Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 4
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 21064 Все тексты автора Елена Уайт
Глава XII. Любовь к миру
Дорогие братья и сестры из N., вы живете на плодородной, прекрасной земле, по которой рука Божьего провидения щедро разбросала дары и всякое добро. Но если не использовать мудро эти благословения, они превратятся в проклятия. Некоторые из вас пресыщены заботами житейскими и опьянены духом мира. Вы находитесь в опасном положении, и это в первую очередь относится к вашей молодежи. Родители не поддерживали тесной связи с Богом, чтобы в Его Духе и силе разумно трудиться над обращением своих детей. Одними только разговорами их не обратишь; зачастую необходимо прибегать к обличению и дисциплинарным мерам, но в этом отношении обличители иногда заходят слишком далеко, особенно когда в их жизни не наблюдается практического благочестия.
Наши слова и поступки — суть плод, который мы приносим. Посвященная Богу жизнь — это каждодневная, живая проповедь. Но внутреннее благочестие и истинная преданность быстро уступают место внешним формам. Церковь в N. весьма нуждается в чистом и непорочном благочестии. Ее
[610]
членам нужно приблизиться к Богу и сделать это своей личной целью. Никто не может быть спасен по доверенности, но каждому человеку необходимо со страхом и трепетом совершать свое спасение. У сатаны намного больше власти над некоторыми людьми, исповедующими истину, чем они сами это сознают. Вместо Христа в их сердцах царит себялюбие. Своеволие, корысть, зависть и гордость изгоняют Бога из сердца.
Любовь Божья должна глубоко проникнуть в душу — иначе плоды праведности не проявятся. Небезопасно потакать тщеславию и гордости, властолюбию или любостяжанию. Худший вид эгоизма — это раздражение, критика и жалобы на своих подчиненных, которые не могут вам перечить, поскольку вы облечены властью. Именно эгоизм приводит к разногласиям в семьях и в церкви. Людям с нехристианским сердцем кажется, что они видят у других серьезные недостатки, хотя на самом деле таких недостатков не существует. Они рассуждают о всяких мелочах и пустяках до тех пор, пока не раздувают их до огромных размеров. Бог поручил Своим последователям самим улаживать мелкие недоразумения, кому-то кажущиеся невероятно ужасными. Не допускайте, чтобы эти неприятные разногласия усиливались в церкви до тех пор, пока они не превратятся в горький корень, от которого осквернятся многие. Когда Христос живет в сердце, оно будет настолько смягчено и покорено любовью к Богу и человеку, что в нем не останется места раздражительности, придиркам и соперничеству. Религия Христа, живущая в сердце, поможет человеку одержать полную победу над теми страстями, которые стремятся занять господствующее положение.
Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (необходимое) приложится вам» (Мф. 6:33). Это обетование никогда не подведет. Мы никогда не сможем иметь Божьего благоволения, если не выполним условия, на которых оно даруется. Но если мы именно так и будем поступать, к нам придут тот покой, довольство и мудрость, которые мир никогда не сможет ни дать, ни отнять у нас. Если вы как церковь хотите получить обильные благословения Божьи, каждый из вас должен сделать Его первым и последним и лучшим во всех своих задумках, планах и делах. Послушание Богу — вот главный долг христианина. Смиренный ум и благодарное сердце поднимут нас над мелочными и серьезными трудностями и переживаниями. Чем меньше рвения, усердия
[611]
и бдительности мы проявляем в служении Господу, тем больше сосредоточиваемся на себе, и каждый небольшой холмик вырастает в наших глазах в огромную непреодолимую гору затруднений. Мы будем чувствовать себя оскорбленными даже тогда, когда никто и не думал нас обижать.
Моисей стал сильным в Боге, когда на него было возложено бремя за дело Божье. Он долгие годы пас стада у своего тестя Иофора, и это занятие стало для него ценным опытом, научившим его подлинному смирению. Но Божий призыв застал Моисея, как он застает и нас, неготовым, колеблющимся, нерешительным и неуверенным в своих силах. Повеление освободить Израиль из рабства казалось непосильной ношей, но в страхе Божьем Моисей принял поручение. Обратите внимание на результат: Моисей не опустил эту работу до уровня собственной некомпетентности, но в силе Божьей приложил максимум усилий, чтобы поднять и освятить себя до уровня той священной миссии, которая была ему поручена.
Моисей никогда бы не подготовился к выполнению своей ответственной работы, если бы ждал, когда Бог все сделает за него. Свет небесный будет дан тем, кто испытывает потребность в нем и отыскивает его, как скрытое сокровище. Но если мы опускаемся до состояния вялости и бездействия и позволяем сатане властвовать над нами, Бог не пошлет нам Своего вдохновения. Если мы не начнем максимально использовать те способности, которые Он нам дал, то навсегда останемся слабыми и неумелыми. Если мы хотим приготовиться к работе, которую Бог желает нам доверить, нам нужно много молиться и использовать все наши умственные способности. Многие так и не достигают того положения, которое могли бы занять, ибо ожидают, что Бог сделает за них то, что они могут сделать сами для себя Его силой. Все, кто хочет приносить пользу в этой жизни, должны подчиниться самой суровой умственной и нравственной дисциплине, и только после этого Бог поможет им, объединив Свою Божественную силу с их человеческими усилиями.
Многие в N. потерпят неудачу, потому что не идут в ногу с делом Божьим и не представляют надлежащим образом в повседневной жизни освящение истины. Они не стремятся, подобно Моисею, поднять свою жизнь на более высокий духовный уровень. Если бы они это сделали, то сегодня к ним присоединились бы многие, радуясь в истине. Ужасно уводить
[612]
души от Христа своей неосвященной жизнью. Наша религия должна быть не просто религией ума. Она должна затронуть сердце, и лишь тогда она исправит всю нашу жизнь. Вредные привычки нельзя изжить одним-единственным усилием. Свое «я» можно победить только в длительной и суровой борьбе. Каждому члену Церкви необходимо заняться самовоспитанием и удалить хлам, лежащий у дверей сердца, чтобы целеустремленно служить Богу, украшая свое исповедание хорошо организованной жизнью и благочестивой речью. Только тогда и ни часом раньше они смогут обучать грешников истине и завоевывать души для Христа.
В этой церкви есть люди, уверенные, что имеют право преподавать истину другим, хотя в собственных семьях раздражаются, выходят из себя и ко всему придираются. Таковые сами нуждаются в наставлении до тех пор, пока не научатся быть терпеливыми, богобоязненными людьми в своем доме. Им необходимо усвоить начатки истинной религии. Им нужно серьезно взыскать Бога всей душой, ибо они являются бичом для своих семей и подобны опустошительному граду, который подавляет и губит собратьев. Эти братья недостойны называться мужьями (в английском языке слово муж означает также «домашние узы». — примеч. пер.), потому что они не связывают свои семьи узами христианской любви, сочувствия и подлинного достоинства богобоязненной жизни и христианского характера.
Торжественная, священная истина — испытующая весть, данная нам Богом для возвещения ее миру, накладывает на каждого из нас серьезнейшее обязательство таким образом преобразовать свою повседневную жизнь и характер, чтобы мы ощущали силу истины. Нам следует все время чувствовать: время коротко, и вскоре должны произойти ужасные события, предсказанные в пророчестве. Только лишь потому, что истины не становятся для нас реальностью, наша жизнь так резко отличается от той истины, которую мы исповедуем. Многие зарывают в землю таланты, которые следует вкладывать туда, где они будут умножены, а затем возвращены Богу, когда Он скажет: «Дай отчет в твоем управлении». Моисей стал великим деятелем, потому что использовал свои таланты в деле Божьем; вот почему его таланты умножились. Он стал красноречивым, терпеливым, уверенным в себе и достаточно компетентным, чтобы совершить величайшее дело,
[613]
когда-либо доверенное смертному человеку. Такие чудесные перемены происходят в характере человека, когда он от всего сердца посвящает себя на служение Богу и слушает Его голос, дабы повиноваться ему.
Охотное послушание Божьим требованиям придает жизненную энергию и бодрость душе. Работа, такая же долговечная, как солнце, совершается как для самого труженика, так и для тех, на кого он работает. Какой бы скромный пост ни занимал данный человек, работа, которую он выполняет на своем месте, будет приемлема для Бога.
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи'», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:21- 27).
Причина, по которой наши люди утратили силы, заключается в том, что они исповедуют истину, но не живут по ней. У них мало веры и мало доверия Богу. Лишь немногие берут на себя тяжелую нагрузку в деле Божьем. Господь претендует на их умственную и физическую силу, но они слишком часто утаивают ее от Бога и отдают миру. Служение Богу у них отодвигается на второй план, а мирским делам они уделяют основное внимание. Таким образом, второстепенные вещи становятся главными, а к Божьим требованиям, к духовному и вечному люди относятся равнодушно, как к чему-то такому,
[614]
чем можно заняться по желанию, а затем бросить, когда надоест. Если бы мысли людей сосредоточились на Боге и истина оказывала освящающее влияние на сердца, их «я» сокрылось бы во Христе. Если мы понимаем важность истины, в которую на словах веруем, то должны почувствовать, что на нас возложена священная миссия и ответственность, влекущая за собой вечные последствия. Все земные интересы подчинятся этому главному.
Братья, живущие в N., вы не понимаете своего долга перед Богом и не осознаете важности той индивидуальной работы, которую Он поручил вам выполнять для Него. Вы усвоили теорию истины, но не ощутили в душе ее силу. Бесплодная смоковница выставила перед небом свои обманчивые ветви, но когда Спаситель начал искать на ней плоды, то ничего, кроме листьев. Он не обнаружил. Если в душе каждого из вас в отдельности и в церкви в целом не произойдет основательных перемен, проклятие Божье постигнет вас так же верно и неизбежно, как оно постигло бесплодную смоковницу.
У членов церкви в N. есть таланты и способности, которые могли бы весьма пригодиться, если бы использовались правильно и по назначению. Слабый может стать сильным, робкий — храбрым, нерешительный — уверенным и твердым, если они поймут, что Бог считает их людьми достаточно важными и влиятельными и готов принять их труд.
Члены этой церкви должны понять одно — Бог желает видеть их тружениками на Своей ниве в любом качестве. Если они не изменят своего поведения, то некоторые из них окажутся в том же положении, что и фарисеи, когда Христос обратился к ним со словами: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Многие чувствуют себя в безопасности, потому что исповедуют истину. Однако она не оказывает освящающего влияния на их сердца, и люди не возрастают в духовной жизни.
Братья, хотя вы как народ претендуете на то, что у вас намного больше света, чем у других конфессий, ваши дела не соответствуют вашему исповеданию. Многие, пребывавшие во тьме заблуждения, с радостью принимают истину, когда она открывается их пониманию. Хотя такие люди долгие годы жили во грехе, тем не менее, когда они приходят к Богу с покаянием и с сознанием собственной греховности. Он принимает их. Эти люди находятся в более благоприятных для
[615]
совершенствования христианского характера условиях, чем те, кто имел большой свет, но не использовал его. Мужчины и женщины остаются во тьме потому, что не хотят использовать свет и дарованные им возможности. Христос ненавидит всякое суетное притворство. Когда Он жил на земле, то всегда нежно обращался с кающимися, даже если это были закоренелые грешники, но резко порицал любое лицемерие.
Бог поручает каждому человеку определенное дело, и никто не может сделать эту работу за него. О, если бы каждый из вас приложил к очам глазную мазь, чтобы увидеть недостатки своего характера и понять, как Бог расценивает вашу любовь к миру, вытесняющую из сердца любовь к Нему. Ничто не сделает вас такими сильными, не даст вам такого душевного благородства и уверенности в себе в самом хорошем смысле, как чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание того, что вы — соработники у Бога в совершении добра и спасении душ.
Сын Божий пришел в наш мир и оставил пример совершенной жизни. Он пожертвовал Собой ради того, чтобы в будущем испытать радость при виде душ, вырванных из смертельных объятий сатаны и спасенных для Царства Божьего. «Идите за Мной», — повелел Христос Своим ученикам. Все, кто подражает Его примеру, будут участвовать в Божественной работе совершения добра и в конечном итоге войдут в радость Господина своего.
Сегодня на земле живет много людей самых скромных профессий, к которым Господь мог бы обратиться, как некогда к Аврааму: «Друг Божий». Эти люди одобряют то, что Бог одобряет, и осуждают то, что Он осуждает. В их присутствии даже грешник ощущает благоговение и ведет себя сдержанно, так как с ними Бог, и они — живые послания, узнаваемые и читаемые всеми человеками. В их манерах сквозят мягкость, нежность, достоинство. Божественное приличие, и благодаря этим качествам они оказывают влияние на сердца своих ближних.
Следуя за Христом, взирая на Начальника и Совершителя своей веры, вы будете чувствовать, что трудитесь под Его неусыпным наблюдением, что Его присутствие влияет на вас и что Он знает ваши мотивы. На каждом шагу вы будете смиренно вопрошать: угодно ли это Иисусу? Прославит ли это
[616]
Бога? Утром и вечером вам нужно ревностно молиться Богу о Его благословении и водительстве. Истинная молитва соединяет нас со Всемогущим и дарует нам победу. Стоя на коленях, христианин обретает силу сопротивляться искушению.
Отец, являющийся «домашними узами» (мужем) семьи, поможет детям установить связь с престолом Божьим посредством живой веры. Не веря в собственные силы, он вручает свою беспомощную душу Иисусу и берется за силу Всевышнего. Братья, молитесь дома, в семье, утром и вечером; ревностно молитесь в своей комнате и во время дневного труда возносите душу в молитве к Богу. Именно таким образом Енох ходил с Богом. Тихая, но пламенная молитва души будет восходить к престолу благодати, подобно святому фимиаму, и Бог примет ее так же, как если бы она была произнесена во святилище. Для всех, кто взыскивает Его таким образом, Христос становится скорым помощником в бедах. В день испытания эти люди будут сильны и непоколебимы.
Слово Божье — светильник ноге и свет стезе нашей. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Сердце, наполненное словом Божьим, укреплено против сатанинских козней. Люди, сделавшие Христа своим повседневным спутником и близким другом, чувствуют, что силы невидимого мира ополчаются вокруг них, и, смотря на Иисуса, они уподобляются Его образу. Взирая на Спасителя, они преображаются по Божественному образцу, их характер смягчается, очищается и облагораживается для небесного царства.
Когда, дорогие братья из церкви в N., в вашем характере и делах заметнее станет истинное и искреннее рвение, неверующие увидят по вашим манерам и почувствуют в вашем присутствии, что у вас есть мир, о котором им ничего неизвестно, что у вас есть безмятежность, которой им так не хватает. Они поверят в то, что вы трудитесь для Бога, ибо ваши дела будут соделаны в Нем. Мне было показано, что это характерно для христианина. Сатана погубил много душ, соблазнив их пойти навстречу искушению. Он подходит к ним, как некогда подходил ко Христу, искушая их любовью к миру. Он говорит людям, что они могут с прибылью для себя вложить деньги в то или иное предприятие, и люди доверчиво выполняют его рекомендации. Вскоре они испытывают искушение уклониться
[617]
от соблюдения порядочности ради заключения как можно более выгодной для себя сделки. Их поведение может быть совершенно безупречным с точки зрения мирских понятий о правде и справедливости, и тем не менее оно не выдерживает проверки Законом Божьим. Братья начинают сомневаться в мотивах и подозревают их в лукавстве и недобросовестности, в служении личным корыстным интересам. Таким образом, такие люди приносят в жертву свою драгоценную репутацию, которую следовало бы свято оберегать в интересах дела Божьего. Тот бизнес, который считается необычайно прибыльным в руках какого-нибудь ловкача, готового продать свою порядочность за земную наживу, совершенно неприемлем для последователя Христа.
Все подобные спекуляции чреваты невидимыми трудностями и переживаниями и являются страшным испытанием для всех, кто ими занимается. Часто возникают обстоятельства, естественно бросающие тень на этих братьев и заставляющие людей усомниться в чистоте их побуждений. Но хотя некоторые вещи могут казаться совершенно недопустимыми и предосудительными, не всегда можно по отдельным эпизодам судить об истинном характере человека; тем не менее неблагоприятные обстоятельства часто становятся поворотным моментом в его жизни и судьбе. Характер человека меняется под влиянием обстоятельств, в которые он сам себя ставит.
Мне было показано, как опасно нашим людям участвовать в спекуляции. В этом случае они переходят на территорию врага, подвергая себя сильным искушениям, разочарованиям, переживаниям и убыткам. У них возникает лихорадочное беспокойство и тревога, страстное желание заработать побольше и побыстрее, хотя обстоятельства этого не позволяют. Соответственно, братья меняют свое окружение и среду обитания, лишь бы заработать больше денег. Но зачастую их надежды не оправдываются, наступает разочарование, и вместо того чтобы идти вперед, они отходят назад. Именно это и случилось с некоторыми братьями в N. Они отступают от Бога. Если бы Господь даровал успех некоторым нашим дорогим братьям в их биржевых сделках, это привело бы их к вечной гибели. Бог любит Свой народ, и Он также любит неудачников и несчастных. Если братья усвоят уроки, которые Он намерен им преподать, их поражение в конце концов обернется драгоценной победой. Любовь к миру вытеснила из сердца любовь ко Христу. Когда они разгребут и уберут весь тот мусор, что лежит у дверей их сердца, и оно широко откроется в
[618]
ответ на приглашение Христа, Он войдет к ним и будет обитать в храме их души. Если бы собратья обращали больше внимания на следующие слова апостола, то удалось бы избежать многих переживаний: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»» (Евр. 13:5). «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (2 Тим. 6:6-12).
Мы все живем в ответственное время. Каждому человеку доверен какой-то особый дар или талант, который должен быть использован для распространения по земле царства Искупителя. Всем ответственным представителям Бога, от самого скромного и безвестного до занимающих высокое положение в Церкви, доверены Божьи блага. Не один только служитель должен трудиться для спасения душ. Имеющие самые скромные дарования не будут оправданы, если не используют лучшее, что у них есть, поскольку, пуская свои таланты в оборот, они будут умножать их. Небезопасно шутить со своими нравственными обязанностями или считать маловажным доверенное дело. Бог в Своем провидении распределяет поручения в соответствии с различными возможностями Своих детей. Не следует сильно переживать из-за того, что ты не можешь прославить Бога талантами, которые тебе не были даны и за которые ты не несешь ответственности.
Одна из главных причин низкой духовности в церкви города N. заключается в том, что ее члены заворачивают свои таланты в салфетку и зарывают их в мире, вместо того чтобы использовать их во славу Божью. У некоторых, возможно,
[619]
всего-навсего один талант, но если они будут совершенствовать его, он умножится. Бог оценивает служение в соответствии с тем, что у человека есть, но не с тем, чего у него нет. Если мы добросовестно и с любовью выполняем наши повседневные обязанности, то получим одобрение от Господа, как если бы мы делали большую работу. Если мы несем ответственность лишь за несколько талантов и за выполнение наших скромных обязанностей, нам лучше не мечтать о великом служении и не досадовать на то, что у нас нет больших талантов. Выполняя кое-как наши скромные повседневные обязанности и мечтая о грандиозной работе, мы полностью проваливаем ту самую работу, которую Бог поручил нам.
О, если бы только мне удалось запечатлеть в сознании членов вашей церкви тот факт, что Христос имеет право на их служение! Мои братья и сестры, стали ли вы слугами Христа? Если вы большую часть времени посвящаете служению себе, какой ответ вы дадите Господу, когда Он попросит вас дать Ему отчет в вашем управлении? Доверенные нам таланты не принадлежат нам, будь то таланты имущества, физических сил или умственных способностей. Если мы злоупотребляем некоторыми из них или всеми сразу, то подвергнемся справедливому осуждению за недостойное управление. Какие большие обязанности ложатся на нас — отдавать Богу Божье!
Если эта церковь не пробудится от летаргического сна и не стряхнет с себя дух мира, ее члены возрыдают тогда, когда уже будет слишком поздно, ибо они обнаружат, что упустили, навсегда упустили свои возможности и преимущества. Господь иногда испытывает Свой народ земным благоденствием и процветанием, но Он желает, чтобы Его дети правильно использовали Его дары. Их имущество, время, физические силы и возможности — все дается от Бога, за все эти благословения они должны будут отчитаться перед Дарителем. Если мы видим нуждающихся и обездоленных братьев и не облегчаем их жизнь, хотя сами имеем достаток, значит, пренебрегаем ясным долгом, изложенным в Слове Божьем. Он щедро дает нам, чтобы мы давали другим. Именно благотворительность побеждает эгоизм, очищает и облагораживает душу. Иные братья злоупотребляют талантами, которые доверил им Бог; они закрывают глаза на нужды Его дела и затыкают уши, чтобы не слышать Его голос, указывающий им на их долг кормить
[620]
голодных и одевать нагих. Некоторые братья, называющие себя детьми Божьими, горят желанием вкладывать свои средства в мир, лишь бы не возвращать их Дарителю в виде даров и пожертвований. Они забывают о своей Божественной миссии и если и дальше будут следовать велению эгоистичных сердец и тратить драгоценное время и деньги на то, чтобы тешить свое тщеславие, Бог пошлет им бедственное время и они в полной мере испытают острую нужду за свою неблагодарность. Он доверит Свои таланты более верным домостроителям, которые признают Его притязания на них.
Богатство — это сила и власть, которая может творить добро или зло. Если оно правильно используется, то становится источником постоянной благодарности, поскольку Божьи дары оцениваются по достоинству и Дарителю воздается слава, выражающаяся в том, что деньги расходуются так, как это угодно Богу. Обкрадывающие Бога тем, что жалеют деньги на Его дело и на помощь бедным страдальцам, вынуждены будут иметь дело с Его карающим правосудием. Наш Небесный Отец, доверивший нам всякое благое даяние, сочувствует нашему невежеству, нашим немощам и нашему безнадежному состоянию. Чтобы спасти нас от смерти, Он отдал Своего возлюбленного Сына. Он требует у нас все то, что мы называем своим. Пренебрегая страждущими бедными, мы пренебрегаем Христом, ибо Он давно предупредил нас, что бедные — это Его представители на земле. Оказанное им сострадание и благотворительность Христос принимает как сделанное лично для Него.
Когда бедными Господа пренебрегают, забывают о них или когда их приветствуют холодными взглядами и жестокими словами, то виновный пусть помнит, что в данном случае он пренебрегает Христом в лице Его святых. Наш Спаситель отождествляет Свои интересы с интересами страждущего человечества. Как сердце матери щемит от жалости и нежного сострадания, когда она видит страдания одного из ее малых агнцев, так и сердце нашего Спасителя сочувствует самым бедным и смиренным Его детям на земле. Он поместил их среди нас, чтобы пробудить в наших сердцах ту любовь, которую Он испытывает к страдальцам и угнетенным, и Он обрушит Свои суды на всякого, кто обижает, злословит или презирает их.
Давайте подумаем о том, что Иисус принял все горести и несчастья человека, его нищету и страдания в Свое сердце и сделал их частью Своего земного бытия. Будучи Князем
[621]
жизни. Он не разделил на земле участь великих, богатых и знатных, но испытал то, что испытывают страждущие, угнетенные и безродные. Он был презираемым Назарянином и не имел, где преклонить голову. Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Теперь Он — Царь славы, и если бы Он пришел, увенчанный славой и величием, миллионы людей воздали бы Ему почести. Все бы состязались друг с другом в воздаянии Ему хвалы; все бы мечтали оказаться в Его присутствии. Сегодня у нас есть возможность принять Христа в лице Его святых. Бог хочет, чтобы вы оценили Его дары и использовали их во славу Его. Я умоляю вас открыть свои сердца для истинной и бескорыстной благотворительности.
Дорогие собратья, как церковь вы, к сожалению, пренебрегаете своим долгом по отношению к детям и молодежи. Вам следует не просто требовать от них формального соблюдения правил и ограничений, но и постараться продемонстрировать им не сатанинскую, а христоподобную сторону своего характера. Дети нуждаются в постоянном попечении и нежной любви. Привяжите их к своему сердцу и постоянно демонстрируйте им как любовь, так и страх Божий. Отцы и матери не владеют собой, а потому не могут управлять детьми. Обуздывать, одергивать и предупреждать своих детей — это далеко не все, что от вас требуется. Вам еще предстоит научиться поступать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом. Все оставляет свой отпечаток на юных умах. Они изучают выражение вашего лица, ваш голос оказывает на них большое влияние, и они стараются копировать ваши манеры. Раздражительные и сварливые отцы и матери преподают детям уроки, о которых впоследствии они будут горько сожалеть. На определенном этапе своей жизни родители будут готовы отдать весь мир, лишь бы только у них появилась возможность отучить своих детей от тех дурных привычек, которые они сами же им привили. Дети должны видеть в жизни родителей последовательность, соответствующую их вере и убеждениям. Добропорядочной жизнью и самообладанием родители могут формировать характер детей.
Наши семьи стонут под гнетом забот и проблем, и в них почти совсем не ощущается естественной простоты, мира и счастья. Нужно меньше думать о том, что скажет мир, и уделять больше внимания членам семьи. Среди членов семьи
[622]
должно быть меньше показной благопристойности и наигранной светской учтивости, но больше нежности и любви, жизнерадостности и христианской вежливости. Многим родителям нужно научиться, как сделать свой дом привлекательным и приятным местом. Благодарные сердца и добрые взгляды ценятся больше, чем богатство и роскошь, и если люди довольствуются простыми вещами и любят друг друга, такая семья будет счастлива.
Иисус, наш Искупитель, ходил по земле с царским достоинством, однако Он был кроток и смирен сердцем. Он был светом и благословением в любой семье, потому что нес с Собой жизнерадостность, надежду и мужество. О, если бы мы умерили свои потребности и запросы и не стремились приобретать дорогие безделушки для украшения своих домов! О, если бы мы больше дорожили тем, что Бог ценит дороже алмазов и жемчугов, — кротким и молчаливым духом! Добродетель простоты, кротости и истинной привязанности сделает самый скромный дом раем. Лучше жизнерадостно переносить любое неудобство, чем расстаться с миром и довольством.
Вам крайне необходимо смирить свои сердца перед Богом, поскольку вы видите, в каком печальном состоянии находятся ваши дети, живущие без Бога и без надежды в этом мире. Они не оценивают по достоинству священные предметы и не благоговеют перед ними, потому что обыденные, мирские дела ставятся на один уровень с вечными и непреходящими ценностями. Среди вас есть молодые люди, служение которых Бог примет, если они отдадут Ему свои сердца и установят с Ним связь, как это сделал Даниил и его товарищи. Лишь немногие имеют правильное представление об опасностях, подстерегающих современную молодежь. Им нужно иметь огромное нравственное мужество и все время сопротивляться искушению, если они хотят сохранить благородство и человеческое достоинство. Непорочный и незапятнанный характер перед Богом — большая редкость в наши дни. Многие, не имеющие перед собой страха Божьего и идущие широким путем к смерти, желают подружиться с вашими детьми. А мне хотелось бы открыть нашим молодым людям глаза, чтобы они осознали грозящую им опасность, особенно опасность несчастных браков.
Мои дорогие молодые друзья, стоит вам уделить немного времени на то, чтобы предаться увлечениям молодости, и вы получите урожай, который сделает горькой всю вашу жизнь. Один час легкомыслия, одно непобежденное искушение может повернуть всю вашу жизнь в неверном направлении.
[623]
Молодость дается только один раз; проведите же ее с пользой. Стоит вам всего один раз перейти за грань дозволенного и вы уже никогда не сможете исправить совершенные ошибки. Тот, кто не желает поддерживать связь с Богом и подставляет себя под искушение, непременно падет. Бог испытывает молодежь. Многие оправдывают свою беспечность и непочтительность тем плохим примером, который им подают более опытные верующие. Но это не повод для того, чтобы перестать поступать по правде. В день последнего отчета вы не сможете сослаться на подобные причины. Бог справедливо осудит вас, потому что вы знали путь правды, но не шли по нему.
Сатана, этот главный обманщик, принимает вид ангела света и подходит к молодежи со своими правдоподобными искушениями. И ему удается шаг за шагом уводить их с пути исполнения долга. Он характеризуется в Писании как обвинитель братьев, лжец, обманщик, мучитель и убийца. «Кто делает грех, тот от дьявола» (2 Ин. 3:8). Любое беззаконие навлекает на человека осуждение и вызывает неудовольствие Бога, Которому ведомы даже помышления сердца. Когда в сердце вынашиваются нечистые помыслы, они могут не находить отражения в словах или поступках, но тем не менее доводить человека до греха и навлекать осуждение на душу. Душа оскверняется, и искуситель торжествует.
Каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Следуя своим наклонностям, он уходит с добродетельного и истинного пути. Если бы у молодежи были твердые нравственные принципы, то самые сильные искушения не поколебали бы ее. Сатана может только искушать вас, вы же сами принимаете решение — уступить искушению или нет. Не во власти сатаны и всего его нечистого воинства заставить искушаемого согрешить. Греху не может быть оправдания.
В то время как одни молодые люди тратят силы на суету и глупости, другие дисциплинируют ум, накапливают необходимые знания, облекаются в духовные доспехи, чтобы вести борьбу с грехом на протяжении всей жизни и одержать победу. Но если они не сосредоточат в Боге свои лучшие чувства, их жизнь не будет успешной, как бы высоко они ни пытались
[624]
взобраться. Если они обратятся к Господу всем сердцем и отвергнут лестные посулы тех, кто хотя бы немного ослабляет их решимость поступать по правде, то обретут силу и уверенность в Боге.
Любящие мирское общество часто развивают у себя эту черту до тех пор, пока она не становится господствующей страстью. Цель их жизни сосредоточивается на том, чтобы красиво одеваться, посещать развлекательные заведения, смеяться и болтать на легкие, суетные темы. Они не выносят чтения Библии и не размышляют о горнем. Они чувствуют себя несчастными, если в жизни не случается ничего волнующего и необычного. У них нет внутреннего источника счастья, но они рассчитывают, что будут веселиться и развлекаться в компании других подростков, таких же легкомысленных и безрассудных, как они сами. Способности, которые могли бы послужить благородным целям, расходуются на всякие глупости и легкомысленные забавы.
Молодой человек, находящий радость и счастье в чтении Слова Божьего и в молитве, постоянно получает отраду и ободрение из Источника жизни. Он достигнет нравственных высот и такой широты мышления, которую другие не могут себе даже представить. Общение с Богом вдохновляет на добрые помыслы, благородные устремления, ясное понимание истины и возвышенные цели. Люди, таким образом соединяющие свою душу с Богом, признаются Им Его сыновьями и дочерьми. Они постоянно устремляются все выше и выше, обретают все более ясные понятия о Боге и вечности, и в конце концов Господь делает их проводниками света и мудрости для этого мира.
Некоторые молодые люди ожесточились во грехе. Они грубы, невежливы, бестактны и непослушны. Они имели большой свет и отвергли его. Если они теперь желают избрать путь мира, то должны сделать это из принципа, а не под влиянием чувств. Грех и святость не могут достичь компромисса. Библия не одобряет нечестия и не обещает снисходительного отношения и любви тем, кто упорствует в своем нераскаянии. Иисус пришел, чтобы привлечь всех к Себе, и Его последователи должны ходить во свете Его славного примера, даже если для этого им придется пожертвовать легкой жизнью или репутацией, своим имуществом или даже жизнью. Только так они смогут подвизаться добрым подвигом веры.
Молодежи предложена драгоценная жемчужина. Они
[625]
могут продать все и купить ее или отказаться от нее и понести невосполнимые потери. Вечной жизни смогут достичь все, кто выполнит условия, изложенные в Слове Божьем. Наш Искупитель был послушен даже до смерти; Он отдал Себя в жертву за грех. Вы искуплены «Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (2 Петр. 1:19). «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (2 Ин. 1:7). Мои молодые друзья, вы вправе строить самые серьезные планы, рассчитывая на свои силы; вы можете льстить себе, что в состоянии идти прямым путем, не подчиняя сердце водительству ‘ Духа Божьего, но, идя таким путем, вы не обретете счастья. Ваш беспокойный дух требует перемен и жаждет удовольствий, веселья и развлечений в обществе молодых сверстников. Вы высекаете себе разбитые водоемы, которые не могут удерживать воды. Обманчивая сила управляет вашим разумом и поступками. Счастье можно обрести, только покаявшись перед Богом и уверовав в нашего Господа Иисуса Христа. У вас мятежное и непокорное сердце — это видно из ваших слов. Возможно, вы успокаиваете совесть эгоистичными молитвами и религиозным формализмом, но это только усиливает грозящую вам опасность. Ваша природа остается необновленной.
Драгоценная кровь Иисуса Христа — вот источник, омывающий души от скверны греха. Если вы решитесь сделать Его своим Другом, то новый и вечный свет заструится для вас с креста Христова. Правильное понимание жертвы и заступнического служения дорогого Спасителя сокрушит сердце, ожесточенное во грехе, и душа наполнится любовью, благодарностью и смирением. Когда сердце покоряется Иисусу, мятежник смиряется и кается, а девизом послушной души становятся слова: «Древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Вот истинная библейская религия. Все, что не соответствует этому, — обман.
Молодежь не понимает, что свободу и свет можно сохранить только через самоотречение и постоянное бодрствование и молитву, а также непрерывное упование на заслуги крови Христовой. Когда Святой Дух живит душу Своим дыханием,
[626]
воля и способности человека реагируют на Его влияние. Пребывающие во Христе будут счастливы и жизнерадостны. Голос станет кротким и умиротворяющим; во всех поступках начнет сквозить почтительное отношение к духовному и вечному, а с уст будет срываться пение, радостное пение, потому что оно доносится от престола Божьего. Эту тайну благочестия нелегко объяснить на словах; ее нужно ощущать в сердце и наслаждаться ею. Упрямое и непокорное сердце может закрыть свои двери для нежного воздействия благодати Божьей и для всякой радости во Святом Духе; но пути мудрости — пути приятные, и все стези ее источают мир. Чем теснее мы связаны со Христом, тем сильное в наших словах и поступках будет проявляться усмиряющая, преобразующая сила Его благодати.
Я призываю молодежь, живущую в N., пересмотреть свои пути и изменить образ действий, пока еще не слишком поздно. Некоторые из вас гордятся своими способностями; но чем более драгоценные таланты вам доверены, тем суровее будет ваше осуждение, если эти небесные дары используются для служения сатане. Бог может обойтись без вас, но вы не обойдетесь без Бога. Это вы будете страдать без Иисуса. Повеления Божьи для некоторых молодых людей в N. подобны терниям и волчцам. Тот факт, что они знают истину, затрудняет им участие в греховных удовольствиях, ибо они не могут полностью выкинуть из головы те требования, которые Бог предъявляет к ним. Их это начинает раздражать, и они пытаются избавиться от Божьего назидательного голоса, но обнаруживают, что им трудно идти против Него, поскольку в этом случае они сами себя подвергают многим скорбям. О, если бы только молодые люди пришли к Источнику живой воды, пока они еще не огорчили Дух Божий окончательно!
Еще несколько слов для членов Церкви. Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Нам не нужно изготавливать себе кресты, одеваться во вретище, истязать свое тело или отказываться от здоровой, питательной еды. Нам не
[627]
нужно заточать себя в монастыри, бежать от мира и не приносить никакой пользы своим ближним, думая, что в этом и заключается крест Христов. От нас не требуется понапрасну подвергать опасности здоровье и жизнь или скорбно восходить на вершину христианской жизни, считая грехом любое веселье, довольство, счастье и радость. Это все самодельные кресты, но не крест Христов.
Нести крест Христа — значит обуздывать свои греховные страсти, проявлять христианскую вежливость даже тогда, когда это сделать трудно; замечать нужды страдальцев и обездоленных и в чем-то отказывать себе, чтобы помочь им; открывать наши сердца и двери своих домов для бездомного сироты, хотя это может истощить наше терпение и опустошить наш кошелек. Такие дети — младшие члены Божьей семьи, и они имеют право на любовь и заботу, их нужно воспитывать в учении и наставлении Господнем. Если поднять и радостно нести этот крест для Христа, он окажется венцом славы в Царстве Божьем.
Братья, ради Христа заполните свою жизнь добрыми делами, даже если мир не оценит ваших усилий и не воздаст вам почестей. Это и есть самоотречение. Эгоизм — самый жестокий хомут, который члены церкви когда-либо надевали на свою шею, но некоторые так называемые последователи Христа дорожат им. Все, что у вас есть, принадлежит Богу. Берегитесь же, не накапливайте для себя корыстолюбиво те блага, которые Он дает вам, чтобы вы распределяли их между сиротами и вдовами. Христос оставил Свою славу. Свою честь, Свое высокое положение и обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Теперь возникает вопрос: что каждый из нас сделает для Иисуса, Который отдал Свою жизнь за разоренный мир?
[628]