять их бездумно и неосмысленно, подобно попугаю, так как в этом случае они не останутся в памяти и не окажут влияния на сердце и жизнь.

Как ветвь должна пребывать на лозе, чтобы получать от нее сок жизни, помогающий ей расцвести, так и любящие Бога и соблюдающие все Его слова должны пребывать в Его любви. Без Христа мы не сможем победить ни одного греха и не сможем преодолеть даже самое слабое искушение. Многие также сильно нуждаются в Духе и силе Христа, ибо только они способны просветить их разум, как и слепой Вартимей нуждался в буквальном зрении. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Все, кто воистину пребывают во Христе, испытают благословение от такого союза. Отец принимает их в Возлюбленном, и они становятся объектом Его трогательной и нежной заботы и любви. Эта связь со Христом будет способствовать очищению сердца, благоразумной жизни и непорочному характеру. Плод, созревающий на христианском дереве, характеризуется как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).

Мой брат, тебе нужна тесная связь с Богом. У тебя есть черты характера, в которых виноват ты сам. Ты неправильно используешь свои силы. Бог не может одобрить твоего поведения. Ты довольствуешься мерками мирских людей, но не теми, которые Христос нам дал в Своей жизни. Ты смотришь на все глазами мира и оцениваешь все вещи своим неосвященным суждением. Твоя душа должна освободиться от оскверняющего влияния мира сего. Ради получения так называемой прибыли, которая в глазах Бога квалифицируется как убыток, ты многократно отступал от абсолютной порядочности.

[356]

Всякий раз, лукавя в сделках, ты снижаешь ценность своей небесной награды, если ты вообще ее когда-нибудь получишь. Каждый человек получит награду по делам своим.

Тебе нельзя терять время, а, напротив, следует прилежно трудиться, чтобы изжить ярко выраженные отрицательные черты своего характера, ибо, если им потворствовать, они закроют для тебя двери славы. Ты не можешь позволить себе потерять вечность, поэтому тебе уже сейчас нужно решительно изменить свои слова и поступки, победить алчность и повернуть помыслы в русло освященной истины. Короче говоря, тебе необходимо преобразиться. Тогда Бог примет твои труды на Его ниве. Ты должен стать человеком такой неподкупной честности, чтобы никакая любовь к наживе не совратила тебя и никакое искушение не одолело тебя. Господь требует от всех исповедующих Его имя строго придерживаться истины. Это будет как соль, которая не теряет своей силы, и как свет среди нравственной тьмы и обмана этого мира.

«Вы — свет мира», — говорит Христос. Те, кто воистину соединены с Богом, будут спасительной силой в церкви и в мире, потому что они отражают небесный свет; благоухание добрых дел и праведных поступков создаст им хорошую репутацию даже среди тех, кто не разделяет нашей веры. Боящиеся Бога будут уважать и чтить такой характер; и даже враги нашей веры, когда видят дух и жизнь Христа, проявляющиеся в их повседневных делах, будут прославлять Бога, Источник их силы и славы.

Мой брат, ты должен был по-настоящему обратиться к истине еще много лет назад и полностью отдать себя на дело Божье. Драгоценные годы, самые лучшие для приобретения богатых опытов в Божественных истинах и в практическом труде на ниве Его, уже потеряны. Сейчас ты был бы способен учить других, но сам пока что еще не достиг совершенного познания истины. Ты должен был бы сейчас знать истину практически, наличном опыте и иметь все необходимые качества, чтобы нести миру весть предостережения. Дело Божье почти полностью лишилось твоих услуг из-за твоей раздвоенности. Ты планировал и занимался интригами, покупал и продавал, пекся о столах.

Мирской туман заволок тебе глаза и исказил твое

[357]

восприятие, поэтому твои жалкие потуги на ниве Божьей — неприемлемая жертва для Господа. Если бы ты подавил в себе свою склонность к коммерции и стал бы трудиться в противоположном направлении, ты был бы сейчас богат Божественными познаниями и имел бы обширный духовный кругозор, а так ты только теряешь духовную силу и наносишь ущерб своей духовной жизни.

Иметь общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом значит очищаться, облагораживаться и быть причастником радостей, неизреченных и преславных. Пища, одежда, богатство и положение в обществе имеют какую-то ценность, и у них есть свое место, но держать постоянную связь с Богом и быть причастником Его Божеского естества — это бесценное сокровище. Наша жизнь должна быть сокрыта со Христом в Боге, и хотя «еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется…», т. е. «явится Христос, жизнь наша» (см. Кол. 3:4), «будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (2 Ин. 3:2). Царственное достоинство христианского характера будет сиять, как солнце, и лучи света от лица Христова будут отражаться на тех, кто очищает себя, так как Он чист. Преимущество быть сынами и дщерми Божьими стоит очень недорого, даже если ради этого нам придется пожертвовать всем, в том числе и самой жизнью.

Мой дорогой брат, тебе необходимо поставить цель стать человеком по сердцу Божьему. Если другие говорят и делают то, что не соответствует христианским нормам, то для тебя так говорить и делать — непростительно. Ты должен будешь предстоять перед Судьей всей земли не для того, чтобы нести ответственность за кого-то, но чтобы отвечать за себя. На нас лежит личная ответственность, и никакие изъяны человеческого характера не могут даже в малейшей степени оправдать нашу вину, ибо Христос, живя непорочной жизнью, дал нам в Своем характере совершенный образец.

Особенно упорно и настойчиво враг душ нападает на истину, которую мы исповедуем, и любой отход от правды навлекает на нее бесчестие. Главная наша опасность состоит в том, что мы отвлекаемся в мыслях от Христа. Имя Иисуса имеет силу отгонять искушения сатаны и поднимает для нас знамя против него. До тех пор пока душа непоколебимо верит

[358]

и уповает на добродетель и силу искупления, она будет держаться принципа твердо, как скала, и все силы сатаны и его ангелов не смогут поколебать ее честности. Истина, как она есть во Христе Иисусе, подобна огненной стене и ограждает душу, тянущуюся к Нему. Мы будем подвергаться многочисленным искушениям, ибо они должны проверить нашу приверженность Христу во время нашего земного испытательного срока. Это очищающий процесс, он выявляет, что у нас на сердце. Нет греха в том, что у нас появляются искушения; грех возникает лишь тогда, когда мы уступаем им.

Если бы ты так же развивал свои способности и мастерство в деле спасения душ и распространения истины среди находящихся во мраке, как делал это, приобретая и умножая свое земное состояние, то имел бы много звезд в венце своей радости в царстве славы. Лишь немногие проявляют такую же ревность в служении Богу, какую они демонстрируют, служа своим земным интересам. Имея решительность и целеустремленность, всегда можно добиться желаемой цели. Многие не считают, что в деле Божьем нужно быть таким же щепетильным, собранным и совершенным, как в своих земных делах. Разум и сердце исповедующих истину должны быть очищенными, возвышенными, благородными и духовными. Дело воспитания разума для этой великой и важной работы находится в ужасном пренебрежении. Божье дело совершается халатно, небрежно, кое-как, потому что оно часто отдается на откуп капризам и чувствам, вместо того чтобы руководствоваться святыми принципами и устремлениями.

Есть величайшая необходимость в том, чтобы мужчины и женщины, знающие волю Божью, научились успешно трудиться на ниве Божьей. Они должны иметь хорошие манеры, развитый ум; не внешний напускной лоск и не жеманное притворство, свойственное мирским людям, но истинную небесную утонченность и любезность, которая заметна в каждом христианине, если он становится причастником Божеского естества. Отсутствие истинного достоинства и христианской утонченности среди соблюдающих субботу свидетельствует не в нашу пользу как народа и делает отталкивающей истину, которую мы исповедуем. Работу воспитания своего ума и развития хороших манер можно довести до конца. Если исповедующие

[359]

истину сегодня не используют своих преимуществ и возможностей, чтобы возрастать в меру полного возраста мужчин и женщин во Христе Иисусе, они не станут украшением для дела истины и для Христа.

Если бы ты, брат мой, так же добросовестно изучал Священное Писание, как стремишься к получению прибыли, то был бы сейчас сведущ в Слове Божьем и мог учить других. Ты сам виноват в том, что не способен преподавать истину другим. Ты не развивал в себе тех способностей, которые сделали бы тебя разумным, успешным, духовным тружеником для своего Господа. Но ты столь много упражнялся в таких качествах, как стяжательство и изворотливость в земных делах, что твой ум развивался в основном в направлении купли-продажи и достижения наилучших результатов в сделках. Вместо того чтобы укреплять доверие к себе со стороны братьев, сестер и друзей, как подобает человеку, обладающему истинным благородством характера, возвышающим его над мелочными и алчными людьми, ты заставляешь их опасаться тебя. Свою религию и веру ты использовал для того, чтобы создать себе между братьями репутацию человека, который не упустит своего и из любого дела извлечет прибыль. Ты практиковался в этом так часто, что это стало твоей второй натурой, и ты не отдаешь себе отчета, в каком виде твое поведение предстает в глазах других людей. Истинное благочестие должно характеризовать всю твою жизнь в будущем, если ты хочешь нейтрализовать то влияние, которое оказывал до сих пор, отвращая людей от Христа и истины.

Тебе нужно изменить свое отношение к Богу и ближним. В Нагорной проповеди Искупитель мира дал такое наставление: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» {Мф. 7:12). Эти слова чрезвычайно ценны для нас и являются золотым правилом, которым следует измерять свое поведение. Вот истинное правило честности, в нем заключено очень многое. Оно от нас требует, чтобы мы обращались с нашими ближними так, как хотим, чтобы они поступали с нами, окажись мы в сходных с ними обстоятельствах.

Плано, штат Техас, 24 ноября 1878 года

[360]