Глава 55 Поведение в доме Божьем

Для смиренной верующей души дом Божий на земле — это врата неба. Священные гимны, молитвы, слова, представителей Христа,- все это является определенными Богом средствами для приготовления народа к небесной церкви, для того возвышенного служения, куда не сможет войти ничто нечистое.

На примере святости, окружавшей земное святилище, христиане должны научиться правильному отношению к месту, где Бог встречается со Своим народом. В вопросе религиозного богослужения произошла большая перемена в привычках и обычаях народа, но, к сожалению, не в лучшую, но в худшую сторону. Драгоценные, священные вещи, связывающие нас с Богом, быстро теряют свое влияние на наш разум и сердце и опускаются на один уровень с будничным. То благоговение, какое народ в древности испытывал к святилищу, где он встречался с Богом во время служения, в большей мере исчезло. И тем не менее, Сам Бог дал все необходимые указания относительно Его служения, подымая его над всем временным и преходящим.

Дом — это святилище для семьи; отдельная комната или уединенное место на лоне природы — святое место для личного поклонения; но дом молитвы — это святилище для всего собрания. В нем должно быть предусмотрено место, время и определенный распорядок богослужения. Ко всему священному, имеющему отношение к богослужению, нельзя относиться безразлично и равнодушно. Для того, чтобы вознести богослужение на должную высоту, все, имеющие отношение к нему, должны провести священную границу в своем сознании между святым и обычным. Благородные мысли, высокие идеи и святое вдохновение говорят о том, что обладатели этого — люди, связанные с таким источником, который питает их надлежащим образом. Счастливы те верующие, которые имеют святилище, простое или со всеми удобствами, в городе, в сельской местности или же среди диких горных пещер, в скромной комнате или в пустыне.

[492]

Если такое место для богослужения есть наилучшее, что они могут предусмотреть для Господа, Он освятит его Своим присутствием, и оно будет святым для Господа воинств.

Поклоняющиеся Богу, входя в молитвенный дом, должны делать это благопристойно, спокойно занимая свои места. Если в данном помещении есть отопительная печка, неприлично собираться вокруг нее в небрежных позах. Обычные разговоры, шепот и смех не должны допускаться в доме молитвы ни до богослужения, ни после него. Серьезное, живое благочестие должно характеризовать поклоняющихся Богу.

Если до начала богослужения еще остается некоторое время, присутствующие должны сохранять в себе истинный дух посвящения путем тихого размышления, мысленно возносясь к Богу в молитве о том, чтобы предстоящее служение принесло особенное благословение для них лично, а также привело к убеждению и обращению другие души. Все должны помнить, что небесные вестники присутствуют в доме молитвы. Мы теряем очень много из святого общения с Богом, когда ведем себя беспокойно и упускаем моменты святого размышления и молитвы. Мы должны часто обозревать свое духовное состояние, и наш ум и сердце должны быть направлены к Солнцу Праведности. Когда народ приходит в дом молитвы, он должен испытывать истинное благоговение к Господу и помнить, что он находится в Его присутствии и в их молчании заключается мелодичное красноречие. Всякий разговор, шепот и смех, которые не являются грехом при наших обычных занятиях, не должны допускаться в доме, где поклоняются Богу. Сознание человека должно быть подготовлено для выслушивания Слова Божьего, чтобы таким путем оно могло иметь надлежащее влияние на сердце.

Служитель должен выходить на место богослужения с торжественным, достойным видом. Заходя за кафедру, он должен тут же склониться в тихой молитве и серьезно умолять Бога о помощи. О, какое впечатление это произведет! Чувство торжественности и благоговения будет покоиться на народе. Их служитель беседует с Богом; он вручает себя Богу, прежде чем осмелиться выступить перед народом. Всех охватит чувство торжественности, и ангелы Божьи будут очень близки ко всему собранию. Каждый

[493]

из присутствующих, боящийся Бога, также присоединится к нему в тихой молитве, чтобы Бог присутствовал на этом месте и дал силу Своей истине быть возвещенной через человеческие уста. Когда молитвой открывается собрание, каждое колено должно склониться в присутствии Святого, и каждое сердце должно вознестись к Богу в святом благоговении. Молитвы верных детей Божьих будут услышаны, и сказанное слово окажет свое влияние. Безразличное отношение поклоняющихся в доме Божьем является одной из главных причин, почему служение является таким маловлиятельным. Священные гимны, возносящиеся из многих сердец торжественным голосом, являются одним из Божьих средств в работе спасения душ. Все служение должно проходить в торжественном и благоговейном духе, как бы в присутствии Самого Господа.

Когда говорится Слово, братья, вы должны помнить, что слушаете голос Божий через Его полномочного служителя. Слушайте внимательно. Не разрешайте себе уснуть хотя бы на одну минуту, потому что, возможно, в тот момент вы упустите слова, в которых больше всего нуждаетесь, именно такие слова, которые при должном внимании могли бы спасти вас от заблуждения. Сатана и его ангелы очень озабочены тем, чтобы производить парализующее влияние на чувства людей, дабы все предостережения, увещания и обличения не были услышаны и не произвели надлежащего влияния на сердца. Иногда какой-либо малый ребенок настолько отвлекает внимание слушателей, что драгоценное семя не попадает на добрую почву и не приносит своего достойного плода. Иногда некоторые молодые люди так мало проявляют уважения к дому молитвы и месту богослужения, что в течение всей проповеди продолжают тихо переговариваться между собой. О, если бы они могли видеть ангелов Божьих, следящих за ними и отмечающих все их действия, им стало бы стыдно, и они ужаснулись бы своего поведения. Бог желает иметь внимательных слушателей. Именно когда люди спали, пришел сатана и посеял плевелы.

После заключительной молитвы или благословения все должны по-прежнему сохранять

[494]

спокойствие, чтобы не утратить мир Христа. Все должны выходить из собрания чинно, не создавая толкотни и давки; не разговаривая громко, все время сознавая, что они находятся в присутствии Бога и что Его глаз наблюдает за ними. В проходе между рядами не нужно останавливаться для разговора и обмена мнениями, чтобы не мешать свободному выходу людей. Прилегающая к молитвенному дому территория также должна быть окружена священным благоговением. Ни в коем случае это место не должно превращаться в место встреч старых друзей, обыденных разговоров и мирских бесед. Обо всем этом говорите за воротами собрания. Бог и ангелы обесчещены беспечным, громким смехом и шарканьем ног, временами раздающимися в разных уголках.

Родители,! Вознесите на должную высоту мерило христианства в сознании ваших детей; помогите им ввести Иисуса во все опыты их жизни; научите их испытывать самое высокое благоговение к дому Божьему и помогите им понять, что, вступая на место богослужения, они должны проникнуться мыслью о том, что «здесь присутствует Господь, что это место — Его дом; что я должен иметь чистые мысли и самые святые побуждения, что у меня не должно быть гордости, зависти, ревности, злых подозрений, ненависти или обмана, потому что я нахожусь в присутствии Святого Бога. Это место, где Бог встречается со Своим народом и где Он благословляет его. Что Снятый и Превознесенный смотрит на меня и знает мои самые сокровенные мысли и действия всей моей жизни».

Дорогие братья! Не желаете ли вы немного поразмыслить над тем, как вы ведете себя в доме Божьем и что делаете для того, чтобы словом наставления и личным примером воспитывать в своих детях благоговение? Вы возлагаете очень большую ответственность на проповедника и считаете его в ответе за спасение ваших детей; но вы не сознаете личной ответственности как родители и наставники, и, подобно Аврааму, заповедуете ли вы дому своему после себя уставы Божьи? Ваши сыновья и дочери испорчены вашим личным примером и небрежностью, и, невзирая на такие

[495]

крупные недочеты в семейном воспитании, вы все же надеетесь, что проповедник добьется замечательных успехов в воспитании ваших детей в вопросе благоговения и других высших христианских качеств. Даже если проповедник сделает все зависящее от него для общины посредством терпеливого обращения, ласковых, нежных предостережений, горячих молитв за спасение душ, все это может оказаться безуспешным; отцы же и матери часто порицают его за то, что их дети необращены, в то время как причина этого, возможно, заключается в их личной небрежности. На родителей возлагается определенное бремя, и когда же, наконец, они примутся за эту работу, доверенную им Богом, с верностью будут выполнять ее? Будут ли они простираться вперед и выше, трудясь в смирении, терпении и настойчивости, чтобы самим достичь высшего мерила и привести к такому состоянию своих детей? И нет ничего удивительного в том, что наши общины так слабы и не имеют того глубокого, серьезного духа благочестия, каким они должны обладать. Наши привычки и обычаи, бесчестящие Бога и низводящие все святое и небесное на одну ступень со всем обычным, свидетельствуют против нас. Мы имеем святую, испытанную, освящающую истину, и если наши привычки и обычаи не будут находиться в согласии с этой истиной, тогда мы грешим против большого света, и наша вина пропорциональна этому свету. И в день суда Божьего язычникам будет намного легче, чем нам.

В распространении света истины необходимо сделать намного больше, чем мы делаем в настоящее время. Бог ожидает от нас больше плодов; Он ожидает большей ревности и верности, больше искренних и серьезных действий со стороны отдельных членов церкви ради их ближних и тех, кто не знает Христа. Родители должны начать свою работу на высоком уровне. Все, кто называется именем Христа, должны облечься во всеоружие Божье и умолять, предостерегать и искать пути для приобретения душ. Ведите всех, кого только можете, в дом Божий для того, чтобы они услыхали об истине. Мы должны делать намного больше, чем делаем, для того, чтобы вырвать души из пламени огня.

Также верно и то, что благоговение к дому Божьему

[496]

почти исчезло. Святым вещам и местам не придается должного значения, и все святое и возвышенное не оценено должным образом. Не кроется ли здесь причина того, что в наших семействах нет пылкого благочестия? Не потому ли все это так, что высокое мерило религии затоптано в прах? Бог дал Своему народу в древности точные, совершенные и определенные уставы. Разве Его характер переменился? Разве Он не могущественный и не великий Бог, управляющий небесами небес? Разве было бы излишним для нас, чтобы мы почаще пересматривали все указания, данные Им Самим для древнего народа Божьего, обладающего таким ярким светом истины, дабы подражать их благоговению к дому Божьему? Мы имеем очень серьезные, исчерпывающие причины для того, чтобы поддерживать ревностный, преданный дух в служении Богу. Даже больше того, мы имеем все основания для того, чтобы быть более духовными и благочестивыми в нашем служении, чем иудеи. Но враг работает над разрушением нашей веры в святость христианского богослужения.

Помещение, посвященное Богу, не должно быть местом, где совершаются обычные мирские дела. Если дети Божьи собираются для служения в помещении, которое в течение недели использовалось как школьное помещение или кладовая, то они не должны разрешать себе, чтобы их святые мысли смешивались с тем, что здесь происходило в течение рабочей недели. Воспитание и обучение молодежи должно носить такой характер, чтобы они испытывали самое глубокое уважение ко всему святому и сердечное посвящение Богу в Его доме. Многие из тех, кто считает себя детьми Небесного Царя, не относятся с должным уважением и оценкой к святости всего вечного. Почти все нуждаются в наставлении, как вести себя в доме Божьем. Родители должны не только учить своих детей, но и повелевать им, с каким чувством долга и благоговением они должны входить в дом молитвы.

Моральный вкус поклоняющихся во святилище Бога должен быть возвышен, очищен и освящен. Но, к великому сожалению, этот вопрос очень запущен. Важность этого положения не оценена должным образом, и в результате царит беспорядок, непочтительность,

[497]

а Бог обесчещен. Если руководители церкви, служители и народ, отцы и матери не находятся на должной высоте в этом вопросе, чего же можно ожидать от их неопытных детей? Они часто собираются группами, уходят от родителей, которые должны наблюдать за ними. Но очи Бога видят их легкомысленное, беспечное поведение, слышат их шепот, смех, отмечая их непочтительность, невнимательность и равнодушие. Им редко говорят о том, что служитель — это посланник Божий; что весть, проповедуемая им,- это одно из средств Божьих для спасения душ, и что для всех принимающих ее она может стать запахом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть.

Нежный, восприимчивый ум молодежи оценивает труд слуг Божьих на основании отношения их родителей к ним. Многие главы семейств в кругу своей семьи подвергают критике служение, одобряя одно и критикуя другое. Таким образом, весть Божья, посылаемая людям, критикуется, оспаривается и воспринимается легкомысленно. И только небесные книги в свое время откроют то впечатление, какое произвело на молодые умы такое непочтительное отношение. Дети более восприимчивы к таким вопросам, чем родители предполагают. Их моральные качества приобретают такую склонность, что никакое время не изменит ее. И родители при этом жалуются на черствость своих детей и на то, как трудно пробудить в них чувствительность к требованиям Божьим. Но небесные книги очень верно отмечают истинную причину всего этого. Родители — необращенные люди. Они не находятся в гармонии с небом и совершаемой там работой. Их приземленное представление о святости служения и святилища Божьего было вплетено в воспитание детей. Очень трудно предположить, чтобы тот, кто в течение многих лет находился под порочащим влиянием семьи, имел

[498]

благоговейное, глубокое уважение к Божьему служению и Его работникам, которым Он доверил спасение душ. О таких вопросах нужно говорить с благоговением, благопристойным языком, с тактом, чтобы все видели, что вы относитесь к вести слуг Божьих как к вести, посланной вам Самим Богом.

Родители! Будьте очень осторожны и внимательны к тому, какой пример и мысли вы подаете и внушаете своим детям. Они очень впечатлительны и все легко воспринимают. Даже если во время служения служитель допустит какую-либо неточность, не говорите об этом. Говорите только о всем хорошем, сделанном и сказанном им. Обратное же отношение приведет к тому, что у детей не будет никакого почтения к дому Божьему и никакого уважения к Его служителям. Их воспитание в этом отношении будет иметь недостаток. Родители таких детей нуждаются в ежедневном общении с Богом. Их личные мысли должны быть очищены и облагорожены; их уста нуждаются в прикосновении горящего угля с жертвенника Господня, и только в таком случае их привычки в семье будут оказывать благотворное впечатление на ум и характер их детей. Тогда мерило религии будет поднято на должную высоту. Такие родители сделают большую работу для Бога. В их жизни останется меньше светскости, меньше чувственности и появится больше изысканности и верности в семье. Вся их жизнь будет облечена торжественностью, о которой они раньше не имели представления. Ничто, имеющее отношение к служению Божьему, не должно считаться обычным и маловажным.

Мне всегда было больно наблюдать, как в доме молитвы находились неаккуратно одетые мужчины и женщины. Если бы внешний вид являлся показателем внутреннего содержания сердца и характера, то навряд ли можно было бы представить себе более гнетущую картину. Такие люди не имеют никакого представления об аккуратности, чистоте, изяществе манер или жестов, требуемых Богом от всех приходящих пред Его лицо на поклонение. Какое впечатление все это производит на неверующих людей и на молодежь, которая очень восприимчива и делает свои выводы.

В сознании многих всякое представление о доме Божьем

[499]

тождественно представлению о самом обычном месте. Некоторые входят в дом молитвы в головных уборах, в грязной одежде. Таковые даже не отдают себе отчета в том, что они встречаются там с Богом и святыми ангелами. В этом вопросе во всех наших общинах должна произойти коренная перемена. Сами служители должны иметь об этом самое возвышенное представление. Но это не так, к сожалению. Бог часто отвращает Свое лицо от собравшихся на месте поклонения по причине непочтительности, небрежно принятой позы, грязной одежды, развязного поведения и не молитвенно настроенного сознания.

Нужно научить всех быть чисто, аккуратно одетыми и без украшений, ношение которых также не подходит для святилища. Ничего показного, бросающегося в глаза не должно быть в наружном виде, потому что это будет выглядеть непочтительно. Часто внимание слушателей отвлекается той или иной ярко выраженной частью туалета. Бог должен быть центром размышления, служения, и все то, что отвлекает сознание от торжественного, святого служения, является оскорбительным для Бога. Всякого рода ленты, кружевные оборки, дерья, золотые и серебряные украшения — все это атрибуты идолопоклонства и совершенно не подходит для святого служения Богу, где взор каждого молящегося должен быть обращен к Его славе. Все части туалета должны быть тщательно обдуманы и выдержаны в рамках библейских правил. Мода — это богиня, управляющая миром, и как часто незаметным образом она проникает в церковь. Церковь должна сделать Слово Божье своим мерилом, и родители обязаны разумно отнестись к этому вопросу. Если они заметят, что их дети имеют склонность к следованию требованиям моды, они должны, подобно Аврааму, решительно «заповедать своему дому после себя». Вместо того, чтобы объединить их с миром, соедините их с Богом. Пусть никто не бесчестит святилище Божье своим показным, наружным убранством. Там присутствуют Бог и ангелы. Святой Израилев сказал через Своего апостола: «Да будет украшением вашим не внешнее

[500]

плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.З:3-4).

При основании общины ее члены не должны быть оставлены без наставления в этих вопросах, потому что служители в подобном случае будут отвечать перед Богом за это. Если народ не получит правильного представления об истинном богослужении, истинном благоговении к нему, то у него будет ко всему этому обычное отношение, и такое исповедание явится ничем иным, как оскорблением для Бога и бесчестием для религии. Люди с таким неразвитым представлением никогда не воздадут должное чистоте и святости неба и не смогут быть вместе с поклоняющимися в небесных дворах, где на всем лежит печать чистоты и совершенства, где каждое существо испытывает совершенное почтение к Богу и Его святости.

Ап. Павел говорит, что благодаря работе посланников Божьих каждый человек должен быть представлен совершенным во Христе Иисусе. Все, кто принимает истину небесного происхождения, должны быть очищены, облагорожены и освящены ею. Это потребует прилежных усилий для того, чтобы достичь отметки истинной зрелости. Не отесанные камни, взятые из каменоломни, должны быть обработаны и их острые углы сглажены. Наш век славится склонностью к поверхностной работе, легкому труду и святости, которая очень далека от Божьего образца. Все короткие пути, все обходные дороги, всякое учение, не возвышающее закон Божий на должную высоту как мерило религиозного характера, незаконны и ложны. Совершенство характера — это работа всей жизни, и она может остаться неоконченной для того, кто не будет стремиться к этому Богом определенным путем, идя к вершине медленными и изнурительными шагами. Мы не можем позволить себе допустить какую-либо ошибку в этом деле, но мы должны изо дня в день возрастать во Христе, нашем живом Главе.

[501]