Глава 31 Критика и осуждение служителей

Одна ошибка обязательно влечет за собой другую. Наши братья должны научиться поступать благоразумно, а не исходя из чувственных побуждений. Чувства не должны быть нашим критерием. Пренебрежение к долгу и угождение ложному сочувствию неизбежно повлечет за собой пренебрежение и к тем, кто честно трудится, созидая дело Божье. Иисус сказал: «Я пришел во имя Отца Моего и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5:43).

Многие не смотрят на проповедь как на определенное Христом средство учить и наставлять народ. Она же всегда должна быть высоко оценена. Они не сознают того, что проповедь — это Слово Божье, обращенное к ним, людям, и что оно содержит истины Божьи. Они смотрят на проповедь как на речь юриста, высказанную на суде, т. е. своего рода ораторское искусство, оценивая ее по красоте слога и выражения. Конечно, любой служитель имеет свои недостатки, но Бог сделал его Своим вестником, и если вы не будете относиться к нему с должным уважением, как к человеку, несущему на себе особенное поручение, тогда вы не будете относиться с уважением и к его словам и не примете их как весть от Бога. Ваша душа в таком случае не будет питаться небесной манной; у вас возникает целый ряд сомнений, и вы начинаете подвергать критике и осуждению все слова, какие только будете слышать в проповеди, как слова лектора или политического оратора. И после окончания богослужения в вашей душе уже будет готов большой запас придирчивых замечаний, саркастических выпадов, т. е., другими словами говоря, все это будет говорить о том, что хотя сказанная весть и была истинной и самой необходимой, но вы не приняли ее. Вы не оценили ее должным образом. Вы научились критиковать и находить ошибки у других людей; вы выработали в себе привычку все пропускать через сито и отвергаете то, в чем как раз крайне нуждаетесь.

В работе Верхне-Колумбийской и Северо-Тихоокеанской местных конференций проявляется слишком мало почтения к святому; определенные Богом средства воздействия в ней практически не видны. Бог пока еще не указал на новые методы, чтобы достичь разума сынов человеческих. Отказываясь от определенных небом средств осуждения грехов, исправления заблуждений и напоминания о необходимости честно исполнить свой долг через служителей, члены этих конференций лишают себя связи

[299]

с небом. Их окружает мрак, в котором враг без труда заманивает их в свои сети и овладевает ими.

Господь повелевает Своему служителю: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой подобно трубе и укажи народу Моему на беззаконие его и дому Иаковлеву на грехи его» (Ис. 58:1). Вот что говорит Господь об этих людях: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего» (Ис. 58:2). Здесь перед нами — заблуждающиеся, самоправедные и самодовольные люди, поэтому служителю поведено возвысить голос и указать им на их грехи. Эта работа совершалась для блага народа Божьего во все века, но сейчас она нужна больше, чем когда-либо.

Слово Господне пришло к Илии; он не стремился стать вестником Божьим, но к нему пришло Слово. У Бога всегда есть люди, которым Он может доверить Свою весть. Его Дух проникает до глубины их сердец и побуждает говорить. Находясь под непреодолимым божественным влиянием, и побуждаемые святой ревностью, они сразу же приступают к исполнению своего долга, не взвешивая холодным рассудком всех последствий возвещения людям слова, данного им Самим Господом. Однако вскоре служитель Божий начинает понимать, что исполнение этого долга связано с известным риском, ибо критике подвергается и он сам и его весть. Его привычки, собственность, образ жизни и мышления — все это становится предметом пристального наблюдения и самого тщательного обсуждения. Его весть буквально разбирают по косточкам, отрицая ее с таким непросвещенным и неосвященным духом, на который только способно ограниченное человеческое суждение. Выполнила ли переданная таким образом весть задачу, поставленную ей Богом? Конечно, нет! Она потерпела явную неудачу, ибо сердца слушающих не были освящены.

Если служитель не обладает решительным и твердым характером, если он не обладает непоколебимой верой и надеждой, если его сердце не закалилось и не стало сильным путем постоянного общения с Богом, в таком случае он начнет подстраивать свои проповеди под вкусы неосвященных людей. Желая избежать критики, он будет постепенно удаляться от Бога и терять божественное благословение, и его проповеди станут безжизненными и пустыми. Он вскоре потеряет свою энергию, вера его ослабеет, и все его труды будут бесплодными. Мир полон льстецов и лицемеров, которые только тем и заняты, чтобы угождать толпе. В настоящее время мало верных мужей, которые

[300]

лишены своекорыстия, но любят своих братьев, невзирая на все их ошибки и слабости.

Сатана имеет определенное намерение, чтобы прекратить всякую связь между Богом и Его народом, чтобы таким путем он мог проводить в жизнь свои коварные, хитрейшие планы и чтобы больше ни один голос не предупреждал их об угрожающей им опасности. И если ему удастся вызвать со стороны людей неуважительное, дискриминирующее отношение к служителю или же предать его вести обесценивающее значение, то они с такой же пренебрежительностью будут относиться к Слову Божьему. А когда свет уступит место тьме, тогда сатана будет делать все, что он хочет.

Наш Бог — Бог-Ревнитель. Он не допускает легкомысленного отношения к Себе. Ему, Который все совершает по Своему благоволению, было угодно поместить людей в самых различных обстоятельствах, дав им обязанности и правила, точно соответствующие времени, в котором они живут, и условия, которые их окружают. Когда они по достоинству оценивают данный им свет, все их способности весьма увеличиваются и облагораживаются, и их взору открывается все более и более глубокое понимание истины. Перед их разумом раскрываются тайны вечности, особенно чудесная благодать Божья, как она явлена в плане искупления, ибо духовное можно различить только духовным зрением.

Никогда не следует забывать, что Христос учит нас через Своих служителей. Обращение может произойти и без помощи проповеди. Находясь в таком положении, когда отсутствуют любые средства благодати, люди испытывают на себе непосредственное влияние Духа Божьего и убеждаются в истине, читая Его Слово; и все же определенным Богом средством спасения душ по-прежнему остается «юродство проповеди» (1Кор. 1:21). Божьими вестниками все-таки являются люди, несмотря на все слабости человеческой природы и ее ограниченность; посему наш дорогой Спаситель искренне огорчается, когда плоды их работы оказываются незначительными. Долг каждого служителя, находящего среди великих созревших полей, всемерно умножать свое служение. Он должен не только стремиться привести людей к истине, но и трудиться сам подобно апостолу Павлу, «вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28).

[301]

К человеку следует относиться только как к Божьему посланнику и только в этом смысле воздавать ему честь. Хвалить человека — неугодно Богу. Всякую весть, принесенную человеком, необходимо проверять Словом Божьим: «Обращайтесь к закону и Откровению. Если они не говорят, как это слово, то в них нет света» (Ис. 8:20). Недопустимо измерять Слово Божье человеческим мерилом. Следует заметить, что наименьшее уважение к слугам Божьим, наименьшее почтение к вести, которую доверил им Бог нести народу, проявляют прежде всего те, кто тяготеет к земному, кто имеет ограниченный христианский опыт и имеет мало познания в божественном. Прослушав тщательно подготовленную проповедь, они отправляются по домам, заранее готовые подвергнуть критике все услышанное, поэтому все влияние проповеди исчезает, как утренняя роса под лучами восходящего солнца. Если проповедь эмоционально насыщена, она влияет на их чувства, но не затрагивает ни сердце, ни совесть. Такие проповеди не производят длительного побуждения к добру, но зато они нередко помогают приобрести сердца и симпатии слушателей по отношению к тому проповеднику, который готов им угождать. Они забывают слова Господа: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его» (Ис. 2:22). Иисус искренне желает раскрыть перед народом Своим всю славу, которая будет сопровождать Его Второе пришествие; когда Он сможет повести людей к созерцанию красот вечного блаженства. Нам всем предстоит увидеть немало чудес. Ведь даже самая долгая жизнь в духе молитвы и глубоких исследований многое оставляет нераскрытым и необъяснимым. Но твердо знаем, что все непознанное сейчас откроется нам в жизни вечной. Начатое нами воспитание продолжится и дальше на небе. Агнец будет водить искупленных к источникам живых вод и там будет открывать перед ними богатство знаний; Он откроет им некоторые тайны в работе и Провидении Божьем, чего они раньше не понимали.

Мы не можем исследованием найти Бога. Он не имеет в виду открыть Свои планы весьма любопытным людям. Мы не должны пытаться самонадеянной рукой открыть занавес, скрывающий величие Бога. Апостол восклицает: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл. 11:33). Но именно доказательством Его милости следует считать

[302]

сокрытие Его силы, что Он облечен облаками тайн и неизвестности, ибо раскрытие этой завесы, скрывающей Его священное присутствие, влечет за собой верную смерть. Ни один смертный разум не в состоянии проникнуть тайну, где обитает и трудится Всемогущий. Нам дано познать только те из Его деяний и только те побудительные мотивы, которые Он считает нужным нам раскрыть. Все Его заповеди и повеления праведны, поэтому мы не должны быть недовольными или недоверчивыми; наоборот, мы должны с благоговейным послушанием преклониться перед ним. Он раскроет нам Свои планы и намерения в такой мере, сколь необходимо для нашего же блага; сверх же всего этого мы должны довериться Всемогущей Руке и сердцу, полному любви.