Глава 75 Письмо

Дорогой брат О.! Я получила ваше письмо и не могу скрыть горьких чувств по поводу происшедших с вами внезапных перемен. Обозревая вашу прошлую жизнь, я вспоминаю время, проведенное вами в Колорадо, ваши раздумья, когда вы еще находились на надежном основании, низвергнуться откуда, казалось, было невозможно, и ваше последующее частичное возвращение к вере, искушения, которым вы подверглись из-за своего ложного и тщеславного стремления быть более великим вне народа Божьего; ваше разочарование, ваше достойное похвалы последующее молчание, молитвы и сострадание народа Божьего, возносимые к небу ради вас, и моя неустанная борьба: «Господи, не оставляй его, постарайся спасти. Он попал во вражескую сеть; он потерял свою надежду на Бога».

Незадолго до смерти вашей жены мы совершили с ней нашу последнюю, поездку. Ее душа страдала из-за вас и ваших детей. Она сказала, что будущее страшит ее из-за детей и скептицизма мужа. Она призналась: «Если я умру, будет очень ужасно, если он, получивший так много света и свидетельств, оставит веру и повлияет на детей, чтобы они не соблюдали субботу. Только из-за этого я продолжаю жить. В его душе нет той надежной основы,

[622]

которая помогла бы ему устоять перед лицом искушения. О, сестра Уайт, я держусь за жизнь только ради своего мужа и детей. Я хочу прямо сказать вам о своем искреннем сожалении, что не восприняла в ином духе данное нам с мужем свидетельство. Сейчас я вижу, что нам была необходима именно такая весть, и если бы мы правильно восприняли ее тогда, то впоследствии оба были бы в несравненно лучшем духовном положении, чем сейчас. Нами овладел дух гордости, и с того времени я старалась избегать вас, ибо мне казалось, что вы не доверяете нам. Но за последние несколько месяцев все эти необоснованные подозрения исчезли, и я снова испытываю к вам то же чувство доверия, симпатии и любви, какие испытывала в моей прошлой жизни. Но мой муж, насколько мне известно, не разделяет этих чувств и говорить мне с ним об этом, судя по всему, бесполезно. Я слишком слаба, чтобы изложить ему суть дела так же четко, как она запечатлена в моей душе, а он слишком тверд в своих заблуждениях. При всем этом хочу заявить: я всей душой верю в Свидетельства и ваши труды, о чем давно мечтала сказать вам, и поэтому сейчас чувствую себя свободной. Простите ли вы меня за слова и мысли, направленные против вас? Я доставляла огорчения Духу Божьему и иногда даже считала, что Он оставил меня; но сейчас я не чувствую этого. И только в последние несколько недель я по-настоящему осознала всю опасность, которую несут в себе слова неверия; меня страшит перспектива того, что мой муж забудет обо мне и полностью утратит веру. О, как бы я хотела помочь ему!»

Брат О., когда вы сказали мне, что ваша жена умерла, не веря Свидетельствам, я вам не возразила, но подумала, что вы пытаетесь обмануть меня. Впоследствии я пришла к выводу, что вы блуждаете во мраке, ибо у меня имеется ее письмо, в котором она заверила меня в своей абсолютной вере в Свидетельства и что они истинно определили ваше и ее состояние. Затем вместе с вами я присутствовала на лагерном собрании, где вы имели возможность приобрести опыт, который мог бы иметь

[623]

вечную ценность для вас, если бы вы сохранили такое же смирение перед Богом, какое было у вас в то время. Тогда вы смирили свое сердце и на коленях просили у меня прощения за плохой отзыв обо мне и моей работе. Тогда вы произнесли следующие слова: «Вы даже не можете себе представить, как я поносил вас». Я же заверила вас, что прощаю вас с такой же готовностью, с какой, надеюсь, Иисус простит мне мои согрешения и ошибки. Там, в присутствии нескольких свидетелей, вы признались в том, что многое говорили мне во вред, на что я ответила готовностью простить вас, ибо слова ваши были направлены не против меня. Ни одного из этих слов не было направлено лично против меня, ибо я была только слугой, передающим данную Богом весть. Своими словами вы пытались принести вред не мне, а вести, которую Бог передавал вам через Свою скромную вестницу. Пострадала не я, а Христос. Тогда я сказала: «Я не хочу, чтобы вы исповедовались передо мной. Решите все это между своей Душой и Богом, и тогда между ними не будет никаких препятствий».

Некоторые из обращенных к вам выражений вы сначала восприняли не совсем серьезно, но затем, вчитавшись в них более внимательно, сказали, что воспринимаете их иначе, чем раньше и все вошло в норму. После нашей беседы вы заметили, что ощущаете себя так, как будто никогда раньше по-настоящему не знали, что означает обращение, что вы родились свыше и впервые обратились. Тогда вы могли с чистой совестью говорить о своей любви к братьям; ваше сердце было светлым и счастливым; вы понимали святость работы, как никогда раньше; ваши письма показывали, сколь глубокую перемену произвел в вас Дух Божий.

И все же я знала, что вы вернетесь к неустойчивому состоянию, чтобы еще раз пройти через испытания, которые вы не выдержали в свое время. Так Господь поступил с сынами Израилевыми и так Он поступал со Своим народом во все времена. Он проверяет их в том, в чем они уже однажды согрешили; Он испытывает их еще раз, и если они не выдерживают опять, Он снова и снова подвергает их тому же испытанию.

Мое сердце болит каждый раз, когда я думаю о вас; моя душа полна глубокой печали. Каждая душа драгоценна, ибо искуплена драгоценной кровью

[624]

Иисуса Христа. Я часто ловлю себя на мысли, что мы далеки от правильной оценки крови Иисуса — искупления души. Размышляя о бесконечной цене, уплаченной за искупление души каждого из нас, я часто думаю: «А что, если эта душа окончательно потеряна? Что, если она откажется стать учеником в школе Христа, не будет следовать кротости и смирению и откажется нести бремя Христа?» В этом, мой брат, и заключается ваша величайшая ошибка. Если бы вы поменьше прислушивались к собственным суждениям, а следовали советам Христа, то сейчас бы вы были утверждены в благодати и познании Иисуса Христа. Вы не пожелали нести иго вместе со Христом и не исполнились Его Духом. О, как же ваш характер нуждается в божественном преобразовании!

Мы за многих в ответе и будем судимы согласно свету и преимуществам, которые Господь даровал нам. Мы не можем оправдаться тем, что имели меньше света, чем народ, веками вызывавший удивление и осуждение мира. Мы не можем рассчитывать на оправдание суда, потому что, подобно Капернауму, шли возвышены до неба. Господь действует в пользу Своего народа, соблюдающего заповеди. Свет, ниспосланный для нас с неба, не был дан Содому и Гоморре, иначе они могли бы существовать до нашего времени; и если бы великие дела, знания и благодать были явлены этим блуждающим во тьме народам, как они явлены нам, трудно сказать, насколько дальше нашего народа они могли бы уйти в настоящее время. Мы не можем определить, насколько могла бы быть благоприятней для них ситуация в день суда, чем для тех, кто подобно вам, имел в своем распоряжении ясный свет истины, но по какой-то необъяснимой причине отвернулся от переданной ему святой заповеди.

Ваш случай вызывает глубокую печаль и заслуживает серьезного предостережения, ибо «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

[625]

Господь видит не так, как человек. Его мысли и пути совершенно не таковы, какими их видят или желают видеть слепые, себялюбивые люди. Господь смотрит на сердце, работая вместе со Своими созданиями, чтобы они исполняли все Его заповеди или требования;

конечно, если они не отвергают Его совета и не отказываются соблюдать Его заповеди или требования!

Большую часть своей жизни вы проповедовали доктрины, от которых отрекаетесь и которые сегодня осуждаете. Когда же поводилась истинная работа и когда — ложная? Можем ли мы довериться вашему суждению? Можем ли мы положиться на ваше понимание Св. Писания? Нет, не можем, ибо тогда нам грозила бы опасность впасть в заблуждение. Ни сейчас, ни в любой последующий период вашей жизни вы не можете ощущать, что стоите на надежной и твердой основе. Я не могу не думать о вашем будущем. Истина для меня — это живая реальность. Я знаю, что это именно так. Слово Божье не оставляет места для сомнений. «Обращайтесь к закону и Откровению. Если они не говорят, как это Слово, то нет в них света» (Ис. 8:20) А. будет ли светить во мраке ваш свет?

В настоящее время я пишу более полный вариант книги «Великая борьба», где раскрывается история падения сатаны и появление греха на нашей земле, поэтому я глубже и ярче, чем когда-либо раньше, осознаю эту великую борьбу между Князем света, Христом, и князем тьмы, сатаной. Видя различные лукавые планы, к которым прибегает сатана, чтобы погубить заблудшего человека и преобразовать его по своему образу в нарушителя святого закона Божьего, я страстно желаю, чтобы ангелы Божьи снизошли на землю и поведали о великой важности всего происходящего. Не менее искренне я скорблю о душах, по собственной воле отказывающиеся от света, познания и послушания святому закону Божьему. Подобно тому, как Адам и Ева поверили льстивой лжи сатаны: «Вы будете, как боги» (Быт 3:5), так и эти души надеются, что неповиновение поможет им достичь еще больших высот или занять более «престижное» положение. Принимая все это близко к сердцу, я, когда другие спят, часами молю Бога явить Его силу, чтобы избавить человека от этого рокового

[626]

заблуждения и в простоте направить его к Голгофскому кресту. Но затем я успокаиваю себя мыслью о том, что все эти души искуплены кровью Господа нашего Иисуса Христа Мы полагаем, что испытываем к душам любовь. Голгофа же свидетельствует о том, как любит их Бог. Это не наша работа, а Господня; мы же всего лишь орудия в Его руках для исполнения не нашей, а Его воли. Глядя на выступающих против Духа благодати, мы дрожим от страха за них. Мы искренно опечалены и разочарованы тем, что они оказались неверными Богу и истине, но еще больше нас опечаливает мысль об Иисусе, Который искупил их Своей Собственной кровью. Мы готовы отдать все свое достояние для спасения какой-либо души, но оказывается не можем сделать это; мы готовы даже отдать свою жизнь, чтобы хотя бы одна душа была спасена для жизни вечной, но и эта жертва не будет иметь никакой силы, ибо самая великая жертва уже была принесена в жизни и смерти Иисуса Христа. О, если бы человеческий ум смог постичь все величие этой жертвы! Тогда он был бы более способен осознать и все величие спасения!

Но сейчас, брат О., вы, который имел столь великий свет и такое изобилие доказательств библейской истины, не стремитесь продвигаться вперед и вверх с теми, кто в конечном итоге восторжествует вместе с истиной. Сейчас вы заняли сторону первого великого мятежника, стремящегося лишить закон Божий силы и ведущего других тем же путем нарушения закона Божьего, чтобы осмеять нашу веру. Каким будет ваше дело, когда предстанете на суд и каждый будет судим согласно небесных книг? Вы посмотрите на одного, другого, третьего, которые могли бы идти путем заповедей Божьих, если бы вы не окружили их атмосферой неверия, если бы своими ложными трактовками вы не извращали Священного Писания и не уводили их от строгого соблюдения святого закона Божьего. Сможете ли вы с удовольствием смотреть на все это? Вы услышите голос великого судьи: «Кто требует от вас?» (Ис. 1:12).

[627]

Ваша нынешняя жена не имеет глубокого религиозного опыта в самоотречении, самопожертвовании, в общении с Богом и в доверии к истине. Ее легко отвратить от послушания Богу и направить на путь греха. Ваши же дети пойдут туда, куда направит их отец, и до тех пор, пока особое Провидение не избавит их, их непослушание и грехи будут лежать на вашей душе. Судья всей земли поставит вас перед лицом святого закона, требования которого вам хорошо известны. Именно согласно этого святого мерила праведности будет судим как ваш характер, так и характеры вашей жены и детей. Вы ведете их ко греху, и вина за нарушение ими святого закона лежит на вас. Используя не без ведома сатаны различные греховные планы, вы пытаетесь убедить других в том, что отказываетесь от света истины как честный человек. Так ли это? Нет и еще раз нет. Вас охватит отвращение к себе и страх перед вашим Создателем. Вы попытаетесь придумать какие-либо извинения за свой курс, но не сможете их найти, стоя перед Ним виновным и осужденным. Возможно, вы рассердитесь на меня, что я таким нерадостным представила ваше положение, но оно так и есть, и так и будет с любым нарушителем святого закона Божьего.

Никогда не забывайте следующую истину: «Где бы я ни был, что бы я ни делал, Ты, Боже, видишь меня». Даже самый незначительный поступок наш не может остаться незамеченным Господом, Который сказал: «Знаю твои дела» (Откр. 2:2). Глубины каждого сердца открыты перед Богом; каждый поступок, каждое намерение и каждое слово известны Ему с такой исчерпывающей точностью, как если бы во всей вселенной существовал только один человек, на поведении которого Бог сосредоточил все Свое внимание и все Свои старания. Будем ли мы нарушать хоть одну заповедь из Его закона и учить этому других посредством уклончивых ответов, голословных утверждений и ложных доводов, находясь в непосредственном присутствии Законодателя? Осмелимся ли мы разыгрывать напускное пренебрежение к приговору перед лицом Самого Судьи? Все это — проявление

[628]

дерзости, превосходящей самую худшую человеческую самонадеянность. Мой брат, я знаю, каким могу встретить вас в Судный день, — не находящим слов оправдания своему отступничеству.

О, если бы я смогла раскрыть глаза вам и многим другим братьям, что мы всегда находимся в присутствии Божьем, чтобы сознание этого внесло в вашу жизнь такие ограничения, которые бы изменили в лучшую сторону ваше моральное и религиозное положение перед людьми. Мы должны стремиться к более высокому духовному положению. Любая душа во всех своих делах, везде и во всякое время должна поступать с полным сознанием того, что живет под испытывающим взором Бога и небесных ангелов, что Личность, Которая будет судить дела всех людей для вечности, сопровождает ее на каждом шагу, следит за всеми поступками и самым тщательным образом исследует все побуждения. Такое сознание постоянного присутствия Бога, равно как и страх нарушить Его закон, должны заполнить всю его душу. Теперь представьте, какие изменения могли бы произойти в человеке и в обществе, какие грехи никогда не совершились бы! Это сознание постоянного присутствия Божьего несло бы от всякого сословия и возраста чудесное восклицание: «Как же я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9).

Кто сможет войти в город воротами? «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротам и» (Откр. 22:14). Вы не хуже меня знаете все эти заповеди. Я люблю вашу душу, душу вашей жены и ваших невинных детей, потому и обращаюсь к вам с этим письмом. Задумайтесь, каким путем вы идете. Я могла бы сказать вам и больше, но не сейчас. Пожалуйста, ответьте мне и возвратите мне письмо, содержащее описание сна, как я просила вас.

С глубокой печалью, состраданием и любовью — ваша ____.

20 апреля 1888 года.

[629]