Глава 3 Родительское воспитание

Мне было показано, что очень многие родители, заявляющие о своей вере в торжественную весть для нашего времени, на самом деле не воспитывают своих детей для Бога. Они не сдерживают себя и даже гневаются на любого, кто пытается сдерживать их. Живой ежедневной верой они не привлекают своих детей к Божьему алтарю. Святой Божий день многим из этих молодых людей разрешается проводить в развлечениях и тем самым нарушать 4-ю заповедь. Они без малейшего угрызения совести выходят в субботу на улицу с единственной целью — повеселиться. Им разрешают ходить, куда они хотят, и делать все, что им придет в голову, в то время как их родители

[37]

настолько страшатся вызвать их нерасположение, что, подобно священнику Илию, не осмеливаются ни в чем противоречить им.

Эти молодые люди утратили всякое уважение к субботе; их душа не лежит ни к религиозным собраниям, ни ко всему святому и вечному. А когда родители пытаются повлиять на них, они в свое оправдание приводят недостатки некоторых членов церкви. Родители же, вместо того, чтобы в корне пресечь подобное отношение, сами нередко поступают как и их дети, рассуждая примерно следующим образом: «Если бы тот или иной член церкви являл собой образец совершенства, то и дети у него были бы хорошими». Вместо упреков братьям они должны учить детей, что грехи других не являются оправданием их собственных грехов, что единственным истинным Образцом является Христос. Недостатки многих людей не оправдывают ни одного из их собственных грехов, ни на йоту не умалят их собственной вины. Бог дал им один совершенный, благородный и возвышенный пример, которому они должны следовать независимо от курса, взятого другими. Однако из-за своей слепой любви к детям родители теряют способность здраво рассуждать и делать правильные выводы; сатана же использует эту возможность для того, чтобы через таких эгоистичных, своенравных молодых людей оказать свое разрушительное воздействие и на родителей. Желаю напомнить вам о гневе Господнем, ниспавшем на неверных и непослушных в древнем Израиле, которым было указано на их ответственность за воспитание детей. Эти обязанности никто не снимает с верующих родителей и в наше время. «Внимай, народ. Мой, закону Моему, приклоните ухо ваше к словам уст Моих. Открою уста Мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их. возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Псал. 77:1-4).

Дети будут такими, какими их сделают родители посредством наставления, воспитания и личного примера. Как важна поэтому родительская ревность в воспитании молодых людей для служения Богу! Детей необходимо научить, чтобы они с самого раннего возраста со святостью относились к религиозным обязанностям. Это наиболее важная часть их воспитания- Наши обязанности перед Богом должны занимать первое место. Необходимо

[38]

научить и явить примером жизни верное соблюдение закона Божьего из принципа. «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети. которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божьих и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (Пс. 77:5-8).

Здесь представлена огромная ответственность, возложенная на родителей. Дети, которым позволяют созреть в полный возраст мужчин и женщин с невоспитанным характером и неуправляемыми страстями, в последующей жизни не смогут заслужить одобрения Божьего. Они стремятся к легкомысленным развлечениям и дружбе с неверующими. Им позволяют пренебрегать религиозными обязанностями и следовать побуждению плотского сердца, в результате чего их разум и воля попадают под власть сатаны. Именно это имело место в случае с _____; его отход от Бога произошел прежде всего вследствие того, что родители не воспитывали его в духе сознательной религиозной жизни. Состояние таких детей достойно сожаления; они считают себя христианами, однако родители не удосужились научить их, что означает быть христианами: как помнить о милостях Божьих, как воздавать Ему хвалу и как подражать образу жизни Христа.

Когда такие дети попадают в школу и вступают в общение с другими учениками, те, которые стремятся быть христианами, стыдятся проявлять свою веру в присутствии этих легкомысленных детей, имеющих столь много мирского. Тем самым, из-за боязни показаться исключительными,

[39]

отказываясь от христианского поведения, они устраняют свою защиту именно тогда. когда более всего в ней нуждаются, когда силы мрака посредством неверных товарищей пытаются отвратить их от Иисуса. Они вступают на весьма опасный путь, лишенный защиты и поддержки религиозного принципа, поскольку боятся, что им будет слишком трудно или неприятно совмещать религиозные чувства с занятиями в школе и играми со сверстниками. Таким образом, их душа становится незащищенной перед стрелами сатаны. Где же наставники этих молодых душ? Кто из них, одной рукой твердо держась за престол Божий, другой обнял бы молодых, чтобы привлечь их ко Христу? Ведь именно в это время они более всего нуждаются в познании религии, нуждаются в том, чтобы их поддержали крепкой рукой.

Многие из тех, кто и без того долго отказывался от божественного водительства и защиты, продолжают идти по пути легкомыслия и эгоистичных удовольствий, все больше и больше оскверняя и развращая свое тело. И в итоге, их ум затуманивается, религия становится им неприятной. Некоторые же из них, следуя примеру содомлян, пали настолько низко, что сегодня уже близки к проклятию и глухи к голосу увещания и предостережения. Они никогда не смогут получить искупления, и виновными в их гибели будут прежде всего родители. Стремление к пустым развлечениям, в жертву которым они приносят такие великие ценности, как здоровье, мир души и вечную жизнь, в конечном итоге ничего, кроме горечи, им не принесет.

Родители, во имя Христа, умоляю вас, не упускайте благоприятных возможностей в вашей важнейшей работе — в формировании характера ваших детей для настоящей и вечной жизни. Пренебрежительное отношение к верному наставлению, равно как и слепая родительская любовь, не дающая возможности оказывать необходимое сдерживающее воздействие, ведут ваших детей к неминуемой гибели. Такой курс воспитания может оказать роковые последствия для всей их будущей жизни. Вы и только вы определяете, кем они станут и что

[40]

они смогут сделать для Христа, для людей и для собственных душ.

Относитесь к своим детям честно и преданно. Трудитесь терпеливо и мужественно! Не бойтесь ни страданий, ни испытаний; не жалейте ни времени, ни усилий. Будущее ваших детей даст оценку вашей работе. Верность Христу наилучшим образом проявится в правильном, всесторонне воспитанном характере ваших детей. Ведь они — собственность Христа, приобретенная ценой Его собственной крови. Если их душа всецело на стороне Христа, они — Его соработники, помогающие другим найти правильный жизненный путь. Если же вы пренебрегаете данной Богом работой, ваш неблагоразумный курс воспитания делает их теми, кто удаляет от Христа и укрепляет царство мрака и тьмы.

Я говорю о том, что знаю лично. Обращаясь к вам, я свидетельствую о том, что видела: в глазах Бога наша воспитывающаяся молодежь, дети так называемых христиан, допускают самые печальные грехи, ставшие настолько распространенными, что составляют одно из знамений последних дней. Молодежь настолько исполнена греховных склонностей, что заслуживает самого решительного разоблачения и осуждения. Позволяя себе легкомысленно и даже презрительно относиться к ранним обетам посвящения Богу, они совершают тяжкий грех. Святой Дух, проявляя глубокий духовный интерес, снизошел на них, приглашая их твердо встать под окровавленное знамя Князя Эммануила. Но их родители сами настолько далеки от Бога, настолько погрязли в мирских делах и заботах, настолько полны сомнений и неопределенности в отношении собственных религиозных опытов, что оказались полностью неготовыми дать своим детям должное наставление. Этим молодым людям в их неопытности необходима мудрая и твердая рука, которая наставила бы их на верный путь, которая своевременным советом удержала бы их от ошибок и заблуждений.

Религиозная жизнь должна находиться в ярком контрасте с мирской жизнью и поисками греховных удовольствий. Желающие быть учениками Христа должны подобно Ему нести свой крест. Наш Спаситель жил не для того, чтобы угождать Себе. Так же должны поступать и мы. Высокие духовные достижения требуют полного

[41]

посвящения Богу. Но такое наставление не было дано молодежи, ибо противоречило образу жизни их родителей. Поэтому дети в вопросе познания христианской жизни делали все наилучшее, что могли. Когда они встречались с искушением примкнуть к мирскому обществу и участвовать в его развлечениях, их любящие родители, не желая ограничивать любые их греховные склонности, — а им есть что сказать или сделать в этом вопросе, — занимают настолько неопределенную позицию, что дети сами решают, какой курс им избрать, чтобы согласовать с христианской жизнью и характером.

Однажды вступив на такой путь, они обычно продолжают идти по нему до тех пор, пока мирской образ жизни полностью овладевает ими, и они с презрительной усмешкой вспоминают о своих прежних убеждениях. Они презирают былую простоту и нежность своих сердец и под любым предлогом избегают священных требований церкви и распятого Искупителя. Эти молодые люди никогда уже не станут теми, кем они могли бы быть, если бы убеждения их совести не были в свое время подавлены, а самые святые, самые нежные чувства не были притуплены. И даже, если в последующие годы они все-таки станут последователями Христа, шрамы, нанесенные их душам неуважением к святым вещам, будут всегда напоминать об их ошибочном прошлом.

Родители не видят всего этого. Они не предвидят результатов своего курса действий, не осознают, что для святой жизни их детей необходима изысканная культура развития, основательное воспитание. Они не понимают, что дети, будучи в особом смысле собственностью Христа, искупленными Его кровью, трофеями Его благодати, являются искусными инструментами в Божьих руках, которые Он желает использовать для созидания Своего Царства. Сатана всегда старается вырвать эту молодежь из рук Христа, а родители не замечают, что коварный враг буквально рядом с ними расставляет свои адские знамена: они настолько ослеплены, что принимают их за знамя Христа.

Играя на тщеславии или праздности, скептицизме или самолюбии молодых, сатана увлекает их с узкого пути святости, по которому должны следовать искупленные Господом. Но обычно это происходит не

[42]

сразу, а постепенно; сделав один неверный шаг, они теряют свидетельство Духа Божьего, что они приняты Богом, и впадают в разочарование и неверие. Религиозные служения не привлекают их, ибо совесть осуждает их. Так они попадают в сети сатаны, выбраться из которых можно только единственным способом: вернуться на истинный путь и со смирением в душе раскаяться в своем половинчатом, полусердечном курсе. Пусть они вернутся к своим первоначальным опытам, давшим им свет; пусть они лелеют каждое божественное вдохновение; и пусть в их душах царствуют те святые чувства, вдохновить на которые под силу только Духу Святому. Вера во всемогущество Иисуса даст им силу и свет, ведущий по жизни.

Именно такое практическое наставление в религиозном опыте христианские родители должны быть готовы передать своим детям. Это требование Божье, и вы пренебрегаете своей обязанностью, если не выполняете его. Наставляйте своих детей относительно избранных Божьих методов воспитания и условий успеха в христианской жизни; научите их, что Богу служить невозможно, чрезмерно увлекаясь заботами преходящей жизни; но не воспитывайте в их сознании и другой крайности — что можно прожить жизнь без тяжелого труда, проводя время в приятном безделье. Слово Божье проливает на этот вопрос ясный свет. Наилучший пример для подражания молодежи оставил Князь Неба Иисус, тяжелым трудом зарабатывавший Свой насущный хлеб в мастерской города Назарета. Будучи послушным Сыном Своих родителей, он не стремился Сам распределять Свое время или следовать желаниям Своей Собственной воли. Потворствуя в своей жизни греховным желаниям, молодой человек никогда не сможет достичь истинного влечения как человек и христианин. Бог не обещает нам в Своем служении легкой жизни, чести и богатства, но все необходимые благословения «среди гонений» (Марк. 10:30), а в мире грядущем — жизнь вечную (Лук. 18:30). Христос в своем служении не примет меньшего, чем полное посвящение. Вот тот урок, который должен каждый воспринять.

[43]

Изучающие Библию, советующиеся с Богом и полагающиеся на Христа, смогут мудро поступать во всякое время и при всех обстоятельствах. Добрые принципы проявляются в практической жизни. Пусть только истина настоящего времени будет принята всем сердцем и станет основой характера — она воспроизведет такую твердость в достижении цели, на которую не смогут повлиять приманки удовольствий, меняющиеся обычаи, презрение мира и эгоистические побуждения собственного сердца. Прежде всего должна быть просвещена совесть и подчинена воля. Пусть в душе воцарится любовь к истине и праведности, и тогда явится характер, который одобрит Небо.

У нас имеется немало примеров поддерживающей силы твердого религиозного принципа, даже страх смерти не мог заставить сильно жаждущего Давида пить воду из Вифлеемского колодца, ради которой смелые люди рисковали собственной жизнью. Даниил не отказался молиться своему Богу, хотя перед ним предстали все ужасы львиного рва, а Седрах и его товарищи, не испугавшись раскаленной печи, не преклонились перед истуканом Навуходоносора. Молодые люди, обладающие твердыми принципами, скорее пожертвуют удовольствиями, будут терпеть страдания, скорее пойдут во львиный ров и огненную печь, чем откажутся от верности Богу. Вспомните о характере Иосифа. Его целомудрие подвергалось суровому испытанию, из которого он вышел абсолютным победителем. Этот истинно благородный юноша выдержал все благодаря своему возвышенному, непоколебимому убеждению. Господь был с ним, а Его Слово было для него законом.

Подобная твердость и непоколебимость в защите принципов еще ярче проявляется в контрасте со слабостью и бездеятельностью современной молодежи. За редким исключением, современная молодежь отличается нерешительностью и неустойчивостью, готова менять свои решения в зависимости от обстоятельств и окружающей обстановки — сегодня одно, а завтра — другое. Стоит только представить им заманчивые удовольствия, дать им возможность удовлетворить свое «я», и они готовы принести в жертву собственную совесть. Можно ли доверять таким людям? — Никогда!

[44]

В отсутствии конкретных соблазнов и искушений их поведение может выглядеть настолько безупречным, что все ваши сомнения и подозрения покажутся просто несправедливыми; но если грянут иные обстоятельства — они не оправдают вашего доверия. Такие люди не имеют прочного сердечного основания. Именно в то время, когда требуется твердость в отстаивании принципов, они сдаются. И если они не становятся Арнольдами (американский генерал, ставший предателем) или Иудами, то только из-за отсутствия подходящей ситуации.

Родители, ваша первая забота — подчиняться зову долга; вложить сердце и душу в дело, порученное вам Богом. Выполняйте его добросовестно и безупречно, даже если во всем остальном вас постигнут неудачи. Если в результате домашнего воспитания ваши дети вырастут морально чистыми и добродетельными; если они будут способны занять даже самое скромное и непритязательное место в великом Божьем плане ради блага и спасения мира, вашу жизнь нельзя назвать напрасной, и вам никогда не придется вспоминать о ней с сожалением.

Мнение о необходимости подчиниться прихотям капризных, невоспитанных детей в корне ошибочно. Когда Елисей только начинал свою работу, молодежь Вефиля всячески над ним насмехалась и издевалась. Елисей был исключительно мягким человеком, но Дух Божий побудил его проклясть этих ругателей. Ведь они, услышав о вознесении Илии, превратили это торжественное событие в предмет своих насмешек. Но Елисей доказал, что никому — ни старым, ни молодым — он не позволит шутить над его святым призванием. Когда эти молодые люди из Вефиля в насмешку посоветовали ему подобно Илии, вознестись на небо, он именем Господа проклял их, и их постигло суровое осуждение Бога. После этого уже ничто не препятствовало Елисею в исполнении его святой миссии. В течение 50 лет он беспрепятственно проходил через ворота Вефиля, ходил от города к городу, пробираясь сквозь толпы самых беспутных, самых испорченных молодых людей, но никто из них ни разу не осмелился насмехаться над ним или легкомысленно отзываться о его способностях как пророка Всевышнего. Таким образом, было достаточно лишь одного урока непоколебимой строгости в самом начале его работы, чтобы вызвать уважение к нему в течение всей его по-следуюшей жизни. Стоило ему оставить насмешки в Вефиле без внимания — и такие же компании дерзких юнцов и дальше ругались бы, оскорбляли и даже, возможно, убили бы его, лишив

[45]

возможности продолжить работу по наставлению и спасению народа в период величайшей опасности.

Даже доброта должна иметь свои пределы. Авторитет необходимо поддерживать твердой рукой, иначе многие будут относиться к руководителю с насмешкой и презрением. Стремление родителей и наставников нежить, ублажать и потакать своим детям представляет собой величайшее зло. Твердость, решительность и положительность требований — вот качества, в которых нуждается каждая семья. Родители, постарайтесь исполнить обязанности, которыми порой пренебрегаете; воспитывайте своих детей в соответствии с Божьим планом, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9).