Глава 39 Любовь между братьями

Дорогие братья и сестры в _____. Меня сильно тревожит ваше духовное состояние. Оно лишает меня сна и заставляет вставать с постели среди ночи, чтобы обратиться с этими строками к брату Д. и к вам, как церкви. Сейчас трудно сказать, каким могло бы быть состояние брата Д. в настоящее время, если бы вы относились к нему правильно, истинно по-христиански, с таким отношением, которое в подобных случаях должно проявляться всеми детьми Божьими. Некоторые из вас

[342]

вряд ли поймут, что я имею в виду, ибо избранный вами путь не ведет к освященному умению распознавать различия. Вы допустили, чтобы чувства сильной вражды против этого человека наполнили ваши сердца, и всячески оправдывали свое безразличное и даже презрительное отношение к нему. По вашему рассуждению, своим неверием и неправильным курсом жизни он, безусловно, наносил урон церкви и ставил под угрозу души ее членов, поэтому любое общение с ним вредно и опасно. Но пробовал ли кто из вас критически, в свете Божьего мерила праведности отнестись к собственным словам и поступкам сопоставляя их с жизнью Христа? Если бы вы исполняли волю Божью, тогда Его свет и одобрение укрепили бы ваши усилия и привели к успеху. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из членов этой некогда процветавшей церкви начал заново созидать дом своей души. Увидев свой прежний путь в истинном свете, они поймут, сколь великую ошибку они допустили, позволив их критическому фарисейскому духу управлять их речью и отношением к братьям. Нехристианская резкость суждений и высказываний удалила Христа от этой церкви и внесла в нее дух несогласия и разделения. Она развила среди ее членов склонность судить и осуждать других, возбуждая ненависть ко всем, кто смотрел иначе на различные вопросы, чем они. И даже если слова и поступки ваших братьев действительно ранили вашу душу, то готовы ли вы всех их поставить в один ряд и сказать: «Я свят для тебя» (Ис. 65:5).

«Итак, по плодам их узнаете их» (Матф. 7:20). Христос не был явлен в вашем отношении к некоторым членам церкви, намного ближе вас стоящих к небесному Царству. Господь открыл вам глаза на ваше неверное отношение к Его детям, на недостаток милости и любви в вас, на стремление господствовать над их разумом и заставить их смотреть на все вашими глазами. Но какой путь вы избрали, увидев свет истины? Вы просто согласились, что не правы, или же всем сердцем раскаялись в ошибках, смирив свое гордое сердце перед Богом? Отказались ли вы от прежнего пути, и приняли ли вы учения Бога. Пошли ли вы к тем, кого обидели и ранили, сказав им:

[343]

«Я был неправ, я согрешил против вас. Простите меня. Я заблуждался, ибо руководствовался собственным духом. У меня была ревность, но она не соответствовала истинному знанию. Мною скорее владел дух Ииуя, чем кротость и смирение Христа. Слово Божье учит: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16). Так не помолитесь ли вы и за меня, чтобы Бог дал мне прошение за все обиды и огорчения, которые я причинил вам?»

Если же вы, виновные в. обидах и осуждениях, не раскаетесь всем сердцем, то свет, мир и радость никогда не войдут в вашу душу. Лишь когда вы станете внимательными, чуткими и добрыми по отношению к своим братьям в такой же степени, в какой вы были жестокими, непрощающими и властными, когда раскаетесь в совершенных ошибках и постараетесь, насколько возможно, возместить ущерб, нанесенный вами, когда сделаете для этого все, что в ваших силах, вот тогда вы можете просить Господа сотворить то, что не под силу вам, — исцелить нанесенные вами раны, простить вас и вычеркнуть ваши согрешения из небесной книги записей. Если же нежелание раскаяться в заблуждении, столь ясно и открыто представленном вам, по-прежнему остается слишком сильным, это означает, что вами, как и раньше, владеет не дух Евангелия Христова, а ваш собственный неукрощенный и неосвященный характер.

Если Господь когда-либо говорил моими Устами, то вам предстоит самая серьезная работа искреннего покаяния, дабы показать всем заблуждающимся, что сатанинский элемент в вашем характере проявлялся не просто в холодности и равнодушии, но также в презрении и пренебрежении. Если они действительно находятся во тьме и их дела угрожают их душе, вы должны проявить к ним тем больший интерес. Покажите им, что, оставаясь верными принципам и не отклоняясь от справедливости, вы, тем не менее, любите их души. Из ваших слов и поступков пусть они поймут, что нами руководит не дух мщения, а искренняя готовность ради их же блага принести в жертву свои чувства и смирить собственное «я». Всей своей жизнью представляйте Иисуса, наш Образ для подражания; проявляйте Его дух во всякое время и при всех обстоятельствах; пусть в вас откроется ум Христов. До сих же пор ваши пути не были путями Божьими, и ваша воля не была волей Божьей. Вы не развивали в себе драгоценное растение любви и не увлажняли

[344]

его росой благодати Божьей. В вашей жизни господствовало самолюбие, самоправедность и самодовольство.

Что для вас сделал Иисус, и что Он постоянно делает для каждого из нас? Что у вас есть, не полученное от Него? Христос говорит: «Я есмь Лоза, а вы — ветви» (Иоан. 15:5). «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую приносящую плод очищает, чтобы более приносила плода» (Иоан. 15:2). Ее ветви поддерживают лозу, но лоза поддерживает и питает ветви. Не церковь поддерживает Христа, Он Своей жизнетворной силой поддерживает церковь. И мало быть просто ветвью — надо быть плодоносной ветвью. «Кто пребывает во Мне, — говорит Иисус, — и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15:5). Однако, если нашим плодом являются тернии, следовательно, мы не ветви Живой Лозы.

Жизнь — это дисциплина В мире верующий человек встречается с различного роде неблагоприятными обстоятельствами, которые по-своему будут испытывать его характер; и если он встретит их в правильном духе, правильно будут развиваться и его христианские качества. Если человек кротко переносит оскорбления и глумления; а если на все ругательные слова он отвечает любезно и кротко и на все деспотичные действия готов ответить снисходительностью и мягкостью; все это говорит о том, что Дух Божий живет в сердце его и что жизненный сок живой Лозы течет по его ветвям. Мы находимся в школе Христа в этой жизни, где должны научиться кротости и смирению, и в день суда мы увидим, что все пережитое нами — трудности, страдания, лишения, горе, неприятности, — все это было для нас практическими уроками в применении принципов христианской жизни. Эти уроки правильно понятые и проверенные в жизни, развивают в характере человека подобие Христа и отделяют христианское от мирского.

Мы должны стремиться к высшей отметке мерила, если хотим быть чистыми, благородными, святыми и незапятнанными детьми Божьими; и для достижения этого необходим очистительный процесс. А. как же может протекать этот процесс, если не будет затруднений, препятствий, одним словом, всего того, что требовало бы с нашей стороны терпения и выдержки? Такие испытания —

[345]

это величайшие благословения в нашей жизни. Они — побуждают нас к росту и развитию. И мы должны употреблять их как Божьи средства для приобретения побед над нашим «я» вместо того, чтобы разрешить им угнетать и уничтожать нас.

Характер будет испытан. Христос будет открыт в нас, если мы, действительно, станем ветвями живой Лозы. Мы должны быть терпеливы, добры и бодры среди неприятностей. День за днем и из года в год мы должны побеждать свое «я» и постоянно возрастать в духе благородного героизма. Эта задача, возложенная на нас, не может быть выполнена без помощи со стороны Иисуса, без решительной настойчивости, неуклонного стремления к поставленной цели, неусыпной бдительности и постоянной молитвы. Каждый должен лично сражаться, чтобы победить. Каждый должен проложить свой личный путь через огонь борьбы и разочарований. А те, кто уклоняется от борьбы, теряет силу и радость победы. Никто, даже Бог не сможет открыть перед нами врата неба, если мы со своей стороны не приложим необходимых усилий и стараний. Мы должны внести в нашу жизнь черты прекрасного. Мы должны искоренить из нашего характера порочные черты, которые делают нас неприятными Иисусу. В то время, как Бог действует в нас по Своему благоволению, мы должны трудиться в согласии с Ним. Религия Христа преобразует сердце. Она превращает мирского человека в мыслящего по небесному образцу. Под ее влиянием эгоист становится бескорыстным, потому что это черта характера Иисуса. Нечестный, недостойный человек становится справедливым, благородным, и для него уже насущно — делать своим ближним то, что бы он хотел, чтобы они сделали для него. Вместо безнравственности проявляется чистота и непорочность. Такой человек формирует в себе правильные привычки, потому что Евангелие Христа стало для него «запахом живительным на жизнь».

Сейчас, когда длится время испытания, пусть никто и не произносит над другими приговора и не выставляет себя как образец. Христос — наш пример; подражайте Ему и идите неуклонно по Его стопам. Вы можете открыто верить каждому пункту настоящей истины, но если вы не будете практически применять эти истины в жизни, то это ничего вам не даст. Мы не должны порицать других; это не наше дело, но мы должны любить друг друга и молиться друг о друге. Если мы видим, что кто-либо уклоняется от истины, мы должны

[346]

рыдать о нем, как Христос рыдал над Иерусалимом. Обратите внимание на то, что наш Небесный Отец в Своем Слове говорит о согрешивших: «Братья! Если и впадает человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). «Братья! Если же кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19-20). Какая огромная миссионерская работа заключается в этом! В этом заключается больше христоподобия, чем в обвинениях и осуждениях бедных, ошибающихся смертных, не поступающих точно по их суждению. Будем помнить всегда, что Иисус знает каждого из нас лично и Он глубоко тронут нашими немощами и слабостями. Он знает нужды каждого Своего творения и читает, как в открытой книге, незримое, невысказанное горе каждого сердца. Когда кому-либо из самых Его меньших братьев, за кого Он умер, причиняется, обида и боль. Он видит это и привлечет обидчика к ответу. Иисус — добрый Пастырь. Он заботится о Своем слабом, больном, странствующем стаде. Он знает каждого по имени. Отчаяние каждой овцы и ягненка из Его стада трогает сердце, исполненное сочувствующей любви, и их вопль достигает Его слуха. Пророк говорит о самых тяжелых грехах пастырей Израиля: «Слабых не укрепляли и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их» (Иез 34:4-6).

Иисус так заботится о каждом, как если бы он только один был на всей земле. Как Божество, Он использует всю Свою могущественную силу ради нас, и, как наш Старший Брат, Он сочувствует нам во всех наших несчастьях и переживаниях. Величие неба не стоит в стороне от грешного человечества. Мы имеем не такого

[347]

первосвященника, который настолько велик и высок, что не замечает нас и не понимает нас, но Который был искушен во всем, подобно нам, кроме греха.

Как не похож этот дух на то безразличное, презрительное отношение, которое было проявлено в _____ к Д. и к другим, находящимся под его влиянием. Если где-либо и была нужда в преобразующей благодати Божьей, так это в данной общине. Судя и порицая брата, они взяли на себя миссию, какую им Бог никогда не поручал. Они разрешили, чтобы черствость и резкий, осуждающий дух, разрушающий индивидуальность и независимость, проник в их христианский опыт, и они изгнали любовь Иисуса из своего сердца. О, поспешите дорогие братья, убрать эти ужасные проявления греха из вашего сердца, пока еще на небе не вынесен приговор: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11)

Возможно, что вы встретитесь со многими затруднениями и неприятностями в своей христианской жизни, но не пытайтесь суровым и жестоким образом перевоспитывать ваших братьев. Если вы, увидите, что их жизнь не отвечает всем требованиям Слова Божьего, не осуждайте их за это; если они бывают раздражены, не отвечайте им в том же духе. И когда высказываются такие мысли, которые способны вызывать самое глубокое раздражение и гнев, сохраняйте дух спокойствия и не разрешайте себе рассердиться и вспылить. Вы будете видеть вокруг себя много нехорошего и захотите исправить все это. И вы начнете совершать, работу реформы и преобразования вашими личными усилиями, но, поступая так, вы пойдете по неправильному пути. Мы должны работать с согрешающими с таким сердцем, которое смягчено Духом Божьим и подчинено Его влиянию; при этом мы должны разрешить Господу использовать нас как Его орудия. Возложите ваше бремя на Иисуса. Там, где сатана пытается овладеть душой, передайте в руки Иисуса это дело, но со своей стороны вы должны совершить все возможное в духе кротости и смирения, а все остальное, что вы не в состоянии разрешить, все неясное и запутанное отдайте в руки Божьи. Поступайте согласно указаниям в Его Слове и предоставьте разрешение вопроса на рассмотрение Его мудрости. Сделавши все, что только вы могли для спасения вашего брата, перестаньте больше беспокоиться об этом и

[348]

спокойно примитесь за другие неотложные дела и обязанности, потому что это уже не ваше дело, а Божье.

Не рассекайте узел затруднений и неприятностей вашим нетерпением, оставляя это дело совсем безнадежным. Позвольте Богу вместо вас распутать запутанные нити. Он достаточно мудр для того, чтобы разрешить все сложности нашей жизни. Он обладает мастерством и тактом. Мы не всегда способны понять Его планы; мы должны со своей стороны терпеливо ожидать, пока они откроются, чтобы в противном случае мы не испортили и не уничтожили их. Он Сам откроет их нам в Свое доброе время. Ищите и стремитесь к единству; развивайте любовь и подражайте Христу во всем. Он Источник единства и силы, но вы со своей стороны не искали христианского единства, того единства, которое связывает сердца в любви.

Для вас есть работа, которую вы должны выполнить, в церкви, а также и вне ее: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» (Иоан. 15:8). Плод, приносимый вами, — это то единственное, что испытывает характер дерева перед миром. Это доказательство, что мы истинные ученики Иисуса Христа. Если наши дела имеют такой характер, который вполне достоин ветвей живой Лозы, то есть когда мы приносим богатые гроздья драгоценных плодов, тогда мы носим перед миром личную Божью эмблему как Его сыновья и дочери. Мы — живое письмо, всеми узнаваемое и читаемое.

В данное время я очень опасаюсь, что вы не сделаете того, что должны сделать, чтобы искупить прошлое и стать живыми, плодородными ветвями. Если вы сделаете то, что Бог ожидает от вас, тогда Его благословения будут излиты на общину. Вы еще не в достаточной степени смирились, чтобы совершить эту основательную работу и вполне соответствовать намерениям Духа Божьего. Еще там, где должно быть смирение, сокрушение и раскаяние, проявляется самооправдание, самодовольство и самомнение. Вы должны устранить каждый камень преткновения и «ходить прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 13:13). Еще не слишком поздно, исправить неправильное; но вы не, должны утверждать, что правы и не нуждаетесь во Враче, потому что на самом деле вам нужна помощь. Когда вы придете к Иисусу с сокрушенным сердцем. Он поможет вам и благословит вас, и вы пойдете вперед в работе Господа с энергией и смелостью. Самым лучшим доказательством того, что вы пребываете во Христе, будет плод, приносимый вами. Если вы реально не соединитесь с Ним, тогда полученный вами свет и преимущества осудят и погубят вас.

[349]