Глава 36 Воспитание детей

Дорогие брат и сестра Г., ваша семейная жизнь вызывает у меня самые серьезные опасения. Я вижу грозящие вам опасности, о которых вы, судя по всему, даже не подозреваете. Думали ли вы когда-нибудь серьезно, с молитвой о своем долге и ответственности по отношению к детям, которых вы произвели в этот мир? Задумывались ли вы когда-либо о том, воспринимают ли они от вас должное воспитание и дисциплину, которая приведет их к почитанию Создателя в дни их юности? Приходила ли вам в голову когда-либо мысль о том, что если вы не сможете научить их уважать вас и подчиняться вам как родителям, то тем самым вы научите их бесчестить Бога? Каждый раз, когда вы позволяете своим детям пренебрегать вашим родительским авторитетом, каждый раз, когда они навязывают вам свою волю, вы усугубляете в них недостаток характера, который будет перенесен ими в религиозную жизнь: он будет учить их пренебрегать и попирать божественный авторитет.

Каждому из нас прежде всего необходимо ответить на следующий вопрос: для кого я воспитываю своих детей, для Христа или для укрепления влияния сил тьмы? Если вы не руководите своими детьми и не формируете их характер в соответствии с требованиями Бога, то чем меньше детей пострадает от вашего воспитания, тем лучше будет и для вас, родителей, и для всего общества в целом. До тех пор, пока дети не имеют возможности с младенческого возраста получить правильное, дисциплинирующее воспитание со стороны мудрой и рассудительной матери, которой

[324]

руководит совесть и разум и которая правит домом в страхе Господнем, соразмеряя все и, в частности, характеры своих детей мерилом праведности умножать такую семью — грех. Бог дал вам разум и требует, чтобы его использовали.

Вы ни на минуту не должны забывать свою обязанность посредством терпеливых, старательных усилий и искренней, пылкой молитвы воспитывать у своих детей такой характер, который сделал бы их благословением для собственной семьи, для церкви и для всего общества в целом. Вы не вправе ожидать какой-либо благодарности за свою работу, если ваши дети находятся под контролем врага всякой правды; награда дается по божественному образцу. Может ли Бог рассматривать плоды вашей деятельности хорошими, если вы, в угоду себялюбивым, мирским планам, пренебрегаете работой, результаты которой имеют столь далеко идущие последствия, и позволяете своим детям вырастать моральными уродами, сами толкаете их на широкий путь смерти? Те, которые не понимают своей великой ответственности и не готовы отдать все свои силы и разум воспитанию детей для Иисуса, не имеют морального права принимать на себя столь великую ответственность становиться родителями.

Каждая женщина должна с великим желанием готовить себя к этой исключительно важной работе, т. е. к формированию своих детей правильного характера, путеводя, наставляя и сдерживая их с нежной заботой и попечением. Отец и мать должны быть едины в этой работе. Недостаток требовательности, относящейся к послушанию, слепая любовь и сочувствие; ложное понятие, что мудрость воспитания заключается не в ограничении, а в потакании, огорчают ангелов, но безмерно радуют сатану. ибо такой подход к воспитанию умножает число его приверженцев на сотни и тысячи детей. Именно поэтому он так стремится ослепить родителей ложной любовью, притупить их чувства и привести в замешательство их разум. Они видят, что их дочери и сыновья являются неприятными, непривлекательными, непослушными и невнимательными, и, тем не менее, продолжают увеличивать их число, хотя они отравляют всю их жизнь, наполняют сердца горечью и множат число тех, кого сатана использует в целях уничтожения человеческих душ.

О, когда же, наконец, родители обретут истинную мудрость? Когда они увидят и осознают, какой вред приносит их пренебрежение к

[325]

назиданиям Божьего Слова, касающимся почтения и послушания? Плоды их потакания особенно явно проявляются, когда дети начинают самостоятельную жизнь и становятся главами собственных семейств. Они увековечивают ошибки своих родителей, полностью развивая полученные недостатки воспитания и передавая другим плохие привычки, нравы и вкусы, которые им прививали с раннего детства. Так они становятся для общества не благословением, а проклятием.

Когда вместо послушания Богу люди предпочитают следовать собственным путем и велениям собственного извращенной». воображения, они тем самым позволяют сатане водрузить свое адское знамя в их семьях и оказывать свое нечестивое влиянии через младенцев, детей и подростков. Его голос и воля отражаются в непослушании и извращенном характере детей. Бог бесчестится через проявления извращенного характера, исключающего почтение к Нему, но подразумевающего подчинение желаниям сатаны. Трудно себе даже представить, насколько велик грех, совершаемый теми родителями, которые таким образом позволяют сатане ликовать. Они засевают поле семенами, которые произведут тернии и волчцы и заглушат всякое растение небесного происхождения; каков же будет итог их жизни, откроет только судный день. И какая же печаль овладеет ими, когда жизнь со всеми ее ошибками и заблуждениями будет обозрена в свете вечности, но, к великому сожалению, это запоздалое откровение уже не сможет повлиять на приговор.

Полное пренебрежение к обязанности воспитывать детей для Бога увековечивает зло и отдает врагу многих из тех, кто, при наличии благоразумного воспитания, могли бы стать соработниками Христа. Ложные понятия и неразумная, слепая любовь взлелеивают черты характера, делающие детей непривлекательными и несчастными, а также несут горе своим родителям и распространяют гибельное влияние от поколения к поколению. Любой ребенок, которому позволяется делать все, что ему заблагорассудится, бесчестит Бога и позорит собственных родителей. Имеем ли мы право так ошибаться, если долг каждого из нас освящен сиянием Слова Божьего и свидетельствами Его Духа? Бог требует от родителей воспитывать своих

[326]

детей в познании Его воли и в уважении Его требований, чтобы дети осознавали себя младшими членами Господней семьи, имели прекрасные характеры, добрые чувства и были готовы сиять в небесных дворах. Но, пренебрегая своим долгом и угождая детям в неправильных поступках, родители сами закрывают им врата города Божьего.

Родители, пусть эти факты жизни дойдут до вашего ума и сердца, пусть они пробудят вас и побудят к верному исполнению долга, которым вы столь долго пренебрегали. Я обращаюсь к вам, родители, заявляющие о своей любви к Богу, но не исполняющие Его волю. Из-за вашего нежелания ограничивать собственных детей и направлять их на правильный путь тысячи из них вырастают с извращенными характерами, низкой моралью и мало приспособленными к исполнению практических обязанностей в жизни. Они вырастают предоставленными самим себе; посему по своему усмотрению распоряжаются и своим временем и своими умственными силами. Потеря их талантов для дела Божьего лежит у дверей отцов и матерей, и какое оправдание они приведут Ему, являясь Его управителями, которым была доверена священная обязанность всемерно развивать и умножать способности своих детей во славу их Создателя?

Мои дорогие брат и сестра, да раскроет Господь ваши глаза и оживит ваше сознание, чтобы вы прозрели в отношении своих недостатков и постарались их искупить. Пока же вы не живете исключительно для прославления Бога. Вы не проявляете силы, чтобы постоять за Иисуса и подвизаться за веру, однажды преданную святым. Вы пренебрегли своим долгом и делом доказали, что доверенная вашему попечению молодежь далеко не в безопасности.

Именно так Бог понимает вашу работу в собственной семье, именно так отмечено в небесной книге записей. Вы смогли бы многих привести к Иисусу, но недостаток морального мужества сделал вас неверными во всех отношениях.

В характере ваших детей наглядно проявляются все недостатки принятой в вашей семье системы воспитания, системы вседозволенности и баловства. Вы не приучили себя следовать наставлениям Слова Божьего. Зло, происходящее от вашего пренебрежения своим долгом, становится все глубже и опаснее. Сестра Г. не оказывает правильного влияния. Она подчинила свою волю более сильной воле своих неверно мыслящих детей и угождает им же во вред.

[327]

Вам обоим следовало бы учить с самого младенческого возраста своих детей, чтобы они не могли управлять вами, но исполняли вашу волю. Если бы сестра Г. получила правильное воспитание в детстве, если бы ее воспитывали в соответствии с требованиями Слова Божьего, то сейчас у нее был бы другой характер и она лучше понимала бы возложенные на нее обязанности. Она бы знала, как правильно воспитывать своих детей, чтобы их пути были угодны Богу. Однако этого не произошло, поэтому недостатки ее собственного воспитания сказываются и в характере ее детей; так чего же можно от них ожидать, когда они вырастут и сами станут главами собственных семейств? Те, кто постарше, возможно имеют некоторые навыки в домашней работе; но во всем остальном они являются новичками.

При наличии мудрого и твердого управления со стороны родителей эти дети могли бы стать по-настоящему полезными членами общества; пока же они — тщеславные, легкомысленные, своевольные и расточительные, являются лишь проклятием и позором для нашей веры. Они проявляют мало почтения к своим родителям, их совесть не ведает угрызений. Следуя своим собственным путем, они так упорно навязывают родителям свои желания, что пробудить их моральное сознание кажется почти невозможным. Все естественные склонности родителей, особенно отрицательные, как правило находят еще более сильное выражение в их детях. Такая семья полностью, как родители, так и дети, находится под божественным осуждением, и никто из них не может даже надеяться попасть в мирную обитель блаженства до тех пор, пока они не вернутся к честному исполнению давно забытого долга и не начнут воспитывать в своих детях такие черты характера в духе Христа, которые могли бы заслужить полное одобрение Бога.

За дело своих рук родители несут прямую ответственность. Им надлежит учиться мудрости и твердости, чтобы выполнять порученную работу верно и в правильном духе, чтобы вырастить своих детей полезными членами общества, всячески развивая в них все данные Богом таланты и способности. Неумение или нежелание поступать именно таким образом должно стать предметом самого тщательного церковного обсуждения, ибо родителям оно принесет проклятье, а церкви осуждение, тяжелые испытания и самые серьезные проблемы. Моральная проказа, нередко происходящая от недостатка дисциплинирующего и сдерживающего

[328]

воздействия на молодых, заразна; она поражает и тела, и души наших детей, поэтому уже давно пора всеми силами бороться против нее.

В Библии содержатся четкие и недвусмысленные указания относительно важности работы по воспитанию детей: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь есть один. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (Втор. 6:4-6). Прежде всего родители должны сами иметь живую связь с Богом, жить в страхе Господнем, знать и понимать Его волю; за этим следуют и их дела: «И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою и да будут они повязкою над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:7-9).

Господь повелел Израилю избегать заключения браков с окружающими их идолопоклонными народами: «Дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя… ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленное всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» (Втор. 7:3, 4, 6, 7).

Вот где мы видим положительные указания, весьма необходимые и для нашего времени. Господь обращается к нам в эти последние дни; нам же надлежит понять Его указания и быть послушными. Через Своих слуг Бог говорил Израилю: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано; тогда

[329]

ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Нав. 1:8). «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18:8). «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130). «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 113:105).

В этих текстах предельно ясно определены обязанности родителей. В них содержатся такие наставления, следуя которым, родители получат прекрасную возможность избежать каких-либо ошибок в воспитании своих детей; но Слово Божье не допускает никакого равнодушия или небрежности. Закон Божий должен стать для детей наивысшим моральным мерилом. Этому закону их надо учить непрестанно: когда они встают или садятся, уходят из дому или возвращаются домой; он должен стать для них главным правилом жизни, а его принципы неотъемлемой частью всех их опытов. Детей необходимо учить быть честными, правдивыми, воздержанными, бережливыми, трудолюбивыми и всем сердцем любить Бога. Это приведет их к непосредственному воспитанию и увещанию Господа, направит их слабые стопы на путь долга и безопасности.

Молодые люди, как правило, еще неопытны, а любовь к Библии, к ее священным истинам не приходит, естественно, сама собой. Немалые усилия требуются для того, чтобы окружить молодежь надежным барьером, окружающие их от коварных уловок сатаны; иначе они попадают в его сеть соблазнов и становятся пленниками его воли. Детей с ранних лет необходимо учить требованиям закона Божьего и вере в Иисуса, нашего Искупителя, ради очищения их душ от всякого греха. Такую веру необходимо прививать день за днем путем наставления и личного примера.

На родителях лежит торжественная ответственность, и как может Господь благословлять их, если они с явным пренебрежением относятся к своему святому долгу? Характер детей формируется в раннем возрасте; это известно всем, юные годы проходят, когда детские сердца так нежны и восприимчивы к воздействию истины, однако родители очень мало уделяют времени и внимания развитию духовной культуры своих собственных детей. Драгоценные уроки истины и долга должны ежедневно запечатлеваться в их невинных сердцах; им следует прививать познания о Боге, исходя из Его творческих дел, что впоследствии окажется для них намного более ценным, чем любые книжные знания.

[330]

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4), — словами, исходящими из уст нашего Спасителя. Неверное толкование и вероучение все умножаются и со змееподобной вкрадчивостью опутывают чувства людей. В Библии не осталось ни одной истины, которая так или иначе не подвергалась бы сомнению или отвержению. Служители всячески стремятся сделать великие пророческие истины, показывающие нашу роль в историческом развитии мира, мрачными и труднодоступными для понимания, тем самым лишая эти важнейшие свидетельства их естественной силы и красоты. Нередки случаи, когда дети все дальше и дальше отходят от древнейших пограничных знаков. Господь заповедал Своему народу, Израилю: «Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «Что означают сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?», то скажи сыну твоему: «Рабами были мы у фараона в Египте; но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою; и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его, пред глазами нашими. А нас вывел оттуда, чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим дать нам. И заповедал нам Господь все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь как и теперь. И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» (Втор. 6:20-25).

В Библии изложены принципы, к которым мы не можем относиться равнодушно и беспечно. Те, кто понимает истину и чувствует ее значение, пережили опыты с Богом, должны учить этим здравым истинам и своих детей. Они должны познакомить их с великими столбами нашей веры, раскрывая, почему мы. Адвентисты седьмого дня, как и Израильский народ, называемся особенным народом, святым, отделенным и непохожим на всех остальных людей на земле. Все эти вопросы нужно разъяснять детям простым и доступным языком, и с возрастом они будут понимать их, и, таким образом, шаг за шагом сложится прочное и глубокое основание их убеждения и веры.

[331]

Родители, вы называете себя детьми Божьими, но послушные ли вы дети? Исполняете ли вы волю Своего Небесного Отца? Следуете ли вы Его указаниям или предпочитаете освещать свой путь искрами от собственного огня? Отдаете ли вы каждый день все силы тому, чтобы преодолеть врага и уберечь своих детей от его коварных сетей? Открываете ли вы им бесценные истины Слова Божьего, объясняя истоки нашей веры, чтобы направить их юные стопы к надежной платформе истины?

Библия с ее драгоценными камнями истины была написана не только для ученых, образованных людей. Напротив, она предназначалась для простого народа, и объяснения, данные простым народным языком, под влиянием Святого Духа, самым наилучшим образом отвечают смыслу настоящей истины во Христе. Великие истины, необходимые для спасения, ясны, как полдень, и все могут понять их, разве за исключением тех, кто будет идти путем своего личного суждения вместо открытой воли Божьей.