Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 4
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 21064 Все тексты автора Елена Уайт
Глава VI. Истинная благотворительность
Дорогой брат и сестра Ф., я попытаюсь описать все, показанное мне о вас, ибо чувствую, что пришла пора членам этой церкви привести свои сердца в порядок и начать прилежно трудиться для вечности. Вы оба любите истину и желаете повиноваться ей, но вам не хватает опыта. Мне было показано, что вы окажетесь в определенных обстоятельствах, благодаря которым будете проверены и испытаны, дабы открылись те черты вашего характера, о существовании которых вы не подозреваете.
Многие люди, никогда не попадавшие в трудные ситуации, выглядят превосходными христианами, и их жизнь кажется безупречной, но Бог видит в их характере такие черты, о существовании которых им еще предстоит узнать, ибо только тогда они могут начать работу по их исправлению. Симеон пророчествовал, вдохновленный Святым Духом, и сказал Марии об Иисусе: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34, 35). По Божьему провидению мы оказываемся в различных жизненных ситуациях, с тем чтобы во всяких обстоятельствах у нас развивались разнообразные ценные качества. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Христиане по исповеданию могут жить внешне безукоризненной жизнью, но когда они оказываются в диаметрально противоположных обстоятельствах, выявляются их нехорошие
[56]
качества, которые при благоприятных условиях остаются скрытыми от глаз.
Мне было показано, что вас одолел эгоизм и вам следует активно от него избавляться. Вам угрожает опасность заботиться только о своем благополучии и удобствах и не обращать внимания на положение других людей. У вас нет такого самоотречения, которое было у вашего великого Образца. Вам следует развивать у себя благотворительность, и она поможет вам пребывать в большем согласии с духом Христа, с Его бескорыстной щедростью. Вам необходимо проявлять больше человеческого сострадания — это качество Бог дал нам, чтобы мы были щедрыми и радушными по отношению к тем, с кем сталкивает нас жизнь. Данный недостаток присущ всем людям, чьи сердца не бьются в унисон с сердцем Христа; и печально видеть, что у последователей Иисуса отсутствует самое важное качество, необходимое христианину. Они не копируют Образец и не могут отражать образ Христа в своей жизни.
Когда человеческое сочувствие соединяется с любовью и благотворительностью и освящается Духом Христа, оно может сотворить много добра. Развивающие в себе благотворительность не только делают добро ближним и благословляют тех, кто принимает их щедрый дар, но и приносят пользу себе, открывая свои сердца для освящающего воздействия истинной благотворительности. Каждый луч света, которым они освещают ближних, отразится в их сердцах. Каждое доброе и сочувственное слово в адрес скорбящих, каждая попытка облегчить бремя угнетенных и каждый дар, призванный восполнить нужду наших ближних, если он принесен с целью прославить Бога, вернется дающему в виде великих благословений. Действующие таким образом повинуются небесному закону и получат одобрение от Бога. Удовольствие, получаемое от добрых дел, веселит сердце и, передаваясь через нервные окончания по всему телу, оживляет кровообращение, улучшает физическое и умственное самочувствие.
Иисус знал, какое чудесное влияние оказывает благотворительность на жизнь и сердце благодетеля, и пытался запечатлеть в разуме учеников ту пользу, которую можно извлекать из добродетели. Он говорит: «Блаженнее давать, нежели
[57]
принимать» (Деян. 20:35). Он иллюстрирует дух радушной благотворительности, которую следует проявлять в отношении друзей, соседей и незнакомцев, притчей о человеке, отправившемся из Иерусалима в Иерихон и попавшемся разбойникам: «Сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк. 10:30). Несмотря на то, что священник и левит исповедовали возвышенные идеалы, их сердца даже не дрогнули при виде страдальца. Самарянин, не претендовавший на особую праведность, шел той же дорогой и, когда увидел, в каком состоянии оказался незнакомый человек, не ограничился только лишь простым любопытством, так как почувствовал глубокое сострадание к ближнему, попавшему в беду. Он немедленно подошел к нему, «перевязал ему раны, возливая масло и вино;
и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». А наутро самарянин оставил раненого на попечении хозяина, заверив, что когда вернется, оплатит все расходы на его содержание. Христос спрашивает: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (ст. 33-37).
Этой притчей Иисус попытался научить Своих учеников нравственным обязательствам, которые человек несет перед своим ближним. Всякий, кто пренебрегает принципами, проиллюстрированными в этом уроке, не соблюдает заповеди; он, подобно левиту и священнику, нарушает Закон Божий, перед которым на словах благоговеет. Есть люди, которые, как и самарянин, не претендуют на высокое благочестие, но имеют подлинное чувство ответственности и нравственные обязательства перед своими ближними. У них намного больше доброты, любви и щедрости, чем у тех, кто на словах сильно любит Бога, а на деле не проявляет милосердия к Его творениям.
По-настоящему любят ближних, как самих себя, только те, кто сознает свою ответственность и понимает притязания, предъявляемые к ним страждущим человечеством, и кто добросовестно выполняет принципы Закона Божьего в своей повседневной жизни. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как
[58]
читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:25-28). Здесь Христос показывает законнику, что любить Бога всем сердцем и нашего ближнего, как самого себя, — это истинный плод благочестия. «Так поступай, — сказал Он ему, — не просто веруй, а поступай, — и будешь жить». Это означает не только на словах верить в обязательность требований Закона Божьего, но и готовность исполнять этот закон в своей повседневной жизни.
В Своей притче Христос ставит самарянина выше священника и левита, которые были великими поборниками буквы закона Десяти заповедей. Один был послушен духу заповедей, а остальные довольствовались лишь тем, что заявляли о своей возвышенной вере в эти заповеди. Но что значит вера без дел? Когда защитники Закона Божьего будут твердо стоять на его принципах, показывая, что они верны им не только на словах, но и в сердце своем, следуя духу заповедей Божьих в своей повседневной жизни и оказывая истинную благотворительность людям, тогда они будут иметь нравственную силу, чтобы поколебать мир. Исповедующие свою верность Закону Божьему не смогут правильно представлять людям принципы святого Десятисловия, если будут пренебрегать его священным предписанием возлюбить ближних, как самих себя.
Самая красноречивая проповедь, которую можно сказать о законе Десяти заповедей, это исполнять их в повседневной жизни. Послушание необходимо сделать своим личным долгом. Пренебрежение этим долгом — вопиющий грех. Бог требует от нас, чтобы мы не только сами стремились к небу, но и считали своим долгом и обязанностью указывать на этот путь другим и своей бескорыстной любовью и заботой вести ко Христу тех, кто попадает в сферу нашего влияния. Вызывает тревогу почти полное отсутствие принципов в жизни многих христиан по исповеданию. Их пренебрежение Законом Божьим приводит в уныние всех, кто признает его священные требования, и отвращает от истины тех, кто в противном случае принял бы ее.
Чтобы познать себя во всей полноте, необходимо
[59]
смотреться в зеркало, обнаруживать свои недостатки, пользоваться кровью Христа — великим источником избавления от греха и нечистоты, в котором мы можем омыть одежды своего характера и удалить все пятна греха. Но многие люди упорно не хотят видеть свои заблуждения и исправлять их; они не желают по-настоящему познавать самих себя.
Если мы жаждем добиться больших успехов в духовно-нравственном плане, мы должны жить для этой цели. Мы несем перед обществом личные обязательства стремиться к этому, чтобы все время оказывать влияние в пользу Закона Божьего. Нам нужно позволить своему свету светить, дабы все видели, что святое Евангелие оказывает влияние на наше сердце и всю нашу жизнь, что мы живем в послушании его заповедям и не нарушаем ни один из его принципов. Мы в значительной степени отвечаем перед миром за окружающие нас души. Наши слова и поступки постоянно говорят за или против Христа и того закона, ради оправдания которого Он пришел на землю. Пусть мир видит, что мы не замкнуты эгоистично на своих собственных интересах и радостях, которые мы испытываем от нашей религии, но что мы щедры и общительны и желаем поделиться своими благословениями и преимуществами, получаемыми благодаря освящению истиной. Пусть люди увидят, что религия, которую мы исповедуем, не закрывает и не замораживает доступ к нашим душам и не делает нас бесчувственными и суровыми. Пусть все, кто считают, что нашли Христа, служат, подобно Ему, на благо человеку, лелея в себе дух мудрой благотворительности. Тогда мы увидим, как многие души последуют свету, исходящему от наших слов и действий.
Нам всем следует развивать у себя добрый нрав и подчинять себя контролю совести. Дух истины, принятый в сердце, делает людей намного лучше. Он действует подобно закваске, пока все естество не подчиняется его принципам. Он открывает сердце, замерзшее от алчности; он разжимает руку, всегда закрывавшуюся при виде человеческого горя, и его плодами становятся любовь и милосердие, видимые всем.
Бог требует, чтобы все мы были самопожертвенными работниками. Каждая часть истины практически применима к нашей повседневной жизни. Блаженны слушающие слово
[60]
Господне и соблюдающие его. Слушать недостаточно — мы обязаны действовать, делать. Именно в исполнении заповедей сокрыта великая награда. Те, кто на практике демонстрируют свою благотворительность и на деле проявляют сочувствие и сострадание к бедным, страдальцам, обездоленным, не только облегчают их положение, но и вносят большой вклад в собственное счастье и встают на путь обретения здоровья души и тела. Исаия ясно описал те дела, которые Бог примет от Своих детей и на которые Он их благословит: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58:6-11).
Между умом и телом существует тесная взаимозависимость. Когда одному плохо, страдает и другое. От состояния ума во многом зависит здоровье всего организма. Если на душе легко и свободно от сознания того, что ты поступаешь по правде и способствуешь счастью ближних, это сделает человека жизнерадостным, отразится на всем его организме, улучшится кровообращение и оздоровится все тело. Божье
[61]
благословение — вот целебное средство, и те, кто щедр на добрые дела для блага своих ближних, будут чувствовать дивное благословение в своем сердце и во всей жизни.
Если бы ваши мысли, дорогие брат и сестра, были больше направлены на то, как сделать другим доброе, то и вы сами наслаждались бы большим благословением. Вы оба проявляете слишком мало человеческого сочувствия и не сострадаете чужому горю и нуждам. Вы слишком черствы и бесчувственны. Вы сделались суровыми, взыскательными и властными, и вам угрожает опасность стать совестью для других людей. У вас своеобразные понятия о христианском долге и приличиях, и вы готовы навязывать свои представления окружающим; тем самым вы переходите границу дозволенного.
У других людей есть собственные мнения и особенности характера, которые вам не удастся подчинить своим взглядам. У вас есть такие же недостатки и слабости, как и у ваших братьев и сестер, и хорошо бы вспоминать об этом, когда возникают разногласия. Ваши неправедные поступки так же оскорбительны для них, как и их грехи — для вас, и если вы хотите, чтобы они были снисходительны к вам, вы должны в той же мере быть снисходительны к ним. Вы оба нуждаетесь в большей любви и сострадании к окружающим, равной той нежности, которую проявляет к людям Иисус. В своей семье вам также следует быть добросердечными, мягко и нежно говорить со своим ребенком, обращаться с ним ласково и не упрекать за каждый мелкий проступок, чтобы он не ожесточился из-за ваших постоянных придирок к нему.
Вам нужно развивать у себя любовь и долготерпение Христа. Из-за того, что вы следите за помыслами и поступками собратьев и все время в чем-то подозреваете их, вы часто сводите на нет то добро, которое творите. От вас веет холодом, это производит на людей отталкивающее впечатление, вот почему вы не привлекаете и не завоевываете их. Вы должны стать такими же уступчивыми и снисходительными, какими хотите видеть ближних. Эгоистичная любовь к собственному мнению и избранному пути в значительной мере ослабляет вашу способность творить добро, хотя вы и стремитесь к этому.
Сестра Ф., у тебя развилось слишком большое желание управлять, и одновременно ты чрезмерно ранима. Если что-то делается не по-твоему, ты сильно обижаешься, начинаешь вести себя агрессивно, так как у тебя нет кроткого и молчаливого духа. Тебе следует неустанно бодрствовать в данном вопросе;
[62]
иначе говоря, тебе нужно полностью обратиться, ибо только тогда ты сможешь оказывать правильное влияние. Если ты и дальше будешь лелеять в себе дух агрессивности, жизнь твоя станет жалкой. Ты постараешься видеть ошибки других людей и так страстно захочешь их исправить, что будешь смотреть сквозь пальцы на собственные промахи. Ты будешь изо всех сил трудиться, желая вынуть сучок из глаза брата твоего, но не заметишь в собственном глазу бревна, портящего твое зрение. Бог не желает, чтобы ты свою совесть сделала критерием для других. Тебе необходимо выполнять личный долг, быть жизнерадостной и до такой степени развивать у себя бескорыстные чувства, пока тебе не начнет доставлять наивысшее наслаждение желание сделать всех окружающих тебя счастливыми.
Вам обоим необходимо смягчить свои сердца и наполниться Духом Христа, чтобы, живя в атмосфере жизнерадостности и благотворительности, вы могли помочь окружающим вас также стать здоровыми и счастливыми. Вы вообразили себе, что жизнерадостность не согласуется с религией Христа. Это ошибка. Мы можем иметь истинное христианское достоинство и в то же время оставаться жизнерадостными и приятными в общении. Жизнерадостность, свободная от легкомыслия, — одна из христианских добродетелей. Вам нужно остерегаться слишком узких понятий о религии, в противном случае вы ограничите сферу своего влияния и будете неверными управителями Бога.
Сестра, воздерживайся от упреков и критики. Ты не годишься в обличители. Твои слова только ранят и печалят, но не врачуют и не меняют человека в лучшую сторону. Тебе необходимо победить в себе привычку придираться к каждой мелочи. Мысли шире, будь щедрой и радушной в суждениях о людях и вещах. Открой свое сердце для света. Помни, что у Долга есть сестра-близнец по имени Любовь; если их слить воедино, то можно добиться максимума возможного, но, отделенные друг от друга, сами по себе они мало чего стоят.
Достойно похвалы то, что вы оба стремитесь быть порядочными и верными своим обязанностям. Вам в самом деле следует добровольно идти по пути исполнения долга. Любовь к материальным благам, к удовольствиям или дружеские чувства к кому бы то ни было никогда не должны побуждать вас пожертвовать хотя бы одним принципом правды. Вам нужно твердо следовать велению просвещенной совести и собственным
[63]
понятиям о долге, но необходимо также охранять себя от фанатизма и предрассудков. И не впадите в фарисейство.
В настоящее время вы сеете семя на большом поле жизни, и то, что вы сейчас посеете, однажды пожнете. Каждая ваша мысль, каждое движение души, каждое произнесенное слово, каждый ваш поступок — это семя, способное принести добрый или худой плод. Время жатвы не за горами. Все наши дела, словно в панораме, проходят перед Богом. Все наши поступки и мотивы откроются для беспристрастного разбирательства ангелами и Богом.
Вам следует по возможности пребывать в согласии с братьями и сестрами. Вам нужно отдать себя Богу и перестать быть суровыми и придирчивыми. Вам нужно отречься от своего собственного духа, от своего «я», чтобы его место занял Дух нашего дорогого Спасителя. Протяните руку и возьмите Его за руку, чтобы это прикосновение, подобно электрическому разряду, наделило вас лучшими свойствами Его несравненного характера. Вы можете открыть сердца для Его любви, позволить Его силе преобразовать вас, а Его благодати — стать вашей силой и опорой. Тогда вы сможете оказывать сильное влияние к добру. Ваша нравственная сила выдержит самое суровое испытание характера. Тогда ваша порядочность будет чистой и освященной. Тогда свет ваш откроется, как заря.
Вам обоим необходимо проявлять больше сочувствия к другим людям. Христос — наш пример; Он вошел в положение страждущего человечества, сделал нужды людей Своими Собственными. Когда Его братья страдали, и Он страдал вместе с ними. Любое пренебрежительное отношение к Его ученикам равносильно презрительному отношению к Самому Христу. Вот почему Он говорит: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Мф. 25:42).
Дорогие брат и сестра, стремитесь формировать более гармоничный характер. Отсутствие даже одного важного качества может почти свести на нет значение всех остальных. Принципы, которые вы исповедуете, должны влиять на все ваши помыслы, слова и поступки. Нужно распять свое «я» и подчинить Господу все свое естество.
В церкви так не хватает любви и человечности! Некоторые собратья сохраняют холодную сдержанность и железное достоинство, это отталкивает всех, кто с ними соприкасается.
[64]
Подобный дух заразителен, он создает атмосферу, губительную для добрых порывов и решений, и она, в свою очередь, заглушает естественные потоки человеческого сочувствия, радушия и любви. Попадая в такую атмосферу, люди становятся сдержанными и даже холодными; их открытость и великодушие увядают из-за невостребования этих качеств. Столь противоестественные мрачность и холодность вредны не только для духовного, но и для физического здоровья. Мрак и холод недружелюбной атмосферы отражаются на внешнем виде. Лица великодушных, сострадательных людей излучают истинную благостность, а у тех, кто не взращивает в себе добрых мыслей и бескорыстных мотивов, на лицах написаны те чувства, что и на сердце.
Сестра Ф., твое отношение к родной сестре невозможно назвать таким, каким его хотел бы видеть Бог. Она нуждалась в твоей сестринской привязанности, вот почему тебе не нужно было критиковать ее и диктовать ей, что следует делать. Твое поведение привело сестру в состояние уныния и тревоги, и это вредит ее здоровью. Не угнетай свою сестру и следи за тем, чтобы тебе не привести ее в уныние. Ты не выносишь того, что она говорит и делает, если это идет вразрез с твоими представлениями.
Твоя сестра немного самоуверенна, и в этом отношении ей необходимо поработать над собой. Ей нужно быть более уступчивой, но ты не надейся, что окажешь на нее благотворное влияние, если останешься такой же требовательной, холодной и бесчувственной к той, что связана с тобой тесными узами родства и единой верой. Вы обе заблуждаетесь и даете место врагу; ваши сильные характеры и неуступчивость мешают вам иметь добрые чувства друг к другу.
Сестра Ф., у тебя есть склонность диктовать и мужу, и сестре, и всем окружающим. Твоя сестра сильно страдает в душе своей. Она могла бы перенести твое поведение, если бы
[65]
отдала себя Богу и уповала на Него, но Бог недоволен твоим отношением к ней. Оно неестественно и совершенно неправильно. Сестра столь же неуступчива, как и ты. Когда две таких сильных личности имеют дело друг с другом, это может плохо окончиться для обеих. Вам вместе нужно заново обратиться и преобразиться по Божественному подобию. Если уж вам суждено ошибаться, то лучше ошибиться в сторону милости и снисходительности, чем нетерпимости.
Осторожные меры, мягкий и кроткий ответ, приятные и ласковые слова способны гораздо быстрее, чем резкость и строгость, изменить и спасти. Даже едва заметная недоброжелательность может сделать человека недосягаемым для твоего влияния, тогда как примирительный тон и дух будут привлекать его к тебе, и вот тогда только ты сможешь наставить его на правильный путь. Тебе следует также руководствоваться духом прощения и не забывать воздавать должное окружающим тебя за каждое доброе намерение и поступок. Говори слова похвалы и одобрения мужу, ребенку, родной сестре и всем, с кем ты общаешься. Постоянные упреки ожесточают человека и омрачают его жизнь.
Не позорь христианскую религию ревностью и нетерпимостью к ближним. Это будет создавать плохую репутацию твоей вере. Никого еще и никогда не удавалось освободить из сетей заблуждения с помощью критики и поношения, но многие из-за этого отвратились от истины и ожесточили свои сердца. Кроткий дух, мягкие и располагающие манеры могут спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Бог призывает нас к тому, чтобы мы имели любовь, которая «долготерпит и милосердствует».
Религия Христа не требует, чтобы мы отказывались от своей индивидуальности, но нам необходимо каким-то образом приспосабливаться к чувствам и манерам окружающих. Множество людей могут иметь одну веру и убеждения, хотя мнения, привычки и вкусы в земных делах у них разные; но если в их сердцах горит любовь Христа и они стремятся к одной и той же вечной отчизне, то смогут иметь очень приятное, разумное общение друг с другом и самое чудесное единство. Едва ли можно найти двух людей, у которых бы в жизни случились
[66]
совершенно одинаковые переживания. У одного могут быть одни испытания, у другого — другие, и поэтому наши сердца всегда должны быть открыты для дружеского сочувствия и должны гореть той любовью, которую Иисус имел ко всем Своим братьям.
Победи свою склонность придираться к сыну, чтобы слишком частые замечания и упреки не сделали твое присутствие неприятным для него, а твои советы — ненавистными. Привяжи сына к своему сердцу не безрассудным потаканием его капризам, но шелковыми нитями любви. Ты можешь быть твердой и в то же время доброй. Обязательно возьми Христа твоим Помощником. Любовь станет тем средством, которое привлечет сердца окружающих к твоему сердцу, и своим влиянием ты сможешь утверждать их на добром и правильном пути.
Я уже предостерегала тебя против духа критики и желаю еще раз напомнить об этом недостатке. Христос иногда произносил суровые обличения, так что в некоторых случаях и нам необходимо это делать. Но нам следует иметь в виду, что Христос в точности знал и состояние тех, кого Он обличал, и какое количество критики они смогут выдержать, и что именно необходимо, чтобы помочь людям исправить свое поведение. Вместе с тем Христос знал, как пожалеть заблудшего, утешить несчастного и воодушевить слабого. Он знал, как уберечь душу от отчаяния и вдохнуть в нее надежду, ибо Ему были в точности известны мотивы и особые переживания каждого. Он не мог ошибиться.
Но мы можем неправильно судить о мотивах; нас может обмануть внешний вид; нам может показаться, что мы поступаем правильно, порицая неправду, и мы можем зайти очень далеко, критикуя слишком сурово, а в итоге ранить тех, кого мы хотели уврачевать. Или, наоборот, мы можем проявить сочувствие там, где не следует и по незнанию нашему помешать заслуженному и своевременному обличению. Наше суждение может быть ошибочным, но Иисус был слишком мудрым, чтобы ошибаться. Он обличал с состраданием и любил Божественной любовью тех, кого порицал.
Господь призывает нас, чтобы мы покорились Его воле, смягчились Его Духом и были посвящены Ему на служение. Эгоизм должен быть удален, каждый недостаток нашего характера должен быть побежден, подобно тому как Христос победил. Чтобы добиться этого, мы должны каждый день умирать для своего «я». Павел сказал: «Я каждый день умираю». Он каждый день заново переживал обращение и продвигался
[67]
еще на один шаг в сторону неба. Каждый день одерживать победы в Божественной жизни — вот единственный путь, который может одобрить Бог. Господь благ, многомилостив и исполнен нежного сострадания. Он знает наши нужды и слабости и поможет нам в наших немощах, если только мы будем доверять Ему и верить, что Он благословит нас и совершит для нас великое.